Утверждение в середине 1930-х гг. пятичленной формационной концепции и ориентация советских исследователей на изучение производственных отношений и социально-экономических основ феодальной формации практически полностью исключало обращение ученых к теме духовной культуры и мировоззрения.
Список литературы
1. Гутнова Е.В. Классовая борьба и общественное сознание крестьянства в средние века в Западной Европе (Х1-ХУ вв.). - М.: Наука, 1984.
2. Гутнова Е.В. Некоторые проблемы идеологии крестьянства эиохи средневековья // Вопр. истории. - 1966. - № 4.
3. Гутнова Е.В. Основные источники и историография по истории крестьянской идеологии в Англии // Средние века. - М., 1966. - Вып. 29.
4. Косминский Е.А. Феодализм в Западной Европе. - М., 1932.
5. Сидорова Н. А. Зарождение городской культуры во Франции (конец XI -первая половина XII столетия) // Средние века. - М., 1951. - Вып. 3.
6. Сидорова Н.А. Некоторые вопросы истории Франции и советская медиевистика // Средние века. - М., 1960. Вып. 17.
7. Сидорова Н.А. Очерки по истории ранней городской культуры во Франции. К вопросу о реакционной роли католической церкви в развитии средневековой культуры. - М., 1953.
8. Сказкин С.Д. Из истории социально-политической и духовной жизни Западной Европы в средние века: материалы научного наследия: сб. - М.: Наука, 1981.
Е. В. Коробченко
Взаимосвязь права и нравственности в философской системе И. Канта
Одной из характерных черт философии И. Канта является оригинальная трактовка понятий и категорий: «Итак, есть три вида императивов - императив умения, благоразумия и нравственности... Все императивы содержат объективное принуждение», - писал И. Кант, - «Практическая философия содержит не правила умения, а правила благоразумия и нравственности. Моральный императив, следовательно, повелевает абсолютно, невзирая на цели» [5, с. 40]. Автор далее раскрывает кажущееся противоречие: «Все императивы суть формулы практического принуждения. Практическое принуждение есть то, что делает необходимым свободное действие» [5, с. 47]. Здесь, как мы видим, И. Кант предвосхищает сформулированный позже Гегелем первый закон диалектики - единства и борьбы противоположностей: чтобы свободно действовать, необходим стимул, мотив, т. е. принуждение. Категории свободы (проявление воли субъекта) и необходимости (закон) у Канта, красной нитью проводятся через приму его мировоззрения. Далее И. Кант выводит
223
логическое следствие: «Всякое моральное принуждение есть обязательство, а не необходимость действия из правил благоразумия... Обязательство есть, следовательно, практическое, а именно моральное обязательство. Всякое обязательство есть или обязательство по долгу, или принудительное обязательство» [5, с. 48].
Правовой аспект обязательств раскрывается И. Кантом в труде «Лекции по этике» в главе IV «Об обязанности». Он отмечает, что обязательства могут возникать, нарастать и прекращаться на примере взаимоотношений работника и работодателя, должника и кредитора, а также детей и родителей [5, с. 52].
Определение закона у И. Канта также связано с необходимостью, совокупность законов называется объективным правом, которое даёт «компетенцию» принуждать других людей: «Всякая формула, выражающая необходимость действия, называется законом» [5, с. 61].
Следует отметить, что И. Кант разделяет этику и право: «Соблюдение божественных законов есть единственный случай, где право и этика согласуются., ибо Бог может принудить к этическим и юридическим действиям, но он требует действия не по принуждению, но по долгу» [5, с. 62]. Понятие права, по Канту, «.содержится в рассудке и представляет моральное свойство поступков» [4, с. 274].
И. Кант строго разделяет понятие объективного закона, независящего от воли людей, и правило, которым люди руководствуются по своему усмотрению исходя из поставленной цели: «Если кому-нибудь говорят, что он никогда не должен давать ложных обещаний, то это есть правило, касающееся только его воли. Если же окажется, что это правило практически верно, то оно закон, так как оно -категорический императив» [3, с. 42].
