Общество: социология, психология, педагогика. 2021. № 5. С. 20-25. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. 2021. No. 5. P. 20-25.
Научная статья УДК 316.423
https://doi.org/10.24158/spp.2021.5.2
Скептическое движение: миссия и формы организации
Сергей Сергеевич Богдан1, Салават Рифгатович Аминов2
12Сургутский государственный педагогический университет, Ханты-Мансийский автономный округ, Сургут, Россия, [email protected], https://orcid.org/0000-0003-1767-1276 [email protected], https://orcid.org/0000-0002-8048-5719
Аннотация. Общественные движения научно-просветительской направленности набирают все большую популярность в России. Интерес населения к достижениям науки, разоблачению псевдонаучных идей и паранормальных явлений, продвижению критического мышления находит свое воплощение в сформировавшемся на Западе в XX столетии скептическом движении. Цель статьи - проследить социокультурные предпосылки, направленность деятельности, формы организации и концептуальные основы такого малоизученного в России социального феномена, как научный скептицизм. Этот новый вид неакадемического скептицизма может быть рассмотрен в двух аспектах: как современное общественное движение со своими специфическими целями, формами организации и общественной деятельности; и как имеющая долгую историю практика скептического научного расследования любых сомнительных заявлений и утверждений сверхъестественного и псевдонаучного содержания.
Ключевые слова: скептическое движение, научный скептицизм, скептическое расследование, критическое мышление, научный метод, популяризация науки, псевдонаука, экстрасенсорика, паранормальные явления
Для цитирования: Богдан С.С., Аминов С.Р. Скептическое движение: миссия и формы организации // Общество: социология, психология, педагогика. 2021. № 5. С. 20-25. https://doi.org/10.24158/spp.2021.5.2
Original article
Skeptic movement: mission and forms of organization Sergey S. Bogdan1, Salavat R. Aminov2
12Surgut State Pedagogical University, Khanty-Mansi Autonomous Okrug, Surgut, Russia [email protected], https://orcid.org/0000-0003-1767-1276 [email protected], https://orcid.org/0000-0002-8048-5719
Abstract. Scientific and educational social movements are gaining more and more popularity in Russia. The interest of the population in the achievements of science, the exposure of pseudoscientific ideas and paranormal phenomena, the promotion of critical thinking, are embodied in the skeptical movement formed in the West in the 20th century. The purpose of the paper is to trace the socio-cultural prerequisites, the direction of activity, forms of organization, and conceptual foundations of such a poorly studied social phenomenon in Russia as scientific skepticism. This new kind of non-academic skepticism can be viewed in two aspects: as a modern social movement with its own specific goals, forms of organization, and social activity; and as a long-standing practice of skeptical scientific investigation of any dubious claims and allegations of supernatural and pseudoscientific content.
Keywords: skeptic movement, scientific skepticism, skeptical inquiry, critical thinking, scientific method, science popularization, pseudoscience, extrasensory perception, paranormal phenomena
For citation: Bogdan S.S., Aminov S.R. Skeptic movement: mission and forms of organization // Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. 2021. No. 5. P. 20-25. (In Russ.). https://doi.org/10.24158/spp.2021.5.2
В условиях перманентных реформ институтов образования и науки, популяризация научного знания и критического мышления в последние десятилетия набирает в нашей стране все большие обороты. И если в советское время запрос на подобную просветительскую деятельность шел в основном со стороны власти, то теперь интерес проявляет само общество. Ученые, преподаватели, журналисты, блогеры и общественные активисты объединяются в сообщества, организации и движения с целью научного просвещения и разоблачения околонаучных мифов, псевдонаучных, мистических и экстрасенсорных концепций, претендующих на объективность и эмпирическую достоверность. И это не случайно. В сознании жителя современного глобализирующегося информационного мира, мира «постправды», научные идеи могут прекрасно уживаться
с верой в гороскопы, ясновидение, конспирологические теории заговора и вмешательства инопланетян в развитие нашей цивилизации, а параллельно - с приверженностью той или иной религии. В XX в. реакцией философов, ученых и журналистов на Западе на такого рода мировоззренческую всеядность и эклектичность общественного сознания стало появление скептического движения (skeptical movement), или, иначе, неакадемического (не философского) научного или рационального скептицизма (scientific skepticism, new skepticism) [1].
