Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)
Адрес статьи: pnojournal.wordpress.com/archive15/15-03/ Дата публикации: 1.07.2015 № 3 (15). С. 132-139. УДК 159.9
К. В. Прядко
Взаимосвязь мотивационных факторов трудовой деятельности и ценностных ориентаций личности работников организации
Целью данного исследования явилось изучение взаимосвязи мотивационных факторов трудовой деятельности и ценностных ориентаций личности работников организации. В качестве гипотезы выступило предположение о существовании связи между ценностными ориентациями работников организации и мотивационными факторами трудовой деятельности.
В результате исследования мы пришли к выводу о том, что у работников с выраженными ценностями высс материального благосостояния и высокого социального статуса основными мотивационными факторами трудовой деятельности являются заработная плата, самостоятельность в работе и дружный коллйктив;\ля сотрудников с ценностями общения, отдыха и помощи другим людям главными мотиваторами^вляют положительный результат труда и признание, и одобрение коллективом.
Прямая статистически значимая корреляционная связь между показателями по шкале достижения и методике диагностики ценностных ориентаций подтвердили полу
Ключевые слова: мотивация, факторы, трудовая деятельность, ценностны организация, взаимосвязь
Perspectives of Science & Education.
K. V. PRiADKO
between motivational factors of employment ehtations of employees of the organization
Study was to investigate the relationship between motivational factors of employment and value ationsof employees of the organization. As a hypothesis was the assumption of the existence of a link between value orientations of employees of the organization and motivating factors of employment.
' a result of research we came to the conclusion that employees with strong values, high wealth and high social status of the main motivational factors of employment are wages, autonomy in work and friendly team; for employees with the values of fellowship, relaxation, and helping other people, the main motivators are positive the result of reflection and recognition, and approval by staff.
A direct statistically significant correlation between performance on a scale diagnostics of achievement motivation and the technique of diagnostics of value orientations confirmed the obtained results.
Keywords: motivation factors, work, values, personality of the employee, the organization, the relationship
■ ктуальность прШдаМтШтивации и ценностных ориентаций личности не оспаривается ни наукой, ни практикой. Наличие противостояния между современными социальными условиями, предъявляющими особые требования к формированию системы ценностных ориентаций личности, и недоста-¡точной изученностью психологических факторов и механизмов ее развития, а также четкая разработка эффективной системы мотивации влияют не только на повышение социальной и творческой активности конкретного работника, но и на конечные результаты деятельности самой организации.
Взаимосвязь мотивационных факторов трудовой деятельности и ценностных ориентаций личности работников организации как предмет психологических исследований
Вслед за А.П.Егоршиным, под мотивацией трудовой деятельности мы будем понимать «процесс побуждения человека к трудовой деятельности для достижения целей» [1, с.10]. А аспекты, ее обуславливающие, являются моти-вационными факторами.
Следует отметить, что проблеме мотивации в настоящее время уделено большое внимание начиная со школьного возраста [2, 3], в процес се обучения в вузе будущих специалистов [4,5], так и в профессиональной деятельности Под ценностными ориентацищми сти мы, вслед за С.Л.РубинштейношЖудем понимать «определенную направлаИност^ сознания и поведения, проявляющихся в^общественно значимых делах и пР'ст"1|ш<а1|»^8'^\37|.
Проведенный нами теоретический анализ рассматриваемой темы показал, что, несмотря на достаточно большое количество исследований, они носят в основном теоретический характер, а в настоящее время необходимо проводить целенаправленные практические исследования для конкретных коллективов.
^ Эмпирическое исследование связи мотивационных факторов трудовой
деятельности и ценностных ориентаций работников организации
Теоретической основой нашего исследования стали концепции теории приобретенных потребностей Д.Мак-Клелланда [7 и труды С.Л.Рубинштейна [8-9]. На основании провешенных исследований Д.Мак-Клелланд выделил три основные потребности, присущие людям: Потребность достижения; потребность соучастия; потребность властвования.
