Научная статья на тему 'Взаимосвязь между финансированием науки в сша и численностью американского научного сообщества: опыт национального научного фонда'

Взаимосвязь между финансированием науки в сша и численностью американского научного сообщества: опыт национального научного фонда Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
384
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научный диалог
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ФИНАНСИРОВАНИЕ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ / НАЦИОНАЛЬНЫЙ НАУЧНЫЙ ФОНД / АМЕРИКАНСКАЯ ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ НАУКА / RESEARCH FUNDING / NATIONAL SCIENCE FOUNDATION / AMERICAN FUNDAMENTAL SCIENCE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Райнхардт Роман Отмарович

Рассматривается вопрос взаимосвязи между объемами финансирования научных исследований и разработок в США, выполняемых государством и Национальным научным фондом, с одной стороны, и численностью ученых как получателей данных средств, с другой стороны. В ходе критического анализа выявляются спорные моменты методологии Национального статистического центра по научной и инженерно-технической деятельности, используемой при оценке кадрового потенциала американской науки для разработки научной-политических мер. Уделяется внимание наличию существенных временных лагов при представлении информации, недостаточной подробности изложения методики, ограниченной согласованности со стандартами, применяемыми Организацией экономического сотрудничества и развития, отсутствию расчетов соотношения между объемами финансирования и численностью научного сообщества. Новизна исследования видится в том, что эмпирически рассчитан средний показатель подушевого финансирования ученых Национальным научным фондом, а также средний объем государственных расходов на науку, приходящийся на одну ставку научного сотрудника. Приводится трактовка динамики данных показателей в контексте стратегических приоритетов национальной научной политики и работы фонда. Доказано, что за последние 15 лет средний объем финансирования американских ученых фондом снизился главным образом за счет роста числа получателей средств, что свидетельствует об определенном отходе от «элитаристской» концепции функционирования организации, заложенной при ее создании, и может иметь негативные последствия для дальнейшего развития американской фундаментальной науки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Correlation between Science Funding in USA and Number of American Scientific Community: Experience of National Science Foundation

The correlation between funding of research and development in the USA conducted by the state and the National Science Foundation, on the one hand, and a number of scientists as recipients of these funds, on the other hand is discussed. In the course of critical analysis the contentious issues of the methodology of the National statistics centre for scientific and technical activities used in the assessment of personnel potential of American science for development of scientific-political measures are identified. Attention is paid to the presence of significant time lags in reporting information, lack of details of techniques, limited consistency with the standards applied by the Organization for economic cooperation and development, lack of calculations of the correlation between funding and the number of the scientific community. The novelty of the research is seen in the fact that the average per capita funding for scientists of the National science Foundation, as well as the average amount of state expenses on science per researcher rate are empirically calculated. The interpretation of the dynamics of these indicators in the context of the strategic priorities of national science policy and the Foundation’s work is given. It is proved that for the last 15 years, the average funding of American scientists by the Fund decreased mainly due to the growth in the number of recipients that indicates a certain departure from the “elitist” concept of functioning of the organization, inherent in its creation, and can have negative consequences for the further development of the American fundamental science.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь между финансированием науки в сша и численностью американского научного сообщества: опыт национального научного фонда»

Райнхардт Р. О. Взаимосвязь между финансированием науки в США и численностью американского научного сообщества: опыт Национального научного фонда / Р. О. Райнхардт // Научный диалог. — 2016. — № 10 (58). — С. 263—275.

Raynkhardt, R. O. (2016). Correlation between Science Funding in USA and Number of American Scientific Community: Experience of National Science Foundation. Nauchnyy dialog, 10(58): 263-275. (In Russ.).

ERIHJMP

Журнал включен в Перечень ВАК

и I к I С н' s

PERKXMCALS DIRECIORV.-

УДК 001.38

Взаимосвязь между финансированием науки в США и численностью американского научного сообщества: опыт Национального научного фонда1

© Райнхардт Роман Отмарович (2016), кандидат экономических наук, преподаватель кафедры дипломатии, ФГАОУ ВО «Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации» (Москва, Россия), [email protected].

