пульсивность поведения, можно предположить наличие у них трудностей реализации своего потенциала в условиях традиционной системы образования.
Выводы. Полученные нами результаты свидетельствуют о наличии взаимосвязи особенностей психологического типа со степенью выраженности интеллектуальных стилей. Учитывая, что ранее нами была обнаружена специфика ценностно-мотивационной сферы у представителей различных фундаментальных типов, выделенных в подходе Д. Кейрси на основе теории К.Г. Юнга [3], мы приходим к пониманию о правомерности и целесообразности рассмотрения типологии личности К.Г. Юнга в качестве классификации эпистемологических стилей.
Проведенное исследование показывает необходимость организации индивидуального подхода в системе современного высшего образования, а также целесообразность использования в данном процессе классификации психологичес-
ких типов, основанных на теории К.Г. Юнга, отражающих ценностно-мотивационные предпочтения и в целом особенности познавательного отношения к окружающему миру.
Библиографический список
1. Ливер Б.Л. Методика индивидуализированного обучения иностранному языку с учетом влияния когнитивных стилей на процесс его усвоения: Дис. ... канд. пед. наук. - М., 2000. - 192 с.
2. Овчинников Б.В., Владимирова И.М., Павлов К.В. Типы темперамента в практической психологии. - СПб.: Речь, 2003. - 288 с.
3. Рудыхина О.В. Взаимосвязь феномена толерантности с типологическими особенностями студентов вуза // Философия образования. -Вып. 3. - 2010. - С. 253-258.
4. ХолоднаяМ.А. Когнитивные стили: О природе индивидуального ума: учеб. пособие. - М.: ПЕР СЭ, 2002. - 304 с.
5. Юнг К.Г. Психологические типы. - М.: АСТ: АСТ МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, 2008. - 761 с.
УДК 159.923.3
Сордия Георгий Малхазиевич
Государственный академический университет гуманитарных наук (г. Москва)
ВЗАИМОСВЯЗЬ ЛИЧНОСТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ С ЕГО АКТИВНОСТЬЮ В ИНТЕРНЕТЕ
Личность Интернет-пользователя изучается многими специалистами. Однако результаты этих исследований демонстрируют только некоторые личностные характеристики пользователя Интернета. Нашей целью стало изучение обобщенных характеристик личности Интернет-пользователя и их влияние на его деятельность в сети Интернет.
Ключевые слова: Интернет, личностные черты, личность пользователя, мотивация, погружение.
Всемирная виртуальная сеть Интернет, уже начиная с конца 70-х гг. а в нашей стране с середины 90-х гг. XX в., активно изучается психологами. Накоплено достаточно много эмпирических результатов исследований. Основная проблематика этих исследований сводится к изучению того, как сеть Интернет влияет на самого пользователя [4; 9; 11], каким образом можно использовать виртуальное пространство для исследований [5; 7], что такое «Интернет зависимость», каковы механизмы ее формирования и развития [2; 6; 12], гендерные различия в мотивации использования Интернет [3; 8; 10], и т.д.
Однако исследований обобщающих такое понятие как «личность Интернет пользователя» на данный момент в России не проводилось. Весьма интересным и недостаточно изученным является
то, как личностные характеристики пользователя влияют на его активность в виртуальной сети. Целью исследования стало комплексное изучение личностных и когнитивных характеристик Интернет пользователя влияющих на его активность в виртуальной сети. Г ипотезы исследования:
1. Существуют личностные характеристики, влияющие на характер активности пользователя в Интернете.
2. Личностные характеристики пользователя, влияют на характер его активности в Интернете.
3. Личностные характеристики, влияющие на характер активности пользователя в Интернете, зависят от пола и социально-демографических характеристик.
4. Когнитивные характеристики пользователя влияют на характер его активности в Интернете.
Таблица1
Корреляции анкеты пользователя Интернета со значениями опросника Клонинджера
ИО Z ЗП Z К Z
Отговорки для продолжения пребывания в Интернете 0,16
Восприятие времени пребывания в Интернете 0,17
Страх при работе в Интернете -0,16
Жизнь без Интернета -0,15
Навыки владения Интернетом -0,14
В данной статье более подробно остановимся на личностных характеристиках пользователя определяющих характер активности в сети Интернет.