Основные идеи, принципы и методы работы многих современных государственных и частных российских организаций схожей направленности (к примеру, Комиссия по борьбе с лженаукой при Президиуме РАН, Российское гуманистическое общество, просветительский фонд «Эволюция») берут свое начало именно в скептическом движении, насчитывающем на сегодняшний день более сотни сообществ, организаций, комитетов и союзов в 50 странах по всему миру [2].
Современный скептицизм это не только гносеологическое течение (школа), уходящее корнями в античность. В социологическом плане любопытным является скептицизм как социальное движение, как форма социальной активности определенного слоя населения, социальных групп из разных сфер деятельности. Нынешний скептицизм не ограничивается профессиональными философами, которые посвящают себя эпистемологическим спорам относительно происхождения, характера, границ и видов знаний. За пределами академических кругов существует значительное социальное движение, представители которого характеризует себя как скептиков или неоскептиков [3]. Не связанные традицией античного абсолютного отрицания и нигилизма неоскептики в гносеологическом плане оптимистичны, а в социальном - обладают высокой степенью самоорганизации и идентификации [4].
Обобщая определения отечественных и зарубежных социологов, можно сказать, что социальное движение - это свободно организованные массовые коллективные действия большой группы людей по реализации специфических интересов и целей [5, с. 62]. Каковы социокультурные предпосылки, концептуальные основы и цели скептического движения, а также организационные формы воплощения такого распространенного, но малоизученного социального феномена? Вот круг тех ключевых вопросов, на которые мы постараемся ответить в данной статье.
Многие современные скептики склоняются к тому, что впервые наиболее полно суть и принципы научного скептицизма в широком понимании (как методологического инструмента и как скептического движения) были систематизированы и артикулированы в работах двух ученых - математика М. Гарднера («Во имя науки», переименованная в дальнейшем в «Причуды и заблуждения во имя науки», опубликована в 1952 г.) [6] и астронома К. Сагана («Мир, полный демонов: Наука - как свеча во тьме», опубликована в 1995 г.) [7]. Используемое и продвигаемое К. Саганом или С. Новеллой наименование «научный скептицизм» как дескриптор или синоним скептического движения появилось сравнительно недавно. Научный скептицизм - применение скептической философии, навыков критического мышления и знаний о науке и ее методах к эмпирическим утверждениям, оставаясь при этом агностиком или нейтральным по отношению к неэмпирическим утверждениям (кроме тех, которые непосредственно влияют на практику науки) [8].
Как указывает М. Шермер [9], скептицизм не ограничивается сомнением в необычных или «странных» претензиях. Научный скептицизм использует научные методы для расследования таких утверждений. Научные знания о природе восприятия, памяти и человеческого свидетельства, а также об инструментах критического мышления являются частью скептического исследования сомнительных утверждений. Наконец, научный скептицизм отвергает идею о том, что эмпирические вопросы следует принимать на веру; убеждения должны основываться на достаточных доказательствах, а не на интуиции, авторитете или традициях. Необыкновенные утверждения требуют таких же необыкновенных доказательств (Extraordinary claims require extraordinary proof) -это широко распространенная мантра среди сторонников научного скептицизма [10].
Современный скептицизм воплощен в научном методе, который включает сбор данных для формулирования и проверки натуралистических объяснений природных явлений. Претензия становится фактической, когда она подтверждается до такой степени, что было бы разумно предложить временное соглашение. Но все факты в науке условны и могут быть оспорены, поэтому скептицизм - это метод, ведущий к предварительным выводам.
