■_
ДОХОДЫ НАСЕЛЕНИЯ И ОПЛАТА ТРУДА / INCOMES AND SALARIES
ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ
DOI: 10.34022/2658-3712-2022-47-2-114-123 УДК 331.2
ВЗАИМОСВЯЗЬ РАЗМЕРОВ МИНИМАЛЬНОЙ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ В СУБЪЕКТАХ РФ
И.А. Прошин
Всероссийский научно-исследовательский институт труда, Москва, Россия
https://orcid.org/0000-0001-8347-4022
АННОТАЦИЯ
Социально-экономическое развитие Российской Федерации является приоритетом национального развития страны. В статье рассмотрены взаимосвязи между уровнем минимальной заработной платы и различными социально-экономическими показателями, такими как размер прожиточного минимума, безработица, численность населения региона и уровень его ВРП, а также минимальными начисленными заработными платами. Объектом исследования взаимосвязи уровня МЗП и достигнутых социально-экономических показателей субъектов РФ является процесс развития субъектов РФ. Конкретизируя данный объект исследования, мы принимаем в качестве предмета - потенциальные взаимосвязи между различными показателями развития субъектов РФ, конкретизирующие процесс их развития. Таким образом, целью работы является выявление взаимосвязей между различными социально-экономическими показателями субъектов РФ, характеризующими процесс их развития и уровнем минимальной заработной платы в субъектах РФ. Научная новизна состоит в выделении двух типов федеральных округов РФ по взаимосвязи величины минимальной заработной платы и основных показателей социально-экономического развития. Основными методами исследования выступают анализ, систематизация и моделирование. Выявлены взаимосвязи между отдельными факторами социально-экономического развития страны и величины минимальной заработной платы. В ходе исследования автором получены следующие результаты: получена взаимосвязь размера минимальной заработной платы с основными показателями социально-экономического развития страны, выявлены два типа федеральных округов по данной взаимосвязи. Наибольший практический интерес представляют полученная классификация федеральных округов по отношению показателей их социально-экономического развития к величине минимальной заработной платы, что позволит корректировать проводимые программы их социально-экономического развития. Ключевые слова: минимальный размер заработной платы; прожиточный минимум; внутренний региональный продукт; численность населения; номинальная начисленная заработная плата.
Для цитирования: Прошин И.А. Вопросы взаимосвязи размеров минимальной заработной платы и социально-экономических показателей в субъектах РФ. Социально-трудовые исследования. 2022;47(2):114-123. DOI: 10.34022/2658-3712-2022-47-2-114-123.
ORIGINAL PAPER
RELATIONSHIP BETWEEN THE MINIMUM WAGE LEVEL AND SOCIO-ECONOMIC INDICATORS IN THE FEDERAL SUBJECTS OF THE RUSSIAN FEDERATION
I.A. Proshin
All-Russian Research Institute of Labor, Moscow, Russia https://orcid.org/0000-0001-8347-4022
ABSTRACT
The socio-economic development of the Russian Federation is a priority of the national development of the country. The article examines the relationship between the minimum wage level and various socio-economic indicators, such as the subsistence minimum level, unemployment, the population of the region and its GRP level, and the minimum accrued wages. The object of the study of the relationship between the minimum wage level and the achieved socio-economic indicators of the federal subjects of Russia is the development process of the federal subjects of the Russian Federation. Elaborating on the object of study, we take the subject of the research as the potential relationship between various indicators of the development of the federal subjects of the Russian Federation, specifying the process of their development. Thus, the paper aims to identify the relationship between various socio-economic indicators of the constituent entities of the Russian Federation, characterizing the process of their development and the minimum wage level in the federal subjects of the Russian Federation. The scientific novelty lies in distinguishing two types of federal districts of the Russian Federation according to the relationship between the minimum wage value and the leading socio-economic development indicators. The main research methods are analysis, systematization and modeling. The paper reveals the relationships between individual factors of the socio-economic development of the country and
© Прошин И.А., 2022
■
the value of the minimum wage. In the course of the study, the author obtained the following results: the relationship between the level of the minimum wage and the leading indicators of the socio-economic development of the country, and two types of federal districts according to this relationship. The most practical interest of the study is the classification of federal districts in relation to the indicators of their socio-economic development to the minimum wage, which will allow adjusting the ongoing programs of their socio-economic development.
Keywords: minimum wage level; subsistence minimum level; domestic regional product; population; nominal accrued wage.
For citation: Proshin I.A. Relationship between the minimum wage level and socio-economic indicators in the federal subjects of the Russian Federation. Social and labor research. 2022;47(2):114-123. DOI: 10.34022/2658-3712-2022-47-2-114-123.
ВВЕДЕНИЕ
В соответствии со ст. 133.1 ТК РФ, введенной 20 апреля 2007 г. № 54-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты Российской Федерации»1 в рамках региональных соглашений о минимальной заработной плате (далее - МЗП) каждый субъект вправе устанавливать ее размер для работающих на его территории, за исключением работников организаций, финансируемых из федерального бюджета. Однако поскольку данная норма является правом, а не обязанностью субъектов РФ, на практике это привело к отсутствию единых подходов к установлению МЗП и, как следствие, к существенным региональным различиям в ее размере.
