Научная статья на тему 'ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕЖДУ ОЦЕНКОЙ СФОРМИРОВАННОСТИ ТОЛЕРАНТНОСТИ И ЖЕЛАНИЕМ ПОВЫСИТЬ КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКУЮ ПОДГОТОВКУ У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ'

ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕЖДУ ОЦЕНКОЙ СФОРМИРОВАННОСТИ ТОЛЕРАНТНОСТИ И ЖЕЛАНИЕМ ПОВЫСИТЬ КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКУЮ ПОДГОТОВКУ У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
73
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science for Education Today
Область наук
Ключевые слова
БУДУЩИЙ ПЕДАГОГ / КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ / САМООЦЕНКА ТОЛЕРАНТНОСТИ / ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТА / УЧАСТНИКИ КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ / КАЧЕСТВА ТОЛЕРАНТНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сиврикова Надежда Валерьевна, Пташко Татьяна Геннадьевна, Перебейнос Артём Евгеньевич, Ворожейкина Анфиса Вячеславовна, Черникова Елена Геннадьевна

Проблема и цель. Статья посвящена изучению проблемы мотивации к профессиональной конфликтологической подготовке у будущих педагогов. Цель статьи - выявить и проанализировать взаимосвязь между самооценкой сформированности толерантности у будущих педагогов и их потребностью повысить уровень конфликтологической подготовки. Методология. Методологической основой исследования выступает системный подход, теоретические и эмпирические методы исследования. Для сбора первичных эмпирических данных проведен анкетный опрос 152 студентов 2-5 курсов педагогического университета. Для математического анализа связи между исследуемыми переменными использовался метод ранговой корреляции Спирмена и логистический регрессионный анализ. Результаты. В исследовании выявлена связь между тем, как студенты оценивают у себя сформированность качеств толерантности и их желанием повысить уровень конфликтологической подготовки. В ходе исследования были выявлены высокие показатели самооценки толерантности у студентов - будущих учителей. При этом в структуре качеств толерантности преобладает отказ от насилия (X = 4,59). Результаты исследования показывают, что студенты, которые считают себя неспособными отказаться от насилия или подчиниться правилам, в большей степени проявляют желание повысить свою конфликтологическую готовность. Установлено, что большинство студентов (76,3 %) испытывают потребность в повышении конфликтологической готовности, а именно в развитии способности к организации взаимодействия участников конфликтной ситуации для ее продуктивного разрешения. Только 21,1 % опрошенных не нуждаются в повышении собственной компетентности в разрешении конфликтов. Заключение. Результаты исследования позволяют сделать вывод о наличии связи между оценкой сформированности толерантности будущего педагога и мотивацией на повышение уровня его конфликтологической подготовки. Самооценка толерантности как важнейшей профессиональной способности важна будущему учителю для осознания себя как профессионала, способного вступать во взаимодействие с другими участниками образовательного процесса в различных условиях, в том числе и в ситуациях конфликта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сиврикова Надежда Валерьевна, Пташко Татьяна Геннадьевна, Перебейнос Артём Евгеньевич, Ворожейкина Анфиса Вячеславовна, Черникова Елена Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RELATIONSHIP BETWEEN PROSPECTIVE TEACHERS’ SELF-ASSESSMENT OF THE LEVEL OF TOLERANCE AND THEIR WILLINGNESS TO INCREASE CONFLICT RESOLUTION COMPETENCE

Introduction. The article investigates prospective teachers’ motivation for targeted conflict resolution training. The purpose of the article is to identify and analyze the relationship between the self-assessment of the level of tolerance among undergraduate students majoring in education and their need to increase their conflict resolution competence. Materials and Methods. The study followed a systematic approach and used theoretical and empirical research methods. Primary empirical data were collected via a questionnaire survey. The sample consisted of 2nd-5th-year students (n=152) doing their initial teacher education degree. For mathematical analysis of the relationship between the study variables, the Spearman rank correlation method and logistic regression analysis were used. Results. The study revealed a relationship between students’ self-assessment of tolerant qualities and their willingness to increase their conflict resolution competence. The study found high levels of self-assessment of tolerance among prospective teachers. At the same time, in the structure of tolerant qualities, the rejection of violence prevails (X = 4.59). The results of the study show that students who consider themselves incapable of renouncing violence or obeying the rules are more willing to increase their conflict resolution competence. It was established that most students (76.3 %) have a need to increase conflict resolution readiness, namely, to develop the ability to organize interaction between participants in a conflict situation for its productive resolution. Only 21.1 % of the respondents argued that they do not need to increase their competence in conflict resolution. Conclusions. The article concludes about the relationship between prospective teacher’s self-assessment of level of tolerance and their motivation to increase their conflict resolution competence. Self-assessment of tolerance, being a significant professional quality, is important for future teachers in order to consider themselves as professionals who are able to interact with other participants in education in various conditions, including conflict situations.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕЖДУ ОЦЕНКОЙ СФОРМИРОВАННОСТИ ТОЛЕРАНТНОСТИ И ЖЕЛАНИЕМ ПОВЫСИТЬ КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКУЮ ПОДГОТОВКУ У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ»

УДК 159.9+373 Научная статья / Research Full Article

DOI: 10.15293/2658-6762.2202.02 Язык статьи: русский / Article language: Russian

Взаимосвязь между оценкой сформированности толерантности и желанием повысить конфликтологическую подготовку у будущих педагогов

Н. В. Сиврикова1, Т. Г. Пташко1, А. Е. Перебейнос1, А. В. Ворожейкина1, Е. Г. Черникова1 1 Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, Челябинск, Россия

Проблема и цель. Статья посвящена изучению проблемы мотивации к профессиональной конфликтологической подготовке у будущих педагогов. Цель статьи - выявить и проанализировать взаимосвязь между самооценкой сформированности толерантности у будущих педагогов и их потребностью повысить уровень конфликтологической подготовки.

Методология. Методологической основой исследования выступает системный подход, теоретические и эмпирические методы исследования. Для сбора первичных эмпирических данных проведен анкетный опрос 152 студентов 2-5 курсов педагогического университета. Для математического анализа связи между исследуемыми переменными использовался метод ранговой корреляции Спирмена и логистический регрессионный анализ.

Результаты. В исследовании выявлена связь между тем, как студенты оценивают у себя сформированность качеств толерантности и их желанием повысить уровень конфликтологической подготовки.

В ходе исследования были выявлены высокие показатели самооценки толерантности у студентов - будущих учителей. При этом в структуре качеств толерантности преобладает отказ от насилия (X = 4,59). Результаты исследования показывают, что студенты, которые считают себя неспособными отказаться от насилия или подчиниться правилам, в большей степени проявляют желание повысить свою конфликтологическую готовность.

Установлено, что большинство студентов (76,3 %) испытывают потребность в повышении конфликтологической готовности, а именно в развитии способности к организации взаимодействия участников конфликтной ситуации для ее продуктивного разрешения. Только 21,1 % опрошенных не нуждаются в повышении собственной компетентности в разрешении конфликтов.

