УДК 796.01
Взаимосвязь перспектив физического воспитания в научных школах Китая и России в условиях образовательной среды
Цао Шэнь1, Родичкин П.В.1, Пугачев И.Ю.2*
1 Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена
г. Санкт-Петербург, Россия ORCID: 0009-0008-7187-2371, [email protected] ORCID: 0000-0003-1181-3800, [email protected] 2Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина
г. Тамбов, Россия ORCID: 0000-0003-3849-2322, [email protected]*
Аннотация: В Федеральном законе «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и стратегии «Здоровый Китай» едины взгляды на позицию «здоровья человеческого капитала», которое соотносится к значимому критерию национального развития. Поскольку государства за последнее время имеют полноценное сотрудничество, не входят в ЕЭС и альянс НАТО, а объединяются в группе стран БРИКС, очевидна предпосылка тождественного сопряжения предиктора трансформации области физической культуры и спорта. Целью работы являлось выявление и анализ взаимосвязи перспектив физического воспитания в научных школах Китая и России в условиях образовательной среды. Материалы и методы исследования: основными методами научного познания являлись: теоретический анализ и обобщение; логическая обработка сжатия информации; информации; контент-анализ. Результаты. Установлено, что научная школа физического воспитания в Китае создавалась под воздействием блоковых философских школ государства: конфуцианство, даосизм и буддизм. Основные научные школы России по специальности на примере НГУ им. П. Ф. Лесгафта представляют 8 ключевых направлений, среди которых прогрессивный кластер профессора Ю. Ф. Курамшина. Заключение. Концептуальные положения взаимосвязи физического воспитания со здоровым стилем жизни обучающихся в Китае и России включают следующие перспективные аспекты: идея приоритета здоровья; сбалансированный менеджмент процесса реализации; реализация гетерогенных внеурочных форм занятий с доминированием рекреационного контента; направленность физкультурного образования на увеличение объёма образовательного компонента в лекциях для повышения возможностей саморазвития личности; преемственность культурного наследия. Научная новизна. Выявлено, что к средствам физического воспитания, недостаточно исследованным воздействием проявлений, следует отнести: дозированно-лактатное проявление; комплексно-атлетические концепты по интересам; арт-педагогическо-музыкальное сопровождение. Практическая значимость. Рекомендуется акцентировать внимание на полноценную реализацию и потенциал малых форм физкультурных занятий в пределах 3-20 мин.
Ключевые слова: физическое воспитание, обучающиеся, Китай, Россия, научная школа, образовательная среда, взаимосвязь перспектив, педагогические условия.
Для цитирования: Цао Шэнь, Родичкин П.В., Пугачев И.Ю.* Взаимосвязь перспектив физического воспитания в научных школах Китая и России в условиях образовательной среды. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2024; 19(3): 221-227.
The relationship between the prospects of physical education in scientific schools of China and Russia in the educational environment Cao Shen1, Pavel V. Rodichkin1, Igor Yu. Pugachev2*
1Herzen State Pedagogical University of Russia
Saint Petersburg, Russia ORCID: 0009-0008-7187-2371, [email protected] ORCID: 0000-0003-1181-3800, [email protected] 2Derzhavin Tambov State University Tambov, Russia ORCID: 0000-0003-3849-2322, [email protected]*
Abstract: The Federal Law "On Physical Culture and Sport in the Russian Federation" and the "Healthy China" strategy share the same views on the position of "human capital health", which is a significant criterion for national development. Since the states have recently had full-fledged cooperation, are not members of the EEU and the NATO alliance, but are united in the group of BRICS countries, the prerequisite for the identical conjugation of the predictor of the physical culture and sports field transformation is obvious. Purpose was the identification and analysis of the relationship between the prospects of physical education in scientific schools of China and Russia in the educational environment. Materials and research methods: The main methods of scientific cognition were: theoretical analysis and generalization, logical processing of compression and information, information, content analysis. Results. It is established that the scientific school of physical education in China has been created under the influence of the bloc philosophical schools of the state: Confucianism, Taoism and Buddhism. The main scientific schools of Russia in the specialty on the example of Lesgaft National State University represent 8 key areas, including the progressive cluster of Professor Y.F. Kuramshin. Conclusion. The conceptual provisions of the relationship between physical education and the healthy lifestyle of students in China and Russia include the following promising aspects: the idea of the health priority, balanced management of the implementation process, implementation of heterogeneous extracurricular forms of classes with the dominance of recreational content, the focus of physical education on increasing the volume of the educational component in lectures to increase the opportunities for self-development of the individual, continuity of the cultural heritage. Scientific novelty. It has been revealed that the means of physical education, insufficiently studied by the impact of manifestations, should include: dosed-lactate manifestation, complex athletic concepts of interest, art-pedagogical-musical accompaniment. Practical significance. It is recommended to focus on the full realization and potential of small forms of physical education within 3-20 minutes.