Испытуемые и методы исследования. В исследовании приняло участие 223 испытуемых. Из них 91 - мужчины (средний возраст 31 год) и 132 -женщины (средний возраст 27 лет) в возрасте от 18 до 60 лет. Группа испытуемых состояла из представителей различных профессий, с различным уровнем образования (не ниже полного среднего). Для отделения активных пользователей от не активных использовалась специально разработанная анкета. Для комплексного изучения личности использовался опросник структуры характера и темперамента Р. Клонинджера (ТС1-140) адаптированный Н.А. Алмаевым и Л.Д. Островской (2005) [1]. Для изучения активности пользователей в Интернет нами была разработана оригинальная анкета. В нее входили вопросы по изучению особенностей использования Интернета, различных аспектов отношения пользователя Интернета к себе, к Интернету. Анкета содержала 26 вопросов. Сформулированы варианты от-
ветов, а также предусмотрена возможность дать собственный открытый ответ.
Данная методика позволила в совокупности с опросной анкетой дать психологический портрет Интернет пользователя, оценить его мотивацию при использовании сети Интернет.
Полученные результаты обрабатывались в -соответствии с требованиями методических материалов конкретных психодиагностических методик (методики: методика «Включенные фигуры» Готшильда, опросник структуры характера и темперамента Р. Клонинжера: сокращенная версия TCI-140). Для вычисления корреляций использовался ранговый коэффициент корреляции r -Спирмена. Ранговый коэффициент корреляции r -Спирмена вычислялся при помощи компьютерной программы «Statistica (version 6.1)» Полученные результаты статистически достоверны (p<0,05).
Результаты и их обсуждение. Данные, полученные в корреляционном исследовании, позволяют сопоставить данные анкеты пользователя, опросника Р. Клонинжера и оценить следующие
Таблица2
Корреляции анкеты пользователя Интернета со значениями опросника Клонинджера
(ИО1) тревога о будущем (ИО2) страх неопреде- ленности (ИО3) застенчивость с чужими (ИО4) соматопси- хическая хрупкость
Состояние при работе Интернете (напряженность) 0,14 0,14
Зависимость от Интернета (общая) -0,15
Зависимость от Интернета лично у пользователя 0,19
Отговорки для продолжения пребывания в Интернете 0,18 0,16
Восприятие времени пребывания в Интернете 0,17 0,17
Изменение уровня тревожности 0,14
Таблица3
Корреляции анкеты пользователя Интернета со значениями опросника Клонинджера
(ЗП1) сентиментальность (ЗП2) Привязчивость (друзья)
Состояние при работе в Интернете (напряженность) 0,16
Страх при работе в Интернете -0,14 -0,14
Таблица4
Корреляции анкеты пользователя Интернета со значениями опросника Клонинджера
(К1) социальная конформность
Время использования Интернета в день -0,15
Зависимость от Интернета лично у пользователя -0,19
Жизнь без Интернета -0,18
Состояние раздражительности -0,17
Восприятие времени пребывания в Интернете -0,20
Навыки владения Интернетом -0,18
характеристики: структуру личностных характеристик пользователя и активности использования Интернета.
Результаты корреляционного анализа структуры личностных черт и активности использования Интернета представлены в таблицах 1-5.
Рассматривая результаты представленные в таблице 1 можно заметить, что Интернет зависимость (показатели: отговорки для продолжения пребывания в Интернете, восприятие времени пребывания в Интернете) положительно связана со значением интегральной шкалы «избегание опасности» (ИО) по опроснику Клонинджера. Страх при работе в Интернете отрицательно коррелирует со шкалой «зависимость поощрения» (ЗП). Жизнь без Интернета и навыки владения Интернетом отрицательно коррелируют с интегральной шкалой «Кооперативность» (К). В целом по группе можно сделать вывод о том, что Интернет зависимость может развиться у людей с высоким уровнем тревожности, не общительных и менее социально устроенных в реальной жизни [11].
В таблице 2 представлены значимые корреляции анкеты пользователя и субшкал по опроснику Клонинджера. Состояние при работе в Интернете положительно связано с субшкалой «Тревога о будущем» и «Страх неопределенности». Зависимость от Интернета отрицательно коррелирует со субшкалой «Застенчивость с чужими». Отговорки для продолжения пребывания в Интернете и восприятие времени пребывания в Ин-
тернете (зависимость от Интернета) положительно связаны с субшкалами «Страх неопределенности» и «Соматопсихическая хрупкость». В целом по группе изменение уровня тревожности положительно коррелирует с субшкалой «Страх неопределенности». Данные результаты можно проинтерпретировать следующим образом: тревожные люди склонны к формированию и развитию у них Интернет зависимости, при этом сама Интернет зависимость (общая) позволяет нивелировать их робость и застенчивость с другими.