Мы также опирались на труды С.Л.Рубинштейна, в частности в тех аспектах, которые касаются развития направленности
ориен-тиваци-ости, в
енно-'осостояние» сновными мо-
личности. Срр Р^убинштеин^укззывйя^щ^тш в деятельности человека по удовлетворению непосредственных общественных потребностей выступает общественная шкала ценностей. В удовлетворении личных и индивидуальных потребностей через посредство общественно полезной деятельности реализуется отношение индивида к обществу и соответственно соотношение личностного и общественно значимого» [9, с. 365].
Объектом исследования является мотиваци-онная сфера трудовой деятельности персонала организации, развитие личности в организации.
Предмет — взаимосвязь мотивационных факторов трудовой деятельности и ценностных ориентаций личности.
Целью данной работы является выя взаимосвязи мотивационных факторо деятельности и ценностных орие сти работников организации.
Гипотезой стало предпЛожени существует связь между ценностны тациями работников организаци онными факторами трудовой дея частности: у работников с выра стями «выСкое^атериального б и «высокого социальный статус»
вационными факторами трудовой деятельности являются заработная плата и самостоятель-
Задачи исследования:
Разработать программу исследования и сформировать батареи психодиагностических методик.
2. Провести эмпирическое исследование для выявления связи мотивационных факторов трудовой деятельности и ценностных ориентаций личности.
3. Проанализировать и интерпретировать полученные данные.
4. Разработать рекомендации для руководства и членов коллектива, способствующих созданию оптимальных условий для рабочей деятельности.
В качестве диагностических средств были выбраны следующие методики по изучению мотивации трудовой деятельности:
1. Проективная методика «незаконченные предложения Д. Сакса» модифицированный вариант [14].
2. Методика диагностики мотивационной структуры личности В.Э. Мильмана [13].
3. Диагностика мотивации достижения А. Мехрабиана [15].
4. Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности по С.С. Бубновой [13].
Методы обработки результатов исследования: качественный и количественный анализ полученных результатов, статистический коэффициент корреляции г-йпирмеца [16].
В исследовании принййЙЛ^ЧаСтиеТКолШктив магазина «Магнит». В магазине работает тридцать человек: 1 управляющий магазином, 3 ад-¡ринистратора, 6 старших продавцов, 14 продавцов - консультантов, 6 продавцов — кассиров. Они работают по заключенным с ними трудовым договорам на постоянной основе. Заработная плата выплачивается вовремя и в полном объеме. Она складывается из оклада и премии работника. Также предусмотрен полный соц-пакет. Для исследования были приглашены 30 сотрудников, из них 15 мужчин и 15 женщин. К проведению исследования сотрудники организации проявили интерес.
Данная организация была выбрана в качестве Цмпирической базы исследования не случайно. Работа проводилась по запросу администрации магазина, с целью изучения мотивацион-ной структуры работников коллектива магазина «Магнит».
Анализ и интерпретация результатов эмпирического исследования особенностей мотивационных факторов трудовой деятельности
Результаты исследования по проек -тивной методике «Незаконченные предложения».
В исследуемом коллективе была проведен методика, направленная на исследованиемоти-вирующих-демотивирующих факторов трудовой деятельности. Предложение «моя р1бот; ется...», большинством работников^Л%Жбыло дополнено фразой «.основным й■т0чнйк0м до хода». Для 30% данная рЦбоГа.является интересной, а 20% доп. «.интересно
Следующей данно шеынь
ение ответом
ие — «Я работаю в тому что.» - 30% опро-и фразой «.теплые отно-ктиве» и 20% - «.моя зарплата от меня». По 15% работников на данное предложение ответили «.работа интересная» и «.мне нравится», а 10% - «.есть озможность реализовать свой потенциал» и «гибкий график работы».
40% респондентов считают, что «Самым важным стимулом в работе для меня является.» «.дружный коллектив», 30% - «.возможность заработать деньги», 20% - «.большая зарплата», а 10% - «.поддержка руководства».
50% опрошенных считают, что «Я работал(а) бы лучше, если бы.» «.умел(а) правильно общаться с людьми», 30% - «.я был(а) более Цоммуникабелен(а)», и 20% - «.был более высокий доход».
