Государственное управление в области охраны окружающей среды (или экологическое управление) принято рассматривать, как способ воздействовать на отношения внутри социума таким образом, чтобы это способствовало достижению определенных задач там, где речь идет о взаимодействии природной среды и общества. В числе данных задач систематизация, приведение к единому порядку, координация и развитие деятельности, направленной на [1]:
- оздоровление и поддержание в оптимальном состоянии природной среды;
- рациональное и сбалансированное природопользование;
- формирование и развитие благоприятной среды для жизни людей (как закономерный итог подобной деятельности).
В состав данного комплекса, требующего правовой охраны со стороны государства, входят [3]:
- природные ресурсы (в частности, вода и водные объекты, леса, земля и недра, атмосфера, животный и растительный мир);
- особо охраняемые природные территории и природные объекты.
Использованные источники:
1. Савченко И.А. Современные методы осуществления диалога между государством и обществом // Социально-экономические и психологические проблемы управления. - М.: МГППУ, 2013. - С. 76-89.
2. Снакин В.В. Природные ресурсы и окружающая среда. Словарь-справочник / Под ред. В.Н. Лопатина, Н.Г. Рыбальского. - М.: НИА -Природа, РЭФИА, 2014. - 593 с.
3. Шабанов В.В. Словарь по прикладной экологии, рациональному природопользованию и природообустройству. - М.: Знание, 2012. - 780 с.
Царева Д.С. студент бакалавриата 3 курса Институт Управления Березняк В. А. студент бакалавриата 3 курса Институт Управления Шмигирилова Л. Н. научный руководитель Россия, г. Белгород ВЗАИМОСВЯЗЬ РЕЧИ И СОЦИАЛЬНОГО СТАТУСА ИНДИВИДА
Статья посвящена зависимости речи от социального статуса индивида. Разработана программа социологического исследования, проведено анкетирование, по результатам которого составлен аналитический отчет. Благодаря исследованию выявлено, что социальный статус индивида и его речевая деятельность тесно взаимосвязаны друг с другом.
Ключевые слова: речь, социальный статус, индивид, коммуникация, речевое поведение.
The article is devoted to the dependence of speech on the social status of the individual. The program of sociological research was developed, a questionnaire survey was conducted, an analytical report was composed on the basis of the results. This research revealed closely interrelation between social status of individual and it's speech.
Key words: speech, social status, individual, communication, speech behavior.
Трудно представить себе условия современной действительности без речи. Любое действие, требующее контакта с другими людьми, мы сопровождаем речевой деятельностью. Ежедневно на нас обрушивается огромный поток информации, из которой каждый выбирает для себя то, что подходит лично ему. Речь в жизни человека занимает существенную позицию: она определяет возможность любого взаимодействия и сопровождает его во всякой деятельности. Эволюция речи человека происходила постепенно: от древности до настоящего времени она развивалась, появлялись новые значения, обогащался словарный запас. Если в прежние времена можно было заменить речь жестами, изображениями, просто взглядом, то теперь практически любая профессия требует от человека владение языком на высшем уровне. В современном обществе необходимо уметь не только грамотно и точно излагать свои мысли, но и формулировать намерения, направленные на достижение лучших результатов. Все это невозможно без речевой деятельности.
Для речевого поведения в социальном взаимодействии основное значение имеет речевое оформление социально-ролевого статуса участников коммуникации, достаточно жесткий контроль содержания и формы посылаемых сообщений, снижение личностного начала. В социально-ориентированном общении в силу тех или иных условий дистанция между партнерами увеличивается. Является ли это следствием пространственной или временной разобщенности, играет роль различие социального положения или неравноправие собеседников обусловлено ситуационно - так или иначе, но взаимодействие, контакт между участниками коммуникации осложняется. Это отражается в речи, которая демонстрирует несравненно большую отстраненность от своего субъекта и ее адресата, чем речь в межличностном взаимодействии.
В социально ориентированном общении социальные роли говорящих и слушающих выступают в качестве важнейшего фактора речевого поведения. Вместе с тем существует следующая функциональная зависимость: не только ролевая ситуация задает характер речевого поведения ее участников,
но и выбранные языковые средства конструируют, подтверждают социальную ситуацию. Язык, безусловно, является одним из инструментов утверждения социального статуса участников общения.
Целью данной работы является выявление связи между коммуникативной деятельностью индивида и его социальным статусом в обществе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) разработать методические и методологические основы выявления связи между речью индивида и его социальным статусом в обществе;
2) выявить связь между речью и социальным статусом человека;
3) произвести анализ проведенного социологического исследования.
Объектом данной работы выступают индивиды, имеющие различный социальный статус в обществе.
Предметом данной работы выступает взаимосвязь речи и социального статуса индивида.