Таблица 3 демонстрирует то, что состояние при работе в Интернете положительно связано с субшкалой «Привязчивость (друзья)». Страх при работе в Интернете отрицательно связан с субшкалами «Сентиментальность» и «Привязчивость (друзья)». Результаты представленные в таблице 3, позволяют сделать вывод о том, что тревожные люди очень сильно нуждаются в поддержке друзей, знакомых или же других пользователей. Чувство страха при работе с Интернетом изменяет самого пользователя. Другими словами, пользователи, испытывающие какую-то тревогу, начинают демонстрировать антиобщественные формы поведения, психологическую защиту в виде оскорбления других участников.
Из анализа результатов таблицы 4 видно, что в группе в целом, время использования Интернета, зависимость от Интернета (лично у пользователя, жизнь без Интернета, состояние раздражительности, восприятие времени пребывания в Интернете), навыки владения Интернетом отри-
Таблица5
Корреляции анкеты пользователя Интернета со значениями опросника Клонинджера
(С4) реалистичное отношение к себе
Замена реальности виртуальностью -0,14
цательно связаны с субшкалой «Социальная конформность». Анализируя результаты, представленные в таблице 4, можно сказать, что в Интернете пользователи, подверженные формированию Интернет - зависимости имеют более независимое мнение. В Интернете они способны отстаивать свою позицию по тем или иным вопросам, например, общаясь на различных форумах, блогах, чатах и т.д. Также можно заметить, что с развитием навыков работы в Интернете, пользователи становятся более независимыми. Данный результат позволяет им повысить свою компетентность среди таких же пользователей того или иного Интернет ресурса, а это свою очередь, возможно, повышает их самооценку в реальной жизни. Возможно, именно из-за этой функции виртуальной сети, многие люди начинают активно осваивать Интернет.
В таблице 5 представлена отрицательная связь замены реальности виртуальностью со субшкалой «реалистичное отношение к себе». Данный результат показывает, что чем сильнее человек -пользователь Интернета - погружается в виртуальную реальность, тем менее критичным становится отношение к себе. Другими словами, Интернет-среда позволяет пользователю представлять себя другим, не таким, каков он есть на самом деле. Данное положение подтверждается рядом исследователей [8]. Мотивация использования Интернета в этом случае направлена на самоутверждение (по А.Е. Войскунскому) [3].
Выводы. Результаты, полученные в корреляционном исследовании, позволяют сделать следующие выводы.
1. Обнаружены личностные характеристики, которые влияют на характер использования сети Интернет. Пользователи с преобладанием таких личностных черт как «Тревога о будущем», «Страх неопределенности», «Застенчивость с чужими», «Соматопсихическая хрупкость», «Реалистичное отношение к себе» подвержены развитию Интернет зависимости (погружению в виртуальное общение).
2. Склонность к конформизму у пользователя в Интернет - взаимодействии снижается, при этом
повышается риск формирования Интернет зависимости. Интернет способствует усилению у пользователя чувства независимости в суждениях, отстаивании своей позиции.
3. Менее социально устроенные в реальной жизни пользователи также подвержены погружению в виртуальную среду.
Библиографический список
1. Алмаев Н.А., Островская Л.Д. Адаптация опросника темперамента и характера Р. Клонинджера на русскоязычной выборке // Психологический журнал. - 2005. - Т. 26. - № 6. - С. 77-86.
2. АсмоловА.Г., Цветкова НА., ЦветковА.В. Психологическая модель Интернет - зависимости личности // Мир психологии. -2004. - № 1. - С. 45-54.
3. Арестова О.Н., Бабанин Л.Н., Войскун-ский А.Е. Мотивация пользователей Интернета // 2-ая Российская конференция по экологической психологии (Москва, 12-14 апреля 2000 г.). Секция: «Психологические аспекты деятельности человека в Интернет-среде». - М., 2000. - С. 12-38.
4. БабаеваЮ.Д., Войскунский А.Е., Смирнова О.В. Интернет: воздействие на личность // Гуманитарные исследования в Интернете / под ред. А.Е. Войскунского. - М., 2000. - С. 32-61.
5. Войскунский А.Е. Исследования Интернета в психологии // Интернет и российское сообщество / под ред. И. Семенова. - М.: Гендальф, 2002. -С. 156-163.
