Научная статья на тему 'ВЗАИМОСВЯЗЬ ЛИЧНОСТНЫХ ЧЕРТ И ХАРАКТЕРИСТИК ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ'

ВЗАИМОСВЯЗЬ ЛИЧНОСТНЫХ ЧЕРТ И ХАРАКТЕРИСТИК ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
206
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социальные сети / «ВКонтакте» / личность / экстраверсия / нейротизм / пользователи социальной сети / social networks / VKontakte / personality / extraversion / neuroticism / social network users

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Корниенко Дмитрий Сергеевич, Горбушина Елена Анатольевна

Распространение социальных сетей и их активное использование в личных и профессиональных целях привело к исследованию проявления социальных и психологических закономерностей, аналогичных реальному общению. Социальные сети предоставляют исследователям возможности для соотнесения поведенческих характеристик, характеристик профиля и психологических (личностных) характеристик. В данной статье приводятся результаты исследования связей личностных черт Большой пятерки и частоты контактов, публикаций и их содержания в социальной сети. Выборка исследования – 201 студент. Характеристики использования социальной сети были оценены с помощью разработанной анкеты. Также респонденты заполняли Портретный опросник Большой пятерки. Обнаружено что общение с большим числом друзей из списка контактов характерно для более экстравертированных и эмоциональных людей. Частота публикаций различается для людей с более высокой экстраверсией, доброжелательностью и открытостью. Тематика публикаций не связана с выраженностью черт Большой пятерки. Однако текстовые сообщения предпочитают более доброжелательные, менее эмоциональные и менее открытые пользователи. Фотографии предпочитают люди с низкой доброжелательностью, высокой эмоциональностью и открытостью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Корниенко Дмитрий Сергеевич, Горбушина Елена Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSOSIATION OF PERSONALITY TRAITS AND CHARACTERISTICS OF USING THE SOCIAL NETWORK

The spread of social network sites and their active use for personal and professional purposes has led to an active study of the manifestation of social and psychological patterns similar to real-life communication. Social networks allow researchers to correlate behavioral characteristics, profile characteristics, and psychological (personality) characteristics. This article presents a study of the relationships between personality traits of the Big Five and the frequency of contacts, publications, and content of posts on social network sites. The sample consisted of 201 students. Social network usage characteristics were assessed using the developed questionnaire. Respondents also completed the Big Five Portrait Questionnaire. Communication with numerous friends from the contact list was discovered to indicate more outgoing and emotional persons. The frequency of publication differs for people with higher extraversion, agreeableness, and openness. The topics of publications are not related to the Big Five traits. However, text messages are favored by more friendly, less emotional, and less open users. Photos are preferred by people with low friendliness, high emotionality, and openness.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОСВЯЗЬ ЛИЧНОСТНЫХ ЧЕРТ И ХАРАКТЕРИСТИК ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ»

УДК 159.923.3

DOI: 10.24412/2308-717Х-2021-1-13-21

Корниенко Дмитрий Сергеевич

доктор психологических наук, профессор кафедры общей психологии

Институт общественных наук Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации,

Москва, Россия 119571, Москва, проспект Вернадского, 82, стр. 1 e-mail: dscorney@mail. ru

Горбушина Елена Анатольевна

аспирант кафедры общей и клинической психологии

ФГБОУ ВО «Пермский государственный национальный исследовательский

университет», Пермь, Россия 614990, Пермь, Букирева, 15, (342) 239-66-17 e-mail: lego4155@gmail.com

ВЗАИМОСВЯЗЬ ЛИЧНОСТНЫХ ЧЕРТ И ХАРАКТЕРИСТИК ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ

Dmitriy S. Kornienko

Doctor of Psychological Sciences, Professor of the Department of General

Psychology

Institute for Social Sciences of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation 82, Prospekt Vernadskogo, 119571, Moscow, Russia e-mail: dscorney@mail.ru

Elena A. Gorbushina

Postgraduate Student of the Department of General and Clinical Psychology

Federal State Budget Educational Institution of Higher Education «Perm State National Research University» 15, Bukireva, 614990, Perm, Russia e-mail: lego4155@gmail.com