Рассматривается вопрос взаимосвязи между объемами финансирования научных исследований и разработок в США, выполняемых государством и Национальным научным фондом, с одной стороны, и численностью ученых как получателей данных средств, с другой стороны. В ходе критического анализа выявляются спорные моменты методологии Национального статистического центра по научной и инженерно-технической деятельности, используемой при оценке кадрового потенциала американской науки для разработки научной-политических мер. Уделяется внимание наличию существенных временных лагов при представлении информации, недостаточной подробности изложения методики, ограниченной согласованности со стандартами, применяемыми Организацией экономического сотрудничества и развития, отсутствию расчетов соотношения между объемами финансирования и численностью научного сообщества. Новизна исследования видится в том, что эмпирически рассчитан средний показатель подушевого финансирования ученых Национальным научным фондом, а также средний объем государственных расходов на науку, приходящийся на одну ставку научного сотрудника. Приводится трактовка динамики данных показателей в контексте стратегических приоритетов национальной научной политики и работы фонда. Доказано, что за последние 15 лет средний объем финансирования американских ученых фондом снизился главным образом за счет роста числа получателей средств, что свидетельствует об определенном от-

1 Статья подготовлена при финансовой поддержке РФФИ, проект № 15-36-21000.

ходе от «элитаристской» концепции функционирования организации, заложенной при ее создании, и может иметь негативные последствия для дальнейшего развития американской фундаментальной науки.

Ключевые слова: финансирование научных исследований; Национальный научный фонд; американская фундаментальная наука.

1. Введение

По уровню развития науки, оцениваемому на основании объективных критериев [OECD STIS, 2015], Соединенные Штаты Америки традиционно входят в число мировых лидеров. Одним из центральных звеньев американской инфраструктуры в области научно-исследовательской работы (НИР) является Национальный научный фонд (ННФ), созданный в 1950 году. Деятельность данной организации нашла подробное описание в работах ряда зарубежных [Holbrook, 2005; Mazuzan, 1994] и отечественных [Блинов, 2013; Коннов, 2007; Коннов и др., 2012] исследователей. Тем не менее до настоящего времени не получал должного внимания вопрос о подходах ННФ к кадровому измерению научного сообщества и научно-политических ориентирах относительно численности последнего во взаимосвязи с финансированием ученых. В официальных документах и пресс-релизах ННФ [NSF, 2016] данная проблематика затрагивается без прямых указаний на стратегические установки и приоритеты. В то же время, по мнению экспертов [Коннов, 2007, с. 14], американский фонд олицетворяет «элитарист-скую» модель финансирования, то есть нацелен на материальную поддержку в сравнительно большом объеме крайне ограниченного числа ученых. Такая концепция восходит к идеям, выраженным в широко известном докладе отца-основателя ННФ В. Буша «Наука: бесконечная передовая» [Bush, 1945]. Цель настоящего исследования заключается в том, чтобы косвенным образом выявить и охарактеризовать научно-политические установки в отношении взаимосвязи между финансированием американского научного сообщества со стороны государства и ННФ и численностью этого сообщества. Актуальность данной задачи определяется первостепенным значением человеческого капитала в рассматриваемой сфере и перспективами использования полученных результатов как для более глубокого понимания научной политики США, так и с точки зрения возможного применения зарубежного опыта в отечественной практике, в частности, в работе Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ).

2. Оценки кадрового потенциала науки США: критический анализ

Учет трудовых ресурсов, задействованных в сфере научных исследований и разработок, традиционно считается одним из приоритетных

направлений деятельности ННФ. С целью оптимизации данного процесса в 2010 году на базе Управления по статистике научных ресурсов был создан Национальный статистический центр по научной и инженерно-технической деятельности (НСЦНИД). В соответствии с действующими нормативно-правовыми актами [SEI, 2016] Национальный научный совет (управляющий орган ННФ) каждые два года представляет Президенту и Конгрессу США доклад о состоянии национальной науки, содержащий основные индикаторы ее развития. Третья глава данного доклада традиционно посвящена трудовым ресурсам, их количественной и качественной характеристике, трендам, сформировавшимся в соответствующем сегменте американского рынка труда, а также международным сравнениям.

