УДК 159.9.07
ВЗАИМОСВЯЗЬ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ И ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ У СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА
© Ю.В. Чепурко1
Московский государственный лингвистический университет, Евразийский лингвистический институт в г. Иркутске (филиал), 664025, Россия, г. Иркутск, ул. Ленина, 8.
Изучены особенности переживаемых психических состояний и жизнестойкости студентов первого курса в ситуации реорганизации высшего учебного заведения. Получены и проанализированы данные структурных компонентов типичного психического состояния: психических процессов, физиологических реакций переживаний и поведения. Выявлена взаимосвязь переживаемых психических состояний и шкал жизнестойкости студентов первого курса в условиях реформирования образовательного учреждения. Табл. 2. Библиогр. 8 назв.
Ключевые слова: психические состояния; жизнестойкость; вовлеченность; контроль; принятие риска.
THE RELATIONSHIP OF MENTAL STATES AND RESILIENCE IN FIRST-YEAR STUDENTS Yu.V. Chepurko
Moscow State Linguistic University, Eurasian Linguistic Institute (Irkutsk branch), 8 Lenin St., Irkutsk, 664025, Russia.
Having studied the resilience and mental states experiences by first-year students in the situation of higher educational institution reorganization, the author obtains and analyzes the data on the structural components of a typical mental state: mental processes, physiological reactions of feelings and behavior. As a result, the relationship between the experienced mental states and resilience scales of the first-year students during the higher educational institution reformation is revealed. 2 tables. 8 sources.
Keywords: mental state; resilience; involvement; control; risk taking.
Происходящие в настоящее время реформы в системе образования не оставляют равнодушными ни профессорско-преподавательский состав, ни студенческий коллектив. Личность, находящаяся в условиях социально-экономических изменений, а также реформирования образовательного учреждения, в ситуации неопределенности испытывает стресс. Психические состояния - это динамические образования, которые отража.т особенности функционирования психики человека в определенный период времени. Психические состояния участвуют в процессе самоорганизации внутреннего мира человека [5] и имеют специфические особенности, в частности у интеллектуально одаренных учащихся [1].
Понятие жизнестойкость, введенное в психологию С. Мадди и С. Кобейса, характеризует меру способности личности выдерживать стрессовую ситуацию, при этом сохраняя внутреннюю сбалансированность и не снижая успешность деятельности. В ситуации стресса, а неопределенность дальнейшей судьбы вуза является стрессовой ситуацией, складывается иерархическая организация психического состояния личности.
Одним из направлений учебно-воспитательной работы по формированию качеств личности, обеспе-
чивающих жизнестойкость, является обучение каждого студента самоанализу поведенческих рисков для здоровья и жизни, разработке и реализации индивидуальной программы здоровья и безопасности, которая позволяет изменить собственное поведение с ориентацией на снижение социальных и экологических рисков [7; 8]. Некоторыми учеными (например, в работе [6]) уже проводилось исследование психологического благополучия студентов в период их обучения в вузе.
Нами подобное обследование проводилось в течение осеннего семестра 2012 г., в тот период, когда ситуация с реорганизацией высшего учебного заведения «Иркутский государственный лингвистический университет» была напряженной, прогноз был неизвестен. Следует отметить, что в этот период обострились противоречия, связанные с адаптацией студентов к обучению в лингвистическом вузе [4]. Это обстоятельство также оказало влияние на создание состояния психоэмоционального напряжения у студентов первого курса. Представленные ниже результаты отражают реальность именно этого временного периода данного региона (Иркутская область).
В исследовании приняли участие студенты первого курса специальностей «Конфликтология», «Педаго-
1 Чепурко Юлия Владиславовна, кандидат психологических наук, доцент кафедры конфликтологии и безопасности жизнедеятельности, тел.: 89149442676, e-mail: [email protected]
Chepurko Yuliya, Candidate of Psychology, Associate Professor of the Department of Conflict Resolution Studies and Life Safety, tel.: 89149442676, e-mail: [email protected]
гическое образование» (будущие учителя русского языка) и «Лингвистика», всего 72 человека, из них: 76% - девушки, 24% - юноши. Средний возраст испытуемых составил 18,9 лет.
