Научная статья на тему 'ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВЕРЫ В СВЕРХЪЕСТЕСТВЕННЫЕ ЯВЛЕНИЯ'

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВЕРЫ В СВЕРХЪЕСТЕСТВЕННЫЕ ЯВЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
298
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАРАНОРМАЛЬНЫЕ ЯВЛЕНИЯ / ВЕРА / ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / СВЕРХЪЕСТЕСТВЕННЫЕ СИЛЫ / ПОДРОСТКИ / МОЛОДЕЖЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Васильева Полина Адимановна

В статье представлены результаты исследования на тему отношения современного человека к сверхъестественным явлениям. Актуальность исследования обусловлена представленными в обзоре литературы данными о широком распространении веры в паранормальные явления у современных людей. Также уделено особое внимание возрастным особенностям этого феномена. В исследовании приняли участие 570 человек в возрасте от 12 до 60 лет. Участие в исследовании было добровольным. Все испытуемые были разделены по возрастным группам: группа подростков (11-15 лет) составила 24 человека, молодежь (16-19 лет) - 195 человек, возрастная группа от 20 до 30 лет включала 237 человек, группа в возрасте от 30 до 40 лет - 70 человек, от 40 до 60 - 44 человека. Опрос проводился с помощью Google-форму. На многие вопросы достаточно часто были даны скептические ответы. На вопрос о том, во что из предложенного вы верите, ответ: «Я не верю», встречается во всех возрастных категориях, но наиболее популярным он оказался у людей в возрасте от 20 до 30 лет. Второе место занял этот ответ у молодежи и в группе от 30 до 40 лет. У подростков и у людей в возрасте от 40 до 60 лет он не попал в топ-3 популярных ответов. Однако в каждой группе есть определенный процент верующих в сверхъестественные явления. Более верующими в отношении некоторых проблем оказались подростки и люди в возрасте от 40 до 60 лет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AGE-SPECIFIC BELIEFS IN SUPERNATURAL PHENOMENA

The article presents the results of a study on the attitudes of modern people to supernatural phenomena. Literature review shows that the belief in paranormal phenomena is widespread among modern students, which underpins the relevance of this study. The article pays special attention to the age-related features of such belief. The study involved 570 people aged 12 to 60 years. Participation in the study was voluntary. All subjects were divided into age groups: 24 teenagers (11-15 years old), youth (16-19 years old) - 195 people, 237 people aged 20 to 30, 70 people aged 30 to 40, and 44 people aged 40 to 60. The survey was conducted using a Google form. Many questions were often answered with skepticism. When the respondents were asked which of the proposed supernatural phenomena they believe in, the answer “I don’t believe” was found in all age categories, but was the most popular among people aged 20 to 30 years. It was the second-popular answer among youth and among the respondents aged 30 to 40 years. In teenagers and people aged 40 to 60, the answer did not make it into the top three popular answers. However, in each group there is a certain percentage of believers in supernatural phenomena. The study also showed that teenagers and people aged 40 to 60 more often believe in certain supranatural phenomena, compared to the other groups of respondents.

Текст научной работы на тему «ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВЕРЫ В СВЕРХЪЕСТЕСТВЕННЫЕ ЯВЛЕНИЯ»

Комплексные исследования детства, 2022, т. 4, № 4 Comprehensive Child Studies, 2022, vol. 4, no.4 _www.kid-journal.ru

Щ Check for updates Статьи

УДК 159.9 EDN LCRKQE

https://www.doi.org/10.33910/2687-0223-2022-4-4-296-310

Возрастные особенности веры в сверхъестественные явления

П. А. Васильева01

1 Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, 191186, Россия, г. Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д. 48.

