Научная статья на тему 'ВЗАИМОСВЯЗЬ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА И РИГИДНОСТИ МЫШЛЕНИЯ'

ВЗАИМОСВЯЗЬ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА И РИГИДНОСТИ МЫШЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ригидность мышления / внимание / психическое здоровье / когнитивная ригидность / аффективная ригидность / rigidity of thinking / attention / mental health / cognitive rigidity / affective rigidity

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Халфина Регина Робертовна

Глубоко заложенные в нашем подсознании когнитивные установки играют важную роль в нашей повседневной жизни. Когда мы не задумываемся над этим, наши установки автоматически управляют нашим восприятием и решениями. Именно благодаря этим установкам мы способны быстро и эффективно обрабатывать поступающую информацию. Эти когнитивные установки формируются на протяжении всей нашей жизни под воздействием различных факторов: нашего воспитания, образования, опыта и окружающей среды. Они являются своеобразным фильтром, через который мы воспринимаем и анализируем окружающий мир. Иногда эти установки могут быть негативно окрашены или привести к искаженному восприятию реальности. Поэтому важно осознавать и изучать свои когнитивные установки, чтобы быть более гибкими в принятии решений и понимании мира вокруг нас. В тоже самое время иррациональные когнитивные установки являются причиной формирования негативного психоэмоционального фона. Такие установки могут порождать более или менее выраженную инертность в когнитивной и мыслительной деятельности. Изменение привычных паттернов мышления позволит уменьшить количество негативных эмоций. Распределение внимания играет решающую роль в том, какую информацию мы получаем и обрабатываем. Ресурсные теории избирательного внимания указывают нам о том, что внимание — это ограниченный ресурс, и как этот ресурс распределяется между конкурирующими источниками информации. Снижение ригидности мышления поз-волят в значительной степени повысить уровень психического здоровья человека и повысить качество его жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RELATIONSHIP BETWEEN HUMAN MENTAL HEALTH AND RIGIDITY OF THOUGHT

Deep in our subconscious, cognitive attitudes play an important role in our daily lives. When we don't think about it, our attitudes automatically control our perceptions and decisions. It is thanks to these installations that we are able to quickly and efficiently process incoming information. These cognitive attitudes are formed throughout our lives under the influence of various factors: our upbringing, education, experience and environment. They are a kind of filter through which we perceive and analyze the world around us. Sometimes these attitudes can be negatively colored or lead to a distorted perception of reality. Therefore, it is important to be aware and learn your cognitive attitudes in order to be more flexible in making decisions and understanding the world around us. At the same time, irrational cognitive attitudes are the reason for the formation of a negative psycho-emotional background. Such attitudes can give rise to more or less pronounced inertia in cognitive and mental activity. Changing the usual patterns of thinking will reduce the number of negative emotions. Attention distribution plays a crucial role in what information we receive and process. Resource theories of selective attention indicate to us that attention is a limited resource, and how this resource is distributed among competing sources of information. Reducing the rigidity of thinking will significantly increase the level of mental health of a person and improve his quality of life.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОСВЯЗЬ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА И РИГИДНОСТИ МЫШЛЕНИЯ»

УДК: 612.8(075.8)

ВЗАИМОСВЯЗЬ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА И

РИГИДНОСТИ МЫШЛЕНИЯ

ХАЛФИНА РЕГИНА РОБЕРТОВНА

доктор биологических наук, доцент, главный медицинский психолог МЗ РБ, г. Уфа, Россия. ORCID Ю 0000-0003-2625-5186