Заключение. Результаты исследования позволяют сделать вывод о наличии связи между оценкой сформированности толерантности будущего педагога и мотивацией на повышение уровня его конфликтологической подготовки. Самооценка толерантности как важнейшей профессиональной способности важна будущему учителю для осознания себя как профессионала,

Библиографическая ссылка: Сиврикова Н. В., Пташко Т. Г., Перебейнос А. Е., Ворожейкина А. В., Черникова Е. Г. Взаимосвязь между оценкой сформированности толерантности и желанием повысить конфликтологическую подготовку у будущих педагогов // Science for Education Today. -2022. - Т. 12, № 2. - С. 33-50. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2202.02

Н Автор для корреспонденции: Н. В. Сиврикова, [email protected]

© Н. В. Сиврикова, Т. Г. Пташко, А. Е. Перебейнос, А. В. Ворожейкина, Е. Г. Черникова, 2022 © 2011-2022 Science for Education Today Все права защищены

Science for Education Today 2022. Том 12. № 2 http://sciforedu.ru ISSN 2658-6762

способного вступать во взаимодействие с другими участниками образовательного процесса в различных условиях, в том числе и в ситуациях конфликта.

Ключевые слова: будущий педагог; конфликтологическая готовность; самооценка толерантности; организация взаимодействия; разрешение конфликта; участники конфликтной ситуации; качества толерантности.

Постановка проблемы

Актуальность исследования обусловлена важностью понимания аспектов, от которых зависит желание повышать профессиональный уровень подготовки у будущих педагогов. В рамках нашего исследования мы рассматриваем аспект значимости и влияния уровня сформированности самооценки толерантности, умения решать задачи на взаимодействие на этой основе на их желание повысить уровень конфликтологической готовности.

Исследование факторов, влияющих на желание повысить уровень профессиональной подготовки у педагогов, в частности конфликтологической, сегодня возрастает.

Это обусловлено тем, что осуществляя практику в образовательных организациях, взаимодействуя с субъектами образовательного процесса в условиях вуза, будущий педагог уже находится в условиях разнообразных конфликтных ситуаций. Сформированность у него готовности к взаимодействию, а также соответствующих качеств, в том числе толерантности, во многом будет определять его конфликтологическую подготовку [16].

В ряде исследований отмечается необходимость общей подготовки учителей к взаимодействию, развитию соответствующих личностных качеств [23], формирования толерантности [2; 3], повышения уровня готовности к профилактике и разрешению конфликтов [12; 26; 33]. Также в научных работах изучается развитие личностной составляющей у будущего педагога для организации взаимодействия с участниками образовательного

процесса: сформированность коммуникативных способностей [7; 24], умение взаимодействовать [32], умение разрешать конфликтные ситуации [6], а также толерантность [19].

Однако в работах было обнаружено, что у студентов, обучающихся педагогической профессии навыки готовности к решению задач на взаимодействие развиты недостаточно [9; 24]. А желание иметь соответствующий уровень профессиональной подготовки и повышать его не должно носить стихийный характер, оно должно основываться на соответствующих сформированных качествах. Высокие требования предъявляются к навыкам межличностного общения людей, включая, среди прочего, сочувствие (ориентацию на предоставление услуг) и социальные навыки (общение, управление конфликтами, навыки построения команды, сотрудничество) [14].

Опрошенные учителя утверждали, что они сталкиваются со стрессом, вызванным высоким давлением на работе из-за долгого рабочего дня, давлением со стороны школьной администрации, которая требует высоких результатов, а также стрессом, с которым сталкиваются при работе с учениками-подростками. Для того чтобы предупредить и разрешить конфликты, возникшие из-за стресса, необходимо такое качество, как терпение, толерантность [28].

По мнению ученых, в образовательной среде необходимо развитие у педагогов таких качеств, как терпение, чувствительность, благодаря которым снижается уровень стресса, агрессивности, беспокойства и импульсивности [27], выстраивание заботливых отношений

© 2011-2022 Science for Education Today

Все права защищены

34

Science for Education Today 2022. Том 12. № 2 http://sciforedu.ru ISSN 2658-6762

между педагогом и ребенком, развитие эмоциональной компетентности [36]. Проведенные исследования указывают на необходимость формирования толерантности у будущих учителей, так как у них еще при обучении в вузе проявляются признаки агрессивного поведения [22].

В этой связи необходимо выявить, влияет ли самооценка сформированности толерантности у будущего педагога и готовность к решению задач на взаимодействие на этой основе на его желание повысить уровень конфликтологической подготовки.

Рассмотрим исследования, которые выявили наличие и значимость качества толерантности в конфликтологической подготовке педагога в целом, работы, направленные на степень готовности к решению задач по взаимодействию с участниками образовательного процесса на основе толерантности и работы, рассматривающие влияние самооценки толерантности на желание повысить уровень конфликтологической подготовки у будущих педагогов.

Обозначим исследования, которые выявили наличие и значимость качества толерантности в конфликтологической подготовке педагога в целом.

Зарубежные и отечественные ученые отмечают, что основным фактором, который определяет, каким будет учитель, является опыт, полученный в студенческие годы, включающий в себя формирование личностных качеств, связанных со справедливостью и человеческой солидарностью, учетом интересов другого человека [29], низкий уровень агрессивности, понимание, сотрудничество, внутреннюю устойчивость, стрессоустойчивость [21].

Исследование B. Galymzhan посвящено изучению содержания педагогической толерантности как профессионально значимого качества учителя. Толерантный педагог, по его

мнению, благодаря особой тактике построения своего поведения по отношению к детям, достигает большей эффективности в работе [17]. Ученые подчеркивают выработку качества толерантности у учителей во время пандемии, так как взаимодействие с детьми через виртуальные классы могло привести к недопониманию, конфликтным отношениям, проявлению признаков насилия. А наличие таких качеств, как терпимость и сочувствие помогали выстраивать хорошие отношения с детьми [18].

Таким образом, в научной литературе находит отражение аспект значимости и необходимости формирования такого качества, как толерантность, которое включает в себя следующие составляющие: соблюдение «позиции на равных», отказ от насилия, подчинение правилам, способность сохранять внутреннюю устойчивость, что является важным условием для разрешения конфликта.

Отразим результаты исследований, направленных на значимость готовности к взаимодействию с участниками образовательного процесса на основе толерантности в конфликтологической подготовке педагога в целом.

В работах ученых подчеркивается аспект важности сформированности умений к взаимодействию, самораскрытию в процессе общения [11], умение разбираться в конфликтах и управлять ими, иначе это порождает усталость учителей, стресс и беспокойство, одиночество, несчастье, цинизм, снижение мотивации, нежелание ходить в школу, желание бросить школу, исчезновение этического поведения, замкнутость и гнев [15]. В исследованиях выявлено, что студенты должны быть готовы к решению задач по взаимодействию с другими участниками образовательного процесса [4].

Таким образом, в работах ученых содержатся данные о сформированности умений по

Science for Education Today 2022. Том 12. № 2 http://sciforedu.ru ISSN 2658-6762

организации взаимодействия, но таких работ недостаточно. Мы не обнаружили исследований, связанных с оценкой умений решать задачи по организации взаимодействия на основе толерантности с субъектами образования.

Проанализируем работы, рассматривающие влияние самооценки толерантности и готовности к взаимодействию на желание повысить уровень конфликтологичекой подготовки у будущих педагогов.