Целью исследования являлось изучение особенностей переживаемых психических состояний и жизнестойкости студентов первого курса в ситуации социально-экономических изменений, происходящих в системе образования. Диагностика структурных компонентов типичного психического состояния - психических процессов, физиологических реакций, переживаний и поведения - проводилась с помощью методики «Рельеф психического состояния» А.О. Прохорова и «Теста жизнестойкости» С. Мадди (адаптирован Д.А. Леонтьевым и Е.И. Рассказовой [3]).
В данном исследовании верифицировалась гипотеза о том, что существует взаимосвязь структурных компонентов переживаемых психических состояний и шкал жизнестойкости студентов первого курса в условиях реформирования образовательного учреждения. Анализ полученных данных показал статистически значимые взаимосвязи между структурными компонентами рельефа психического состояния и шкалами жизнестойкости - вовлеченность, контроль и принятие риска.
Шкала жизнестойкости вовлеченность определяется как «убежденность в том, что вовлеченность в происходящее дает максимальный шанс найти нечто стоящее и интересное для личности» [2]. Человек с развитым компонентом вовлеченности получает удовольствие от собственной деятельности. В противоположность этому отсутствие подобной убежденности порождает чувство отвергнутости, ощущение себя «вне» жизни.
При подсчете ранговой корреляции между структурными компонентами рельефа психического состояния (40 характеристик) и шкалой жизнестойкости вовлеченность были установлены положительные значимые корреляции между вовлеченностью и психическими процессами: память («=0,37; р<0,002), воображение («=0,32; р<0,007), речь («=0,35; р<0,002), эмоциональные процессы («=0,23; р<0,055), волевые процессы («=0,53; р<0,000) и внимание («=0,43; р<0,000). Как видим, чем выше интенсивность проявлений психических процессов, тем в большей степени студенты вовлечены в осмысление происходящих событий и эмоционально включены в них.
Также положительные корреляционные связи отмечены между физиологическими реакциями и вовлеченностью: состояние мышечного тонуса («=0,29; р<0,015), координация движений («=0,40; р<0,000), двигательная активность («=0,25; р<0,033), сердечнососудистая система («=0,33; р<0,006), окраска кожных покровов («=0,36; р<0,002).
Чем сильнее вовлеченность студентов в эмоциональное переживание о дальнейшей судьбе вуза, в который они поступили целенаправленно, тем более выражены отмеченные выше физиологические реакции.
Рассмотрим взаимосвязь между структурными
компонентами психического состояния - переживания - и вовлеченностью. Показатели, которые стоят в паре первыми, оцениваются в методике от -5 до -1, а показатели, стоящие в паре вторыми, - от +1 до +5, Принимая во внимание положительные значения всех коэффициентов корреляции, можно утверждать, что при росте показателей от 1 к 2, например, от скованности к раскованности, увеличиваются показатели контроля. Можно интерпретировать иначе: испытуемые с показателями скованности и раскованности имеют различные показатели контроля. При этом испытуемые, поведение которых характеризуется как раскованное, в большей степени контролируют свое поведение. Получены положительные значимые корреляции следующих компонентов психического состояния: грустность/оптимистичность («=0,36; р<0,002), пассивность/активность переживаний («=0,35; р<0,03), сонливость/бодрость («=0,40; р<0,000), вялость/бойкость («=0,47; р<0,000), напряженность переживаний («=0,43; р<0,000), трудность/легкость переживаний («=0,39; р<0,000), скованность/раскованность («=0,50; р<0,000).
Структурными компонентами рельефа психического состояния также являются поведенческие характеристики, выявлены их положительные значимые корреляции с вовлеченностью: пассивность/активность в поведении («=0,40; р<0,000), непоследовательность/последовательность в деятельности («=0,33; р<0,005), неуверенность/уверенность в поведении («=0,38; р<0,001), закрытость/открытость («=0,51; р<0,000).
Чем более выражены у студентов первого курса показатели вовлеченности в ситуацию изменений, происходящих в вузе, тем в большей степени у них проявляются переживания напряженности данной ситуации, активность, уверенность в поведении, бодрость и последовательность в деятельности, открытость и оптимистичность взгляда в будущее.