При ответе на предложение «В работе больше всего нравится.» мнения респондентов разделись. 40% ответили «общаться с людьми», а по 30% - «.приятное общение с коллегами» и
зависят
«.возможность зарабатывать».
Работники данной организации «были бы намного более удовлетворены своей работой, если бы.» «.все клиенты были более сговорчивыми» - 80% и «.зарабатывал(а) больше» - 20%.
Свою служебную перспективу 50% опрошенных представляют «.как увеличение дохода», 30% «повышение в должности» и 20% - «.как личностный рост».
30% сотрудников считают, что их руководство «ответственное», по 20% - «.учит меня правильно вести дела», «.поддерживает меня» и «.поощряет активность». И лишь 10% опрошенных ответили «.замечательное».
Замечателен тот факт, что сотрудники организации удовлетворены сложившимися отношр-^^ ниями в коллективе. Предложение «отношения в коллективе.» 40% сотрудников дополнили фразой «.теплые». И по 30% опроЩен\ы^счи^^г тают, что в коллективе отношения «..друже- А \>Л ские» и «.позитивные».
Свои профессиональные достижения сотрудники отмечают как «приносят мне доход»(60%).
30% считают, что профессиональные достиже-ни" '.доB0'ь^соЖй ^ -
коллективе меня восприни-% дополнили «.перспективного по 25% - «.трудоголика» и «.по-человека», и лишь 20% «.ответствен-человека».
Исходя из специфики данной организации, 60% сотрудников считают стрессовой ситуацией «.непонимание со стороны клиентов». 20% - «.неудачи в продаже», 15% утверждают, что стрессовые ситуации на работе «.бывают редко» или «.отсутствуют» — 5%.
Результаты исследования мотивацион-ной структуры личности по В.Э. Мильману.
Результаты исследования, полученные при помощи методики В.Э. Мильмана, которая позволяет выявить устойчивые тенденции личности относительно трудовой деятельности, показали следующее.
Мотивационный профиль личности можно разделить на два вида: общежитейский профиль и рабочий (деловой) профиль. Согласно результатам нашего исследования, у 40% испытуемых выражен мотивационный профиль личности общежитейской направленности; 60% работников показали выраженность мотивационного профиля рабочей направленности.
Общежитейский мотивационный профиль включает в себя три аспекта. Вот какие данные мы получили в ходе исследования. По первому аспекту «жизнеобеспечение» максимальное количество баллов набрали 14,6 % испытуемых, по второму аспекту «комфорт» - 16,9 % опрошенных, по третьему аспекту «общение» - 18,8 % (см. рис. 1).
жизнеобеспечение комфорт
общение
□ общежитейский профиль
Рис.1. Гистограмма распределения основных параметров общежитейского мотивационного профиля личности работников (в процентах)
Рабочий (деловой) мотивационный профиль подразделяется также на три аспекта. Первый — «общая активность» - 17,8 % опрошенных, второй — «творческая активность» - 19,5 % испытуемых и, наконец, третий аспект — «социальная полезность» - высокие результаты показали 22,2% испытуемых (см. рис.2).
Таким образом, можно отметить, что большинство сотрудников имеют рабочую направленность мотивационного профиля личности. Это значит, что в работе для них в первую очередь важно не только стремление к активности, но и возможность развития своего творческого потен циала, комфортная обстановка, доброжелатель ные отношения в коллективе, обеспечение соци ального статуса играют немаловажную р
Результаты диагностики^ мотивации достижения по
Данная методика была так как она дает раженность мотив данного исследо была разделена тест имеет две фо
ст ну.
чайно, ледить вы-жения участников следования группа ому признаку, так как мужскую и женскую.
общая акт.
