Научная статья на тему 'Взаимосвязь рефлексии и креативности личности'

Взаимосвязь рефлексии и креативности личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
952
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕФЛЕКСИВНОСТЬ / ВЕРБАЛЬНАЯ КРЕАТИВНОСТЬ / НЕВЕРБАЛЬНАЯ КРЕАТИВНОСТЬ / REFLEXIVITY / VERBAL CREATIVITY / NON-VERBAL CREATIVITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Маркина Надежда Александровна

В статье представлены результаты эмпирического исследования по выявлению рефлексивной обусловленности креативных возможностей личности. Проведенный анализ позволяет говорить о тесной взаимосвязи рефлексии и креативности. В статье рассматриваются различия в проявлении креативности у респондентов с разным уровнем рефлексивности. Раскрыто положительное и отрицательное влияние рефлексивности на креативные возможности личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Маркина Надежда Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Interrelation of Reflection and Personality’s Creativity

The results of the empirical research to reveal reflexive conditionality of person’s creativity are represented in the article. The analysis carried out lets us point to tight correlation between reflection and creativity. Differences in showing creativity of respondents with a various level of reflection are considered in the article. Positive and negative influences of reflection on person’s creativity abilities are revealed.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь рефлексии и креативности личности»

УДК 159

Н. А. Маркина

Взаимосвязь рефлексии и креативности личности

В статье представлены результаты эмпирического исследования по выявлению рефлексивной обусловленности креативных возможностей личности. Проведенный анализ позволяет говорить о тесной взаимосвязи рефлексии и креативности. В статье рассматриваются различия в проявлении креативности у респондентов с разным уровнем рефлексивности. Раскрыто положительное и отрицательное влияние рефлексивности на креативные возможности личности.

Ключевые слова: рефлексивность, вербальная креативность, невербальная креативность.

N. А. Markina

Interrelation of Reflection and Personality's Creativity

The results of the empirical research to reveal reflexive conditionality of person's creativity are represented in the article. The analysis carried out lets us point to tight correlation between reflection and creativity. Differences in showing creativity of respondents with a various level of reflection are considered in the article. Positive and negative influences of reflection on person's creativity abilities are revealed.

Key words: reflexivity, verbal creativity, non-verbal creativity.

Рефлексия, как комплексный и междисциплинарный конструкт, выступает одновременно и общепсихологическим феноменом, постоянно привлекающим внимание исследователей различных областей науки. Изменяющееся пространство общественной жизни и нестабильная социально-экономическая ситуация вызывают потребность в развитии таких качеств личности, которые определяли бы успех ее деятельности. Осознание и рефлексия своих личностных качеств определяет достижение высоких результатов в различных областях деятельности.

Проблема рефлексивной обусловленности креативных возможностей личности активно исследуется в психологии. Прежде всего, необходимо определиться с теоретическими предпосылками рассмотрения двух представленных конструктов рефлексии и креативных возможностей. Рефлексия проявляется в фундаментальной способности сознательного субъекта встать в практическое отношение к собственному сознанию и деятельности [1].

Под рефлексией мы понимаем процесс обратной связи, позволяющей субъекту познавать свою деятельность.

Что касается теоретической основы понимания креативности, то здесь можно привести следующее определение, наиболее полно, раскрывающее данное понятие в рамках концептуаль-

ных целей представленного исследования. «Креативность - творческие возможности (способности) человека, которые могут проявляться в мышлении, чувствах, общении, отдельных видах деятельности, характеризовать личность в целом и/или ее отдельные стороны, продукты деятельности, процесс их создания» [5].

Анализ подходов в понимании креативных возможностей позволяет говорить о существовании некой движущей силы, способствующей активации всех структурных компонентов данного психологического конструкта.

Можно констатировать многообразие теорий, в которых этим механизмом выступают различные психологические феномены, такие как: мотивация, самоактуализация, уровень интеллекта и т. д.

Ряд работ, посвященных проблемам креативных возможностей, раскрывает роль рефлексивного компонента в процессе регуляции деятельности [3, 4, 7].

