Баталов А.А.
Кандидат филологических наук, старший преподаватель, кафедра теории и практики иностранных языков. ИИЯ (Институт иностранных языков), Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы.
Серегина М.К.
Студентка магистратуры. ИИЯ (Институт иностранных языков), Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы.
Взаимосвязь речевого портрета и способов реализации критической оценки оратора в TED Talks*
Аннотация. Статья посвящена исследованию корреляции социальных характеристик спикеров научно-популярных конференций в формате TED Talks с особенностями реализации их критической точки зрения в речи. Анализируется экспрессивный языковой потенциал на лексическом и грамматическом уровнях в контексте связи с профессиональной сферой деятельности оратора. Основная цель работы заключается в выявлении прямого влияния речевого портрета личности на способы вербализации его точки зрения в монологическом высказывании.
Ключевые слова: коммуникация, публичное выступление, стилистические приёмы, языковой потенциал, экстралингвистические факторы.
Batalov A.A.
PhD, Assistant Professor, Department of Foreign Languages in Theory and Practice, Institute of Foreign Languages, Peoples' Friendship University of Russia.
Seregina M.K.
Master's Degree Student. Institute of Foreign Languages, Peoples' Friendship University of Russia.
Relation of speech portrait and ways of implementating of the speaker's critical opinion in TED Talks
© Баталов А.А., Серегина М.К., 2024.
Abstract. The article is devoted to the study of the correlation between the social characteristics of speakers of popular science conferences in the TED Talks format and the peculiarities of their critical point of view realisation in speech. The expressive linguistic potential at the lexical and grammatical levels and the connection with the professional sphere are analysed. The main aim of the work is to reveal the direct influence of the speech portrait of a personality on the ways of verbalising the point of view in a monologi-cal speech.
Key words: communication, public speech, stylistic devices, linguistic potential, ex-tralinguistic factors.
Введение
В настоящее время общество находится на пороге нового этапа коммуникационной революции. Доступ в глобальную сеть Интернет и современные технические средства коммуникации позволяют каждому члену современного общества быть перманентным участником процесса общения. СМИ являются неотъемлемым звеном любого вида коммуникации, выходящего за пределы частных мессенджеров для общения.
Медиатизированная и опосредованная коммуникация становится основополагающим элементом существования социума в XXI веке. Ведущую роль играет массовая коммуникация в сети Интернет посредством использования специальных платформ.
Самоизоляция в период мировой пандемии Covid-19 повлияла на популяризацию и развитие виртуальной образовательной среды, одним из компонентов которой являются научно-популярные конференции фонда TED.
Специфика TED Talks как отдельного жанра представляет интерес для исследователей в виду своей новизны. Авторские выступления в этом случае являются объектом исследования, а языковые особенности воплощения категории оценки в речи ораторов TED Talks - его предметом. В ходе работы анализируются монологические высказывания спикеров разных профессиональных сфер с целью выявления взаимосвязи речевого портрета с манерой вербализации авторского мнения.
Цель исследования
Целью исследования является анализ взаимосвязи речевого портрета оратора в рамках авторских выступлений со способами реализации его мнения в речи, выявление специфики манеры речи спикеров из разных областей научного знания и ненаучной сферы деятельности.
методология
В ходе работы применяются методы логического сопоставления теоретических данных с их практическим воплощением, перцептивный при отборе, описании лингвистических феноменов и способов реализации ка-
тегории оценки, анализа языковых компонентов в речи ораторов научно-популярных конференций.
Теоретическая база исследования
На современном этапе развития общества коммуникация сопровождается использованием цифровых средств обеспечения успешного взаимодействий индивидов на расстоянии. СМИ и сеть Интернет предоставляют пользователям неограниченный доступ к источникам информации, новостным и развлекательным платформам, архивам и сайтам.
Феномен медиатизированности коммуникации является актуальной дискуссионной темой современного общества. Меняется парадигма восприятия межличностных отношений, которые теперь носят всё более виртуальный и опосредованный характер [Примаков, 2020].
Существование общества XXI века связано с цифровой средой, люди вынуждены адаптироваться к усложнению технологий общения, каналов связи и обработке больших объемов когнитивной информации. Коммуникативно-цифровая революция [Пищальникова, 2019] модифицирует привычное понимание процесса общения, подчеркивает решающую роль СМИ как инструмента поддержания массовой коммуникации.
