Научная статья на тему 'Взаимосвязь мобильности трудовых ресурсов и инвестиционного имиджа регионов'

Взаимосвязь мобильности трудовых ресурсов и инвестиционного имиджа регионов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
72
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
мобильность / трудовые ресурсы / регион / устойчивое развитие / компетенция / mobility / manpower / region / sustainable development / competence
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь мобильности трудовых ресурсов и инвестиционного имиджа регионов»

Третьякова Л.А.

д.э.н., профессор, зав кафедрой Белгородского государственного национального исследовательского

университета

lora_tretyakova@mail.ru

ВЗАИМОСВЯЗЬ МОБИЛЬНОСТИ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ И ИНВЕСТИЦИОННОГО ИМИДЖА РЕГИОНОВ

Ключевые слова: мобильность, трудовые ресурсы, регион, устойчивое развитие, компетенция.

Keywords: mobility, manpower, region, sustainable development, competence.

Мобильность трудовых ресурсов - это качественная характеристика компетентностного профиля трудового потенциала работника, определяющая его фактическое или потенциальное движение по различным сферам и направлениям приложения труда в экономике, вызываемого социально-экономическими причинами смены места официального трудоустройства.

В современных условиях развития системы образования, компетентностный подход выступает как инструмент формирования системно-оценочного подхода к объективизации трудового потенциала работников, так как представляет собой методолого-аналитические структурированные формализации требований социально-экономической системы к высококачественной трудовой деятельности через подбор совокупности компетенций, представляющих собой объективно-контролируемые описания интеграции компонентов трудового потенциала работника и его проявлений в социально-трудовых отношения на рабочем месте. При этом компетентность - это объективно-измеримая интегральная характеристика личности, определяющая ее способность предлагать многовариантные решения проблем и типичных задач, возникающих в реальных жизненных ситуациях, с использованием знаний, эмпирического опыта, ценностей и наклонностей.

Исследователи в области компетентностного подхода признают, что отличие компетентного специалиста от квалифицированного состоит в том, что первый не только обладает определенным уровнем знаний, умений, навыков, но способен реализовать и реализует их в профессиональной деятельности. В условиях глобализации развития экономических систем, к которым относится и рынок труда, унифицированный подход к оценке трудового потенциала через компетентностный профиль позволяет оптимизировать плотность миграционных потоков, делая акцент на мобильности трудовых ресурсов.

Мобильность трудовых ресурсов следует расценивать как положительное явление, объективно необходимое для устойчивого развития рынка труда, поскольку мобильность, основанная на компетентностном подходе, определяет качество совокупного трудового потенциала общества, способствует сбалансированному развитию рынка труда и повышению эффективности использования трудовых ресурсов за счет их перераспределения.

Рассматривая рынок труда как экономическую систему, необходимо учитывать, что социально-инфраструктурные характеристики той или иной территории определяют степень замкнутости локальных рынков труда. Уровень и качество развития социальной сферы и инженерной инфраструктуры региона и территории играют ключевую роль в развитии мобильности трудовых ресурсов как важнейшего качественного признака ее рыночной стоимости, подтверждающей целостность базовых элементов рынка труда - цены трудовых ресурсов, спроса и предложения.

В связи с этим качественные и количественные характеристики развития рынка труда являются следствием мобильности трудовых ресурсов посредством трудовой миграции, а также определяют компетентностные требования и условия роста мобильности трудовых ресурсов, что находит отражение в динамике развития рынка труда.

Причинами неустойчивого и неравновесного развития рынка труда являются не только специфические условия реализация трудового потенциала населения, характерные для каждой территориальной единицы, но в большей степени макроэкономические, в том числе несовершенная нормативно-правовая база регулирования социально-трудовых отношений.

Особенности формирования, развития и функционирования регионального рынка труда определяет вектор и плотность мобильности трудовых ресурсов (повышение или снижение), факторно зависящие от внутренних условий экономического развития территории, так и от влияния внешних факторов, часто достаточно агрессивного.

