Научная статья на тему 'Взаимосвязь личностных характеристик пользователя с его активностью в Интернете'

Взаимосвязь личностных характеристик пользователя с его активностью в Интернете Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
897
159
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ / ЛИЧНОСТНЫЕ ЧЕРТЫ / ЛИЧНОСТЬ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ / МОТИВАЦИЯ / ПОГРУЖЕНИЕ / USER'S IDENTITY / INTERNET / PERSONALITY FEATURES / MOTIVATION / IMMERSION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сордия Георгий Малхазиевич

Личность Интернет-пользователя изучается многими специалистами. Однако результаты этих исследований демонстрируют только некоторые личностные характеристики пользователя Интернета. Нашей целью стало изучение обобщенных характеристик личности Интернет-пользователя и их влияние на его деятельность в сети Интернет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The correlation of users personality characteristics with his (her) activity on the Internet

The personality of an Internet user is being studied by many experts. However, the results of their studies involve only few personality traits of users. Our target is to study the integrated characteristics of the Internet user and their influence on the users Internet activity.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь личностных характеристик пользователя с его активностью в Интернете»

пульсивность поведения, можно предположить наличие у них трудностей реализации своего потенциала в условиях традиционной системы образования.

Выводы. Полученные нами результаты свидетельствуют о наличии взаимосвязи особенностей психологического типа со степенью выраженности интеллектуальных стилей. Учитывая, что ранее нами была обнаружена специфика ценностно-мотивационной сферы у представителей различных фундаментальных типов, выделенных в подходе Д. Кейрси на основе теории К.Г. Юнга [3], мы приходим к пониманию о правомерности и целесообразности рассмотрения типологии личности К.Г. Юнга в качестве классификации эпистемологических стилей.

Проведенное исследование показывает необходимость организации индивидуального подхода в системе современного высшего образования, а также целесообразность использования в данном процессе классификации психологичес-

ких типов, основанных на теории К.Г. Юнга, отражающих ценностно-мотивационные предпочтения и в целом особенности познавательного отношения к окружающему миру.

Библиографический список

1. Ливер Б.Л. Методика индивидуализированного обучения иностранному языку с учетом влияния когнитивных стилей на процесс его усвоения: Дис. ... канд. пед. наук. - М., 2000. - 192 с.

2. Овчинников Б.В., Владимирова И.М., Павлов К.В. Типы темперамента в практической психологии. - СПб.: Речь, 2003. - 288 с.

3. Рудыхина О.В. Взаимосвязь феномена толерантности с типологическими особенностями студентов вуза // Философия образования. -Вып. 3. - 2010. - С. 253-258.

4. ХолоднаяМ.А. Когнитивные стили: О природе индивидуального ума: учеб. пособие. - М.: ПЕР СЭ, 2002. - 304 с.

5. Юнг К.Г. Психологические типы. - М.: АСТ: АСТ МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, 2008. - 761 с.

УДК 159.923.3

Сордия Георгий Малхазиевич

Государственный академический университет гуманитарных наук (г. Москва)

geo2006-84@mail.ru

ВЗАИМОСВЯЗЬ ЛИЧНОСТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ С ЕГО АКТИВНОСТЬЮ В ИНТЕРНЕТЕ

Личность Интернет-пользователя изучается многими специалистами. Однако результаты этих исследований демонстрируют только некоторые личностные характеристики пользователя Интернета. Нашей целью стало изучение обобщенных характеристик личности Интернет-пользователя и их влияние на его деятельность в сети Интернет.

Ключевые слова: Интернет, личностные черты, личность пользователя, мотивация, погружение.

Всемирная виртуальная сеть Интернет, уже начиная с конца 70-х гг. а в нашей стране с середины 90-х гг. XX в., активно изучается психологами. Накоплено достаточно много эмпирических результатов исследований. Основная проблематика этих исследований сводится к изучению того, как сеть Интернет влияет на самого пользователя [4; 9; 11], каким образом можно использовать виртуальное пространство для исследований [5; 7], что такое «Интернет зависимость», каковы механизмы ее формирования и развития [2; 6; 12], гендерные различия в мотивации использования Интернет [3; 8; 10], и т.д.

Однако исследований обобщающих такое понятие как «личность Интернет пользователя» на данный момент в России не проводилось. Весьма интересным и недостаточно изученным является

то, как личностные характеристики пользователя влияют на его активность в виртуальной сети. Целью исследования стало комплексное изучение личностных и когнитивных характеристик Интернет пользователя влияющих на его активность в виртуальной сети. Г ипотезы исследования:

1. Существуют личностные характеристики, влияющие на характер активности пользователя в Интернете.

2. Личностные характеристики пользователя, влияют на характер его активности в Интернете.