ASSOSIATION OF PERSONALITY TRAITS AND CHARACTERISTICS

OF USING THE SOCIAL NETWORK

© Корниенко Д.С., Горбушина Е.А., 2021

Аннотация. Распространение социальных сетей и их активное использование в личных и профессиональных целях привело к исследованию проявления социальных и психологических закономерностей, аналогичных реальному общению. Социальные сети предоставляют исследователям возможности для соотнесения поведенческих характеристик, характеристик профиля и психологических (личностных) характеристик. В данной статье приводятся результаты исследования связей личностных черт Большой пятерки и частоты контактов, публикаций и их содержания в социальной сети. Выборка исследования - 201 студент. Характеристики использования социальной сети были оценены с помощью разработанной анкеты. Также респонденты заполняли Портретный опросник Большой пятерки. Обнаружено что общение с большим числом друзей из списка контактов характерно для более экстравертированных и эмоциональных людей. Частота публикаций различается для людей с более высокой экстраверсией, доброжелательностью и открытостью. Тематика публикаций не связана с выраженностью черт Большой пятерки. Однако текстовые сообщения предпочитают более доброжелательные, менее эмоциональные и менее открытые пользователи. Фотографии предпочитают люди с низкой доброжелательностью, высокой эмоциональностью и открытостью.

Ключевые слова: социальные сети, «ВКонтакте», личность, экстраверсия, нейротизм, пользователи социальной сети.

Abstract. The spread of social network sites and their active use for personal and professional purposes has led to an active study of the manifestation of social and psychological patterns similar to real-life communication. Social networks allow researchers to correlate behavioral characteristics, profile characteristics, and psychological (personality) characteristics. This article presents a study of the relationships between personality traits of the Big Five and the frequency of contacts, publications, and content of posts on social network sites. The sample consisted of 201 students. Social network usage characteristics were assessed using the developed questionnaire. Respondents also completed the Big Five Portrait Questionnaire. Communication with numerous friends from the contact list was discovered to indicate more outgoing and emotional persons. The frequency of publication differs for people with higher extraversion, agreeableness, and openness. The topics of publications are not related to the Big Five traits. However, text messages are favored by more friendly, less emotional, and less open users. Photos are preferred by people with low friendliness, high emotionality, and openness.

Key words: social networks, VKontakte, personality, extraversion, neuroticism, social network users.

Социальные сети являются неотъемлемой частью жизни большинства людей (4,2 млрд пользователей, 53,6 % населения Земли [6]) и активно используются как в профессиональной, так и в досуговой деятельности. Новый план социального взаимодействия привел к активным исследованиям психологических особенностей и поведения пользователей социальной сети.

Большинство социальных сетей предполагают создание профиля пользователя, в котором размещается персональная информация, информация, доступная для других, различные фото-, видео-, текстовые материалы. Кроме того, так как сети направлены на поддержание взаимодействия между людьми, существуют различные варианты установления социальных связей, например, формирование группы друзей, взаимные подписки, вступление в группы по интересам. При этом актуальным вопросом остается, как соотносятся данные, которые размещает пользователь, и то, насколько активно ведет себя человек в Сети с его личностными особенностями. Значительная масса исследований ориентирована на изучение психологических характеристик, которые могут быть не связаны с реальными действиями, такими как размещение фотографий, вступление в группы по интересам или контакт с другим пользователем. Вместе с тем особый интерес представляет именно то, как поведение в социальной сети связано с психологическими характеристиками.

Одним из направлений исследований поведения в социальных сетях является изучение «цифровых следов», т.е. конкретных действий в социальной сети (например, подписка на пользователя, сохранение публикации, комментарий и др.), которые сохраняются в социальной сети и могут быть специальным образом извлечены и сопоставлены с социально-демографическими и психологическими характеристиками пользователя. Отслеживание «цифровых следов» прежде всего востребовано в сфере маркетинга и рекламы для создания персонализированных предложений пользователю. Возможности и ограничения психологических исследований с использованием подобных технологий подробно обсуждались Я.А. Ледовой с коллегами [2-4]. Прикладное значение подобных исследований связано, например, с возможностью диагностики депрессивных проявлений и предложением пользователю социальной сети рекламы психологической помощи. Ярким примером подобного исследования является World Well-Being Project, в котором на основе содержания публикаций в сети «Твиттер» и «Фейсбук» были получены данные о возможностях предсказания пола пользователя, личностных черт и удовлетворенности жизнью. Еще одним исследованием, показавшим потрясающие возможности предсказания характеристик пользователя на основе «лайков» (способ выражения положительного отношения к публикации в социальной сети), является проект Mypersonality.org. Точность предсказания пола, расы, вероисповедания была от 0,82 до 0,95, личностных черт 0,4-0,5, интеллекта 0,39 и удовлетворенности жизнью - только 0,17 [2]. Проект «Стресс, здоровье и психологическое благополучие в социальных сетях: кросс-культурное исследование» на основе сравнения данных России и США показал наличие лингвистических коррелятов черт, составляющих Темную триаду. В частности, было установлено что психопатия коррелирует с использованием политических высказываний, нарциссизм - высказываний о себе, а макиавеллизм - отрицательно с положительными межличностными отношениями [3].