С 2021 г. минимальный размер оплаты труда и прожиточный минимум (ПМ) рассчитываются исходя из медианной заработной платы и медианного дохода (ранее МРОТ рассчитывался исходя из прожиточного минимума трудоспособного населения, а ПМ - потребительской корзины)2. С 1 января 2021 г. МРОТ установлен в размере 12 792 руб.3
До установления МРОТ на основе медианной заработной платы ряд специалистов, в том числе Д.В. Хабарова, отмечали: «К цивилизованному стандарту оценки МРОТ целесообразно отнести и рекомендованный Международной организацией труда уровень заработной платы не ниже % ме-
1 Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/ View/0001202007210012 (дата обращения: 01.02.2022).
2 Соотношение величины прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации и величины медианного среднедушевого дохода за предыдущий год устанавливается в размере 44,2%. Величина прожиточного минимума по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации на очередной год, устанавливается исходя из величины прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации на тот же год. Соотношение величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации и величины прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации устанавливается в размере 109%, величины прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации и величины прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации - в размере 86%, величины прожиточного минимума для детей в целом по Российской Федерации и величины прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации - в размере 97%.
3 Федеральный закон от 29 декабря 2020 г. N 473-Ф3 «О внесении из-
менений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
URL: https://base.garant.ru/400152246/ (дата обращения: 01.02.2022).
дианной величины, что по данным Росстата составляет примерно 2 ПМ»4. Поскольку МОТ ввело понятие «низкая заработная плата», составляющая % медианной заработной платы, то, по мнению А.Л. Жукова, при установлении МЗП необходимо ориентироваться на данный показатель [1].
К критериям установления МРОТ, согласно Рекомендации МОТ №135 об установлении минимальной заработной платы с особым учетом развивающихся стран (1970 г.), относится общий уровень заработной платы в стране5. Так, использование медианной заработной платы в качестве базового значения для расчета МЗП, а не какой-либо «твердой суммы», позволяет оперативно реагировать на изменение социально-экономической обстановки, повышая уровень МЗП при росте медианной зарплаты. В силу особенностей действующего трудового законодательства размер МЗП не может быть пересмотрен в сторону уменьшения в случае падения медианных заработных плат вследствие негативных явлений в экономике региона.
Рассматривая взаимосвязь МРОТ с региональными показателями бедности, безработицы, заработной платы, С.Д. Капелюк отмечает, что размер МЗП также зависит от влияния многочисленных факторов, в том числе природно-климатических, демографических и характеризующих уровень регионального развития социально-экономических показателей: уровня бедности (доли граждан с доходами ниже прожиточного минимума), численности населения, величины прожиточного минимума в субъектах РФ (далее - ПМ), безработицы, номинальной начисленной заработной платы, валового регионального продукта (далее - ВРП) [2].
ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ, ДАННЫЕ, ЦЕЛЬ, ГИПОТЕЗЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
В целях выявления взаимосвязей между различными социально-экономическими показателями субъектов РФ, характеризующими процесс их развития и уровнем минимальной заработной
4 Федеральная служба государственной статистики (Росстат). - URL: https://rosstat.gov.ru/ (дата обращения: 03.07.2021).
5 R135 - Minimum Wage Fixing Recommendation, 1970 (No. 135) URL: https://www.ilo.org/dyn/normlex/en/f?p=NORMLEXPUB:12100:0::NO: :P12100 ILO CODE:R135
платы в субъектах РФ, а также построения моделей таких взаимосвязей используем ряд рабочих гипотез исследования, отражающих взаимосвязь между МЗП и различными социально-экономическими показателями, а также особенностями их территориального распределения [3, 4, 5].
Взаимосвязь МЗП и прожиточного минимума на душу населения и трудоспособного населения. Гипотеза: с ростом ПМ растет и уровень МЗП, поскольку для удовлетворения базовых минимальных потребностей работников при возросшем уровне цен необходимы большие средства, что вынуждает работодателей для их удовлетворения повышать уровень МЗП.
Взаимосвязь МЗП с численностью населения. Гипотеза: между показателями численности населения и уровнем минимальной заработной платы отсутствует значимая статистическая взаимосвязь.
Взаимосвязь МЗП с безработицей. Гипотеза: стандартная модель предполагает увеличение уровня безработицы при росте минимальной заработной платы. Контраргументы: высокий уровень МЗП за счет начисления районных выплат способен привлекать дополнительную рабочую силу из других регионов. Уровень безработицы в данной ситуации может быть ниже, чем при меньшем размере МЗП.
Взаимосвязь МЗП с уровнем бедности в субъекте РФ. Гипотеза: с увеличением размера МЗП в субъекте РФ уровень бедности в целом снижается. Это противоречит базовому утверждению стандартной модели о росте уровня бедности при росте уровня доходов. Тем не менее, учитывая особенности структуры российской экономики (основу которой составляет госсектор и большое количество частных предприятий, удовлетворяющих его нужды) и определение бедности как дохода ниже уровня прожиточного минимума, данная гипотеза может найти подтверждение, поскольку установленный размер МЗП выше прожиточного минимума позволяет вывести затронутых этим установлением работников из бедности.
Взаимосвязь МЗП с уровнем номинальных начисленных заработных плат. Гипотеза: в связи с тем, что заработная плата играет наибольшую роль в обеспечении доходов населения, актуализируются вопросы, связанные с необходимостью использовании уровня МЗП в качестве инструмента для воздействия на данные показатели в целях повышения уровня жизни населения.
Взаимосвязь МЗП с уровнем валового регионального продукта. Гипотеза: базовым предположением является наличие статистически значимой по-
ложительной взаимосвязи между уровнями МЗП и ВРП, так как в регионе с существенным ВРП должна возрастать конкуренция за рабочую силу и, следовательно, повышаться ее стоимость.
