Научная статья на тему 'ВЗАИМОСВЯЗЬ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ СТУДЕНТОВ'

ВЗАИМОСВЯЗЬ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
168
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИТИЧНОСТЬ / КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ / СТУДЕНТЫ / ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Минахметова А.З.

Данная статья посвящена изучению вопросов критического мышления. Умение критически мыслить является одним из важнейших навыков 21 века. Целью исследования является выявление взаимосвязи критического мышления и психологического благополучия студентов. Проанализированы подходы отечественных и зарубежных ученых в области критического мышления. Ведущим методом исследования данной проблемы является метод тестирования. В исследовании приняли участие 40 студентов младших курсов, обучающихся по педагогическому направлению. Представлены результаты эмпирического исследования критического мышления и психологического благополучия студентов. В ходе исследования было обнаружено, что студенты лучше всего умеют оценивать последовательность умозаключений и обнаруживать значимую при большом количестве избыточной. Важным фактором психологического благополучия оказалось «управление окружением» и «цель в жизни». Результаты исследования показали, что критическое мышление связано с переживанием психологического благополучия. Указаны основные направления работы по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RELATIONSHIP BETWEEN CRITICAL THINKING AND PSYCHOLOGICAL WELL-BEING OF STUDENTS

This article is devoted to the problem of critical thinking. Critical thinking in the scientific literature is considered one of the most important skills of the 21st century. The purpose of the article is to identify the relationship between critical thinking and psychological well-being of students. Russian and foreign studies of critical way of thinking are analyzed. The leading method of investigating this problem is the testing method. The study involved 40 undergraduate students studying in the direction of "pedagogical education". The results of empirical research, critical thinking and psychological well-being of students are presented. In the course of the study, it was found out that students are best able to evaluate the sequence of conclusions and detect relevant information against the background of redundant. An important factor of psychological well-being turned out to be "environment management" and "purpose in life". The results of the study showed that critical thinking is associated with the experience of psychological well-being. The main directions of work on psychological and pedagogical support of students are indicated.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОСВЯЗЬ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ СТУДЕНТОВ»

УДК 159.9

Взаимосвязь критического мышления и психологического благополучия студентов

The relationship between critical thinking and psychological well-being of students

Минахметова А.З., Елабужский институт Казанского (Приволжского) федерального университета, minah_alb@mail.ru

Minakhmetova А., Yelabuga Institute of Kazan (Volga Region) Federal University, minah_alb@mail.ru

DOI: 10.51379/KPJ.2022.156.6.023

Ключевые слова: критичность, критическое мышление, психологическое благополучие, студенты, процесс обучения.

Keywords: criticality, critical thinking, psychological well-being, students, learning process.

Аннотация. Данная статья посвящена изучению вопросов критического мышления. Умение критически мыслить является одним из важнейших навыков 21 века. Целью исследования является выявление взаимосвязи критического мышления и психологического благополучия студентов. Проанализированы подходы отечественных и зарубежных ученых в области критического мышления. Ведущим методом исследования данной проблемы является метод тестирования. В исследовании приняли участие 40 студентов младших курсов, обучающихся по педагогическому направлению. Представлены результаты эмпирического исследования критического мышления и психологического благополучия студентов. В ходе исследования было обнаружено, что студенты лучше всего умеют оценивать последовательность умозаключений и обнаруживать значимую при большом количестве избыточной. Важным фактором психологического благополучия оказалось «управление окружением» и «цель в жизни». Результаты исследования показали, что критическое мышление связано с переживанием психологического благополучия. Указаны основные направления работы по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся.

Abstract. This article is devoted to the problem of critical thinking. Critical thinking in the scientific literature is considered one of the most important skills of the 21st century. The purpose of the article is to identify the relationship between critical thinking and psychological well-being of students. Russian and foreign studies of critical way of thinking are analyzed. The leading method of investigating this problem is the testing method. The study involved 40 undergraduate students studying in the direction of "pedagogical education". The results of empirical research, critical thinking and psychological well-being of students are presented. In the course of the study, it was found out that students are best able to evaluate the sequence of conclusions and detect relevant information against the background of redundant. An important factor of psychological well-being turned out to be "environment management" and "purpose in life". The results of the study showed that critical thinking is associated with the experience of psychological well-being. The main directions of work on psychological and pedagogical support of students are indicated.

