Научная статья на тему 'Взаимосвязь продуктивности копинг-стратегий и результатов ЕГЭ у старшеклассников'

Взаимосвязь продуктивности копинг-стратегий и результатов ЕГЭ у старшеклассников Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1267
234
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОПИНГ / КОПИНГ-ПОВЕДЕНИЕ / КОПИНГ-СТРАТЕГИИ / ЕГЭ / СТАРШЕКЛАССНИКИ / COPING / COPING BEHAVIOR / COPING STRATEGIES / UNIFIED STATE EXAM / HIGH SCHOOL STUDENTS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Симатова Оксана Борисовна, Космакова Инесса Эрнестовна

В данной статье представлен теоретический анализ понятий «копинг-поведение», «копинг-стратегии» и «копинг-ресурсы». Проведено исследование копинг-стратегий старшеклассников с помощью методики определения их индивидуальных видов по Э. Хайма. Выявлена теснота взаимосвязи продуктивности копинг-стратегий и результатов ЕГЭ у старшеклассников. Полученные результаты уточняют и расширяют теоретические и эмпирические исследования влияния данного понятия на успешность сдачи экзамена.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CORRELATION BETWEEN THE EFFICIENCY OF COPING STRATEGIES AND THE UNIFIED STATE EXAM’S RESULTS AMONG SENIOR HIGH SCHOOL STUDENTS

This article presents a theoretical review of such concepts as: coping behavior, coping strategy and coping recourses. The authors applied the E. Heim''s method of an individual coping strategy definition to analyze the coping strategy of senior pupils. The research has revealed the strong correlation between the efficiency of coping strategies and the results of the Unified State Exam. The obtained research results clarify and enhance the theoretical and empirical study of the influence of coping strategies on the successful examination.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь продуктивности копинг-стратегий и результатов ЕГЭ у старшеклассников»

УДК 159.9

Симатова Оксана Борисовна

кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии образования Забайкальского государственного университета

Космакова Инесса Эрнестовна

магистрант кафедры психологии образования Забайкальского государственного университета

ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРОДУКТИВНОСТИ КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ И РЕЗУЛЬТАТОВ ЕГЭ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Simatova Oksana Borisovna

PhD in Psychology, Assistant Professor, Educational Psychology Department, Trans-Baikal State University

Kosmakova Inessa Ernestovna

Applicant for a Master’s Degree, Educational Psychology Department, Trans-Baikal State University

CORRELATION BETWEEN THE EFFICIENCY OF COPING STRATEGIES AND THE UNIFIED STATE EXAM’S RESULTS AMONG SENIOR HIGH SCHOOL STUDENTS

Аннотация:

В данной статье представлен теоретический анализ понятий «копинг-поведение», «копинг-страте-гии» и «копинг-ресурсы». Проведено исследование копинг-стратегий старшеклассников с помощью методики определения их индивидуальных видов по Э. Хайма. Выявлена теснота взаимосвязи продуктивности копинг-стратегий и результатов ЕГЭ у старшеклассников. Полученные результаты уточняют и расширяют теоретические и эмпирические исследования влияния данного понятия на успешность сдачи экзамена.

Ключевые слова:

копинг, копинг-поведение, копинг-стратегии, ЕГЭ, старшеклассники.

Summary:

This article presents a theoretical review of such concepts as: coping behavior, coping strategy and coping recourses. The authors applied the E. Heim's method of an individual coping strategy definition to analyze the coping strategy of senior pupils. The research has revealed the strong correlation between the efficiency of coping strategies and the results of the Unified State Exam. The obtained research results clarify and enhance the theoretical and empirical study of the influence of coping strategies on the successful examination.

Keywords:

coping, coping behavior, coping strategies, Unified State Exam, high school students.

На современном этапе развития общества происходит усложнение социально-экономической жизни страны. Повышенная конкурентность социальной среды требует от человека высокого уровня мобильности и адаптивности. В рамках такого взгляда на природу взаимодействия личности и среды особый научный интерес вызывает изучение поведения индивида в трудных жизненных обстоятельствах, которое в зарубежной и отечественной психологии представлено в контексте исследований, посвященных анализу копинг-механизмов или копинг-поведения.

