Евлоева Лиана Маисовна
ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРАВА И РЕЛИГИИ В ИНГУШЕТИИ
В статье проанализированы общественные изменения в религиозной сфере, произошедшие за последние несколько лет в Ингушетии. Подняты проблемы координации действий власти и религиозных объединений по урегулированию разлада между представителями духовенства и группами людей, поддерживающими противоборствующих духовных лиц, вопросы влияния религиозной пропаганды запрещенных в России террористических организаций. На основе анализа Конституции Республики Ингушетия и практики религиозной жизни сделана попытка ответить на вопрос о соблюдении прав верующих, о взаимосвязи между правом и религией.
Адрес статьи: www.gramota.net/materials/372016/5/19.html
Источник
Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2016. № 5(67) C. 80-83. ISSN 1997-292X.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html
Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/3/2016/5/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]
Дальнейшее изучение иконографии (в том числе и древнерусской) в контексте поэтапного развития искусства отечественного авангарда от искусства кубофутуристов к беспредметному искусству и работам конструктивистов позволит также проследить эволюцию и трансформацию основных тем, сюжетов и образов.
Список литературы
1. Бобринская Е. А. Русский авангард: истоки и метаморфозы: монография. М.: Пятая страна, 2003. 304 с.
2. Богемская К. Г. Понять примитив. Самодеятельное, наивное и аутсайдерское искусство в XX веке. СПб.: Алетейя, 2001. 185 с.
3. Бычков В. В. Икона и авангард [Электронный ресурс]. URL: http://www.philosophy2.ru/library/bychkov/icon-avantg-ru.html (дата обращения: 19.12.2015).
4. Гирин Ю. Н. Проблема авангарда: содержание, границы, понятийный аппарат // Авангард в культуре ХХ века (1900-1930 гг.): теория, история, поэтика: в 2-х кн. / под ред. Ю. Н. Гирина. М.: ИМЛИ РАН, 2010. Кн. 2. С. 34-76.
5. Гирин Ю. Н. Системообразующие концепты русского авангарда // Авангард в культуре ХХ века (1900-1930 гг.): теория, история, поэтика: в 2-х кн. / под ред. Ю. Н. Гирина. М.: ИМЛИ РАН, 2010. Кн. 2. С. 77-156.
6. Горячева Т. В. Иконология кубофутуризма // Поэзия и живопись: сб. трудов памяти Н. И. Харджиева / под ред. М. Б. Мейлаха и Д. В. Сарабьянова. М.: Языки русской культуры, 2000. С. 139-147.
7. Горячева Т. В. Нас будет трое... Казимир Малевич. Илья Чашник. Николай Суетин. Живопись и графика из коллекции Sepherot Foundation (Лихтенштейн). М.: Арт Бридж, 2012. 184 с.
8. Горячева Т. В. Утопии в искусстве русского авангарда: футуризм и супрематизм // Авангард в культуре ХХ века (1900-1930 гг.): теория, история, поэтика: в 2-х кн. / под ред. Ю. Н. Гирина. М.: ИМЛИ РАН, 2010. Кн. 1. С. 66-138.
9. Даниэль С. М. Сети для Протея: проблемы интерпретации формы в изобразительном искусстве. СПб.: Искусство-СПб, 2002. 302 с.
10. Козлов Д. В. Клином красным бей белых: геометрическая символика в искусстве авангарда. СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2014. 164 с.
11. Крючкова В. А. Мимесис в эпоху абстракции: образы реальности в искусстве второй парижской школы. М.: Прогресс-Традиция, 2010. 472 с.
12. Левкова-Ламм И. Е. Лицо квадрата: мистерии Казимира Малевича. М.: Пинакотека, 2004. 208 с.
13. Малевич о себе. Современники о Малевиче: письма, документы, воспоминания, критика: в 2-х т. М., 2004. Т. 1. 680 с.
14. Мислер Н. Апокалипсис и русское крестьянство. Мировая война в примитивистской живописи Натальи Гончаровой // H. Гончарова, М. Ларионов: исследования и публикации. М., 2001. С. 31-42.