6. Войскунский А.Е. Зависимость от Интернета: актуальная проблема // Материалы конференции «Социальные и психологические последствия применения информационных технологий» (01.02.2001-01.05.2001 г.). Секция 6: Интернет зависимость: домыслы и правда. - С. 12-17.
7. Жичкина А.Е. О возможностях психологических исследований в сети Интернет // Психологический журнал. - 2000. - Т. 21. - № 2. - С. 75-78.
8. Жичкина А.Е. Взаимосвязь идентичности и поведения в Интернете пользователей юношеского возраста: Дис. ... канд. психол. наук. - М., 2001. - С. 199.
9. Кожевникова Е. С. Читатель и Интернет // Вопросы психологии. - 2006. - N° 1. - С. 33-38.
10. Мышенкова А. Гендерные и возрастные аспекты использования Интернет: Курсовая работа. - БГУ 2000. - С. 24.
11. Сордия Г.М. Влияние пользования Интернета на личность пользователя в зависимости от личностных особенностей (уровня тревожности):
Дипломная работа I МИЭПП. - М., 2006. - С. 84.
12. Холмс Л. «Норма» и «патология» в использовании Интернета [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: IIru-cyberp sy.blogspot.comI 2011I01Iblog-post 25.html (Дата обращения: 14.03.2011).
УДК 159.923.33
Жданова Светлана Юрьевна
доктор психологических наук, доцент
Аликина Елена Львовна
Пермский государственный университет [email protected]
ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК МАТЕРИ НА ОСОБЕННОСТИ ПОЗНАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ РЕБЕНКА
Рассматривается проблема познания индивидуальности Значимого Другого. Представлены результаты исследования особенностей познания матерью индивидуальности ребенка в зависимости от возраста, образования респондентов, количества детей в семье и конфигурации семьи.
Ключевые слова: познание индивидуальности значимого другого, метаиндивидуальность, дисперсионный анализ, взаимодействие факторов.
Проблема изучения индивидуальности сегодня получила новый ракурс - это . познание индивидуальности человека не только как объекта, но и как субъекта познания собственной психической реальности. Особую актуальность в контексте данной проблемы приобретают вопросы о том, как зависит познание индивидуальности от различных характеристик субъекта: его пола, возраста, социального статуса и т.д. Одним из аспектов современных исследований познания индивидуальности является познание индивидуальности с позиции субъекта, её познающего на основе социальных представлений [8]. Проблемой субъекта достаточно активно занимались: К.А. Абульханова-Славская, 1986, 1991; В.В.Семенова, 1998; Г.М. Андреева, 1999, 2000; В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев, 2000; А.В. Брушлинский, 2001, 2002; А.А. Волочков, 2002; А.М. Ким, 2002; В.В. Знаков, 2002, 2003; С.Ю. Жданова, 2005.
При рассмотрении проблемы познания индивидуальности с позиции субъекта, её познающего, особый интерес вызывает вопрос о том, как соотносятся особенности познания человеком индивидуальности других людей с его индивидуальными особенностями [4]. В контексте данной проблемы особый интерес представляет изучение познания детской индивидуальности с позиции матери, как субъекта познания. В связи с этим
актуальность приобретает вопрос о том, как осуществляется процесс познания индивидуальности Значимого Другого, какие социальные характеристики влияют на познание индивидуальности близкого человека, в частности ребенка, какие факторы имеют первоочередное значение в процессе познания матери индивидуальности ребенка.
Характеризуя особенности социального познания и анализируя факторы, обусловливающие его развитие, Г. Крайг использует понятие «ниша развития ребенка» [6]. К числу основных компонентов ниши развития автор относит: повседневные физические и социальные условия; особенности воспитания и ухода за детьми; психологические особенности родителей или тех, кто заботится о детях. Данные компоненты, с точки зрения Г. Крайг, находятся в состоянии динамичного реципрокного взаимодействия (когда совпадает демонстрируемое и желаемое партнером поведение каждого участника), задавая уникальный мир, в котором живет каждый ребенок. Автор отмечает, что даже дети одной семьи живут в разных нишах развития, которые постоянно изменяются на всем протяжении детства. Каждый из названных компонентов своеобразно воздействует на ребенка и на формирование его индивидуальности. Родители вместе, или одна мать интегрируют индивидуальность ребенка в систему семьи. Однако диагностировать уровень влияния каждо-