Научная статья на тему 'Взаимосвязь пивной аддикции подросткового и юношеского возраста с формированием идентичности'

Взаимосвязь пивной аддикции подросткового и юношеского возраста с формированием идентичности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
116
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кушнерова Ю. Ю.

В настоящий момент в России участились случаи пивной аддикции среди молодежи. В нашей статье мы дадим определение аддикции и идентичности, покажем взаимосвязь данных понятий, раскроем причины возникновения пивной аддикции, покажем способы профилактики данного типа поведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Кушнерова Ю. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь пивной аддикции подросткового и юношеского возраста с формированием идентичности»

Таким образом, при развитии своих профессиональных компетенций и при умелом педагогическом руководстве, где главная цель педагога - сохранить у ребенка свежесть восприятия, развить у него творческую инициативу, целеустремленность, поддержать интерес к изобразительному искусству, педагог сможет достичь высоких результатов.

Список литературы:

1. Волынкин В.И. Художественно-эстетическое воспитание и развитие дошкольников: учебное пособие / В.И. Волынкин. - Ростов-н/д: Феникс, 2007. - 441 с, [7] е.: ил. - (сердце отдаю детям). - ISBN 978-5-222-11688-3.

2. Кузин B.C. Методика преподавания изобразительного искусства в 13 классах: Пособие для учителей. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 1983. -191 е., ил. - (Б-ка учителя нач.классов).

3. Чумичева P.M. Дошкольникам о живописи: Кн. Для воспитателя дет. сада. - М.: Просвещние, 1992. - 126 е., 16 л.ил. - ISBN 5-09-003275-0.

ВЗАИМОСВЯЗЬ ПИВНОЙ АДДИКЦИИ ПОДРОСТКОВОГО И ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА С ФОРМИРОВАНИЕМ ИДЕНТИЧНОСТИ

© Кушнерова Ю.Ю.*

Сибирская академия государственной службы, г. Новосибирск

В настоящий момент в России участились случаи пивной аддикции среди молодежи. В нашей статье мы дадим определение аддикции и идентичности, покажем взаимосвязь данных понятий, раскроем причины возникновения пивной аддикции, покажем способы профилактики данного типа поведения.

Обретение идентичности, по мнению Э. Эриксона, начинаясь в раннем детстве преимущественно под влиянием ближайшего социального окружения, не заканчивается в подростковом возрасте, а растягивается на весь жизненный цикл. Но именно в юности происходит окончательное формирование ведущих признаков личностной идентичности: осознание единства и целостности своего бытия, сознательно-рефлексивные процессы, личный жизненный план, ценностно-смысловые жизненные ориентации, самоопределение и определенное самоотношение [2, с. 32]. Хотя достижение целостности и тождественности и не предопределено изначально, юношеский возраст является наиболее благоприятным периодом возможного окончательного установления доминирующей позитивной идентичности. Поэтому «проблемы юношеского

* Старший преподаватель кафедры Психологии.

возраста, связанные с кризисом идентичности, стали главными вопросами в теории личностной идентичности» [3, с. 12].

Центральной задачей периода взросления является именно поиск личностной идентичности. Согласно Эриксону, каждый человек переживает несколько критических фаз идентичности. «Концепция идентичности, разработанная Эриксоном на основе психоаналитических представлений... ...позволяет подойти к пониманию психических проблем взросления. К важнейшим конфликтам этого возраста относятся следующие:

- диффузия идентичности: кратковременная или длительная неспособность. Такие молодые люди не могут выработать свои ценности, цели и идеалы; сталкиваясь с проблемами развития, они не в состоянии завершить психосоциальное самоопределение. Они избегают адекватных и характерных для их возраста требований и возвращаются на более раннюю ступень развития, в известной степени оправдывающую их поведение;

- диффузия времени: нарушение чувства времени, проявляющееся двояким образом. Либо возникает ощущение жесточайшего цейтнота, либо человек чувствует себя одновременно молодым и старым. Нередко с диффузией связаны страх или желание смерти;

- застой в работе: нарушение естественной работоспособности, в большинстве случаев сопровождающееся диффузией идентичности;

- отрицательная идентичность проявляется прежде всего в отрицании всех свойств и ролей, которые в норме способствуют формированию идентичности (семейные роли и привычки, профессиональные, полоролевые стереотипы и т.д.). Часто дело доходит до ярко выраженного презрения ко всем ценностям» [4, с. 122].

