Показатели обмена витамина D в зависимости от индекса массы тела, пола, возраста и времени года
The dependency of vitamin D status on body mass index, gender, age and season Lagunova Z., Porojnicu A., Lindberg F., Hexeberg S., Moan J.
Anticancer. Res. 2009, 29(9): 3713-20
Хорошо известно, что избыточная масса тела и ожирение являются факторами риска многих соматических заболеваний, в число которых входят сахарный диабет 2 типа, остеоартрозы, некоторые злокачественные опухоли и даже психические расстройства. В последние годы также появились сведения о взаимосвязи ожирения с дефицитом витамина D.
2126 пациентов, зарегистрированных в Клинике метаболизма и медицинского управления образом жизни г. Осло, были обследованы на предмет оценки метаболизма витамина D, в частности определялось содержание в сыворотке крови 25(ОН^3. Сезонные колебания уровня 25(ОН^3 были сопоставлены с ИМТ, полом и возрастом обследованных.
Оказалось, что среди лиц обоих полов, вне зависимости от возраста, прослеживается одна и та же тенденция: по мере увеличения ИМТ наблюдается снижение уровня 25(ОН^3. Обратная корреляция с ИМТ была отмечена не только для 25(ОН^3, но и для содержания 1,25(ОН)2D3 в сыворотке крови. Сезонные различия концентрации 25(ОН^3 в сыворотке крови были в наибольшей степени выражены в группе мужчин моложе 50 лет с нормальной массой
тела. Снижение содержания витамина D до уровня, когда можно говорить о его дефиците, чаще всего отмечалось среди пациентов с ИМТ а 40: у 32% женщин и 46% мужчин.
Результаты этого исследования подтверждают, что уровень 25(ОН^3 в сыворотке крови и его сезонные колебания зависят от ИМТ Согласно этим данным, каждая третья женщина и каждый второй мужчина с ИМТ а 40 имеют дефицит витамина D.
Патогенетическая взаимосвязь ожирения и дефицита витамина D, по-видимому, обусловлена несколькими механизмами. Во-первых, имеются данные о том, что низкий уровень витамина D3 нарушает действие инсулина и ухудшает метаболизм глюкозы в жировой и мышечной тканях. Во-вторых, при ожирении витамин D, являющийся жирорастворимым, распределяется в большом объеме ткани, что приводит к снижению его концентрации в плазме крови. В-третьих, можно предполагать, что при ожирении снижается естественная продукция витамина D в коже под влиянием солнечного света, поскольку тучные люди носят более закрытую одежду и меньше времени бывают на солнце.
Перевод Н.В. Мазуриной
Взаимосвязь между низким уровнем сывороточного витамина D3 и антропометрическими показателями, маркерами метаболического синдрома и сахарного диабета при избыточной массе тела и ожирении
Relationships of low serum vitamin D3 with anthropometry and markers of metabolic syndrome and diabetes in overweight and obesity
McGill A., Stewart J., Lithander F., Strick C. and Poppitt S.
Nutrition Journal 2008, 7:4
52
0»
о
о
w
S
c;
О
LQ
¡3
s
m
S
I
m
CL
I
В настоящее время хорошо известно, что дефицит 25(ОН^3 нарушает метаболические функции многих клеток, в том числе функцию эндокринных клеток поджелудочной железы. В последние годы были проведены популяционные исследования по оценке распространенности дефицита витамина D в различных этнических и возрастных группах. Согласно обновленным рекомендациям, оптимальным считается уровень витамина D3 в сыворотке крови, превышающий 70 нмоль/л.
В то же время появились сведения о взаимосвязи гиповитаминоза D3 и ожирения, причем имеется корреляция как с ИМТ, так и с величиной окружности талии. Поскольку окружность талии рассматривается IDF в качестве важнейшего диагностического критерия метаболического синдрома и является суррогатным показателем абдоминального ожирения, то одной
из задач данного исследования, проведенного в Новой Зеландии, была оценка взаимосвязи между уровнем витамина D и различными типами ожирения.
Участниками проекта стали 250 амбулаторных пациентов с ИМТ от 28 до 50. Все эти пациенты были отобраны для дальнейшего участия в исследовании по снижению массы тела и на момент обследования не получали препаратов для лечения ожирения. Среди данных пациентов были выделены этнические подгруппы (европеоиды, азиаты, коренное население Новой Зеландии и островов Тихого океана). Антропометрические измерения включали определение окружности талии, также проводилось определение процентного содержания жира в организме на основе многочастотного биоэлектрического импеданса.
