Научная статья на тему 'ВЗАИМОСВЯЗЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАЩИТ ЛИЧНОСТИ С ВЕРОЙ В СВЕРХЪЕСТЕСТВЕННОЕ'

ВЗАИМОСВЯЗЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАЩИТ ЛИЧНОСТИ С ВЕРОЙ В СВЕРХЪЕСТЕСТВЕННОЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
150
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Ключевые слова
психологические защитные механизмы / вера в сверхъестественное / психология религии / психологические защиты / паранормальные явления / магическое мышление / психотерапия / когнитивные стили / диссоциация / подавление / psychological defense mechanisms / belief in the supernatural / psychology of religion / psychological defenses / paranormal phenomena / magical thinking / psychotherapy / cognitive styles / dissociation / suppression

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кобзева Е. В.

В данной статье рассматривается взаимосвязь психологических защит личности с верой в сверхъестественное. Исследование проводится с целью выявления, какие защитные механизмы (адаптивные или инфантильные) способствуют вере в паранормальные явления. В исследовании приняли участие 151 человек в возрасте от 18 до 50 лет. Были использованы методики «Измерение психологической защиты» и «Шкала веры в паранормальное». Корреляционный анализ выявил, что механизмы подавления и диссоциации положительно коррелируют с верой в традиционную религию, колдовство, спиритизм и предсказания. Наоборот, компульсивное поведение показало обратную взаимосвязь с верой в паранормальное. Полученные данные подчеркивают важность понимания психологических механизмов, лежащих в основе веры в сверхъестественное, и могут быть полезны для разработки эффективных психологических интервенций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Кобзева Е. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RELATIONSHIP BETWEEN PSYCHOLOGICAL DEFENSE MECHANISMS AND BELIEF IN THE SUPERNATURAL

Article examines the relationship between psychological defense mechanisms and belief in the supernatural. The study aims to identify which defense mechanisms (adaptive or infantile) contribute to belief in paranormal phenomena. The study involved 151 participants aged 18 to 50 years. The "Measurement of Psychological Defense" and "Paranormal Belief Scale" methodologies were used. Correlational analysis revealed that suppression and dissociation mechanisms positively correlate with belief in traditional religion, witchcraft, spiritualism, and predictions. Conversely, compulsive behavior showed a negative correlation with belief in the paranormal. The findings highlight the importance of understanding the psychological mechanisms underlying belief in the supernatural and may be useful for developing effective psychological interventions.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОСВЯЗЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАЩИТ ЛИЧНОСТИ С ВЕРОЙ В СВЕРХЪЕСТЕСТВЕННОЕ»

УДК 159.923:159.964

Кобзева Е.В.

студентка кафедры психологии, педагогики и правоведения Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ» (г. Новосибирск, Россия)

ВЗАИМОСВЯЗЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАЩИТ ЛИЧНОСТИ С ВЕРОЙ В СВЕРХЪЕСТЕСТВЕННОЕ

Аннотация: в данной статье рассматривается взаимосвязь психологических защит личности с верой в сверхъестественное. Исследование проводится с целью выявления, какие защитные механизмы (адаптивные или инфантильные) способствуют вере в паранормальные явления. В исследовании приняли участие 151 человек в возрасте от 18 до 50 лет. Были использованы методики «Измерение психологической защиты» и «Шкала веры в паранормальное». Корреляционный анализ выявил, что механизмы подавления и диссоциации положительно коррелируют с верой в традиционную религию, колдовство, спиритизм и предсказания. Наоборот, компульсивное поведение показало обратную взаимосвязь с верой в паранормальное. Полученные данные подчеркивают важность понимания психологических механизмов, лежащих в основе веры в сверхъестественное, и могут быть полезны для разработки эффективных психологических интервенций.

Ключевые слова: психологические защитные механизмы, вера в сверхъестественное, психология религии, психологические защиты, паранормальные явления, магическое мышление, психотерапия, когнитивные стили, диссоциация, подавление.

Психологические защитные механизмы являются важным аспектом изучения человеческой психологии. Психологическая защита выступает способом создания субъективно воспринимаемой стабилизации и нормализации состояния личности [4]. Основная задача любого защитного механизма заключается в снижении или уменьшении чувства тревоги, связанной с

осознанием реального или субъективно переживаемого конфликта, что позволяет привести в равновесие личность и внешнюю среду [4].