Введение. На современном этапе одной из актуальных проблем, привлекающих внимание исследователей, является проблема развития критического мышления.

Согласно концепции развития непрерывного образования современному человеку необходимо быстро адаптироваться к изменяющимся жизненным ситуациям, критически осмысливать полученную информацию и т.д. [6;8;9;13].

Именно благодаря «мягким навыкам», к которым относится критическое мышление, молодежь сможет быть конкурентной в современном мире [16].

Критическое мышление очень важно для формирования личности в период профессионального становления, как показателя психологического благополучия.

Изучаемое критическое мышление оказывает влияние на становление личности, формирования благополучия студентов. Психологическое благополучие студентов будет строиться через критическое рассмотрение своего потенциала, жизненной позиции, осмысливание своего «Я», формирования профессиональных компетенций. Психологически благополучная личность способна самостоятельно критически мыслить и принимать решения, отбирать нужную информацию, раскрывать свой потенциал и т.д. Показатели психологического благополучия и критического мышления будут говорить о гармоничном развитии личности.

Цель статьи. Целью настоящего исследования является выявление взаимосвязи критического мышления и психологического благополучия студентов.

Материалы и методы исследования. Мышление - психический процесс, позволяющий познавать действительность. Проблемы мышления в научной литературе рассматривались с содержательной позиции и деятельностной позиции. В психолого-педагогической литературе считается, что мыслительная деятельность человека

совершается с помощью мыслительных операций, таких как анализ, синтез, сравнение, обобщение, конкретизация и абстрагирование [1]. Одной из характеристик мыслительной деятельности, по мнению М.И. Еникеева, является критичность ума, которая «предполагает умение строго оценивать результаты мыслительной деятельности, подвергать их критической оценке, отбрасывать неправильное решение, отказываться от начатых действий, если они противоречат требованиям задачи» [3, с.183]. Критичность является одной из характеристик мышления, позволяющих находить оптимальные способы решения разнообразных задач.

Мышление направлено на решение разнообразных проблемных ситуаций, жизненных ситуаций через обобщенное и опосредованное познание действительности. Отечественные исследователи (А.Н. Леонтьев, С.А. Рубинштейн) критическое мышление рассматривают, как способность оценивать полученную информацию и делать объективные суждения на основе хорошо обоснованных доказательств [5].

В отечественной и зарубежной науке изучение критического мышления

осуществлялось разными авторами.

В исследованиях М. Липмана критическое мышление рассматривается как «процесс самостоятельного и ответственного принятия

решений на основании критериев и контекста с использованием самокорекции» [11]. Автор говорит о комплексном мышлении, включающем критическое и творческое мышление.

Д. Клустер в своих работах утверждает, что критическое мышление строится на аргументах, представляет самостоятельный вид мышления [10; 11].

Р. Пауля указывает на социальный аспект критического мышления, рефлексию и самосовершенствование мышления [11].

Д. Халперн рассматривает мышление, которое основано на использовании когнитивных техник, позволяющих совместно с творческим мышлением решать задачи; отождествляет критическое мышление с творческим, которое выражается в умении решать разнообразные как жизненные, так и профессиональные задачи. Согласно автору, критическое мышление основывается на рассуждении, аргументации мыслительных процессов, что позволяет делать умозаключения [14].

И.А. Пшонковской - критическое мышление также как и Д.Халперн рассматривается как творческое мышление, процесс рефлексии и оценивания [5].

Подходы к толкованию понятия «критическое мышление» достаточно разнообразны. Единого определения критического мышления в научной литературе нет. Авторы рассматривают критическое мышление как самостоятельный процесс, большую роль в котором играет «умение решать задачи» через осмысление полученной информации с использованием различных техник [17].

В своей работе Д.М. Шакирова предлагает следующую формулировку критического мышления. «Критическое мышление - это способности и потребности человека: а) видеть несоответствие высказывания (мысли) или поведения другого человека общепринятому мнению или нормам поведения или собственному представлению о них; б) сознавать истинность или ложность теории, положения, алогичность высказывания и реагировать на них; в) уметь отделять ложное, неверное от правильного, верного; критически анализировать, доказывать или опровергать, оценивать предмет, задачу, вносить коррективы, показывать образец мысли, высказывания, поведения; это выражение собственного ценностного отношения, ценностной ориентации; г) это умение доказывать и опровергать, правильно оценивать предмет, задачу, поведение, процесс, результат и т.д.» [15, с.52].