Проверка выбранных гипотез осуществлялась на основе статистических данных, предоставляемых федеральной службы государственной статистики (Росстат), Единой межведомственной информационно-статистической системы (ЕМИСС), а также открытыми информационными банками «Региональное законодательство» компьютерных справочных правовых систем «Гарант», «Консуль-тантПлюс».
Для исследования взаимосвязи между МЗП и иными социально-экономическими показателями взяты статистические данные о размерах минимальной заработной платы субъектов РФ за 20142020 гг. В качестве начального года выбран 2014, поскольку в этот период начала формироваться «новая нормальность», отражающая особенности развития российской экономики в условиях мирового экономического кризиса и санкций.
В связи с дифференциацией МЗП по регионам для анализа применялись данные о ее размере для внебюджетного сектора экономики по состоянию на IV квартал года. В случае установления дифференцированного МЗП только отдельным категориям работников для анализа использовался федеральный уровень минимального размера оплаты труда, либо МЗП для основных предприятий малого и среднего бизнеса, как наиболее распространенных в экономике. Таким образом, может наблюдаться некоторое отклонение от уровня МЗП, установленного в каком-либо конкретном районе. Кроме того, возможны отклонения из-за изменения деления субъекта РФ при утверждении МЗП.
Стоит отметить, что статистика об объеме валового регионального продукта (далее - ВРП) с 1998 г. получена из раздела национальных счетов официального портала Росстата. Данная статистика отражает общий объем товаров и услуг, произведенных в субъекте РФ, но не учитывает отдельные виды экономических отношений, которые, в силу их специфики, не подлежат учету в региональном разрезе, а учитываются только по стране в целом и включаются в оценки валового внутреннего продукта РФ. В частности, не учитывается добавленная стоимость, связанная с межрегиональной деятельностью и ряд услуг коллективного потребления, которые не могут быть соответствующим образом разложены на субъекты РФ. В связи с этим валовый внутренний продукт Российской Федерации не может быть полу-
Таблица 1 / Table 1
Уровень корреляции между размерами МЗП и ПМ на душу населения и трудоспособного населения / Correlation level between the minimum wage and the subsistence minimum per capita and the working-age population [4]
Федеральный округ / Federal district Прожиточный минимум на душу населения / Subsistence minimum per capita Прожиточный минимум трудоспособного населения / Subsistence minimum of the working-age population
Российская Федерация 0,53 0,54
Центральный федеральный округ 0,84 0,84
Северо-Западный федеральный округ 0,25 0,27
Южный федеральный округ 0,76 0,76
Северо-Кавказский федеральный округ 0,81 0,81
Приволжский федеральный округ 0,76 0,75
Уральский федеральный округ 0,76 0,76
Сибирский федеральный округ 0,38 0,36
Дальневосточный федеральный округ 0,52 0,53
Источник/Source: официальные статистические данные Федеральной службы государственной статистики / official data of the Federal State Statistics Service.
чен путем простого складывания ВРП субъектов РФ. Все полученные данные рассчитаны в текущих основных ценах, что обусловливает специфику их использования. С одной стороны, данные не являются вполне сопоставимыми из-за отсутствия учета фактора инфляции, а с другой, с помощью текущих основных цен можно лучше показать протекающие в экономике процессы и их изменчивость, а также их изменение.
ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗИ МЗП И ПМ СУБЪЕКТОВ РФ
Природа взаимосвязи между размерами заработных плат и уровнем прожиточного минимума изучается уже в течение долгого времени. Базовая теоретическая концепция гласит, что при росте прожиточного минимума возрастает и уровень заработных плат, в частности, минимальных. Данная взаимосвязь объясняется следующим образом. При экономическом развитии региона происходит притяжение в него рабочей силы, что приводит к повышению платежеспособного спроса на товары и услуги для населения. Повышение спроса провоцирует рост общего уровня цен, что не позволяет части граждан удовлетворять свои потребности. Они начинают искать другие места работы, что приводит к повышению уровня заработных плат, в том числе и минимальных. Однако из-за общего роста цен растет и уровень прожиточного минимума. Таким образом, как правило, уровень МЗП и прожиточного минимума растут одновременно и в одном направлении.
На основании рассмотренных данных установлено, что по всем федеральным округам Российской Федерации фиксируется наличие положительной статистической взаимосвязи между размерами МЗП и прожиточного минимума (табл. 1).
Сильная взаимосвязь наблюдается в Центральном (наибольшее значение), Южном, Северо-Кавказском, Приволжском и Уральском федеральных округах, а более слабая - в Северо-Западном (наименьшее значение), Сибирском и Дальневосточном федеральных округах. Данное разделение вызвано тем, что в регионах с сильной взаимосвязью находятся основные экономические центры страны, в то время как восточные федеральные округа находятся в ситуации догоняющего развития.
Ситуация в Северо-Западном федеральном округе объясняется приблизительно равным уровнем экономического развития входящих в него регионов, фиксируемых здесь уровней заработных плат и цен (кроме г. Санкт-Петербурга). В то же время, в округах, где данная взаимосвязь сильнее, сосредоточены регионы - экономические центры, притягивающие рабочую силу, в том числе и высоким уровнем заработных плат.
На основании анализа медианных значений уровня МЗП и прожиточного минимума была составлена регрессия, принявшая вид МЗП=1,726хПМ-7071,391. Уровень нормированного R-squared составил 0,79, что говорит о значительном влиянии уровня ПМ на размер МЗП. Таким образом, размер прожиточного минимума является одним из определяющих факторов при формировании МЗП.
ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗИ МЗП И ЧИСЛЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
Исследование вопроса о корреляции минимального уровня заработных плат с численностью населения является приоритетным при анализе экономического развития страны и определении наличия диспропорций. Наиболее ярко данная взаимосвязь (достаточно неоднородная) проявля-
Рис. 1 / Fig. 1. Уровень корреляции между уровнем минимальных заработных плат и численностью населения по федеральным округам РФ / Correlation level between the minimum wages and the population in the federal districts of the Russian Federation
Источник/Source: официальные статистические данные Федеральной службы государственной статистики / official data of the Federal State Statistics Service.
ется в европейских регионах страны (рис. 1), являющимися крупнейшими экономическими центрами, главными местами притяжения населения и оказывающими решающее воздействие на рост минимальных заработных плат [6, 7, 8].
Высокий уровень взаимосвязи между численностью населения и уровнем МЗП зафиксирован в Центральном федеральном округе, поскольку на его территории находится Москва - крупнейший экономический и финансовый центр страны. Являясь сильнейшей точкой притяжения для населения и финансов, российская столица обеспечивает 0,32 из 0,73 корреляционного уровня в ЦФО.
Подобнаяя ситуация наблюдается в Северо-Западном федеральном округе, где главным центром притяжения является Санкт-Петербург, который обеспечивает 0,51 корреляционных связей.
В Северо-Кавказском, Приволжском и Сибирском федеральных округах особо значимые диспропорции в экономическом развитии регионов отсутствуют, а сами они приблизительно равны по уровню заработных плат и численности населения.
Относительно высокий уровень корреляции между МЗП и размерами населения в Южном федеральном округе можно объяснить административной структурой данного округа, в который входят экономически развитые Астраханская, Волгоградская и Ростовская области, Краснодарский край, а также относительно менее экономически успешные Республики Адыгея, Калмыкия и Крым.
Не характерный для РФ отрицательный уровень корреляции наблюдается в Уральском федеральном округе и менее выраженный - в Дальневосточном федеральном округе. Ситуация, при которой уменьшение населения в регионе приводит к снижению уровня заработных плат связана с наличием в составе УрФО северных малонаселен-
Рис. 2/ Fig. 2. Уровень корреляции между МЗП и уровнем безработицы по РФ и федеральным округам / Correlation level between the minimum wages and the unemployment rate in the Russian Federation and federal districts
Источник/Source: официальные статистические данные Федеральной службы государственной статистики / official data of the Federal State Statistics Service.
ных ресурсодобывающих регионов - Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов. В ДФО «данную роль играет» Чукотский автономный округ.
Таким образом, взаимосвязь минимальной заработной платы и численности населения в субъектах РФ имеет сложную неоднозначную структуру. В целом, при увеличении численности населения происходит развитие экономики региона, что повышает спрос на рабочую силу и увеличивает уровень заработных плат. С другой стороны, при добывающей структуре экономики региона большого количества работников не требуется, а минимальный уровень заработных плат, зависящий от главной отрасли, достаточно высок.
ВЗАИМОСВЯЗЬ МЗП СУБЪЕКТОВ РФ УРОВНЯ БЕЗРАБОТИЦЫ
Взаимосвязь между МЗП и уровнем безработицы в федеральных округах весьма неравномерна, уровень корреляции составляет не более чем - 0,14 (рис. 2). Тем не менее, среди округов отчетливо выделяются две группы, в одной из которых данная взаимосвязь прослеживается, а в другой полностью отсутствует. Корреляция между МЗП и уровнем безработицы выявлена в Центральном, Южном и Уральском федеральных округах. В остальных 5 округах она отсутствует.
В Центральном федеральном округе данная связь обусловлена наличием Москвы - главного экономического центра страны.
Южный федеральный округ состоит из экономически развитых субъектов РФ (Астраханской, Волгоградской и Ростовской областей, Краснодарского края) и относительно менее экономически успешных национальных республик - Адыгеи, Калмыкии и Крыма. В связи с высокой долей се-
■
зонности в структуре занятости наблюдается отток населения из данных республик в другие регионы федерального округа, где имеется более устойчивая структура занятости. Кроме того, сезонные работы оплачиваются в меньшем размере, чем постоянная занятость, что приводит к ситуации, когда при повышении МЗП наблюдается более низкий уровень безработицы.
Похожая ситуация сложилась и в Уральском федеральном округе, где наиболее развитыми являются ресурсодобывающие регионы - Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа, где устанавливаются самые высокие МЗП, в том числе за счет региональных выплат, так называемых северных надбавок.
В остальных федеральных округах Российской Федерации наблюдается приблизительно равный уровень экономического развития субъектов РФ без явно выраженных диспропорций, что снижает уровень миграции рабочей силы и поддерживает относительно равный размер МЗП между регионами.
Таким образом, связь МЗП и безработицы в Российской Федерации носит сложный характер. При наличии значительных диспропорций в экономическом развитии, более успешный субъект РФ становится региональным центром притяжения рабочей силы, где развиваются более сложные сферы экономики и растет заработная плата. При этом происходит одновременный рост МЗП и снижение уровня бедности. Вместе с тем продолжают нарастать диспропорции экономического развития, что проявляется в усилении центростремительных тенденций в экономике России, а также формировании нескольких крупных экономических центров на территории страны, которые вносят основной вклад в формирование валового внутреннего продукта [9].