Необходимо учитывать, что устойчивое развитие рынка труда в Российской Федерации находится в прямой зависимости от демографических процессов: анализ динамики коэффициентов общего, естественного и миграционного приростов за 2015 год показал, что в ряде регионов, характеризующихся устойчивой положительной динамикой социально-экономического развития, отрицательная динамика прироста населения компенсируется положительным сальдо миграционных потоков.

Уровень безработицы населения по субъектам Российской Федерации, 2010-2015 гг. (%)

Федеральные округа 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2015 г. к 2010 г., %

Российская Федерация 7,3 6,5 5,5 5,5 5,2 5,6 76,7

Центральный федеральный округ 4,6 4,1 3,1 3,3 3,1 3,5 76,0

Северо-Западный федеральный округ 5,9 5,1 4,0 4,3 4,1 4,7 79,6

Южный федеральный округ 7,6 7,0 6,2 6,5 6,2 6,6 86,8

Северо-Кавказский федеральный округ 16,5 14,5 13,1 13,0 11,2 11,1 67,3

Приволжский федеральный округ 7,6 6,5 5,3 4,9 4,5 4,8 63,1

Уральский федеральный округ 8,0 6,8 6,0 5,7 5,8 6,2 77,5

Сибирский федеральный округ 8,7 8,1 7,1 7,2 7,0 7,7 88,5

Дальневосточный федеральный округ 8,6 7,4 6,7 6,5 6,4 6,3 73,3

Крымский федеральный округ - - - - - 7,4 -

Источник: составлено по данным Росстата.

Учитывая неравномерное территориальное развитие в России, необходим дифференцированный подход к развитию рынка труда через стимулирование и позиционирование диверсифицированного развития предпринимательской деятельности по выделенным группам территорий, с учетом не только производственно-экономических предпосылок, но и ментальных особенностей населения. Как показывает мировой опыт реализации программ, направленных на обеспечение занятости и повышение доходов населения, определяющим в степени достижения объективно-контролируемых показателей является принцип локальности, согласно которому все вариации развития форм занятости лежат в плоскости развития местных производств на основе ресурсного потенциала данной локальной территориальной единицы. Это в полной мере позволяет не только диверсифицировать рынок труда, но и усилить местные виды предпринимательства на основе реализации start-up проектов с максимальным развитием местной гражданской инициативы, формирующейся с учетом ментальности и общественной культуры1.

Важнейший фактор развития рынка труда - предпринимательство как катализатор инновационного развития региона. Его роль выражается в стремлении предпринимателей к наиболее эффективному использованию производственно-ресурсного потенциала территории через создание новых предприятий, повышение занятости и уровня жизни населения, обеспечение роста доходов местных бюджетов, что в конечном итоге ведет к выравниванию диспропорций в региональном развитии. В отрыве от проблемы развития предпринимательства не могут рассматриваться вопросы динамичного развития всех сфер производства и социально-трудовой сферы, оптимизации параметров спроса на рабочую силу и ее предложения, при этом мобильность трудовых ресурсов наблюдается именно в тех регионах, где наблюдается наибольшая положительная динамика развития доходных видов предпринимательской деятельности (табл. 2).

Таблица 2

Мобильность трудовых ресурсов в РФ по видам экономической деятельности в 2015 году, %

Регионы РФ с наибольшей плотностью внешнего притока трудовых ресурсов Добыча полезных Строи- Сфера Транспорт Операции с Прочие виды экономической деятельности

ископаемых тельство услуг и связь недвижимостью

Всего 8,7 25,4 11,9 13,7 11,9 28,4

Краснодарский край 2,1 38,6 11,5 15,0 3,6 29,2

г. Санкт-Петербург 0,1 20,4 18,8 18,3 10,9 31,4

г. Москва 0,2 22,8 15,1 12,8 17,6 31,5

Московская область 0,3 31,9 13,5 12,2 11,1 31,1

Тюменская область 45,7 24,9 2,1 11,5 2,9 12,9

Ханты-Мансийский авт. округ 47,5 24,7 2,8 11,2 3,0 10,7

Ямало-Ненецкий авт. округ 42,8 30,7 0,8 9,5 2,8 13,3

Тюменская область без вт. округов 45,7 21,7 2,3 12,9 2,8 14,6

Источник: составлено по данным Росстата.