15. Сарабьянов Д. В. Русская живопись. Пробуждение памяти. М., 1998. 431 с.
ON ICONOGRAPHY OF RUSSIAN CLASSICAL AVANT-GARDE
Dronik Maiya Vadimovna
Saint Petersburg University of the Humanities and Social Sciences missmaiya1105@mail. ru
The article is devoted to the problem of analyzing the Russian avant-garde of the first third of the XX century. The author proposes to use the iconographic method of the works analysis as the basic research method. The iconographic method that has previously been used to study classical art is rarely applied while analyzing the art of "esthetics of opposition". Moreover, if the style-formative significance of the Old Russian tradition for the classical domestic avant-garde was much spoken of, then the problem of studying the iconography of the Russian avant-garde is still relevant.
Key words and phrases: avant-garde; iconographic method; Russian art; the XX century; cubo-futurism; abstract painting; objectless painting.
УДК 392
Исторические науки и археология
В статье проанализированы общественные изменения в религиозной сфере, произошедшие за последние несколько лет в Ингушетии. Подняты проблемы координации действий власти и религиозных объединений по урегулированию разлада между представителями духовенства и группами людей, поддерживающими противоборствующих духовных лиц, вопросы влияния религиозной пропаганды запрещенных в России террористических организаций. На основе анализа Конституции Республики Ингушетия и практики религиозной жизни сделана попытка ответить на вопрос о соблюдении прав верующих, о взаимосвязи между правом и религией.
Ключевые слова и фразы: религия; ислам; право; Республика Ингушетия; ваады; Конституция Республики Ингушетия; духовенство Ингушетии.
Евлоева Лиана Маисовна
Институт истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра Российской академии наук inggirl@mail. гы
ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРАВА И РЕЛИГИИ В ИНГУШЕТИИ
Исторический опыт подтверждает существование связи между религией и правом. Например, предписания Корана - это закон, причем не только нравственный, но и правовой в силу его обязательности для исполнения всеми мусульманами. Они стали основой для правовых систем многих мусульманских стран, в частности,
в процессе принятия законов, получения гражданства, участия в выборах, воспитания и образования, назначения кандидатур на ключевые государственные должности и так далее.
Все чаще можно слышать из уст молодых людей, что они хотели бы, чтобы в Ингушетии установился шариатский закон.
В настоящее время в Республике Ингушетия, как и в России в целом, основы взаимоотношений между религиозными институтами и государством регулируются нормами конституционного права. Конституция Республики Ингушетия провозглашает светскую систему власти, это означает, что государственная власть отделена от религии. При этом государство не ограничивает влияние религии в обществе.
Статья 14 Конституции РИ гласит: «Общественные, религиозные, политические объединения в Республике Ингушетия создаются на добровольных началах и действуют в рамках Конституции и законов республики. Никто не может быть принуждён к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем. Решения таких объединений не имеют обязующей силы для органов государственной власти и управления» [7].
В РИ зарегистрировано 20 религиозных организаций: 17 из них - мусульманские, остальные - Русской Православной Церкви. Все эти организации имеют статус юридических лиц.
Религиозные объединения в республике независимы - государственная власть не вмешивается в их работу и даже обязана защищать их деятельность при условии, что она не противозаконна.
В статье 27 Конституции РИ сказано: «В Республике Ингушетия каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними» [Там же].
Согласно данной статье религиозное обучение, воспитание в религиозных традициях может свободно осуществляться в любых негосударственных учреждениях. Родители имеют право дать ребенку религиозное воспитание.
С 1999 года в школьную программу ингушских детей ввели курс «Основы религии», который изучают с 5 по 11 классы. В рамках курса учеников обучают молитвам, намазу, знакомят с жизнью пророков, различными мусульманскими обрядами. Это важное нововведение в школьной программе, инициатором которого стал Муфтият Ингушетии.
В республике действуют три религиозно-образовательных учреждения: Исламский институт и 2 медресе. Первый исламский институт был открыт в Ингушетии в апреле 1994 года. Изначально там преподавали ученые-арабы, но постепенно их заменили местные жители.
