ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
УДК 159.9.072
взаимосвязь неравновесности ценностной сферы личности и развития личностных качеств студентов
A.B. КАПЦОВ* Самарская гуманитарная академия, Самара
В результате лонгитюдного исследования на выборке 154 студентов инженерных специальностей (2007-2010 гг.) установлены взаимосвязи изменений личностных качеств (по Р. Кеттеллу) и неравновесности ценностной сферы студентов. Предложены критерии и показатели оценки неравновесности. Показана роль неравновесности аксиосферы в мотивах учебной деятельности.
Ключевые слова: неравновесность, аксиосфера, юношеский возраст, развитие личностных качеств, мотивы.
Введение
Ценностная сфера (аксиосфера) личности представляет собой сложную иерархическую систему [5], являющуюся динамичным образованием, то есть имеющую тенденцию изменяться на протяжении жизни человека [4]. Причем «эти изменения затрагивают не столько совокупность самих ценностей, сколько их структуру - взаимное иерархическое соотношение их значимости» [4, с. 36]. Таким образом, аксиосфера личности - это совокупность личностных ценностей как элементов системы, изменяющихся во времени в силу взаимодействия личности с окружающей средой.
ценности выполняют ряд функций в жизнедеятельности личности и социальной группы. Однако, как показали исследования В.А. Ядова, реальное поведение личности определяется не столько отдельными ценностями или ценностными ориентаци-
© Капцов A.B., 2011
* Для корреспонденции:
Капцов Александр Васильевич
к.т.н., доцент, зав. кафедрой психологии управления
НОУ ВПО «Самарская гуманитарная академия»
443011 Самара, ул. 8-я Радиальная, 31
Тел.: 8(846) 260-8925
Факс: 8(846) 926-2326
E-mail: [email protected]
ями, сколько всей системой в целом [13]. В этой связи возникает актуальная проблема определения характеристик аксиосферы как системы взаимосвязанных с развитием личностных качеств. Если рассматривать аксиосферу личности как открытую самоорганизующуюся систему, то из всей совокупности характеристик ею может быть неравновесность системы [15]. Исследуя психические состояния, А.о. прохоров считает, что «важной функцией (может быть основной!) неравновесных состояний является обусловливание ими процесса возникновения новообразований в структуре личностных свойств» [11, с. 13]. Неравновесность как свойство живых организмов легло в основу принципа устойчивого неравновесия Э. Бауэра, согласно которому «все и только живые системы никогда не бывают в равновесии и исполняют за счет своей свободной энергии постоянно работу против равновесия, требуемого законами физики и химии при существующих внешних условиях» [16, с. 81]. Из принципа устойчивого неравновесия э. Бауэр вывел все свойства живых организмов, в частности, рост и старение.
под неравновесностью системы мы понимаем степень неодинаковости параметров системы. И.Н. Трофимова считает, что неравновесность - это степень разброса параметров системы [14]. В естественнона-
учнои парадигме неравновесность системы определяется критерием [3, с. 292]
K
AP
AP P
(1)
где АР - перепад (разность) интенсиа-лов в системе,
Р - абсолютное значение интенсиала.
Если КАР стремится к нулю, то система приближается к равновесному состоянию, что, согласно принципу Бауэра, соответствует старению системы. Известно, что «важным источником развития, в частности, может выступать такой феномен, как конфликт ценностей» [4, с. 39]. В работе [7] нами было показано, что противоречия в структуре аксиосферы взаимосвязаны с изменениями личностных качеств студентов за время обучения в вузе; тем самым эмпирически подтвержден принцип развития [1]. Противоречия в аксиосфере личности представляют собой взаимодействие двух противоположных по сути ценностей и могут быть определены через их разность. Если же две личностные ценности независимы друг от друга, то они не вступают в противоречие, однако в силу неодинаковости уровня значимости характеризуют неравновесность аксиосферы личности. Следовательно, противоречия в системе являются частной характеристикой неравновесности системы.