Согласно последней версии указанного документа [SEI, 2016, p. 297] по состоянию на 2013 год численность американских ученых и исследователей в зависимости от выбранной методологии подсчета составляла от 6 до 21 млн человек. Такой разброс объясняется тремя вариантами подсчета показателя: по числу занятых в секторе НИР (6,2 млн), по числу лиц с профильным образованием (21,1 млн), по числу рабочих мест, для занятия которых требуются научные знания и исследовательские навыки в минимально установленном объеме (17,7 млн). При этом среднегодовой темп прироста числа занятых в сфере НИР в период с 1960 по 2013 годы составил около 3,1 % против аналогичного показателя в 2,0 % для общего числа занятых.

С точки зрения анализа состояния дел в исследуемой сфере, равно как и перспектив ее развития, приведенная статистика обладает определенными недостатками. Во-первых, временной лаг между датой отчета и датой предоставления сведений составляет примерно три года, за которые конъюнктура может существенно измениться. Это касается всех доступных на настоящий момент на официальном сайте ННФ выпусков доклада [NSF, 2016]. Практика показывает, что такой временной промежуток достаточен для структурных сдвигов — как положительных, так и отрицательных. Так, в разгар мирового финансового кризиса число занятых в сфере НИР сократилось с 5,4 млн в 2009 году до 5,0 млн в 2010 году, то есть на 400 тыс. человек за один год [SEI, 2012; SEI, 2014]. Вместе с тем в 2007 году оно составляло 5,5 млн [SEI, 2010]: таким образом, до рецессии значимых изменений не наблюдалось, и количественно научное сообщество росло устойчивыми темпами — в среднем на 3,2 % ежегодно в 2004—2007 гг. Тем не менее такое запаздывание в значительной степени усложняет процесс разработки научной политики в ее кадровом измерении и, вероятно, снижает эффективность последней: лица, принимающие

решения (в частности, Президент и конгрессмены) ориентируются на информацию трехлетней давности. Разумеется, полностью решить проблему лагов технически невозможно, однако работа над их сокращением видится вполне осуществимой и полезной как в позитивном (как есть / было?), так и в нормативном (как должно / могло бы быть?) плане.

Во-вторых, как в соответствующей главе доклада [SEI, 2016, p. 294— 418], так и в приложении к нему по методологии [SEI, 2016, p. 884] фактически отсутствуют пояснения и комментарии по порядку определения и расчета вышеуказанных индикаторов. Сам НСЦНИД практически не занимается сбором первичных статистических данных, но использует источники бюро трудовой статистики министерства труда, министерства торговли, бюро переписи населения и некоторых других профильных организаций, на ресурсы которых ссылается в докладе. В то же время документ не содержит разъяснений по ряду принципиальных вопросов, например, каким образом определяется минимальный уровень научных знаний и исследовательских навыков, необходимый для работы на учитываемых должностях, какие именно рабочие места попадают в категорию НИР и т. д. Адресаты доклада, в свою очередь не имеющие специального статистического, социологического образования или опыта работы с подобными материалами, вынуждены воспринимать как данность тот факт, что в США по состоянию на такой-то год столько-то ученых-исследователей. Данное обстоятельство отражает условность и до известной степени субъективный характер представленной информации. Думается, что более подробное описание методологии может быть весьма полезным для повышения уровня транспарентности публикуемых сведений.

В-третьих, судя по значениям и формату предлагаемых индикаторов, методика НСЦНИД мало согласуется с общепринятыми стандартами анализа трудовой статистики в области НИР, в частности, с положениями широко известного Руководства Фраскати, используемого Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) для международных сравнений. В названном Руководстве подробно объясняются преимущества использования в качестве мерила трудовых ресурсов, занятых в научно-исследовательской деятельности, ставок в пересчете на рабочее время (full time equivalents) перед их «поголовной» численностью (headcount) [Frascati, 2015, p. 154—156]. Именно первый индикатор считается более показательным и удобно применимым для межстрановых сопоставлений, поскольку техника сбора и обработки исходных данных аналогична для большинства объектов исследования. Второй индикатор, напротив, практически всегда нуждается в адаптации и корректировке ввиду особенно-

стей работы национальных статистических служб. Возможно, некоторая гармонизация подходов и переход к каноническим нормам Руководства Фраскати, в особенности применительно к подсчету кадров, способствовал бы более четкому отражению реалий в изучаемой сфере.

