Научная статья на тему 'Возрастная динамика вариативности способов преодоления негативных ситуаций у старшеклассников'

Возрастная динамика вариативности способов преодоления негативных ситуаций у старшеклассников Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
154
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАРШЕКЛАССНИКИ / СПОСОБЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ НЕГАТИВНЫХ СИТУАЦИЙ / КОПИНГ / НЕГАТИВНЫЕ СИТУАЦИИ / ВОЗРАСТНАЯ ИЗМЕНЧИВОСТЬ / SENIOR PUPILS / WAYS TO OVERCOME NEGATIVE SITUATIONS / COPYING / NEGATIVE SITUATIONS / AGE VARIABILITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Муругова Анна Олеговна

Представлены результаты исследования вариативности способов преодоления негативных ситуаций учениками 9-11 классов. Результаты эмпирического исследования показывают, что для старшеклассников характерно возрастное увеличение адаптивности используемых способов преодоления. Увеличивается частота использования адаптивных стратегий, и уменьшается частота использования неадаптивных. Для учеников 10 классов характерно снижение частоты использования всех способов преодоления негативных ситуаций. Данные могут объясняться актуальностью проблем выбора дальнейшего образовательного маршрута и сдачи экзаменов для учеников 9 и 11 классов. Результаты исследования могут быть учтены при создании программы психолого-образовательного сопровождения формирования готовности старшеклассников к выбору стратегий преодоления негативных ситуаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Муругова Анна Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AGE DYNAMICS OF VARIABILITY OF WAYS OF OVERCOMING NEGATIVE SITUATIONS AT SENIOR PUPILS

The paper discusses the results of a research on variability of ways of overcoming negative situations by pupils of 9-11 grades. The results of the empirical study show that age-related increase in adaptability of the used ways of overcoming is characteristic of senior pupils. Frequency of use of adaptive strategy increases, and the frequency of use of the non-adaptive one decreases. Decrease in frequency of use of all ways to overcome negative situations is characteristic of pupils of the 10th grade.These data can speak of relevance of the choice of a further educational route and examination for pupils in grades 9 and 11. Results of the study can be taken into account when creating a program of psychological and educational support of the formation of senior pupils' readiness for the choice of strategy of overcoming negative situations.

Текст научной работы на тему «Возрастная динамика вариативности способов преодоления негативных ситуаций у старшеклассников»

УДК 159.922.8

ББК 88.52

М 91

А.О. Муругова

Аспирант кафедры акмеологии и психологии развития Кемеровского государственного университета; E-mail: kuzmina.a.o.@yandex.ru

ВОЗРАСТНАЯ ДИНАМИКА ВАРИАТИВНОСТИ СПОСОБОВ ПРЕОДОЛЕНИЯ НЕГАТИВНЫХ СИТУАЦИЙ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ

(Рецензирована)

Аннотация. Представлены результаты исследования вариативности способов преодоления негативных ситуаций учениками 9-11 классов. Результаты эмпирического исследования показывают, что для старшеклассников характерно возрастное увеличение адаптивности используемых способов преодоления. Увеличивается частота использования адаптивных стратегий, и уменьшается частота использования неадаптивных. Для учеников 10 классов характерно снижение частоты использования всех способов преодоления негативных ситуаций. Данные могут объясняться актуальностью проблем выбора дальнейшего образовательного маршрута и сдачи экзаменов для учеников 9 и 11 классов. Результаты исследования могут быть учтены при создании программы психолого-образовательного сопровождения формирования готовности старшеклассников к выбору стратегий преодоления негативных ситуаций.

Ключевые слова: старшеклассники, способы преодоления негативных ситуаций, копинг, негативные ситуации, возрастная изменчивость.