В этой связи возникает вопрос: какую роль неравновесность аксиосферы играет, в частности, в мотивационной функции ценностей и развитии личностных качеств. Объектом исследования являлась система личностных ценностей, а предметом исследования - взаимосвязь неравновесности аксиосферы и мотивов учебной деятельности, а также изменений личностных качеств. Мы отдаем себе отчет, что взаимосвязь между характеристиками ак-сиосферы и развитием личностных качеств косвенная, так как личностные ценности играют лишь регулирующую функцию в процессе развития.
Методика
Исследование проводилось в два этапа в рамках психологического мониторинга качества подготовки специалистов в техническом вузе. На первом этапе диагностика психологических характеристик осуществлялась ежегодно в сентябре-октябре месяце в течение трех лет (2007-2010 гг.). на первом курсе приняли участие в исследовании студенты 8 учебных групп одноИ специальности в количестве 214 человек. В начале 4 курса в этих группах по различным причинам осталось студентов, принимавших участие в первом исследовании, 154 человека (72% от первоначальной численности обследованных). Студенты, принимавшие участие только в одном диагностическом обследовании, из дальнейшего анализа исключались.
Диагностика личностных качеств осуществлялась с помощью опросника Р. Кет-телла (16 PF форма С) [12], а личностных ценностей - с помощью авторского теста аксиологической направленности личности (АНД) [8]. Тест АНД предназначен для индивидуального и группового тестирования при социально-психологических исследованиях. Содержит все основные шкалы аксиологической направленности, шкалы личностных ценностей, жизненных сфер, включая шкалы устойчивости, а также шкалы достоверности (социальной желательности, безразличия), и состоит из 50 пунктов. Уровень тета-надежности шкал личностных ценностей составляет 0,51-0,71 [10]. Ретестовая надежность с интервалом 6 недель составляет по шкалам личностных ценностей 0,79-0,88. Время тестирования - 15-20 минут.
На втором этапе исследования методом поперечных срезов (ноябрь 2010 г.) были обследованы аксиосфера и мотивы учебной деятельности студентов 1-5 курсов (общее количество 211 человек) с использованием методики АНД [8] и опросника мотивов учебной деятельности студентов (ОМУДС) O.A. Чаденковой
[17]. Опросник, состоящий из 50 пунктов, позволяет диагностировать пять мотивов учебной деятельности: мотив достижения, мотив переживаний, мотив общения, волевой мотив и познавательный мотив. Тета-надежность шкал мотивов составляет 0,65-0,79, время диагностики 20-25 минут.
В качестве критериев неравновесности аксиосферы было использовано два вида индивидуальных показателей:
1) дифференциальный показатель неравновесности ценностей двух сфер жизнедеятельности:
- абсолютный показатель неравновесности определялся по формуле
стоящем исследовании рассматривалась неравновесность только на уровне ценностей сфер жизнедеятельности.
Уровень развития личностных качеств студентов оценивался как разность между данными четвертого и первого курсов каждого студента.
Искомые взаимосвязи вычислялись с помощью пошагового регрессионного анализа с использованием пакета ЗТАТКТГСА 6.0, поскольку в нем применяются частные корреляции, дающие более адекватную оценку степени взаимосвязи в условиях использования психодиагностических методик с невысокой дискриминантной ва-лидностью.
дс = с - с.
I] I ]
(2)
где С. и С значения ценности 1- и .-й сфер жизнедеятельности испытуемого;
- относительный показатель неравновесности в соответствии с формулой (1) вычислялся следующим образом:
2ДС..
= ]
" ДС]
С + с.
]
(3)
Поскольку с помощью теста АНЛ диагностируются ценности пяти сфер жизнедеятельности, то дифференциальных показателей было по десять (абсолютных и относительных).