Исходя из контекста, вслед за Д. Локстоуном [11], в этой работе мы будем использовать термин «научный скептицизм» в двух смыслах, т. е. в качестве синонима:
1) используемого определенным сообществом средства, метода или практики скептического исследования (skeptical inquiry/skeptical investigation), научно обоснованной критики паранормальных и сомнительных научных утверждений, литературы, которая выросла из этой критической практики;
2) социального движения (скептического), выросшего вокруг этой практики. Этот вид скептицизма схож с предложенным Р. Мертоном «рациональным скептицизмом» как этосом науки
(одним из ключевых этических принципов ученого), но в то же время он внеинституционален и выходит за пределы научного сообщества.
В генезисе научного скептицизма как движения и практики или проекта по изучению паранормальных и псевдонаучных утверждений через призму науки и критического мышления, а затем обмена результатами с общественностью можно выделить несколько ключевых событий и явлений XX в.
Определяющим в развитии скептического движения по всему миру стало возникновение четырех наиболее важных организаций, которые сегодня пропагандируют научный скептицизм:
- Комитет по скептическому расследованию (CSI);
- Общество скептиков (Skeptics Society);
- Европейский совет скептических организаций (ECSO);
- Образовательный фонд Джеймса Рэнди (JREF).
1. В 1976 г. появляется некоммерческая организация «Комитет по научному расследованию заявлений о паранормальных явлениях» (Committee for the Scientific Investigation of Claims of the Paranormal, CSICOP), которая в 2006 г. была переименована в Комитет по скептическому расследованию (Committee for Skeptical Inquiry, CSI), а на сегодняшний день представляет собой программу в составе Исследовательского центра (Center for Inquiry, CFI). Официальным журналом Комитета является The Skeptical Inquirer [12].
CSICOP - первая успешная североамериканская скептическая организация современного периода с широким кругом полномочий. Возглавляемый философом П. Куртцем Комитет обычно считается рождением «современного скептического движения». В число основателей CSICOP входили математик и научный популяризатор М. Гарднер, астроном К. Саган, психологи Б. Скин-нер и Р. Хайман, журналисты Ф.Дж. Класс и Л. Джерофф, авторы научной фантастики Л.С. де Камп и И. Азимов, социолог М. Труцци и фокусник Дж. Рэнди. Всего в качестве спонсирующих членов было около двадцати пяти ученых, писателей и студентов.
CSICOP предшествовали более узкие тематические группы со скептическими задачами: Калифорнийские группы по контролю за мошенничеством в области здравоохранения (начало 1970-х гг.); Комитет оккультных расследований Общества американских магов (1931 г.); Столичное психическое общество Нью-Йорка (основано в 1905 г.).
Бесспорно, CSICOP была вдохновлена европейской группой скептиков, бельгийской организацией с широкими полномочиями - Бельгийским комитетом по научному исследованию явлений, считающихся паранормальными (Comité Para, 1949 г.). Эта организация была создана в условиях ужасных последствий Второй мировой войны бельгийской группой частично в ответ на насущную проблему защиты прав потребителей. Данная проблема была трагедией того времени, навязчиво знакомой и сейчас: «хищная» индустрия фиктивных экстрасенсов продавала ложную надежду скорбящим родственникам людей, пропавших без вести во время войны. В те годы не было недостатка в клиентах, эти шаблоны повторялись и в другие времена во время военных конфликтов. Известный маг и разоблачитель Г. Гудини и другие скептические активисты боролись с огромным всплеском в индустрии экстрасенсов-мошенников после Первой мировой войны. Комментируя начало Корейской войны (1950 г.), американская исследовательница Р. Мак-кенберг предсказала новый всплеск, основанный на данном историческом паттерне: «Этим шарлатанам, которые пользуются человеческим горем и беспокойством, война приносит времена бума (boom times). Тоска друзей и родственников погибших, раненых или пропавших без вести военнослужащих представляет благодатную почву для бессердечных обманов» [13].