A.O. Murugova

Post-graduate student, Department of Acmeology and Developmental Psychology,

Kemerovo State University; E-mail: kuzmina.a.o.@yandex.ru

AGE DYNAMICS OF VARIABILITY OF WAYS OF OVERCOMING NEGATIVE SITUATIONS AT SENIOR PUPILS

Abstract. The paper discusses the results of a research on variability of ways of overcoming negative situations by pupils of 9-11 grades. The results of the empirical study show that age-related increase in adaptability of the used ways of overcoming is characteristic of senior pupils. Frequency of use of adaptive strategy increases, and the frequency of use of the non-adaptive one decreases. Decrease in frequency of use of all ways to overcome negative situations is characteristic of pupils of the 10th grade. These data can speak of relevance of the choice of a further educational route and examination for pupils in grades 9 and 11. Results of the study can be taken into account when creating a program of psychological and educational support of the formation of senior pupils' readiness for the choice of strategy of overcoming negative situations.

Keywords: senior pupils, ways to overcome negative situations; copying; negative situations; age variability.

Современные старшеклассники сталкиваются с большим количеством стрессогенных ситуаций,

среди которых встречаются как традиционно присущие данному периоду обучения ситуации

(ситуации выбора дальнейшего образовательного маршрута, сдачи экзаменов), так и ситуации, особая значимость которых проявилась в последние десятилетия. Так современные авторы указывают на развитие чувства выученной беспомощности среди современных российских подростков вследствие характеристик исторических процессов страны, что, среди прочего, приводит к выбору неэффективных копинг-стратегий [1: 169].

Одновременно с этим старшеклассникам остаются свойственны особенности раннего юношеского возраста. Данный возрастной период является временем завершения первичной социализации, активного личностного и профессионального самоопределения [2: 64]. В.С. Мухина отмечает, что овладение защитными механизмами в полной мере происходит только к концу юношеского возраста. Все это подтверждает необходимость изучения возрастной динамики изменчивости способов преодоления негативных ситуаций, а также необходимость организации психолого-образовательного сопровождения формирования готовности к выбору способов преодоления негативных ситуаций [3: 421].

С.С. Гончарова определяет стратегии преодоления негативных ситуаций как «актуальный ответ личности на требования негативной ситуации; стратегия представляет собой комбинацию способов преодоления, которые определяются как действия человека, предпринимаемые в ситуации психологической угрозы физическому, личностному и социальному благополучию, и разворачиваются в когнитивной, поведенческой или эмоциональной сферах» [4: 139]. Е.Р. Исаева определяет копинг-поведение как «стратегии действий, предпринимаемые человеком в ситуациях психологической угрозы физическому, личностному и социальному благополучию, осуществляемые в когнитивной, эмоциональной и поведенческой

сферах функционирования личности и ведущие к успешной или менее успешной адаптации» [5: 33]. Такое определение оказывается близким к представленному выше определению стратегий преодоления негативных ситуаций.

С.К. Нартова-Бочавер отмечает, что понятия копинг-стратегии, со-владающего поведения и психологического преодоления представляют собой разные варианты перевода понятий «coping», «copingbehavior» и производных от этих слов [6: 20-22]. Таким образом, мы считаем возможным использование данных понятий как синонимичных.

Понятие «копинг» впервые предложили Р.С. Лазарус и С. Фолкман, которые определили копинг как «совокупность усилий, затрачиваемых индивидом для ослабления влияния стресса в когнитивной и поведенческой сферах» [7: 35]. Авторы также разработали трехфак-торную модель копинг-механизмов, компонентами которой выступают копинг-стратегии, копинг-ресур-сы и копинг-поведение. Кроме того, Р.С. Лазарус и С. Фолкман разделили копинг-стратегии на конструктивные, относительно конструктивные и деструктивные.

С.С. Гончарова выделяет адаптивные и неадаптивные способы преодоления негативных ситуаций в раннем юношеском возрасте. К адаптивным автор относит такие способы, как поиск поддержки, повышение самооценки и анализ проблемы. К неадаптивным - самообвинение и поиск виновных [4: 139-141].