Вопросы взаимосвязи МЗП и рынка труда исследуются учеными многих стран. Например, К. Рыбчински и А. Сен в результате исследования 185 изменений МРОТ и их влияния на уровень занятости с использованием панельных данных по провинциям Канады с 1981 по 2011 гг. установили, что увеличение МРОТ на 10 % связано с 1-4 % снижением занятости подростков, а также с более низкой занятостью иммигрантов в возрасте от 25 до 54 лет (при этом влияние на перспективы трудоустройства остального населения в этом возрасте несущественны) [10].
Т. Фанг Т. и К. Лин, используя данные о МРОТ на уровне уезда (county) в сочетании с микроданными по обследованию городских домохозяйств
из 16 репрезентативных провинций Китая для оценки влияния изменения МРОТ на занятость в 2002-2009 гг., представили доказательства того, что изменения в МРОТ привели к значительным неблагоприятным последствиям для занятости в Восточном и Центральном регионах Китая и к безработице среди женщин, молодых людей и низкоквалифицированных рабочих (группы риска). При этом авторы не обнаружили статистически значимого эффекта для работников с высшим и средним профессиональным образованием. В Западном регионе влияние положительные, хотя и незначительное. Как отмечают авторы, различное влияние безработицы по регионам может быть частично объяснено тем фактом, что в Центральном и Западном регионах молодежь и группы риска (которые, скорее всего, будут затронуты политикой МРОТ) обычно работают на государственных предприятиях - в секторе, который значительно менее эффективен и менее реагирует на давление рынка [11]. И. Хуанг, П. Лунгани, Г. Ван в результате изучения влияния политики МРОТ на занятость на промышленных предприятиях Китая в 2000-2007 гг. на основе данных о МРОТ более чем в 2800 уездах (county), пришли к выводу, что повышение МРОТ оказывает значительное негативное влияние на занятость, которое зависит от уровня заработной платы на предприятии: МРОТ оказывает большее негативное влияние на занятость на предприятиях с низкой заработной платой, чем на предприятиях с высокой заработной платой [12].
МЗП И УРОВЕНЬ БЕДНОСТИ: СЛОЖНЫЙ ХАРАКТЕР ВЗАИМОСВЯЗИ
В ходе исследования выявлено, что взаимосвязь между уровнем бедности и уровнем минимальных заработных плат носит сложный, взаимовлияю-щий характер. С одной стороны, выраженного влияния уровня МЗП на уровень бедности в целом по РФ не наблюдается, что скорее всего обусловлено значительной долей госсектора. Вместе с тем на уровне федеральных округов данная зависимость значительно выше (рис. 3).
Зависимость отсутствует в Северо-Кавказском, Приволжском, Сибирском и Дальневосточном федеральных округах. При этом, в Центральном, Северо-Западном, Уральском и, в меньшей степени, Южном федеральных округах наблюдается обратно пропорциональная взаимосвязь между уровнями МЗП и бедности. Подобные расхождения во взаимосвязях могут быть объяснены большей долей частного сектора в округах, где уровень бедности сильнее зависит от МЗП внебюджетного сектора.
На основании приведенных данных можно констатировать, что уровень бедности идет на спад тогда, когда в экономике увеличивается доля негосударственного сектора и повышается уровень МЗП во внебюджетной сфере. Это подтверждает ранее выдвинутую гипотезу об обратно-пропорциональной взаимосвязи между уровнем МЗП и уровнем бедности. К аналогичным выводам приходит и С.Д. Капелюк, который считает, что повышение МЗП ведет к снижению уровня бедности («не только к уменьшению количества бедных, но и к росту уровню жизни тех, кто остался за границей бедности»), при этом влияние нельзя признать значительным. «В связи с этим повышение МЗП не следует рассматривать как основное средство сокращения бедности. Минимальная заработная плата может быть только одним из инструментов в ряду мер борьбы с бедностью» [13].
Однако эконометрический анализ, проведенный М.В. Лопатиной и В.Ю. Ляшок, показал, что увеличение МРОТ в период 2008-2017 гг. привело «к повышению заработных плат у занятых в формальном секторе и таким образом к снижению уровня неравенства по заработным платам. С другой стороны, часть работников в результате была вынуждена перейти в неформальный сектор экономики, поэтому влияние повышения МРОТ на уровень безработицы и уровень бедности не прослеживается, хотя небольшой положительный вклад в неравенство по доходам наблюдался. Таким образом, МРОТ оказался довольно слабым инструментом по борьбе с бедностью» [14]. Д. Ньюмарк и Г. Лордан, проанализировав данные за 1980-2015 гг., обнаружили, что повышение МРОТ может приводить к потере работы низкоквалифицированных рабочих из-за автоматизации, а также отметили некоторые свидетельства того, что такие же изменения улучшают возможности трудоустройства для высококвалифицированных работников [11].
ВЗАИМОСВЯЗЬ МЗП И НОМИНАЛЬНЫХ НАЧИСЛЕННЫХ ЗАРАБОТНЫХ ПЛАТ
Во всех федеральных округах Российской Федерации наблюдается устойчивая положительная взаимосвязь между уровнем номинальных начисленных заработных плат и размерами МЗП.