Keywords: physical education, students, China, Russia, scientific school, educational environment, interconnection of prospects, pedagogical conditions.
For citation: Cao Shen, Pavel V. Rodichkin, Igor Yu. Pugachev*. The relationship between the prospects of physical education in scientific schools of China and Russia in the educational environment. Russian Journal of Physical Education and Sport. 2024; 19(3): 221-227.
Введение
Физическое воспитание как составная часть общей структуры «воспитания» по своему определению представляет целенаправленный процесс государств по формированию требуемых людским ресурсам качеств и навыков, ценностных ориентиров, особенно здорового стиля жизни. Так, в Федеральном законе «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» [1] положениями новых редакций все больше усиливается любое стремление детей, подростков и молодежи к таковым занятиям; при этом органам всех звеньев управления четко предписано всячески содействовать реализации.
Правительство Китая также признало потребность стимулирования моторной активности обучающихся и ввело меры, сосредоточенные на ее прогрессирование [2-3]. Занятия по физическому воспитанию стали обязательным кластером образовательного контента, им отводится полноценное время. Так, с 2017 г. в стране утверждена стратегия «Здоровый Китай», согласно которой здоровье человеческого капитала соотносится к значимому критерию национального развития. Её концепция определяет, что для формирования благоприятного здоровья людей целесообразно не только улучшать механизмы здравоохранения, но также ассимилировать интерес к профилактическим компонентам регуляции здорового стиля жизни. Идея позиции эквивалентна положениям ВОЗ, относительно данным которых здоровье аккумулирует триединую ёмкость душевного, социального, физического комфорта, а не только явные болезни и физические недостатки.
Целью работы является выявление и анализ взаимосвязи перспектив физического воспитания в научных школах Китая и России в условиях образовательной среды.
Материалы и методы
Основными методами исследования являлись: теоретический анализ и обобщение, логическая обработка сжатия информации, информации, контент-анализ.
Результаты и обсуждение
На наш взгляд, концептуальные положения взаимосвязи физического воспитания со здоровым стилем жизни обучающихся в Китае и России включают следующие аспекты: воспитание здорового подрастающего поколения, идея приоритета здоровья, сбалансированный менеджмент процесса реализации, реализация гетерогенных внеурочных форм занятий с доминированием рекреационного контента, направленность физкультурного образования на увеличение объёма образовательного компонента в лекциях для повышения возможностей саморазвития личности, преемственность культурного наследия, что является основным законом педагогики.
Воспитание здорового подрастающего поколения является базовым положением государственной политики обеих стран. К примеру, рабочий день в вузах и на предприятиях Китая построен так, что 3 раза в день в процессе трудовой деятельности по радио транслируется гигиеническая гимнастика. В этой связи рекомендуется акцентировать внимание на полноценную реализацию и потенциал малых форм физкультурных занятий (физкультпаузы, физкультминутки, специально-самостоятельные тренировки) [4].
Идея приоритета здоровья. В современном обществе полярных государств усиливается факт осознания, что мощь и расцвет нации детерминированы здоровьем людских ресурсов [5].
