Научная статья на тему 'Взаимосвязь личностных особенностей и стиля деятельности педагога'

Взаимосвязь личностных особенностей и стиля деятельности педагога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
681
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТИЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / СТИЛЬ ПРЕПОДАВАНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА / ЛИЧНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ / ЛИБЕРАЛЬНЫЙ СТИЛЬ / АВТОРИТАРНЫЙ СТИЛЬ / ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ / STYLE OF ACTIVITY / STYLE OF TEACHING / PROFESSIONALLY IMPORTANT QUALITIES / PERSONAL CHARACTERISTICS / LIBERAL STYLE / AUTHORITATIVE STYLE / DEMOCRATIC STYLE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Киреева З. А., Пшеничникова О. Л.

В статье рассмотрены подходы к изучению личности педагога как субъекта преподавательской деятельности. Выявлены специфические особенности, характерные для педагогов с авторитарным, либеральным и демократическим стилем. Установлено, что существует разная выраженность одних и тех же характеристик у педагогов, отличающихся стилем преподавательской деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERRELATION OF TEACHER’S PERSONAL FEATURES AND ACTIVITY STYLE

I n the article the approaches to teachers’ personality studying are considered. Specific features, describing authoritative, liberal and democratic teachers are revealed. It is established that there is a different expressiveness of the same personal characteristics in different styles of teaching activity.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь личностных особенностей и стиля деятельности педагога»

вушкой. После просмотра состоялось бурное обсуждение проблемы, поставленной и раскрытой режиссером.

Оставшиеся направления: гигиена полового поведения и полоролевая идентификация - осуществлялись в системе. По нашему мнению, нецелесообразно их разделять, потому что идентификация и пути поведения продуктивнее формируются друг за другом. Использовались такие формы работы, какуро-ки, внеклассные беседы, классные часы, полороле-вые игры, анкетирование, использование опросников, совместной деятельности в подготовке КТД.

Таким образом, мы постарались максимально найти контакт с подростками, добиться их доверия, чтобы они сами смогли сказать о своих проблемах, спросить совета. Такой подход как можно лучше помог созданию положительных условий для проведения нашего исследования, формирующего и констатирующего эксперимента.

ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ

Проведенная экспериментальная работа позволяет сделать выводы.

Формирование культуры полового поведения у старшеклассников в условиях специальной коррек-ционной школы-интерната VIII вида возможна. Для этого необходимо осуществлять целенаправленную и систематическую работу, помогающую частично устранить негативные последствия отсутствия семьи.

Предложенная методика формирующего эксперимента с учетом принципа доминирующих целей и опыта полового воспитания дает возможность:

- корректировать отставания в полоролевой социализации у подростков в условиях специальной коррекционной школы-интерната VIII вида.

- значительно расширять и углублять представления старшеклассников о половом развитии человека;

- сформировывать у большинства детей адекватное отношение и чувство гордости за принадлежность к тому или иному полу.

Получить положительный результат в формировании культуры полового поведения у умственно отсталых школьников в процессе коррекционно-пе-дагогической работы возможно при использовании рациональной методики и адекватных коррекцион-ных приемов.

Список литературы

1 Исаев, Д. Н. Половое воспитание детей. Медико-

психологические аспекты [Тэкст] / Д. Н. Исаев,

В. Е. Каган. -Л., 1988.

2 Каган, В. Е. Воспитателю о сексологии [Текст]/В. Е. Каган.

- М. : Педагогика, 1991.

3 Каган, В. Е. Психосексуальное воспитание детей и

подростков [Текст] / В. Е. Каган. - Л. : Худож. лит.;

РПК «ЛИК», 1990.

4 Лявшина, Г. X. Сексуальное воспитание детей и подрос-

тков [Текст] / Г. X. Лявшина. - СПб. : Изд-во «ДИЛЯ»,

2003.

5 Орлов, Ю. М. Половое развитие и воспитание: Кн. для

учителя [Текст] / Ю. М. Орлов. - М. : Просвещение,

1993.