Сложность и неоднозначность выявленных взаимосвязей рефлексивных механизмов с креативностью личности определили концептуальную актуальность данного исследования, вызванного недостатком эмпирического материала, системно описывающего отношения между рефлексивными процессами и креативными возможностями личности.

© Маркина Н. А., 2012

Таким образом, актуальность, научная и практическая значимость темы представленного исследования продиктована, с одной стороны, социально-экономическими переменами, происходящими в современном обществе, с другой - логикой развития самой психологической науки в целом. Актуальность, научная и практическая значимость проблемы определили цель настоящего исследования - изучить закономерности рефлексивной обусловленности креативных возможностей личности.

Представленное исследование направлено на подтверждение гипотезы о том, что рефлексия является личностным механизмом, обусловливающим проявление креативных возможностей.

Цель и гипотеза исследования определили его задачи:

1. представить теоретико-методологическую базу изучения рефлексии и креативности;

2. раскрыть взаимосвязь рефлексивности с креативными возможностями личности;

3. провести анализ внутренней структуры взаимосвязей рефлексивности и креативных возможностей личности;

4. определить влияние рефлексивности на креативные возможности личности.

Концептуальной основой данного исследования является подход, раскрывающий рефлексивную обусловленность многих психических процессов, разработанный в трудах А. В. Карпова [2], С. Ю. Степанова [7], И. Н. Семенова [7], Г. П. Щедровицкого [8], А. В. Растянникова [6], Д. В. Ушакова [6].

В эмпирическом исследовании принимали участие студенты гуманитарного вуза 1-У курсов экономического факультета и факультета психологии. Общий объем выборки составил 174 человека, мужчины и женщины в возрасте от 17 до 58 лет. Для изучения рефлексивной обусловленности вербальной и невербальной креативности личности использовались следующие методики: для изучения рефлексивности - методика определения индивидуальной меры рефлексивности А. В. Карпова; для изучения вербальной и невербальной креативности - адаптированный вариант теста С. Медника (Л. Г. Алексеева, Т. В. Галкина, А. Н. Воронин) и краткий вариант теста Э. П. Торренса («Завершение картинок»).

Анализ полученных данных осуществлялся методами математической статистики с применением компьютерной программы для обработки данных 81ай8йса V. 7.0. Для проверки наличия и особенностей связи между исследуемыми пере-

менными использовался коэффициент ранговой корреляции Спирмена; для проверки структуры взаимосвязей переменных - факторный анализ (с помощью метода главных компонент; вращение - нормализованный варимакс); для выявления влияния исследуемых переменных - регрессионный анализ (множественная линейная регрессия с помощью прямого пошагового метода).

Для решения задачи, заключающейся в изучении взаимосвязи различных видов рефлексии и креативных возможностей личности был проведен корреляционный анализ. В результате были получены следующие данные.

Так, индивидуальная мера рефлексивности положительно коррелирует с показателями невербальной креативности индекс оригинальности (г = 0,26, при р<0,05), индекс уникальности (г = 0,17, при р<0,05) и вербальной креативности индекс оригинальности (г = 0,48, при р<0,05), индекс уникальности (г = 0,40, при р<0,05) и с количеством ответов (г = 0,40, при р<0,05).

Перспективная рефлексия также взаимосвязана с показателями вербальной и невербальной креативности, а именно: с индексом оригинальности невербальной креативности (г = 0,18, при р<0,05), с индексом уникальности невербальной креативности (г = 0,17, при р<0,05), с индексом оригинальности вербальной креативности (г = 0,39, при р<0,05), с индексом уникальности вербальной креативности (г = 0,32, при р<0,05) и с количеством ответов (г = 0,30, при р<0,05).

Рефлексия настоящей деятельности положительно взаимосвязана с индексом оригинальности вербальной креативности (г = 0,17, при р<0,05).

Рефлексия общения и социального взаимодействия коррелирует с показателем оригинальности вербальной креативности (г = 0,19, при р<0,05).

Таким образом, по результатам корреляционного анализа можно говорить о наличии взаимосвязи между рефлексивностью и креативными возможностями личности.