Сбалансированный менеджмент процесса реализации. Физическое воспитание в образовательной среде предполагает формирование потребности у индивидуумов идеи непрерывных (до глубокой старости), развивающих или поддерживающих тренировок, нарастание объема соответствующих знаний, моторно-проприоцептивных навыков и умений.
Реализация гетерогенных внеурочных форм занятий с доминированием рекреационного контента. Для улучшения психофизического состояния вне сетки расписания обучающихся широко применяется аэробный бег и прогулки, плавание, гигиеническая гимнастика, туристские походы, подвижные и спортивные игры национального оттенка [6]. Направленность физкультурного образования на увеличение объёма образовательного компонента в лекциях для повышения возможностей саморазвития личности. Так, в учреждениях Китая программы по физической культуре скорректированы на значительное увеличение объёма образовательного компонента в лекциях.
Преемственность культурного наследия. Физическая культура способствует пролонгации традиционных видов двигательной активности (к примеру, тайцзицюань и кунгфу, комплексы «Тай-цзи» (ЖЖФ) - в Китае; в России - самбо, армейский рукопашный бой, кулачный бой «стенка на стенку» и др.). Научная школа физического воспитания в Китае создавалась под воздействием блоковых философских школ государства: конфуцианство, даосизм и буддизм [7]. Цель физического воспитания в китайских школах - повышение моторно-двигательных кондиций обучающихся, сопровождение их здорового физического и когнитивного развития. В программу занятий входят средства на выносливость, неспецифическую резистентность организма, ряд национальных проявлений (тайчи, ушу) и часть военного кластера модулей. Система контроля - обязательный экзамен по 100-балльной шкале, предполагающий не только практику, но и теорию. До настоящего времени накоплен значительный научный контент исследований, но еще не сведено в единое толкование ряда понятий и терминов. Например, в учебниках по физической культуре обозначаются то «физические способности», то «физические качества»; первичным звеном или структурой формирования двигательного действий обозначают то «умение», то «навык»; недостаточно убедительно отражены контрольные тесты на силу, быстроту, координацию и др., поскольку у человека более 600 основных мышц, проявляющихся усилием в 360 направлений только лишь в одной плоскости; не до конца ясно, куда исчезла доминирующая в СССР, особенно в Вооруженных силах, вплоть до 2001 г. в России, целевая установка на преимущественное развитие у человека «физической готовности»; далее термин подменился на «физическую подготовленность»; если понятие «спорт» структурно входит в содержание «физической культуры», то не совсем ясно, зачем во многих изданиях отражается выражение ««физическая культура и спорт»; и мн. др. В данном отношении целесообразно интегрировать тезаурус в
науке о двигательной активности человека с применением классификации иммерсивных технологий.
В настоящее время только в ФГБОУ ВО «НГУ им. П.Ф. Лесгафта» основные направления кластеров деятельности научных школ отражены в 13 субструктурах [8]. Данные научные школы являются потенциалом разрешения существующих проблем и противоречий в понятийном аппарате рассматриваемой нами области научных изысканий. Основные направления функционирования научных школ в рамках здоровьесберегающего контента прогресса отражены на рис. 1. Таким образом, многими научными школами научно обоснована и рекомендована на различных уровнях коммуникаций управления учеными и должностными лицами необходимость заботы о личном здоровье. При этом выделяются субсидии и поощряются разумно-конструктивные творческие оздоровительные проекты в социуме пространства. Следует отметить, что контроль реализации подобных проектов в плане валидности лишь возможен в пролонгированном последействии эффекта оздоровительной программы, например, у школьника: необходимо получить изначальное педагогическое воздействие на организм какой-либо методикой, и лишь спустя 5-10 лет наблюдать результаты эффекта. В этом случае невозможно технологически оправданно применить метод «среза», поскольку диагностировать приходится лишь одну выборку в динамике пролонгированной транскрипции психофизических мульти кондиций и проявлений, как внутренней насыщенной базы психофизического состояния.
