Научная статья на тему 'ВЗАИМОСВЯЗЬ РЕЧИ И СОЦИАЛЬНОГО СТАТУСА ИНДИВИДА'

ВЗАИМОСВЯЗЬ РЕЧИ И СОЦИАЛЬНОГО СТАТУСА ИНДИВИДА Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
95
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЧЬ / СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС / ИНДИВИД / КОММУНИКАЦИЯ / РЕЧЕВОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Царева Д. С., Березняк В. А., Шмигирилова Л. Н.

Статья посвящена зависимости речи от социального статуса индивида. Разработана программа социологического исследования, проведено анкетирование, по результатам которого составлен аналитический отчет. Благодаря исследованию выявлено, что социальный статус индивида и его речевая деятельность тесно взаимосвязаны друг с другом.The article is devoted to the dependence of speech on the social status of the individual. The program of sociological research was developed, a questionnaire survey was conducted, an analytical report was composed on the basis of the results. This research revealed closely interrelation between social status of individual and it’s speech.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОСВЯЗЬ РЕЧИ И СОЦИАЛЬНОГО СТАТУСА ИНДИВИДА»

Государственное управление в области охраны окружающей среды (или экологическое управление) принято рассматривать, как способ воздействовать на отношения внутри социума таким образом, чтобы это способствовало достижению определенных задач там, где речь идет о взаимодействии природной среды и общества. В числе данных задач систематизация, приведение к единому порядку, координация и развитие деятельности, направленной на [1]:

- оздоровление и поддержание в оптимальном состоянии природной среды;

- рациональное и сбалансированное природопользование;

- формирование и развитие благоприятной среды для жизни людей (как закономерный итог подобной деятельности).

В состав данного комплекса, требующего правовой охраны со стороны государства, входят [3]:

- природные ресурсы (в частности, вода и водные объекты, леса, земля и недра, атмосфера, животный и растительный мир);

- особо охраняемые природные территории и природные объекты.

Использованные источники:

1. Савченко И.А. Современные методы осуществления диалога между государством и обществом // Социально-экономические и психологические проблемы управления. - М.: МГППУ, 2013. - С. 76-89.

2. Снакин В.В. Природные ресурсы и окружающая среда. Словарь-справочник / Под ред. В.Н. Лопатина, Н.Г. Рыбальского. - М.: НИА -Природа, РЭФИА, 2014. - 593 с.

3. Шабанов В.В. Словарь по прикладной экологии, рациональному природопользованию и природообустройству. - М.: Знание, 2012. - 780 с.

Царева Д.С. студент бакалавриата 3 курса Институт Управления Березняк В. А. студент бакалавриата 3 курса Институт Управления Шмигирилова Л. Н. научный руководитель Россия, г. Белгород ВЗАИМОСВЯЗЬ РЕЧИ И СОЦИАЛЬНОГО СТАТУСА ИНДИВИДА

Статья посвящена зависимости речи от социального статуса индивида. Разработана программа социологического исследования, проведено анкетирование, по результатам которого составлен аналитический отчет. Благодаря исследованию выявлено, что социальный статус индивида и его речевая деятельность тесно взаимосвязаны друг с другом.

Ключевые слова: речь, социальный статус, индивид, коммуникация, речевое поведение.

The article is devoted to the dependence of speech on the social status of the individual. The program of sociological research was developed, a questionnaire survey was conducted, an analytical report was composed on the basis of the results. This research revealed closely interrelation between social status of individual and it's speech.

Key words: speech, social status, individual, communication, speech behavior.