3. Личностные характеристики, влияющие на характер активности пользователя в Интернете, зависят от пола и социально-демографических характеристик.

4. Когнитивные характеристики пользователя влияют на характер его активности в Интернете.

Таблица1

Корреляции анкеты пользователя Интернета со значениями опросника Клонинджера

ИО Z ЗП Z К Z

Отговорки для продолжения пребывания в Интернете 0,16

Восприятие времени пребывания в Интернете 0,17

Страх при работе в Интернете -0,16

Жизнь без Интернета -0,15

Навыки владения Интернетом -0,14

В данной статье более подробно остановимся на личностных характеристиках пользователя определяющих характер активности в сети Интернет.

Испытуемые и методы исследования. В исследовании приняло участие 223 испытуемых. Из них 91 - мужчины (средний возраст 31 год) и 132 -женщины (средний возраст 27 лет) в возрасте от 18 до 60 лет. Группа испытуемых состояла из представителей различных профессий, с различным уровнем образования (не ниже полного среднего). Для отделения активных пользователей от не активных использовалась специально разработанная анкета. Для комплексного изучения личности использовался опросник структуры характера и темперамента Р. Клонинджера (ТС1-140) адаптированный Н.А. Алмаевым и Л.Д. Островской (2005) [1]. Для изучения активности пользователей в Интернет нами была разработана оригинальная анкета. В нее входили вопросы по изучению особенностей использования Интернета, различных аспектов отношения пользователя Интернета к себе, к Интернету. Анкета содержала 26 вопросов. Сформулированы варианты от-

ветов, а также предусмотрена возможность дать собственный открытый ответ.

Данная методика позволила в совокупности с опросной анкетой дать психологический портрет Интернет пользователя, оценить его мотивацию при использовании сети Интернет.

Полученные результаты обрабатывались в -соответствии с требованиями методических материалов конкретных психодиагностических методик (методики: методика «Включенные фигуры» Готшильда, опросник структуры характера и темперамента Р. Клонинжера: сокращенная версия TCI-140). Для вычисления корреляций использовался ранговый коэффициент корреляции r -Спирмена. Ранговый коэффициент корреляции r -Спирмена вычислялся при помощи компьютерной программы «Statistica (version 6.1)» Полученные результаты статистически достоверны (p<0,05).

Результаты и их обсуждение. Данные, полученные в корреляционном исследовании, позволяют сопоставить данные анкеты пользователя, опросника Р. Клонинжера и оценить следующие

Таблица2

Корреляции анкеты пользователя Интернета со значениями опросника Клонинджера

(ИО1) тревога о будущем (ИО2) страх неопреде- ленности (ИО3) застенчивость с чужими (ИО4) соматопси- хическая хрупкость

Состояние при работе Интернете (напряженность) 0,14 0,14

Зависимость от Интернета (общая) -0,15

Зависимость от Интернета лично у пользователя 0,19

Отговорки для продолжения пребывания в Интернете 0,18 0,16

Восприятие времени пребывания в Интернете 0,17 0,17

Изменение уровня тревожности 0,14

Таблица3

Корреляции анкеты пользователя Интернета со значениями опросника Клонинджера

(ЗП1) сентиментальность (ЗП2) Привязчивость (друзья)

Состояние при работе в Интернете (напряженность) 0,16

Страх при работе в Интернете -0,14 -0,14

Таблица4

Корреляции анкеты пользователя Интернета со значениями опросника Клонинджера

(К1) социальная конформность

Время использования Интернета в день -0,15

Зависимость от Интернета лично у пользователя -0,19

Жизнь без Интернета -0,18

Состояние раздражительности -0,17

Восприятие времени пребывания в Интернете -0,20

Навыки владения Интернетом -0,18

характеристики: структуру личностных характеристик пользователя и активности использования Интернета.

Результаты корреляционного анализа структуры личностных черт и активности использования Интернета представлены в таблицах 1-5.

Рассматривая результаты представленные в таблице 1 можно заметить, что Интернет зависимость (показатели: отговорки для продолжения пребывания в Интернете, восприятие времени пребывания в Интернете) положительно связана со значением интегральной шкалы «избегание опасности» (ИО) по опроснику Клонинджера. Страх при работе в Интернете отрицательно коррелирует со шкалой «зависимость поощрения» (ЗП). Жизнь без Интернета и навыки владения Интернетом отрицательно коррелируют с интегральной шкалой «Кооперативность» (К). В целом по группе можно сделать вывод о том, что Интернет зависимость может развиться у людей с высоким уровнем тревожности, не общительных и менее социально устроенных в реальной жизни [11].