АННОТАЦИЯ

Глубоко заложенные в нашем подсознании когнитивные установки играют важную роль в нашей повседневной жизни. Когда мы не задумываемся над этим, наши установки автоматически управляют нашим восприятием и решениями. Именно благодаря этим установкам мы способны быстро и эффективно обрабатывать поступающую информацию. Эти когнитивные установки формируются на протяжении всей нашей жизни под воздействием различных факторов: нашего воспитания, образования, опыта и окружающей среды. Они являются своеобразным фильтром, через который мы воспринимаем и анализируем окружающий мир. Иногда эти установки могут быть негативно окрашены или привести к искаженному восприятию реальности. Поэтому важно осознавать и изучать свои когнитивные установки, чтобы быть более гибкими в принятии решений и понимании мира вокруг нас. В тоже самое время иррациональные когнитивные установки являются причиной формирования негативного психоэмоционального фона. Такие установки могут порождать более или менее выраженную инертность в когнитивной и мыслительной деятельности. Изменение привычных паттернов мышления позволит уменьшить количество негативных эмоций. Распределение внимания играет решающую роль в том, какую информацию мы получаем и обрабатываем. Ресурсные теории избирательного внимания указывают нам о том, что внимание — это ограниченный ресурс,

и как этот ресурс распределяется между конкурирующими источниками информации. Снижение ригидности мышления позволят в значительной степени повысить уровень психического здоровья человека и повысить качество его жизни.

Ключевые слова: ригидность мышления, внимание, психическое здоровье, когнитивная ригидность, аффективная ригидность

THE RELATIONSHIP BETWEEN HUMAN MENTAL HEALTH AND

RIGIDITY OF THOUGHT

KHALFINA REGINA ROBERTOVNA

Doctor of Biological Sciences, Associate Professor, Chief Medical Psychologist of the Ministry of Health of the Republic of Belarus, Ufa,

Russia ORCID ID 0000-0003-2625-5186 ABSTRACT

Deep in our subconscious, cognitive attitudes play an important role in our daily lives. When we don't think about it, our attitudes automatically control our perceptions and decisions. It is thanks to these installations that we are able to quickly and efficiently process incoming information. These cognitive attitudes are formed throughout our lives under the influence of various factors: our upbringing, education, experience and environment. They are a kind of filter through which we perceive and analyze the world around us. Sometimes these attitudes can be negatively colored or lead to a distorted perception of reality. Therefore, it is important to be aware and learn your cognitive attitudes in order to be more flexible in making decisions and understanding the world around us. At the same time, irrational cognitive attitudes are the reason for the formation of a negative psycho-emotional background. Such attitudes can give rise to more or less pronounced inertia in cognitive and mental activity. Changing the usual patterns of thinking will reduce the number of negative emotions.

Attention distribution plays a crucial role in what information we receive and process. Resource theories of selective attention indicate to us that attention is a limited resource, and how this resource is distributed among competing sources of information. Reducing the rigidity of thinking will significantly increase the level of mental health of a person and improve his quality of life.

Keywords: rigidity of thinking, attention, mental health, cognitive rigidity, affective rigidity

INSON RUHIY SOG'LIGI VA FIKR TURGUNLIGINING O ZARO

BOGLIQLIGI

XALFINA REGINA ROBERTOVNA

biologiya fanlari doktori, dotsent, Belarus Respublikasi Sog'liqni saqlash vazirligining bosh tibbiy psixologi, Ufa, Rossiya.

ORCID 0000-0003-2625-5186 ANNOTATSIYA

Bizning ong ostimizga chuqur singib ketgan kognitiv munosabatlar kundalik hayotimizda muhim rol o'ynaydi. Biz bu haqda o'ylamaganimizda, bizning munosabatimiz idrok va qarorlarimizni avtomatik ravishda boshqaradi. Aynan shu sozlamalar tufayli biz kiruvchi ma'lumotlarni tez va samarali qayta ishlashimiz mumkin. Ushbu kognitiv munosabatlar hayotimiz davomida turli omillar ta'sirida shakllanadi: tarbiya, ta'lim, tajriba va muhit. Ular o'ziga xos filtrdir, ular orqali biz atrofimizdagi dunyoni idrok qilamiz va tahlil qilamiz. Ba'zan bu munosabatlar salbiy rangga ega bo'lishi yoki haqiqatni noto'g'ri idrok etishga olib kelishi mumkin. Shuning uchun qaror qabul qilishda va atrofimizdagi dunyoni tushunishda moslashuvchan bo'lish uchun bizning kognitiv sozlamalarimizni bilish va o'rganish muhimdir. Shu bilan birga, irratsional kognitiv munosabatlar salbiy psixo-emotsional fonning shakllanishiga olib keladi. Bunday munosabatlar kognitiv va aqliy faoliyatda ko'proq yoki kamroq aniq inertsiyani keltirib