Средства массовой информации нацелены на удовлетворение запросов и ожиданий пользователей. Адаптация общества к новой картине мире и сосуществованию с развивающимся цифровым пространством является приоритетом многих страх в XXI веке [Богомолова, 2012].
Моделирование общественного мнения осуществляется посредством влияния доступного развлекательного и познавательного материала в сети Интернет. Отмечается популярность научно-популярных программ, которые не только удовлетворяют запросы пользователей в области досуга, но и в области образования [Siapera, 2010].
Видеоконференции в формате TED Talks - жанр публичных выступлений, основными преимуществами которых выступают лаконичный формат и доступность видео в сети Интернет, легкость восприятия сложного научного материала, освещение актуальных проблемных вопросов современности [Volkova, 2023].
Целью данного дискурсивного жанра, набирающего популярность с 2010-ых, является популяризация научного знания. Материал платформы TED представляет интерес не только в образовательных целях, например, в практике английского языка посредством прослушивания речи носителей, но также является источником значимых когнитивных данных для научных исследований, так как записанные монологические высказывания отражают синхроническое состояние языка. Изучение способов реализации категории оценки в речи на примере научно-популярных конференций TED является актуальным направлением лингвистического исследования.
Коммуникативный акт предполагает обмен вербальными и невербальными данными между коммуникантами, в основе такого взаимодействия лежат когнитивные и аффективные цели. Адресант сообщения стремится передать адресату свою точку зрения, узнать необходимую информацию.
Языковые и неязыковые факторы, сопровождающие каждый акт общения, формируют процесс коммуникации. Экстралингвистические характеристики, такие как социальный статус, профессия, морально-психологическое состояние участников коммуникации, оказывают прямое влияние на выбор способов достижения коммуникативных задач [Гуревич, 2007].
Профессиональная сфера деятельности формирует особое восприятие мира человеком, заставляет оперировать узкопрофильными терминологическими единицами, бессознательно отражать в речи специфические языковые модели, свойственные той или иной сфере научного знания.
Полученные данные
Лингвистическая категория оценки - центральный элемент в реализации авторского субъективного мнения в речи. Оценочность определяет настрой говорящего к предмету речи и коррелирует с социальными установками общества, в котором вырос человек и которое оказало влияние на формирование его личности [Rimscaia, 2011].
Экстралингвистические факторы - профессия, уровень образования и социальный статус - тесно взаимосвязаны с категорией оценки и выбором способов реализации критической точки зрения спикера.
Анализ речи ораторов различных сфер научного знания и ненаучных областей деятельности позволяют проследить тенденции в приёмах вербализации авторского мнения. В качестве иллюстрации можно привести выступления ораторов, карьера которых связана с гуманитарными [6], социальными [5], естественно-научными [7] областями и ненаучной деятельностью [10].
So, what had happened? Curiosity had triumphed over suspicion, and delight had banished anxiety [6].
Диалогизм реализуется посредством употребления наречия so, удерживающего внимание слушателей на последующей фразе, а именно, риторическом вопросе и вопросно-ответной форме изложения материала.
Лексические единицы curiosity, suspicion, delight, anxiety, принадлежащие к лексико-семантическому полю эмоций, актуализируют главную тему TED Talk о воображении и границах человеческого сознания. Абстрактные понятия curiosity, suspicion, delight, anxiety персонифицируются с целью воплощения в речи аффективной функции коммуникации. Гиперболизация значимости феноменов curiosity и delight транслируется посредством употребления глаголов to triumph и to banish, коннотация которых эмоционально окрашивает высказывание, удерживает интерес зала на предмете речи.
But once you know what you want, understand why you want it. And even though it feels good, revenge is not a good reason [5].
На грамматическом уровне лексический повтор личного местоимения you в составе параллельных конструкций what you want, why you want подчёркивает ориентированность речи на слушателей, имитируется диалог с аудиторией.
Лексический повтор синтагмы you want актуализирует идею личностного опыта, приоритета выбора истинного благополучия. Повтор прилагательного good в фрагментах реплики it feels good и is not a good reason транслирует полисемичность данной языковой единицы. Восходящая градация you know what you want, understand why you want it реализуется при помощи глаголов to know и to understand, где последний элемент является наиболее семантически значимым для спикера в контексте темы TED Talk о самоанализе.