В научной литературе представлены результаты исследований совладающего поведения старшеклассников. О.В. Кобзева отмечает, что в юношеском возрасте преобладающим является проблемно-ориентированный копинг, также для данного возраста характерно избегание травмирующих ситуаций [8: 158]. О.П. Бартош и Т.П. Бартош выявили наименее предпочтительные для всех групп подростков стратегии

совладания: «дистанцирование» и «принятие ответственности». Наиболее популярными конструктивными стратегиями являются «поиск социальной поддержки» и «планирование решения проблемы» [9: 45].

И.А. Якунин в результате сравнения данных о преобладающих стратегиях совладающего поведения в раннем юношеском и зрелом возрасте выявил, что для юношей более характерны ригидные, неадаптивные виды совладающих стратегий [10: 102]. Л.А. Коломеец отмечает, что ученики 11 класса в трудных ситуациях стараются больше общаться с людьми, получать советы [11: 218]. Т.А. Парфентьева обнаруживает влияние возраста на стратегии совладания старшеклассников. Так, чем старше возраст исследуемых, тем меньше уровень напряженности копинга «принятие ответственности» [12: 19].

З.Р. Совмиз делает вывод о влиянии эмоционального и социального интеллекта, эмпатии и социально-психологических характеристик группы на выбор конструктивных или деструктивных копинг-стра-тегий [13: 145]. В рамках данной статьи мы представляем результаты эмпирического исследования по изучению возрастной динамики вариативности способов преодоления негативных ситуаций у старшеклассников.

Для реализации цели работы нами проведено исследование, в котором приняли участие 84 ученика одной из школ г. Кемерово, из них 28 человек - ученики 9 класса в возрасте 15-16 лет, 28 человек - ученики 10 класса, возраст 16-17 лет, 28 человек - ученики 11 класса, возраст 17-18 лет. Из участников исследования 37 девушек и 47 юношей.

В исследовании был использован опросник «Способы преодоления негативных ситуаций» С.С. Гончаровой. Кроме того, испытуемым предлагалось дать определение понятию «трудная жизненная ситуация».

Полученные результаты были проанализированы с помощью

методов математической статистики с использованием программы Statistica6. В частности, был использован метод однофакторного дисперсионного анализа.

С целью изучения возрастной изменчивости вариативности использования различных способов преодоления негативных ситуаций был проведен однофакторный дисперсионный анализ, значимые результаты которого для разных способов преодоления (поиск поддержки, повышение самооценки, самообвинение, анализ проблемы и поиск виновных) представлены соответственно на рисунках 1-5.

Выявлены значимые различия частоты использования стратегии «Поиск поддержки» в 9-11 классах (р=0,001). Из рисунка 1 видно, что в 11 классе по сравнению с 9 классом несколько повышается частота использования стратегии «Поиск поддержки». Такие данные говорят о том, что с возрастом школьники чаще обращаются за поддержкой и помощью к родственникам и друзьям. Об этом также могут говорить результаты анализа определения понятия «Трудная жизненная ситуация», данные учениками разных классов. Так, среди учащихся 9 класса только 8,1% респондентов определили трудную жизненную ситуацию как ситуацию одиночества, «когда все от тебя отворачиваются». В 10 классе 14,8% учеников дали подобное определение, а в 11 классе - 17,8% учеников. Так, можно предполагать, что с возрастом для старшеклассников возрастает роль поддержки близких людей и соответственно более негативной становится сама ситуация одиночества и отвержения близкими людьми.

Выявлены значимые различия частоты использования стратегии «Повышение самооценки» в 9-11 классах (р=0,001).

Из рисунка 2 видно, что в 11 классе по сравнению с 9 классом несколько повышается частота использования стратегии «Повышение

Рис. 1. Изменениячастотыиспользованиястратегии«Поискподдержки»

в 9-11 классах

Рис. 2.Изменениячастотыисполъзования стратегии«Повышениесамооценки»

в 9-1еплаосах

самооценки». Подобные результаты говорято орм, итесвозкастом для сраршволасеников отановмтся всеболее ввойоркозно к ногккивтой ритуоциа вспоюинагь йсвоех у-я-шлых до тижениях и успехах, отвлекаться от негативных мыслей. Увеличение частоты использования данной вт.атогии может быть связана врасшзрением жикнкано-ой опыта разььшения негаттвных нитуеций я оуошлом (вт.ч. оеык

вдачи экооменов, выбт—а ойразото-ткльнего маршрута тЭкласседля

ОДИИНаДЦаяоКЛкТСНИКоь) .