Конституция РИ охраняет многие освященные исламом ценности: семью, собственность, свободу, равенство людей и т.д. Кроме того, рассматриваемая взаимосвязь религии и права проявляется в том, что ислам сам выступает в качестве предмета правовой охраны. Так, статья 27 Конституции Республики Ингушетия гарантирует каждому свободу совести и вероисповедания, а статья 148 УК РФ предусматривает ответственность за воспрепятствование осуществлению этого права.
Основная масса населения Ингушетии исповедует ислам, что характерно для многих регионов с однонациональным составом. В Ингушетии христиане и мусульмане мирно сосуществуют друг с другом. По крайней мере, не было зарегистрировано ни одного преступления на межконфессиональной или межнациональной почве. Из этого можно судить о том, что ингуши не притесняют людей другой религии или национальности.
В настоящее время полным ходом идет строительство православной церкви в г. Сунжа. В планах Правительства РИ строительство православного храма в столице Ингушетии - в г. Магасе.
Законом разрешено распространение ценностей религии непосредственно или через средства массовой информации. Так, на ингушских телеканалах регулярно транслируют передачи по различным вопросам ислама, ведутся они мусульманскими духовными лицами.
Также разрешены совершение религиозных обрядов, распространение религиозной литературы, проповеди, благотворительность, паломничество. В последнем даже оказывается всяческое содействие. Каждый год Правительство республики выделяет денежные средства для оказания помощи малоимущим гражданам, желающим совершить хадж (паломничество в Мекку, пятый столп ислама).
Некоторые религиозные праздники официально признаны ингушским государством: завершение месяца Рамадан (Ураза-Байрам) и праздник жертвоприношения (Курбан-Байрам). В государственных организациях разрешается, хотя и не официально, в определенные часы уходить в пятницу с работы для совершения джума-намаза (обязательная коллективная молитва мусульман).
Все значимые события в жизни ингуша (смерть, заключение брака, рождение ребенка) сопровождаются мусульманскими обрядами, но все же официальное подтверждение эти события получают лишь при регистрации в органах государственной власти и ЗАГСах.
Интересен тот факт, что среди ингушей суд по шариату в решении гражданских, семейных и других вопросов не менее востребован, чем мировой суд. На наш вопрос: «Обращались Вы или Ваши родственники в шариатский суд?», - почти половина респондентов ответила положительно (67 опрошенных, выборка случайная).
«Обращались Вы или Ваши родственники в шариатский суд?»
М Ж
Да 18 14
Нет 10 17
Затрудняюсь ответить 3 5
Итого 31 36
Религиозный фактор, несомненно, влияет на государство, политику, межнациональные отношения и др. Это происходит через верующих индивидов, которые включены в различные общественные отношения. О подобном влиянии писал Ю. В. Тихонравов [11].
В своей работе он говорит о том, что субъекты права в подавляющем большинстве являются носителями религиозной идеи и воспринимают мир сквозь призму своих религиозных установок. Они устанавливают правовую систему и соответственно вкладывают в нее свои религиозные ценности [Там же, с. 275].
Исходя из этого, можно сказать, что ислам как ценностно-нормативная система обусловливает и юридическое поведение верующих, оценивая его с точки зрения соответствия нормам морали, основным принципам вероучения. Он выступает как фактор формирования того или иного отношения индивида к правовым институтам, нормируя его противоправное или законопослушное поведение.
Так, например, человек, наделенный властными полномочиями, может начать злоупотреблять властью, стремиться к ее расширению, становится глух к нуждам людей, поэтому необходимы сдерживающие факторы и противовесы, в качестве которых, наряду с другими, выступает и религия. Осознание ответственности перед Всевышним за все греховные поступки мотивирует мусульманина, в том числе обладающего властью, жить в соответствии с нормами Шариата, что не может не отразиться положительно на государственной и гражданской жизни в Ингушетии. Можно с уверенностью сказать, что ислам облагораживает политику республики, заставляет представителей власти действовать наилучшим для граждан и общества образом.