2) интегральный показатель неравновесности ценностей каждой сферы жизнедеятельности (пять показателей по количеству шкал ценностей сфер в тесте). В качестве интегрального показателя неравновесности использовалось стандартное отклонение разностей между уровнем ценности данной сферы жизнедеятельности и ценностями других сфер (АС..).
поскольку самоорганизующиеся системы обязательно обладают свойством иерархичности [2, с. 94], то неравновесность возникает как внутри отдельных слоев (уровней), так и между ними. В на-
Результаты и обсуждение
В нашем предыдущем исследовании [7], в котором изучались изменения личностных качеств и ценностей за каждый год обучения (2006-2009 гг.), было показано, что не удается получить стабильных и статистически достоверных результатов, характеризующих динамику развития личности за один год обучения. Поэтому в настоящем исследовании развитие личностных качеств студентов рассматривается сразу за трехлетний период.
Как одна из наиболее ярких и статистически достоверных установлена взаимосвязь изменения уровня смелости (фактор Н 16РБ) и неравновесности ценности сферы образования и сферы увлечений в мужской и женской выборках. Причем в мужской выборке доля объяснительной дисперсии от данной неравновесности составила 30% из общих 67% (коэффициент в=-0,442 при р=0,005), а в женской выборке это всего 15% дисперсии из общих 65% (коэффициент в=-0,410 при р=0,002). В обоих случаях нормированные коэффициенты регрессии имеют отрицательное значение, причем взаимосвязь статистически значима как при относительном критерии неравновесности, так и при абсолютном. Это означает, что чем выше предпочтения сту-
дентами первого курса ценностей сферы увлечений по сравнению с образованием, тем в большей степени к четвертому курсу они стали проявлять смелость, активность, склонность к риску. Дополнительные исследования этой тенденции показали, что у юношей в среднем по выборке в действительности увеличилось значение фактора Н, а вот у девушек, наоборот, уменьшилось, что вполне объяснимо. Несмотря на преобладание девушек среди студентов инженерных специальностей в современном вузе, они лучше учатся на младших курсах, на которых преобладают общепрофессиональные дисциплины. К четвертому курсу начинаются дисциплины специализации, которые осваиваются не всеми столь успешно, поэтому активность некоторых начинает уменьшаться. Надо не забывать, что в конце третьего курса у девушек начинает проявляться ценностно-смысловой кризис [10], при котором неравновесность всей аксиосферы снижается.
Таким образом, на примере развития уровня смелости (фактор Н 16РБ) за три года обучения студентов видно, что она развивается во взаимосвязи с неравновесностью ценностей сферы образования относительно сферы увлечений, причем доля объяснительной дисперсии в полученных регрессионных уравнениях находится в пределах от 25 до 50% от общей дисперсии. При этом не обнаружено статистических различий между результатами при вычислении неравновесности в абсолютных или относительных дифференциальных показателях. Что же касается аналогичных взаимосвязей при использовании интегральных показателей неравновесности, то доля объяснительной дисперсии снижается до 2-4% от общей. Следовательно, применение дифференциальных показателей неравновесности более предпочтительно в силу их большей мощности. скорее всего, этот факт можно объяснить тем, что развитие личности студента взаимосвязано не с абстрактным (интегральным) значением неравновесности ценностной системы, а с
конкретными конкурирующими ценностями различных сфер жизнедеятельности.