Общий принцип взаимодействия данных показателей состоит в том, что при росте номинальных начисленных заработных плат, происходит практически одновременный рост общего уровня цен и МЗП. Дело в том, что многие граждане, получающие за свой труд минимальное
0,2 0,1 0
! -0,1
ц
! -0,2 р
£ -0,3 -0,4 -0,5 -0,6
РФ -0,1
Федеральный округ
Рис. 3 / Fig. 3. Уровень корреляции между уровнем минимальных заработных плат и уровнем бедности по федеральным округам и РФ в целом / Correlation level between the minimum wages and the level of poverty in the federal districts and the Russian Federation
Источник/Source: официальные статистические данные Федеральной службы государственной статистики / official data of the Federal State Statistics Service.
Рис. 4/ Fig. 4. Уровень корреляции между размерами МЗП и номинальных начисленных заработных плат / Correlation level between the minimum wages and nominal accrued wages
Источник/Source: официальные статистические данные Федеральной службы государственной статистики / official data of the Federal State Statistics Service.
вознаграждение, не могут при росте цен позволить себе даже минимальный уровень потребления. Вследствие этого принимается решение о повышении минимального размера заработной платы.
Наибольшей силы взаимосвязь размеров МЗП и номинальных начисленных заработных плат достигает в Центральном, Приволжском, Уральском и Северо-Кавказском федеральных округах. Наименьшей - в Дальневосточном федеральном округе (рис. 4).
Наибольший рост МЗП, а также наибольшая их связь с номинальными начисленными заработными платами проявилась в федеральных округах, рост заработных плат в которых был наибольшим. Эти данные еще раз потверждают обоснованность ранее описанного теоретического построения, доказывающего прямую зависимость роста МЗП от роста заработных плат (рис. 5).
0,12
55 000 Р 50 000 Р 45 000 Р 40 000 Р 35 000 Р 30 000 Р 25 000 Р 20 000 Р
-РФ ЦФО
2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020
•ДФО
СЗФО ЮФО
-СКФО -УФО
-ПФО
СФО
13000
12000
11000
10000
9000
7000
6000 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020
Рис. 6/ Fig. 6. Медианный размер МЗП по Российской Федерации / Median size of the minimum wage in the Russian Federation
Источник/Source: официальные статистические данные Федеральной службы государственной статистики / official data of the Federal State Statistics Service.
Рис. 5 / Fig. 5. Размеры номинальных начисленных заработных плат в 2014-2020 гг. / Nominal accrued wages in 2014-2020
Источник/Source: официальные статистические данные Федеральной службы государственной статистики / official data of the Federal State Statistics Service.
ВЗАИМОСВЯЗЬ МЗП СУБЪЕКТОВ РФ И ВАЛОВОГО РЕГИОНАЛЬНОГО ПРОДУКТА
Субъекты РФ значительно различаются по большинству экономических показателей. Не является исключением и валовый региональный продукт - один из основных экономических показателей, характеризующих экономическую значимость и «силу» региона.
Нельзя сказать, что размер минимальной заработной платы определяется исключительно ВРП региона, так и наоборот, что размер МЗП определяет ВРП. Если рассмотреть усредненные данные, то можно увидеть, что между медианными размерами МЗП и ВРП наблюдается тенденция сходства в их росте в текущих ценах. Так, коэффициент корреляции составляет 0,98, что означает практически функциональную взаимосвязь между медианными показателями (рис. 6 и 7).
Столь тесная взаимосвязь между медианными показателями указывает на то, что они весьма тесно связаны, что не позволяет построить уравнение регрессии и сделать вывод о предопределении одного показателя другим. Тем не менее, на основании имеющихся данных можно сделать выводы, во-первых, о глубокой взаимосвязи размеров МЗП и ВРП, а во-вторых, констатировать увеличение за последнее десятилетие разрыва между более и менее благополучными субъектами РФ.
Первый вывод базируется на положении, что при росте валового внутреннего продукта субъекта РФ в нем развиваются более капиталоемкие отрасли, что приводит к росту общего уровня заработных плат и цен, а, следовательно, и к росту МЗП.
600000 550000 500000 450000 400000 350000 300000 250000
Рис. 7/ Fig. 7. Медианный размер ВРП субъекта РФ / Median size of the GRP of the federal subject of the Russian Federation
Источник/Source: официальные статистические данные Федеральной службы государственной статистики / official statistics of the Federal Service of Statistics
17500 16500 15500 14500 13500 12500 11500 10500 9500 8500 7500
Рис. 8 / Fig. 8. Статистический интервал показателя МЗП / Statistical interval of the minimum wage indicator
Источник/Source: официальные статистические данные Федеральной службы государственной статистики / official data of the Federal State Statistics Service.
20000000 19000000 18000000 17000000 16000000 15000000 14000000 13000000 12000000 11000000 10000000
Рис. 9 / Fig. 9. Статистический интервал показателя ВРП / Statistical interval of the GRP indicator
Источник/Source: официальные статистические данные Федеральной службы государственной статистики / official data of the Federal State Statistics Service.
Второй вывод подтверждается имеющийся статистикой по увеличению статистического интервала в показателях минимальных заработных плат и валового регионального продукта (рис. 8 и 9).
ВЫВОДЫ
Взаимосвязь между размером МЗП и различными социально-экономическими показателями региона является сложной и неоднородной. Можно сказать, что размер МЗП в некотором смысле концентрирует в себе экономическое положение региона, показывая тот минимальный уровень жизни, на который может рассчитывать трудоспособный гражданин, работая на полную ставку.