Религиозные институты, безусловно, важны для сильного демократического общества. Мечети проводят большую работу среди населения по формированию нравственных и гражданских ценностей. Муфтият РИ сегодня имеет возможность озвучить позиции граждан, интересы которых не совпадают с интересами влиятельных общественных кругов. Также муфтият имеет влияние при решении разных вопросов, связанных, в том числе, с нуждами людей.
Религиозные деятели влияют на общественную жизнь ингушей путем принятия различных ваадов (ва1адов).
«Ва1ад (ваад) - общее решение мусульман региона по любому общественно значимому вопросу. Ваад принимают имамы, ученые-богословы и авторитетные старейшины сообща. Принятый ваад распространяется среди населения и его соблюдение обязательно. Всякий верующий и законопослушный человек должен блюсти ва1ад. Чаще всего ва1ады принимаются для того, чтобы исправить некий обычай или традицию, которые приняли искаженную форму, либо противоречат Шариату, а также для упорядочения отношений между людьми» [4].
Например, на одной из конференций мусульман был поставлен на обсуждение вопрос, который волновал всю ингушскую общественность. Это насильственное умыкание девушек.
Обычно в обсуждении и решении таких вопросов участвуют представители духовенства, руководители республики, представители общественности и старейшины всех тейпов Ингушетии. При принятии решений участники берут за основу Священное писание и сунны пророка Мухаммеда.
По вопросу об умыкании девушек конференция мусульман РИ приняла постановление наказывать виновного. Он обязан выплатить штраф в размере трехсот тысяч рублей. Такая мера свела на нет указанное явление в Ингушетии [Там же].
Государство и религиозные институты не вмешиваются в дела друг друга, но у них есть общая цель: нравственное воспитание граждан. По образному выражению Ш. Л. Монтескье, и религия, и гражданские законы, взаимодополняя друг друга, «должны главным образом стремиться к тому, чтобы делать людей добрыми гражданами» [9, с. 116]. Председатель Духовного центра мусульман состоит в общественном совете при Главе Республики Ингушетия, это говорит о том, что руководство республики и духовенство работают согласованно и прислушиваются к мнению друг друга.
В Республике Ингушетия на различных уровнях проводятся мероприятия по предупреждению экстремистских проявлений и по воспитательной работе среди населения республики, в том числе подрастающего поколения. Во всех проводимых мероприятиях отмечается необходимость ведения бескомпромиссной борьбы с экстремизмом и терроризмом и недопущения нарушения мира и стабильности в регионе. И тут отчетливо прослеживается совместная работа государственной власти и духовенства республики.
Руководство республики проделало огромную работу по возвращению к нормальной жизни тех, кто запутался, по невежеству и по наивности оказался среди религиозных радикалов. Эта работа должна быть продолжена и усилена, так как влияние экстремистской идеологии на молодежь, да и старшее поколение, все еще очень велико.
В ходе своего исследования мы выяснили, что права верующих жителей республики, закрепленные в Конституции РИ, неукоснительно выполняются. Государственная власть республики не вмешивается в деятельность духовенства; по вопросам, связанным с соблюдением правопорядка в регионе, они действуют сообща.
Духовенство республики влияет на общественный уклад жизни ингушей путем принятия ваадов, которым должны следовать все мусульмане Ингушетии.
Список литературы
1. Бережной С. Е., Добаев И. П., Крайнюченко П. В. Ислам в современных республиках Северного Кавказа /
под общ. ред. И. П. Добаева. Ростов-н/Д: Издательство СКНЦ ВШ, 2002. 168 с.
2. Берман Г. Дж. Вера и закон: применение права и религии. М.: Ad Мащтет, 1999. 432 с.
3. Бочарова С. Н. Роль общественных объединений в защите прав человека // Вестник МГУ. Серия 11. Право. 1997.
№ 1. С. 98-105.
4. Ва1ад [Электронный ресурс]. URL: islammg.ru>index.php/home/297-1.h1mlJ^aTa обращения: 17.04.2016).
5. Захарян Т. Б. Условия формирования личного религиозного опыта // Религия в изменяющейся России: материалы II Российской научно-практической конференции: в 2-х т. Пермь: ПГПУ, 2004. Т. 1. С. 72-74.