творч.активн
I рабочий профиль
соц.полезность
Рис. 2. Гистограмма распределения основных параметров рабочего профиля мотивационной структуры личности (в процентах)
Особый интерес для нас представляли «кр ние» показатели - верхние 27%, характариз щие выраженность мотива стремления к ус и нижние 27% - мотив избегания неудач
На основе полученных индивидуальны казателей было создано три средних профил женский, мужской и о^щий"
Результаты исследования по методике А.Мехрабиана показали, что мужской средний профиль характеризуется равным процентным соотношением мотивов стремления к успеху и избегания н1lдач^(28,6%). Это может свиде-^тешьсввовать ^ситуативности поведения.
Этого нельзя сказать о женском среднем профиле, где мотив избегания неудач (44%) незначительно меньше среднего показателя в профиле (56%), а вот стремление к успеху не выражено вовсе (0%). Это может говорить об отсутствии стремления данного женского контингента к успеху, к проявлению некоторых решительных действий для его достижения. В то же время, наблюдается стремление избегать каких-либо действий, возможно, ведущих к неудаче, а также к выполнению заданий по заранее определенному конкретному алгоритму.
605040 30 20 10 0
Средний профиль Женский профиль Мужской профиль
Рис. 3. Диаграмма соотношения средних показателей выраженности стремления к достижению работников (в процентах)
в среяремрьрофилея^врцщорщо выборке)' *
обозначилась практически такая же зависимость как и в женском: избегание неудач(40,6%), средний показатель(53,1%), стремление к успе-|у(6,3%).
Результаты диагностики реальной структуры ценностных ориентаций личности по С.С. Бубновой.
Результаты, полученные с помощью данной методики представлены на рисунке 4.
40 35 30 25 20 15 10 5 0
Рис. 4. Гистограмма распределения выраженности ценностных ориентаций в исследуемой группе (в процентах)
В исследуемом коллективе наиболее выра женными ценностями являются: X — Общени (39,6% испытуемых); II — высокое маТ1р^аль ное благосостояние (29,7% испытуемыхЖХр^— здоровье (29,7% испытуемых);^уП^^^вырокии социальный статус и управлениеЪЮдьми (23,1% испытуемых); IX — социальное аякивность для достижения позитивных иЗш^нении в обществе
Менее выРажднны^и Ценностными ориента-циями явяяются^^е—^Любовь (16,5% испыту-емых)яУП1 — признание и уважение людей и
80 70 60 50 40 30 20 10 0
•Щрияри!Яна окрУЖающйх^(16,5%®^испыТуенъ1х^; I — приятное времяпрепровождение, отДЫх! (13,2% испытуемых); IV — помощь и милосердие к другим людям (13,2% испытуемых);
Наименее выраженными являются следующие ценностные ориентации: III — поиск и наслаждение прекрасным (6,6% испытуемых); VI — познание нового в мире, природе, человеке (0% испытуемых).
Таким образом, для большинства представителей коллектива наиболее характерными являются общение, высокое материальное благосостояние, здоровье и высокий социальный статус и управление людьми.
Мы соотнесли полученные данные по выраженности показателей мотивации трудовой тельности и ценностных ориентаций рабо организации и пришли к следующим
Исходя из результатов, получ тодике исследования мотивационной с ры личности В.Э. Мильм^ мы мвжемуви деть, что у сотрудников данного коллект представлена, в основном, рабочая направ ленность моти^ационВос^^рофиля личности. Общежитейскую Направленность ]\вродемон-стриров^ли испытуемых. Следует
отметить, что в группу работников, у которых влена рабочая направленность можно человек, то есть 60% испытуемых. пы с рабочим мотивационным про-лем значимыми мотиваторами являются: Тамотный руководитель, самостоятельность в работе, заработная плата и хорошие отношения в трудовом коллективе. Для группы с общежитейским мотивационным профилем наиболее значимыми мотиваторами трудовой деятельности являются: положительный результат трудовых усилий, признание и одобрение результатов работы начальством и сослуживцами, самостоятельность в работе и заработная плата (см. рис. 5).