Наконец, в-четвертых, недостаточное внимание в докладе уделяется относительным показателям, и прежде всего подушевому финансированию ученых-исследователей. Временные ряды для индикатора, рассчитываемого как отношение валовых внутренних расходов на научные исследования и разработки к совокупной численности человеческих ресурсов, занятых в соответствующем секторе рынка труда, приводятся только в контексте сравнений для США, ЕС, Японии, Южной Кореи, КНР и России в виде графиков без указания самих значений [SEI, 2016, p. 408]. Между тем динамика как раз этого показателя представляет первостепенный интерес с позиций научной политики. Для определения ее стратегических ориентиров недостаточно знать, сколько в стране ученых или сколько страна ежегодно тратит на науку. Взаимосвязь этих двух категорий, установление которой возможно хотя бы путем простейшего арифметического действия, есть ключ к пониманию текущего состояния конъюнктуры в секторе НИР. Безусловно, такая методика не лишена структурных недостатков: в экономическом смысле среднее подушевое финансирование сродни «средней температуре по больнице». С другой стороны, для первоначальной характеристики исследуемого объекта подобный подход можно считать вполне приемлемым и позволяющим получить общее представление о ситуации. Впоследствии допустимо перейти к спецификации и дроблению — например, исчислению среднего уровня финансирования сотрудника в зависимости о его ученой степени, пола, возраста, этнической группы и т. д., как это сделано для абсолютных показателей. Результаты проведения подобной процедуры могут быть достаточно репрезентативными для лиц, принимающих решения в области научной политики.

То же относится и к деятельности самого ННФ. Информация об усредненном распределении средств, выделяемых на финансирование ученых по линии фонда, в частности в виде грантов, могла бы рассматриваться как один из ключевых показателей эффективности его функционирования и во многом определять его место в национальной системе финансирования науки. Далее количественное сравнение наряду с качественным анализом позволило бы выделять модели финансирования науки для отдельных стран. На базе этого уместно бы было обусловливать принятие научно-политических мер, направленных на воздействие на один или оба показателя:

изменение расходов в совокупности с увеличением или снижением численности научно-исследовательских кадров.

3. Подушевое финансирование американских ученых со стороны государства и ННФ

До настоящего времени такая постановка вопроса не находила отражения ни в официальных документах, ни в специализированной литературе. Исходя из этого далее предпринята попытка расчета двух описанных индикаторов, а именно: среднего подушевого («поставочного») финансирования ученых со стороны государства в целом и со стороны ННФ, в частности (табл. 1), а также трактовки их динамики с точки зрения национальной научной политики США.

Таблица 1

Финансирование НИР и число занятых в данном секторе в США, 2000—2015 гг.*

Государственные расходы на НИР, млн долл. США Численность ученых в стране, ставки Объем средств ННФ, выделяемый на поддержку НИР, млн долл. США Число ученых, напрямую финансируемых ННФ, человек

2000 29 076 983 208 3948 184 000

2001 33 306 1 013 306 4532 200 000

2002 35 945 1 047 242 4774 195 000

2003 37 933 1 126 251 5369 200 000

2004 38 621 1 105 096 5652 216 000

2005 40 378 1 101 061 5480 195 000

2006 42 256 1 130 181 5646 170 000

2007 44 702 1 133 557 5884 190 000

2008 46 220 1 191 024 6084 197 000

2009 48 860 1 250 983 8870 241 000

2010 52 121 1 198 279 7572 294 000

2011 53 917 1 252 948 6595 276 000

2012 52 320 1 265 064 6851 286 000

2013 51 022 1 276 580 6590 299 000

2014 н/д н/д 6807 320 900

2015 н/д н/д 7073 350 000

Источник: OECD. URL: http://stats.oecd.org, NSF. URL: http://www.nsf.gov. Accessed: 01.10.2016.