Рис. 1. Основные научные школы России по специальности
Знание основ спортивной философии, сложившейся в ответ на вызовы исторического контекста, помогут в разработке релевантных предложений по трансформации уроков адаптивного физического воспитания с учетом достижений всеобщей цивилизации и ее отличительных характеристик. Педагогические условия - это качественная характеристика основных факторов, процессов и явлений образовательной среды, отражающая основные требования к организации деятельности. Основные вероятные кластеры реализации педагогических условий в образовательной среде по физическому воспитанию отражены на рис. 2. Педагогические условия, при их соблюдении, должны способствовать приведению системы к фокусированному полезному результату, т. е., это, своего рода, - закономерности, но в отличие от закона, предполагают устойчивую взаимосвязь предметов и явлений, лишь при соблюдении определенных правил. Нами усматривается недостаточное раскрытие воздействия средств, отраженных в таблице. Следует отметить благоприятное применение модернизированно-упрощенных вариантов теста Леже [2]. Многоступенчатое звуковое воздействие фитнес-теста по технологии MSFT нарастающей быстроты ориентировкой-сигналом на очередное задание вызывает особую склонность интереса у искомого контингента респондентов.
Рис. 2. Основные кластеры реализации педагогических условий в системе образования Китая
и России
Таблица
Средства физического воспитания, недостаточно исследованные воздействием проявлений
Средства физического воспитания Направленность
Игровые мультикомплексы заключительной части урока Регулирование последействия психофизической нагрузки
Эмоционально-насыщенной ориентировки Вызывающие интерес, мотивацию у искомых респондентов
Дозированно-лактатного проявления Учитывающие строгое дозирование воздействия
относительно характера заболевания
Комплексно-атлетические концепты по интересам Повышение неспецифического компонента работоспособности психофизических мультикондиций
Арт-педагогическо-музыкального сопровождения, относительно громкости диапазона (в Дб) Регулирование психического настроения и активности
Арт-педагогическо-музыкального сопровождения относительно условно-тестового контроля Формирование внимания и чувства времени в состоянии общеразвивающе-игрового контента
Модернизированного аналога теста Леже Формирование внимания и чувства времени в состоянии моторно-двигательной деятельности
При этом нами увеличивалась скорость не нарастанием на 5 м/с после очередного сигнала, а через 1 м/с.
Заключение
Научная школа физического воспитания в Китае создавалась под воздействием блоковых философских школ государства: конфуцианство, даосизм и буддизм. Основные научные школы России по специальности на примере НГУ им. П. Ф. Лесгафта представляют 8 ключевых направлений, среди которых прогрессивный кластер профессора Ю. Ф. Курамшина. Концептуальные положения взаимосвязи физического воспитания со здоровым стилем жизни обучающихся в Китае и России включают следующие перспективные аспекты: воспитание здорового подрастающего поколения, идея приоритета здоровья, сбалансированный менеджмент процесса реализации, реализация гетерогенных внеурочных форм занятий с доминированием рекреационного контента. направленность физкультурного образования на увеличение объёма образовательного компонента в лекциях для повышения возможностей саморазвития личности, преемственность культурного наследия. Рекомендуется усилить внимание на полноценную реализацию и потенциал малых форм физкультурных занятий (физкультпаузы; физкультминутки; специально-самостоятельные тренажи) в пределах 3-20 мин.
Список литературы
1. Федеральный закон от 4 декабря 2007г. N 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации». URL: https://rebenokvsporte.ru/zakon-o-fizicheskoy-kulture-i-sporte-v-rossiyskoy-federatsi.
2.Цао Ш., Родичкин П.В., Пугачев И.Ю. Самовосприятие воздействия двигательной активности и состояния здоровья учащимися 12-14 лет средних школ КНР на уроках физического воспитания. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2024; 19(2): 227-232.
3. Хоу М., Родичкин П.В., Пугачев И.Ю. Спортивные игры на уроках физического воспитания: подход китайских специалистов. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2024; 19(1): 240-246.