chiqarishi mumkin. Odatiy fikrlash usullarini o'zgartirish salbiy his-tuyg'ular sonini kamaytiradi. Diqqatning taqsimlanishi biz qanday ma'lumotlarni qabul qilishimiz va qayta ishlashimizda hal qiluvchirol o'ynaydi. Tanlangan diqqatning resurs nazariyalari bizga diqqat cheklangan manba ekanligini va bu resurs raqobatdosh axborot manbalari orasida qanday taqsimla-nishini o'rgatadi. Fikrlashning turg^unligini kamaytirish insonning ruhiy salomatligini sezilarli darajada yaxshilaydi va hayot sifatini yaxshilaydi.

Kalit so'zlar: fikrlashning turg^unligi, diqqat, ruhiy salomatlik, kognitiv turg^unlik, affektiv turg^unlik

Актуальность. Согласно определению ВОЗ, психическое здоровье - это состояние психического благополучия, которое позволяет людям справляться со стрессовыми ситуациями в жизни, реализовывать свой потенциал, успешно учиться и работать, а также вносить вклад в жизнь общества. Это неотъемлемый компонент здоровья и благополучия, который лежит в основе наших индивидуальных и коллективных способностей принимать решения, строить отношения и формировать мир, в котором мы живем.

Основные критерии психического здоровья:

1. Критичность — это способность человека оценивать собственные свойства, внутренние процессы и поведение, действовать обдуманно, осознавать допущенные ошибки и признаки возможных проблем с психическим здоровьем.

2. Адекватность — это соответствие поведения человека объективным условиям среды и конкретным обстоятельствам, текущей ситуации.

3. Продуктивность — это характеристика психической деятельности, определяющая уровень и качество достижений человека (как в жизни, так и в процессе диагностического обследования).

Во всех этих процессах одну из главных ролей играет ригидность. Существует множество факторов, влияющих на ригидность мышления, и одним из них является селективное внимание. Исследования в этой области имеют длинную историю и начинаются с работы гештальт-психологов конца XIX - начала XX века, таких как Раймонд Кэттелл, Элс Френкель-Брансуик, Уильям Джеймс, Курт Левин, Авраам Лачинс, Милтон Рокеш, Чарльз Спирмен и Луи Терстоун.

Селективное внимание играет ключевую роль в формировании и поддержании ригидности мышления. Оно определяет, на что мы сконцентрированы, и какие аспекты окружающей среды мы игнорируем. Понимание этого феномена позволяет лучше понять, какие механизмы лежат в основе ригидности мышления и как ее можно преодолеть - [4, 6].

Изучение инерции и ригидности мышления важно не только для психологии, но и для медицины, образования и других областей. Понимание, как селективное внимание влияет на ригидность мышления, может привести к разработке более эффективных методов коррекции и развития мыслительных процессов.

Когнитивная ригидность, рассматриваемая в различных теоретических концепциях (Л.С. Выготского, Р. Кеттэлла, К. Левина, З. Фрейда, К. Гольдштейна, Г. В. Залевского и др.), представляет собой жесткость когнитивных схем и тугоподвижность мышления. Этот аспект имеет важное значение в психологии, поскольку он влияет на способность индивида адаптироваться к новым ситуациям и изменять свои установки - [3].

При решении мыслительных задач, ригидность проявляется не только в привязанности к рутинному способу действия (К. Гольдштейн), недостаточной вариабельности реакций (Х. Вернер), неспособности изменить установку (Р. Кеттэл), и конкретности

мышления (Л.С. Выготский), но также в отсутствии гибкости в принятии новых решений и в поиске альтернативных подходов к проблемам - [18, 19].