Аннотация. В статье представлены результаты исследования на тему отношения современного человека к сверхъестественным явлениям. Актуальность исследования обусловлена представленными в обзоре литературы данными о широком распространении веры в паранормальные явления у современных людей. Также уделено особое внимание возрастным особенностям этого феномена. В исследовании приняли участие 570 человек в возрасте от 12 до 60 лет. Участие в исследовании было добровольным. Все испытуемые были разделены по возрастным группам: группа подростков (11-15 лет) составила 24 человека, молодежь (16-19 лет) — 195 человек, возрастная группа от 20 до 30 лет включала 237 человек, группа в возрасте от 30 до 40 лет — 70 человек, от 40 до 60 — 44 человека. Опрос проводился с помощью Google-форму. На многие вопросы достаточно часто были даны скептические ответы. На вопрос о том, во что из предложенного вы верите, ответ: «Я не верю», встречается во всех возрастных категориях, но наиболее популярным он оказался у людей в возрасте от 20 до 30 лет. Второе место занял этот ответ у молодежи и в группе от 30 до 40 лет. У подростков и у людей в возрасте от 40 до 60 лет он не попал в топ-3 популярных ответов. Однако в каждой группе есть определенный процент верующих в сверхъестественные явления. Более верующими в отношении некоторых проблем оказались подростки и люди в возрасте от 40 до 60 лет.

Ключевые слова: паранормальные явления, вера, возрастные особенности, сверхъестественные силы, подростки, молодежь

Age-specific beliefs in supernatural phenomena

P. A. Vasilieva™

1 Herzen State Pedagogical University of Russia, 48 Moika Emb., Saint Petersburg 191186, Russia

Сведения об авторе

Васильева Полина Адимановна, ORCID: 0000-0003-4742-2035, e-mail: kvpps@yandex.ru

Для цитирования:

Васильева, П. А. (2022) Возрастные особенности веры в сверхъестественные явления. Комплексные исследования детства, т. 4, № 4, с. 296-310. https://doi. org/10.33910/2687-0223-2022-4-4-296-310 EDNLCRKQE Получена 29 ноября 2022; прошла рецензирование 30 ноября 2022; принята 30 ноября 2022.

Финансирование: Исследование не имело финансовой поддержки.

Права: © П. А. Васильева (2022) Опубликовано Российским государственным педагогическим университетом им. А. И. Герцена. Открытый доступ на условиях лицензии CC BY-NC 4.0.

Author

Polina A. Vasilieva, ORCID: 0000-0003-4742-2035, e-mail: kvpps@yandex.ru

For citation:

Vasilieva, P. A. (2022) Age-specific beliefs in supernatural phenomena. Comprehensive Child Studies, vol. 4, no. 4, pp. 296-310. https://doi. org/10.33910/2687-0223-2022-4-4-296-310 EDNLCRKQE

Received 29 November 2022; reviewed 30 November 2022; accepted 30 November 2022.

Abstract. The article presents the results of a study on the attitudes of modern people to supernatural phenomena. Literature review shows that the belief in paranormal phenomena is widespread among modern students, which underpins the relevance of this study. The article pays special attention to the age-related features of such belief. The study involved 570 people aged 12 to 60 years. Participation in the study was voluntary. All subjects were divided into age groups: 24 teenagers (11-15 years old), youth (16-19 years old) — 195 people, 237 people aged 20 to 30, 70 people aged 30 to 40, and 44 people aged 40 to 60. The survey was conducted using a Google form. Many questions were often answered with skepticism. When the respondents were asked which of the proposed supernatural phenomena they believe in, the answer "I don't believe" was found in all age categories, but was the most popular among people aged 20 to 30 years. It was the second-popular answer among youth and among the respondents aged 30 to 40 years. In teenagers and people aged 40 to 60, the answer did not make it into the top three popular answers.

However, in each group there is a certain percentage of believers in supernatural phenomena. The study also showed that teenagers and people aged 40 to 60 more often believe in certain supranatural phenomena, compared to the other groups of respondents.

Keywords: paranormal phenomena, beliefs, age characteristics, supernatural powers, teenagers, youth

Funding: The study did not receive any external funding. Copyright: © P. A. Vasilieva (2022). Published by Herzen State Pedagogical University of Russia. Open access under CC BY-NC License 4.0.

В настоящее время развитие мирового общества зависит от научно-технического прогресса. Все большую значимость приобретает научно обоснованный подход (Карташова 2016; Lindeman, Svedholm-Hakkinen 2016). Однако существуют исследования, показывающие, что большое количество людей верят в паранормальные явления (Badcock 2011; Barber 2014). Например, Дж. Смит приходит к выводу, что сегодня в астрологию верит больше людей, чем в Средние века (Смит 2020). Подобные исследования говорят о том, что вера в сверхъестественное все еще играет важную роль в жизни многих людей (Shtulman, Harrington 2016).