Некоторые исследователи (Н.В. Козлова, М.С. Щеглова, Д.Э. Леви и др.) придерживаются мнения, что критическое мышление позволяет изучать, понимать и оценивать происходящие события, свое отношение к другим людям, к себе, что в дальнейшем способствует принятию решения на основе здравого смысла [7]. Критическое мышление связано с сознанием и самосознанием, выражается в активной жизненной позиции, рефлексии и т.д. Особенно это актуально в период юности. Период обучения в вузе совпадает с периодом становления, самопознания, самообразования, самореализации личности. В юношеском возрасте проявляется умение самостоятельно разбираться в сложных вопросах, критическое осмысление всего окружающего; происходит формирование ценностных образований личности,

самоопределение, самоактуализация,

формирование идентичности и т.д. Успешная реализация которых будет способствовать формированию психологического благополучия личности в юношеском возрасте [4]. Сказанное в значительной степени определяет взаимосвязь критического мышления и психологического благополучия в юношеском возрасте.

В проведенном исследовании приняли участие 40 студентов младших курсов Елабужского института КФУ, обучающихся по направлению «педагогическое образование». В

ходе исследования были подобраны методики: для определения уровня критического мышления использовался тест критического мышления Л. Старки (адаптация Е.Л. Луценко); для определения умений критического мышления использовался тест-опросник критического мышления; диагностика психологического благополучия осуществлялась с использованием методики «Шкала психологического

благополучия» К. Рифф (адаптирован Н.Н. Лепешинским). Для определения взаимосвязи между исследуемыми показателями

использовался корреляционный анализ Пирсона. Расчет статистических критериев осуществлялся с использованием программы SPSS.

Результаты. На первом этапе проводилась диагностика уровня критического мышления. Числовые значения по выраженности критического мышления соответствуют показателям средних значений (26,67 баллов по тесту-опроснику критического мышления; 17,6 баллов по тесту Л. Старки). Это говорит о том, что испытуемые данной выборки в целом проявляют средний уровень умения анализировать полученную информацию и на ее основе делать умозаключения.

На рисунке 1 представлены результаты диагностики умений по тесту-опроснику критического мышления.

Рисунок 1. - Средние значения по выраженности умений критического мышления

Примечание: ЛУ - способность выполнять логические умозаключения и аргументировать свой ответ; ПУ - способность выполнять последовательность умозаключений; ПЯ - умение делать заключение о причинах явлений; ОСТ - умение анализировать и оценивать содержание текстов; НВ - умение обнаруживать ошибки, связанные с неопределенностью и двусмысленностью выражений и терминов; РИ - умение выделять релевантную информацию на фоне избыточной.

Наиболее высокие средние значения для испытуемых данной выборки относятся к выявлению существенной информации на основе большого количества избыточной информации (среднее значение 1 балл); умению осуществлять последовательность умозаключений (9,67 баллов из 11 возможных баллов). Также испытуемые данной выборки достаточно хорошо определяют причинно-следственные взаимосвязи в представленной информации (5,83 балла из 7 возможных). Испытуемые данной выборки в рамках сформированности критического мышления не умеют работать с информацией, в которой представлена неопределенная, двусмысленная информация (1,5 балла из 5

возможных баллов). Это говорит о не сформированности гибкости мышления.

Согласно анализу корреляционных связей в структуре умений критического мышления наибольший вклад вносит показатель «умение обнаруживать ошибки с неопределенностью выражений и терминов». При этом средние значения по данному показателю по выборке находятся на низком уровне.

Следующий этап исследования был направлен на диагностику переживания психологического благополучия у студентов по методике К.Рифф. Средние значения по показателям психологического благополучия представлены в таблице 1.