Ригидность, в общем виде, может быть определена как трудность в переключении на что-либо новое, неспособность изменять способ реагирования при новых условиях, а также некоторая сопротивляемость изменениям, которая препятствует развитию и росту личности.

Существует глубокая взаимосвязь между ригидностью и гибкостью в психологии, которая проявляется в когнитивной негибкости, препятствующей способности принимать разные подходы к решению проблем и выбору действий. Люди с ригидным мышлением обычно испытывают трудности в адаптации к новым ситуациям, не обладают стрессоустойчивостью и часто проявляют агрессивное поведение в общении.

Понятие "когнитивная ригидность" обсуждается многими психологами, и каждый из них приходит к выводу, что это одна из самых сложных областей психологии, которая постоянно представляет сюрпризы и трудности. В настоящее время трудно даже дать точное определение психической ригидности, так как это понятие находится в стадии активного изучения и обсуждения - [8, 11].

Лично-индивидуальные характеристики человека взаимодействуют с особенностями окружающей среды и определяют уровень его психической ригидности. Однако необходимо отметить, что ригидность может проявляться в различных аспектах.

Мотивационная ригидность, например, означает, что человек не способен изменить свои мотивы и цели, даже если ситуация требует адаптации и пересмотра планов. Это может быть проблемой, особенно в быстро меняющемся мире, где ситуации и требования могут меняться внезапно.

Аффективная ригидность, в свою очередь, связана с трудностями в выражении и контроле эмоций. Человек с высоким уровнем аффективной ригидности может испытывать трудности в адаптации к новым эмоциональным ситуациям или в общении с людьми, имеющими отличные от него собственных эмоциональные выражения.

Наконец, когнитивная ригидность - это невозможность человека подстраиваться под новые ситуации и изменяющиеся обстоятельства. Человек с высоким уровнем когнитивной ригидности сохраняет свою картину мира, не способен адаптировать свои реакции под новыми условиями. Это может стать препятствием для личностного и профессионального развития - [9].

Таким образом, психическая ригидность - это сложное явление, которое зависит от множества факторов, включая характер среды и индивидуальные особенности личности. Определение и понимание различных аспектов ригидности помогают нам лучше понять, почему некоторые люди труднее адаптируются к изменениям и каким образом мы можем помочь им в этом процессе.

Аффективная ригидность, в свою очередь, связана с застреванием эмоций. Длительная негативная эмоциональная реакция на событие может застыть внутри нас, приводя к эмоциональной ригидности. Например, обидевшись на кого-то, мы можем злиться на него целый день, не давая себе возможности переключиться на что-то другое.

Как следствие, как мотивационная, так и аффективная ригидность могут серьезно повлиять на наше психологическое состояние и социальные отношения. Важно научиться распознавать и преодолевать эти формы ригидности, чтобы быть более гибкими и эмоционально здоровыми.

Другой пример когнитивной ригидности - функциональная фиксированность. Этот психологический феномен, исследованный Карлом Дункером, заключается в том, что человеку, начавшему использовать предмет в определенном контексте, трудно переключиться на использование этого же предмета в другом контексте - [7].

Важно понимать, что ригидность и гибкость - это не противоположности, а дополняющие друг друга качества. Правильно примененные, они помогают нам эффективно решать задачи в различных ситуациях, сохраняя баланс между стабильностью и изменчивостью.

Умение гибко реагировать на изменения и быстро перестраивать свое восприятие может оказаться крайне полезным в современном быстро меняющемся мире. Поэтому важно находить баланс между сохранением устоявшихся убеждений и способностью открыться новым идеям и точкам зрения.

Б.Н. Рыжов в своих исследованиях подчеркивает важность системной структуры деятельности и определяет продуктивность психической деятельности как совокупность трёх параметров: сложности образуемых системных связей, объёма перерабатываемой информации и темпа деятельности. Это позволяет глубже понять, какие факторы влияют на эффективность психических процессов. В.Д. Шадриков также рассматривает свойства психических процессов с позиции их связи с эффективностью внешней деятельности, выделяя характеристики продуктивности, отражающие эту связь - [16, 18].

