Научная статья на тему 'ВЗАИМОСВЯЗЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ И ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ЛИЧНОСТИ'

ВЗАИМОСВЯЗЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ И ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ЛИЧНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
333
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ЦЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Музыченко А.В., Харитончик А.А.

В статье представлены результаты исследования взаимосвязи психологического благополучия и ценностных ориентаций личности. Результаты исследования показали, что в выборке средней взрослости у специалистов, работающих с применением компьютерных технологий, отсутствуют различия между уровнем нормативных идеалов и уровнем социальных приоритетов. Эти специалисты в повседневной жизни стараются придерживаться своих взглядов и убеждений, а не идти на поводу у социального окружения. Половина исследуемой выборки имеет высокие показатели позитивных отношений, средние показатели личностного роста, достаточно высокие показатели самопринятия. Самым высоким в выборке является показатель автономии, что утверждает личностную зрелость в анализируемый возрастной период. Почти половина работников имеют высокий уровень психологического благополучия, что отражает удовлетворительное качество межличностных отношений и достижений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Музыченко А.В., Харитончик А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RELATIONSHIP OF PSYCHOLOGICAL WELL-BEING AND VALUE ORIENTATIONS OF THE INDIVIDUAL

The article presents the results of a study of the relationship between psychological well-being and value orientations of the individual. The results of the study showed that in the sample of average adulthood among specialists working with the use of computer technology, there are no differences between the level of normative ideals and the level of social priorities. These specialists in everyday life try to adhere to their views and beliefs, and not to be led by the social environment. Half of the studied sample has high indicators of positive relationships, average indicators of personal growth, fairly high indicators of self-acceptance. The highest in the sample is the indicator of autonomy, which confirms personal maturity in the analyzed age period. Almost half of the employees have a high level of psychological well-being, which reflects the satisfactory quality of interpersonal relationships and achievements.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОСВЯЗЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ И ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ЛИЧНОСТИ»

Коллекция гуманитарных исследований. Электронный научный журнал. The Collection of Humanitarian Researches. Electronic scientific journal

peer-reviewed • open access journal

ISSN 2500-3585

DOI: 10.21626/j-chr/2023-1(34)/7 Психологические науки

УДК: 159.9.075

ВЗАИМОСВЯЗЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ И ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ЛИЧНОСТИ

© А.В. Музыченко, А.А. Харитончик

53

Музыченко А.В. — заведующий кафедрой психологии образования и развития личности Института психологии, кандидат психологических наук, доцент, Учреждение образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка» E-mail: myzychenko10@mail.ru

Харитончик А.А. — студент, Учреждение образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка»

Адрес: 220030, Минск, ул. Советская, 18, Республика Беларусь

АННОТАЦИЯ

В статье представлены результаты исследования взаимосвязи психологического благополучия и ценностных ориентаций личности. Результаты исследования показали, что в выборке средней взрослости у специалистов, работающих с применением компьютерных технологий, отсутствуют различия между уровнем нормативных идеалов и уровнем социальных приоритетов. Эти специалисты в повседневной жизни стараются придерживаться своих взглядов и убеждений, а не идти на поводу у социального окружения. Половина исследуемой выборки имеет высокие показатели позитивных отношений, средние показатели личностного роста, достаточно высокие показатели самопринятия. Самым высоким в выборке является показатель автономии, что утверждает личностную зрелость в анализируемый возрастной период. Почти половина работников имеют высокий уровень психологического благополучия, что отражает удовлетворительное качество межличностных отношений и достижений.

Ключевые слова: психологическое благополучие; ценностные ориентации; ценности.

54

Идея исследования состоит том, что психологическое благополучие человека порождает соответствующие ценности, как правило, связанные с возможностями его самореализации, с мотивацией развития. Ситуация и ощущение психологического неблагополучия человека истощают мотивационный ресурс, концентрируют усилия на поддержании душевного комфорта [1]. Вместе с тем, можно предположить, что определенное напряжение в связи с переживанием неблагополучия может послужить вызовом к изменению жизненной ситуации. Так и чрезмерное пребывание в зоне комфорта может снижать готовность к преодолению трудностей. В этом противоречии сталкиваются два основных подхода в понимании благополучия: гедонистическое и эвдемонистическое. С позиции первого, гедонистического подхода, благополучие рассматривается как соотношение позитивного и негативного аффектов, удовлетворенности-неудовлетворенности. С точки зрения второго, эвдемонистического подхода, благополучие — это стремление к совершенствованию.