Таким образом, И. Кант, рассматривает понятие «закон» в нескольких аспектах: философском, морально-этическом и юридическом. Причём в наиболее широком смысле законы людей и законы природы имеют одну основу - объективную необходимость. В отличие от античных софистов, философ, не признаёт относительный характер блага, истины или закона, точнее сказать, относительны они лишь для субъекта, преследующего корыстные цели: «Отсюда возникает естественная диалектика, то есть наклонность умствовать наперекор строгим законам долга и подвергать сомнению их силу, по крайней мере, их чистоту и строгость, а также, где это только возможно, делать их более соответствующими нашим желаниям и склонностям, то есть в корне подрывать их и лишать всего достоинства, что, в конце концов не может одобрить даже обыденный практический разум» [7, с. 36].
Кроме общефилософской проблематики, касающейся законов и права, у И. Канта мы можем встретить конкретные максимы его политико-правовых взглядов: «Из определения общества уже явствует, что члены общества должны иметь одинаковые права относительно друг друга. Это значит, что каждое суждение должно иметь ровно столько правовой силы, сколько и другое. Точно так же они должны иметь одинаковую силу принуждать друг друга. К равенству принадлежит равенство средств для того, чтобы следовать своему праву» [8, с. 201-202].
Мораль и нравственность, как основы скрепляющих человеческое сообщество социальных норм, являются для И. Канта, как мы поняли, краеугольным камнем государственного устройства: «хорошее государственное устройство» следует ожидать не от «хорошего морального воспитания народа». Философ развивает свою мысль: «Проблема создания государства разрешима, как бы шокирующе это ни звучало, даже для народа дьяволов (если только они обладают рассудком). Она состоит в следующем: "Так расположить некое число разумных существ, которые в совокупности нуждаются для поддержания жизни в общих законах, но каждое из которых втайне хочет уклоняться от них; так организовать их устройство, чтобы, несмотря на столкновение их личных устремлений, последние настолько парализовали друг друга, чтобы в публичном поведении людей результат был таким, как если бы они не имели подобных злых устремлений"» [2, с. 33].
Кант говорит здесь, что дурной человек в хорошем государстве может быть добрым гражданином. Здесь кантовское определение «зла» соответствует тому, как он определяет его в своей моральной философии. Категорический императив гласит: поступай всегда так, чтобы максима твоего поступка могла бы стать всеобщим законом, что означает: «.я всегда должен поступать только так, чтобы я также мог желать превращения моей максимы во всеобщий закон» [7, с. 172].
Основная мысль здесь очень проста: «хотя я и могу желать лжи, но вовсе не хочу общего для всех закона - лгать. ведь при наличии такого закона не было бы, собственно говоря, никакого обещания» [7, с. 173].
Х. Арендт поясняет логическую конструкцию философа: «Я могу желать воровать, но я не могу желать, чтобы воровство стало всеобщим законом, так как при таком законе не может существовать никакой собственности. Для Канта плохой человек - это тот, который делает для себя исключение, а не тот, который желает зла; потому что это последнее, согласно Канту, невозможно. Так, «народ дьяволов» состоит здесь не из дьяволов в привычном смысле, но из существ, каждое из которых «втайне хочет уклоняться». Ключевым
здесь является слово «втайне»: они не могут делать это открыто, потому что тогда они явно противопоставили бы себя общему интересу и стали бы тогда врагами народа, даже если это - «народ дьяволов». В политике, в отличие от морали, все зависит от «публичного образа действий». Поэтому может сложиться впечатление, что данная фраза могла бы быть написана только после «Критики практического разума». Но думать так было бы ошибкой. Потому что эта фраза - прямая наследница мысли из докритическо-го периода, только теперь сформулированной в соответствии с кан-товской моральной философией» [1].
И. Кант отмечает: «Людей поступающих согласно принципам совсем немного, что, впрочем, очень хорошо, так как легко может случиться, что в этих принципах окажется ошибка. Людей, действующих из добрых побуждений, гораздо больше, и это превосходно, хотя и нельзя каждый отдельный поступок ставить в особую заслугу данному лицу. Эти добродетельные инстинкты, конечно, могут иногда отсутствовать, однако в общем они так же осуществляют великую цель природы, как и все другие инстинкты, с такой правильностью движущие животный мир.» [6, с. 109-110].