В таблице 2 представлены значимые корреляции анкеты пользователя и субшкал по опроснику Клонинджера. Состояние при работе в Интернете положительно связано с субшкалой «Тревога о будущем» и «Страх неопределенности». Зависимость от Интернета отрицательно коррелирует со субшкалой «Застенчивость с чужими». Отговорки для продолжения пребывания в Интернете и восприятие времени пребывания в Ин-

тернете (зависимость от Интернета) положительно связаны с субшкалами «Страх неопределенности» и «Соматопсихическая хрупкость». В целом по группе изменение уровня тревожности положительно коррелирует с субшкалой «Страх неопределенности». Данные результаты можно проинтерпретировать следующим образом: тревожные люди склонны к формированию и развитию у них Интернет зависимости, при этом сама Интернет зависимость (общая) позволяет нивелировать их робость и застенчивость с другими.

Таблица 3 демонстрирует то, что состояние при работе в Интернете положительно связано с субшкалой «Привязчивость (друзья)». Страх при работе в Интернете отрицательно связан с субшкалами «Сентиментальность» и «Привязчивость (друзья)». Результаты представленные в таблице 3, позволяют сделать вывод о том, что тревожные люди очень сильно нуждаются в поддержке друзей, знакомых или же других пользователей. Чувство страха при работе с Интернетом изменяет самого пользователя. Другими словами, пользователи, испытывающие какую-то тревогу, начинают демонстрировать антиобщественные формы поведения, психологическую защиту в виде оскорбления других участников.

Из анализа результатов таблицы 4 видно, что в группе в целом, время использования Интернета, зависимость от Интернета (лично у пользователя, жизнь без Интернета, состояние раздражительности, восприятие времени пребывания в Интернете), навыки владения Интернетом отри-

Таблица5

Корреляции анкеты пользователя Интернета со значениями опросника Клонинджера

(С4) реалистичное отношение к себе

Замена реальности виртуальностью -0,14

цательно связаны с субшкалой «Социальная конформность». Анализируя результаты, представленные в таблице 4, можно сказать, что в Интернете пользователи, подверженные формированию Интернет - зависимости имеют более независимое мнение. В Интернете они способны отстаивать свою позицию по тем или иным вопросам, например, общаясь на различных форумах, блогах, чатах и т.д. Также можно заметить, что с развитием навыков работы в Интернете, пользователи становятся более независимыми. Данный результат позволяет им повысить свою компетентность среди таких же пользователей того или иного Интернет ресурса, а это свою очередь, возможно, повышает их самооценку в реальной жизни. Возможно, именно из-за этой функции виртуальной сети, многие люди начинают активно осваивать Интернет.

В таблице 5 представлена отрицательная связь замены реальности виртуальностью со субшкалой «реалистичное отношение к себе». Данный результат показывает, что чем сильнее человек -пользователь Интернета - погружается в виртуальную реальность, тем менее критичным становится отношение к себе. Другими словами, Интернет-среда позволяет пользователю представлять себя другим, не таким, каков он есть на самом деле. Данное положение подтверждается рядом исследователей [8]. Мотивация использования Интернета в этом случае направлена на самоутверждение (по А.Е. Войскунскому) [3].

Выводы. Результаты, полученные в корреляционном исследовании, позволяют сделать следующие выводы.

1. Обнаружены личностные характеристики, которые влияют на характер использования сети Интернет. Пользователи с преобладанием таких личностных черт как «Тревога о будущем», «Страх неопределенности», «Застенчивость с чужими», «Соматопсихическая хрупкость», «Реалистичное отношение к себе» подвержены развитию Интернет зависимости (погружению в виртуальное общение).

2. Склонность к конформизму у пользователя в Интернет - взаимодействии снижается, при этом

повышается риск формирования Интернет зависимости. Интернет способствует усилению у пользователя чувства независимости в суждениях, отстаивании своей позиции.

3. Менее социально устроенные в реальной жизни пользователи также подвержены погружению в виртуальную среду.

Библиографический список

1. Алмаев Н.А., Островская Л.Д. Адаптация опросника темперамента и характера Р. Клонинджера на русскоязычной выборке // Психологический журнал. - 2005. - Т. 26. - № 6. - С. 77-86.

2. АсмоловА.Г., Цветкова НА., ЦветковА.В. Психологическая модель Интернет - зависимости личности // Мир психологии. -2004. - № 1. - С. 45-54.

3. Арестова О.Н., Бабанин Л.Н., Войскун-ский А.Е. Мотивация пользователей Интернета // 2-ая Российская конференция по экологической психологии (Москва, 12-14 апреля 2000 г.). Секция: «Психологические аспекты деятельности человека в Интернет-среде». - М., 2000. - С. 12-38.