.0 1- го 1- 3 со CD
1 H о о s <я о го ц с Œ о X 1- о Œ M О
<Я Œ Ц
со О X О с
X
<я
X
со
□ рабочая напр-ть ■ общнапр-ть
Рис. 5. Гистограмма распределения мотиваторов трудовой деятельности у работников организации с рабочим и общежитейским мотивационными профилями (в процентах)
80 70 60 50 40
□ рабочая напр-ть ■ общнапр-ть
Рис. 6. Гистограмма распределения демотиваторов трудовой деятельности у работников организации с рабочим и общежитейским мотивационными профилями (в процентах)
100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0
"!'\Для группы рабочим мотивацибннйм профилем личности демотиваторами являются несовершенство организации оплаты труда и некомпетентность руководителя. Главным демотиватором представители группы с общежитейским мотивационным профилем личности считают перегруженность работой (см. рис. 6).
По результатам исследования диагностики! мотивации достижении А.Мехрабиана группа с рабочим мотивационным профилем и группа с общежитейским мотивационным профилем показала равное процентное соотношение мотивов стремления к успеху и избегания неудач, что может свидетельствовать о ситуативности поведения (см. рис.7).
Также для группы с рабочим мотиваци ным профилем личности наиболее выраженн ми ценностями являются: высокое^ИтещалЪнс благосостояние и высокий социальный статус и управление людьми. Наиболее характерными! ценностными ориентациями для представителей группы с общежитейским мотивационным профилем личности являются общение, приятное времяпрепровождение, отдых и помощь и ми-лосердиек^ругимлюдям (см. рис^»).
чественный анализ полученных по ме-одикам результатов осуществлялся с помощью программы SPSS 18.0 [16, 17]. Статистическая отка результатов исследования получен-х данных осуществлялась нахождением коэффициента корреляции между показателями, полученными по двум шкалам среди 30 испытуемых; по шкале диагностики мотивации достижения А. Мехрабиана и по методике диагностики реальной структуры ценностных ориентаций личности по С.С. Бубновой. Для проверки гипотезы о наличии корреляции между парами свойств мы использовали коэффициент корреляции r-Спирмана, который вычисляется по формуле:
6-У d2
--
n - (У-1)
где d - разность рангов, n - число пар объектов.
рабочая напр-ть общнапр-ть
Рис. 7. Диаграмма соотношения средних показателей выраженности стремления к достижению у работников с рабочим и общежитейским мотивационными профилями (в процентах)
Коэффициенты кОрреЛяции междУПоказаТе«^ ¡рЯЙи'представлены в таблице 1.
Таблица 1 Корреляционная матрица
Мехрабиан Бубнова
Мехрабиан r-Спирмана 1 ,456*
Знч.(2-сторон) ,022
Бубнова r-Спирмана ,456* 1
Знч.(2-сторон) ,022
ТакйМ-адбразОм, ^©жито сделать ^леДующй1| выводы: у работников с выраженными ценностями высокого материального благосостояния и высокого социального статуса основными мотиЯ вационными факторами трудовой деятельности являются заработная плата, самостоятельность в работе и дружный коллектив; для сотрудников с ценностями общения, отдыха и помощи другим людям главными мотиваторами являются положительный результат труда и признание и одобрение коллективом.
В результате анализа научной литературы и данных, полученных в ходе нашего исследования можно заключить следующее, что мотивация является важной составляющей в процессе взаимодействия работников данного коллекти и оказывает немаловажную роль в процессе формирования успешной деятельности. Внедрение системы мотивационного управления в организа ции позволяет построить оптимальную, гибкую
динамичную мотивационнук
ющую взаимовыгодному сот
модействию руководит
В результате тивацией процесс
Из таблицы 1 видна прямая статистически значимая корреляционная связь (r = + 0,456) между показателями по шкале диагностики мотивации достижения и по методике диагностики реальной структуры ценностных ориента-ций личности. Связь статистически значима на уровне p < 0,05.
Выводы
1. Результаты исследования по проективной методике «Незаконченные предложения»: наиболее важными мотиваторами являются друж ный коллектив и возможность заработать деньги; демотиваторами - непонимание со стороны клиентов и низкий доход.
