ВЗАИМОСВЯЗЬ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ
(на примере муниципальных образований
Томской области)
Е.В. УФИМЦЕВА, аспирант Томский государственный архитектурно-строительный университет
На основе проведенного анализа и полученных данных установлены сильная устойчивая зависимость социальных и экономических показателей, экономические, прежде всего, налоговые и бюджетные отношения между федеральным центром, субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Ключевые слова: муниципальные образования, бюджет, доходы, зависимость, экономическое развитие, потенциал, органы государственной власти.
Проблема муниципального развития на современном этапе становления межбюджетных отношений в России является одной из ключевых. Наблюдается огромная дифференциация в уровне развития муниципальных образований (городских округов), обусловленная целым комплексом причин, включая размещение производительных сил в предыдущие десятилетия, климатическое и географическое расположение, наличие природных ресурсов. Такое положение дел, в свою очередь, оказывает существенное влияние на остроту социальных проблем.
Необходимо отметить, что в анализируемые периоды происходили изменения бюджетного и налогового законодательств, что тоже оказывает значимое влияние на региональные и местные бюджеты и в определенной мере отражается на экономике субъектов РФ.
На сегодняшний день продолжается реформирование бюджетной и налоговой систем, вопросов межбюджетных отношений и формирования новой структуры распределения налоговых доходов между уровнями бюджетной системы. Очевидно, что это также должно отразиться на финансово-экономической ситуации в регионах.
В свете изложенного исследование динамики и особенностей муниципального развития представляется актуальным и своевременным.
Неоднородность муниципальных образований
РФ по экономическим, социальным, климато-географическим и иным показателям позволяет предполагать, что проводимые реформы будут по-разному проявляться в тех или иных муниципальных образованиях и иметь отличающиеся социально-экономические последствия.
Дадим пояснение к формированию объектов исследования. Для изучения взяты муниципальные образования (городские округа) Томской области, отличающиеся по показателям экономического развития.
В целях выявления взаимовлияния параметров экономического развития муниципальных образований (городских округов) проведен анализ взаимосвязи доходов бюджета надушу населения с основными показателями экономики муниципальных образований (городских округов).
В качестве метода выявления взаимозависимости использовался расчет коэффициента корреляции по общепринятой методике. Величина коэффициента корреляции отражает выраженность взаимосвязи, которая оценивается как очень слабая, если коэффициент корреляции (г) не превышает 0,3, слабая — 0,3—0,5, средняя — 0,5—0,7 и сильная, когда г > 0,7 [2].
Выбор в качестве опорного показателя доходов бюджета надушу населения обусловлен тем, что доходы бюджета надушу населения являются основным (но не единственным) показателем качества жизни, а также напрямую зависят от собственных доходов бюджета муниципального района (городского округа) без финансовой помощи от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Взаимосвязь доходов бюджета на душу населения и показателей экономического развития представленавтабл. 1—6.
¿г щпшщ1и п ипс1оэш :ШШН(Ш ШПГШИИ
Коэффициент корреляции Фактор
0,05 Александровский район Муниципальное образование
0,84 Асиновский район
0,82 Бакчарский район
0,81 Верхнекетский район
0,98 Зырянский район
-0,88 Каргасокский район
-0,77 Кожевниковский район
-0,27 Колпашевский район