Актуальность исследования проблемы соотношения и взаимосвязи психологического благополучия и ценностных ориентаций личности обусловлена современной динамичной компьютеризированной социокультурной ситуацией. Значительная часть делового и межличностного общения переносится в виртуальное пространство, меняются содержательные акценты в общении людей,

В качестве базовых составляющих психологического благополучия человека К. Рифф выделила: позитивные отношения с другими, принятие себя (позитивная оценка себя и своей жизни), автономия (способность следовать своим собственным убеждениям), компетентность (контроль над окружающей средой, способность эффективно управлять своей жизнью), наличие целей (придающих жизни направленность и смысл), личностный рост (как чувство непрекращающегося развития и самореализации) [по 5]. Ценностные ориентации личности отражают то, что значимо и важно для человека, причем дифференцированы по степени значимости и важности, складываясь в определенную иерархическую структуру, которая относительно устойчива, но гибка. Ценности выступают как мотивационные цели, служат руководящими принципами для каждого человека. Согласно исследованиям Д.А. Леонтьева [4], Л.В. Баевой, В.В. Гаврилюк, Н.В. Гусевой, С.О. Елишева, В.П. Зинченко[2] ценностные ориентации личности не являются лишь надуманным произвольным выбором, основываются на жизненном опыте, на ранее сформированных потребностях, желаниях, стремлениях, и влияют на принятие решений. Ценностные ориентации важны в смыслообразовании личности, анализе идеального и реального. Согласно Ф.Е. Василюку, система ценностей личности — это целостная совокупность жизненных отношений, то есть смыслы.

Для проведения эмпирического исследования взаимосвязи психологического благополучия и ценностных ориентаций личности были приглашены в качестве респондентов периода зрелости. В исследовании приняли участие 50 респондентов в возрасте 37 — 52 лет. Выборку исследования составили работники компаний СООО «ЭКС-АТ-БЕЛ», СООО «ЭКСАТ-ЛАБ», ЗАО «КАТЭК» в Минске. Респонденты зрелого возраста, периода средней взрослости, в основном, представляли интерес как личности со сформированной системой ценностных ориентаций; деятельность специалистов в сервисном центре, отделе продаж, конструкторском отделе связана с использованием компьютерных технологий. В представленной выборке 70% работников составили мужчины и 30% женщины.

Интересно было сопоставить характеристики психологического благополучия и особенностей ценностных ориентаций с результатами И.Ф. Клименко [3], полученными более 30 лет назад. Отмечено при сравнительном анализе разных возрастных групп, что в возрасте от 45 до 60 лет люди более значимо относятся к такому ресурсу психологического благополучия, как «позитивные отношения», эффективно выстраивают близкие, доверительные отношения с другими. В 25 — 44 года выражен такой ком-

понент психологического благополучия, как «личностный рост», люди получают удовольствие от самореализации, получения новых знаний; пиковых значений достигает удовлетворенность личными отношениями, сексуальной активностью и практической социальной поддержкой близких людей.

В эмпирическом исследовании применялись: «Ценностный опросник» Ш.Шварца; методика «Шкалы психологического благополучия» К. Рифф, в адаптации Н.Н. Лепи-шинского, Л.А. Пергаменщика.

ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

На уровне нормативных идеалов были определены ранги ценностей, имеющих высокую значимость для испытуемых и ценности, имеющие низкую значимость. Доминирующими у большинства испытуемых мотивационно-ценностными установками на уровне нормативных идеалов являются: «Доброта», «Универсализм», «Безопасность», «Самостоятельность», «Достижения» — в порядке убывания значимости. Высокие баллы по шкалам «Доброта» и «Универсализм» свидетельствует об ориентации испытуемых на просоциальное поведение, заботу о благополучии людей, ориентированность на позитивные межличностные отношения и зрелую любовь. Высокий балл по шкале «Безопасность» отражает высокую значимость гармонии и стабильности собственной личности и взаимоотношений с другими. Как наименее значимые ценности, в порядке возрастания значимости, следует отметить: «Гедонизм», «Стимуляция» и «Традиции». Респонденты в период зрелости, средней взрослости, не ориентированы на необременительное времяпрепровождение, получение удовольствий от жизни. Они продуктивно трудятся, имеют в этом смысл. Не стремятся к стимуляции, проявляется консервативность, как избегание глубоких переживаний, разнообразия, больше ориентация на привычный жизненный уклад, что способствует стабильной продуктивной деятельности. Ориентация респондентов на самостоятельность плохо согласуется с традициями; в период зрелости не стремятся поддерживать традиции своей семьи и общества, проявляют самостоятельность, пытаясь учитывать тенденции изменений в мире. Определенные ритуалы, верования, религия могут отвергаться.