2. Диагностика мотивационной структуры' личности: большинство работников имеют рабочую направленность мотивационн^го проф™-
ля. \
3. Мужской средний в^тивацКонняй профиль личности характери1уе1|а Дивным процентным соотношением мотивов стремления к успеху и избегания неудач, женский средний профиль: мотив избегания неудач незначительно меньше среднего показателя в профиле, а вот стремление к успеху не выражено вовсе.
По результатам диагностики реальной структуры ценностных ориентаций личности наиболее выраженными ценностями являются: общение, высокое материальное благосостояние, здоровье и высокий социальный статус и управление людьми.
ЛИТЕРАТУРА
Егоршин А.П. Мотивация трудовой деятельности / А.П. Егоршин. М.: ИНФРА, 2008. 464 с.
Zaitsev S.V A situation of choice as a means of diagnosing learning motivation and self-esteem in junior schoolchildren. Voprosy Psychologii, 2009, no.5, pp.54-63.
Vartanova I.I. A school students personality: Motivation and the system of values. Voprosy Psychologii, 2012, no.3, pp.3-11. Gordeyeva T, Sychyov O., Osin E. Inner and outer motivation in students: its sources and influence on psychological well-being. Voprosy Psychologii, 2013, no.1, pp.35-45.
Deci E.L.et al. Need satisfaction, motivation, and well-being in the work organizations of a former Eastern Bloc country/Deci E.L., Ryan R.M., Gagne M., Leone D.R., Usunov J., Kornazheva B.P. // Pers. and Soc. Psychol. Bull. 2001. V. 27. P. 930-942. Егоршин А.П. Управление персоналом: учебник для студентов вузов / А.П. Егоршин. 5-е изд., доп. и перераб. М.: Экономика, 2005. 713 с.
Макклелланд Д. Мотивация человека: перевод / Д. Макклелланд; науч. редакция Е. П. Ильина. СПб.: Питер Пресс, 2007.
среду, способству-удничеству и взаи-нов коллектива. о аналиЗЬ под мо-ельности мы понимаем ловека к трудовой де-тижения целей, а под цен-нтациями личности — опреде-равленность сознания и поведения, щихся в общественно значимых делах поступках.
Поставленная цель — выявление взаимосвязи мотивационных факторов трудовой деятельности и ценностных ориентаций личности работников организации, достигнута, задачи выполнены. В результате анализа полученных данных сформулированная нами гипотеза, которая заключалась в предположении о том, что: существует связь между ценностными ориентация-ми работников организации и мотивационными факторами трудовой деятельности, в частности: у работников с выраженными ценностями высокого материального благосостояния и высокого социального статуса основными мотивационны-ми факторами трудовой деятельности являются заработная плата и самостоятельность в работе, нашла свое подтверждение.
7.
8.
9.
10. 11.
669 с.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т. 1. М.: Педагогика, 1989. 488 с. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973. 424 с.
Khukhoreva A.V. The method of mediate diagnostics of the values. Voprosy Psychologii, 2010, no.4, pp.142-152. Podolsky D.A. On studying value orientations in adolescents. Voprosy Psychologii, 2014, no.2, pp.24-33.
12.
13.
14.
15.
1б.
17.
s.
9.
10. 11. 12.
13.
14.
15.
1б.
17.
ОстапенКо Р.И. Структурные связи Ценностных ориентации' и йоведенчеекЭгР стиля" в ;й0нфликтй^ ситуации работников организации // Перспективы науки и образования. 2013. № 1. С. 23-35.
Фетискин Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп: Учеб. пособие для студ. вузов / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. МануИлов. М.: Изд-во Ин-та Психотерапии, 2002. 488 с.
Казачкова В.Г. Метод незаконченных предложении при изучении отношении личности // Вопросы психологии. 1989. № 3. С. 154-157.
Диагностика мотивации достижения (А.Мехрабиан) / Фетискин Н.П., Козлов В.В., МануИлов Г.М. Социальной! психологическая диагностика развития личности и малых групп. М. 2002. C.98-102.
Широкова Н.А., Баженов Р.И. Применение корреляционного анализа для исследования данных спортивных показателей студентов в среде SPSS // Nauka-Rastudent.ru. 2015. № 6 (18). С. 25.