Основатели CSICOP и другие ранние скептики часто выражали удивление, что их маленькая организация со своими специфическими проблемами быстро породила международное движение. Для П. Курца, например, «это было совершенно неожиданно: сразу после создания CSICOP многие заинтересованные ученые и скептики сказали, что они хотели создать подобные местные группы в своих районах в Соединенных Штатах. Аналогичным образом исследователи в других странах заявляли, что они хотели бы заниматься тем же самым. Таким образом, скептические организации начали формироваться по всему миру» [14]. Канадский маг и скептик Г. Гордон также заметил: «Произошло непредвиденное событие. Местные группы, вдохновленные CSICOP, появились на всем континенте. Они следили за своими собственными районами, проверка на иррациональные претензии, выпуск собственных публикаций и информационных бюллетеней» [15, с. 233-234].
Миссия современного CSI состоит в том, чтобы способствовать научному расследованию, критическому исследованию и использованию разума при рассмотрении спорных и экстраординарных утверждений. Для достижения этих целей Комитет:
1) поддерживает сеть людей, заинтересованных в критическом изучении паранормальных явлений, второстепенных наук и других сомнительных утверждений, а также в содействии просвещению потребителей;
2) готовит библиографии опубликованных материалов, которые тщательно исследуют такие утверждения;
3) поощряет исследования путем объективных и беспристрастных расследований в тех областях, где это необходимо;
4) проводит тематические конференции и встречи;
5) публикует статьи, исследующие утверждения о паранормальных явлениях;
6) не отклоняет претензии по априорным основаниям, предшествующим запросу, но исследует их объективно и внимательно [16].
2. В 1992 г. вдохновленный лекциями К. Сагана историк М. Шермер вместе с художником П. Линсе организовали Общество скептиков и запустили журнал Skeptic (одно из первых скептических периодических изданий, появившихся в газетных киосках). Общество скептиков - это некоммерческая научно-образовательная организация, миссия которой состоит в том, чтобы привлекать ведущих экспертов к исследованию паранормальных явлений, второстепенных наук, псевдонауки и необычных заявлений всех видов, способствовать критическому мышлению и служить в качестве образовательного центра и инструмента для тех, кто ищет обоснованную научную точку зрения [17].
В своей работе 2003 г. «Как мы верим» М. Шермер на примере религии демонстрирует концептуальную позицию Общества скептиков и главную цель журнала Skeptic. «Нам все равно, у кого какие религиозные убеждения. По крайней мере двое из наших наиболее известных сторонников - комик и автор песен Стив Аллен и математик и эссеист Мартин Гарднер - верят в Бога. Другие члены нашего правления тоже могут верить в Бога. Я не знаю. Я никогда не спрашивал. Наша цель - исследование противоречий между наукой и псевдонаукой, а также продвижение критического мышления. Мы исследуем заявления, которые можно проверить. Если кто-то говорит, что верит в Бога на основе веры, то нам нечего сказать об этом. Если кто-то говорит, что верит в Бога и может доказать это с помощью рациональных аргументов или эмпирических данных, тогда, как Гарри Трумэн, мы говорим "покажи мне". <...>. Если в процессе обучения научному и критическому мышлению кто-то приходит к выводу, что Бога нет, пусть будет так, но наша цель не в том, чтобы обращать верующих в неверующих» [18, с. 13-15].
3. Основанный в 1994 г. Европейский совет скептических организаций (European Council of Skeptical Organisations, ECSO) ставит своей целью координацию деятельности европейских организаций и отдельных лиц, которые способствуют развитию научного скептицизма - критическому расследованию псевдонаучных заявлений и утверждений, касающихся наблюдений за паранормальными явлениями, и ознакомлению широкой общественности с результатами своих исследований [19]. Устав ECSO говорит о том, что он стремится к:
1) продвижению и защите самых высоких стандартов научной целостности и практики в области исследований, образования, медицины и государственной политики;
2) противодействию опубликованию лженаучных методов лечения, методов, которые не поддерживаются официальной наукой и противоречат научным знаниям и исследованиям, особенно когда они могут иметь неблагоприятные последствия;
3) поощрению проведения контролируемых испытаний и экспериментов для проверки «паранормальных» и «псевдонаучных» утверждений и практик с целью демонстрации широкой общественности применения методов науки и критического мышления.