-0,87 Кривошеинский район
-0,99 Молчановский район
0,99 Парабельский район
0,83 Первомайский район
0,77 Тегульдетский район
0,85 Томский район
0,82 Чаинский район
-0,99 Шегарский район
0,63 г. Томск
-0,79 г. Стрежевой
0,89 г. Кедровый
. -0,21 г. Северск
«
о
и
•е-•е-
Й
я
я ■§
■в
у
с л а
6002- иг 1)82
Коэффициент корреляции Фактор
0,03 Александровский район Муниципальное образование
0,96 Асиновский район
0,99 Бакчарский район
0,64 Верхнекетский район
0,98 Зырянский район
-0,61 Каргасокский район
0,98 Кожевниковский район
0,99 Колпашевский район
0,89 Кривошеинский район
0,28 Молчановский район
0,88 Парабельский район
0,40 Первомайский район
0,54 Тегульдетский район
0,99 Томский район
о о Чаинский район
0,89 Шегарский район
0,78 г. Томск
0,51 г. Стрежевой
0,55 г. Кедровый
-0,98 г. Северск
3
я °
§ в-
-§ в-
тз к
а к
а к
в
I €
Александровский район
Асиновский район
Бакчарский район
Верхнекетский район
Зырянский район
Каргасокский район
Кожевниковский район
Колпашевский район
Кривошеинский район
Молчановский район
Парабельский район
Первомайский район
Тегульдетский район
Томский район
Чаинский район
Шегарский район
г. Томск
г. Стрежевой
г. Кедровый
г. Северск
«
о
и
•е-
•е-=
я а о Щ
О» (г
В" ™
98 §
5 л
1 "
I ^
1 °
И О»
В
и н $ к о щ
л ¡в
¡1
а В =
№
о
ге ^
л
У
с л а
тшошэй кмиаевй к илол/рс! л^)
м 00
Таблица 4
Коэффициенты корреляции зависимости дохода бюджета на душу населения и объема розничного товарооборота на душу населения
Муниципальное образование
Фактор Александровский район Асиновский район Бакчарский район Верхнекетский район Зырянский район Каргасокский район Кожевниковский район Колпашевский район Кривошеинский район Молчановский район Парабельский район Первомайский район Тегульдетский район Томский район Чаинский район Шегарский район г. Томск г. Стрежевой г. Кедровый г. Северск
Коэффици-
ент корре- 0,99 0,76 0,93 1,00 0,98 -0,39 -0,85 0,99 0,75 0,93 0,83 1,00 0,99 -0,54 0,85 1,00 0,94 -0,11 -0,54 -0,13
ляции
ра
Н
со
г
аг
ра со 6в
Я -=
г
аг
со
а
о И
ра
Таблица 5
Коэффициенты корреляции зависимости дохода бюджета на душу населения и объема платных услуг на душу населения
Муниципальное образование
Фактор Александровский район Асиновский район Бакчарский район Верхнекетский район Зырянский район Каргасокский район Кожевниковский район Колпашевский район Кривошеинский район Молчановский район Парабельский район Первомайский район Тегульдетский район Томский район Чаинский район Шегарский район г. Томск г. Стрежевой г. Кедровый г. Северск
Коэффици- -0,07 0,99 0,89 0,99 0,98 -0,61 1,00 0,99 0,92 0,99 0,99 0,99 0,99 0,97 0,92 1,00 0,20 0,49 0,98 0,13
ент корре-
ляции
X
Коэффициенты корреляции зависимости дохода бюджета на душу населения и обеспечения жильем 1 жителя
Таблица 6
Муниципальное образование
Фактор Александровский район Асиновский район Бакчарский район Верхнекетский район Зырянский район Каргасокский район Кожевниковский район Колпашевский район Кривошеинский район Молчановский район Парабельский район Первомайский район Тегульдетский район Томский район Чаинский район Шегарский район г. Томск г. Стрежевой г. Кедровый г. Северск
Коэффици- 0,35 1,00 1,00 1,00 0,99 -0,53 0,85 0,98 0,99 0,99 -0,91 1,00 -0,86 0,99 0,98 0,97 0,96 0,71 0,71 -0,84
ент корре-
ляции
5
СЪ ■§
§
■ё а:
I
Со
м 00
м
I
м о о
(О
а 5 ь л ® 11 || *
се се 3
а
X
I _
у а
■ ,
ь § § %
& % |
Ч о =
18
§ I = I &1 £ !1& II | а
Чю ~
а
■ си I о о
в ■ б ЕЁ ^ | |
Ч о = ~
^ 2
И
я .
= 1
о &
13 ч
■ с;
Д =
С и
« с
¡2 и $ £
се А 1
* I I ¡В
4 Я ч
«
л
о
Р & _ с
я а
«
«
«
&
ьЧ
Г?
«
2
«
«
«
«
Св
Ег1
Характеристика объема валовой продукции, инвестиций, основных фондов, общественных потребностей имеет следующую картину [1].