But to understand all that, we actually have to back up and talk about why we get mad in the first place. A lot of this goes back to the work of an anger researcher named Dr. Jerry Deffenbacher, who wrote about this back in 1996 in a book chapter on how to deal with problematic anger [7].
Употребление личного местоимения we генерализирует точку зрения спикера и его команды в медицинском учреждении, научное мы актуализирует достоверность информации как итога научной деятельности.
Фактологическая информация in 1996, 1996 in a book chapter on, researcher named Dr. Jerry Deffenbacher акцентируют внимание слушателей на предмете речи, положительно настраивает по отношению к спикеру, таким образом, реализуя фатическую функцию. Употребления профессиональных психологических терминов problematic anger, an anger researcher аффективно выделяются в потоке речи и подчеркивают медицинский контекст выступления TED.
Now, if you were to speak to my parents about what I was like growing up, they would tell you that I was mischievous, precocious, the kid devouring all the information and never, ever taking a no for an answer [10].
Внимание аудитории удерживается посредством использования наречия now, акцентирующего внимание на актуальности предлагаемой информации, а также цикличного повтора личного местоимения you. Обращение к зрителям через условный оборот if you were to speak демонстрирует заинтересованность оратора в поддержание контакта при диалоге со слушателями.
Актуализация идеи личностного опыта спикера воплощается в речи посредством местоимения my и существительного parents и конкретизирующей детский образ синтагмы I was mischievous, precocious, the kid. Метафора devouring all the information реализуется при помощи употребление глагола to devour, семантически обладающего аффективной кон-
нотацией в сочетании с существительным the information. Восходящая градация I was mischievous, precocious, the kid devouring all the information эмоционально окрашивает описываемый образ, заостряет внимание слушателей на наиболее существенной для говорящего характеристике the kid devouring all the information.
Заключение
В XXI веке процесс публичного вербального взаимодействия тесно связан с цифровой средой. Массовая коммуникация в наши дни носит опосредованный характер, предусматривает участие СМИ и технических устройств в виртуальном общении.
Популяризация научного знание посредством научно-популярных конференций TED Talks - новый этап развития публичного общения. Конференции фонда TED могут послужить основой лингвистических исследований, поскольку отражают актуальные лингвистические данные.
Исследование раскрывает прямую связь между речевым портретом оратора (профессиональной деятельности) с его манерой представления материала в рамках авторских выступления в TED Talks. Особенностями вербализации критического мнения спикеров разных направлений научной и ненаучной деятельности являются следующие тенденции:
- экспрессивный языковой потенциал на лексическом уровне реализуется посредством образных стилистических приемов в TED Talks представителей гуманитарного научного знания;
- аффективные грамматические приемы являются основополагающими элементами выражения авторского мнения в речи спикеров, профессиональная деятельность которых связана с социальными науками;
- чёткость изложения материала, фактологическая актуальность, наполненность профильными терминами - отличительные черты, находящие свое воплощение в выступлениях ораторов естественно-научного знания;
- комбинирование приемов реализации лексического и грамматического потенциала языка, ориентированность речи на личностный опыт вербализуются у TED Talks спикеров, профессия которых не связана с наукой.
Таким образом, представляется возможным говорить об отражении специфики профессионального языка в монологических высказываниях спикеров научно-популярных конференций TED Talks. Речевой портрет является одним из ключевых экстралингвистических факторов, влияющих на выбор способов выражения категории оценки в речи.
Библиографический список:
1. Гуревич Л.С. Коммуникативный акт vs речевой акт: проблемы соотношения понятий // Вестник НГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2007. № 1. // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/
kommunikativnyy-akt-vs-rechevoy-akt-problemy-sootnosheniya-ponyatiy (Дата обращения: 30.09.2023).
2. Примаков В.Л. Медиатизация и ее социальные последствия // Вестник Московского государственного
лингвистического университета. Общественные науки. 2020. № 1 (838). // URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/mediatizatsiya-i-ee-sotsialnye-posledstviya (Дата обращения: 29.09.2023).
3. Роль коммуникации в современном гражданском обществе / М. Н. Богомолова // Актуальные про-
блемы гуманитарных и естественных наук. 2012. № 10. // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-kommunikatsii-v-sovremennom-grazhdanskom-obschestve (Дата обращения: 24.03.2024).
4. Пищальникова В.А. СМИ как деструктивное информационно-коммуникативное пространство // Рус-
ский язык в школе. 2019. Т. 80. № 6. С. 36-45.