Любопытная зависимость между когнитивной ригидностью и уровнем мотивации обнаружена в нескольких исследованиях. Согласно данным - [4, 5], мотивация к выполнению задач влияет как на результат когнитивной деятельности, так и на уровень ригидности. Повышенная мотивация может способствовать улучшению выполнения задач, но при этом может также усилить когнитивную

ригидность, что в конечном итоге отразится на результативности тестов.

Один из ключевых выводов заключается в том, что необходимо учитывать не только сложность предлагаемых задач, но и индивидуальные особенности личности и уровень мотивации для полного понимания процессов формирования когнитивной ригидности. Такой комплексный подход позволит более гасить эффективные стратегии работы с данной проблемой и развивать новые методики коррекции когнитивных нарушений.

В глубинных структурах мозга, таких как гиппокамп и другие, исследователь Г. Джаспар обнаружил нейроны новизны и тождества, которые реагируют на новые стимулы. Эти нервные клетки активизируются при первом предъявлении стимула и его новизне. Однако, по мере повторения этих стимулов, ответ нейронов новизны становится подавленным, и остается только фоновая активность. Таким образом, существует четкая зависимость между выраженностью когнитивной ригидности, сложностью задач и объемом когнитивной деятельности. Чем сложнее задачи, тем выше инертность формирующихся неосознанных установок. Это связано с тем, что повторяющиеся стимулы подавляют активацию нейронов новизны и тождества. - [1].

Когнитивная ригидность представляет собой процесс, который существенно ограничивает способности человека к адаптации и самореализации. Это состояние связано с когнитивными установками, которые играют важную роль в регулировании и координации когнитивной деятельности. В работе Н.П. Бехтеревой с ее коллегами была выявлена интересная особенность нейронных популяций. Они реагируют исключительно на ошибочную реализацию деятельности, не активизируясь при выполнении конкретных задач, а лишь при обнаружении ошибок в изначальном плане или установке - [1].

Эти ансамбли нейронов представляют собой своего рода механизм контроля за правильностью выполнения задач. Они вступают в действие только при обнаружении ошибок в планировании и установках. Таким образом, нейронные популяции играют важную роль в контроле за когнитивными процессами и обеспечивают возможность коррекции ошибок и адаптации к новым условиям.

Для успешного когнитивного процесса необходим определённый оптимальный уровень гибкости установки. Это важное понятие обусловлено тем, что установки, хоть и чаще представлены на неосознанном уровне, играют ключевую роль в обработке информации. Они способствуют улучшению опознания стимулов, которые ранее уже оказывали влияние на наше мышление.

Более того, установки могут вызывать различные степени инертности в когнитивных процессах. Этот фактор подчеркивает важность баланса между стабильностью и гибкостью установок. С одной стороны, они должны быть достаточно устойчивыми, чтобы обеспечить непрерывность мыслительной деятельности, а с другой - способными изменяться в соответствии с изменениями в окружающей среде и новыми стимулами - [15].

Таким образом, оптимальный уровень гибкости установки позволяет адаптироваться к новым условиям и эффективно взаимодействовать с окружающим миром. Важно уметь управлять своими установками, осознавая их влияние на мыслительные процессы и способность адаптации к переменчивым ситуациям.

Когнитивная деятельность зависит от множества факторов, и одним из наиболее важных из них является селективное внимание. Этот процесс позволяет нам выбирать, на что мы сосредотачиваемся, и играет ключевую роль в нашей способности фильтровать информацию и концентрироваться на задаче.

Селективное внимание - это не просто фокусировка внимания на определенном объекте, это также способность игнорировать все остальное и отсеивать ненужные детали. Этот процесс позволяет нам эффективно управлять нашим ограниченным ресурсом внимания и извлекать максимальную пользу из него - [6].