Показатели доходов бюджета на душу населения в отдельных муниципальных образованиях (городских округах) Томской области значительно отличаются (табл. 7). Наблюдаемые отличия связаны, прежде всего, с климатогеогра-фическим положением муниципальных образований (городских округов) и спецификой расходов в связи с этим. Поскольку доходы большинства муниципальных образований (городских округов) регулируются федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ через соответствующие финансовые инструменты именно с учетом специфики расходов, то такое положение можно считать естественным. Однако следует отметить, что только особенностью расположения территорий эти отличия не обусловливаются, а связаны также с особенностями структуры расходов и, возможно, с особенностями федеральной методики выравнивания бюджетной обеспеченности.
Таким образом, одним из важнейших аспектов в сфере экономической политики муниципальных образований РФ являются финансовые взаимоотношения муниципальных образований с органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ. Поскольку на объемы доходов муниципальных образований РФ оказывает весьма существенное влияние бюджетная и налоговая политика федерального центра.
Формирование эффективной экономики невозможно без высокоразвитого промышленно-производственного сектора. В сло-
жившейся структуре экономики крупные ^ и средние предприятия еще достаточно а длительное время будут определять экономическую ситуацию в России. В целях определенной сопоставимости данных по муниципальным образованиям (городским округам) Томской области объемы валовой продукции и услуг приведены к среднедушевому показателю по муни- ^ ципальным образованиям (городским £ округам). Объемы валовой продукции и услуг по муниципальным образованиям о (городским округам) Томской области | представлены в табл. 8. ^
Абсолютным лидером в объемах о валовой продукции и услуг следует при- Ц знать Каргасокский район. К группе ли- 2 деров также относятся Александровский * и Парабельский районы. У остальных Ц районов показатели значительно ниже. £ Данные различия обусловлены целым комплексом факторов, рассмотрение * которых не входит в задачи настоящего | исследования. Отметим только, что особенности размещения производительных й сил, складывавшиеся в предыдущие I десятилетия, наложили определенный в отпечаток. Оказывает влияние и струк- I тура природных ресурсов, которыми ^ располагает тот или иной район (город- | ской округ), причем не только наличие § запасов, но и степень их разработанности Ц и востребованности.
Инвестиционная деятельность яв- |
ляется важнейшей в обеспечении эко- §§
номического развития как отдельного §
муниципального образования (городе- § кого округа), региона, так государства ^
в целом. Муниципальные образования |
(городские округа) в соответствии с §
т ■
с а
законодательством наделены полномочиями инвестиционной деятельности. Необходимо отметить, что особенности | инвестиционной деятельности на тер- = ритории того или иного субъекта РФ существенным образом зависят от того инвестиционного климата, который определяется не только законами, но и исполнительно-распорядительной деятельностью исполнительной власти. Разумеется, географическое расположение субъекта, состав природных ресур-