На сегодняшний день существует множество исследований черт Большой пятерки и различных параметров, связанных с поведением в социальных сетях.

В частности, доказано что экстраверсия и открытость опыту связаны с более активным использованием возможностей социальной сети и большим количеством записей [5], а доброжелательность проявляется в большем количестве лайков и числе друзей [7]. Добросовестность проявляется в увеличении количества личных фотографий в качестве аватара, которая упростит идентификацию [5], в аккуратности, пунктуальности предъявляемой окружающим информации и в отсутствии лишних эмоций [7], а также количестве личных сообщений, отправленных другим пользователям [8]. Изучение нейротизма показало, что увеличение активности в Сети может быть результатом как повышенной тревожности относительно восприятия индивида окружающими, так и реализации компенсаторной, более безопасной в сравнении с «живым общением», онлайн-коммуникации [5]. В других исследованиях показано, что интровертированность, застенчивость и социальная тревожность негативно отражаются на активности в сети [10]. Также индивиды, которые характеризуются большим нейротизмом, предпочитают чаще размещать собственные мысли, интересующую их информацию, фотографии и другое на своей странице, т.е. пользоваться «стеной» [9].

Таким образом, можно констатировать что социальные сети как новая социально-психологическая среда могут характеризоваться теми же закономерностями, что проявляются и в традиционном общении. Превосходство социальных сетей, в отличие от оффлайн-общения, проявляется в возможности просмотреть профиль пользователя в любой момент и составить собственное представление о его личности. Как показывает обзор исследований, такое представление может быть достаточно близко к реальности. Большинство исследований выполнено среди пользователей социальных сетей «Фейсбук» и «Твиттер», в связи с этим интерес представляет то, насколько воспроизводятся полученные факты в социальной сети «ВКонтакте». Для решения этой задачи было организовано исследование, которое носит в определенной степени репликационный характер.

Организация и методы исследования

Исследование проводилось при помощи онлайн-платформы опросов onlinetestpad.com. Участники исследования получали ссылку на страницу с опросом, после информации об исследовании и согласия на участие в нем следовала инструкция.

Выборку исследования составил 201 человек, студенты от 18 до 25 лет (М = 22,4; Ж = 4,23). Все респонденты являются пользователями социальной сети «ВКонтакте».

Для оценки характеристик использования и общения в социальной сети была составлена анкета, которая включала следующие тематические вопросы: 1) количество друзей, с которыми общается пользователь; 2) частота публикаций информации на странице; 3) тематика публикаций; 4) вид публикаций (фото, текст, др.); 5) особенности фотографий; 6) тематическое содержание текстов; 7) тематика подписок на сообщества в социальной сети. Каждый вопрос содержал

набор вариантов ответов, из которых респонденту предлагалось выбрать только один, отражающий его наиболее частое или предпочитаемое поведение в Сети.

Диагностика базовых черт личности осуществлялась при помощи Портретного опросника Большой пятерки [1]. Опросник включает 10 описаний людей, сравнивая себя с которыми респонденту необходимо было указать степень сходства при помощи шкалы от 1 - совсем не похож на меня, до 6 -очень похож на меня. Методика позволяет оценить выраженность пяти черт: экстраверсии, нейротизма, открытости опыту, доброжелательности и сознательности.

Обработка данных. Респонденты были поделены на основе среднего показателя на группы с большей и меньшей выраженностью каждого личностного свойства. В связи с использованием номинальных данных был применен анализ хи-квадрат.