Таблица 1. - Средние значения выраженности шкал психологического благополучия по методике К. Рифф

Шкалы психологического благополучия Средние значения

Шкала «Положительные отношения с другими» 47,7

Шкала «Автономия» 44,2

Шкала «Управление окружением» 46

Шала «Личностный рост» 53,4

Шкала «Цели в жизни» 53,2

Шкала «Самопринятие» 44

Анализ средних значений, представленных в таблице 1, показывает, что шкалы «личностный рост» (53,4) и «цель в жизни» (53,2) находятся на среднем уровне выраженности. Это говорит о том, что для испытуемых данной выборки характерно стремление к постоянному саморазвитию, к раскрытию своего потенциала, открытость к новым познаниям и достижениям. Для испытуемых свойственны достаточно четкие жизненные ориентиры и намерения, достаточная осмысленность своей жизни как в прошлом, так и в будущем через настоящее.

Шкала «положительные отношения» согласно средних знаний находится на низком уровне, что говорит о неудовлетворительных доверительных отношениях с окружающими, неумении или нежелании проявлять теплоту и заботу о других, не желание идти на компромисс. Полученные результаты для данной выборки говорят еще и о недостаточной сформированности одного из важнейших личностных качеств выбранной профессии -социально-коммуникативной компетентности.

Среднее значение по шкале «автономия» говорит о несамостоятельности и зависимости испытуемых от мнения других при принятии важных решений. При этом у испытуемых данной выборки проявляется синдром «выученной беспомощности», они чувствуют себя неспособными изменить складывающиеся жизненные обстоятельства, не могут справиться с

различными повседневными задачами и требованиями окружающей среды. Об этом также говорят низкие баллы по шкале «самопринятие» (44) — самооценка неустойчивая, наблюдается склонность к самокопанию.

Общий показатель психологического благополучия по данной выборке тоже недостаточно высокий - 315 баллов.

Средние показатели психологического благополучия, низкие показатели стремления установления положительных отношений с другими для студентов данной выборки могут объясняться существенной «направленностью их обучения на развитие рефлексии, потенциально определяющей высокую личностную

требовательность и критический самоанализ» [2].

Анализ корреляционных связей структуры психологического благополучия говорит о том, что системообразующими компонентами переживания психологического благополучия являются шкала «управление окружением» и шкала «цель в жизни». Все остальные шкалы в равной степени вносят вклад в переживание психологического благополучия. При этом следует отметить, что среднее значение по компоненту «контроль над окружающей средой» является низкими для испытуемых данной выборки.

Следующий этап исследования направлен на определение взаимосвязи уровня развития критического мышления и показателей

психологического благополучия. Обнаружена корреляционная связь между уровнем развития критического мышления и компонентами психологического благополучия (0,56). Связь между критическим мышлением и автономией (0,59), самопринятием (0,44), свидетельствует о том, что чем меньше испытуемые будут полагаться на мнения других при решении важных вопросов, тем выше будет показатель самостоятельности, оценивания себя в соответствии с личными критериями. Испытуемые, обладающие критическим мышлением, адекватно воспринимающие собственные ошибки, способны признать их, выявить нежелательные личностные качества, вносить в них коррективы и в дальнейшем позитивно относится к себе, положительно оценивая свое прошлое. То есть критическое отношение к самому себе через их коррекцию будет способствовать лучшему самопринятию и личностному росту.

Заключение. Исследование показало, что критическое мышление студентов младших курсов находится на среднем уровне. Испытуемые имеют низкий уровень психологического благополучия, обнаружен недостаточный уровень установления положительных отношений с окружающими. Несформированность данного компонента может говорить о том, что студенты не умеют выстраивать коммуникативные отношения в учебном сотрудничестве, не проявляют критичности в выстраивании диалога, например, при анализе учебной информации, проявлении инициативы в поиске и сборе информации и т.д. То есть недостаточный уровень установления положительных отношений с другими говорит о низкой социально-коммуникативной

компетентности студентов.

У испытуемых наблюдается зависимость от мнения других при принятии важных решений. Процесс принятия решения зависит от умения осознавать проблему, умения отличать факты от личного мнения или предположений, умения генерировать альтернативные варианты решения. То есть студенты данной выборки всё это перекладывают на других участников образовательного процесса. Таким образом, не проявляют самостоятельности начиная от выбора учебной информации до принятия решения

относительно перспективы личностного и профессионального развития. Как одним из следствий зависимости от мнения других людей выступает низкий уровень самопринятия, самооценки.

Принятие решения в жизни каждого человека это всегда самостоятельный процесс. Очень важно развитие самостоятельности в принятии решений через критичность мыслительных процессов.