Рассмотрим результаты статистического анализа рельефа психического состояния и шкалы жизнестойкости контроль (табл. 1). Данные по этой шкале показывают наличие у личности убежденности в том, что борьба позволяет повлиять на результат происходящего. Человек с развитым и сильно развитым компонентом контроля ощущает, что сам выбирает собственную деятельность, свой путь.
Из табл. 1 видно, что студенты первого курса убеждены в том, что необходимо принимать активное участие в поддержке вуза, бороться за него. При этом у них интенсивнее выражены волевые процессы, физиологические реакции, оптимистичность и активность переживания этой стрессовой ситуации, у них наблюдается размеренность, уверенность и продуманность в поведении, они последовательны в своих действиях.
Ранговая корреляция подсчитывалась между компонентами рельефа психического состояния и шкалой жизнестойкости принятие риска. Этот показатель свидетельствует об убежденности человека в том, что все то, что с ним случается, способствует его развитию за счет знаний, извлекаемых из опыта.
Таблица 1
Корреляционные связи компонентов рельефа психического состояния и шкалы жизнестойкости _«Контроль» у студентов первого курса (р<0,05)_
Наименование параметра R р
Волевые процессы и контроль 0,306 0,009
Координация движений и контроль 0,333 0,004
Сердечно-сосудистая система и контроль 0,521 0,000
Потоотделение и контроль 0,313 0,008
Окраска кожных покровов и контроль 0,297 0,012
Грустность/оптимистичность и контроль 0,304 0,01
Пассивность/активность переживаний и контроль 0,259 0,028
Сонливость/бодрость и контроль 0,287 0,015
Вялость/бойкость и контроль 0,323 0,006
Напряженность переживаний и контроль 0,449 0,000
Трудность/легкость переживаний и контроль 0,480 0,000
Скованность/раскованность и контроль 0,515 0,000
Пассивность/активность и контроль 0,238 0,045
Последовательность в деятельности и контроль 0,271 0,022
Импульсивность/размеренность в поведении и контроль 0,329 0,000
Необдуманность/продуманность в поведении и контроль 0,226 0,056
Неуверенность/уверенность в поведении и контроль 0,295 0,012
Закрытость/открытость и контроль 0,368 0,002
Таблица 2 Корреляционные связи компонентов рельефа психического состояния и шкалы жизнестойкости «Принятие риска» у студентов первого курса (р<0,05)
Наименование параметра R р
Память и принятие риска 0,240 0,043
Воображение и принятие риска 0,230 0,052
Речь и принятие риска 0,305 0,01
Волевые процессы и принятие риска 0,408 0,000
Внимание и принятие риска 0,313 0,008
Координация движений и принятие риска 0,278 0,018
Сердечно-сосудистая система и принятие риска 0,358 0,000
Грустность/оптимистичность и принятие риска 0,278 0,018
Вялость/бойкость и принятие риска 0,339 0,004
Напряженность переживаний и принятие риска 0,272 0,021
Трудность/легкость переживаний и принятие риска 0,366 0,002
Скованность/раскованность и принятие риска 0,425 0,000
Неуверенность/уверенность в поведении и принятии риска 0,297 0,012
Закрытость/открытость и принятие риска 0,274 0,02
Человек готов действовать в отсутствии надежных гарантий успеха, на свой страх и риск, считая стремление к простому комфорту и безопасности обедняющим жизнь личности. В основе приятия риска лежит идея развития через активное усвоение знаний из опыта и последующее их использование. Достоверные корреляционные связи отражены в табл. 2.
Чем более выражены психические процессы у студентов первого курса, тем в большей степени они готовы рисковать для получения новых знаний, нового
опыта. Они с напряженностью и в то же время с оптимизмом отнеслись к происходящей ситуации, продемонстрировали уверенность в поведении.
Таким образом, можно сделать вывод, что студенты первого курса за счет выраженности компонентов жизнестойкости (вовлеченность, контроль и принятие риска) показали успешное совладание со стрессовой ситуацией и восприняли ее как менее значимую.
Статья поступила 20.10.2014 г.
Библиографический список
1. Дубровина С.В. Психические состояния и их особенности у учащихся с явной и скрытой формами интеллектуальной одаренности // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2010. № 125. С. 27-31.
2. Дубровина С.В. Особенности типичных психических состояний у интеллектуально одаренных учащихся // Вестник БГУ. 2011. № 5. С. 203-206.