Опасность таких верований заключается в том, что в крайних проявлениях это может нанести вред обществу. Например, террористы-фанатики убивают тысячи людей ради искаженных символов веры (Понукалин 2019). Также вера в паранормальное может негативно сказаться на психическом и/или физическом здоровье отдельного человека (Байрамова, Ениколопов 2016). Например, вместо того, чтобы пойти к квалифицированному специалисту, человек идет к гадалке и прочим чудотворцам (Субботский 2013; Булейко, Гаджиахмедов 2019), а позднее обращение к специалисту ведет к смертельному исходу. В связи с этим необходимо более подробно изучить эту проблему.

Первые работы на эту тему стали проводиться в 1882 году в Великобритании обществом психических исследований. Целью этого общества было изучение тех способностей человека, которые невозможно объяснить с помощью науки. В 1885 году аналогичное общество было создано в США. В 1927 г. в Чикаго ученый-ботаник Дж. Б. Райн организовал парапсихологическую лабораторию (Бессонова 2012а).

В России изучением паранормальных явлений начал заниматься В. М. Бехтерев в первой половине XX века. Его силами при институте исследования мозга и психической деятельности в 1920 году была создана комиссия по изучению телепатии, магнетизма, медиумизма, спиритизма (Бессонова 2012b). В скором времени советской властью были запрещены паранаучные эксперименты, что приостановило подобные опыты.

Если переходить к более современным исследованиям представлений людей о паранормальных

явлениях, то можно заметить, что количество зарубежных работ на эту тему больше, чем отечественных. Так, например, в Америке с 1990 года было проведено по меньшей мере 15 исследований (Понукалин 2019), в то время как в России — 5.

Большая часть отечественных исследований была проведена Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ): 1990 г., 2000 г., 2015 г., 2019 г. Специалисты отмечают, что динамика результатов смещается в сторону скептицизма. По данным результатов за 2019 год процент верующих в паранормальное снизился с 48% до 31% в сравнении с 2015 годом. В то же время увеличились показатели тех россиян, которые затрудняются однозначно оценить существование сверхъестественного (Вера в необъяснимое... 2019).

Еще одно исследование было проведено в 2013 году институтом психологии РАН. Выборку составили 300 студентов российских вузов. Авторы приходят к выводу, что половина студентов верят в паранормальные явления (Юревич, Юревич 2013).

Все это определило цель исследования: изучение возрастной специфики отношения к паранормальным явлениям.

Материалы и методы

В нашем исследовании было опрошено 570 человек в возрасте от 12 до 60 лет. Участие в исследовании было добровольным. Всех испытуемых мы разделили по возрастным группам: группа подростков (11-15 лет) составила 24 человека, юношеского возраста (16-19 лет) — 195 человек, возрастная группа от 20 до 30 лет — 237 человек, группа в возрасте от 30 до 40 лет — 70 человек, от 40 до 60 — 44 человека.

Испытуемые заполняли Google-форму, представленную в интернете. В аннотации к форме говорилось, что опрос проводится с целью изучения современных россиян к паранормальным явлениям и имеет под собой научные задачи.

Результаты

На вопрос «Сталкивались ли Вы в жизни с паранормальными явлениями?» (рис. 1) в каждой возрастной группе встречались отрицательные и положительные ответы.

Рис. 1 Соотношение ответов (%) на вопрос «Сталкивались ли Вы в жизни с паранормальными явлениями?» у представителей разных возрастных групп

Fig. 1. Ratio of answers (%) to the question "Have you ever experienced paranormal phenomena in your life?"

in different age groups

В процентном отношении из рисунка 1 видно, что большее количество людей в возрасте от 30 до 40 лет (43%) и подростки (42%), в сравнении с другими возрастными категориями, утверждают, что сталкивались в жизни с паранормальными явлениями. Наиболее скептическое отношение к встрече с паранормальными явлениями выявлено в группе от 20 до 30 лет (71% отрицательных ответов).