В современных психологических исследованиях копинг-поведение понимается как форма адаптационного процесса и реагирования личности на стрессовые ситуации. К проблеме стрессосо-владающего поведения одним из первых обратился А. Маслоу во второй половине ХХ в. Он противопоставлял данное понятие экспрессивному поведению. Понятие coping образовалось от английского to соре (преодолевать) и изначально определялось, как готовность индивида решать жизненные проблемы. В российской психологии копинг-поведение трактуется как адаптивные, совладаю-щие поступки или психологическое преодоление. Психологическое предназначение копинг-поведе-ния состоит в том, чтобы помочь человеку справиться с внутренним напряжением и дискомфортом способами, адекватными личностным особенностям и ситуации. Необходимо отметить, что в настоящее время, по высказыванию С.К. Нартовой-Бочавер, «будучи свободно употребляемым в различных работах, понятие coping охватывает широкий спектр человеческой активности - от бессознательных психологических защит до целенаправленного преодоления кризисных ситуаций» [1]. Большинство исследователей отмечают, что понятие копинга по своему содержанию близко к психологической защите; основным отличием защитных автоматизмов от копинг-стратегий является неосознанное включение первых и сознательное использование вторых [2].

В структуре копинг-поведения выделяют копинг-стратегии и копинг-ресурсы. Копинг-страте-гии рассматриваются как актуальные ответы личности на воспринимаемую угрозу, как способ управления стрессором. Большинством их исследователей подразделяются н эмоциональные, когнитивные и поведенческие, которые, в свою очередь, включают в себя продуктивные (помогающие

быстро и успешно совладать со стрессом), относительно продуктивные (помогающие в не очень значимых ситуациях или при небольшом стрессе) и непродуктивные (не устраняющие стрессовое состояние, а напротив, способствующие его усилению). Копинг-ресурсы, помогают справиться человеку со стрессогенными ситуациями и в свою очередь делятся на: личностные («Я-концепция»; интернальный локус контроля; ресурсы когнитивной сферы; аффилиация; эмпатия и другое) и сре-довые (окружение, в котором живет человек, а также его умение находить, принимать и оказывать социальную поддержку). Копинг-поведение регулируется посредством реализации копинг-страте-гий на основе личностных и средовых копинг-ресурсов [3].

Юношеский период развития характеризуется активным формированием копинг-поведения и того, посредством чего оно реализуется - копинг-стратегий и копинг-ресурсов. При этом, по данным исследователей, именно к завершению юношеского периода развития данные понятия становятся устойчивыми личностными характеристиками. В дальнейшем их изменение у человека требует гораздо больших затрат и является менее эффективным. Поэтому психолого-педагогическое воздействие, направленное на развитие копинг-стратегий у старшеклассников, является эффективным направлением профилактики социальной и психологической дезадаптации [4].

Современным школьникам именно в юношеский период развития предстоит серьезное испытание - сдача Единого государственного экзамена (далее - ЕГЭ). ЕГЭ является основной формой государственной итоговой аттестации выпускников 11 классов школ Российской Федерации. От его результатов зависит выбор образовательного учреждения, а в целом - профессиональное будущее старшеклассников. Несмотря на то, что процедура ЕГЭ стандартизирована, в период подготовки к нему и в процессе сдачи выпускники испытывают сильнейшее психоэмоциональное напряжение, зачастую отражающееся на результатах. Поэтому проблема оптимизации и развития стрессовладающего поведения старшеклассников в преддверии ЕГЭ представляется нам высоко актуальной и социально значимой.

Нами было проведено исследование с целью изучения взаимосвязи копинг-стратегий и результатов ЕГЭ у старшеклассников. Оно проводилось на базе общеобразовательных школ г. Читы (№ 19, № 33). В исследовании принимали участие старшеклассники 16-17 лет (средний возраст составил 16,2 лет), обучающиеся в 11 классах, имеющие приблизительно одинаковые образовательные условия и социальные параметры семьи. Объем выборки - 60 чел., среди них 34 девушки и 26 юношей.

Была выдвинута гипотеза о том, что существует взаимосвязь между продуктивностью копинг-стратегий и результатами ЕГЭ у старшеклассников. Для изучения их копинг-стратегий была использована методика определения их индивидуальных видов по Э. Хайма, направленная на выявление личного стиля совладания со стрессом. Она позволяет исследовать 26 ситуационно-специфических вариантов копинга, распределенных на три подгруппы, в соответствии с основными сферами психической деятельности (когнитивной, эмоциональной и поведенческой). Также были проанализированы результаты ЕГЭ старшеклассников [5]. Обработка количественных результатов была проведена с помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена, который позволил выявить взаимосвязь между продуктивностью копинг-стратегий и результатами ЕГЭ у старшеклассников.