Далее, для выделения внутренней структуры взаимосвязи различных видов рефлексивности с вербальной и невербальной креативностью, был проведен факторный анализ с помощью метода главных компонент с варимакс-вращением.

В результате было выделено два фактора, объясняющих около 53 % общей дисперсии. Вес первого фактора 3,15 (34,95 % дисперсии), второго - 2,20 (18,53 %).

В первый фактор, назовем его «Вербальная креативность», вошли следующие переменные: ретроспективная рефлексия (0,57), индивидуальная мера рефлексивности (0,66), индекс оригинальности вербальной креативности (0,870), индекс уникальности вербальной креативности (0,87), вербальная креативность - количество ответов (0,80). Второй фактор, назовем его «Невербальная креативность», составили ретроспективная рефлексия (0,49), перспективная рефлексия (0,46), индивидуальная мера рефлексивности (0,55), индекс оригинальности невербальной креативности (0,82), индекс уникальности невербальной креативности (0,80).

На основании результатов факторного анализа можно заключить, что респонденты, обладающие развитой рефлексией характеризуются высоким уровнем креативности. Необходимо отметить, что в зависимости от преобладания вида креативности существуют сходства и различия в доминировании того или иного вида рефлексивности. Так, высокий уровень ретроспективной рефлексии и собственно рефлексивности характерен для респондентов, как с развитой вербальной креативностью, так и невербальной. Отличие: развитая невербальная креативность имеет внутреннюю взаимосвязь и с перспективной рефлексией.

Далее, для того, чтобы выявить, какой вид рефлексии влияет на вербальную и невербальную креативность по каждому показателю и насколько значимо это влияние, был проведен регрессионный анализ. Регрессионный анализ проводился с помощью прямого пошагового метода.

Ниже представлены уравнения множественной линейной регрессии, содержащие значимые коэффициенты для вербальной и невербальной креативности.

Для первой переменной НКио - индекс оригинальности невербальной креативности - были получены следующие в-коэффициенты регрессии: X1 - индивидуальная мера рефлексивности (в= 0,301) и X2 - рефлексия настоящей деятельности (в = -0,120) , при этом второй не является высоко значимым. Значение коэффициента множественной корреляции - Multiple R = 0,29; детерминации - RI = 0,122.

Таким образом, построенная модель объясняет 12 % влияния переменных на показатель оригинальности невербальной креативности. По-

строенная регрессия имеет следующий уровень значимости по статистике критерия Фишера: F = 7,664, при p = 0,0006. Полученное уравнение регрессии имеет вид:

НКио = 0,623 + 0,002 Xj - 0,003 X2.

Таким образом, на показатель индекса оригинальности невербальной креативности влияют индивидуальная мера выраженности рефлексивности и рефлексия настоящей деятельности. В большей степени влияет развитая рефлексивность на повышение уровня оригинальности невербальной креативности. Повышение же уровня рефлексии настоящей деятельности, ведет к снижению показателя уровня оригинальности невербальной креативности. Важно отметить, что данное влияние не является высоко значимым. Исходя из вышесказанного, можно предположить, что оценка респондентом своей текущей деятельности в момент выполнения тестирования, сказывается на снижении индекса оригинальности невербальной креативности. Несмотря на данный факт, развитая рефлексивность, как качество личности, положительно влияет на уровень развития невербальной креативности.

Для второй переменной ВКио - индекс оригинальности вербальной креативности были получены два в-коэффициента регрессии: X1 -индивидуальная мера рефлексивности (в = 0,17) и X2 - перспективная рефлексия (в= -0,15). Значение коэффициента множественной корреляции - Multiple R = 0,49; детерминации - RI = 0,252.

Таким образом, построенная модель объясняет 25 % влияния переменных на показатель оригинальности вербальной креативности. Построенная регрессия имеет достаточно высокий уровень значимости по статистике критерия Фишера - F = 27,930, при p = 0,000. Полученное уравнение регрессии имеет вид:

ВКио = 0,413 + 0,003 Xj - 0,003 X2.