Ответы на вопрос «Верите ли Вы в приметы/ суеверия?», представлены на рисунке 2.

Можно заметить, что опять наиболее скептическое отношение прослеживается в группе людей от 20 до 30 лет (51% однозначно ответил «нет»). На втором месте группа людей от 30 до 40 лет (47%). На третьем — юноши и девушки (38%). Наиболее верующими людьми оказались респонденты в возрасте от 40 до 60 лет. Среди них однозначно «да» ответили 23% опрошенных. В то время как однозначно «нет» ответили только 14%. Если объединить ответы «не во все» и «да», подразумевая, что все-таки верят, то

Рис. 2. Соотношение ответов (%) на вопрос «Верите ли Вы в приметы/суеверия?»

Fig. 2. Ratio of answers (%) to the question "Do you believe in signs/superstitions?"

наиболее верующими в приметы и суеверия оказываются 2 группы — подростки (71%) и люди от 40 до 60 лет (79%).

На вопрос «Во что из перечисленного Вы верите?» каждый мог выбрать несколько вариантов ответа (табл. 1). Поэтому мы выделили три наиболее популярных ответа в каждой возрастной группе, которые представлены в таблице 1.

Можно заметить, что в каждой возрастной группе встречается ответ «Астрология». У подростков этот ответ на первом месте. У людей в возрасте от 40 до 60 лет этот ответ стоял

на втором месте. В группах от 20 до 30 лет и от 30 до 40 лет — на третьем. Также во всех группах достаточно популярным был ответ: «Бог». В группах от 30 до 40 лет и от 40 до 60 этот ответ занимает первое место. У подростков и у людей в возрасте от 20 до 30 лет — второе место. У юношей и девушек — третье.

Ответ «Я не верю» встречается во всех возрастных категориях, но наиболее популярным он оказался у людей в возрасте от 20 до 30 лет. Второе место занимает этот ответ у юношей и девушек и в группе от 30 до 40 лет. У подростков

Табл. 1. Наиболее частые объекты веры у представителей разных возрастных групп

Подростки Молодежь 20-30 лет 30-40 лет 40-60 лет

Астрология Астрология Я не верю Бог Бог

Бог, призраки Я не верю Бог Я не верю Астрология

Колдуны, НЛО Бог Астрология Призраки, колдуны, астрология Колдуны

Table 1. The most common objects of beliefs among representatives of different age groups

Teenagers Youth 20-30 years 30-40 years 40-60 years

Astrology Astrology I do not believe God God

God, ghosts I do not believe God I do not believe Astrology

Sorcerers, UFO God Astrology Ghosts, sorcerers, astrology Sorcerers

и у людей в возрасте от 40 до 60 лет он не попал в топ-3 популярных ответов.

На вопрос «К кому Вы обратитесь при появлении трудноразрешимых ситуаций?» респондентам также можно было выбрать несколько вариантов ответа. В связи с этим мы выделили наиболее популярные ответы в каждой возрастной группе, которые представлены в таблице 2.

Почти в каждой возрастной категории встречаются одинаковые популярные ответы: друзья, близкие родственники, психолог. Однако в группе людей от 40 до 60 лет ответ «Друзья» не является самым популярным, а также в этой группе встречается ответ «Бог», который занимает третье место.

Первое место во всех группах, кроме подростков, занимает ответ «Близкие родственники».

Табл. 2. Наиболее популярные ответы на вопрос: «К кому Вы обратитесь при появлении трудноразрешимых ситуаций?»

Подростки Молодежь 20-30 лет 30-40 лет 40-60 лет

Друзья Близкие родственники Близкие родственники Близкие родственники Близкие родственники

Близкие родственники Друзья Друзья Друзья Психолог

Психолог Психолог Психолог Психолог Бог

Table 2. The most popular answers to the question "Whom do you contact when difficult situations arise?"

Teenagers Youth 20-30 years 30-40 years 40-60 years

Friends Close relatives Close relatives Close relatives Close relatives

Close relatives Friends Friends Friends Psychologist

Psychologist Psychologist Psychologist Psychologist God

У подростков этот ответ занимает второе место, а самый популярный ответ — «Друзья». У юношей и девушек, у людей в возрасте от 20 до 30 лет и от 30 до 40 лет он занимает второе место. Как писалось выше, ответ «Друзья» не попал в тройку самых популярных ответов в группе людей от 40 до 60 лет.