Результаты и их обсуждение Частота общения в социальной сети и личностные черты При анализе частоты общения с друзьями в социальной сети были обнаружены значимые различия между группами с высокой и низкой экстраверсией (хи-квадрат = 9,98; р < 0,05) и высоким и низким нейротизмом (хи-квадрат = 11,31; р < 0,01) (рисунок).

70,00 60,00 50,00 40,00 30,00 20,00 10,00 0,00

I =

= = =

Низкая экстраверсия

Высокая Низкий нейротизм Высокий нейротизм

экстраверсия

□ 30% списка друзей □ 30-50% В 50-70% ■ более 70% списка друзей

Частота общения с людьми из списка друзей в группах респондентов с различным уровнем экстраверсии и нейротизма

Так, высоко экстравертированные и эмоциональные люди общаются с большим количеством тех, кто находится у них в списке друзей. При этом при сравнении частоты ответов о взаимодействии с различным процентом друзей (от 30 до 70 %) также проявляется это различие. Интересно отметить, что 60 % взаимодействий у людей с низкой экстраверсией приходится на треть контактов, тогда как у людей с высокой экстраверсией 70 % приходится на половину списка контактов. Общей тенденцией является то, что по мере уменьшения количества контактов возрастает оценка их частоты, т.е. люди

независимо от уровня экстраверсии и эмоциональности склонны общаться с меньшим количеством своих друзей. Полученный результат согласуется с фактами о большем круге контактов и большей их частоте у экстравертов [8].

В отношении нейротизма обнаружено, что более 30 % контактов у людей с высокой эмоциональностью приходится на общение с широким кругом, а у людей с низкой эмоциональностью - с ограниченным кругом контактов.

Списки друзей в социальных сетях являются очень широким понятием, в которое включаются родственники, близкие друзья, коллеги по работе, знакомые и другие люди, контакт с которыми человек решает сохранить в социальной сети. В связи с этим количество друзей является скорее показателем общей широты контактов. Выделение большей или меньшей группы друзей, с которыми общение происходит постоянно, может являться показателем широты постоянного круга общения. Можно констатировать, что именно круг постоянного общения скорее ограничен 30 % от всех людей, которые находятся в списке друзей, для людей с низкой экстраверсией и эмоциональностью и 50 % для людей с высокой выраженностью данных характеристик. В данном случае результат также согласуется с установленным ранее в отношении более узкого круга друзей в социальной сети у интровертов [10].

Частота публикаций информации в социальной сети и личностные черты

При сравнении количества частоты публикаций обнаружены различия при сравнении групп с высокой и низкой экстраверсией (хи-квадрат = 17,9; р < 0,001), доброжелательностью (хи-квадрат = 10,65; р < 0,05) и открытостью (хи-квадрат = 19,63; р < 0,001). Несмотря на то, что есть общая тенденция к уменьшению частоты публикаций (от ежедневной к редкой), независимо от выраженности экстраверсии и доброжелательности, обнаруживаются как межгрупповые, так и внутригрупповые различия. Так, для высоко экстравертированных 30 % публикаций являются минимум ежемесячными, а для низко экстравертированных - только 15 %. В отношении различий в связи с уровнем доброжелательности обнаружено, что люди с высокой доброжелательностью делают 45 % публикаций от ежедневной до ежемесячной, тогда как у людей с низкой доброжелательностью только 24 % публикаций с аналогичной частотой. Различия между респондентами с разным уровнем открытости новому проявляются в том, что на еженедельные и ежемесячные публикации приходится 50 % публикаций у людей с высокой и 21 % с низкой открытостью. Минимальная частота публикаций характерна для 70 % с низкой и для 50 % с высокой экстраверсией, доброжелательностью и открытостью.

В целом можно утверждать, что высокое стремление к взаимодействию с другими, положительное отношение и открытость для других связаны с желанием регулярно (еженедельно или ежемесячно) делиться событиями жизни, состоянием, настроением с другими в социальной сети. Следует отметить, что высокую активность в публикациях проявляет примерно половина респондентов, независимо от личностных характеристик.