Исходя из полученных результатов, можно сделать вывод о том, что на повышение индекса оригинальности вербальной креативности влияет высокий уровень собственно рефлексивности, а на снижение данного индекса - развитая перспективная рефлексия. Данный факт, возможно, указывает на то, что в процессе выполнения задания респонденты в большей степени опираются не на предвосхищение результата, а на имею-

щиеся знания и опыт. Необходимо отметить, что по результатам кластерного и факторного анализа, показатели вербальной креативности находят тесную взаимосвязь с ретроспективной рефлексией.

Для третьей переменной ВКиу - индекс уникальности вербальной креативности были получены три в-коэффициента регрессии: X1 - индивидуальная мера рефлексивности (в = 0,28) и X2 - перспективная рефлексия (в = -0,38). Значение коэффициента множественной корреляции - Multiple R = 0,44; детерминации - RI = 0,19.

Таким образом, построенная модель объясняет 19 % влияния переменных на показатель уникальности вербальной креативности. Построенная регрессия имеет достаточно высокий уровень значимости по статистике критерия Фишера - F = 13,620, при p = 0,000. Полученное уравнение регрессии имеет вид:

ВКиу = 7,015 + 0,285 X1 - 0,382 X2.

Исходя из представленного регрессионного уравнения, можно говорить о положительном влиянии на показатель индекса уникальности вербальной креативности индивидуальной меры рефлексивности. Отрицательное влияние же оказывает показатель перспективной рефлексии.

Таким образом, проведенный регрессионный анализ позволяет сделать вывод о влиянии рефлексивности на показатели вербальной и невербальной креативности, что позволяет говорить о рефлексивной обусловленности креативных возможностей личности. Необходимо также отметить, что выявлены виды рефлексии, которые оказывают отрицательное влияние на проявление креативности, а именно: на невербальную креативность оказывает негативное влияние рефлексия настоящей деятельности, а на вербальную -перспективная рефлексия.

Подытоживая результаты проведенного эмпирического исследования можно сделать следующие выводы:

1. Существует взаимосвязь рефлексии с вербальной и невербальной креативностью: невербальная креативность взаимосвязана с собственно рефлексивностью, ретроспективной и перспективной рефлексией; вербальная креативность взаимосвязана с ретроспективной рефлексией и рефлексией общения.

2. Рефлексия обусловливает проявление креативных возможностей личности, а именно:

2.1. рефлексивность оказывает положительное влияние на показатели вербальной и невербальной креативности;

2.2. на невербальную креативность отрицательное влияние оказывает рефлексия настоящей деятельности, а на вербальную - перспективная рефлексия.

Библиографический список:

1. Бессонова, Е. А. Рефлексия и ее развитие в процессе учебно-профессионального становления будущего учителя [Текст] : дис. ... канд психол. наук: 19.0007 / Е. А. Бессонова. - Хабаровск, 2000. - 160 с.

2. Карпов, А. В. Психология рефлексивных механизмов деятельности [Текст] / А. В. Карпов. - М. : Изд-во «Институт психологии РАН», 2004. - 424 с.

3. Пономарев, Я. А. Психология творения [Текст] / Я. А. Пономарев. - М., 1999. - 480 с.

4. Пономарев, Я. А. Психология творчества [Текст] / Я. А. Пономарев. - М. : Наука, 1976. - 304 с.

5. Пузеп, Л. Г. Психологические механизмы развития креативности личности [Текст] : дис. ... канд. психол. наук: 19.00.01 / Л. Г. Пузеп. - Омск, 2006, 180 с.

6. Растянников, А. В., Степанов С. Ю., Ушаков Д. В. Рефлексивное развитие компетентности в совместном творчестве [Текст] / А. В. Растянников, С. Ю. Степанов, Д. В. Ушаков. - Изд-во : ПЕР СЭ, 2002. -320 с.

7. Семенов, И. Н., Степанов, С. Ю. Рефлексия в организации творческого мышления и саморазвитии личности [Текст] / И. Н. Семенов, С. Ю. Степанов // Вопросы психологии. - 1983. - № 2. - С. 35-42.

8. Щедровицкий, Г. П. Избранные труды [Текст] / Г. П. Щедровицкий. - М., 1995. - 490 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.