В ходе исследования было выявлено, что взаимосвязи между МЗП и отдельными социально-экономическими показателями тем сильнее, чем большие экономические центры находятся рядом. Это подтверждает общую тенденцию к концентрации экономической жизни Российской Федерации в нескольких крупных центрах - Москве, Санкт-Петербурге, Красноярске, Казани и т.д.
Наиболее крепкие взаимосвязи сформировались между МЗП, уровнем номинальных начисленных заработных плат и уровнем ВРП: установлено, что при экономическом росте возрастает уровень ВРП из-за чего происходит рост заработных плат, что приводит к повышению цен и росту МЗП.
Взаимосвязь между МЗП и численностью населения субъекта РФ носит достаточно противоречивый характер. Можно выделить две основные тенденции. В регионах с умеренным климатом происходит рост заработных плат в крупных экономических центрах, что подтверждает гипотезу о тяготении российской экономики к концентрации в нескольких крупных городах. В северных,
относительно малонаселенных регионах ситуация обратная. Чем сложнее добыча ресурсов в регионе, тем более высокая заработная плата предлагается работникам.
Взаимосвязь между уровнем МЗП и уровнем бедности фактически отсутствует. Это показывает тот факт, что простое повышение МЗП не может быть по-настоящему эффективным методом снижения уровня бедности в Российской Федерации.
Научная и практическая значимость результатов проведенного исследования состоит в возможности выявления и определения не только всей совокупности взаимосвязей между уровнем минимальных заработных плат и социально-экономическими показателями регионов, но и в выявлении возможности их планирования и конструирования при формировании и проведении социальной политики в Российской Федерации.
Еще один практический интерес представляет явное разделение федеральных округов на две группы по уровню взаимосвязи показателя МЗП и показателей социально-экономического развития. Учет данного факта при планировании государственных мер социально-экономического развития может повысить их эффективность.
Основными направлениями дальнейших научных исследований может послужить формирование многофакторных зависимостей показателей социально-экономического развития от величины минимальной заработной платы.
Кроме того, потенциальным направлением служит также и анализ других факторов социально-экономического развития с их разделением по федеральным округам, с целью выявления их разделения на группы.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Жуков А.Л. Современные проблемы в механизме регулирования заработной платы и пути их решения / Развитие теории и практики экономики труда: коллективная монография / под ред. проф. А.И. Рофе, доц. С.А. Шапиро. - М.: Берлин: Директ-Медиа, 2017. 482 с.
2. Капелюк С.Д. Эконометрический анализ детерминантов региональной минимальной заработной платы на основе панельных данных / С.Д. Капелюк // Проблемы современной науки и образования. 2015;12(42):123-128.
3. Елисеева И.И., Декина М.П. Дифференциация заработной платы в Российской Федерации: территориальные особенности // Интеллект. Инновации. Инвестиции. 2020. №5. URL: https://cyberlemnka.ru/artide/n/differentsiatsiya-zarabotnoy-platy-v-rossiyskoy-federatsii-territorialnye-osobennosti (дата обращения: Ol.02.2022).
4. Нагапетян А.Р., Гришин Д.В., Кедровская А.В. Пространственно-авторегрессионный анализ межрегиональной взаимосвязанности заработных плат в отраслевом разрезе // Азиатско-Тихоокеанский регион: экономика, политика, право. 2020;(1). URL:https://cyberleninka.ru/article/n/prostranstvenno-avtoregressionnyy-analiz-mezhregionalnoy-vzaimosvyazannosti-zarabotnyh-plat-v-otraslevom-razreze (дата обращения: 01.02.2022).
5. Токсанбаева М.С. Заработная плата: минимальный размер и дифференциация // Народонаселение. 2020. №4. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/zarabotnaya-plata-minimalnyy-razmer-i-differentsiatsiya (дата обращения: 01.02.2022).
6. Юкиш В.Ф. Тенденции миграционных процессов в России за 1990-2017 годы // Экономика и бизнес: теория и практика. 2019;(3-2). URL: https://cyberleninka.rU/article/n/tendentsii-migratsionnyh-protsessov-v-rossii-za-1990-2017-gody (дата обращения: 01.02.2022).
7. Богомолова Ю.А., Острецова А.В. Миграционные тенденции населения Российской Федерации // Инновационная наука. 2016;(1):13. URL: https://cyberleninka.rU/artide/n/migratsionnye-tendentsii-naseleniya-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 01.02.2022).
8. Вакуленко Е.С. Мотивы внутренней миграции населения в россии: что изменилось в последние годы? // Прикладная эконометрика. 2019;3(55). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/motivy-vnutrenney-migratsii-naseleniya-v-rossii-chto-izmenilos-v-poslednie-gody (дата обращения: 01.02.2022).
9. Головин Ал.А., Быстрицкая А.Ю., Зюкин Д.В., Башкатова В.Я., Головин А.А. Заработная плата и безработица: динамика и территориальная дифференциация // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. 2021;(1). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zarabotnaya-plata-i-bezrabotitsa-dinamika-i-territorialnaya-differentsiatsiya (дата обращения: 01.02.2022).
10. Rybczynski K., Sen A. Employment Effects of the Minimum Wage: Panel Data Evidence from Canadian Provinces // Contemporary Economic Policy. 2017. Vol. 36, No. 3. DOI: 10.1111/coep.12241
11. Fang T., Lin C. Minimum wages and employment in China // IZA Journal of Labor Policy. 2015. Vol. 22, No. 4.
12. Huang Y., Loungani P., Wang G. Minimum Wages and Firm Employment: Evidence from China // IMF Working Paper. - 2014. -WP/14/184. - URL: https://www.imf.org/external/pubs/ft/Wp/2014/Wp14184.pdf (дата обращения: 23.09.2021)
13. Капелюк С.Д. Влияние минимальной заработной платы на глубину и остроту бедности в России / С.Д. Капелюк // Вестник Сибирского университета потребительской кооперации. 2016;3-4(18):34-49.