Ответ «Психолог» занимает третье место во всех возрастных категориях, кроме людей от 40 до 60 лет. В этой группе он занимает второе место.

Наиболее популярные ответы на вопрос: «Как чаще всего Вы объясняете свои неудачи?» представлены в таблице 3.

Ответ «Моя вина» занимает первое место во всех возрастных категориях. Ответ «Кара за

грехи» занимает второе место у подростков и юношей с девушками, в группе людей во возрасте от 30 до 30 лет и от 40 до 60 лет — третье. В категории людей от 30 до 40 лет этот ответ не является самым популярным.

Ответ «Стечение обстоятельств» занимает второе место в группах от 20 до 30 лет, от 30 до 40 лет и от 40 до 60 лет. Третье место — в группе юношей и девушек. У подростков этот ответ не является самым популярным. Можно заметить, что у подростков третье место по популярности занимает ответ «Примета». В других возрастных категориях этот ответ не является самым популярным.

Табл. 3. Наиболее популярные ответы на вопрос «Как чаще всего Вы объясняете свои неудачи?»

Подростки Молодежь 20-30 лет 30-40 лет 40-60 лет

Моя вина Моя вина Моя вина Моя вина Моя вина

Кара за грехи, порча Кара за грехи Стечение обстоятельств Стечение обстоятельств Стечение обстоятельств

Примета Стечение обстоятельств Кара за грехи Объективные причины Кара за грехи

Table 3. The most popular answers to the question "How do you explain your failures most often?"

Teenagers Youth 20-30 years 30-40 years 40-60 years

My fault My fault My fault My fault My fault

Punishment for sins, the evil eye Punishment for sins Coincidence Coincidence Coincidence

Sign Coincidence Punishment for sins Objective reasons Punishment for sins

Рис. 3. Соотношение ответов (%) на вопрос «Сталкивались ли Вы с колдовством?»

Fig. 3. Ratio of answers (%) to the question "Have you encountered witchcraft?"

Ответы на вопрос «Сталкивались ли Вы с колдовством?» представлены на рисунке 3.

Можно заметить, что ответ «Да» заметно увеличивается в группах людей от 30 до 40 лет (29%) и от 40 до 60 лет (39%). В то время как этот ответ встречается у 17% опрошенных у подростков и у людей в возрасте от 20 до 30 лет, и у 18% опрошенных юношей и девушек.

Ответы на вопрос «Как часто Вы интересуетесь гороскопом?» представлены на рисунке 4.

Наиболее популярным ответом среди всех групп является ответ «Никогда». У подростков второе место занимает ответ «Каждый день»

(25%). У юношей — 2-3 раза в неделю. В группе людей от 20 до 30 лет — раз в полгода, от 30 до 40 лет — раз в месяц, от 40 до 60 лет — раз в год.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Наиболее популярные ответы на вопрос: «Почему людям нужны сверхъественные силы?» представлены в таблице 4.

Ответ «Для веры» является наиболее популярным в каждой возрастной группе. Первое место он занимает у юношей и в группе от 40 до 60 лет. Второе место — в группе от 30 до 40 лет, третье место — у подростков и у респондентов в возрасте от 20 до 30 лет. Ответ «Не нужны» наиболее популярен у подростков (на первом месте) и у юношей (третье место).

Рис. 4. Соотношение ответов (%) на вопрос «Как часто Вы интересуетесь гороскопом?»

Fig. 4. The ratio of answers (%) to the question "How often do you consult a horoscope?"

Табл. 4. Наиболее популярные ответы на вопрос «Почему людям нужны сверхъявственные силы?»

Подростки Молодежь 20-30 лет 30-40 лет 40-60 лет

Не нужны Для веры Снятие ответственности Снятие ответственности Для веры

В помощь Снятие ответственности Объяснение непонятного Объяснение непонятного, для веры Объяснение непонятного

Для веры Не нужны Для веры, в помощь В помощь, интереснее жить Поддержка

Table 4. The most popular answers to the question "Why do people need supernatural forces?"