В состав Совета входит 20 стран Европы, среди которых Австрия, Бельгия, Великобритания, Испания, Италия, Франция, а также Россия. Российское Общество скептиков - «это объединение молодых энтузиастов, которые считают способность мыслить критически важнейшим навыком в современном мире, переполненном самой разной информацией об окружающем мире» [20]. Отечественное скептическое движение следует принципам научного скептицизма вслед за североамериканскими и европейскими организациями, т. е. не принимает на веру никаких заявлений об окружающей действительности (особенно экстраординарных), считая, что лишь на основании тщательной критической проверки с помощью фактических данных и логики можно делать вывод о их достоверности.
4. В 1996 г. одним из родоначальников CSICOP, фокусником и скептиком Джеймсом «удивительным» Рэнди (сценический псевдоним - the Amazing Randi) был основан Образовательный фонд Джеймса Рэнди (James Randi Educational Foundation, JREF), миссия которого включает в себя информирование общественности и средств массовой информации об опасностях принятия
бездоказательных утверждений и поддержку исследований паранормальных явлений в контролируемых научных экспериментальных условиях [21]. В 2020 г. на 92-м году жизни легенда научного скептицизма «удивительный Рэнди» скончался.
В рамках Фонда был организован известный во всем мире так называемый «Паранормальный вызов на миллион долларов» - это предложение Дж. Рэнди выплатить 1 млн долл. США каждому, кто мог бы продемонстрировать сверхъестественные или паранормальные способности при согласованных научных критериях тестирования [22]. Версия конкурса была впервые выпущена в 1964 г. Более тысячи человек подали заявки, но ни один из них не добился успеха. Конкурс был прекращен в 2015 г. В том же году в России появился аналог - «Премия имени Гарри Гудини» в 1 млн руб.
JREF также поддерживает фонд правовой защиты для помощи лицам, подвергшимся нападению в результате их скептических расследований и критики людей, которые заявляют о паранормальных явлениях. С 2003 по 2015 гг. JREF ежегодно проводил Удивительную встречу - собрание ученых, скептиков и атеистов; это ежегодная конференция, которая была посвящена науке, скептицизму и критическому мышлению. Вне пленарных заседаний конференция включала семинары, дополнительные панельные дискуссии, музыкальные и магические выступления, а также запись подкастов в прямом эфире.
Подкастинг как инструмент научной популяризации в принципе стал своеобразной визитной карточкой современных септических организаций. Одним из самых первых скептических подкастов является еженедельный подкаст Общества скептиков Новой Англии (New England Skeptical Society, 1996 г.) Путеводитель скептиков по Вселенной (Skeptics' Guide to the Universe), появившийся в 2005 г. и названный в честь научно-фантастической комедии Д. Адамса «Автостопом по Галактике». Ведет подкаст яркий представитель современного скептического движения С. Новелла. Путеводитель посвящен развитию критического мышления и научной грамотности [23]. В программе подкаста представлены обсуждения последних научных разработок в «терминах непрофессионала»; интервью с авторами, людьми из области науки и другими известными скептиками; обсуждения мифов, теорий заговора, лженауки, паранормальных явлений и многие общие формы суеверий с точки зрения научного скептицизма. С. Новелла как скептик был особенно активен в опровержении теорий заговора, аргументов креационистов (теория разумного замысла) и в особенности псевдонауки в медицине (противодействие утверждениям активистов, выступающих против вакцинации, практикующих гомеопатов и людей, отрицающих связь между ВИЧ и СПИДом) [24].