Выявлтмы значумыз рании-чия частокы яcпoньбавaььо стратегии «Повышение самооценки» в 9-11 классах (р=0,001). В то же время из рисунка 3 видно, что различия в частоте использования даннойстревозки и мНкланеао не-знаметальны. Дня даьоонсмрате-гииптяоиoлeнеянбуaктepныyxoь

ев 14

о 13

Рис.З.Изменения е астоты использования стратеги и «Самообвинение в в 9-11классах

Рис.4.Изменениячастотыисполъзованиястратегии «Амолизпрвблемыг

в 9-11 классах

отпроблемы, отказотпопыток исправить ситуацию, иереживасие негативные тмоций и иыслейослу-чсвшемса. Такио оТватом, можго говорить о том,чес падобсый с^с^икр реагирования свьОбтвенен оиреде-леиноё группе с-^а^Т^-т^б^ола^иа^т^зтта^^ ько тсаисимостиок ^^;^]нстеь.

Выявысны биачит-pie розиичия частога1 иапользовслия стратегит «Повышеуте ссмооцтнкит в 9-1С киатнах Ив расснка 4

видно, что в 11 классе по сравнен ию

с 9 клрт«0мзнaчитeиьnт пквышае т-сячастатаиссользасаниятвратегии

Тсиимтбркбом, можно говорить, что с козрастомстаршекиоесникиз блиыней степыни ткланнытаесма-туивать негатсаныи тнтуации атак шато кизменению, анаиизировзтв возникающие сложности и пути в51хода ки мтуат-и. Оа тт^ом'оа^-же можеа авидeтeлрcтвoаьтн лат-личтаие числа отаpшeклаттникоь, определяющих трудную жизненную

Класс

Ри с.5. Изменения частоты использования стратеги и «Поисквиновных» в 9-11 классах

ситуацию как ситуацию, требующую решения, ситуацию, которую «нужно прнодолать»с 4,1% в

9 ккасу1до10,7%о11куаксе. Подоб-нр,н измрненуямогут бк1тьснкзани1 как сранши^ниом пртдыдущтоо ршотопреодолзния неузтиинытси-дсаций, тат в с пивзи ШсНИеМ КОТНИоизНОЙ С7»ЖНРз»к СТарШ7КЛдМСНаКРз.

Ввшвлоды оначумыеразничуу испкльзовання стратегии «Пткск 1^1кд^1^]етид>з в д-с1 кнассан (р=Н,0У4).ИсрксубкаУ вивиз^,чдт> в У«. кл»нсе ноткрзнензюс 9 1^,ез^(^С9тд

ОСКОЛоКо С нИЖ—ТСЯ ЧНОТОТа ИС(

ноусзованкя ^г^]редтгии

7Т4Н41З». Т<4У, МТЖЮ) ГОЮрИТ», ЧТ»

твозрастоз старшскноссниои »ятсс тетке еклoннымилумнтьпpн-рина своих неудач и сложностей во внешниооГстоотельннвах.

ние на ннибснтк пр»дпови т—мые преодолтаия ксг^н^^з^у^ю; т»туаций сради старшеклассников. В 9 ктудка ]14»[37лсз расто исндррь-зуются такие кпосубы крув-олку тисков «Пoуышуние самооценки» (срскнее значение 8,к« и «Самооб-рянeнаг» (^»^«ем^ннр^ знуу»нно 7,7>, »о

10 классе подобное распределение сохраняется, наиболее часто используемыми способами остаются

«Повышение самооценки» (сред-н»з т,56) ,1 «Самообви-

нение » IcуТДHУУ вначокие ^^о.В И н ланок тт»же оакболес чнаво »снc>льеyгм»Iм способом остается «Пзвышенир симу»ценки» (сроднев ГKМНГHУeс,9»)] ОДНаКУ Нтк^К-ЩИМ пoчaнтвт»иcпoльзoпaрииoаaуызa-»тcроaкoуaдaптноный скособ,коу сЛивл^ пиoблнмыгIуиeднснзуaчe-ндс8,44).