В целом ученые изучают разнообразные факторы влияния на повышение уровня конфликтологической готовности. Это медитация, включающая в себя терпение, чувствительность, эмоциональное равновесие, благополучие и расслабление, что вырабатывает чувство принятия, уважения, сотрудничества, поддержки, солидарности и интеграции [27], саморегулирование [25], понимание [10], рефлексивный опыт, развитие которого обеспечивает устойчивость поведения и приводит к желанию повысить уровень конфликтологической подготовки [13].

Мы обнаружили небольшое количество исследований, которые отражают сформиро-ванность именно качества толерантности и его влияние на повышение уровня конфликтологической подготовки.

Ряд исследований посвящен самооценке стрессоустойчивости у будущих педагогов как одной из составляющей толерантности [21]. Ученый из Турции §. Ada [8] утверждает, что хорошая подготовка учителей - важный фактор успешности в деятельности. У учителя должны быть сформированы такие качества, как самоотдача, терпение и любовь. Это приводит к необходимости повышать профессиональную подготовку, в частности в вопросах взаимодействия.

При опросе учителей было установлено, что существует необходимость в повышении уровня подготовки педагогов, особенно

нужно формировать такие качества, как сочувствие, стойкость и терпение [31].

Желание повысить уровень конфликтологической готовности определяет наличие умения у педагогов выстраивать последовательные диалоги с ребенком, отсутствие враждебности и барьеров в общении [31], сформи-рованность у учителей таких качеств, как доверие, уважение к себе и другим, согласие на мирное разрешение конфликта, терпение [34].

Отечественные ученые исследуют проблему развития толерантности учителей как условие их эффективной профессиональной деятельности, так как толерантность понимается как личное качество, которое способствует эффективному общению учителя и ученика в проблемных ситуациях и социализации детей. Проведенное в Красноярске исследование, в котором был задействован 71 учитель, обнаружило, что толерантность зависит от других личностных качеств, но необходима для повышения уровня профессионализма, в том числе в вопросе взаимоотношений [1].

Таким образом, многие ученые считают важным изучение факторов, влияющих на повышение уровня профессиональной компетентности, особенно в области взаимодействия с людьми. В работах исследователей прослеживается оценка значимости сформи-рованности качества толерантности, умения взаимодействия, однако таких исследований недостаточно. Мы не обнаружили исследований, связанных с самооценкой толерантности у будущих учителей.

Проведенные исследования частично отражают влияние сформированности умения общаться на повышение уровня конфликтологической готовности. Однако недостаточно накопленных данных о влиянии уровня сфор-мированности толерантности, способности к решению задач по организации взаимодей-

Science for Education Today 2022. Том 12. № 2 http://sciforedu.ru ISSN 2658-6762

ствия на желание повысить конфликтологическую готовность у будущих учителей. В этой связи авторы ставят цель статьи - выявить и описать взаимосвязь между самооценкой сформированности толерантности у будущих учителей и их потребностью повысить уровень конфликтологической подготовки.

Методология исследования

Для достижения поставленной цели был проведен анкетный опрос студентов ЮжноУральского государственного гуманитарно-педагогического университета. В исследовании приняли участие 152 студента 2-5 курсов (43 мужчины и 109 женщин).

Для сбора эмпирической информации использовалась специально разработанная анкета, содержавшая блок оценки собственных толерантных качеств по шкале Лайкерта (от 1 до 5 баллов) и вопрос о том, хотят ли студенты повышать свою конфликтологическую готовность. Применение альфа-теста Крон-баха показало высокую степень внутренней согласованности используемого опросника (а = 0,762).

В рамках данного исследования толерантность рассматривается как интегративное качество личности. Оно включает в себя такие особенности, как соблюдение позиции на равных условиях и с учетом интереса другого, отказ от насилия, подчинение правилам, законам

(по доброй воле), постановка позитивных целей, способность сохранять внутреннюю стабильность и способность личного выбора. Необходимость повышения конфликтологической компетентности у студентов определялась через вопрос «Нужно ли вам повышать свою конфликтологическую компетентность?». Респонденты выбрали один из предложенных вариантов ответа: да, нет или частично.

Для математической обработки данных использовался корреляционный анализ по Спирману и логистический регрессионный анализ. В этом случае ответы на вопрос о том, существует ли необходимость в повышении конфликтологической компетенции, выступали зависимой переменной. При этом из выборки были исключены 4 случая, в которых в качестве ответов был выбран вариант «частично».

Расчеты проводились в программе IBM SPSS Statistics 23.

Результаты исследования

Результаты исследования показали, что в увеличении собственной конфликтологической готовности нуждается подавляющее большинство опрошенных студентов (76,3 %). Только 21,1 % опрошенных студентов не нуждается в повышении собственной компетентности в разрешении конфликтов (табл. 1).

Таблица 1 Table 1

Потребность в повышении конфликтологической готовности Need for improved conflict preparedness

Уровень потребности Количество студентов (n) (абсолютная доля респондентов из N = 152) Процент студентов от общего числа выборки (относительная доля респондентов)

Высокий 116 76,3 %

Низкий 32 21,1 %

Средний 4 2,6 %

2022. Том 12. № 2

Результаты оценки качеств толерантности студентов представлены в таблице 2. Полученные данные показали, что респонденты считают себя толерантными (X = 4,19). При

ISSN 2658-6762

этом в структуре качеств толерантности преобладает отказ от насилия (X = 4,59), а внутренняя стабильность представлена меньше всего (X = 3,9).

http://sciforedu.ru

Таблица 2

Структура качеств толерантности будущих педагогов (результаты самооценки)

Table 2

Structure of tolerant traits future educators (self-assessment results)

Качества толерантности Минимум по Максимум по Среднее значение по

выборке выборке выборке

Позиция на равных 1 5 4,06

Отказ от насилия 1 5 4,59

Подчинение правилам 1 5 4,24

Позитивные цели 1 5 4,24

Внутренняя стабильность 1 5 4,3

Личный выбор 1 5 4,1

Мы обнаружили отрицательную корреляцию между потребностями студентов в повышении их конфликтологической готовности и параметрами толерантности, такими как «отказ от насилия» (г = -0,18; р = 0,027) и «подчинение правилам» (г = -0,17; р = 0,045). Ре-

зультаты исследования показывают, что студентам, которые считают себя неспособными отказаться от насилия или подчиниться правилам, скорее потребуется повысить свою компетентность в области разрешения конфликтов (табл. 3).

Таблица 3

Корреляции уровня сформированности качеств толерантности личности и мотивации к повышению конфликтологической готовности у будущих педагогов

Table 3

Correlations of the level of formation of tolerant personality qualities and motivation to increase conflict preparedness among future teachers

Качества толерантности Параметры взаимосвязи

1 2 3

Позиция на равных г -0,05

Р 0,56

n 152

Отказ от насилия г -0,018

Р 0,027

n 152

Подчинение правилам г -0,17

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Р 0,045

n 152

© 2011-2022 Science for Education Today

Все права защищены

38

Science for Education Today 2022. Том 12. № 2 http://sciforedu.ru ISSN 2658-6762

Окончание таблицы 3

1 2 3

Позитивные цели r -0,05

Р 0,56

n 152

Внутренняя стабильность r 0,04

p 0,65

n 152

Личный выбор r 0,05

p 0,57

n 152

Логистический регрессионный анализ уровня развития толерантных качеств студен-

показал зависимость мотивации учащихся от тов (см. рис. ).