Ценности на уровне индивидуальных приоритетов не всегда совпадают с ценностями на уровне нормативных идеалов, по той причине, что поведение человека может быть ограничено групповыми нормами и правилами. Так, будучи убежденным в одном, человек может демонстрировать в поведении совсем иное. В ходе изучения ценностей на уровне индивидуальных приоритетов было выявлено, что наиболее значимыми для данной выборки являются ценности «Доброта», «Универсализм», «Безопасность» и «Самостоятельность». Соответственно в отношении данных ценностей заявляемое и реализуемое, как правило, совпадает у респондентов.

К наименее значимым по нормативным идеалам ценностям на уровне индивидуальных приоритетов наряду с такими ценностями, как «Гедонизм», «Стимуляция» добавились ценности «Конформность» и «Власть», что позволяет говорить о том, что респонденты в индивидуальном поведении стремятся к новым впечатлениям, разнообразию для поддержания оптимального уровня активности. Низкая значимость ценностей «Конформность» и «Власть» может проявляться в виде нонконформизма, проблем с самодисциплиной.

В виде аналитической диаграммы представлена выраженность показателей психологического благополучия респондентов по уровням.

Результаты исследования психологического благополучия респондентов показывают, что у 50% респондентов высокий уровень выраженности позитивных отношений, что отражает их удовлетворительные, доверительные отношения с окружающими. Половина респондентов выборки заботятся о благополучии других, способны сопереживать, допускают привязанности и близкие отношения; понимают, что человеческие

55

56

Рисунок 1. Уровневая выраженность шкал психологического благополучия респондентов периода средней взрослости.

отношения строятся на взаимных уступках. У 56% высокий уровень автономии, они самостоятельны и независимы, способны противостоять попыткам общества заставить думать и действовать определенным образом; самостоятельно регулируют собственное поведение; оценивают себя в соответствии с личными критериями. У 44% средний уровень управления средой — они стараются контролировать внешнюю деятельность, эффективно используют предоставляющиеся возможности, способны улавливать или создавать условия и обстоятельства, подходящие для удовлетворения личных потребностей и достижения целей. У 50% средний уровень личностного роста — они достаточно открыты новому опыту, испытывают чувство реализации своего потенциала, наблюдают улучшения в себе и своих действиях с течением времени; изменяются в соответствии с собственными познаниями и достижениями. У 54% средний уровень выраженности целей в жизни. Респонденты считают, что прошлая и настоящая жизнь имеет смысл; придерживаются убеждений, которые являются источниками цели в жизни; имеет намерения и цели на всю жизнь. У 46% высокий уровень самопринятия — их можно характеризовать как людей, которые позитивно относятся к себе, знают и принимают различные свои стороны, включая хорошие и плохие качества, положительно оценивает свое прошлое. У 46% средний уровень выраженности баланса эффекта — преобладание позитивной самооценки, принятие себя со всеми достоинствами и недостатками. Уверенность в себе и собственных силах, высокое мнение о собственных возможностях, чувство компетентности в управлении повседневными делами. Общая удовлетворенность собственной жизнью. У 40% высокий уровень осмысленности жизни, настоящее и прошлое воспринимаются, как осмысленные, имеются убеждения, придающие жизни смысл. Оценка себя как человека целеустремленного. У 50% средний уровень выраженности по шкале «человек как открытая система», что отражает способность усваивать новую информацию, формировать целостный, реалистичный взгляд на жизнь, непосредственность и естественность переживаний. У 48% высокий уровень психологического благополучия.

При использовании статистического анализа данных методом ранговой корреляции Спирмена выявлена положительная взаимосвязь между выраженностью процесса универсализма и личностным ростом (И^ = 0,279 при р<0,05). Значимость уни-

версализма характерна для респондентов периода зрелости, которые открыты новому опыту, испытывают чувство реализации своего потенциала, наблюдают улучшения в себе и своих действиях с течением времени, изменяются в соответствии с собственными познаниями и достижениями. Выявлена отрицательная взаимосвязь ценности гедонизма и осмысленности жизни (Rs = -0,26 при p<0,05). Для респондентов с осмысленностью прошлого, настоящего и будущего, наличием цели в жизни, характерна низкая значимость гедонизма.