6. История Ингушетии: коллективная монография / отв. ред. Н. Д. Кодзоев. 4-е изд. Ростов-на-Дону: Южный издательский дом, 2013. 600 с.
7. Конституция Республики Ингушетия (принята всенародным голосованием 27 февраля 1994 года) [Электронный ресурс]. URL: http://pravitelstvori.ru/documents/constitution/148 (дата обращения: 17.04.2016).
8. Костылева Т. А. Право и религия как регуляторы социальных отношений // Онтология и аксиология права: тезисы докладов и сообщений Второй международной конференции (октябрь 2005 г.). Омск: Изд-во Омск. акад. МВД России, 2005. С. 186-188.
9. Монтескье Ш. Л. О духе законов. М.: Мысль, 1999. 672 с.
10. Социально-экономические характеристики Республики Ингушетия [Электронный ресурс]. URL: http://ingushetia.ru/ abou1/index.shtml_(дата обращения: 17.04.2016).
11. Тихонравов Ю. В. Основы философии права: учебное пособие. М.: Вестник, 1997. 608 с.
12. Фастов А. Г. Право и религия в системе нормативного регулирования // Право как ценность и средство государственного управления обществом: сборник научных трудов. Волгоград: ВА МВД России, 2008. Вып. 5. С. 227-237.
13. Яблоков И, Н. Социология религии. Теоретические проблемы. М.: МАКС Пресс, 2014. 260 с.
INTERRELATION OF LAW AND RELIGION IN INGUSHETIA
Evloeva Liana Maisovna
Institute of History, Archeology and Ethnography of Dagestan Scientific Center of the Russian Academy of Sciences inggirl@mail. ru
The article analyzes social changes in religious sphere that have occurred recently in Ingushetia. The author touches on the problems of coordinating the efforts of the authorities and religious associations to settle disagreement between the clergy representatives and the groups supporting the confronting clergymen. The paper also identifies the influence of the religious propaganda of forbidden in Russia terrorist organizations. Analyzing the Constitution of the Republic of Ingushetia and the practice of religious life the researcher focuses on observing believers' rights, on interrelation between law and religion.
Key words and phrases: religion; Islam, law; The Republic of Ingushetia; vaads; Constitution of the Republic of Ingushetia; Ingushetia clergy.
УДК 124.5
Философские науки
В статье с философских позиций рассматривается вопрос о децентрации времени в ее соотнесенности с жизнью человека зрелого возраста. В этой связи децентрация времени полагается важным средством формирования жизненного пути человека. Обосновывая данное положение, авторы приходят к выводу, что де-центрация времени определяет вариативность жизненного пути человека зрелого возраста в соответствии с тремя основными направлениями: молодость в зрелости, собственно зрелость, пожилой возраст в зрелости.
Ключевые слова и фразы: децентрация времени; зрелый возраст; прошлое; настоящее; будущее; путь жизни человека; направления жизни человека.
Ермаков Сергей Анатольевич, д. филос. н., профессор Кашина Ольга Павловна
Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н. И. Лобачевского ermacow 1958@mail.т; olgaurtaeva2009@yandex.т
ДЕЦЕНТРАЦИЯ ВРЕМЕНИ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА ЗРЕЛОГО ВОЗРАСТА
Период зрелости человека (30-50 лет) имеет свои особенности. Одна из них состоит в том, что именно в зрелом периоде жизни становятся более заметными индивидуальные расхождения между паспортным и психологическим возрастом. Поэтому зачастую возникает проблема осмысления человеком своего хронологического (календарного) и субъективного времени, имеющая онтологическое значение, так как через неё раскрывается смысл существования человека. При этом если у человека происходит адекватное преломление прошлого и будущего в настоящем, то это ведет к развитию личности; если же имеется длительная «фиксация» на одной временной ориентации, то это может привести к остановке процесса самореализации, развития, нарушению нормальной социализации и адаптации человека. В современных условиях это чревато различными деструктивными моментами, которые, разрушая жизнь человека, могут оказать негативное воздействие на развитие общества [7, с. 73]. В этой связи обращение к проблеме временной децентрации в жизни человека весьма актуально.