6 Розин, В. М. Любовь и сексуальность в культуре, семье и взглядах на половое воспитание [Текст]: учебное пособие для вузов / В. М. Розин. - М.: Логос; Высшая школа, 1999.

УДК 159.9:37.015

З.А. Киреева, O.J1. Пшеничникова Курганский государственный университет

ВЗАИМОСВЯЗЬ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ И СТИЛЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА

Аннотация. В статье рассмотрены подходы к изучению личности педагога как субъекта преподавательской деятельности. Выявлены специфические особенности, характерные для педагогов с авторитарным, либеральным и демократическим стилем. Установлено, что существует разная выраженность одних и тех же характеристику педагогов, отличающихся стилем преподавательской деятельности.

Ключевые слова: стиль деятельности, стиль преподавания, профессионально важные качества, личностные характеристики, либеральный стиль, авторитарный стиль, демократический стиль.

Z.A. Kireyeva, O.L. Pshenichnikova Kurgan State University

INTERRELATION OF TEACHER'S PERSONAL FEATURES AND ACTIVITY STYLE

Annotation. In the article the approaches to teachers' personality studying are considered. Specific features, describing authoritative, liberal and democratic teachers are revealed. It is established that there is a different expressiveness of the same personal characteristics in different styles of teaching activity.

Keywords: style of activity, style of teaching, professionally important qualities, personal characteristics, liberal style, authoritative style, democratic style.

ВВЕДЕНИЕ

Учитель - одна из самых сложных и ответственных профессий. Общество предъявляет к педагогу более высокие требования, чем к людям других профессий. Именно на учителя возлагается ответственная роль по созданию социальной воспитательной среды, а сам педагог должен выступать одновременно организатором, управителем и частью этой среды. Целью учителя должно быть развитие личности ребенка. Современный учитель - это не только передатчик знаний, но, прежде всего, личность, отличающаяся индивидуальным своеобразием и проявлением.

Заслуживают внимания исследования, посвященные становлению личности учителя, важнейшим компонентом которого является педагогическое об-

щение. Данные ряда исследований, проведенных А.А. Бодалевым, Я.Л. Коломинским, С.В. Кондратьевой, Н.В. Кузьминой, А.А. Леонтьевым, В.С. Мер-линым, А.В. Мудриком и другими, убеждают, насколько важны вопросы совершенствования педагогического мастерства, оптимизации педагогического общения, становления индивидуального стиля деятельности и общения педагога.

Профессиональные характеристики учителя как субъекта педагогической деятельности проявляются в их совокупности, поскольку учитель как личность, активно действующий субъект педагогического взаимодействия - это целостная сложная система. Эта система может рассматриваться как некоторый обобщенный психологический портрет учителя, метафорическая форма представленности обобщенного лич-ностно-профессионального образа учителя.

Основой для классификации личностных особенностей учителя может выступать эффективность деятельности, манера общения или стиль преподавания.

В проведенном исследовании за основу взято разделение учителей по стилю педагогической деятельности - выделены авторитарный, либеральный и демократический стили. Была предпринята попытка выяснить, с выраженностью каких личностных характеристик связан тот или иной стиль деятельности.

Педагогическая деятельность, как и любая другая, характеризуется определенным стилем. Стиль деятельности - это устойчивая система способов, приемов, проявляющаяся в разных условиях ее существования.

Стиль как педагогический феномен изучался на разной методологической основе. Прежде всего, большое влияние на изучение стиля педагога оказали традиции психологической науки. В этой связи педагогические изыскания в области стиля осуществлялись, как правило, в контексте результативности, эффективности педагогической деятельности, сопряженной с личностными свойствами. Значительный интерес представляют работы А.К. Марковой, А.Я. Никоновой, Н.А. Аминова, которые изучают индивидуальный стиль педагогической деятельности в контексте личностных свойств, психологических особенностей и психологических задатков [3].