Step number: 1

Observed Groups and Predicted Probabilities

20 +

I 2

I 2

F I 1

R 15 + 1

EI 12

Q 1 2 12

0 1 1 12

E 10 + 1211

N I 1 1111

CI 1 1111 2

Y I 1 1111 2 1

S + 2 1 1111 2211

I 21 1 11112 21112 2 I 1 1111111111111111211 111 2 1

I 11111111111111111111111111112112 1 111 2 2 1 2

Prob: 0 ,1 ,2 ,3 ,4 ,5 ,6 ,7 ,8 ,9 1

Group: 1111111111111111111111111111111111111111111111111122222222222222222222222222222222222222222222222222

Predicted Probability is of Membership for 2,00 The Cut Value is , 50 Symbols: 1 - 1,00 2 - 2,00

Each Symbol Represents 1,25 Cases.

Рис. Результаты логистического регрессионного анализа Fig. Logistic regression analysis results

В таблице 4 приведены результаты мате- студенты оценивают свою способность подчи-матических расчетов. Исследование показало, няться правилам. что на необходимость повышения компетентности в разрешении конфликтов влияет то, как_

© 2011-2022 Science for Education Today Все права защищены

Science for Education Today

2022. Том 12. № 2 http://sciforedu.ru ISSN 2658-6762

Таблица 4

Влияние качеств толерантности на мотивацию повышения конфликтологической готовности у будущих педагогов

Table 4

The influence of tolerant traits on motivation to increase conflict preparedness in future teachers

Качества толерантности B Exp (B) OR [95 Percent] p Wald

Позиция на равных -0,048 0,953 [0,0557-1,63] 0,86 0,031

Отказ от насилия -0,157 0855 [0,548-1,333] 0,489 0,479

Подчинение правилам -0,485 0,616 [0,391-0,969] 0,036 4,398

Позитивные цели -0,2 0,819 [0,495-1,335] 0,437 0,604

Внутренняя стабильность 0,171 1,187 [0,752-1,872] 0,462 0,541

Личный выбор 0,315 1,37 [0,788-2,383] 0,264 1,245

Результаты расчетов показывают, что при увеличении способности подчиняться правилам на 1 балл вероятность того, что студенту потребуется повысить свою конфликтную готовность снижается в 2 раза (1/0,485) или на 50 % (р = 0,036).

В данном исследовании рассматривается проблема взаимосвязи уровня развития качеств толерантности на потребность повышения конфликтологической готовности студентов педагогического вуза. Эмпирические данные показали, что у большинства будущих педагогов есть мотивация повысить свою готовность в области разрешения конфликтов. При этом они высоко оценивают собственные качества толерантности.

Результаты согласуются с предыдущими исследованиями. В частности, исследования Казанского федерального университета показали, что будущие преподаватели нуждаются в повышении уровня управления конфликтами. Это, в частности, проявляется в степени овладения ими навыками общения, моделях поведения в конфликте, умении понимать невербальные коммуникативные сигналы собеседника [20].

Только пятая часть студентов, опрошенных в текущем исследовании, не нуждается в

повышении конфликтологической готовности. Это говорит, с одной стороны, о том, что учебные программы не отвечают потребностям студентов в получении навыков урегулирования конфликтов. С другой стороны, возможно, важным фактором в данном случае является продолжительность обучения. В нашем исследовании были проанализированы различные курсы. На ранних этапах обучения конфликтологической подготовки нет. Поэтому студенты испытывают потребность в ней. На старших курсах картина может измениться. Однако в рамках данного исследования важным является представленность респондентов с разным уровнем подготовки.

Опрошенные студенты выше среднего оценили уровень развития качеств толерантности. При этом самым выраженным в исследуемой выборке было такое качество, как отказ от насилия. Студенты оценивали собственную внутреннюю стабильность ниже других качеств толерантности. Это говорит о том, что студенты считают, что они хорошо владеют собой и способны решать проблемы без прямого насилия. Однако они менее способны поддерживать внутреннее равновесие в сложных жизненных ситуациях. Можно сделать вывод, что управление своим поведением оценивается студентами выше, чем управление

© 2011-2022 Science for Education Today

Все права защищены

40

Science for Education Today 2022. Том 12. № 2 http://sciforedu.ru ISSN 2658-6762

своими эмоциями. Следует отметить, что ранее исследователями было установлено, что качества толерантности студентов имеют положительную динамику с 1 -го по 4-й курс обучения. В частности, было обнаружено, что студенты 4-го года обучения, в отличие от студентов 1 -го года обучения, имеют более высокий уровень толерантности [5].

Необходимость повышения конфликтологической готовности коррелирует со способностью будущих учителей отказываться от насилия и/или подчиняться правилам. В текущем исследовании студенты, которые считают, что они не в состоянии избежать насильственных методов при разрешении конфликтов или следовать общепринятым правилам (законам), с большей вероятностью чувствуют необходимость изучать конфликты и овладевать навыками управления ими. Корреляции, обнаруженные в ходе исследования, были слабыми. Но регрессионная модель подтвердила взаимосвязь между переменными исследования.

В зарубежных исследованиях представлены выводы консультантов-посредников, которым приходилось помогать учителям и классным руководителям, когда они разбирались с проблемными ситуациями, связанными с конфликтами в их классах. Консультанты сообщали, что стратегия, чаще всего используемая педагогами, является неэффективной командной стратегией. Это редко приводило к позитивному результату урегулирования конфликта. В разрешении конфликтов в школе большую роль играют сочувствие и взаимопонимание, т. е. отказ от насилия в любой форме [35]. Эта идея может заставить студентов, которые не всегда способны решить проблему без насилия, стремиться повысить свою конфликтологическую готовность.

Таким образом, результаты исследования позволили сделать следующие выводы.

1. Большинство студентов (76,3 %) испытывают потребность в повышении конфликтологической компетентности, а именно в развитии способности к организации взаимодействия участников конфликтной ситуации для ее продуктивного разрешения. Только 21,1 % опрошенных не нуждаются в повышении собственной компетентности в разрешении конфликтов.

2. В ходе исследования были выявлены высокие показатели самооценки толерантности у студентов - будущих учителей. При этом в структуре толерантных качеств преобладает отказ от насилия (X = 4,59).

3. Результаты исследования показывают, что студентам, которые считают себя неспособными отказаться от насилия или подчиниться правилам, проявляют желание повысить свою конфликтологическую готовность.

Заключение

В условиях повышенной конфликтности образовательной среды современной школы повышаются требования к профессиональной подготовке учителя. Важна не только объективная оценка знаний и умений будущих учителей, но и их самооценка профессиональной подготовленности, развития профессионально значимых качеств педагога. Самооценка толерантности как важнейшей способности понимать, сопереживать, принимать, общаться на равных, принимать правила, иметь личную позицию важна будущему учителю для осознания себя как профессионала, способного вступать во взаимодействие с другими участниками образовательного процесса в различных условиях, в том числе и в ситуациях конфликта. Связь между самооценкой толерантности и потребностью в повышении конфликтологической готовности ставит перед исследователями задачу поиска факторов их взаи-

2022. Том 12. № 2

мовлияния и выделения приоритетов в конфликтологической подготовке будущих учителей, обеспечивающих их готовность успешно организовывать взаимодействие между участниками конфликта и выходить из

ISSN 2658-6762

него конструктивно и с минимальными потерями.