Трудно представить себе условия современной действительности без речи. Любое действие, требующее контакта с другими людьми, мы сопровождаем речевой деятельностью. Ежедневно на нас обрушивается огромный поток информации, из которой каждый выбирает для себя то, что подходит лично ему. Речь в жизни человека занимает существенную позицию: она определяет возможность любого взаимодействия и сопровождает его во всякой деятельности. Эволюция речи человека происходила постепенно: от древности до настоящего времени она развивалась, появлялись новые значения, обогащался словарный запас. Если в прежние времена можно было заменить речь жестами, изображениями, просто взглядом, то теперь практически любая профессия требует от человека владение языком на высшем уровне. В современном обществе необходимо уметь не только грамотно и точно излагать свои мысли, но и формулировать намерения, направленные на достижение лучших результатов. Все это невозможно без речевой деятельности.

Для речевого поведения в социальном взаимодействии основное значение имеет речевое оформление социально-ролевого статуса участников коммуникации, достаточно жесткий контроль содержания и формы посылаемых сообщений, снижение личностного начала. В социально-ориентированном общении в силу тех или иных условий дистанция между партнерами увеличивается. Является ли это следствием пространственной или временной разобщенности, играет роль различие социального положения или неравноправие собеседников обусловлено ситуационно - так или иначе, но взаимодействие, контакт между участниками коммуникации осложняется. Это отражается в речи, которая демонстрирует несравненно большую отстраненность от своего субъекта и ее адресата, чем речь в межличностном взаимодействии.

В социально ориентированном общении социальные роли говорящих и слушающих выступают в качестве важнейшего фактора речевого поведения. Вместе с тем существует следующая функциональная зависимость: не только ролевая ситуация задает характер речевого поведения ее участников,

но и выбранные языковые средства конструируют, подтверждают социальную ситуацию. Язык, безусловно, является одним из инструментов утверждения социального статуса участников общения.

Целью данной работы является выявление связи между коммуникативной деятельностью индивида и его социальным статусом в обществе.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1) разработать методические и методологические основы выявления связи между речью индивида и его социальным статусом в обществе;

2) выявить связь между речью и социальным статусом человека;

3) произвести анализ проведенного социологического исследования.

Объектом данной работы выступают индивиды, имеющие различный социальный статус в обществе.

Предметом данной работы выступает взаимосвязь речи и социального статуса индивида.

Гипотезы социологического исследования:

1) с изменением социального статуса индивида изменяется и его коммуникативное поведение

2) с изменением социального статуса индивида, изменяются его социальное окружение, потребности, образ жизни.

Определение выборочной и генеральной совокупности. По данной теме нами проводится сплошное социологическое исследование. Данный способ требует полного охвата всех элементов объекта без исключения. Здесь обследуемая совокупность идентична генеральной. Всего в исследовании участвовало 100 человек.

Методы исследования.

Онлайн-опрос, анкетирование, вторичный анализ данных.

В социально ориентированном общении социальные роли говорящих и слушающих выступают в качестве важнейшего фактора речевого поведения. Язык, речь - это инструменты утверждения социального статуса участников общения. С целью выявления взаимосвязи между социальным статусом и речевым поведением индивида, нами было проведено исследование и получены следующие результаты.

В данном исследовании генеральная совокупность идентична выборочной и составляет 100 человек. Совокупность респондентов была разбита на следующие кагорты:

Таблица 2.

ВозрасГ^^^^ Мужской Женский

14-26 22 чел. 37 чел.

38-47 21 чел. 20 чел.

Мы проанализировали ответы респондентов на вопрос: « По Вашему мнению, переход от более низкого социального статуса к более высокому, изменяет речь человека в межличностном общении?». Выяснилось, что более чем три четверти опрошенных (79%) дали положительный ответ. По нашему мнению, к числу таких изменений можно отнести следующие:

1. Выбор формы обращения.

2. Выбор стиля речевого поведения.

3. Намеренная имитация произношения.

Следует отметить, что у каждого двадцатого респондента (5%) этот вопрос вызвал трудности при ответе.