*

На протяжении рассматриваемого периода рост государственных расходов на американскую науку значимо превысил рост численности научного сообщества: среднегодовые значения темпов прироста первого показателя составили 4,4 %, второго — 2,0 %. Иначе говоря, если с 2000 по 2013 годы государственные расходы на НИР выросли в 1,8 раза, то число ученых — лишь в 1,3. Объем средств ННФ, выделяемых на поддержку американских исследователей, наоборот, вырос несколько меньше (в 1,8 раза за период 2000—2015 гг.), чем число их реципиентов (в 1,9 раза за аналогичный период) при значениях среднегодовых темпов прироста в 4,0 % и 4,4 % соответственно.

Имеет смысл обратить внимание на то, что с 2000 по 2011 годы динамика госрасходов на науку, которые не сокращались даже в разгар мирового финансового кризиса 2008—2009 гг., демонстрировала устойчивый повышательный тренд. Их снижение в среднем на 2,7 % последовало только в последние два года наблюдений. Что касается числа ученых, то оно наиболее ощутимо сокращалось в 2010 году — на 4,2 %, вероятно, в русле общей рецессии с годовым временным лагом, а также в 2004—2005 гг. (-1,1 %, возможно, в результате реализации реформы науки и образования 2002 года также с временным лагом). На всех остальных отрезках исследуемого периода индикатор демонстрировал умеренный рост — даже в 2001—2003 гг. (4,6 %) несмотря на последствия так называемого кризиса доткомов.

Дотации со стороны ННФ фактически сокращались только в 2005 году (-3,0 %) и 2013 году (-3,8 %). В 2009 году в рамках пакета антикризисных мер ННФ [ARRA, 2009], помимо обычных бюджетных ассигнований, получил дополнительные средства в размере 3 млрд долл. США (почти половина ежегодного бюджета фонда!), а в 2010 году — еще 600 млн долл. США. Прекращение действия этой программы в 2011 году привело к снижению выделяемых ученым средств на 12,9 % (эффект высокой базы). С 2014 года по настоящее время их объем вновь возрастает на 3,6 % в среднегодовом исчислении. Число получателей данных средств сокращалось в 2002 году (-2,5 %), в 2005—2006 гг. (в среднем на 11,3 %) и в 2011 г. (-6,1). Тем не менее через 2—3 года после каждого такого спада значение показателя уже превышало прежний уровень. Его максимальный рост (+22,2 %) был зафиксирован в 2008—2010 гг., то есть пришелся на самый пик кризиса. По всей видимости, это связано с грамотной реализацией мер, направленных на сохранение национального научного потенциала, и может расцениваться как важное достижение администрации Б. Обамы. Начиная с 2011 года показатель устойчиво растет в среднем на 6,1 % в год.

После описания динамики рассмотренных индикаторов целесообразно перейти к анализу их взаимосвязи (рис. 1.). Следует сразу отметить, что сопоставление изображенных выше трендов носит в известной степени условный характер: в первом случае речь идет о государственных расходах, приходящихся в среднем на одну ставку, во втором — расходах ННФ в среднем на одного человека. Несмотря на это в целом данные представляются сопоставимыми. Более того, тот факт, что на протяжении всего периода наблюдений их значения соизмеримы, весьма примечателен.

За исследуемый период средний объем государственных расходов на одну ставку работника НИР вырос примерно на 10 тыс. долл. США. Незначительное снижение показателя имело место в 2003 году (-1,9 %), 2008 году (-1,6 %) и в 2011—2013 годах (в среднем на -2,8 %). В остальные промежутки времени он последовательно рос, наиболее ощутимо в 2001 году (+11,1 %) и 2010 году (+11,4 %).