Основоположником изучения психологических защит считается Зигмунд Фрейд, который ввел понятие защитных механизмов в рамках своей теории психоанализа [7]. Согласно концепции Фрейда, структура психики человека делится на Ид, Эго и Супер-Эго. Ид представляет бессознательное, которое стремится к удовлетворению инстинктивных потребностей и желаний. Эго, действуя как посредник, обеспечивает адаптацию и баланс между Ид и внешней реальностью. Супер-Эго, в свою очередь, представляет внутренние моральные нормы и ценности, формируя совесть и идеалы личности. Однако, иногда давление Ид настолько сильное, что личность не в состоянии ему сопротивляться. Анализируя борьбу между Ид и Эго, Фрейд вводит понятие психологической защиты [3].

Анна Фрейд, дочь Зигмунда Фрейда, также внесла значительный вклад в развитие теории защитных механизмов, описав их в своей работе «Я и механизмы защиты» [6]. Она выделила различные типы защит, такие как вытеснение, проекция, регрессия и сублимация, которые помогают личности справляться с внутренними конфликтами и стрессом.

Современные исследования психологических защит продолжают развивать и уточнять эти концепции. Например, Пилюгина Е.Р. создала классификацию [2], охватывающую наиболее распространённые механизмы, избегая избыточного упрощения, но при этом исключая малозаметные или редкие защиты, чтобы создать оптимальный инструмент для выявления защитных механизмов.

Вера в сверхъестественное является распространенным феноменом в различных культурах и обществах. Она включает в себя убеждения в существование паранормальных явлений, таких как колдовство, предсказания и спиритизм. Такие верования могут иметь глубокие исторические корни и значительное влияние на повседневную жизнь индивидов.

Причины возникновения веры в сверхъестественное могут быть разнообразными. Одним из факторов является стремление к объяснению необъяснимых явлений и событий. Люди, сталкиваясь с неопределенностью и стрессом, могут обращаться к магическому мышлению как к способу снижения тревоги и создания ощущения контроля над ситуацией [1]. Психологическая реальность предъявляет определённые требования к человеку, и здесь понятия «надежда» и «вера» играют важную защитную роль. Эти эмоциональные состояния и когнитивные ориентиры помогают личности не только мобилизовывать внутренние ресурсы, но и видеть перспективы там, где на первый взгляд представляются лишь преграды [5].

Целью данного исследования является изучение взаимосвязи психологических защит личности с верой в сверхъестественное. Объектом исследования являются психологические защиты личности, а предметом -специфика их взаимосвязи с верой в сверхъестественное. Гипотезы исследования предполагают, что личности, использующие инфантильные защитные механизмы, будут более склонны к вере в сверхъестественное, тогда как личности, использующие адаптивные защитные механизмы, будут менее склонны к таким верованиям.

Методология.

В исследовании приняли участие 151 человек: 122 женщины и 29 мужчин, в возрасте от 18 до 50 лет. Преимущественно, базу исследования составили молодые люди 22-27 лет. Респонденты приглашались пройти опрос методом анкетирования в Google-формах в различных социальных сетях, а также через личные контакты.

Для диагностики интенсивности психологических защит использовалась «Методика измерения психологической защиты» (авторы-разработчики -Пилюгина Е.Р. и Сулейманов Р.Ф.), для измерения уровня веры в сверхъестественное использовалась методика «Шкала измерения веры в

паранормальное Дж.Тобасика» (адаптирована и валидизирована Д.С. Григорьевым).

Полученные данные были обработаны при использовании программы Statistic 10, с использованием критерия r-Спирмена.

Результаты и обсуждение.

1. Психологические защиты личности.

В исследовании были выявлены различные типы психологических защит, используемые респондентами. Наиболее характерны адаптивные механизмы защиты, такие как юмор (M=31,5, ±8,27 балла), предвосхищение (M=29,8, ±6,95 балла) и сублимация (M=29,4, ±8,96 балла). Наименее характерны такие механизмы, как всемогущий контроль (M=17,1, ±8,54 балла) и отрицание (M=18,6, ±5,69 балла).