Полученные результаты с применением методики определения индивидуальных копинг-стратегий Э. Хайма, представленные на рисунке 1, демонстрируют, что старшеклассники наиболее часто применяют относительно продуктивные копинг-стратегии, то есть стараются справиться с трудными ситуациями, а не дистанцироваться от них.

Копинг-стратегии

Рисунок 1 - Сравнительная диаграмма использования копинг-стратегий старшеклассниками

Как было выяснено, среди когнитивных стратегий наиболее часто школьники применяют относительно продуктивные (75 %), такие как: игнорирование, диссимиляция, обоснование смысла, религиозность, сохранение самообладания и установка собственной ценности. В области эмоциональных копинг-стратегий большинство школьников выбирают продуктивные (63 %), то есть нацеленные на эмоциональную готовность решать существующие проблемы, такие как оптимизм. На поведенческом уровне наиболее популярными у старшеклассников являются относительно продуктивные и продуктивные копинг-стратегии (63 %), среди которых такие, как: альтруизм, отвлечение, компенсация, обращение, конструктивная активность. Полученные данные позволяют говорить о том, что учащиеся анализируют свои проблемы, прилагая усилия по регулированию своих эмоций и действий.

Для изучения взаимосвязи продуктивности копинг-стратегий и результатов ЕГЭ старшеклассников был проведен анализ взаимозависимости с помощью критерия ранговой корреляции Спирмена. Результаты показали умеренную положительную тесную связь между когнитивными копинг-стратегиями и результатами ЕГЭ по русскому языку (rs = 0.3; р < 0,5) и по математике (rs = 0.3; р < 0,1). То же было выявлено между эмоциональными копинг-стратегиями и результатами ЕГЭ по русскому языку и математике (rs = 0.3; р < 0,5). Высокая положительная тесная связь выявлена между поведенческими копинг-стратегиями и результатами ЕГЭ по русскому языку и математике (rs = 0.5 и rs = 0.8 соответственно; р < 0,1). Данные математической статистики свидетельствуют о том, что наиболее высокие баллы при сдаче ЕГЭ получают школьники с продуктивными поведенческими копинг-стратегиями.

По результатам исследования можно сделать вывод о том, у старшеклассников преобладающими являются относительно продуктивные и продуктивные копинг-стратегии поведения. Но, вместе с тем, есть и старшеклассники, демонстрирующие выбор непродуктивных копинг-стратегий, который, очевидно, отрицательно сказывается на результатах ЕГЭ. Кроме того, можно говорить о том, что именно поведенческие копинг-стратегии в большей степени влияют на результаты экзаменов, так как у школьников с продуктивными поведенческими копинг-стратегиями отмечается наиболее высокий средний балл за экзамены, а результаты корреляционного анализа демонстрируют соответствующую высокую положительную тесную взаимосвязь.

Таким образом, результаты исследования позволяют сделать вывод о необходимости пси-холого-педагогической работы с учащимися, направленной на развитие продуктивных копинг-стратегий поведения, что, на наш взгляд, является важной составляющей психологической подготовки к сдаче ЕГЭ. В перспективе продолжением нашего исследования станет изучение состояния копинг-ресурсов старшеклассников.

Результаты данного исследования могут быть использованы педагогами и психологами для разработки психолого-педагогических программ, нацеленных на развитие копинг-стратегий и улучшение результатов ЕГЭ. Представленные в адаптированном виде результаты могут быть полезны родителям выпускников и самим старшеклассникам в целях саморазвития и самовоспитания.

Ссылки:

1. Симатова О.Б. Теория копинг-поведения как основа первичной психолого-педагогической профилактики аддиктив-ного поведения подростков // Вестник ЧитГУ. 2009. № 6 (57). С. 93-98.

2. Грановская Р.М., Никольская И.М. Психологическая защита у детей. СПб., 2003. С. 74-75.

3. Симатова О.Б. Первичная психолого-педагогическая профилактика аддиктивного поведения подростков в условиях средней общеобразовательной школы: моногр. Чита, 2009. 172 с.

4. Там же.

5. Краевой центр оценки качества образования Забайкальского края. URL: http://egechita.ru/ (дата обращения: 10.02.3014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.