Важность избирательного внимания в процессе восприятия. Психологи выделяют две основные модели, описывающие функционирование зрительного внимания. Одной из них является модель прожектора, которая представляет собой интересный способ взглянуть на это явление. Работа зрительного внимания в данной модели аналогична работе прожектора в театре. Согласно предположениям Уильяма Джеймса, в центре этого "прожектора" находится фокусная точка, где объекты воспринимаются четко и ясно. Окружающая эту точку область, называемая границей, все еще видна, но не так отчетливо. А за пределами границы прожектора находится край, где объекты уже не различимы. Таким образом, модель прожектора помогает понять, как происходит фокусировка внимания и восприятие окружающего мира.

Исследования слухового внимания показывают, что люди способны выбирать, на что они обращают внимание. Одним из самых известных экспериментов по этой теме являются эксперименты, проведенные психологом Колином Черри. В этих экспериментах Черри исследовал, как люди способны отслеживать одни разговоры, отсеивая другие, и назвал это явление эффектом "коктейльной вечеринки". Это означает, что наш мозг имеет способность фокусироваться на определенном звуке или разговоре, игнорируя остальные звуки в окружающей среде.

Второй подход к модели прожектора известен как модель "зум-объектив". В этой модели мы предполагаем, что можем изменять размер фокуса, подобно зум-объективу фотоаппарата. Это означает,

что мы можем сосредоточить внимание на определенных деталях или аспектах ситуации, исключая все остальное. Однако, стоит отметить, что большая площадь фокуса также приводит к более медленной обработке информации, поскольку она включает в себя больше данных. Поэтому, в условиях ограниченных ресурсов внимания, нам необходимо распределить внимание на большую площадь, что может быть вызовом. Но благодаря этому подходу мы можем получить более полное представление о ситуации и лучше понять ее.

Существует множество теорий избирательного внимания, которые пытаются объяснить, как и когда информация о стимуле привлекает наше внимание. Модель фильтра Бродбента, разработанная Дональдом Бродбентом, является одной из первых теорий внимания. Она основана на исследованиях, проведенных Черри, и использует метафору обработки информации для описания человеческого внимания. Предположение Бродбента заключается в том, что наши возможности по обработке информации ограничены, и отбор информации для обработки происходит на ранних стадиях перцептивного процесса. Теории избирательного внимания обычно фокусируются на том, когда информация о стимуле получает внимание - на ранней или поздней стадии процесса.

Важно понимать, что восприятие информации в нашем мозге происходит через фильтр, который определяет, какие данные заслуживают внимания. Первичная обработка всех стимулов происходит на уровне их физических свойств, таких как цвет, громкость, направление и высота тона. Затем селективные фильтры позволяют определенным стимулам пройти дальнейшую обработку, в то время как другие стимулы отсеиваются.

Теория аттенуации Трейсмана представляет собой новый взгляд на процесс внимания. Она дополняет основной подход

Бродбента, указывая на то, что даже после фильтрации стимулов, люди все еще способны обрабатывать смысловую информацию. Трейсман предложил концепцию аттенюатора, который идентифицирует стимулы на основе их физических свойств или смыслового значения.

По мнению Трейсмана, фильтр внимания не является единственным способом обработки входящей информации. Аттенюатор позволяет учитывать не только физические свойства стимулов, но и их смысловое содержание. Это открывает новые перспективы для понимания механизмов внимания и восприятия.

Эксперименты, проведенные Трейсманом, открыли новые горизонты в понимании способностей человеческого мозга. Оказалось, что даже при сниженной громкости или интенсивности стимулов, которые мы не осознаем, наш мозг все равно обрабатывает информацию. Это говорит о том, что наш восприятие и понимание мира в значительной степени опираются на неосознаваемые процессы.

Проявление способности к обработке смысла как посещаемых, так и не посещаемых сообщений указывает на удивительные возможности нашего мозга. Мы можем воспринимать и анализировать информацию, даже если на первый взгляд мы не обращаем на нее внимание. Это свидетельствует о сложности и гибкости умственных процессов, которые определяют наше поведение и восприятие мира вокруг нас.

Исследования в области внимания привели к возникновению концепции ресурсных теорий. Отличительной чертой более современных теорий является утверждение о том, что внимание - это ограниченный ресурс, который необходимо эффективно распределять между различными источниками информации. Согласно этим теориям, у человека есть определенное количество доступного

внимания, и ему приходится принимать решения о том, как использовать этот ресурс в условиях конкуренции между различными задачами и событиями.