14. Лопатина М.В., Ляшок В.Ю. Влияние минимального размера оплаты труда на рынок труда и уровень бедности в России. / М.В. Лопатина, В.Ю. Ляшок. М.: РАНХиГС, 2019. 53 с.
REFFERENCES
1. Zhukov A.L. Modern problems in the mechanism of wage regulation and ways to solve them. Development of the theory and practice of labor economics: a collective monograph / ed. by. A.I. Rofe, doc. S.A. SHapiro. M.: Berlin: Direkt-Media; 2017. p. 482. (In Russ.).
2. Kapelyuk S.D. Econometric analysis of the determinants of the regional minimum wage based on panel data. Problemy sovremennoj nauki i obrazovaniya = Problems of Modern Science and Education. 2015;12(42):123-128. (In Russ.).
3. Eliseeva I.I., Dekina M.P. Wage differentiation in the Russian Federation: Territorial features. Intellekt. Innovacii. Investicii = Intelligence. Innovation. Investments. 2020;(5). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/differentsiatsiya-zarabotnoy-platy-v-rossiyskoy-federatsii- territorialnye-osobennosti (accessed on 01.02.2022).
4. Nagapetyan A.R., Grishin D.V., Kedrovskaya A.V. Spatial-autoregressive analysis of the interregional relationship of wages in the sectoral context. Aziatsko-Tihookeanskij region: ekonomika, politika, parvo = Asia-Pacific Region: Economics, Politics, Law. 2020;(1). URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/prostranstvenno-avtoregressionnyy-analiz-mezhregionalnoy-vzaimosvyazan-nosti-zarabotnyh-plat-v- otraslevom-razreze (accessed on 01.02.2022).
5. Toksanbaeva M.S. The minimum size and differentiation. Narodonaselenie = Population. 2020;(4). URL: https://cyberleninka. ru/ article/n/zarabotnaya-plata-minimalnyy-razmer-i-differentsiatsiya (accessed on 01.02.2022).
6. Yukish V. F. Trends in migration processes in Russia in 1990-2017. Ekonomika i biznes: teoriya i praktika = Economics and Business: Theory and Practice. 2019;(3-2). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tendentsii-migratsionnyh-protsessov-v-rossii-za-1990-2017-gody (accessed on 01.02.2022).
7. Bogomolova Yu.A., Ostresova A.V. Migration trends of the population of the Russian Federation. Innovacionnaya nauka = Innovative Science. 2016;1 (13). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/migratsionnye-tendentsii-naseleniya-rossiyskoy-federatsii (accessed on: 01.02.2022).
8. Vakulenko E.S. Motives for internal migration of the population in Russia: what has changed in recent years? Prikladnaya ekonometrika = Applied Econometrics. 2019;3(55). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/motivy-vnutrenney-migratsii-naseleniya-v-rossii-chto-izmenilos-v-poslednie- gody (accessed on 01.02.2022).
9. Golovin Al.A., Bystrickaya A.Yu., Zyukin D.V., Bashkatova V.Ya., Golovin A.A. Wages and unemployment: dynamics and territorial differentiation. Vestnik Kurskoj gosudarstvennoj sel'skohozyajstvennoj akademii = Bulletin of the Kursk State Agricultural Academy. 2021;(1). URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/zarabotnaya-plata-i-bezrabotitsa-dinamika-i-territorialnaya-differentsiatsiya (accessed on: 01.02.2022).
10. Rybczynski K., Sen A. Employment Effects of the Minimum Wage: Panel Data Evidence from Canadian Provinces. Contemporary Economic Policy. 2017;36(3). DOI: 10.1111/coep.12241
11. Fang T., Lin C. Minimum wages and employment in China. IZA Journal of Labor Policy. 2015;22(4).
12. Huang Y., Loungani P., Wang G. Minimum Wages and Firm Employment: Evidence from China. IMF Working Paper. 2014; WP/14/184. URL: https://www.imf.org/external/pubs/ft/wp/2014/wp14184.pdf (accessed on 23.09.2021)
13. Kapelyuk S.D. Influence of the minimum wage on the depth and severity of poverty in Russia. Vestnik Sibirskogo universiteta potrebitel'skoj kooperacii = Bulletin of the Siberian University of Consumer Cooperatives. 2016. 3-4(18):34-49. (In Russ.).
14. Lopatina M.V., The impact of the minimum wage on the labor market and the level of poverty in Russia. M.: RANHiGS, 2019. p.53. (In Russ.).
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ / ABOUT THE AUTHOR
Игорь Александрович Прошин - аналитик отдела заработной платы и доходов населения, ФГБУ «ВНИИ труда» Минтруда России, Москва, Россия
Igor' A. Proshin - analyst, Payroll and Income Department, FSBI "All-Russian Research Institute of Labor" of the
Ministry of Labor and Social Protection of the Russia Federation, Moscow, Russia
Статья поступила в редакцию 02.02.2022; после рецензирования 16.02.2022, принята к публикации 20.02.2022. Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.
The article was submitted on 02.02.2022; revised on 16.02.2022 and accepted for publication on 20.02.2022. The author read and approved the final version of the manuscript.