Важно понимать, что чем более высокий ранг инвестиционного потенциала имеет территория, тем больше трудовых ресурсов в нее направляется. При этом инвестиционный потенциал является совокупной способностью региональной экономики к реализации инвестиционных проектов, направленных на удовлетворение потребностей населения, обеспечивая инновационное развитие производства и потребления. Анализ инвестиционного потенциала дает возможность прогнозировать направления движения инвестиционных потоков по регионам (табл. 3).

1 Коровкин А.Г. Динамика занятости и рынка труда в рф в перспективе до 2030 г. // Проблемы прогнозирования. 2013. -С.79-96

Инвестиционный потенциал областей Центрального федерального округа РФ в 2015 году

Доля в об- Ранги составляющих инвестиционного потенциала

произ-вод-ствен-ный

щероссийском потен- трудовой потребительский финансо- институциональ- инноваци- инфраструк- Природно-ресурсный туристиче-

циале,% вый ный онный турный ский

Белгородская область 1,424 28 27 22 22 25 32 13 4 37

Брянская область 0,714 42 35 53 38 28 44 18 67 51

Владимирская область 0,845 33 39 41 41 29 31 12 66 17

Воронежская область 1,140 21 18 25 23 23 19 21 51 31

Ивановская область 0,607 46 55 55 60 50 28 34 79 40

Калужская область 0,978 45 43 33 40 36 8 10 68 36

Костромская область 0,401 67 69 59 68 65 60 58 70 44

Курская область 0,812 37 42 44 42 51 39 9 20 63

Липецкая область 0,720 43 33 30 37 48 68 15 71 61

Московская область 6,075 2 2 2 2 3 2 3 49 3

Орловская область 0,503 60 62 62 62 56 61 26 73 67

Рязанская область 0,643 49 47 42 51 45 46 33 55 39

Смоленская область 0,637 44 51 51 57 26 62 27 69 42

Тамбовская область 0,642 52 46 54 55 60 16 40 62 70

Тверская область 0,693 38 36 45 47 40 38 36 59 28

Тульская область 0,866 30 30 35 32 32 33 14 64 53

Ярославская область 0,783 39 38 40 39 35 24 28 77 18

г. Москва 15,318 1 1 1 1 1 1 1 82 1

Источник: составлено по данным рейтингового агентства RAEX (Эксперт РА).

Оценка инвестиционного потенциала областей ЦФО России в 2015 году показала, что доля округа в общероссийском потенциале составляет 33,8%, при этом наибольший инвестиционный потенциал в г. Москва, Московской области, Белгородской и Воронежской областях.

Основными условиями устойчивого экономического развития региона являются условия общего экономического роста, т.е. увеличение реального объема производства (ВВП) на основе динамичного роста средней производительности труда в обществе, соответствие стратегических целей регионального развития содержанию ресурсного потенциала региона, достижение максимальной самодостаточности структуры производства и структуры потребления.

Состояние и объективная оценка инвестиционного климата формируются не только под влиянием оценки экономических процессов и явлений, но в значительной степени с учетом такого фактора как информация, которая представляет собой сведения, получаемые участниками инвестиционной системы при адаптивном управлении процессами инвестирования. Вся совокупность моделей информационной поддержки процесса инвестирования региональной экономики формирует инвестиционный имидж. Динамичность развития инвестиционных процессов напрямую связана с устойчиво и автоматически воспроизводящимся соответствием между инвестиционным климатом и инвестиционным имиджем1.

Таблица 4

Распределение областей Центрального Федерального округа РФ по рейтингу инвестиционного

климата в 2012-2015 гг.