Материалы статьи могут быть полезны всем, кто причастен к подготовке учителя для современной школы.

http://sciforedu.ru

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гончаревич Н. А., Шайдурова О. В., Ковалевич И. А., Помазан В. А., Ростовцева М. В. Зависимость уровня педагогической толерантности от стажа работы и некоторых индивидуально-психологических качеств учителя // Science for Education Today. - 2019. -№ 4. - С. 214-230. DOI: https://doi.org/10.15293/2658-6762.1904.13 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=39256963

2. Ма Д., Ахметова Н. А. К вопросу о формировании толерантности в педагогическом вузе // Вестник Кыргызско-российского славянского университета. - 2021. - № 2. - С. 178-181. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44951943

3. Марченко Е. Ю. Феномен «межкультурная толерантность»: сущностная характеристика, структура, особенности ее формирования у будущих учителей // Ученые записки Орловского государственного университета. - 2020. - № 3. - С. 222-225. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44434719

4. Сиврикова Н. В., Черникова Е. Г., Пташко Т. Г., Харланова Е. М. Оценка студентами педагогического университета собственной подготовки к разрешению конфликта // Science for Education Today. - 2020. - Т. 10, № 5. - С. 67-83. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44193024

5. Смолянинова О. Г., Коршунова В. В., Андронникова O. O. Формирование медиативной компетентности участников образовательного пространства (на примере Сибирского федерального университета) // Перспективы науки и образования. - 2020. -№ 5. - С. 413428. DOI: https://doi.org/10.32744/pse.2020.5.29 URL: https: //www.elibrary.ru/item .asp?id=44130115

6. Соколова Н. А., Сиврикова Н. В., Черникова Е. Г., Пташко Т. Г., Харланова Е. М., Рослякова С. В. Конфликтологическая подготовка будущих педагогов // Образование и наука. - 2020. -№ 7. - С. 101-124. DOI: https://doi.org/10.17853/1994-5639-2020-7-101-124 URL: https: //www.elibrary.ru/item .asp?id=43898805

7. Степанов П. В. Воспитательная деятельность как система // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2018. - Т. 1, № 4. - С. 67-76. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35624807

8. Ada §. Historical development of teacher training in Turkey // Bulgarian Historical Review. -2020. - Vol. 1-2. - P. 222-244. URL: https://avesis.uludag.edu.tr/yayin/99495edd-902f-4638-a282-0564d3931e80/historical-development-of-teacher-training-in-turkey

9. Alenezi A. M. The relationship of students' emotional intelligence and the level of their readiness for online education: a contextual study on the example of university training in Saudi Arabia // Education and Science. - 2020. - Vol. 22 (4). - P. 89-109. DOI: https://doi.org/10.17853/1994-5639-2020-4-89-109 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42896055

10. Ayling D. Measured reflection to assist in dealing with conflict: Can an educative approach improve reflection and cultivate a healthier classroom community? // Reimagining Christian Education. -Springer, Singapore, 2018. - P. 175-196. DOI: https://doi.org/10.1007/978-981-13-0851-2_13

© 2011-2022 Science for Education Today Все права защищены

Science for Education Today

2022. Том 12. № 2

http://sciforedu.ru

ISSN 2658-6762

11. Cai M. The Predictability of Chinese English as a Foreign Language Students' Willingness to Communicate Through Teachers' Immediacy and Teacher-Student Rapport // Frontiers in Psychology. - 2021. - Vol. 12. - P. -769424. DOI: https://doi.org/10.3389/fpsyg.2021.769424

12. Ceballos-Vacas E. M., Rodríguez-Ruiz B., Rodríguez Hernández J. A. Foundations, description and analysis of the situational questionnaire of strategies and goals for school conflicts resolution // Pedagogia Social. - 2021. - Vol. 37. - P. 83-97. DOI: https://doi.org/10.7179/PSRI_2021.37.05

13. Dresden J., Thompson K. F. Looking Closely at Clinical Practice: A Clear-Eyed Vision for the Future of Teacher Education // Peabody Journal of Education. - 2021. - Vol. 96 (1). - P. 8-21. DOI: https://doi.org/10.1080/0161956X.2020.1864242

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Du Toit-Brits C., Blignaut H. Positioning self-directed continuing learning skills in twenty-first century education // Tydskrif vir Geesteswetenskappe. - 2019. - Vol. 59 (4). - P. 60-68. DOI: https://doi.org/10.17159/2224-7912/2019/v5 9n4a4

15. Ertürk R. Conflict in schools: A qualitative study // Participatory Educational Research . -2022. -Vol. 9 (1). - P. 251-270. DOI: https://doi.org/10.17275/per.22.14.9.1

16. Guerrero E. G. P, Torres L. C. , Vides M. M. T., Ruiz L. K. J. Conflict mediation and school violence: results of intervention through a quasi-experimental study // Revista Espanola de orientation y psicopedagogia. - 2020. - Vol. 31 (3). - P. 45-63. DOI: https://doi.org/10.5944/reop.vol.31.num.32020.29261

17. Galymzhan B., Ademi B., Nurgul M., Nurlan B., Rauan B. Psychological Content of Pedagogical Tolerance in the Development of Special Abilities of the Teacher // Review of International Geographical Education Online. -2021. - Vol. 11 (5). - P. 4132-4137. DOI: https://doi.org/10.48047/rigeo.! 1.05.295

18. González-Rivas R. A., Gastélum-Cuadras G., Velducea, W. V., Bustos J. B. G., Esparza S. D. Analysis of teaching experience in Physical Education classes during COVID-19 confinement in Mexico // Retos. - 2021. - Vol. 42. - P. 1-11. DOI: https://doi.org/10.47197/RETOS.V42I0.86242

19. Gutu V. Bidimensional Psycho-pedagogical Model for Tolerance Education // Revista romaneasca pentru educatie multidimensionala. - 2019. - Vol. 11 (4). - P. 1-16. DOI: https://doi.org/ 10.18662/rrem/153

20. Kayumova L. R., Zakirova V. G., The human behavioral and practical model of 'at-risk teacher training' at Kazan Federal University: Sports and educational environment // Journal of Human Sport and Exercise. - 2021. - Vol. 16 (3 Proc). - P. S1151- S1161. DOI: https://doi.org/10.14198/jhse.2021.16.Proc3.31

21. Kulikova T. I. The relationship between time management competence and stress resistance of teachers with different amount of work experience // Perspektivy Nauki i Obrazovania. - 2021. -Vol. (4). - P. 381-391. DOI: https://doi.org/10.32744/pse.202L4.25 URL: https: //www.elibrary.ru/item .asp?id=46673412

22. Nagovitsyn R. S., Bartosh D. K., Ratsimor A. Y., Maksimov Y. G. Formation of social tolerance among future teachers // European Journal of Contemporary Education. - 2018. - Vol. 7 (4). -P. 753-763. DOI: https://doi.org/10.13187/ejced.2018.4.754 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36702030