Teenagers Youth 20-30 years 30-40 years 40-60 years

They don't need supernatural forces For faith Shifting responsibility Shifting responsibility For faith

To get help from them Shifting responsibility Explanation of the incomprehensible Explanation of the incomprehensible; For faith Explanation of the incomprehensible

For faith They don't need supernatural forces For faith; To get help from them To get help from them; More interesting to live Support

Ответ «Снятие ответственности» популярен у юношей (второе место), и в группах от 20 до 30 лет и от 30 до 40 лет (третье место). У подростков и у респондентов в возрасте от 40 до 60 лет этот ответ не попал в тройку популярных ответов. Ответ «Объяснение непонятного» встречается в группах от 20 до 30 лет, от 30 до

40 лет, от 40 до 60 лет. У подростков и юношей этот ответ не является самым популярным.

Ответы на вопрос «Есть ли кто-то, кто может точно предсказать будущее конкретного человека?» представлены в рисунке 5.

В каждой возрастной категории ответ «Нет» является преобладающим. Однако можно

40-60 лет

33%

67%

22%

78%

20-30 лет

Молодежь

Подростки

15% 85%

15% 85%

29% 71%

■ Да ■ Нет

Рис. 5. Соотношение ответов (%) на вопрос «Есть ли кто-то, кто может точно предсказать будущее

конкретного человека?»

40-60 /ears

30-40 /ears

20-30 /ears

Youth

tee nagers

33% 67К

22% 78% 1

15% 85% Р

15% 85%

29% 71%

I yes ■ no

Fig. 5. The ratio of answers (%) to the question "Is there anyone who can accurately predict the future

of a particular person?"

заметить, что ответ «Да» встречается почти в 2 раза больше у подростков (29%) и у людей в возрасте от 40 до 60 лет (33%) в сравнении с другими группами.

Ответы на вопрос «Некоторые люди имеют колдовскую силу и способны наводить порчу?» представлены на рисунке 6.

Видно, что у юношей и девушек и у людей в возрасте от 20 до 40 лет преобладает ответ «Нет». У подростков ответы разделились поровну. В группе от 40 до 60 лет преобладает ответ «Да» (65%).

Ответ на вопрос «Можно ли передавать мысли на расстоянии?» представлен на рисунке 7.

Почти в каждой возрастной категории примерно одинаковое распределение ответов «Да» и «Нет», с преобладанием второго. Однако у людей в группе от 40 до 60 лет противоположная ситуация — превалирует ответ «Да» (70%).

Ответы на вопрос «Верите ли Вы в спиритические сеансы (общение с духами)?» представлены на рисунке 8.

30-40 лет

20-30 лет

Молодежь

Подростки

65% 35% 1

45% 54% 1

32% 63% 1

34% 65% 1

50% 50% 1

■ Да ■ Нет

Рис. 6. Соотношение ответов (%) на вопрос «Некоторые люди имеют колдовскую силу и способны наводить порчу?

Fig. 6. The ratio of answers (%) to the question 'Are there people who have witchcraft powers and are able to put an evil eye?"

Рис. 7. Соотношение ответов (%) на вопрос «Можно ли передавать мысли на расстоянии?»

I yes ■no

Fig. 7. The ratio of answers (%) to the question "Is it possible to convey thoughts from a distance?"

■ Да ■ Нет

Рис. 8. Соотношение ответов на вопрос: «Верите ли Вы в спиритические сеансы (общение с духами)?»

Fig. 8. The ratio of answers (%) to the question "Do you believe in spiritual sessions (communication with spirits)?"

В каждой возрастной группе преобладает ответ «Нет». Однако у подростков ответ «Да» встречается чаще, чем в других возрастах.

Ответы на вопрос «Верите ли Вы тому, что делали экстрасенсы в телешоу "Битва экстрасенсов"?» представлены на рисунке 9.

Можно заметить, что во всех группах преобладает ответ «Нет». Однако у людей в возрасте от 40 до 60 лет заметно менее скептическое отношение к телепередаче в сравнении с другими группами.