Докризисная динамика подушевого финансирования ННФ и динамика государственного поставочного финансирования во многом когерентны. Своего апогея в почти 37 тыс. долл. США первый индикатор достиг в 2009 году благодаря вышеупомянутой антикризисной мере. Однако далее вследствие одновременного увеличения числа реципиентов средств и

50000 •15000 40000 35000 30000 25000 20000 15000 10000 5000 0

2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 200В 2009 2010 2011 2012 2013 ■ ННФ ■ Государство

Рис. 1. Среднее подушевое финансирование ученых-исследователей в США со стороны государства и ННФ в 2000—2013 гг., долл. США (построено автором на основании данных табл. 1)

уменьшения их объема показатель стал резко падать и к 2014 году снизился до уровня 2000 года (около 21 тыс. долл. США). Данная тенденция сохранялась и в 2015 году. Иными словами, в среднем каждый ученый, выполняющий исследование при финансовой поддержке ННФ, в настоящее время получает меньше средств, чем 15 лет назад (!). Думается, что в терминах научной политики данный феномен в некоторой степени может трактоваться как отход от традиционных приоритетов и ценностных установок ННФ с «элитаристской» моделью поощрения исследователей.

4. Выводы

В рамках критического анализа подходов ННФ к оценке индикаторов развития человеческого капитала в сфере НИР установлены определенные спорные положения, а именно: существенные (до трех лет) временные лаги в предоставлении информации, недостаточно подробные методологические пояснения, ограниченная согласованность с международными стандартами, неотраженность взаимосвязи между численностью ученых и их финансированием. Эмпирическое установление последней позволило заключить, что за последние 15 лет рост числа ученых, напрямую поддерживаемых фондом, превысил рост объема средств, выделяемых на такую поддержку. На уровне государства ситуация обратная: повышение госрасходов на науку значимо опередило увеличение числа ставок научных сотрудников. Так, среднее финансирование одного американского ученого, работающего на полную ставку в 2013 году, стало на 10 тыс. долл. США (+35 %) выше аналогичного показателя за 2000 год, в то время как по истечении того же периода средний объем средств, выделяемых ННФ одному ученому, вернулся к первоначальному уровню, а к 2015 году оказался ниже последнего на 1200 долл. (около 6 %). Такая тенденция объясняется значимым увеличением числа физических лиц, поддерживаемых фондом, в частности грантополучателей, и свидетельствует о некотором отходе от классической «элитаристской» модели. Подобный тренд в корне противоречит этическим ценностям и социально-психологическим установкам не только американской научной культуры [Юревич, 2001, с. 316], но и общества в целом и, вероятно, может иметь негативные последствия для дальнейшего развития американской науки. Вместе с тем нельзя не отметить действенность отдельных мер по стимулированию американской науки: выделение средств в размере, сопоставимом с половиной бюджета ННФ, в 2009—2010 гг. во многом позволило сохранить национальный научный потенциал во время Великой рецессии. То, как будет в дальнейшем складываться ситуация вокруг

кадровой и финансовой составляющих научной политики США, во многом зависит от результатов предстоящих президентских выборов. Судя по выступлениям основных претендентов на эту должность, тезис о необходимости увеличения финансирования фундаментальных исследований, особенно по линии ННФ, в координации с созданием новых рабочих мест в большей степени фигурирует в дискурсе кандидата от Демократической партии х. Клинтон [Gizmondo, 2016; Kaplan, 2016]. Тем не менее делать выводы относительно реалистичности подобных заявлений пока представляется преждевременным.

Источники и принятые сокращения

1. ARRA — American Recovery and Reinvestment Act 2009 [Electronic resource] // United States Government Publishing Office. — Access mode : https://www.gpo.gov/ fdsys/pkg/PLAW-111publ5/html/PLAW-111publ5.htm.

2. Frascati Manual — Frascati Manual 2015 : guidelines for Collecting and Reporting Data on Research and Experimental Development, The Measurement of Scientific, Technological and Innovation Activities [Electronic resource] // OECD Publishing, Paris. — Access mode : http://dx.doi.org/10.1787/9789264239012-en.

3. NSF — National Science Foundation [Electronic resource] // NSF. — Access mode : http://www.nsf.gov.

4. OECD STIS — OECD Science, Technology and Industry Scoreboard 2015 : innovation for growth and society [Electronic resource] // OECD Publishing, Paris. — Access mode : http://dx.doi.org/10.1787/sti_scoreboard-2015-en.