В обследованной выборке пациентов с избыточной массой тела и ожирением по результатам обсле-
дования 40% имели метаболический синдром и 5% — сахарный диабет 2 типа. У всех пациентов утром натощак была взята кровь для определения 25(ОН^з, глюкозы, липидов и гликированного гемоглобина.
Взаимоотношения между антропометрическими показателями, лабораторными показателями, демографическими данными и уровнем витамина Dз были исследованы с помощью метода множественной линейной регрессии.
Обратная корреляционная взаимосвязь была выявлена между уровнем витамина Dз и массой тела (р=0,0009), уровнем витамина Dз и ИМТ (р=0,005), уровнем витамина Dз и окружностью талии (р=0,03). Не было выявлено значимой взаимосвязи
с процентным содержанием жира в организме. Уровень витамина D в сыворотке крови также не ассоциировался с полом, возрастом и компонентами метаболического синдрома, кроме окружности талии.
Множественный регрессионный анализ показал, что при увеличении значения ИМТ на 1 происходит снижение сывороточной концентрации витамина D3 на 0,74 нмоль/л, при увеличении окружности талии на 1 см уровень витамина Dз в сыворотке снижается на 0,29 нмоль/л.
Таким образом, степень ожирения, определяемая по ИМТ, и окружность талии оказались параметрами, ассоциированными с недостаточностью витамина Dз.
Перевод Н.В. Мазуриной
Уровень паратгормона, но не уровень витамина D, ассоциирован с метаболическим синдромом при морбидном ожирении у мужчин и женщин: одномоментное исследование
Parathyroid hormone, but not vitamin D, is associated with the metabolic syndrome in morbidly obese women and men - a cross-sectional study
Hjelmesath J., Hosfo D., Aasheim E., Jenssen T., Moan J., Hager H., Roislien J., Bollerslev J.
Cardiovascular Diabetology 2009, 8:7
Распространенность дефицита витамина D и вторичного гиперпаратиреоза достаточно велика среди пациентов с морбидным ожирением. Имеются данные о том, что низкий уровень 25(ОН^з и магния ассоциируются с повышенным риском развития метаболического синдрома, также имеются данные о возможной взаимосвязи между уровнем паратгормона (ПТГ) с метаболическим синдромом. Хорошо известно, что синтез и секреция ПТГ регулируются содержанием в сыворотке крови кальция, фосфора, магния и 25(ОН^з, но взаимосвязь этих параметров с метаболическим синдромом изучена недостаточно. Так, у женщин в постменопаузальном периоде с высоким уровнем ПТГ и нормальными уровнями кальция и креати-нина отмечается более высокий уровень глюкозы, триглицеридов и более высокий ИМТ, чем среди женщин с нормальным уровнем ПТГ. Подобные данные получены и при обследовании мужчин старше 50 лет.
Уровни 25(ОН^з, ПТГ и магния в сыворотке крови были оценены в одномоментном обсервационном исследовании. В исследование были включены 1017 пациентов с морбидным ожирением, среди которых 68% составили женщины. Множественная логистическая регрессия была использована для оценки независимых эффектов ПТГ,
25(ОН^з и магния на отношения рисков наличия метаболического синдрома (по критериям NCEP).
Частота метаболического синдрома (МС) в обследованной когорте составила 68%. У пациентов с МС отмечался более низкий уровень магния (р<0,001) и более высокий уровень ПТГ (р=0,067), чем среди пациентов без МС, в то время как различий по уровню 25(ОН^з между пациентами с МС и без МС выявлено не было. Пациенты с уровнем ПТГ в пределах от второго до четвертого квартилей имели более высокую частоту встречаемости МС. Кроме того, уровень ПТГ значимо коррелировал с уровнем систолического и диастолического артериального давления (р<0,001). Уровни 25(ОН^з и магния при проведении многовариантного анализа не были ассоциированы с наличием МС.
Результаты данного исследования поднимают вопрос о необходимости дальнейшего изучения патогенетических взаимосвязей между ожирением и обменом витамина D и целесообразности назначения пациентам с ожирением препаратов кальция и витамина D. По данным ряда исследований, снижение массы тела на фоне достаточного потребления кальция и витамина D приводит к снижению уровня ПТГ. Однако, приводит ли снижение уровня ПТГ к улучшению метаболических показателей при ожирении, остается пока неясным.
Перевод Н.В. Мазуриной
53
ОЖИРЕНИЕ И МЕТАБОЛИЗМ 4'2009