В заключение всего сказанного мы можем сделать вывод, что понятие права в философии И. Канта занимает в структуре его мировоззрения важное место, так как это необходимый элемент социально-политической и морально-нравственной жизни человеческого сообщества. Как мы поняли из работ И. Канта, законы могут меняться, но они объективно необходимы, и жизнь общества без законов и права практически не мыслима. И. Кант настаивал на том, что в обществе интересы всех людей должны быть в известной мере уравновешены. Это возможно реализовать лишь через правовые механизмы, в существовании которых заинтересовано всё общество.
И. Кант в своих работах приходит к мысли о том, что практический разум человека (нравственное веление совести) ставит для воли законы деятельности, к исполнению которых она должна стремиться. Высший закон его - желать нравственное добро и осуществлять его; вот почему «практический разум» Канта имеет значение внутреннего нравственного регулятора человеческой деятельности. Этот-то практический разум, ставящий человеку безусловно обязательные требования (категорические императивы, аксиомы, не подлежащие проверке), с одной стороны, делает всех людей существами самостоятельными, не могущими быть простыми орудиями в руках других людей; с другой - он, безусловно, требует, чтобы зло преступления смывалось наказанием.
В целом философско-правовая концепция И. Канта отличается безукоризненными логическими конструкциями, присущими немецкой философии. И. Кант сделал большой шаг вперёд в деле теоре-
тического осмысления правовых аспектов современного ему общества. Однако всё-таки его работы проводят идею добровольного выполнения людьми этических норм. Как философ он, на наш взгляд, очень оптимистически относился к способности людей самосовершенствоваться, отделять доброе от злого.
Список литературы
1. Арендт Х. Лекции по политической философии Канта // Кантовский сборник. - Вып. 1/2010 [Электронный ресурс]. - иКЬ: www.http.//ceberlenninka.ru/article...
2. Кант И. К вечному миру. - М.: Эксмо, 2015. - 113 с.
3. Кант И. Критика практического разума. - М.: Эксмо, 2015. - 420 с.
4. Кант. И. Критика чистого разума. - М.: Эксмо, 2015. - 470 с.
5. Кант И. Лекции по этике. - М.: Республика, 2000. - 425 с.
6. Кант И. Наблюдения над чувством прекрасного и возвышенного // Соч.: в 8 т. - М., 1994. - Т. 2. - 429 с.
7. Кант И. Основы метафизики нравственности. - М.: Эксмо, 2015. - 317 с.
8. Кант И. Трактаты. Рецензии. Письма / под ред. Л.А. Калинникова. - Калининград: Изд. РГУ им. И. Канта, 2009. - 305 с.
А. С. Мамзин, В. А. Скоробогатов
Воображение как способ адаптации человека к культуре
Одной из коренных особенностей человека, отличающих его от других живых существ, является то, что он не просто адаптируется к жизни в определенной среде, а активно приспосабливает эту среду для своей жизни, создает искусственный мир своего обитания -культуру в широком смысле. Это создание человеком искусственного мира чревато большими сложностями и острыми противоречиями [1, с. 155].
Среди стратегий, которые вырабатываются человечеством для преодоления противоречий, возникающих в пространстве его культурного бытия, особое место занимает художественное сознание. Собственно говоря, художественное сознание и искусство как артикулированная форма этого сознания - это результат диалектического саморазвития культуры. Поэтому взаимоотношение культуры и искусства неверно рассматривать как отношение рядоположенных явлений. При таком взгляде упускается из вида наличие известной субординации, соподчиненности, иерархичности. Культура и искусство - явления разного масштаба и выражают различные стороны сложной и многогранной природы человека как индивида и вида. Культура в широком смысле слова включает в себя искусство.
По мнению авторов, в актах художественного сознания происходит своего рода «перевод» познавательных образов, рождающихся в процессе созидания культуры и имеющих внеличностный
227