Пк утотнм прзведенНОГУ НсОл»д довасии М4жносоаоать, рзостар-шрплмуонили с взррастомчащм ит-

ПИЛМаЮТ 0ДPПTP0HЫУ Сзратегои прООДОЛвНИЯ (поис» ПОДнСрЖКН, повыш»ни» cннc>oценяи, з^-сио^ио пpoблlму() и режт- неодаптиа-ныв он новоых). Таким

обросМу М0ЖН4 ГОТ-рино с кОЗ) растном увеличении адаптивноСТИ снуов-ов прк-

одонснит нт»ртиоуых ротурций cянpш»клудзyy»aмy.

Kplмeтoуo] уу рнсуук«)в унк-но, что частота использования всех С^П(«УОс^<П^ У»зОнОЛРПУЯ УегаТУв-уых срзуаций зз4чнмн сунжоуав З0ннacce,уcаувнен»yз9y 1 «класо саму. Даунын уезультд»ы мо»ут быть oУоcлoвлuны нктуальуосоыо проблем выбора дальнейшего образовательного маршрута и сдачи экзаменов для учеников 9 и 11 класс ов.

Об этом также могут свидетельствовать результаты наших более ранних исследований, где было показано, что 12,5% учеников 11 класса определили трудную жизненную ситуацию как ситуацию неуспеха в учебе или при итоговой аттестации, в то время как среди десятиклассников таких ответов не встречалось. Кроме того, 15,3% учеников

9 класса определили ситуацию выбора как трудную жизненную ситуацию, что также не встречается среди учеников 10 классов. Таким образом, можно предположить, что частота использования стратегий преодоления в 9 и 11 классах связана с восприятием школьниками выпускных классов ситуаций выбора дальнейшего образовательного маршрута и прохождения итоговой аттестации как негативных и трудных. В то же время для учеников

10 классов, для которых данные ситуации не являются настолько актуальными, свойственно снижение частоты использования стратегий преодоления в целом.

Данные о наиболее предпочитаемых способах преодоления негативных ситуаций также могут свидетельствовать о возрастном увеличении адаптивности используемых способов преодоления негативных ситуаций старшеклассников. Такие результаты в целом соответствуют выводам других отечественных и

зарубежных исследователей, изучавших данную проблему.

Таким образом, полученные результаты позволяют сделать следующие выводы:

1. С течением времени увеличивается адаптивность стратегий преодоления негативных ситуаций, используемых старшеклассниками. Наиболее значимо увеличивается частота использования такой стратегии преодоления, как «Анализ проблемы». Также увеличивается частота использования адаптивных стратегий «Поиск поддержки» и «Повышение самооценки». Частота использования неадаптивной стратегии «Поиск виновных» с возрастом уменьшается.

2. Для учеников 10 класса характерно значительное снижение частоты использования всех способов преодоления негативных ситуаций, что может быть связано с отсутствием напряженности, связанной с грядущими ситуациями выбора дальнейшего образовательного маршрута и итоговой аттестации, которые воспринимаются выпускниками как трудные и негативные.

Полученные результаты могут быть учтены при создании программы психолого-образовательного сопровождения формирования готовности старшеклассников к выбору стратегий преодоления негативных ситуаций.

Примечания:

1. Вовденко О.В. Феномен выученной беспомощности у современных подростков как социально-психологическая проблема // Категория «социального» в современной педагогике и психологии: материалы науч.-практ. конф. (заочной) с междунар. участием, 2013. С. 169-173.

2. Кон И.С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989. 256 с.

3. Мухина В.С. Возрастная психология. М.: Академия, 1999. 456 с.