5. SEI 2010 — Science and Engineering Indicators 2010 [Electronic resource] // Arlington, VA: National Science Foundation. — Access mode : https://www.mtu.edu/ research/administration/sponsored-programs/enhancement/pdf/science-engineering-indicators.pdf.

6. SEI 2012 — Science and Engineering Indicators 2012 [Electronic resource] // Arlington, VA: National Science Foundation. — Access mode : https://www.nsf.gov/ statistics/seind12/pdf/seind12.pdf.

7. SEI 2014 — Science and Engineering Indicators 2014 [Electronic resource] // Arlington, VA: National Science Foundation. — Access mode : https://www.nsf.gov/ statistics/seind14/.

8. SEI 2016 — Science and Engineering Indicators 2016 [Electronic resource] // Arlington, VA: National Science Foundation. — Access mode : https://nsf.gov/ statistics/2016/nsb20161/uploads/1/nsb20161.pdf.

Литература

1. Блинов А. Н. К истории создания национальных научных фондов / А. Н. Блинов // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. — 2013. — № 1. — С. 257—268.

2. Коннов В. И. Научная политика США : от концепций к практикам / В. И. Коннов, А. В. Балышев // Вестник РУДН. Серия, Международные отношения. — 2012. — № 2. — С. 5—12.

3. Коннов В. И. Самоуправление на «передовой» : становление национального научного фонда США / В. И. Коннов // Вестник Российского фонда фундаментальных исследований. — 2007. — № 4. — С. 10—15.

4. Юревич А. В. Социальная психология науки / А. В. Юревич. — Санкт-Петербург : Русский Христианский гуманитарный институт, 2001. — 352 с.

5. Bush V. Science — the Endless Frontier. A Report to the President by Vanne-var Bush, Director of the Office of Scientific Research and Development [Electronic resource] / V. Bush // National Science Foundation. — 1945. — Access mode : https:// nsf.gov/about/history/nsf50/vbush1945.jsp.

6. Gizmondo. The 2016 Presidential Candidates' Views on Biomedical Research and Medicine [Electronic resource] / Gizmondo. — Access mode : http://gizmodo.com/the-2016-presidential-candidates-views-on-biomedical-re-1760896707.

7. Holbrook J. Assessing the science-society relation: The case of the US National Science Foundation's second merit review criterion [Electronic resource] / J. Holbrook // Elsevier. — 2005. — Access mode : http://humanitiespolicy.unt.edu/topics/our_work/ science-1.pdf.

8. Kaplan K. How science would fare under a Clinton or Trump administration. [Electronic resource] / K. Kaplan // Los Angeles Times. — Access mode : http://www.lat-imes.com/science/sciencenow/la-sci-sn-science-debate-clinton-trump-20160926-snap-story.html.

9. Mazuzan G. The National Science Foundation : a Brief History [Electronic resource] / G. Mazuzan // National Science Foundation. — 1994. — Access mode : https:// nsf.gov/about/history/nsf50/nsf8816.jsp.

Correlation between Science Funding in USA and Number of American Scientific Community: Experience of National Science Foundation

© Raynkhardt Roman Otmarovich (2016), PhD in Economy, lecturer, Department of Diplomacy, Moscow State Institute of International Relations (University of) Ministry of Foreign Affairs of Russia (Moscow, Russia), [email protected].

The correlation between funding of research and development in the USA conducted by the state and the National Science Foundation, on the one hand, and a number of scientists as recipients of these funds, on the other hand is discussed. In the course of critical analysis the contentious issues of the methodology of the National statistics centre for scientific and technical activities used in the assessment of personnel potential of American science for development of scientific-political measures are identified. Attention is paid to the presence of significant time lags in reporting information, lack

of details of techniques, limited consistency with the standards applied by the Organization for economic cooperation and development, lack of calculations of the correlation between funding and the number of the scientific community. The novelty of the research is seen in the fact that the average per capita funding for scientists of the National science Foundation, as well as the average amount of state expenses on science per researcher rate are empirically calculated. The interpretation of the dynamics of these indicators in the context of the strategic priorities of national science policy and the Foundation's work is given. It is proved that for the last 15 years, the average funding of American scientists by the Fund decreased mainly due to the growth in the number of recipients that indicates a certain departure from the "elitist" concept of functioning of the organization, inherent in its creation, and can have negative consequences for the further development of the American fundamental science.