100 50 0

■ 16 1 ® ® 5

Да Нет Затрудняюсь

ответить

Процент ответивших

Диаграмма 1. Мнение респондентов об изменении межличностного общения при переходе от более низкого статуса к более высокому

По мнению более половины опрошенных (60%), такие изменения проявляются в более интеллигентном общении. Мы можем предположить, что оно проявляется в более логичной, хорошо продуманной, научной речевой деятельности. Пятая часть опрошенных (21%) связывает такие изменения со снижением уровня интеллигентности. Возможно, под этим подразумевается хамское, нахальное отношение, возвышение собственной персоны над другими людьми.

100 50 0

60

79

21

I Человек становится более

интеллигентным

Да

Нет

Диаграмма 2. Мнение респондентов о проявлении изменений, связанных с изменением социального статуса индивида

Половина опрошенных (49%) утверждает, что с переходом индивида к более высокому социальному статусу повышается и уровень его культурности. Мы считаем, что респондентами подразумевается соблюдение

правил этикета, как в поведении, так и в речи, повышение уровня нравственного и духовного развития. Тем не менее, следует заметить, что почти треть опрошенных (29%) указывает на то, что при переходе к более высокому социальному статусу снижается уровень культурности индивида.

100

50

49 тг> 51 71

1

Да

Нет

Человек становится более культурным

Человек становится менее культурным

0

Диаграмма 3. Мнение респондентов о проявлении изменений, связанных с изменением социального статуса индивида

Более половины респондентов (64%) ответили, то индивид начинает больше личностно развиваться. Это может быть обусловлено тем, что расширяется окружение индивида, круг его интересов, обязанностей и полномочий, увеличивается количество посещаемых развивающих мероприятий. Все это благотворно влияет на развитие личности. Что касается речи индивида, то можно говорить о том, что высокоразвитая личность имеет и высокий интеллектуальный уровень, и множество различных общественных и культурных интересов, и развитые навыки ораторства. Все перечисленные факторы положительно влияют на качество общения индивида с другими.

100

50

84

Да

Нет

I Человек начинает больше личностно развиваться

Человек начинает меньше личностно развиваться

0

Диаграмма 4. Мнение респондентов о проявлении изменений

Менее половины опрошенных утверждают, что индивид становится более грубым в межличностном общении (45%), более нервным (46%), но, не смотря на это, более общительным (47%). Эти показатели можно объяснить тем, что с повышением социального статуса индивида так же возрастает количество знакомств, увеличивается количество работы и возрастает уровень ответственности за нее. Все это в той или иной мере воздействует на психику человека и, как следствие, приводит к перечисленным факторам.

Нет

Да

| Человек становится более спокойным

| Человек становится более нервным

Человек становится менее общительным

Человек становится более общительным

Человек становится менее грубым в межличностном общении

Человек становится более грубым в межличностном общении

20

40

60

80

100

Диаграмма 5. Мнение респондентов о проявлении изменений, связанных с изменением социального статуса индивида

Проанализировав ответы респондентов, мы выяснили, что большинство опрошенных (72%) считают, что речь индивида становится более влиятельной с изменением его социального статуса на более авторитетный. Мы не можем не согласится, что успешность людей во многом объясняется правильным построением речевой деятельности, которая включает в себя следующее:

1. Четкое понимание собственных намерений.

2. Структурированная речь.

3. Приведение весомых доводов в поддержку своей идеи.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Формулирование цели и подача информации с ориентацией на аудиторию.

Использование необходимой интонации

Диаграмма 6. Мнение респондентов о том, становится ли речь индивида более влиятельной с изменением его социального статуса на более

авторитетный

Исследование показало, что немного более половины опрошенных (57%) считает, что изменение социального статуса индивида зависит от его культуры общения. Мы думаем, что это объясняется тем, что правильно выбранная форма и грамотное построение речи может привести индивида к высоким результатам.

0

Диаграмма 7. Мнение респондентов о зависимости социального статуса индивида от его культуры общения

Подавляющее большинство респондентов (82%) дали положительный ответ на вопрос: «Как Вы считаете, изменяется ли поведение человека с изменением его социального статуса?». Такой результат подтверждает все описанное нами ранее.