В ходе исследования сравнивался вклад неравновесности ценностей сфер жизнедеятельности и уровень противоречий личностных ценностей [7]. Установлено, что изменения подавляющего большинства личностных качеств студентов взаимосвязано в большей степени с неравновесностью ценностей сфер жизнедеятельности, кроме личностных качеств, относящихся к интеллектуальным особенностям (факторы В, М и Q1 16РБ). Например, изменение радикализма-консерватизма за три года обучения студентов взаимосвязано в большей степени с противоречиями в личностных ценностях (противоречие между ценностью результата и ценностью процесса). И хотя объяснительная дисперсия, связанная с неравновесностью аксиосферы, не превышает трети от общей дисперсии, тем не менее даже в этой части дисперсии противоречия личностных ценностей вносят вклад в 1,5 раза больше, чем неравновесность ценностей сфер. Если переходить к анализу не относительных, а абсолютных изменений в личностных качествах, то следует сказать, что как у юношей, так и у девушек к четвертому курсу нарастают тенденции консерватизма (особенно у девушек), несмотря на усилия кафедр по развитию творческих способностей студентов, повышение требования к инновационнос-ти курсовых работ и т.д. В аксиосфере это выражается в преобладании ценности процесса над достижением результата, причем процесс должен быть спокойным, предсказуемым и, конечно, успешным [7].
Обобщая полученные результаты, можно констатировать, что неравновесность аксиосферы личности студента играет значительную роль в развитии личностных качеств. В большей степени это сказывается на коммуникативных свойствах и особенностях межличностного взаимодействия. В развитии интеллектуальных особенностей личности неравновесность аксиосферы уступает противоречиям в
ценностной сфере. И наконец, минимальна роль рассматриваемых взаимосвязей в эмоционально-волевых особенностях личности. Например, повышение добросовестности студента (фактор в 16РБ) к четвертому курсу взаимосвязано в большей степени с повышением тревожности (фактор О 16РБ) в сочетании с предпочтениями ценностей материального благополучия у девушек и серьезности (фактор Б 16РБ) в сочетании с ценностью общественной деятельности - у юношей.
на втором этапе исследования была изучена изучена взаимосвязь неравновесности аксиосферы с мотивами учебной деятельности студентов 1-5 курсов методом поперечных срезов. В работах [9, 10] было показано, что мотивы учебной деятельности студентов имеют несколько источников, среди которых - личностные качества, потребности, ценности, направленность и т.д. исходя из цели исследования, была проверена гипотеза о наличии взаимосвязи неравновесности аксиосфе-ры с мотивами учебной деятельности студентов на различных курсах. Обнаружено, что на первом курсе мотив достижения в учебной деятельности в большей степени (более 50% объяснительной дисперсии) взаимосвязан с личностными качествами, а доля неравновесности аксиосферы в мотиве достижения не превышает 20%. На втором курсе возрастает роль неравновесности аксиосферы в мотиве достижений до 36% объяснительной дисперсии у девушек и 55% у юношей, затем по убыванию идут личностные качества (15-30%). Это наивысший результат влияния неравновесности аксиосферы в структуре мотива, который требует более детального изучения в дальнейшем. Возможно, это связано с тем, что ко второму курсу заканчивается период адаптации студентов к обучению в вузе, повышается социальная активность, нарастает ценностная регуляция деятельности. Третий курс характеризуется тем, что в структуре мотива достижения на первое место выходят отдельные ценности
(ценность престижа, индивидуальности, саморазвития и др.), составляющие в общей сложности от 30% дисперсии у девушек до 40% у юношей. На втором месте по значимости остаются личностные качества. На четвертом курсе доминирующими в мотиве достижения, особенно у девушек, становятся личностные качества и, по всей видимости, потребности, так как они переживают ценностно-смысловой кризис. В мотиве достижения юношей ценности играют несколько большую роль (не более 20-25% дисперсии). Наконец, на пятом курсе в структуре мотива достижения девушек опять начинает нарастать роль личностных ценностей и неравновесности аксиосферы (в сумме не превышает 25% дисперсии), а мотив достижения юношей в большей степени определяется личностными качествами, так как они подходят к точке ценностно-смыслового кризиса.
Заключение
Таким образом, полученные частные закономерности подтверждают наличие взаимосвязи между неравновесностью ак-сиосферы личности студента и развитием личностных качеств. Несмотря на обнаруженные опосредованные корреляционные зависимости между характеристиками аксиосферы и личностными качествами, можно утверждать, что имеются сферы личности, в которых влияние аксиосферы больше, например, сфера коммуникативных и межличностных взаимодействий (исходя из структуры личности Р. Кеттел-ла). В структуре мотивов учебной деятельности влияние неравновесности аксиосфе-ры неодинаково и зависит от курса обучения и пола студента.