2. Вера в сверхъестественное.

Результаты показали, что респонденты наиболее склонны к традиционной религиозной вере (M=12,3, ±7,25 балла), вере в колдовство (M=11,6, ±7,83 балла) и спиритизм (M=11,1, ±6,96 балла). Наименее выражена вера в суеверия (M=4,8, ±3,07 балла).

3. Корреляционный анализ

Для доказательства гипотезы о взаимосвязи психологических защит с верой в сверхъестественное был проведен корреляционный анализ с использованием r-критерия Спирмена. Обнаружены 18 статистически значимых прямых связей и 7 статистически значимых обратных связей.

Прямые взаимосвязи:

Подавление и традиционная религиозная вера (r=0,17, p=0,03), вера в колдовство (r=0,20, p=0,01), спиритизм (r=0,20, p=0,01), иные формы жизни (r=0,19, p=0,01) и вера в предсказания (r=0,26, p=0,01).

Механизм подавления показал наибольшее количество прямых взаимосвязей с различными аспектами веры в сверхъестественное, включая традиционную религиозную веру, веру в колдовство, спиритизм и иные формы

жизни. Это может объясняться тем, что подавление как механизм защиты включает в себя элементы контроля над эмоциями и ситуациями, которые вызывают тревогу. Таким образом, вера в сверхъестественное может служить своеобразным буфером, который позволяет личности отсрочить осознание неприятных или тревожных событий.

Диссоциация и вера в предсказания (г=0,16, p=0,04), иные формы жизни (г=0,17, p=0,04), спиритизм (г=0,16, p=0,04) и колдовство (г=0,17, p=0,03).

Механизм диссоциации также показал значимые прямые связи с верой в колдовство, иные формы жизни, спиритизм и предсказания. Диссоциация позволяет личности отделить себя от реальности в ответ на стресс или травматическое событие, что может объяснять склонность к вере в сверхъестественное как способу ухода от реальности, предлагая магическое решение проблем, которое временно облегчает эмоциональное состояние.

Юмор и традиционная религиозная вера (г=0,21, p=0,01), вера в иные формы жизни (г=0,16, p=0,05), спиритизм (г=0,18, p=0,03) и колдовство (г=0,19, р=0,02).

Личность с развитым чувством юмора может воспринимать рассказы о привидениях или колдовстве как забавные и интересные истории, а не как пугающие и угрожающие явления. Такой подход позволяет им сохранять веру в сверхъестественное без излишней тревоги, используя юмор как механизм защиты от страхов и неуверенности, связанных с этими верованиями. Юмор помогает людям справляться с тревогой и стрессом, облегчает восприятие иррационального и способствует когнитивной гибкости, что может способствовать принятию и поддержанию веры в паранормальные явления.

Всемогущий контроль и вера в предсказания (г=0,18, p=0,03).

Весьма занимательна взаимосвязь защитного механизма всемогущего контроля с верой в предсказания. Корреляция между всемогущим контролем и верой в предсказания может быть объяснена стремлением людей к ощущению контроля и предсказуемости в своей жизни. Вера в предсказания предоставляет иллюзию управления будущими событиями и подтверждает убеждения,

связанные с всемогущим контролем. Это взаимодействие помогает людям справляться с тревогой и неопределенностью, предоставляя ощущение уверенности и безопасности.

Обратные взаимосвязи:

Компульсивное поведение и традиционная религиозная вера (г=-0,19, p=0,02), пси-способности (г=-0,29, p=0) и колдовство (г=-0,17, р=0,04).

Интересно, что механизм компульсивного поведения показал наибольшее количество обратных взаимосвязей с верой в сверхъестественное. Компульсивное поведение характеризуется стремлением к контролю и порядку через повторяющиеся действия, что может быть несовместимо с иррациональными и непредсказуемыми аспектами веры в сверхъестественное. Это указывает на то, что люди, использующие компульсивные механизмы, менее склонны к вере в паранормальное, так как они полагаются на контроль и предсказуемость в своей жизни.

Рационализация и вера в предсказания (г=-0,37, р=0,04).