Ответы на вопрос «Любите ли Вы смотреть передачи про сверхъестественные явления?» представлены на рисунке 10. Процентное соотношение ответов почти в каждой возрастной группе схожи, однако у подростков заметно наблюдается увеличение ответа «Иногда» сравнении с другими группами.

Можно заметить, что в основном на вопросы были даны скептические ответы. Однако в каждой группе есть определенный процент верующих в сверхъестественные явления.

Рис. 9. Соотношение ответов на вопрос: «Верите ли Вы тому, что делали экстрасенсы

в телешоу "Битва экстрасенсов"?»

Fig. 9. The ratio of answers (%) to the question "Do you believe in what psychics did on the TV show 'Battle of Psychics'?"

Рис. 10. Соотношение ответов на вопрос «Любите ли Вы смотреть передачи про сверхъестественные явления?»

Fig. 10. The ratio of answers to the question "Do you like to watch TV programs about supernatural phenomena?"

Более верующими в отношении некоторых проблем оказались подростки и люди в возрасте от 40 до 60 лет.

Показано, что разумными доводами и логическими рассуждениями невозможно изменить мифологические представления людей (Баёсоск 2011). Согласно данным М. Линдемана (Ьтёешап, 8уе^о1ш-Накктеп 2016), нет корреляций между вероятностью веры в потусторонние явления и оценками по математике и физике в школе. Только обучение теоретическим представлени-

ям об универсальных законах вселенной может сдвинуть мышление большинства людей в сторону научного подхода к пониманию мира (Barber 2014).

Стоит отметить, что в нашем исследовании в каждой возрастной группе было разное количество респондентов. В связи с этим нельзя полноценно сделать вывод о возрастной специфике, можно говорить лишь о тенденциях. Исследование продолжается для получения более достоверных результатов.

Конфликт интересов

Автор заявляет об отсутствии потенциального или явного конфликта интересов.

Соответствие принципам этики

Автор заявляет о соответствии исследования этическим принципам.

Conflict of Interest

Ethics Approval

The author declares that there is no conflict of interest, either existing or potential.

The author declares that the study complies with all applicable ethical principles.

Литература

Байрамова, Э. Э., Ениколопов, С. Н. (2016) Адаптация методики определения уровня магического мышления М. Экблада и Л. Дж. Чапмана на русскоязычной выборке. Психиатрия, № 1, с. 40-46.

Бессонова, Л. А. (2012a) Наука и паранаука. Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств, № 2, с. 4-7.

Бессонова, Л. А. (2012b) Смелость ученого. Вестник экономики, права и социологии, № 1, с. 376-377.

Булейко, Н. А., Гаджиахмедов, З. Т. (2019) Пропаганда экстрасенсорики на современном экране. Мир науки, культуры, образования, № 2 (75), с. 351-353.

Вера в необъяснимое: мониторинг. (2019) ВЦИОМ Новости, 2 июля. [Электронный ресурс]. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/vera-v-neobyasnimoe-monitoring (дата обращения 25.10.22).

Карташова, И. А. (2016) Наука и паранаука. Образование и наука без границ: социально-гуманитарные науки, № 3, с. 153-155.

Понукалин, А. А. (2019) Современная парадигма рационального знания: парафизика и парапсихология. Вестник Саратовского государственного технического университета, № 37, с. 285-296.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Смит, Дж. (2020) Псевдонаука и паранормальные явления. Критический взгляд. М.: Альпина, 566 с.

Субботский, Е. В. (2013) Магическое мышление и вера в магию как резерв психического развития и обучения. Образование и саморазвитие, № 4 (38), с. 211-216.

Юревич, А. В., Юревич, М. А. (2013) Легковерие и скептицизм в студенческой среде. Социология науки и технологий, т. 4, № 3, с. 127-137.