23. Noel K. T. Identity Tensions: Understanding a Previous Practitioner's Decision to Pursue and Depart the Teaching Profession // Frontiers in Education. - 2021. - Vol. 6. - P. 586212. DOI: https://doi.org/10.3389/feduc.2021.586212

24. Othman A., Ruslan N. Intercultural communication experiences among students and teachers: implication to in-service teacher professional development // Journal for multicultural education. -2020. - Vol. 14 (3-4). - P. 223-238. DOI: https://doi.org/10.1108/JME-04-2020-0024

© 2011-2022 Science for Education Today Все права защищены

Science for Education Today

2022. Том 12. № 2

http://sciforedu.ru

ISSN 2658-6762

25. Pujiati E., Sonhaji A. The Effectiveness of Conflict Management in Private University Management Efforts // IOP Conference Series: Earth and Environmental Science. 2018. -Vol. 175 (1). - P. 012073. DOI: https://doi.org/10.1088/1755-1315/175/1/012073

26. Rillo-Albert A., Lavega-Burgues P., Prat Q., Costes A., Munoz-Arroyave V., de Ocariz U. S. The Transformation of Conflicts into Relational Well-Being in Physical Education: GIAM Model // International journal of environmental research and public health. - 2021. - Vol. 18 (3). - P. 1071. DOI: https://doi.org/10.3390/ijerph18031071

27. Randazzo-Eisemann F. Meditation in educational places as a protective factor against violence .La meditación en espacios educativos como factor protector ante la violencia // Revista Electronica Educare. - 2021. - Vol. 25 (3). - P. 1-18. DOI: https://doi.org/10.15359/ree.25-3.24

28. Selvi G. P., Jothi K. Nature of stress teachers face and the ways in which they cope with IT (An empirical study withspecial references to Coimbatore city) // Journal of Advanced Research in Dynamical and Control Systems. - 2018. - Vol. 10 (5-sp). - P. 1076-1081. URL: https://www.jardcs.org/backissues/abstract.php?archiveid=3716&action=fulltext&uri=/backissues /archives-special.php?year=2018&issue=05-Special%20Issue&page=15

29. Szentes E., Horváth Z.-I., Harangus K. The role of humour in teaching: Teacher training students' image of teacher and views on teaching // Acta Universitatis Sapientiae, Philologica. - 2020. -Vol. 12 (2). - P. 84-98. DOI: https://doi.org/10.2478/ausp-2020-0014

30. Syrnyk C. Knowing nurture: experiences of teaching assistants for children with SEBD 2018 // British Journal of Special Education. - 2018. - Vol. 45 (3). - P. 329-348. DOI: https://doi.org/10.1111/1467-8578.12234

31. Spilt J. L., Bosmans G., Verschueren K. Teachers as co-regulators of children's emotions: A descriptive study of teacher-child emotion dialogues in special education // Research in Developmental Disabilities. - 2021. - Vol. 112. - P. 103-894. DOI: https://doi.org/10.1016/j.ridd.2021.103894

32. Stunell K. Supporting student-teachers in the multicultural classroom // European journal of teacher education. - 2021. - Vol. 44 (2). - P. 217-233. DOI: https://doi.org/10.1080/02619768.2020.1758660

33. Tseng Y. P., Tu S. F. The teacher's interpersonal experience of receiving consultation from the perspectives of interpersonal process theory // Bulletin of Educational Psychology. - 2020. -Vol. 52 (1). - P. 113-138. DOI: https://doi.org/10.6251/BEP.202009_52(1).0005

34. Taysum A., Arar K. Action research design for an international boundary crossing study to improve student and teacher participation in school processes and practices to improve well-being, learning and learning outcomes // Italian Journal of Sociology of Education. - 2020. - Vol. 12 (1). - P. 825. DOI: https://doi.org/10.14658/pupj-ijse-2020-1-2

35. Tu S. F., Teng W. C., Chen Y. F. Counselors' difficulties and strategies when intervening in relational bullying incidents // Bulletin of Educational Psychology. -2021. - Vol. 53 (1). - P. 82238250. DOI: https://doi.org/10.6251/BEP.202109_53(1).0010

36. Whitehead J., Schonert-Reichl K. A., Oberle E., Boyd L. Development and Validation of a Measure to Assess Early Adolescents' Perceptions of Caring Student-Teacher Relationships // Frontiers in Education. - 2021. - Vol. 6. - P. 695-298. DOI: https://doi.org/10.3389/feduc.2021.695298

Поступила: 22 февраля 2022 Принята: 10 марта 2022 Опубликована: 30 апреля 2022

© 2011-2022 Science for Education Today Все права защищены

Заявленный вклад авторов:

Вклад соавторов в сбор эмпирического материала представленного исследования, обработку данных и написание текста статьи равнозначный.

Информация о конфликте интересов:

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Информация об авторах Сиврикова Надежда Валерьевна

кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной работы, педагогики и психологии,

Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, пр. Ленина, 69, 454080, г. Челябинск, Россия. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-9757-8113 E-mail: [email protected] Пташко Татьяна Геннадьевна

кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной работы, педагогики и психологии,

Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, пр. Ленина, 69, 454080, г. Челябинск, Россия. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-0235-4190 E-mail: [email protected] Перебейнос Артём Евгеньевич

кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры всеобщей истории Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, пр. Ленина, 69, 454080, г. Челябинск, Россия. ORCID ID: https://orcid/org/0000-0003-3269-0440 E-mail: [email protected] Ворожейкина Анфиса Вячеславовна

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, пр. Ленина, 69, 454080, г. Челябинск, Россия. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0003-0618-6347 E-mail: [email protected] Черникова Елена Геннадьевна

кандидат социологических наук, доцент, доцент кафедры социальной работы, педагогики и психологии,

Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, пр. Ленина, 69, 454080, г. Челябинск, Россия. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-8858-9790 E-mail: [email protected]

© 2011-2022 Science for Education Today Все права защищены

DOI: 10.15293/2658-6762.2202.02 Research Full Article / Article language: Russian

Relationship between prospective teachers' self-assessment of the level of tolerance and their willingness to increase conflict resolution competence

Nadezhda V. Sivrikova h £l, Tatyana G. Ptashko1, Artem E. Perebeynos1, Anfisa V. Vorozheikina1, Elena G. Chernikova1

1 South Ural State Humanitarian and Pedagogical University, Chelyabinsk, Russian Federation

Abstract

Introduction. The article investigates prospective teachers ' motivation for targeted conflict resolution training. The purpose of the article is to identify and analyze the relationship between the self-assessment of the level of tolerance among undergraduate students majoring in education and their need to increase their conflict resolution competence.

Materials and Methods. The study followed a systematic approach and used theoretical and empirical research methods. Primary empirical data were collected via a questionnaire survey. The sample consisted of 2nd-5th-year students (n=152) doing their initial teacher education degree. For mathematical analysis of the relationship between the study variables, the Spearman rank correlation method and logistic regression analysis were used.