Гипотезы социологического исследования:
1) с изменением социального статуса индивида изменяется и его коммуникативное поведение
2) с изменением социального статуса индивида, изменяются его социальное окружение, потребности, образ жизни.
Определение выборочной и генеральной совокупности. По данной теме нами проводится сплошное социологическое исследование. Данный способ требует полного охвата всех элементов объекта без исключения. Здесь обследуемая совокупность идентична генеральной. Всего в исследовании участвовало 100 человек.
Методы исследования.
Онлайн-опрос, анкетирование, вторичный анализ данных.
В социально ориентированном общении социальные роли говорящих и слушающих выступают в качестве важнейшего фактора речевого поведения. Язык, речь - это инструменты утверждения социального статуса участников общения. С целью выявления взаимосвязи между социальным статусом и речевым поведением индивида, нами было проведено исследование и получены следующие результаты.
В данном исследовании генеральная совокупность идентична выборочной и составляет 100 человек. Совокупность респондентов была разбита на следующие кагорты:
Таблица 2.
ВозрасГ^^^^ Мужской Женский
14-26 22 чел. 37 чел.
38-47 21 чел. 20 чел.
Мы проанализировали ответы респондентов на вопрос: « По Вашему мнению, переход от более низкого социального статуса к более высокому, изменяет речь человека в межличностном общении?». Выяснилось, что более чем три четверти опрошенных (79%) дали положительный ответ. По нашему мнению, к числу таких изменений можно отнести следующие:
1. Выбор формы обращения.
2. Выбор стиля речевого поведения.
3. Намеренная имитация произношения.
Следует отметить, что у каждого двадцатого респондента (5%) этот вопрос вызвал трудности при ответе.
100 50 0
■ 16 1 ® ® 5
Да Нет Затрудняюсь
ответить
Процент ответивших
Диаграмма 1. Мнение респондентов об изменении межличностного общения при переходе от более низкого статуса к более высокому
По мнению более половины опрошенных (60%), такие изменения проявляются в более интеллигентном общении. Мы можем предположить, что оно проявляется в более логичной, хорошо продуманной, научной речевой деятельности. Пятая часть опрошенных (21%) связывает такие изменения со снижением уровня интеллигентности. Возможно, под этим подразумевается хамское, нахальное отношение, возвышение собственной персоны над другими людьми.
100 50 0
60
79
21
I Человек становится более
интеллигентным
Да
Нет
Диаграмма 2. Мнение респондентов о проявлении изменений, связанных с изменением социального статуса индивида
Половина опрошенных (49%) утверждает, что с переходом индивида к более высокому социальному статусу повышается и уровень его культурности. Мы считаем, что респондентами подразумевается соблюдение
правил этикета, как в поведении, так и в речи, повышение уровня нравственного и духовного развития. Тем не менее, следует заметить, что почти треть опрошенных (29%) указывает на то, что при переходе к более высокому социальному статусу снижается уровень культурности индивида.
100
50
49 тг> 51 71
1
Да
Нет
Человек становится более культурным
Человек становится менее культурным
0
Диаграмма 3. Мнение респондентов о проявлении изменений, связанных с изменением социального статуса индивида
Более половины респондентов (64%) ответили, то индивид начинает больше личностно развиваться. Это может быть обусловлено тем, что расширяется окружение индивида, круг его интересов, обязанностей и полномочий, увеличивается количество посещаемых развивающих мероприятий. Все это благотворно влияет на развитие личности. Что касается речи индивида, то можно говорить о том, что высокоразвитая личность имеет и высокий интеллектуальный уровень, и множество различных общественных и культурных интересов, и развитые навыки ораторства. Все перечисленные факторы положительно влияют на качество общения индивида с другими.
100
50
84
Да
Нет
I Человек начинает больше личностно развиваться
Человек начинает меньше личностно развиваться
0
Диаграмма 4. Мнение респондентов о проявлении изменений
Менее половины опрошенных утверждают, что индивид становится более грубым в межличностном общении (45%), более нервным (46%), но, не смотря на это, более общительным (47%). Эти показатели можно объяснить тем, что с повышением социального статуса индивида так же возрастает количество знакомств, увеличивается количество работы и возрастает уровень ответственности за нее. Все это в той или иной мере воздействует на психику человека и, как следствие, приводит к перечисленным факторам.
Нет
Да
| Человек становится более спокойным
| Человек становится более нервным
Человек становится менее общительным
Человек становится более общительным
Человек становится менее грубым в межличностном общении
Человек становится более грубым в межличностном общении
20
40
60
80
100
Диаграмма 5. Мнение респондентов о проявлении изменений, связанных с изменением социального статуса индивида
Проанализировав ответы респондентов, мы выяснили, что большинство опрошенных (72%) считают, что речь индивида становится более влиятельной с изменением его социального статуса на более авторитетный. Мы не можем не согласится, что успешность людей во многом объясняется правильным построением речевой деятельности, которая включает в себя следующее:
1. Четкое понимание собственных намерений.