Кризисы периода взросления - явление распространенное, но их часто недооценивают или наоборот считают очень опасными. Кризисы могут стать причиной различных форм отклоняющегося поведения и личностных нарушений.

Именно современное общество, характеризующееся кризисными явлениями во многих сферах общественной жизни влияет на формирование положительной идентичности. Трудные социально-экономические условия в России в значительной мере осложняют этот процесс. Возникает реальная проблема страха перед действительностью. Этот страх порождает стремление уйти от реальности. В большей степени этому страху подвержены люди с низкой переносимостью трудностей и низкими адаптационными способностями.

В поисках средств защиты от напряжения, дискомфорта, стресса такие люди часто прибегают к стратегиям аддиктивного поведения.

Аддиктивное поведение - одна из форм деструктивного поведения, которая выражается в стремлении к уходу от реальности путем изменения своего

психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных предметах или активностях (видах деятельности), что сопровождается развитием интенсивных эмоций.

Перечислим факторы, способствующие формированию пивной аддик-ции: несостоятельность в учебе, жестокое обращение с подростком в семье, невозможность удовлетворить завышенные притязания в отношении своего будущего, постоянные конфликты между родителями, эмоциональное отвержение со стороны матери, «семейный крах», резко изменивший социальный статус подростка, алкоголизм матери, бунт против чрезмерной опеки со стороны родителей и других членов семьи, помещение в специальный интернат для трудных подростков, отвержение со стороны сверстников из-за физического недостатка, вынужденная разлука с лицом, к которому была сильная эмоциональная привязанность, положение «золушки в связи с изменением состава семьи, лишение роли «кумира семьи», непосредственно предшествующие злоупотреблению трагические события в семье, развитие психоза у одного из родителей, раскрытие факта усыновления, переживание собственной сексуальной неполноценности, наличие пивных аддиктов - членов семьи, скука, безделье, незанятость.

Разрушительный характер пивной аддикции проявляется в том, что в этом процессе устанавливаются эмоциональные отношения, связи не с другими людьми, а с пивом. Эмоциональные отношения с людьми поддерживаются посредством совместного распивания данного напитка, при этом положительные эмоции появляются именно в процессе распития пива, а не от общения с людьми. Связи с людьми теряют свою значимость, становятся поверхностными. Способ аддиктивной реализации из средства постепенно превращаются в цель. Отвлечение от сомнений и переживаний в трудных ситуациях периодически необходимо всем, но в случае аддиктивного поведения оно становится стилем жизни, в процессе которого человек оказывается в ловушке постоянного ухода от реальной действительности. У человека, испытавшего подобные эмоции, появляется понимание того, что, оказывается, существуют доступные способы достаточно быстро и без особых усилий изменить свое психическое состояние. Группой риска становятся люди с низкими адаптивными возможностями, неустойчивые перед разного рода стрессорами, проявляющие постоянное недовольство собой, жизнью и окружением, в котором в трудную минуту не находится поддержка.

В результате аддиктивная реализация перестает приносить прежнее удовлетворение и желаемое изменение настроения, состояние аддикта в целом начинает отличаться апатией и подавленностью. Наступает период общего кризиса, духовного опустошения, что в значительной мере может осложнить коррекцию или сделать ее полностью бессильной.

Семья - это самый первый институт социализации ребёнка, который влияет на формирование положительной идентичности и препятствует формированию аддиктивного поведения.

В формировании адциктивных механизмов родительское программирование имеет большое значение. По Э. Берну «Сценарий - это постоянно развертывающийся жизненный план, который формируется ... еще в раннем детстве в основном под влиянием родителей. Этот психологический импульс с большой силой толкает человека вперед, навстречу судьбе, и очень часто независимо от его сопротивления или свободного выбора» [1, с. 173]. По сценарию человек наследует не только заболевания, но и способ взаимодействия со средой. Поэтому если родителям свойственно испытывать страх перед реальностью и искать утешения и защиты в ощущениях, достигаемых в контакте с аддиктивными агентами, то и дети унаследуют и этот страх и способ защиты - уход от реальности. В выборе аддиктивных агентов ребенок может пойти по линии родителей или найти свои средства. Совсем не обязательно, например, что, если один или оба родителя алкоголики, то ребенок не избежит участи родителей. Сильнее может оказаться антисценарий. Помимо семьи, естественно, огромное влияние на формирование позитивной идентичности оказывают институты образования, религия и средства массовой информации.