Полученные факты в отношении частоты публикаций экстравертов уже были отмечены в исследовании, а отсутствие различий в частоте публикаций при разном уровне нейротизма может косвенно свидетельствовать об V-образной кривой в связях данных показателей, что было установлено Я. Амичай-Хамбургер, Г. Винитски [5].

Тематика публикаций в социальной сети и личностные черты

При анализе основных тем, которые содержатся в публикациях, не обнаруживается различий между респондентами с различной выраженностью личностных черт. Однако при сравнении частоты публикаций различных тем выявлено, что значимо больше (хи-квадрат = 73,1; р < 0,001) публикаций делается относительно личных событий (49 %), а также информации от сообществ, на которые подписан человек (46 %). При этом минимальное количество приходится на публикации, связанные с друзьями. Данный факт показывает, что социальные сети действительно связаны со стремлением публиковать информацию о себе и своих интересах, тогда как информация о друзьях будет на их персональных страницах и не требует отдельной публикации. Следует отметить, что публикации, являющиеся публикациями информации сообществ, скорее всего являются копированием, дублированием информации и не являются персональными, только в отношении того, что человеку данная информация является интересной и важной.

При анализе содержания публикаций обнаружено значимое отличие между группами высоко и низко доброжелательных (хи-квадрат = 9,7; р < 0,05), эмоциональных (хи-квадрат = 12,53; р < 0,05) и открытых (хи-квадрат = 9,87; р < 0,05) респондентов.

Независимо от уровня выраженности личностных характеристик, половина публикаций приходится на смешанный контент, сочетающий в себе фотографии, текст, видео. Это, вероятно, объясняется тем, что возможности социальной сети устроены такими образом, что стимулируют пользователя к публикации разнородной информации, например, предлагается добавить фото к тексту или, наоборот, текстовое сообщение о публикуемом изображении. Межгрупповые сравнения показывают, что низко доброжелательные отдают предпочтение фотографиям, тогда как высоко доброжелательные - тексту. Текстовые сообщения предпочитают эмоционально сдержанные респонденты, люди открытые новому предпочитают публиковать фотографии. Однако при анализе частоты встречаемости на фотографиях различных сюжетов не выявлено значимых различий в связи с личностными чертами. Вместе с тем значимо отличается количество публикаций с разными изображениями (хи-квадрат = 151,66; р < 0,001), почти 60 % фотографий приходится на изображения самого пользователя, а 30 % - на фотографии с друзьями, при этом минимальное количество составляют фотографии с членами семьи. Сходная ситуация и с содержанием публикуемых текстов. Независимо от личностных характеристик большая часть публикаций связаны с событиями или историями из жизни (40 %), 33 % приходится на публикации смешанного содержания, не включающие персональную информацию или информацию о совместном проведении времени с друзьями (хи-квадрат = 43,56; р < 0,001).

Учитывая изложенный выше факт, что около половины публикаций приходится на информацию, которая связана с сообществами, в которых состоит человек, и то, что треть публикаций являются публикациями смешанного содержания, можно предполагать, что достаточно большая часть информации, размещаемая в профиле социальной сети, связана не с личностью пользователя или его персональными публикациями, а с информацией о группах, в которых состоит человек, что скорее свидетельствует о его интересах.

При анализе различий в предпочитаемых сообществах установлено, что предпочтение отдается группам, связанным с интересами (хи-квадрат = 370,47; р < 0,001), независимо от личностных характеристик. При этом более экстравертированные (хи-квадрат = 10,8; р < 0,05) и более открытые (хи-квадрат = 12,87; р < 0,05) люди отличаются большим предпочтением групп, связанных с эмоциональным состоянием и настроением (например, мотивационные цитаты, группы психологической поддержки). Возможно, именно направленность на других, на внешние стимулы является причиной такого предпочтения.

Выводы

Анализ различий в группах пользователей социальной сети, различающихся выраженностью базовых личностных черт, позволяет сделать следующие выводы.

Общение с большим количеством друзей из списка контактов характерно для более экстравертированных и эмоциональных людей. При этом регулярное общение происходит с более чем 50 % списка друзей в социальной сети у людей с более высокой экстраверсией. Люди с более высокой эмоциональностью также склонны к большим контактам, тогда как при низкой эмоциональности взаимодействие происходит с менее чем 30 % списка друзей.