Заключение. В целом, можно говорить о том, что в выборке средней взрослости у специалистов, работающих с применением компьютерных технологий, не наблюдается большой разбежки между уровнем нормативных идеалов и уровнем социальных приоритетов. Эти специалисты в повседневной жизни стараются придерживаться своих взглядов и убеждений, а не идти на поводу у социального окружения. Как и 30 лет назад, при сопоставлении с данными И.Ф. Клименко, зрелая личность ориентирована на позитивные отношения и личностный рост. Половина исследуемой выборки имеет высокие показатели позитивных отношений, средние показатели личностного роста, достаточно высокие показатели самопринятия. Самым высоким в выборке является показатель автономии, что утверждает личностную зрелость в анализируемый возрастной период. Почти половина работников имеют высокий уровень психологического благополучия, что отражает удовлетворительное качество межличностных отношений и достижений. Именно те, кто осознал свои возможности самореализации, нашел себя, не стремятся в этот жизненный период к необременительному времяпрепровождению, а погружены в продуктивную деятельность, направлены на решение профессиональ- 57

ных задач, вовлечены во взаимодействие с людьми, стремятся и умеют эффективно выстраивать межличностные отношения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Водяха, С. А. Предикторы психологического благополучия студентов / С. А. Водяха // Педагогическое образование в России. - 2013. - № 1. - С. 70-74.

2. Зинченко, В. П. Ценности в структуре сознания / В. П. Зинченко // Вопросы философии. - 2011. - Т. 8. - С. 85-97.

3. Клименко, И. Ф. Генезис ценностных ориентаций, исследование отношения к норме социального поведения на разных этапах социального развития человека / И. Ф. Клименко // К проблеме формирования ценностных ориентаций и социальной активности личности. - 1992. - С. 3-12.

4. Леонтьев, Д. А. Внутренний мир личности / Д. А. Леонтьев // Психология личности в трудах отечественных психологов. - 2012. - С. 372-377.

5. Лепешинский, Н. Н. Психологическое благополучие как фактор успешной учебной деятельности в условиях относительной групповой изоляции (на примере курсантов военного вуза): дис. . канд. психол. наук / Н. Н. Лепешинский. - Минск, 2010. - 175 с.

Получена: 13.02.2023 г. Принята к публикации: 28.03.2023 г.

THE RELATIONSHIP OF PSYCHOLOGICAL WELL-BEING AND VALUE ORIENTATIONS OF THE INDIVIDUAL

© Alia V Muzychenko, Anna A. Kharitonchik

Alla V. Muzychenko — Head of the Department of Psychology of Education and Personality Development if the Institute of Psychology, Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Belarus State Pedagogical University named after Maxim Tank E-mail: muzychenko10@mail.ru

Anna A. Kharitonchik — Student, Belarus State Pedagogical University named after Maxim Tank

Address: 220030, 18, Sovetskaya street, Minsk, Republic of Belarus

58

REFERENCES

1. Vodyaha, S. A. Prediktory psihologicheskogo blagopoluchiya studentov / S. A. Vodyaha // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. — 2013. — № 1. — S. 70—74.

2. Zinchenko, V. P. Cennosti v strukture soznaniya / V. P. Zinchenko // Voprosy filosofii. - 2011. - T. 8. - S. 85-97.

3. Klimenko, I. F. Genezis cennostnyh orientacij, issledovanie otnosheniya k norme so-cial'nogo povedeniya na raznyh etapah social'nogo razvitiya cheloveka / I. F. Klimenko // K probleme formirovaniya cennostnyh orientacij i social'noj aktivnosti lichnosti. - 1992. - S. 3-12.

4. Leont'ev, D. A. Vnutrennij mir lichnosti / D. A. Leont'ev // Psihologiya lichnosti v trudah otechestvennyh psihologov. - 2012. - S. 372-377.

5. Lepeshinskij, N. N. Psihologicheskoe blagopoluchie kak faktor uspeshnoj uchebnoj deyatel'nosti v usloviyah otnositel'noj gruppovoj izolyacii (na primere kursantov voennogo vuza): dis. . kand. psihol. nauk / N. N. Lepeshinskij. - Minsk, 2010. - 175 s.

ABSTRACT

The article presents the results of a study of the relationship between psychological well-being and value orientations of the individual. The results of the study showed that in the sample of average adulthood among specialists working with the use of computer technology, there are no differences between the level of normative ideals and the level of social priorities. These specialists in everyday life try to adhere to their views and beliefs, and not to be led by the social environment. Half of the studied sample has high indicators of positive relationships, average indicators of personal growth, fairly high indicators of self-acceptance. The highest in the sample is the indicator of autonomy, which confirms personal maturity in the analyzed age period. Almost half of the employees have a high level of psychological well-being, which reflects the satisfactory quality of interpersonal relationships and achievements.

Keywords: lpsychological well-being; value orientations; values.

№1 (34) 2023 Received: 13.02.2023 Accepted: 28.03.2023 г.

www.j-chr.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.