Пивная аддиктивная стратегия взаимодействия с действительностью приобретает все большие масштабы. Сложившаяся в нашем обществе традиция бороться с последствиями алкоголизма не решает проблему должным образом. Борьба с последствиями требует огромных затрат: физических, моральных, финансовых. Само по себе избавление от пивной зависимости еще не означает полного исцеления. К сожалению, недооценивается разрушительный характер общих для всех видов аддиктивного поведения механизмов, в основе которых лежит стремление к уходу от реальности. Эти механизмы не исчезают со снятием зависимости. Избавившись от одной зависимости, человек может оказаться во власти другой, потому что неизменными остаются способы взаимодействия со средой.

Профилактика аддиктивного поведения особую значимость приобретает в подростковом и юношеском возрасте.

Этапами профилактической деятельности могут стать следующие составляющие:

- диагностический, включающий в себя диагностику личностных особенностей, которые могут оказать влияние на формирование аддиктивного поведения, а также получение информации о положении ребенка в семье, о характере семейных взаимоотношений, о составе семьи, о его увлечениях и способностях, о его друзьях и других возможных референтных группах;

- информационно-просветительский этап, представляющий собой расширение компетенции подростка и юноши в таких важных областях, как психо-сексуальное развитие, культура межличностных отношений, технология общения, способы преодолевания стрессовых ситуаций, конфликтология и собственно проблемы аддик-

тивного поведения с рассмотрением основных аддиктивных механизмов, видов аддиктивной реализации, динамики развития ад-диктивного процесса и последствий; - тренинги личностного роста с элементами коррекции отдельных личностных особенностей и форм поведения, включающие формирование и развитие навыков работы над собой.

В семье для подростка и юноши значимыми факторами профилактики аддиктивного поведения являются эмоциональная стабильность и защищенность, взаимное доверие членов семьи.

В сфере образования необходим пересмотр некоторых подходов в воспитании и преподавании учебных предметов. В связи с проблемой аддиктивного целесообразно включение в образовательный цикл предметов, интегрированных курсов, спецкурсов и факультативов, направленных в своем содержании на расширение объема знаний о реальной жизни. Данная информация необходима для обретения свободы выбора, для развития адаптивных способностей и понимания важности умения жить в реальной жизни и решать жизненно-важные проблемы без страха перед действительностью, и пользуясь разнообразными активными стратегиями преодоления стресса.

Полноценная профилактика аддиктивного поведения невозможна без участия в ней средств массовой информации - авторитетного и популярного пропагандистского органа. На представителей этой мощной индустрии должна быть возложена моральная ответственность за качество информационной продукции и за ее содержание, а сейчас идет именно пропаганда пива, как неотъемлемой части любой вечеринки или встречи с друзьями.

Неоценимый вклад в профилактику аддикций может внести культура религиозных чувств, если она ориентирована не на уход от реальности бренного мира, а, напротив, наделяет человека высшей духовной и нравственной

Профилактика пивного аддиктивного поведения должна коснуться всех сфер жизни подростка: семьи, образовательной среды, общественной жизни в целом.

Список литературы:

1. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. -СПб.: Специальнаялитература, 1995.

2. Короленко Ц.П., Дмитриева,Н.В., Загоруйко E.H. Идентичность. Развитие. Перенасыщенность. Бегство: Монография / Ц.П. Короленко, Н.В. Дмитриева, E.H. Загоруйко. - Новосибирск: изд. Н1МУ 2007. - 472 с.

3. Макаревская Ю.Э. Влияние продолжительного неуспеха на личностную идентичность: Автореф. дис...канд. психол. н. / Ю.Э. Макаревская. -Краснодар, 2006. - 24 с.

4. Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. - М.: Мир, 1994.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.