С созданием организаций, занимающихся скептическими расследованиями (и вскоре с появлением глобальной сети из множества таких групп), появились соответствующие атрибуты как и в любой другой серьезной области: обсуждение передового опыта; признание опыта специалистов; периодические издания для публикации новых исследований; инфраструктура, такая как юридические лица и здания; и, в конечном итоге, даже профессиональные должности для писателей и исследователей, работающих полный рабочий день. Вместе - сначала неуверенно, но вместе - эти недавно организованные скептики приступили к выполнению своего уникального назначения.
Как отмечает Д. Локстоун, научный скептицизм, как и сама необходимость в такого рода общественном проекте, намного старше, чем даже самые ранние скептические организации [25]. Еще задолго до CSICOP первые три четверти ХХ в. породили огромное количество скептически настроенных СМИ, исследователей и кампании активистов, нацеленных на критическое изучение маргинальных идей и разоблачение псевдонаучных обманов и шарлатанства. Скептицизм - это история без начала и конца. На протяжении столетий в нашем мире и во многих наших культурах человечество всегда знало противоречие между утверждениями, которые кажутся слишком хорошими, чтобы быть правдой, и подозрениями, что они являются таковыми на самом деле. Игнорируя эту традицию и достижения тех времен, мы рискуем вновь и вновь наступать на одни и те же грабли легковерия. На это справедливо указал еще в 1955 г. журналист и популяционный генетик Дж. Прайс, который в журнале Science в отношении бума на исследования экстрасенсорного восприятия выразился следующим образом: «Есть литература о сверхъестественном, так же как есть литература по химии и физике, и ученый, который игнорирует эту литературу и полагается на свои чистые рассудочные способности при оценке сообщений о психических явлениях, находится в невыгодном положении. Небольшое знакомство с тщательными исследованиями таких людей, как Подмор и Гудини даст более широкую точку зрения и более четкое понимание, с помощью которого можно оценивать современную парапсихологию» [26, с. 360-361].
В заключение отметим, что независимо от культурных особенностей, социально-демографических характеристик, религиозной и национальной принадлежности, приверженцы скептического движения во всем мире объединяются в сообщества и организации для достижения трех ключевых задач:
1) популяризация натуралистического мировоззрения, критического мышления и научного метода;
2) эмпирическая и логическая проверка (скептическое расследование) любых заявлений и утверждений, претендующих на объективность и достоверность, а также ознакомление общественности с ходом и результатами данной проверки;
3) проведение образовательных программ и семинаров, нацеленных на формирование основ критического мышления, скептицизма и научной грамотности.
Список источников:
1. Богдан С.С. Специфика и методологические признаки научного скептицизма // Социально-гуманитарные знания. 2016. № 4. С. 256-269; Куртц П. Новый скептицизм: исследование и надежное знание / пер. с англ. и предисл. В.А. Кувакина. М., 2005. 360 с.; Loxton D. Why Is There a Skeptical Movement? [Электронный ресурс] // Skeptic. URL: https://www.skeptic.com/downloads/Why-Is-There-a-Skeptical-Movement.pdf (дата обращения: 22.05.2021).
2. Red Internacional Esceptica [Электронный ресурс] // ARP Sociedad para el Avance del Pensamiento Critico. URL: http://www.escepticos.es/node/? (дата обращения: 22.05.2021).
3. Skepticism [Электронный ресурс] // The Skeptic's Dictionary. URL: http://skepdic.com/skepticism.html (дата обращения: 22.05.2021).
4. Куртц П. Указ. соч. С. 71-73.
5. Социологический энциклопедический словарь. На русском, английском, немецком, французском и чешском языках. М., 1998. 488 c.; Scott J., Marshall G. Social Movements // A Dictionary of Sociology. Oxford University Press, 2009. 816 p. https://doi.org/10.1093/acref/9780199533008.001.0001.