Однако, стоит отметить, что "Теория ресурсов внимания" подвергается серьезной критике за свою слишком широкую и расплывчатую формулировку. Роберт Стернберг в своей работе "Когнитивная психология" указывает на то, что, хотя эта теория не может однозначно объяснить все аспекты внимания, она может дополнять другие теории, такие как теории фильтров, в изучении механизмов избирательного внимания.

Роль селективного внимания в процессах уменьшения ригидности мышления заключается в том, чтобы переключить внимание с ограничивающих убеждений (когнитивных установок) человека на положительные аспекты.

Действительно, вид когнитивных установок оказывает значительное влияние на психоэмоциональное состояние человека. Однако, стоит отметить, что акцент на дисфункциях мышления как основной психологической причине депрессии был впервые сделан в работах Аарона Бека (Бек и др., 2003). Он полагал, что в основе депрессии лежит когнитивная триада: негативные базисные убеждения относительно собственного «Я», окружающего мира и негативный взгляд на будущее.

Важно осознать, что селективное внимание может помочь изменить эти негативные установки и переориентировать мышление на более позитивные аспекты. Концентрирование на положительных аспектах жизни и поиск преимуществ и возможностей может помочь справиться с ригидностью мышления и улучшить психоэмоциональное состояние. Необходимо обратить внимание на то, что это требует практики и усилий, но результаты могут быть значительными.

Исследования ученых из Питтсбургского университета (США) приводят к интересным выводам о влиянии селективного внимания на эффективность терапии депрессии. Одним из примеров такого влияния является наблюдение за продлением антидепрессивного действия кетамина у пациентов с депрессией, резистентной к другим методам лечения при использовании нейрокогнитивного тренинга с позитивными словами и изображениями.

Негативные базисные убеждения, в соответствии с теорией Бека, оказывают значительное воздействие на психическое состояние человека. Они формируются из-за искажений мышления, приводя к когнитивным ошибкам, таким как произвольность умозаключений, поляризованное мышление и персонализация. Когнитивная психотерапия депрессии направлена на выявление и коррекцию этих базисных убеждений.

Использование положительных слов и изображений в нейро-когнитивном тренинге способствует укреплению эффекта антидепрессивного лечения кетамином. Это открывает новые перспективы в области терапии депрессии и позволяет более эффективно бороться с резистентными формами этого психического расстройства.

Недавние исследования, опубликованные в журнале American Journal of Psychiatry, показали, что автоматизированные поведенческие тренинги могут оказать значительное влияние на состояние пациентов с депрессией. В частности, использование таких тренингов в период повышенной пластичности мозга после приема кета-мина может дать долгосрочные результаты в контроле над депрессивными симптомами. Фокусировка внимания на позитивных словах и изображениях способна заметно улучшить психоэмоциональное состояние, а также снизить проявления клинической депрессии.

Кроме того, этот метод может быть особенно полезен для пациентов, страдающих когнитивной ригидностью. Когнитивная

ригидность - это процесс, который ограничивает возможности адаптации и самореализации человека. Это связано прежде всего с когнитивными установками, которые регулируют и координируют когнитивную деятельность.

Выводы. Глубоко заложенные в нашем подсознании когнитивные установки играют важную роль в нашей повседневной жизни. Когда мы не задумываемся над этим, наши установки автоматически управляют нашим восприятием и решениями. Именно благодаря этим установкам мы способны быстро и эффективно обрабатывать поступающую информацию.

Эти когнитивные установки формируются на протяжении всей нашей жизни под воздействием различных факторов: нашего воспитания, образования, опыта и окружающей среды. Они являются своеобразным фильтром, через который мы воспринимаем и анализируем окружающий мир.