Очень важно в рамках учебной деятельности создавать условия для формирования критического мышления через подбор, разработку заданий, способствующих развитию аналитическо-синтетической деятельности

критического мышления; научить студентов осуществлять самостоятельный поиск, критический анализ и синтез информации; задавать вопросы на понимание; вступать в дискуссию; умению работать в команде; умению выделять проблему, релевантную информацию из общей массы информации. Это можно успешно реализовать при использовании в преподавательской деятельности интерактивных технологий (кейс-технологии, активные методы обучения, прием «фишбоун», прием «зигзаг», и т.д.); в рамках привлечения студентов в проектно-исследовательскую деятельность и т.д.

В связи с полученными результатами возникает необходимость осуществления психолого-педагогического сопровождения, направленного на оптимизацию

психологического благополучия студентов. В рамках сопровождения необходимо осуществлять работу, направленную на развитие социально-коммуникативной компетентности студентов — знакомство с коммуникативными техниками (активного слушания, постановки вопросов и т.д.); упражнения на самопознание и принятия себя, нахождения внутренних ресурсов, развития самостоятельности.

Перспективы дальнейшего исследования видятся в расширении и дополнении количественного состава выборки испытуемых, обучающимися других направлений;

рассмотрение вопросов развития

психологического благополучия через сформированность профессиональной

направленности и идентичности.

Литература:

1. Андрейчук Н.В. Университетское образование Серия: Гуманитарные и общественные науки. - 2011. -

и критическое мышление / Н.В. Андрейчук // Вестник № 6. - С. 42-50.

Балтийского федерального университета им. И. Канта.

2. Бучацкая М.В., Капранова М.В. Особенности структуры психологического благополучия учащихся и студентов различных направлений профессиональной подготовки / М.В. Бучацкая, М.В. Капранова // Психологическая наука и образование. - 2015. - Т. 20. - № 2. - С. 63-69.

3. Еникеев М.И. Общая и социальная психология: учебник / М.И. Еникеев. - СПб., 2001. -624 с.

4. Идобаева О.А. Психолого-педагогическая модель формирования психологического благополучия личности: автореф. дис. ... д-ра психол. наук: 19.00.07 / Идобаева Ольга Афанасьевна. - М., 2013. - 52 с.

5. Касаткина Н.С. Формирование критического мышления студентов вуза / Н.С. Касаткина; ЮжноУральский государственный гуманитарно-педагогический университет. - Челябинск: ЮжноУральский научный центр РАО, 2020. - 152 с.

6. Кашина Е.А. Прогнозирование структуры интегрированного курса информатики: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / Кашина Елена Анатольевна. -Екатеринбург, 1997. - 187 с.

7. Козлова Н.В., Щеглова М.С. Взаимосвязь критического мышления и психологического здоровья студентов высшей школы / Н.В. Козлова, М.С. Щеглова // Сибирский психологический журнал. -2013. - № 50. - С. 46-51.

8. Концепция развития непрерывного образования взрослых в Российской Федерации на период до 2025 года. - М., 2015.

9. Никулина Т.В., Стариченко Е.Б. Информатизация и цифровизация образования:

понятия, технологии, управление / Т.В. Никулина, Е.Б. Стариченко // Педагогическое образование в России. -2018. - № 8. - С. 107-113.

10. Плотникова Н.Ф. Формирование критического мышления студентов вуза в условиях командной формы организации обучения: монография / Н.Ф. Плотникова. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2015. - 84 с.

11. Терно С.А. Концепция критического мышления в зарубежной педагогике [Электронный ресурс] / С.А. Терно // Современные научные исследования и инновации. - 2013. - № 8. - Режим доступа: https://web.snauka.ru/issues/2013/08/26054

12. Тягло А.В. Критическое мышление: проблема мирового образования XXI века / А.В. Тягло // Постметодика. - 2001. - № 3 (35). - С. 19-26.

13. Фёдоров А.В. Медиаобразование: история, теория и методика / А.В. Фёдоров. - Ростов-на-Дону: Изд-во ЦВВР, 2001. - 708 с.

14. Халперн Д. Психология критического мышления / Д. Халперн. - СПб, 2000. - 487 с.