Остапенко Р.И. Особенности моделирования латентных изменении с помощью AMOS SPSS // Перспективы науки и образования. 2014. № 1 (7). С. 89-95.
REFERENCES
Egorshin A.P. Motivatsiia trudovoi deiatelnosti [Motivation to work]. Moscow, INFRA Publ., 2008. 464 p.
Zaitsev S.V. A situation of choice as a means of diagnosing learning motivation and self-esteem in junior schoolchildren. Voprosy Psychologii, 2009, no.5, pp.54-63.
Vartanova I.I. A school students personality: Motivation and the system of values. Voprosy Psychologii, 2012, no.3, pp.3-11. Gordeyeva T, Sychyov O., Osin E. Inner and outer motivation in students: its sources and influence on psychological well-being. Voprosy Psychologii, 2013, no.1, pp.35-45.
Deci E.L.et al. Need satisfaction, motivation, and well-being in the work organizations of a former Eastern Bloc country/Deci i Ryan R.M., Gagne M., Leone D.R., Usunov J., Kornazheva B.P. Pers. and Soc. Psychol. Bull, 2001, V. 27, pp. 930-942. Egorshin A.P. Upravlenie personalom: uchebnik dlia studentov vuzov [Personnel management: textbook for University Moscow, Ekonomika Publ., 2005. 713 p.
Makklelland D. Motivatsiia cheloveka: perevod; nauch. redaktsiia E. P. Il'ina [Motivation: translation; scientific Saint-Petersburg, Piter Press Publ., 2007. 669 p.
Rubinshtein S.L. Osnovy obshcheipsikhologii [Fundamentals of general psychology]. Moscow, Pedagog Rubinshtein S.L. Problemy obshchei psikhologii [Problems of general psychology]. Moscow, Pedagogik Khukhoreva A.V. The method of mediate diagnostics of the values. Voprosy Psychologii, 2010, no.4, pp Podolsky D.A. On studying value orientations in adolescents. Voprosy Psychologii, 2014, no.2, Ostapenko R.I. Structural context of value orientations and behavioral style in a conflict situat Perspektivy nauki i obrazovaniia - Perspectives of science and education, 2013, no. 1 Fetiskin N.P. Sotsialno-psikhologicheskaia diagnostika razvitiia lichnosti i Fetiskin, V.V. Kozlov, G.M. Manuilov [Socio-psychological diagnostics tutorial for students / N. P. Fetiskin, V. V. Kozlov, G. M. Manuilov]. Mos> Kazachkova V.G. Metod nezakonchennykh predlozhenii pri izucheniÉroínoshen 154-157.
Diagnostika motivatsii dostizheniia (A.Mekhrabian) / Fetis, diagnostika razvitiia lichnosti i malykh grupp [Diagnostics V., Manuilov G. M. Socio-psychological diagnostics of devi Shirokova N.A., Bazhenov R.I. Use of correlation. ru, 2015, no. 6 (18), p. 25 (in Russian). Ostapenko R.I. Features of modeling of latent cha! and education, 2014, no. 1 (7), pp. 89-95 (in
Информация об ав Прядко Ксения ВиКкор
(Россия, Mо^
Соискател
Mосковский гу тамо-экономический институт
E-mail: orimar@list.ru
jatisn.
posobie dlia stud VUZov / N.P. ersonality and^mall groups: a apii Publ, 200^88 p. Voprosy psikhologii, 1989, no. 3, pp.
anuilov G.M. Sotsialno-psikhologicheskaia Vement (A. Mehrabian) / Fetiskin N. P., Kozlov V. erson and small groups]. Moscow, 2002, pp.98-102. data performance of students in SPSS. Nauka-Rastudent.
OS SPSS. Perspektivy nauki i obrazovaniia - Perspectives of science
Information about the author
Priadko Kseniia Viktorovna
(Russia, Moscow) Competitor of the Department of Psychology Moscow Humanitarian-Economic Institute E-mail: orimar@list.ru
5
б
7