Частота публикаций различается для людей с более высокой экстраверсией, доброжелательностью и открытостью. Однако даже при высокой выраженности данных черт частота публикаций варьирует от ежедневной до ежемесячной. Вместе с тем, независимо от выраженности экстраверсии, доброжелательности и открытости, частота редких (реже раза в месяц) составляет половину от всех публикаций пользователя. Все это не позволяет сделать однозначный вывод о том, что высокая экстраверсия, доброжелательность и открытость новому могут способствовать большему числу публикаций.

Тематика публикаций (личная или другая информация) одинакова для людей с различной выраженностью черт Большой пятерки. Общей тенденцией является размещение личной информации, которая составляет почти половину от всех публикаций пользователя, что объясняется функциональным назначением личной страницы в социальной сети. Вторая половина публикаций приходится на информацию сообществ, на которые подписан пользователь, что также отражает его интересы и склонности.

Различия в предпочтениях содержания постов проявились в том, что текстовые сообщения предпочитают более доброжелательные, менее эмоциональные и менее открытые пользователи. Предпочтения фотографиям отдают люди с низкой доброжелательностью, высокой эмоциональностью и открытостью. Независимо от личностных черт почти половина фотографий являются фотографиями самого пользователя или текстами о событиях собственной жизни.

Предпочтения в тематических группах, сообществах, в которых состоит пользователь или на которые он подписан, проявилось в предпочтении более экстравертированными пользователями групп, связанных с эмоциональным состоянием и настроением.

Несмотря на установленные факты, необходимо отметить ограничение исследования, которое состоит в том, что респонденты сами оценивали частоту

контактов, публикаций и преобладающие тематическое содержание публикаций в социальной сети, что может отличаться от анализа реальных «цифровых следов».

Список литературы

1. Егорова М.С., Паршикова О.В. Психометрические характеристики Короткого портретного опросника Большой пятерки (Б5-10) [Электронный ресурс] // Психологические исследования. - 2016. - Т. 9, № 45. - С. 9. - URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 04.06.2021).

2. Ледовая Я.А. Социальные сети и их возможности для сбора поведенческих и психологических данных: «за» и «против», этические вопросы и примеры исследований // Психологические исследования. - М., 2018. -С.151-166.

3. Ледовая Я.А., Тихонов Р.В., Боголюбова О.Н. Социальные сети как новая среда для междисциплинарных исследований поведения человека // Вестник СПбГУ. Сер. 16. Психология. Педагогика. - 2017. - Т. 7, № 3. - С. 193210.

4. Организационно-методические вопросы сбора данных в онлайн-исследовании поведения пользователей социальной сети «Фейсбук» из России и США / Я.А. Ледовая, Р.В. Тихонов, В.Ю. Иванов и др. // Вестник СПбГУ. Сер. 16. «Психология. Педагогика». - 2017. - T. 7, № 4. - С. 308-327.

5. Amichai-Hamburger Y., Vinitzky G. Social Network Use and Personality // Computers in Human Behavior. - 2010. - № 26 (6). - Р. 1289-1295. - DOI: https://doi.Org/10.1016/j.chb.2010.03.018

6. Digital 2021: Global overview report [Электронный ресурс]. - URL: https://datareportal.com/reports/digital-2021-global-overview-report (дата обращения: 14.06.2021).

7. Gosling S., Vazire S. E-Perceptions: Personality impressions based on personal websites // Journal of personality and social psychology. - 2004. - 87 (1). -Р. 123-132.

8. Muscanell Nicole L. Guadagno Rosanna E. Make New Friends or Keep the Old: Gender and Personality Differences in Social Networking Use // Computers in Human Behavior. - 2012. - 28 (1). - Р. 107-112. - DOI: 10.1016/j.chb.2011.08.016

9. Personality and motivations associated with Facebook use / C. Ross, E.S. Orr, M. Sisic et al. // Computers in Human Behavior. - 2009. - Vol. 25. -Р. 578-586.

10. Posting Photos on Facebook: The Impact of Narcissism, Social Anxiety, Loneliness, and Shyness / Graham G. Scott, E. Boyle, K. Czerniawska, A. Courtney // Personality and Individual Differences. - 2018. - 133. - Р. 67-72. - DOI: 10.1016/j.paid.2016.12.039

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-013-00775.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.