15. Шакирова ДМ. Мышление, интеллект, одаренность: вопросы теории и технологий / Д.М. Шакирова, И.Ф. Сибгатуллина, Д.Ш. Сулейманов; под ред. М.И. Махмутова. - Казань: Центр инновационных технологий, 2006. - 304 с.

16. Шакирова Д.М. Критическое мышление / Д.М.Шакирова. - Казань: ГАОУ ДПО ИРО РТ, 2019. -Вып. 3. - 146 с.

17. Якунина Н.А. Критическое мышление: аналитическое осмысление понятия / Н.А. Якунина // Гаудеамус. - 2019. - № 4(42). - С. 21-26.

References:

1. Andreichuk N.V. University education and critical thinking / N.V. Andreichuk // Bulletin of the Baltic Federal University. I. Kant. Series: Humanities and social sciences. - 2011. - № 6. - P. 42-50.

2. Buchatskaya M.V., Kapranova M.V. Features of the structure of psychological well-being of students and students in various areas of professional training / M.V. Buchatskaya, M.V. Kapranova // Psychological science and education. - 2015. - T. 20. - № 2. - P. 63-69.

3. Enikeev M.I. General and social psychology: textbook / M.I. Enikeev. - St. Petersburg, 2001. - 624 p.

4. Idobaeva O.A. Psychological and pedagogical model of the formation of the psychological well-being of the individual: author. dis. ... Dr. psych. Sciences: 19.00.07 / Idobaeva Olga Afanasievna. - M., 2013. - 52 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Kasatkina N.S. Formation of critical thinking of university students / N.S. Kasatkin; South Ural State Humanitarian Pedagogical University. - Chelyabinsk: South Ural Scientific Center of the Russian Academy of Education, 2020. - 152 p.

6. Kashina E.A. Forecasting the structure of an integrated ICT course: dis. ... cand. ped. Sciences: 13.00.02 / Kashina Elena Anatolevna. - Yekaterinburg, 1997. - 187 p.

7. Kozlova N.V., Shcheglova M.S. Relationship between critical thinking and psychological health of higher

school students / N.V. Kozlova, M.S. Shcheglova // Siberian Psychological Journal. - 2013. - № 50. - P. 46-51.

8. Conception for the development of lifelong adult education in the Russian Federation for the period up to 2025. - M., 2015.

9. Nikulina T.V., Starichenko E.B. Informatization and digitalization of education: concepts, technologies, management / T.V. Nikulina, E.B. Starichenko // Pedagogical education in Russia. - 2018. - № 8. - P. 107113.

10. Plotnikova N.F. Formation of critical thinking of university students in the conditions of the command (group) form of organization of education: monograph / N.F. Plotnikova. - Kazan: Kazan Publishing House. un-ta, 2015. - 84 p.

11. Terno S.A. The conception of critical thinking in foreign pedagogy [Electronic resource] / S.A. Terno // Modern scientific research and innovation. - 2013. - № 8. -Access mode: https://web.snauka.ru/issues/2013/08/26054

12. Tyaglo A.V. Critical thinking: the problem of world education of the XXI century / A.V. Tyaglo // Postmethod. - 2001. - № 3 (35). - S. 19-26.

13. Fedorov A.V. Media education: history, theory and methodology / A.V. Fedorov. - Rostov-on-Don: TsVVR Publishing House, 2001. - 708 p.

14. Halpern D. Psychology of critical thinking / D. Halpern. - St. Petersburg, 2000. - 487 p.

15. Shakirova D.M. Thinking, intelligence, giftedness: questions of theory and technology / D.M. Shakirova, I.F. Sibgatullina, D.Sh. Suleimanov; ed. M.I. Makhmutov. -Kazan: Center for Innovative Technologies, 2006. - 304 p.

16. Shakirova D.M. Critical thinking / D.M. Shakirova. - Kazan: GAOU DPO IRO RT, 2019. - Issue. 3. - 146 p.

17. Yakunina N.A. Critical thinking: analytical understanding of the concept / N.A. Yakunina // Gaudeamus. - 2019. - № 4 (42). - P. 21-26.

5.3.4. Педагогическая психология, психодиагностика цифровых образовательных сред

Сведения об авторе:

Минахметова Альбина Зульфатовна (г. Казань, Россия), кандидат психологических наук, доцент Елабужского института Казанского (Приволжского) федерального университета, e-mail: minah_alb@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.