1—1 г о .а 2007 г. | сч гч гч ш ч^ гч гч гч 0^ с:Г гч 0^ оп" гч с:Г гч гч" гч гч" гч гч^ ш 4з" 0^^ с^ 43 гч" гч сз" гч 43^ с^ 0^^ сл сз" гч
1 3 ! 2 Я 2 V© О о ^ о" сч гч гч оо" 00 о" гч с^ о" гч оп гч ш с:Г гч ш оп" гч с^ сл 43 ГЧ о^ 4з" ГЧ 4з" ш гч гч" гч сз^ сз" гч сз^ с^ оп оп сз" гч
в у & ю О ю о о ^ сл о" сч ш 1л" гч ш 00 сл V© с:Г гч 00 сз" гч ш с:Г гч с:^ оп" гч с^ гч гч гч гч с^ сл гч с^ сз^ с^ о^ сз" гч
се 13 ^ 3 в 1 3 се у 4 се го о ^ о^ т" тг тг г- ш гч" с--гл сл 00 о ш ш сл мэ гл с--гч с:^ с^ ш 00 тГ гл ^ 43^ 1л" 43 ш 43 43 с:Г ш сл 00 о^ оп гл с^ гл о 00 00 сл с^ оп" сл сл 43 сз^ сл ш гл ^ гч т гч о сз" оп ш ^ гч гл оп" о ^ оп сл о ч^ сл сз гч гч
V© о о ^ оп^ т" г- с^ сл гч с-- Ч© оп" с--о сл ч^ чэ" сл гл сл с^ о Ч© сл оп Ч© Ч© сл с--гл сл гч^ с^ ш гч тг 43 1л" 00 гл сл с^ гл с^ с^ ^ гл сл ш гч" ш оп^ оп гч о гч ш 4з" гч о 00 сз" гч с--о гл гч гл 1л" гл гл гл гч чз" чз чз гл ш чз" 00 гч сл
г Ь * 1 8 ^ ю о о ^ ОО^ ОС Ч© сл сл ш 00 гл 00 т" с-- ш 1л" 00 00 Ч© с:^ с--с-- с:^ с^ ш о с-- чэ" сл ш ш сл 43 гч о 00 с:^ 43 ш 00 ш 43 43^ 4з" о о тг оп^ 4з" 00 ш ^ ш ш гл с^ с--гч 00 с^ гч" ш ^ с--гч с^ гч" гч гл о гч 1л" ш чз чз" ^ гл
Объем розничного товарооборота на душу населения, руб. го о ^ тГ тг* го я гч^ 00 гч с^ о 40 ш т" ш с-- 40 о^ г-^" о ш ^ гл с^ гч" ч^ гч 00 1л" о 43 ^ ^ о гч гч ^ ш ^ о 00 ш 4з" ГЧ ш с-- 43^ гч" сл о с--гч 1л" ш сл гч сл 4з" с--гл 00 0^" гч 43 гч сл ш гл ш гч с^ сл гл 00 00 о^ 1л" о с-- гч с^ чз ш гч гч ш гч сл чз
V© о о ^ 00 оо" ЧЗ сч ОС 00 с^ с--гч с-- ш 1л" оп гл с^ гч" чэ ^ 0^^ гч" гл ^ гч гл 43 1л" гч гч гл гч о гч с^ о гл с-- 00 сл 43^ ш 00 43 с:^ гч ^ гч" 00 43 о гч гч" сл 43 гч^ гч" 43 00 ш гч^ чз" ^ 00 ^ о^ гч с--о гч с--с--с-- оп" 0^ гл с^ с--чз о гч ш 00 гл ш
ю о о ^ тГ сч" сл сч гч^ с^ гч чо с-- с--гч с:Г с--о гч с:^ Ч© ш гч 1л" ^ 43 ш гч" 43 гч о гч гч" гч о ш гч^ 1л" гл гч ГЧ^ ш гч гч 1л" о с--гл гл оп" сл 00 сз" о оп 43 43 гл гч 43^ с--гч оп^ оп" ш гч ш сз^ 1л" сл гл с-- гч" ч^ 00 сл 00 гч оп" о ш ш
А о ^ ¡р! = 2 • 3 в в о | 3 Е Ё з ■ 11 го о ^ •о о" сч 1л" ш гл с--гч ш гч" с^ о ^ с^ 40 гл сл гл ч^ гч Ч© ш гл о ^ 00 1л" о сл ^ гч гч" гч гч оп^ о гл о с:^ о ш ^ оп^ 4з" 43 гч 4з" 43 с-- оп 43^ о о гч гч^ с^ ш ш 43 ^ 4з" ш о сл сз^ чз" 00 о ш ^ 1л" 00 сл гч ш гч чз с-- ш сз" т гч чз
V© о о ^ о^ о" г- 1л" с--ш чо гч чэ" с--00 гч гч с:Г 00 ш ^ чэ" гч о ш 1л" сл гч оп" гч" гл 00 ^ с^ оп" сл с-- гч ш с^ с--^ о с--гл с-- 43^ сз" гл сл о оп 4з" 43 с-- оп с-- т гч с--гч тг гч оп" с-- гч чз" с--о о гч сз^ гч" гл гч тг гл сз^ сз" гл сз гч сз" 00 гч сл 00
И 5 | £ ® а & а | || 3 О ц » ю о о ^ сл сч т 40 гч гч г--" сл ^ о гч с:Г о ш 43 1л" ш гч" гл ш гл гч оп 43 ш сл гч с^ о 1л" с-- 43 о с:^ гл сл ш 4з" сл 00 о с^ с--гл оп гч оп" ^ ш ^ 43 00 гл гч гч^ с^ с-- с^ о гч гч 43^ гч" гл гч ш оп" гл оп гл гч гч" 00 о 00 00