6. Gardner M. Fads and Fallacies in the Name of Science. Mineola, 1957. 363 p.
7. Sagan C. The Demon-Haunted World: Science as a Candle in the Dark. N.Y., 1995. 457 p.
8. Novella S. Scientific Skepticism, Rationalism, and Secularism [Электронный ресурс] // NeuroLogica Blog. URL: https://the-ness.com/neurologicablog/index.php/scientific-skepticism-rationalism-and-secularism/ (дата обращения: 22.05.2021).
9. A Skeptical Manifesto [Электронный ресурс] // Skeptic. URL: https://www.skeptic.com/about_us/manifesto/ (дата обращения: 22.05.2021).
10. Skepticism [Электронный ресурс] // The Skeptic's Dictionary. URL: http://skepdic.com/skepticism.html (дата обращения: 22.05.2021).
11. Loxton D. Ор. cit. P. 2.
12. About the Committee for Skeptical Inquiry [Электронный ресурс] // Skeptical Inquirer. URL: https://skepticalin-quirer.org/about/ (дата обращения: 22.05.2021).
13. Loxton D. Ор. cit. P. 4.
14. Ibid. P. 3.
15. Gordon H. Diary of a Canadian Debunker // Skeptical Odysseys: Personal Accounts by the World's Leading Paranormal Inquirers. Amherst, 2001. P. 233-242.
16. About the Committee for Skeptical Inquiry [Электронный ресурс] // Skeptical Inquirer. URL: https://skepticalin-quirer.org/about/ (дата обращения: 22.05.2021).
17. A Brief Introduction [Электронный ресурс] // Skeptic. URL: https://www.skeptic.com/about_us/ (дата обращения: 22.05.2021).
18. Shermer M. How We Believe. N.Y., 2003. 330 p.
19. About ECSO [Электронный ресурс] // European Skeptics. URL: https://www.ecso.org/about-us/ (дата обращения: 22.05.2021).
20. О нас [Электронный ресурс] // Общество скептиков. URL: https://skepticsociety.ru/about_us/ (дата обращения: 22.05.2021).
21. JREF Status [Электронный ресурс] // James Randi Educational Foundation. URL: http://web.randi.org/home/archives/09-2015 (дата обращения: 14.04.2021).
22. Million Dollar Challenge [Электронный ресурс] // James Randi Educational Foundation. URL: https://web.randi.org/the-million-dollar-challenge.html (дата обращения: 14.04.2021).
23. About SGU [Электронный ресурс] // Skeptic's Guide to the Universe. URL: https://www.theskepticsguide.org/about (дата обращения: 22.05.2021).
24. About the Author - Steven Novella, MD [Электронный ресурс] // NeuroLogica Blog. URL: https://theness.com/neurologi-cablog/index.php/about/ (дата обращения: 22.05.2021).
25. Loxton D. Ор. cit. P. 4-7.
26. Price G.R. Science and the Supernatural // Science. 1995. Vol. 122, iss. 3165. P. 359-367. https://doi.org/10.1126/sci-ence.122.3165.359.
Информация об авторах
С.С. Богдан - кандидат философских наук, доцент кафедры социально-экономического образования и философии Сургутского государственного педагогического университета, Ханты-Мансийский автономный округ, Сургут, Россия.
С.Р. Аминов - кандидат культурологии, доцент, заведующий кафедрой социально-экономического образования и философии Сургутского государственного педагогического университета, Ханты-Мансийский автономный округ, Сургут, Россия.
Information about the authors
S.S. Bogdan - PhD, Associate Professor, Department of Socio-Economic Education and Philosophy, Surgut State Pedagogical University, Khanty-Mansi Autonomous Okrug, Surgut, Russia.
S.R. Aminov - PhD in Cultural Studies, Head, Department of Socio-Economic Education and Philosophy, Surgut State Pedagogical University, Khanty-Mansi Autonomous Okrug, Surgut, Russia.
Статья поступила в редакцию / The article was submitted 21.04.2021; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 29.04.2021; Принята к публикации / Accepted for publication 27.05.2021.