Обратная корреляция между рационализацией и верой в предсказания может быть объяснена стремлением людей к логическому и рациональному объяснению мира. Рационализирующие индивиды склонны отвергать предсказания как необоснованные и недостоверные, предпочитая критическое мышление и научный подход. Это взаимодействие помогает им сохранять контроль и уверенность в своих действиях и решениях, основываясь на разумных и обоснованных доводах.

Заключение.

Цель данной работы заключалась в теоретико-эмпирическом исследовании взаимосвязи психологических защит личности с верой в сверхъестественное. Теоретический анализ и эмпирическое исследование позволили сделать следующие выводы:

1. Психологические защиты личности представляют собой систему стратегий, направленных на снижение тревожности и защиту психического

здоровья человека. Эти защиты делятся на четыре основные группы: психотические, инфантильные, невротические и адаптивные.

2. Вера в сверхъестественное может функционировать как защитный механизм, позволяя людям справляться с тревожностью и неопределенностью. Магическое мышление и религиозные убеждения могут выступать в роли копинг-стратегий, способствующих психологической стабилизации.

3. Результаты эмпирического исследования показали, что наибольшее количество значимых взаимосвязей было обнаружено у таких механизмов, как подавление и диссоциация, что свидетельствует о важности этих защит в контексте веры в магическое и сверхъестественное.

4. Обратные взаимосвязи с верой в сверхъестественное были наиболее выражены у механизма компульсивного поведения, что может указывать на его неэффективность в контексте магических верований.

Таким образом, мы можем эмпирически подтвердить наличие взаимосвязи психологических защит личности и веры в сверхъествественное. Гипотеза не нашла подтверждение, личность вне зависимости от веры в сверхъестественное использует различные психологические защиты.

Данное исследование подчеркивает важность понимания психологических механизмов, лежащих в основе веры в сверхъестественное. Полученные данные могут быть полезны для разработки эффективных стратегий работы с людьми, испытывающими конфликт между верой в сверхъестественное и рациональным мышлением. Результаты исследования могут быть использованы в психотерапевтической практике для улучшения методов работы с клиентами, склонными к магическому мышлению, что способствует их лучшей адаптации к реальной жизни.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Ениколопов С.Н., Лебедев С.В. Адаптация методик исследования посттравматических стрессовых расстройств // Психологическая диагностика. -2004. - №3. - С. 19-38;

2. Пилюгина Е.Р. Двухмерная классификация психологической защиты // Вестник Пермского университета. - 2020. - №2. - С. 270-280;

3. Останкина О.А., Будина С.А. Учение о бессознательном З. Фрейда и проблемы сознания // Общество. Наука. Инновации. - 2020. - №1. - С. 515519;

4. Субботина Л.Ю. Психология защитных механизмов личности. - ЯрГУ., 2013. - 162 с;

5. Федорова А.А. Особенности русского сознания: психология надежды, вера в чудо и магическое мышление как копинг-стратегия // Актуальные проблемы современной России: педагогика, психология, экономика, управление и право. -2023. - С. 450- 458;

6. Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы - М., 1993;

7. Фрейд З. Психология бессознательного - М: Просвещение., 1990. - 447 с.

Kobzeva E.V.

Novosibirsk state university of Economics and Management

(Novosibirsk, Russia)

RELATIONSHIP BETWEEN PSYCHOLOGICAL DEFENSE MECHANISMS AND BELIEF IN THE SUPERNATURAL

Abstract: article examines the relationship between psychological defense mechanisms and belief in the supernatural. The study aims to identify which defense mechanisms (adaptive or infantile) contribute to belief in paranormal phenomena. The study involved 151 participants aged 18 to 50 years. The "Measurement of Psychological Defense" and "Paranormal Belief Scale" methodologies were used. Correlational analysis revealed that suppression and dissociation mechanisms positively correlate with belief in traditional religion, witchcraft, spiritualism, and predictions. Conversely, compulsive behavior showed a negative correlation with belief in the paranormal. The findings highlight the importance of understanding the psychological mechanisms underlying belief in the supernatural and may be useful for developing effective psychological interventions.

Keywords: psychological defense mechanisms, belief in the supernatural, psychology of religion, psychological defenses, paranormal phenomena, magical thinking, psychotherapy, cognitive styles, dissociation, suppression.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.