4. Гончарова С.С. Опросник «Способы преодоления негативных ситуаций» -метод диагностики психологического преодоления в раннем юношеском возрасте // Журнал практического психолога. 2006. № 6. С. 132-148.

5. Исаева Е.Р. Копинг-поведение и психологическая защита личности в условиях здоровья и болезни. СПб.: Изд-во СПбГМУ, 2009. 136 с.

6. Нартова-Бочавер С.К. «Coping behavior» в системе понятий психологии личности // Психологический журнал. 1997. № 5. С. 20-30.

7. Lazarus R.S., Folkman S. Stress, Appraisal, and Coping. N. Y.: Springer, 1984. 456 p.

8. Кобзева О.В. Проявление копинг-поведения в юношеском возрасте // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Сер. Педагогика, психология. 2011. № 3. С. 155-158.

9. Бартош О.П., Бартош Т.П. Возрастные и гендерные особенности копинг-поведения подростков // Вестник ЮУрГУ. Сер. Психология. 2012. № 6 (265). С. 42-46.

10. Якунин И.А. Возрастная специфика совладающего поведения // Вестник РГГУ. Сер. Психология, педагогика, образование. 2010. № 17 (60). С. 96-102.

11. Коломеец Л.А. Особенности проявления копинг-стратегий поведения старшеклассников в стрессовых ситуациях // Теория и практика общественного развития. 2015. № 17. С. 216-219.

12. Парфентьева Т.А. Особенности копинг-стратегий личности в старшем школьном возрасте // Общество: социология, психология, педагогика. 2015. № 3. С. 17-19.

13. Совмиз З.Р. Взаимосвязь индивидуальных и командных копинг-стратегий с личностными и социально-психологическими характеристиками субъектов групповой деятельности // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Педагогика и психология. 2016. Вып. 3 (183). С. 142-146.

References:

1. Vovdenko O.V. The phenomenon of learned helplessness in modern adolescents as a socio-psychological problem // Category of "social" in modern pedagogy and psychology: proceedings of scient. and pract. conf. (by correspondence) with intern. participation, 2013. P. 169-173.

2. Kon I.S. Psychology of early adolescence. M.: Prosveshchenie, 1989. 256 pp.

3. Mukhina V.S. Age psychology. M.: Academia, 1999. 456 pp.

4. Goncharova S.S. Questionnaire on "Ways to overcome negative situations" -a method of diagnosis of psychological overcoming in early adolescence // Journal of a practical psychologist. 2006. No. 6. P. 132-148.

5. Isaeva E.R. Coping behavior and psychological protection of the individual in terms of health and illness. SPb.: SPbbSMU Publishing house, 2009. 136 pp.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Nartova-Bochiver S.K. "Coping behavior" in the system of concepts of personality psychology // Psychological journal. 1997. No. 5. P. 20-30.

7. Lazarus R.S., Folkman S. Stress, Appraisal, and Coping. N.Y.: Springer, 1984. 456 pp.

8. Kobzeva O.V. Manifestation of coping behavior in adolescence // Science Vector of Togliatti State University. Ser. Pedagogy and Psychology. 2011. No. 3. P. 155-158.

9. Bartosh O.P., Bartosh T.P. Age and gender features of adolescent coping behavior // UUrSU Bulletin. Ser. Psychology. 2012. No. 6 (265). P. 42-46.

10. Yakunin I.A. Age specificity of coping behavior // Bulletin of the RSGU. Ser. Psychology, Pedagogy and Education. 2010. No. 17 (60). P. 96-102.

11. Kolomeets L.A. Features of the manifestation of coping strategies of behavior of high school students in stressful situations // Theory and practice of social development. 2015. No. 17. P. 216-219.

12. Parfentyeva T.A. Features of coping strategies of the individual in high school age // Society: sociology, psychology and pedagogy. 2015. No. 3. P. 17-19.

13. Sovmiz Z.R. The relationship of individual and team coping strategies with personal and socio-psychological characteristics of subjects of group activity // Bulletin of the Adyghe State University. Ser. Pedagogy and Psychology. 2016. Iss. 3 (183). P. 142-146.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.