Самой популярной классификацией в педагогике считается разделение стилей педагогической деятельности на три общих вида: авторитарный, демократический и либерально-попустительский.

При демократическом стиле педагогической деятельности ребенок рассматривается как равноправный партнер в общении и познавательной деятельности. При авторитарном стиле ребенок рассматривается как объект педагогического воздействия. Педагог единолично принимает решения, устанавливает жесткий контроль за выполнением предъявляемых им требований, использует свои права без учета ситуации и мнения ребенка, не обосновывает свои действия перед ним. При либеральном стиле педагог уходит от принятия решений, передавая инициативу детям, коллегам. Организацию и конт-

роль деятельности детей осуществляет без системы, проявляет нерешительность, колебания.

Каждая профессия предъявляет специфические требования к личностным качествам потенциального работника, который должен осуществлять профессиональную деятельность успешно.

Состав характеристик личности учителя довольно обширен - он включает наряду с несколькими десятками социальных характеристик несколько десятков психологических. Среди психологических характеристик общепризнанными являются педагогическое мышление, педагогическая рефлексия, педагогическое самосознание, педагогическое воображение, педагогическая самооценка, педагогическая наблюдательность, педагогическое прогнозирование, толерантность, эмпатия и др. [4].

В исследовании приняло участие около 40 педагогов, среди которых были выделены группы учителей с авторитарным, либеральным и демократическим стилем деятельности.

Исследование их личностных свойств позволило сделать обобщающие выводы.

Выявлены личностные особенности, которые характеризуют педагога в целом. Профессионально важным качеством педагога является умение и желание общаться. Поэтому большинство педагогов характеризует высокий уровень общительности. Педагоги сильные, независимые, полагаются на себя, реалистичные, не терпят бессмысленности. Это качество можно назвать профессиональным, именно поэтому оно ярко выражено у большинства учителей, независимо от стиля их деятельности. Большинство педагогов характеризует доверчивость, адаптивность, уживчивость. Такую характеристику тоже можно назвать профессиональной. Так как профессия педагога предполагает высокий уровень самостоятельности и самодисциплины, то и большинство педагогов обладают высокими показателями по данным характеристикам.

У педагогов с авторитарным стилем наиболее выраженными являются обособленность, критичность, высокий уровень интеллекта, эмоциональная устойчивость и выдержанность, высокая степень доминантности, сдержанность в проявлении эмоций, практичность, реалистичность, мужественность, независимость, высокая скорость решения практических задач, ориентация на внешнюю реальность, развитое конкретное воображение, изысканность, умение вести себя в обществе, в общении - дипломатичность, эмоциональная выдержанность, проницательность, осторожность, хитрость, умение находить выход из сложных ситуаций, расчетливость, самостоятельность. Они имеют чувство ответственности, но скептически относятся к субъективным и культурным аспектам жизни. Иногда безжалостные, жестокие, самодовольные. Руководя группой, заставляют ее работать на практической и реалистической основе. Также их характеризует консервативность, устойчивость по отношению к традициям, сомнение в отношении новых идей и принципов, склонность к морализации и нравоучениям, сопротивление пере-

СЕРИЯ «ФИЗИОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ, МЕДИЦИНА», ВЫПУСК 9

63

менам, ориентация на конкретную реальную деятельность. Имеют склонность к противопоставлению себя группе и желание в ней доминировать. Обладают сильной волей. Имеют завышенную самооценку.