5. Abrams S. Stacey Abrams: 3 questions to ask yourself about everything you do // URL: https://www.ted.com/talks/
stacey_abrams_3_questions_to_ask_yourself_about_everything_you_do (дата обращения: 29.03.2024).
6. Marriage H. Helen Marriage: Public art that turns cities into playgrounds of the imagination // URL: https://
www.ted.com/talks/helen_marriage_public_art_that_turns_cities_into_playgrounds_of_the_imagination (Дата обращения: 29.03.2024).
7. Martin R. Ryan Martin: Why we get mad - and why it's healthy // URL: https://www.ted.com/talks/ryan_martin_
why_we_get_mad_and_why_it_s_healthy (Дата обращения: 29.03.2024).
8. Rimscaia, I. Parameters of evaluation as a linguistic category in the English language // Studia Universitatis
Moldaviae (Seria §tiin^e Umanistice). 2011. № 4 (44). P. 111-114.
9. Siapera E. Cultural Diversity and Global Media: The Mediation of Difference. - Wiley, 2010. 230 p. Strachan, T. Tavares Strachan: The Encyclopedia of Invisibility - a home for lost stories // URL: https://www.ted.
com/talks/tavares_strachan_the_encyclopedia_of_invisibility_a_home_for_lost_stories (Дата обращения: 29.03.2024).
10. Volkova T.B. Public speaking characteristics at TED Talks / T.B. Volkova, A.A. Rodicheva // Dialogue of
Generations: Learn. Teach. Study: Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. В 2-х частях, Санкт-Петербург, 20-21 апреля 2023 года / Под общей редакцией В.В. Кирилловой / Высшая школа технологии и энергетики федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна». 2023. Часть I. P. 38-42.
Reference
1. Gurevich L.S. Communicative act vs speech act: problems of correlation of concepts // Bulletin of NSU. Series:
Linguistics and intercultural communication. 2007. № 1. // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kommuni-kativnyy-akt-vs-rechevoy-akt-problemy-sootnosheniya-ponyatiy (09.30.2023).
2. Primakov V.L. Mediatization and its social consequences // Bulletin of the Moscow State Linguistic University.
Social Sciences. 2020. № 1 (838). // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mediatizatsiya-i-ee-sotsialnye-po-sledstviya (09.29.2023).
3. The role of communication in modern civil society / M. N. Bogomolova // Current problems of the humanities
and natural sciences. 2012. № 10. // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-kommunikatsii-v-sovremen-nom-grazhdanskom-obschestve (03.24.2024).
4. Pishchalnikova V.A. Media as a destructive information and communication space // Russian language at school.
2019. Vol. 80. № 6. P. 36-45.
5. Abrams S. Stacey Abrams: 3 questions to ask yourself about everything you do // URL: https://www.ted.com/
talks/stacey_abrams_3_questions_to_ask_yourself_about_everything_you_do (03.29.2024).
6. Marriage H. Helen Marriage: Public art that turns cities into playgrounds of the imagination // URL: https://
www.ted.com/talks/helen_marriage_public_art_that_turns_cities_into_playgrounds_of_the_imagination (03.29.2024).
7. Martin R. Ryan Martin: Why we get mad - and why it's healthy // URL: https://www.ted.com/talks/ryan_mar-
tin_why_we_get_mad_and_why_it_s_healthy (03.29.2024).
8. Rimscaia, I. Parameters of evaluation as a linguistic category in the English language // Studia Universitatis Mol-
daviae (Seria §tiin^e Umanistice). 2011. № 4 (44). P. 111-114.
9. Siapera E. Cultural Diversity and Global Media: The Mediation of Difference. - Wiley, 2010. 230 p. Strachan, T. Tavares Strachan: The Encyclopedia of Invisibility - a home for lost stories // URL: https://www.ted.
com/talks/tavares_strachan_the_encyclopedia_of_invisibility_a_home_for_lost_stories (03.29.2024).
10. Volkova T.B. Public speaking characteristics at TED Talks / T.B. Volkova, A.A. Rodicheva // Dialogue of Gen-
erations: Learn. Teach. Study: Materials of the IV All-Russian scientific and practical conference with international participation. In 2 parts, St. Petersburg, April 20-21, 2023 / Under the general editorship of V.V. Kirillo-va / Higher School of Technology and Energy of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "St. Petersburg State University of Industrial Technologies and Design". 2023. Part I. P. 38-42.