4. БабаеваЮ.Д., Войскунский А.Е., Смирнова О.В. Интернет: воздействие на личность // Гуманитарные исследования в Интернете / под ред. А.Е. Войскунского. - М., 2000. - С. 32-61.

5. Войскунский А.Е. Исследования Интернета в психологии // Интернет и российское сообщество / под ред. И. Семенова. - М.: Гендальф, 2002. -С. 156-163.

6. Войскунский А.Е. Зависимость от Интернета: актуальная проблема // Материалы конференции «Социальные и психологические последствия применения информационных технологий» (01.02.2001-01.05.2001 г.). Секция 6: Интернет зависимость: домыслы и правда. - С. 12-17.

7. Жичкина А.Е. О возможностях психологических исследований в сети Интернет // Психологический журнал. - 2000. - Т. 21. - № 2. - С. 75-78.

8. Жичкина А.Е. Взаимосвязь идентичности и поведения в Интернете пользователей юношеского возраста: Дис. ... канд. психол. наук. - М., 2001. - С. 199.

9. Кожевникова Е. С. Читатель и Интернет // Вопросы психологии. - 2006. - N° 1. - С. 33-38.

10. Мышенкова А. Гендерные и возрастные аспекты использования Интернет: Курсовая работа. - БГУ 2000. - С. 24.

11. Сордия Г.М. Влияние пользования Интернета на личность пользователя в зависимости от личностных особенностей (уровня тревожности):

Дипломная работа I МИЭПП. - М., 2006. - С. 84.

12. Холмс Л. «Норма» и «патология» в использовании Интернета [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: IIru-cyberp sy.blogspot.comI 2011I01Iblog-post 25.html (Дата обращения: 14.03.2011).

УДК 159.923.33

Жданова Светлана Юрьевна

доктор психологических наук, доцент

Аликина Елена Львовна

Пермский государственный университет alikinart@rambler.ru

ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК МАТЕРИ НА ОСОБЕННОСТИ ПОЗНАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ РЕБЕНКА

Рассматривается проблема познания индивидуальности Значимого Другого. Представлены результаты исследования особенностей познания матерью индивидуальности ребенка в зависимости от возраста, образования респондентов, количества детей в семье и конфигурации семьи.

Ключевые слова: познание индивидуальности значимого другого, метаиндивидуальность, дисперсионный анализ, взаимодействие факторов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Проблема изучения индивидуальности сегодня получила новый ракурс - это . познание индивидуальности человека не только как объекта, но и как субъекта познания собственной психической реальности. Особую актуальность в контексте данной проблемы приобретают вопросы о том, как зависит познание индивидуальности от различных характеристик субъекта: его пола, возраста, социального статуса и т.д. Одним из аспектов современных исследований познания индивидуальности является познание индивидуальности с позиции субъекта, её познающего на основе социальных представлений [8]. Проблемой субъекта достаточно активно занимались: К.А. Абульханова-Славская, 1986, 1991; В.В.Семенова, 1998; Г.М. Андреева, 1999, 2000; В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев, 2000; А.В. Брушлинский, 2001, 2002; А.А. Волочков, 2002; А.М. Ким, 2002; В.В. Знаков, 2002, 2003; С.Ю. Жданова, 2005.

При рассмотрении проблемы познания индивидуальности с позиции субъекта, её познающего, особый интерес вызывает вопрос о том, как соотносятся особенности познания человеком индивидуальности других людей с его индивидуальными особенностями [4]. В контексте данной проблемы особый интерес представляет изучение познания детской индивидуальности с позиции матери, как субъекта познания. В связи с этим

актуальность приобретает вопрос о том, как осуществляется процесс познания индивидуальности Значимого Другого, какие социальные характеристики влияют на познание индивидуальности близкого человека, в частности ребенка, какие факторы имеют первоочередное значение в процессе познания матери индивидуальности ребенка.

Характеризуя особенности социального познания и анализируя факторы, обусловливающие его развитие, Г. Крайг использует понятие «ниша развития ребенка» [6]. К числу основных компонентов ниши развития автор относит: повседневные физические и социальные условия; особенности воспитания и ухода за детьми; психологические особенности родителей или тех, кто заботится о детях. Данные компоненты, с точки зрения Г. Крайг, находятся в состоянии динамичного реципрокного взаимодействия (когда совпадает демонстрируемое и желаемое партнером поведение каждого участника), задавая уникальный мир, в котором живет каждый ребенок. Автор отмечает, что даже дети одной семьи живут в разных нишах развития, которые постоянно изменяются на всем протяжении детства. Каждый из названных компонентов своеобразно воздействует на ребенка и на формирование его индивидуальности. Родители вместе, или одна мать интегрируют индивидуальность ребенка в систему семьи. Однако диагностировать уровень влияния каждо-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.