Педагогов с демократическим стилем деятельности характеризуют высокий уровень общительности, открытость, естественность, неприну>кденность, готовность к сотрудничеству, приспособляемость, внимание к людям, готовность к совместной работе, активность в устранении конфликтов в группе, готовность идти на поводу, сознательность, настойчивость, смелость, предприимчивость, активность, уживчивость, терпимость, покладистость, свобода от зависти, уступчивость, простота, наивность, прямолинейность, непосредственность, эмоциональность, отсутствие проницательности, простота вкусов. Они имеют эмоциональные интересы, готовность к риску и сотрудничеству с незнакомыми людьми в незнакомых обстоятельствах, способность принимать самостоятельные, неординарные решения, склонность к авантюризму и проявлению лидерских качеств. Охарактеризует свободомыслие, экспериментаторство, наличие интеллектуальных интересов, развитое аналитическое мышление, восприимчивость к переменам, к новым идеям, направленность на аналитическую, теоретическую деятельность. Демократов отличает зависимость от группы. Они присоединяются к ней, идут на зов. Но в то же время предлагают собственное решение.

У педагогов с либеральным стилем деятельности выявлены свои отличительные черты. Личность таких педагогов характеризует склонность к непостоянству, подверженность влиянию чувств, случая и обстоятельств, неорганизованность, безответственность, импульсивность, отсутствие согласия с общепринятыми моральными правилами и стандартами, гибкость по отношению к социальным нормам, свобода от их влияния, сдержанность, неуверенность, боязливость и робость, слабость, зависимость, недостаточная самостоятельность, беспомощность, богатое воображение, поглощенность своими идеями, внутренними иллюзиями, легкость отказа от практических суждений, умение оперировать абстрактными понятиями, ориентированность на свой внутренний мир, мечтательность, откровенность, простота, наивность, прямолинейность, бестактность, естественность, непосредственность, эмоциональность, отсутствие проницательности, простота вкусов, довольствие имеющимся, беспокойство, озабоченность, ранимость, ипохондричность, страх, неуверенность в себе, склонность к предчувствиям, самобичеванию, к депрессиям, чувствительность к одобрению окружающих, чувство вины и недовольство собой, низкий самоконтроль и самодисциплина. Они потворствуют своим желаниям, не делают усилий по выполнению групповыхтребований и норм.

Таким образом, полученные данные свидетельствуют о том, что определенный стиль деятельности педагога имеет в качестве основания набор некоторых психологических характеристик - личностных особенностей, которые обуславливают специфику преподавательской работы.

Список литературы

1 Аминов, Н. А. Диагностика педагогических способнос-

тей [Текст] / Н. А. Аминов. - М. : Воронеж, 1997.

2 Гэигорян, Л. А. Педагогика и психология [Текст]:

Учебное пособие / Л. А. Григорян, Т. Д. Марцинковская. -М. : Гардарики, 2004.

3 Зимняя, И. А. Педагогическая психология [Текст] /

И. А. Зимняя. - Ростов-на-Д. : Феникс,1997.

4 Маркова, А. К. Психология труда учителя [Текст] /

А. К. Маркова. - М. : Просвещение, 1993.

УДК 159.9 М.В. Воробьева

Курганский государственный университет

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ХАРАКТЕРЕ И ЗНАЧЕНИИ САМОПРЕЗЕНТАЦИИ В БУДУЩЕЙ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ И СОЦИОНОМИЧЕСКОМУ НАПРАВЛЕНИЯМ

Аннотация. Работа посвящена изучению особенностей представлений о самопрезентации студентов технического и социономического направлений.

Ключевые слова: самопрезентация, стратегия самопрезентации, студенты, тактика самопрезентации, эффективная самопрезентация.

M.V. Vorobyova Kurgan State University

IDEAS OF CHARACTER AND MEANING OF SELF-PRESENTATION IN FUTURE PROFESSIONAL ACTIVITY OF STUDENTS STUDYING IN TECHNICAL AND SOCIONOMIC AREAS

Annotation. This work is devoted to studying the peculiarities of self-presentation ideas of students studying in technical and socionomic areas.

Keywords: self-presentation, self-presentation strategy, students, self-presentation tactics, effective self-presentation.

Поворот в сторону капиталистического пути развития совершенно изменил жизнь российского общества. Складывающиеся рыночные отношения предъявляют новые требования к личности. Современная социально-экономическая ситуация форми-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.