инвестиций в основ-¡итал организаций и ятий на душу населения, руб. го о ^ •о о" о сч о гл гл гч" сл 40 ш гч" с--^ гл сз" 00 сл гл ч^ 00 43 о 43 с^ сл 43 гч гч ■/"Г 00 ^ гл ш ш сл ш 4з" гч 00 гч 43^ гч" 43 00 гл гч с^ ш гч 00 1л" ^ гл ш 4з" 43 о 43 сл 00 гл ш ш с^ о 00 43 гч гч гч оп гч гч^ с^ гч гч гч 00 с^ 00 чз ^ ш
V© о о ^ оо" г- сч г- ^ гч гч" о 00 гч ч^ оп" сл 00 ш 1л" о гл гч ш оп с--гч т ш оп" о 43 о с^ гч" гч ш ш ш ш с^ с^ 43 о гл 43 о гч гч^ с-- о^ оп" гч 00 гч гч с^ 43 00 гл 0^ гч ш 1л" гл сл с-- сл ^ г--" о 00 гч ч^ с--гл сл
Я 3 & « * 1= ^ « н 15 о Э О В & ю о о ^ тг сч" ЧЗ г-сч 1л" чо о гч гч^ с--ш мэ с^ гч" Ч© с-- г-^" гл 43 43 4з" сл 00 сл гл гч" 43 43 ГЧ 00 4з" о ш ш гл сл с^ т" 43 гл гч" с--ш 00 сз" сл оп" ш сл сз^ гч" 43 гч 00 ш оп" гл оп ш сз" о^ оп" 00 о гл
Объем валовой продукции и услуг на душу населения, тыс. руб. го о ^ сч ОС гч тг" чо Ч© 40 о^ ^ ш сл 43 гл гч гч^ с^ сл сл 43^ ш с^ 4з" ш с^ ш 4з" ш с^ 4з" гч гч оп^ оп" с-- оп" с-- 43^ чз" гч гч сз^ чз" ш гч сл ш сл ш
V© о о ^ оп ^ гч гч" чэ ш ш ш оп" 00 сл с:Г 00 о гч оо" 00 гч^ гч" 43 с:^ с-- оп" о с-- с^ сз" 43 ^ ш гч ■/"Г ч^ сз" гч сз^ сз" оп оп" ш гч
ю о о ^ т" о с^ ш с:Г ш гл ш оп" ш гч" гч с-- 1л" ^ сл •.л" с^ с:^ сл 43 43 ТГ 4з" ^ 43 1л" гл 43 сл ш оп" ш ч^ сз" ш гч^ с-- гч^ 1л" ш гч ■/"Г ш оо"
Муниципальный район (городской округ) ¡1 й о У (и 'К о м о к ^^ гч а м оп Е^ н м и а м 'К о & 1Л м о о л 43 и о й (и о м и 0^ о м к ^ о ^ % сэ л % 43 а е 5 о И л (и е гч & ^ оп Е^ с« 1Л & 1-1 ч^ Е^ « о м & и 0^ 'Е! о и а м сз гч
сов, территориальное положение по отношению к столичным мегаполисам также сказываются на объемах инвестиций.
У муниципальных образований (городских округов) Томской области наблюдается как существенный рост показателей объема инвестиций и основных фондов, так и сохранение ранее достигнутого уровня (см. табл. 8). Доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, относятся к неналоговым доходам и являются важным источником пополнения местных бюджетов. Таким образом, инвестиционные процессы в большинстве субъектов характеризуются определенной активностью, но с различной степенью успешности.
Платные услуги населения наряду с розничной торговлей входят в основной круг общественных потребностей населения. Данный сектор в России относится к развивающимся и для большинства населения включает крайне небольшой перечень услуг. Сводные данные динамики объемов розничного товарооборота и платных услуг на душу населения по анализируемой группе муниципальных образований (городских округов) Томской области также представлены в табл. 8.
Проведение анализа объемов жилищного строительства представляется необходимым, поскольку данный вид инвестиционной деятельности в принципе является одним из существенных рычагов воздействия на экономику. Поскольку строительство жилья — это не только индустрия производства строительных материалов и сам процесс строительства, но и развитие других отраслей, начиная от производства мебели и до бытовой техники. Рост объемов обеспечения жильем наблюдается у всех муниципальных образований (городских округов) Томской области.
