Научная статья на тему 'ВЗАИМОСВЯЗЬ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ И МОТИВАЦИИ СОТРУДНИКОВ IT КОМПАНИЙ'

ВЗАИМОСВЯЗЬ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ И МОТИВАЦИИ СОТРУДНИКОВ IT КОМПАНИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
157
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
организационная культура / мотивация / IT сфера / Agile / теории мотивации / organizational culture / motivation / IT sphere / Agile / motivation theory

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — А.А. Фролова, О.А. Лымарева

В данной статье рассмотрена взаимосвязь организационной культуры и мотивации сотрудников IT компаний с точки зрения методологии Agile. Выделены факторы, формирующие культуру предприятий данной сферы и рассмотрены особенности организационной культуры компаний, практикующих Agile. Мотивационные теории А. Маслоу и Ф. Герцберга также рассматриваются с точки зрения гибкой методологии, используемой в IT сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CORRELATION OF ORGANIZATIONAL CULTURE AND MOTIVATION OF EMPLOYEES OF IT COMPANIES

This article examines the relationship between organizational culture and motivation of employees of IT companies from the point of view of Agile methodology. The factors forming the culture of enterprises in this sphere are highlighted and the features of the organizational culture of companies practicing Agile are considered. The motivational theories of A. Maslow and F. Herzberg are also considered from the point of view of the flexible methodology used in the IT field.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОСВЯЗЬ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ И МОТИВАЦИИ СОТРУДНИКОВ IT КОМПАНИЙ»

ВЗАИМОСВЯЗЬ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ И МОТИВАЦИИ СОТРУДНИКОВ IT КОМПАНИЙ

А.А. Фролова, магистрант О.А. Лымарева, канд. экон. наук, доцент Кубанский государственный университет (Россия, г. Краснодар)

DOI:10.24412/2411-0450-2021-10-2-131-134

Аннотация. В данной статье рассмотрена взаимосвязь организационной культуры и мотивации сотрудников IT компаний с точки зрения методологии Agile. Выделены факторы, формирующие культуру предприятий данной сферы и рассмотрены особенности организационной культуры компаний, практикующих Agile. Мотивационные теории А. Маслоу и Ф. Герцберга также рассматриваются с точки зрения гибкой методологии, используемой в IT сфере.

Ключевые слова: организационная культура, мотивация, IT сфера, Agile, теории мотивации.

Для достижения целей компании недостаточно иметь компетентных специалистов, важно также уметь выстроить коммуникацию между сотрудниками, создать культурные особенности организации, определить нравственные принципы и общую стратегию работы. Именно из данных элементов и состоит организационная культура, которая представляет собой набор уникальных для каждого отдельного

предприятия ценностей, разделяемых ее членами [2].

Мотивация персонала имеет значение для повышения производительности труда сотрудников, привлечения новых специалистов и их удержания (рис. 1). Главная цель мотивации в организации - это объединение интересов компании и интересов сотрудников [1].

Рис. 1. Способы рассмотрения понятия мотивация персонала

Каждая организация сама решает, какие виды и формы мотивации будет применять в отношении своих сотрудников. Организационная культура компании напрямую влияет на данный выбор. Что касается 1Т

сферы, то для большинства компаний свойственна схожая между собой организационная культура, на которую оказывают влияние два фактора (рис. 2) [3].

Journal of Economy and Business, vol 10-2 (80), 2021

Рис. 2. Факторы, влияющие на организационную культуру IT компаний

Влияние методологии Agile выражается в следующих особенностях организационной культуры IT компаний:

1. Доверие: общение на «ты» между коллегами всех уровней.

2. Коммуникация: ежедневные собрания всей командой разработки, возможность высказать мнение.

3. Сплоченность: команда состоит из 61 2 человек, коллективная ответственность за разрабатываемый продукт.

Для того, чтобы рассмотреть Agile с точки зрения мотивации, обратимся к теориям А. Маслоу и Ф. Герцберга [1]. Первый ученый основывается на удовлетворении потребностей, выделяя пять уровней от базовых к высшим (рис. 3).

Journal of Economy and Business, vol. 1Q-2 (8Q), 2Q21

Потребность и самовыражении

Потребности в уважении и признании

Социальные потребности

Потребность в безопасности

Физиологические потребности

Рис. 3. Пирамида А. Маслоу

В рамках Agile социальная потребность удовлетворяется работой в команде, тесным общением разработчиков и заказчиков. Потребность в уважении - за счет клиента, который выдвигает лишь минимальные требования к разрабатываемому продукту, выражая тем самым доверие к команде и к ее опыту. Потребность в самовыражении удовлетворяется за счет свободы принятия решений в рамках проекта, применения на практике своих идей и новых разработок.

Мотивационная теория Ф. Герцберга основывается на гигиенических и мотивирующих факторах. Первый представляет собой условия работы, помещение, культуру, оплату труда и т. д. Второй фактор заключается в успехе, карьере, признании, реализации потенциала. В IT компании гигиенические факторы выражены следующим образом:

1. Гибкое начало и конец рабочего дня (например, с 9 до 11 часов утра и с 18 до 20 часов вечера).

2. Офисы просторные, open space, с зонами для отдыха.

3. Бонусы (в виде премии) за каждую закрытую командой задачу и за успешное внедрение продукта на стороне клиента.

4. Пересмотр заработной платы каждые полгода (как правило, повышение).

5. Скидки на услуги партнеров компании (фитнес-центры, языковые школы и т. д.).

Мотивирующие факторы в IT компаниях состоят из:

1. Самостоятельность в исполнении задач.

2. Высокая степень ответственности.

3. Быстрый карьерный рост (ведущим специалистом можно стать после трех лет работы в профессии).

Agile как основа организационной культуры IT компаний способствует развитию сотрудников и повышению их мотивации за счет поощрения самостоятельности в исполнении задач и принятии решений. Свобода, предоставляемая данной методологией, является основой мотивации персонала. Минимум бюрократии, доверие и коммуникация между коллегами, сплоченность команды - ключевые элементы, влияющие не только на производительность труда, но и на мотивацию каждого члена коллектива.

Journal of Economy and Business, vol 1Q-2 (8Q), 2Q21

Библиографический список

1. Кокоулина Д. М. Мотивация сотрудников / Д.М. Кокоулина, Д.О. Леонов, Ю.Д. Ахмедова, Д.С. Кривошеева // Международный журнал прикладных наук и технологий «Integral». - 2018. - №3. - С. 176-180.

2. Слинкова О. К., Грудистова Е. Г. Управление организационной культурой // Вестник Южно-Уральского государственного университета. - 2009. - №154. - С. 64-74.

3. Agile-манифест разработки программного обеспечения. - 2001. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://agilemanifesto.org/iso/ru/manifesto.html (Дата обращения 26.10.2021).

THE CORRELATION OF ORGANIZATIONAL CULTURE AND MOTIVATION OF

EMPLOYEES OF IT COMPANIES

A. А. Frolova, Graduate Student

O.A. Lymareva, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Kuban State University (Russia, Krasnodar)

Abstract. This article examines the relationship between organizational culture and motivation of employees of IT companies from the point of view of Agile methodology. The factors forming the culture of enterprises in this sphere are highlighted and the features of the organizational culture of companies practicing Agile are considered. The motivational theories of A. Maslow and F. Herzberg are also considered from the point of view of the flexible methodology used in the IT field.

Keywords: organizational culture, motivation, IT sphere, Agile, motivation theory.

Journal of Economy and Business, vol. 10-2 (80), 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.