Key words: research funding; national science foundation; American fundamental science.

Material resources

ARRA — American Recovery and Reinvestment Act 2009. In: United States Government Publishing Office. Available at: https://www.gpo.gov/fdsys/pkg/ PLAW-111publ5/html/PLAW-111publ5.htm. (In USA).

Frascati Manual — Frascati Manual 2015 : guidelines for Collecting and Reporting Data on Research and Experimental Development, The Measurement of Scientific, Technological and Innovation Activities. In: OECD Publishing, Paris. Available at: http://dx.doi.org/10.1787/9789264239012-en. (In French).

NSF — National Science Foundation. Available at : http://www.nsf.gov. (In USA).

OECD STIS — OECD Science, Technology and Industry Scoreboard 2015 : innovation for growth and society. In: OECD Publishing, Paris. Available at: http:// dx.doi.org/10.1787/sti_scoreboard-2015-en. (In French).

SEI 2010 — Science and Engineering Indicators 2010. In: Arlington, VA: National Science Foundation. Available at: https://www.mtu.edu/research/administra-tion/sponsored-programs/enhancement/pdf/science-engineering-indicators. pdf. (In USA).

SEI 2012 — Science and Engineering Indicators 2012. In: Arlington, VA: National Science Foundation. Available at: https://www.nsf.gov/statistics/seind12/pdf/ seind12.pdf. (In USA.).

SEI 2014 — Science and Engineering Indicators 2014. In: Arlington, VA: National Science Foundation. Available at: https://www.nsf.gov/statistics/seind14/. (In USA).

SEI 2016 — Science and Engineering Indicators 2016. In: Arlington, VA: National Science Foundation. Available at: https://nsf.gov/statistics/2016/nsb20161/up-loads/1/nsb20161.pdf. (In USA).

References

Blinov, A. N. 2013. K istorii sozdaniya natsionalnykh nauchnykh fondov. Vestnik Ros-siyskogo gumanitarnogo nauchnogo fonda, 1: 257—268. (In Russ.).

Bush, V. 1945. Science — the Endless Frontier. A Report to the President by Vannevar Bush, Director of the Office of Scientific Research and Development. In: National Science Foundation. Available at : https://nsf.gov/about/history/ nsf50/vbush1945.jsp. (In USA).

Gizmondo. The 2016 Presidential Candidates' Views on Biomedical Research and Medicine In: Gizmondo. Available at: http://gizmodo.com/the-2016-presidential-candidates-views-on-biomedical-re-1760896707. (In USA).

Holbrook, J. 2005. Assessing the science-society relation: The case of the US National Science Foundation's second merit review criterion. In: Elsevier. Available at: http://humanitiespolicy.unt.edu/topics/our_work/science-1.pdf. (In Netherl).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Kaplan, K. How science would fare under a Clinton or Trump administration. In: Los Angeles Times. Available at: http://www.latimes.com/science/sciencenow/la-sci-sn-science-debate-clinton-trump-20160926-snap-story.html. (In USA).

Konnov, V. I., Balyshev, A. V. 2012. Nauchnaya politika SShA: ot kontseptsiy k prak-tikam. Vestnik RUDN. Seriya, Mezhdunarodnye otnosheniya, 2: 5—12. (In Russ.).

Konnov, V. I. 2007. Samoupravleniye na «peredovoy»: stanovleniye natsionalnogo nauchnogo fonda SShA. Vestnik Rossiyskogo fonda fundamentalnykh issle-dovaniy, 4: 10—15. (In Russ.).

Mazuzan, G. 1994. The National Science Foundation: a Brief History. In: National Science Foundation. Available at: https://nsf.gov/about/history/nsf50/nsf8816. jsp. (In USA).

Yurevich, A. V. 2001. Sotsialnaya psikhologiya nauki. Sankt-Peterburg: Russkiy Khris-tianskiy gumanitarnyy institut. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.