4. Горелов А.А., Румба О.Г., Венгерова Н.Н. Малые формы физкультурных занятий в режиме повседневной деятельности людей. Теория и практика физической культуры. 2021; 1: 56-58.
5. Кузнецова З.М., Кузнецова Е.А. X Международный Конгресс "Спорт, Человек, Здоровье". Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2021; 16(4): 5-7. DOI 10.14526/2070-4798-2021-16-4-5-7.
6. Кузнецова З.М., Кузнецов С.А., Максимова Е.Ф. Возрождение традиционных видов спорта и народных игр. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2024; 19(1): 180-184.
7. Чэнь Ю., Родичкин П.В., Пугачев И.Ю. Ретроспективный анализ основ китайской теории физической культуры. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2024; 19(1): 247-254.
8. Научные школы Университета. URL: http://lesgaft.spb.ru/ru/content/konferencii-vneshnie?ysclid=lv44ut7w9p216758055.
References
1. Федеральный закон от 4 декабря 2007г. N 329-Ф3 «Об организационной культуре и спорте в Российской Федерации». URL: https://rebenokvsporte.ru/zakon-o-fizicheskoy-kulture-i-sporte-v-rossiyskoy-federatsi.
2. Cao Shen, Pavel V. Rodichkin, Igor Yu. Pugachev. Self-Perception of the Motor Activity and Health Impact by 12-14-Year-Old Students of Secondary Schools in China in Physical Education Lessons. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problem fizicheskoj kul'tury I sporta = Russian Journal of Physical Education and Sport. 2024; 19(2): 227-232 [In Russ., In Engl.].
3. Hou Minda, Pavel V. Rodichkin, Igor Yu. Pugachev. Sports Games in Physical Education Lessons: The Approach of Chinese Specialists. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problem fizicheskoj kul'tury I sporta = Russian Journal of Physical Education and Sport. 2024; 19(1): 240-246 [In Russ., In Engl.].
4. Gorelov A.A., Rumba O.G., Vengerova N.N. Small forms of physical education in the mode of daily human activity. Teoriya I praktika fizicheskoj kul'tury = Theory and practice of physical culture. 2021; 1: 56-58 [In Russ., In Engl.].
5. Kuznetsova Z.M., Kuznetsova E.A. X International Congress "Sport, Man, Health". Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problem fizicheskoj kul'tury I sporta = Russian Journal of Physical Education and Sport. 2021; 16(4): 5-7. DOI 10.14526/2070-4798-202116-4-5-7 [In Russ., In Engl.].
6. Zinaida M. Kuznetsova, Stanislav A. Kuznetsov, Elena F. Maksimova. The revival of traditional sports and traditional games. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problem fizicheskoj kul'tury I sporta = Russian Journal of Physical Education and Sport. 2024; 19(1): 180-184. [In Russ., In Engl.].
7. Chen Yuda, Pavel V. Rodichkin, Igor Yu. Pugachev. Retrospective Analysis of the Chinese Theory of Physical Culture Foundations. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problem fizicheskoj kul'tury I sporta = Russian Journal of Physical Education and Sport.2024; 19(1): 247-254 [In Russ., In Engl.].
8. Scientific schools of the University. URL: http://lesgaft.spb.ru/ru/content/konferencii-vneshnie?ysclid=lv44ut7w9p216758055.
Статья поступила в редакцию: 17.08.2024
Цао Шэнь - аспирант, Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена, 191186, Россия, г. Санкт-Петербург, набережная реки Мойки, дом 48, e-mail: Inga. cone va@ yandex. ru
Родичкин Павел Васильевич - доктор медицинских наук, профессор, Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена, 191186, Россия, г. Санкт-Петербург, набережная реки Мойки, дом 48, e-mail: rodichkin.pavel@,gmail. com Пугачев Игорь Юрьевич - кандидат педагогических наук, доцент, Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, 392000, Россия, г. Тамбов, ул. Интернациональная, дом 33, e-mail: [email protected]