Динамика показателей доходов бюджета на душу населения в определенной мере отражает экономическую политику местных властей. Если рассмотреть показатели доходов бюджета на душу населения внутри муниципальных образований (городских округов) Томской области, то здесь наблюдается весьма значительная дифференциация (см. табл. 7). Кроме того, по ряду муниципальных образований (городских округов) наблюдается чередование роста доходов бюджета на душу населения и их снижение. Такие колебания, на наш взгляд, связаны с показателями прибыльности бюджетообразующих отраслей, поскольку при расчетахдоходов бюджета учитываются показатели сводного финансового баланса муниципальных
образований (городских округов), в составе которого учитывается прибыль, получаемая всеми хозяйствующими организациями муниципальных образований (городских округов).
При изучении зависимости доходов бюджета на душу населения рассматривались влияния показателей удовлетворения общественных потребностей.
Расчет зависимости доходов бюджета на душу населения и иных показателей экономического развития выявил следующую картину. Очень высока взаимосвязь доходов бюджета на душу населения и объема валовой продукции и услуг на душу населения (см. табл. 1). Также сильная связь наблюдается с объемами инвестиций и основными фондами (см. табл. 2, 3). И это несмотря на достаточно существенные различия регионов как в производственно-промышленном развитии, так и в особенностях инвестиционной деятельности и экономической ориентированности.
Сильная связь доходов бюджета на душу населения выявлена с платными услугами и розничным товарооборотом (см. табл. 4, 5). Такие показатели подтверждают, что абсолютное большинство населения платит за текущее потребление. Показатели товарооборота и объема платных услуг характеризуют в определенной мере платежеспособность населения, рост денежных доходов населения, которые в существенной степени связаны с налоговыми платежами граждан.
Доходы бюджета на душу населения муниципальных образований (городских округов) Томской области имеют сильную связь с обеспечением жильем 1 жителя (см. табл. 6), так как известно, что значительная часть жилья строится за счет средств населения. В некоторых же муниципальных образованиях (городских округах) наблюдается слабая связь, это в какой-то мере объясняется, видимо, тем, что значительная часть средств, используемых для покупки жилья, составляетдоход, который не проходит через официальную статистику (зарплата «в конвертах» и иные «безналоговые» доходы).
Завершая рассмотрение особенностей развития муниципальных образований (городских округов) Томской области, необходимо отметить, что показатели собственных доходов в значительной мере определяют экономический потенциал региона, поэтому представляют серьезный интерес в качестве экономической категории. При расчетах доходов бюджета на душу населения во внимание принимаются только собственные доходы бюджета муниципального района (городского округа) без
финансовой помощи от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации.
На основании сказанного очевидно, что при росте собственных доходов бюджета возрастут и доходы бюджета на душу населения, между данными показателями существует прямая связь.
Под собственными доходами в настоящей работе понимаются доходы от местных источников и доходы от «расщепляющихся» федеральных и региональных налогов. Согласно поправкам в Бюджетный кодекс, внесенным в августе 2004г., термин «собственные доходы» получил юридический статус [3].
Полученные данные отражают сильную устойчивую зависимость социальных и экономических показателей, экономические, прежде всего налоговые и бюджетные отношения между федеральным центром, субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Основным же итогом настоящей работы представляется тот факт, что на основе полученных данных устанавливается зависимость социальных и экономических показателей. Например, при стимулировании показатель «доходы бюджета»
(развитие бюджетно-налогового законодательства РФ, переход к принципу «один налог — один бюджет» и т.п.) приведет к росту показателей розничного товарооборота, платных услуг, объемов жилищного строительства. Укрепление и рост доходной базы повлечет за собой увеличение объемов валовой продукции, объема инвестиций и, конечно же, расширение основных фондов, что будет способствовать экономическому развитию муниципальных образований (городских округов) и регионов в целом.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Комплексная оценка социально-экономического развития муниципальных районов (городских округов) Томской области за 2005—2007 годы и прогноз на 2009—2011 годы. — Томск. 2008.
2. Лукашин Ю. П. Линейная регрессия с переменными параметрами. — М.: Финансы и статистика. 1982.
3. Федеральный закон от 20.08.2004 № 120-ФЗ. / Российская газета, 25.08.2004.