Литература
1. Анцыферова Л.И. Развитие личности и
проблемы геронтопсихологии. - М.: Изд-
во «Институт психологии РАН». 2006. -
512 с.
2. Аршинов В.И., Буданов В.Г. Синергетика постижения сложного / Синергетика и психология. Тексты. Вып. 3. Когнитивные процессы. Под ред. В.И. Аршинова, И.Н. Трофимовой, В.М. Шендяпина. - М.: Коги-то-Центр, 2004. - С. 82-125.
3. Вейник А.И. Термодинамика. - Минск: МВСС, 1961. - 365 с.
4. Журавлева Н.А. Динамика ценностных ориентаций личности в российском обществе. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2006. - 335 с.
5. Каган М.С. Избранные труды в VII томах. Том II. Теоретические проблемы философии. - Спб.: ИД «петрополис», 2006. - 660 с.
6. Капцов А.В. Взаимосвязь эмоциональной и аксиологической направленности личности // Известия Самарского научного центра РАН. Специальный выпуск «Актуальные проблемы психологии». - 2006. -№ 4. - С. 66-72.
7. Капцов А.В. Противоречия в аксиосфере как фактор развития личностных качеств студентов // Теоретическая и экспериментальная психология. - 2010. - Т. 3. - № 2. -С. 30-36.
8. Капцов А.В., Карпушина Л.В. Аксиологическая направленность личности. Руководство по применению теста: методическое пособие. - Самара: Самар. гуманит. акад., 2005.
9. Капцов А.В., Растебина И.М. Системный подход в изучении мотивации учебной де-
ятельности // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Психология». -2010. - № 2(8). - С. 120-133.
10. Карпушина Л.В., Капцов А.В. Психология ценностей российской молодежи. - Самара: Изд-во СНЦ РАН, 2009.
11. Прохоров А.О. Психология неравновесных состояний. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1998. - 152 с.
12. Психолого-педагогическое обеспечение многоуровневого высшего образования / Под ред. А.В. Капцова, В.И. Кичигина. -Самара: СамГАСА, 2003. - 316 с.
13. Соотношение ценностных ориентаций и реального поведения личности в сферах труда и досуга: программа генерального проекта под рук. В.А. Ядова. - М.-Л., 1970. - 97 с.
14. Трофимова И.Н. Моделирование социального поведения / Синергетика и психология. Тексты. Вып. 2. Социальные процессы. Под ред. И.Н. Трофимовой. - М.: ЯНУС-К, 1999.- С. 133-142.
15. Шемакин Ю.И. Семантика самоорганизующихся систем. - М.: Академический Проект, 2003. - 176 с.
16. Шноль С.Э. Эрвин Бауэр и теоретическая биология // Природа. - 1990. - № 12. - С. 78-84.
17. Чаденкова О.А. Опросник мотивации учебной деятельности студентов: руководство по применению. - Самара: Самар. гуманит. акад., 2004. - 36 с.
INTERRELATION DISEQUILIBRIUM OF VALUABLE SPHERE
OF THE PERSON AND DEVELOPMENT OF PERSONAL QUALITIES
OF STUDENTS
A.V. KAPTSOV The Samara Academy of Humanities, Samara
As a result, longitudinal study on a sample of 154 students of engineering specialties (2007-2010) established the relationship of changes of personal qualities (by R. Cattell) and the nonequilibrium of valueable sphere of the students. The criteria and indicators for assessing nonequilibrium are offered. The role of nonequilibrium axiosphere the motives of educational activity is shown.
Keywords: nonequilibrium axiosphere, adolescence, development of personal qualities, motives.