Badcock, C. (2011) The imprinted brain: How genes set the balance between autism and psychosis. Epigenomics, vol. 3, no. 3, pp. 345-359. https://doi.org/10.2217/epi.11.19

Barber, J. (2014) Believing in a purpose of events: Cross-cultural evidence of confusions in core knowledge. Applied Cognitive Psychology, no. 28, no. 3, pp. 432-437. https://doi.org/10.1002/acp.3003

Lindeman, M., Svedholm-Hakkinen, A. M. (2016) Does poor understanding of physical world predict religious and paranormal beliefs? Applied Cognitive Psychology, vol. 30, no. 5, pp. 736-742. https://doi.org/10.1002/acp.3248

Shtulman, A., Harrington, K. (2016) Tensions between science and intuition across the lifespan. Topics in Cognitive Science, vol. 8, no. 1, pp. 118-137. https://doi.org/10.1111/tops.12174

Badcock, C. (2011) The imprinted brain: How genes set the balance between autism and psychosis. Epigenomics,

vol. 3, no. 3, pp. 345-359. https://doi.org/10.2217/epi.11.19 (In English) Bajramova, E. E., Enikolopov, S. N. (2016) Adaptatsiya metodiki opredeleniya urovnya magicheskogo myshleniya M. Ekblada i L. Dzh. Chapmana na russkoyazychnoj vyborke [Adaptation of the methods of determining the level of magical thinking M. Eckblad and L. J. Chapman on Russian sample]. Psikhiatriya — Psychiatry, no. 1, pp. 40-46. (In Russian) Barber, J. (2014) Believing in a purpose of events: Cross-cultural evidence of confusions in core knowledge. Applied

Cognitive Psychology, no. 28, no. 3, pp. 432-437. https://doi.org/10.1002/acp.3003 (In English) Bessonova, L. A. (2012a) Nauka i paranauka [Science and Parascience]. Vestnik Kazanskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv — Bulletin of Kazan State University of Culture and Arts, no. 2, pp. 4-7. (In Russian)

Bessonova, L. A. (2012b) Smelost' uchenogo [Courage of a scientist]. Vestnik ekonomiki, prava i sotsiologii, no. 1, pp. 376-377. (In Russian)

Bulejko, N. A., Gadzhiakhmedov, Z. T. (2019) Propaganda ekstrasensoriki na sovremennom ekrane [Promotion of extrasensory perception on the modern screen]. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya — The World of Science, Culture and Education, no. 2 (75), pp. 351-353. (In Russian) Kartashova, I. A. (2016) Nauka i paranauka [Science and parascience]. Obrazovanie i nauka bezgranits:sotsial'no-gumanitarnye nauki, no. 3, pp. 153-155. (In Russian)

References

Lindeman, M., Svedholm-Hakkinen, A. M. (2016) Does poor understanding of physical world predict religious and paranormal beliefs? Applied Cognitive Psychology, vol. 30, no. 5, pp. 736-742. https://doi.org/10.1002/acp.3248 (In English)

Ponukalin, A. A. (2019) Sovremennaya paradigma ratsional'nogo znaniya: parafizika i parapsikhologiya [The modern paradigm of the rational knowledge: A paraphysics and a parapsychology]. Vestnik Saratovskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta — Vestnik Saratov State Technical University, no. 37, pp. 285-296. (In Russian) Shtulman, A., Harrington, K. (2016) Tensions between science and intuition across the lifespan. Topics in Cognitive

Science, vol. 8, no. 1, pp. 118-137. https://doi.org/10.1111/tops.12174 (In English) Smith, J. (2020) Psevdonauka i paranormal'nye yavleniya. Kriticheskij vzglyad [Pseudoscience and Extraordinary

Claims of the Paranormal]. Moscow: Alpina Publ., 566 p. (in English) Subbotskij, E. V. (2013) Magicheskoe myshlenie i vera v magiyu kak rezerv psikhicheskogo razvitiya i obucheniya [Magical thinking and belief in magic as a reserve for mental development and learning]. Obrazovanie

1 samorazvitie — Education and Self-Development, no. 4 (38), pp. 211-216. (In Russian)

Vera v neob'yasnimoe: monitoring [Belief in the inexplicable: Monitoring] (2019). VTSIOM Novosti [VCIOM News],

2 July. [Online]. Available at: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/vera-v-neobyasnimoe-monitoring (accessed 25.10.22). (In Russian)

Yurevich, A. V., Yurevich, M. A. (2013) Legkoverie i skeptitsizm v studencheskoj srede [Credulity and skepticism among students]. Sotsiologiya nauki i tekhnologij — Sociology of Science and Technology, vol. 4, no. 3, pp. 127-137. (In Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.