Results. The study revealed a relationship between students ' self-assessment of tolerant qualities and their willingness to increase their conflict resolution competence. The study found high levels of self-assessment of tolerance among prospective teachers. At the same time, in the structure of tolerant qualities, the rejection of violence prevails (X = 4.59). The results of the study show that students who consider themselves incapable of renouncing violence or obeying the rules are more willing to increase their conflict resolution competence. It was established that most students (76.3 %) have a need to increase conflict resolution readiness, namely, to develop the ability to organize interaction between participants in a conflict situation for its productive resolution. Only 21.1 % of the respondents argued that they do not need to increase their competence in conflict resolution.

Conclusions. The article concludes about the relationship between prospective teacher's self-assessment of level of tolerance and their motivation to increase their conflict resolution competence. Self-assessment of tolerance, being a significant professional quality, is important for future teachers in order to consider themselves as professionals who are able to interact with other participants in education in various conditions, including conflict situations.

For citation

Sivrikova N. V., Ptashko T. G., Perebeynos A. E., Vorozheikina A. V., Chernikova E. G. Relationship between prospective teachers' self-assessment of the level of tolerance and their willingness to increase conflict resolution competence. Science for Education Today, 2022, vol. 12 (2), pp. 33-50. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2202.02

H Corresponding Author: Nadezhda V. Sivrikova, [email protected]

© Nadezhda V. Sivrikova, Tatyana G. Ptashko, Artem E. Perebeynos, Anfisa V. Vorozheikina, Elena G. Chernikova, 2022

Keywords

Prospective teacher; Conflict resolution readiness; Self- assessment of tolerance; Organizing

interactions; Conflict resolution; Participants in a conflict situation; Tolerant qualities.

REFERENCES

1. Goncharevich N. A., Shaidurova O. V., Kovalevich I. A., Pomazan V. A., Rostovtseva M. V. Dependence of teachers' tolerance level on their teaching experience and some personality traits . Science for Education Today, 2019, vol. 9 (4), pp. 214-230. (In Russian) DOI: https://doi.org/10.15293/2658-6762.1904.13 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=39256963

2. Ma D., Akhmetova N. A. To the issue of the formation of tolerance in a pedagogical university. Bulletin of the Kyrgyz-Russian Slavic University, 2021, vol. 21 (2), pp. 178-181. (In Russian) URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44951943

3. Marchenko E. Y. The phenomenon of "intercultural tolerance": an essential characteristic, structure, features of its formation for future teachers. Uchenye zapiski Oryol State University, 2020, no. 3, pp. 222-225. (In Russian) URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44434719

4. Sivrikova N. V., Chernikova E. G., Ptashko T. G., Kharlanova E. M. Self-assessment of conflict resolution competencies by undergraduate students pursuing an education degree. Science for Education Today, 2020, vol. 10 (5), pp. 67-83. (In Russian) DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44193024

5. Smolyaninova O. G., Korshunova V. V., Andronnikova O. O. Formation of mediation competence of participants in the educational space of the Krasnoyarsk Territory in the Siberian Federal University. Perspektivy Nauki i Obrazovania, 2020, vol. 47 (5), pp. 413-428. (In Russian) DOI: https://doi.org/10.32744/pse.2020.529 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44130115

6. Sokolova N. A., Sivrikova N. V., Chernikova E. G., Ptashko T. G., Kharlanova E. M., Roslyakova S. V. Conflict management training for future educators. Education and Science, 2020, vol. 22 (7), pp. 101-124. (In Russian) DOI: https://doi.org/10.17853/1994-5639-2020-7-101-124 URL: https: //www. elibrary. ru/item. asp ?id=43 898805

7. Stepanov P. V. Character educational activities as a system. Domestic and Foreign Pedagogy, 2018, vol. 1 (4), pp. 67-76. (In Russian) URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35624807

8. Ada §. Historical development of teacher training in Turkey. Bulgarian Historical Review, 2020, vol. 1-2, pp. 222-244. URL: https://avesis.uludag.edu.tr/yayin/99495edd-902f-4638-a282-0564d3931e80/historical-development-of-teacher-training-in-turkey

9. Alenezi A. M. The relationship of students' emotional intelligence and the level of their readiness for online education: A contextual study on the example of university training in Saudi Arabia. Education and Science, 2020, vol. 22 (4), pp. 89-109. DOI: https://doi.org/10.17853/1994-5639-2020-4-89-109 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42896055

10. Ayling D. Measured reflection to assist in dealing with conflict: Can an educative approach improve reflection and cultivate a healthier classroom community? In: Luetz, J., Dowden, T., Norsworthy, B. (eds) Reimagining Christian Education, Springer, Singapore, 2018, pp. 175-196. DOI: https://doi.org/10.1007/978-981-13-0851-2_13

11. Cai M. The predictability of chinese english as a foreign language students' willingness to communicate through teachers' immediacy and teacher-student rapport. Frontiers in Psychology, 2021, vol. 12, pp. 769424 DOI: https://doi.org/10.3389/fpsyg.2021.769424

12. Ceballos-Vacas E. M., Rodríguez-Ruiz B., Rodríguez Hernández J. A. Foundations, description and analysis of the situational questionnaire of strategies and goals for school conflicts resolution. Pedagogía Social, 2021, vol. 37, pp. 83-97. DOI: https://doi.org/10.7179/PSRI_2021.37.05

13. Dresden J., Thompson K. F. Looking closely at clinical practice: A clear-eyed vision for the future of teacher education. Peabody Journal of Education, 2021, vol. 96 (1), pp. 8-21. DOI: https://doi.org/10.1080/0161956X.2020.1864242

14. Du Toit-Brits C., Blignaut H. Positioning self-directed continuing learning skills in twenty-first century education. Tydskrif vir Geesteswetenskappe, 2019, vol. 59 (4), pp. 60-78. DOI: https://doi.org/10.1715 9/2224-7912/2019/v5 9n4a4

15. Ertürk R. Conflict in schools: A qualitative study. Participatory Educational Research, 2022, vol. 9 (1), pp. 251-270. DOI: https://doi.org/10.17275/per.22.14.9.1

16. Guerrero E. G. P, Torres L. C. , Vides M. M. T., Ruiz L. K. J. Conflict mediation and school violence: Results of intervention through a quasi-experimental study. Revista Espanola de Orientation y Psicopedagogia, 2020, vol. 31 (3), pp. 45-63. DOI: https://doi.org/10.5944/reop.vol.31.num.3.2020.29261

17. Galymzhan B., Ademi B., Nurgul M., Nurlan B., Rauan B. Psychological content of pedagogical tolerance in the development of special abilities of the teacher. Review of International Geographical Education Online, 2021, vol. 11 (5), pp. 4132-4137. DOI: https://doi.org/10.48047/rigeo.! 1.05.295

18. González-Rivas R. A., Gastélum-Cuadras G., Velducea W. V., Bustos J. B. G., Esparza S. D. Analysis of teaching experience in physical education classes during COVID-19 confinement in Mexico. Retos, 2021, vol. 42, pp. 1-11. DOI: https://doi.org/10.47197/RETOS.V42I0.86242

19. Gutu V. Bidimensional Psycho-pedagogical model for tolerance education. Revista romaneasca Pentru Educatie Multidimensional, 2019, vol. 11 (4), pp. 1-16. DOI: https ://doi.org/10.18662/rrem/15 3