Белгородская область Средний потенциал - минимальный риск (2А)

Брянская область Пониженный потенциал - умеренный риск (3В1)

Владимирская область Пониженный потенциал - умеренный риск (3В1)

Воронежская область Пониженный потенциал - минимальный риск (3А1)

Ивановская область Пониженный потенциал - умеренный риск (3В1)

Калужская область Пониженный потенциал - умеренный риск (3В1)

Костромская область Незначительный потенциал - умеренный риск (3В2)

Курская область Пониженный потенциал - умеренный риск (3В1)

Липецкая область Пониженный потенциал - минимальный риск (3А1)

Московская область Максимальный потенциал - минимальный риск (1А)

Орловская область Незначительный потенциал - умеренный риск (3В2)

Рязанская область Пониженный потенциал - умеренный риск (3В1)

Смоленская область Пониженный потенциал - умеренный риск (3В1)

Тамбовская область Пониженный потенциал - минимальный риск (3А1)

Тверская область Пониженный потенциал - умеренный риск (3В1)

Тульская область Пониженный потенциал - умеренный риск (3В1)

Ярославская область Пониженный потенциал - умеренный риск (3В1)

г. Москва Максимальный потенциал - минимальный риск (1А)

1 Единак Е.А., Коровкин А.Г. Построение баланса территориального движения занятого населения (на примере федеральных округов РФ) // Проблемы прогнозирования. - М., 2014. - № 3. - С. 72-84

Источник: составлено по данным рейтингового агентства КЛЕХ (Эксперт РА).

Согласно рейтингу инвестиционной привлекательности регионов ЦФО России, составленному рейтинговым агентством RAEX (Эксперт РА), только г. Москва и Московская область характеризуются как регионы с высокой инвестиционной привлекательностью первого уровня, то есть с минимальными рисками вложения инвестиционных ресурсов и максимальной привлекательностью для трудовых мигрантов, Белгородская область входит в группу регионов с высокой инвестиционной привлекательностью второго уровня, тогда как 55,5% областей ЦФО характеризуются как регионы с пониженным потенциалом и умеренным риском для инвесторов.

Данная закономерность позволяет сделать вывод о том, что эффективность процесса инвестирования в региональную экономику находится в прямой зависимости от системы мер, направленных на улучшение инвестиционного климата, что в свою очередь определяет плотность и качество мобильности трудовых ресурсов.

Рассматривая мобильность трудовых ресурсов как сложное социально-экономическое явление, отражающее качественную характеристику компетентностного профиля трудового потенциала работника, определяющую его фактическое или потенциальное движение по различным сферам и направлениям приложения труда в экономике, можно выделить ряд отрицательных моментов мобильности трудовых ресурсов: демпинг на рынке труда, приводящий к снижению заработной платы работников, проживающих и имеющих постоянное место работы на данной территории; рост конкуренции за рабочие места; потенциальный рост безработицы, вызванный массовым притоком трудовых мигрантов; снижение эффективности и производительности труда из-за низких качественных характеристик компетент-ностного профиля трудовых мигрантов.

Несмотря на наличие отрицательных моментов, мобильность трудовых ресурсов оказывает и позитивное влияние на развитие регионального рынка труда: большее обеспечение занятости благодаря снижению дефицита трудовых ресурсов; положительная динамика показателей социально-экономического развития регионов РФ с наибольшей плотностью внешнего притока трудовых ресурсов; улучшение демографической ситуации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В целом, мобильность трудовых ресурсов создает объективные предпосылки для структурного соответствия параметров спроса на рабочую силу и ее предложения по видам экономической деятельности в региональном, отраслевом и профессионально-квалификационном сегментах, не только развивая новые и сохраняя существующие рабочие места в стратегически важных отраслях экономики, но и создавая новые высокодоходные рабочие места во всех сферах предпринимательской деятельности. Предупреждение и принятие превентивных мер по недопущению кризиса рынка труда непосредственно зависит от системы мер по стимулированию трудовой миграции не только трудовых ресурсов низкой квалификации, но и специалистов, способных работать на высокотехнологичных производствах. Реализация грамотной миграционной политики позволит не только расширить систему компенсационных мер формирования устойчивого рынка труда, но и обеспечит снижение себестоимости товаров и услуг, простимулирует рост поступлений в бюджетные и внебюджетные фонды и качественно модифицирует демографические процессы на территории РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.