2. Структурированная речь.
3. Приведение весомых доводов в поддержку своей идеи.
4. Формулирование цели и подача информации с ориентацией на аудиторию.
Использование необходимой интонации
Диаграмма 6. Мнение респондентов о том, становится ли речь индивида более влиятельной с изменением его социального статуса на более
авторитетный
Исследование показало, что немного более половины опрошенных (57%) считает, что изменение социального статуса индивида зависит от его культуры общения. Мы думаем, что это объясняется тем, что правильно выбранная форма и грамотное построение речи может привести индивида к высоким результатам.
0
Диаграмма 7. Мнение респондентов о зависимости социального статуса индивида от его культуры общения
Подавляющее большинство респондентов (82%) дали положительный ответ на вопрос: «Как Вы считаете, изменяется ли поведение человека с изменением его социального статуса?». Такой результат подтверждает все описанное нами ранее.
100 80 60 40 20 0
82
11 7
1 ® ® 1
Да
Нет
Затрудняюсь ответить
Диаграмма 8. Мнение респондентов об изменении поведения индивида с изменением его социального статуса
Благодаря проведенному нами исследованию, мы можем сделать выводы. Социальный статус индивида и его речевая деятельность тесно взаимосвязаны друг с другом. Это обусловлено тем, что при изменении социального статуса индивида изменяется и его межличностное общение, культура речи, поведение как при взаимодействии с другими людьми в группе, так и влияние личности индивида на какую-либо группу. По мнению респондентов, высокий социальный статус заставляет индивида больше личностно развиваться, делает его более интеллигентным и культурным, однако, наряду с этим, более нервным и в большей степени подверженным стрессу. Следует заметить, что повышение социального статуса зависит от культуры общения, от правильного построения диалога, как межличностного, так и личности с группой; социальный статус же, в свою очередь, изменяет поведение индивида.
Подводя итоги, следует сказать, что в ходе исследования, выдвинутые нами гипотезы подтвердились: с изменением социального статуса индивида изменяется его коммуникативное поведение; с изменением социального статуса индивида, изменяются его социальное окружение, потребности, образ жизни.
Использованные источники:
1. Вандриес, Ж. Язык: лингвистическое введение в историю [Текст] / Ж.
Вандриес пер. с фр. Ж. Вандриес, проф. Парижского ун-та; примеч. П. С. Кузнецова; под ред. и с предисл. Р. О. Шор. - М.: Гос. соц.-экон. изд-во, 1937.
2. Гумбольдт, В. фон Избранные труды по языкознанию [Текст] / В. фон Гумбольдт. - М., 1984. - 297 с.
3. Дейк, Т. А. ван Язык. Познание. Коммуникация. [Текст] / Т. А. ван Дейк. - М.: БГК им. И. А. Бодуэна де Куртенэ, 2000. - 308 с.
4. Костомаров, В. Г. Язык и культура [Текст] / В. Г. Костомаров. - М.: Русский язык, 1990. - 246 с.
5. Колесов, В. В. Культура речи - культура поведения [Текст] / В. В. Колесов. - Л.: Лениздат, 1988. - 271 с.
6. Соссюр, Ф. де Труды по языкознанию [Текст] / Ф. Соссюр. - М.: Прогресс, 1977. - 695 с.
7. Потебня, А. А. Мысль и язык [Текст] / А. А. Потебня. - Киев, 1993. - 192 с.
Чаплыгина А.Ю. магистрант 1 курса Институт менеджмента Оренбургский государственный университет
Россия, г. Оренбург
АНАЛИЗ ФАКТОРОВ, ОКАЗЫВАЮЩИХ ВЛИЯНИЕ НА КАЧЕСТВО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УСЛУГИ
В статье определены и рассмотрены факторы, влияющие на качество образовательной услуги. С помощью диаграммы Исикавы выявлены причинно-следственные связи между квалификацией преподавателей, учебно-методическим обеспечением, материально-технической базой, успеваемостью учащихся, трудоустройством выпускников, внешними связями образовательного учреждения и качеством образовательной услуги.
Ключевые слова: образовательная услуга, качество образовательной услуги, управление качеством, диаграмма Исикавы.
Система образования представляет собой совокупность учреждений различных видов, типов, форм собственности, формирующих систему, развивающуюся во времени, меняющую состав входящих в неё компонентов и связей между ними при сохранении функций.
Анализируя характеристику системы образования, которая представляет собой степень соответствия реальных и значимых получаемых образовательных результатов, необходимо сконцентрироваться на качестве образования. Проблематика современной системы российского образования является актуальной на различных уровнях управления: федеральном, муниципальном, отдельного образовательного учреждения [3].