100 80 60 40 20 0

82

11 7

1 ® ® 1

Да

Нет

Затрудняюсь ответить

Диаграмма 8. Мнение респондентов об изменении поведения индивида с изменением его социального статуса

Благодаря проведенному нами исследованию, мы можем сделать выводы. Социальный статус индивида и его речевая деятельность тесно взаимосвязаны друг с другом. Это обусловлено тем, что при изменении социального статуса индивида изменяется и его межличностное общение, культура речи, поведение как при взаимодействии с другими людьми в группе, так и влияние личности индивида на какую-либо группу. По мнению респондентов, высокий социальный статус заставляет индивида больше личностно развиваться, делает его более интеллигентным и культурным, однако, наряду с этим, более нервным и в большей степени подверженным стрессу. Следует заметить, что повышение социального статуса зависит от культуры общения, от правильного построения диалога, как межличностного, так и личности с группой; социальный статус же, в свою очередь, изменяет поведение индивида.

Подводя итоги, следует сказать, что в ходе исследования, выдвинутые нами гипотезы подтвердились: с изменением социального статуса индивида изменяется его коммуникативное поведение; с изменением социального статуса индивида, изменяются его социальное окружение, потребности, образ жизни.

Использованные источники:

1. Вандриес, Ж. Язык: лингвистическое введение в историю [Текст] / Ж.

Вандриес пер. с фр. Ж. Вандриес, проф. Парижского ун-та; примеч. П. С. Кузнецова; под ред. и с предисл. Р. О. Шор. - М.: Гос. соц.-экон. изд-во, 1937.

2. Гумбольдт, В. фон Избранные труды по языкознанию [Текст] / В. фон Гумбольдт. - М., 1984. - 297 с.

3. Дейк, Т. А. ван Язык. Познание. Коммуникация. [Текст] / Т. А. ван Дейк. - М.: БГК им. И. А. Бодуэна де Куртенэ, 2000. - 308 с.

4. Костомаров, В. Г. Язык и культура [Текст] / В. Г. Костомаров. - М.: Русский язык, 1990. - 246 с.

5. Колесов, В. В. Культура речи - культура поведения [Текст] / В. В. Колесов. - Л.: Лениздат, 1988. - 271 с.

6. Соссюр, Ф. де Труды по языкознанию [Текст] / Ф. Соссюр. - М.: Прогресс, 1977. - 695 с.

7. Потебня, А. А. Мысль и язык [Текст] / А. А. Потебня. - Киев, 1993. - 192 с.

Чаплыгина А.Ю. магистрант 1 курса Институт менеджмента Оренбургский государственный университет

Россия, г. Оренбург

АНАЛИЗ ФАКТОРОВ, ОКАЗЫВАЮЩИХ ВЛИЯНИЕ НА КАЧЕСТВО

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УСЛУГИ

В статье определены и рассмотрены факторы, влияющие на качество образовательной услуги. С помощью диаграммы Исикавы выявлены причинно-следственные связи между квалификацией преподавателей, учебно-методическим обеспечением, материально-технической базой, успеваемостью учащихся, трудоустройством выпускников, внешними связями образовательного учреждения и качеством образовательной услуги.

Ключевые слова: образовательная услуга, качество образовательной услуги, управление качеством, диаграмма Исикавы.

Система образования представляет собой совокупность учреждений различных видов, типов, форм собственности, формирующих систему, развивающуюся во времени, меняющую состав входящих в неё компонентов и связей между ними при сохранении функций.

Анализируя характеристику системы образования, которая представляет собой степень соответствия реальных и значимых получаемых образовательных результатов, необходимо сконцентрироваться на качестве образования. Проблематика современной системы российского образования является актуальной на различных уровнях управления: федеральном, муниципальном, отдельного образовательного учреждения [3].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.