Иногда эти установки могут быть негативно окрашены или привести к искаженному восприятию реальности. Поэтому важно осознавать и изучать свои когнитивные установки, чтобы быть более гибкими в принятии решений и понимании мира вокруг нас. В тоже самое время иррациональные когнитивные установки являются причиной формирования негативного психоэмоционального фона. Такие установки могут порождать более или менее выраженную инертность в когнитивной и мыслительной деятельности. Изменение привычных паттернов мышления позволит уменьшить количество негативных эмоций.

Распределение внимания играет решающую роль в том, какую информацию мы получаем и обрабатываем. Ресурсные теории избирательного внимания указывают нам о том, что внимание — это ограниченный ресурс, и как этот ресурс распределяется между конкурирующими источниками информации. Такие теории предпола-

гают, что у нас есть фиксированное количество доступного внимания и что мы должны выбрать, как распределить имеющиеся резервы внимания между несколькими задачами или событиями и задача специалиста, работающего с клиентом с высоким уровнем ригидности помочь распределить этот ограниченный ресурс экологично и рационально - что позволит значительно снизить проявления ригидности.

Снижение ригидности мышления позволят в значительной степени повысить уровень психического здоровья человека и повысить качество его жизни.

Список литературы:

1. Бехтерева Н.П. (совместно с Гоголицыным Ю.Л., Кропотовым Ю.Д., Медведевым С.В.) Нейрофизиологические механизмы мышления. - Л.: «Наука». - 1985. - с. 272.

2. Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. - М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК. - 2003. - с. 398.

3. Выготский Л.С. Мышление и речь // Выготский Л.С. Психология. М.: ЭКСМО-Пресс, 2002. 1008 с.

4. Гордыня Н.Д. Исследование ригидности-гибкости познавательного контроля и импульсивности-рефлективности у студентов-авиадиспетчеров. // «Молодой ученый». - 2013. - №5. - с. 634-638.

5. Гусев А.Н., Михайлова О.А., Уточкин И.С. Роль индивидуально-психологических свойств личности в выраженности феномена слепоты к изменению // «Вопросы психологии». - 2012. -№4.

6. Дубровинская Н.В. Некоторые характеристики внимания в онтогенезе // Психологический журнал. - 1982. - № 2. - с. 35-40.

7. Дункер К. Психология продуктивного (творческого) мышления // Психология мышления: Сб. переводов с нем. и англ. / Под ред. А.М. Матюшкина. - М.: Прогресс. - 1965. - с. 199-221.

8. Зейгарник Б. В. Патология мышления. - М., 2000. - с. 459.

9. Костандов Э.А. Условнорефлекторное переключение и когнитивная установка // Журнал высшей нервной деятельности им. И.П. Павлова. - 2003. - №3. - с. 268-278.

10. Костандов Э.А. Психофизиология сознания и бессознательного. - Спб.: «Питер». - 2004. - с. 176.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Нижарадзе Г.А. О двух типах ригидности при решении интеллектуальных задач // Вопросы психологии. - 1987. - №3. - с. 142.

12. Пиаже Ж. Психология интеллекта / пер с фр. СПб.: Питер, 2004. 192 с. (Серия «Психология-классика»)

13. Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1958. 142 с.

14. Селина Л.А., Халфина Р.Р. Влияние компьютерных игр на когнитивные способности личности // Приложение международного научного журнала "Вестник психофизиологии". 2023. № 2. С. 15-28.

15. Узнадзе Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки // Экспериментальные исследования по психологии установки / Ред. А. С. Прангишвили, 3. И. Ходжава. Тбилиси: Изд-во Грузинской АН. - 1958. с. 5-126.

16. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования (2-ое изд., перераб. и доп.). - СПб.: «Питер». - 2002. -с. 272.

17. Хомская Е.Д. Нейропсихология. - Спб.: «Питер». - 2005. - с.

496.

18. Шильник Л., Между ушами. Феномены мышления, интуиции и памяти. - М.: «Энас». - 2008. - с.118-119.

19. Яшин А.А. Когнитивная ригидность как фактор недостаточной успешности // Психология и Психотехника. - 2015. -№ 11. - С. 1146 - 1157. ЭО!: 10.7256/2070-8955.2015.11.16968

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.