20. Kayumova L. R., Zakirova, V. G., The human behavioral and practical model of 'at-risk teacher training' at Kazan Federal University: Sports and educational environment. Journal of Human Sport and Exercise, 2021, vol. 16 (3 Proc), pp. 1151-1161. DOI https://doi.org/10.14198/jhse.2021.16.Proc3.31

21. Kulikova T. I. The relationship between time management competence and stress resistance of teachers with different amount of work experience. Perspektivy Nauki i Obrazovania, 2021, no. 4, pp. 381-391. DOI: https://doi.org/10.32744/pse.202L4.25 URL: https: //www. elibrary. ru/item. asp ?id=46673412

22. Nagovitsyn R.S., Bartosh D. K., Ratsimor A. Y., Maksimov Y. G. Formation of social tolerance among future teachers. European Journal of Contemporary Education, 2018, vol. 7 (4), pp. 753763. DOI: https://doi.org/10.13187/ejced.2018.4.754 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36702030

23. Noel K. T. Identity tensions: Understanding a previous practitioner's decision to pursue and depart the teaching profession. Frontiers in Education, 2021, vol. 6, pp. 586212. DOI: https://doi.org/10.3389/feduc.2021.586212

24. Othman A., Ruslan N. Intercultural communication experiences among students and teachers: Implication to in-service teacher professional development. Journal for Multicultural Education, 2020, vol. 14 (3-4), pp. 223-238. DOI: https://doi.org/10.1108/JME-04-2020-0024

25. Pujiati E., Sonhaji A. The effectiveness of conflict management in private university management efforts. IOP Conference Series: Earth and Environmental Science, 2018, vol. 175 (1), pp. 012073. DOI: https://doi.org/10.1088/1755-1315/175/1Z012073

26. Rillo-Albert A., Lavega-Burgues P., Prat Q., Costes A. , Munoz-Arroyave V. , de Ocariz U. S. The transformation of conflicts into relational well-being in physical education: GIAM model. International Journal of Environmental Research and Public Health, 2021, vol. 18 (3), pp. 1071. DOI: https://doi.org/10.3390/ijerph18031071

27. Randazzo-Eisemann F. Meditation in educational places as a protective factor against violence. Revista Electronica Educare, 2021, vol. 25 (3), pp. 1-18. DOI: https://doi.org/10.15359/ree.25-3.24

28. Selvi G. P., Jothi K. Nature of stress teachers face and the ways in which they cope with IT (An empirical study withspecial references to Coimbatore city). Journal of Advanced Research in Dynamical and Control Systems, 2018, vol. 10 (5-sp), pp. 1076-1081. URL: https://www.jardcs.org/backissues/abstract.php?archiveid=3716&action=fulltext&uri=/backissues /archives-special.php?year=2018&issue=05-Special%20Issue&page=15

29. Szentes E., Horvath Z.-I., Harangus K. The role of humour in teaching: Teacher training students' image of teacher and views on teaching 2020. Acta Universitatis Sapientiae, Philologica, vol. 12 (2), pp. 84-98. DOI: https://doi.org/10.2478/ausp-2020-0014

30. Syrnyk C. Knowing nurture: experiences of teaching assistants for children with SEBD 2018. British Journal of Special Education, 2018, vol. 45 (3), pp. 329-348. DOI: https://doi.org/10.1111/1467-8578.12234

31. Spilt J. L., Bosmans G., Verschueren K. Teachers as co-regulators of children's emotions: A descriptive study of teacher-child emotion dialogues in special education. Research in Developmental Disabilities, 2021, vol. 112, pp. 103-894. DOI: https://doi.org/10.1016/j.ridd.2021.103894

32. Stunell K. Supporting student-teachers in the multicultural classroom. European Journal of Teacher Education, 2021, vol. 44 (2), pp. 217-233. DOI: https://doi.org/10.1080/02619768.2020.1758660

33. Tseng Y. P., Tu S. F. The teacher's interpersonal experience of receiving consultation from the perspectives of interpersonal process theory. Bulletin of Educational Psychology, 2020, vol. 52 (1), pp. 113-138. DOI: https://doi.org/10.6251/BEP.202009_52(1).0005

34. Taysum A., Arar K. Action research design for an international boundary crossing study to improve student and teacher participation in school processes and practices to improve well-being, learning and learning outcomes. Italian Journal of Sociology of Education, 2020, vol. 12 (1), pp. 8-25. DOI: https://doi.org/10.1465 8/pupj -ij se-2020-1 -2

35. Tu S. F., Teng W. C., Chen Y. F. Counselors' difficulties and strategies when intervening in relational bullying incidents. Bulletin of Educational Psychology, 2021, vol. 53 (1), pp. 8223-8250. DOI: https://doi.org/10.6251/BEP.202109_53(1).0010

36. Whitehead J., Schonert-Reichl K. A., Oberle E., Boyd L. Development And Validation Of A Measure To Assess Early Adolescents' Perceptions Of Caring Student-Teacher Relationships. Frontiers in Education, 2021, vol. 6, pp. 695298. DOI: https://doi.org/10.3389/feduc.2021.695298

Submitted: 22 February 2022 Accepted: 10 March 2022

Published: 30 April 2022

®

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

This is an open access article distributed under the Creative Commons Attribution License which permits unrestricted use, distribution, and reproduction in any medium, provided the original work is properly cited. (CC BY 4.0).

2022, vol. 12, issue 2 http://en.sciforedu.ru/ ISSN 2658-6762

The authors' stated contribution:

The contribution of authors to the collection of empirical material of the presented research, data processing and writing of the text of the article is equivalent.

Information about competitive interests:

The authors claim that they do not have competitive interests.

Information about the Authors

Nadezhda Valeryevna Sivrikova

Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Psychology of Social Work, Pedagogics and Psychology Department, South Ural State Humanitarian and Pedagogical University, 69 Lenin Ave., 454080, Chelyabinsk, Russian Federation. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-9757-8113 E-mail: [email protected] (Corresponding Author) Tatyana Genadevna Ptashko

Candidate of Pedagogical Sciences, Assistant Professor, Social work, Pedagogics and Psychology Department, South Ural State Humanitarian and Pedagogical University, 69 Lenin Ave., 454080, Chelyabinsk, Russian Federation. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-0235-4190 E-mail: [email protected] Artem Evgenyevich Perebeynos

Candidate of Historical Sciences, Assistant professor, General History Department,

South Ural State Humanitarian and Pedagogical University, 69 Lenin Ave., 454080, Chelyabinsk, Russian Federation. ORCID ID: https://orcid/org/0000-0003-3269-0440 E-mail: [email protected] Anfisa Vyacheslavovna Vorozheikina

Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Department of Pedagogy and Psychology, South Ural State Humanitarian Pedagogical University, 69 Lenin Ave., 454080, Chelyabinsk, Russian Federation. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0003-0618-6347 E-mail: [email protected] Elena Gennadyevna Chernikova

Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor, Social Work, Pedagogics and Psychology Department, South Ural State Humanitarian and Pedagogical University, 69 Lenin Ave., 454080, Chelyabinsk, Russian Federation. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-8858-9790 E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.