3. Леонтьев Д.Л., Рассказова Е.И. Тест жизнестойкости. Методическое руководство по новой методике психологической диагностики личности с широкой областью применения. Предназначается для профессиональных психологов-исследователей и практиков. М.: Смысл, 2006. 63 с.
4. Молокова О.А., Ушева Т.Ф. Психолого-педагогическое сопровождение студентов на этапе адаптации к обучению в лингвистическом вузе // Сибирский педагогический журнал. 2013. № 2. С. 101-106.
5. Климонтова Т.А. Психологические механизмы самоорганизации внутреннего мира интеллектуально одаренных старшеклассников // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Педагогика и психология».
2011. № 3 (17). С. 41-50.
6. Козьмина Л.Б. Динамика психологического благополучия студентов-психологов в период обучения в вузе // Теория и практика общественного развития. 2013. № 11. Т. 1. С. 111-114.
7. Погодаева М.В., Гречман Л.Н. Воспитание качеств личности безопасного типа как основ профессиональных педагогических компетенций у студентов - будущих педагогов, в процессе обучения в вузе // Внедрение компетентностного подхода в современный образовательный процесс: мат-лы Всерос. науч.-практ. конф. СПб.: Культ-информ-пресс, 2013. С. 81 -85.
8. Учебная и социально-психологическая адаптация студентов лингвистического университета / О.А. Молокова, А.Ф. Булнаева, И.В. Каминская, Т.И. Никулина, М.В. Погодаева // Проблемы образовательной и социально-психологической адаптации молодежи в г. Иркутске: мат-лы науч.-практ. конф. (Иркутск, 19 ноября 2010 г.). Иркутск: Изд-во ИГЛУ, 2010. С. 51-57.
УДК 614.2(091)(571.54/.55)
ЗДРАВООХРАНЕНИЕ ЗАБАЙКАЛЬЯ В ГОДЫ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ. ЧАСТЬ I © В.А. Шаламов1
Московский государственный лингвистический университет, Евразийский лингвистический институт в г. Иркутске (филиал), 664025, Россия, г. Иркутск, ул. Ленина, 8.
Рассматривается организация врачебно-медицинской деятельности на территории Забайкальской области в годы Первой мировой войны. На основе богатого фактического материала раскрываются такие темы, как мобилизация медицинского персонала, оказание помощи гражданскому населению, развертывание военных лазаретов для раненых соотечественников и военнопленных, состояние лечебной сети, проведение санитарной, а также научно-исследовательской работы. Библиогр. 23 назв.
Ключевые слова: Первая мировая война; здравоохранение Забайкалья; мобилизация медперсонала на фронт; мобилизация инородцев на тыловые работы.
TRANS-BAIKAL HEALTHCARE SYSTEM DURING THE FIRST WORLD WAR. PART I V.A. Shalamov
Moscow State Linguistic University, Eurasian Linguistic Institute (Irkutsk branch), 8 Lenin St., Irkutsk, 664025, Russia.
The article deals with the organization of medical care in the Trans-Baikal region during the First World War. On the basis of rich factual material it explores the topics of medical personnel mobilization, medical civic actions, organization of military hospitals for the wounded compatriots and the prisoners of war, the state of healthcare services, sanitary and research work. 23 sources.
Keywords: First World War; healthcare service of the Trans-Baikal region; medical personnel mobilization to the front; mobilization of foreigners to the rear works.
1 августа 2014 г. исполнилось 100 лет со дня ты темы получили наконец достойное освещение.
вступления России в Первую мировую войну, которая круто изменила судьбу страны. Однако, несмотря на важную роль в истории, эта война долгое время не пользовалась вниманием у исследователей по политическим мотивам. В 1990-2000-е гг. некоторые аспек-
Столетний юбилей вызвал небывалую издательскую активность, но тем не менее эта глобальная тема все еще содержит в себе немало «белых пятен», особенно на региональном уровне. Целью данного исследования является изучение деятельности органов здра-
1Шаламов Владимир Александрович, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории, философии и социальных наук, тел.: 89501398079, e-mail: [email protected]
Shalamov Vladimir, Candidate of History, Associate Professor of the Department of History, Philosophy and Social Sciences, tel.: 89501398079, e-mail: [email protected]