Научная статья на тему 'ВЗАИМОСВЯЗЬ КОГНИТИВНЫХ, ВОЛЕВЫХ, И РЕГУЛЯТОРНЫХ СВОЙСТВ ЛИЧНОСТИ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ'

ВЗАИМОСВЯЗЬ КОГНИТИВНЫХ, ВОЛЕВЫХ, И РЕГУЛЯТОРНЫХ СВОЙСТВ ЛИЧНОСТИ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
172
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОРЕГУЛЯЦИЯ / ВОЛЯ / КОГНИТИВНЫЕ ПОТЕНЦИАЛЫ / ИНТЕЛЛЕКТ / ПЛАНИРОВАНИЕ / МОДЕЛИРОВАНИЕ / ПРОГРАММИРОВАНИЕ / ОЦЕНИВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ / ГИБКОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Алимова Е.Р., Печенкина Т.И., Филимонова Е.А., Петров Е.В.

Обобщен опыт изучения саморегуляции во взаимосвязи с когнитивными и волевыми свойствами личности в психологическо-педагогическом контексте. На данный момент саморегуляция трактуется как субъектный ресурс, который активизирует личностные возможности, способствующие реализации деятельности личности. Вместе с тем конкретные механизмы взаимодействия регуляции деятельности с когнитивными и волевыми свойствами все еще остаются недостаточно изученными. С целью изучения роли и места саморегуляции в процессе формирования когнитивных и волевых потенциалов личности было проведено эмпирическое исследование с использованием методик В. И. Моросановой «Стиль саморегуляции поведения», Дж. Равена «Прогрессивные матрицы», А. В. Зверькова и Е. В. Эйдмана «Исследование волевых качеств».Учитывая взаимосвязь между сформированностью навыков саморегуляции и коммуникативных навыков, разработана программа формирования навыков саморегуляции. Представлены результаты эмпирического исследования влияния саморегуляции на когнитивные и волевые потенциалы личности, отражающие факты увеличения показателей по шкалам «моделирование», «оценивание результатов», «настойчивость», «выдержка», а также невербального интеллекта (по Дж. Равену).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Алимова Е.Р., Печенкина Т.И., Филимонова Е.А., Петров Е.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INTERRELATION OF COGNITIVE, VOLITIONAL, AND REGULATORY PERSONALITY TRAITS AND THEIR INFLUENCE ON PROFESSIONAL ACTIVITY

The experience of studying self-regulation in relation to cognitive and volitional personality traits in the psychological and pedagogical context is summarized. At present, self-regulation is interpreted as a subjective resource that activates personal abilities contributing to the implementation of personal activity. At the same time, specific mechanisms of interaction of activity regulation with cognitive and volitional traits still remain understudied. For the purpose of researching the role and place of self-regulation in the process of formation of cognitive and volitional potentials of a person, an empirical study was conducted with the use of techniques of V. I. Morosanova "Self-regulation behaviour style", J. Raven "Progressive matrices", A. V. Zverikov and E. V. Eidman "Willful qualities research".Taking into account the interrelation between the development of self-regulation and communication skills, the program of self-regulation skills formation was developed. The results of empirical study of the influence of self-regulation on cognitive and volitional potentials of a personality were presented, reflecting the facts of the increase in indicators on the scales of "modelling", "evaluating results", "persistence", "endurance", as well as non-verbal intelligence (by J. Raven).

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОСВЯЗЬ КОГНИТИВНЫХ, ВОЛЕВЫХ, И РЕГУЛЯТОРНЫХ СВОЙСТВ ЛИЧНОСТИ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ, ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ / GENERAL _PSYCHOLOGY, PERSONALITY PSYCHOLOGY AND HISTORY OF PSYCHOLOGY_

DOI: https://doi.org/10.23670/IRJ.2023.127.135

ВЗАИМОСВЯЗЬ КОГНИТИВНЫХ, ВОЛЕВЫХ, И РЕГУЛЯТОРНЫХ СВОЙСТВ ЛИЧНОСТИ И ИХ

ВЛИЯНИЕ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Научная статья

Алимова Е.Р.1' *, Печенкина Т.И.2, Филимонова Е.А.3, Петров Е.В.4

1 ORCID : 0000-0001-5170-2617;

2 ORCID : 0000-0001-6502-1441;

3 ORCID : 0000-0001-8592-009X;

4 ORCID : 0000-0002-5327-0421;

1 2' 3 Томский государственный педагогический университет, Томск, Российская Федерация 4 Томский государственный архитектурно-строительный университет, Томск, Российская Федерация

* Корреспондирующий автор (amorefat[at]mail.ru)

Аннотация

Обобщен опыт изучения саморегуляции во взаимосвязи с когнитивными и волевыми свойствами личности в психологическо-педагогическом контексте. На данный момент саморегуляция трактуется как субъектный ресурс, который активизирует личностные возможности, способствующие реализации деятельности личности. Вместе с тем конкретные механизмы взаимодействия регуляции деятельности с когнитивными и волевыми свойствами все еще остаются недостаточно изученными. С целью изучения роли и места саморегуляции в процессе формирования когнитивных и волевых потенциалов личности было проведено эмпирическое исследование с использованием методик В. И. Моросановой «Стиль саморегуляции поведения», Дж. Равена «Прогрессивные матрицы», А. В. Зверькова и Е. В. Эйдмана «Исследование волевых качеств».

Учитывая взаимосвязь между сформированностью навыков саморегуляции и коммуникативных навыков, разработана программа формирования навыков саморегуляции. Представлены результаты эмпирического исследования влияния саморегуляции на когнитивные и волевые потенциалы личности, отражающие факты увеличения показателей по шкалам «моделирование», «оценивание результатов», «настойчивость», «выдержка», а также невербального интеллекта (по Дж. Равену).

Ключевые слова: саморегуляция, воля, когнитивные потенциалы, интеллект, планирование, моделирование, программирование, оценивание результатов, гибкость.

THE INTERRELATION OF COGNITIVE, VOLITIONAL, AND REGULATORY PERSONALITY TRAITS AND

THEIR INFLUENCE ON PROFESSIONAL ACTIVITY

Research article

Alimova E.R.1' *, Pechenkina T.I.2, Filimonova E.A.3, Petrov E.V.4

1 ORCID : 0000-0001-5170-2617;

2 ORCID : 0000-0001-6502-1441;

3 ORCID : 0000-0001-8592-009X;

4 ORCID : 0000-0002-5327-0421;

1 2' 3 Tomsk State Pedagogical University, Tomsk, Russian Federation 4 Tomsk State University of Architecture and Civil Engineering, Tomsk, Russian Federation

* Corresponding author (amorefat[at]mail.ru)

Abstract

The experience of studying self-regulation in relation to cognitive and volitional personality traits in the psychological and pedagogical context is summarized. At present, self-regulation is interpreted as a subjective resource that activates personal abilities contributing to the implementation of personal activity. At the same time, specific mechanisms of interaction of activity regulation with cognitive and volitional traits still remain understudied. For the purpose of researching the role and place of self-regulation in the process of formation of cognitive and volitional potentials of a person, an empirical study was conducted with the use of techniques of V. I. Morosanova "Self-regulation behaviour style", J. Raven "Progressive matrices", A. V. Zverikov and E. V. Eidman "Willful qualities research".

Taking into account the interrelation between the development of self-regulation and communication skills, the program of self-regulation skills formation was developed. The results of empirical study of the influence of self-regulation on cognitive and volitional potentials of a personality were presented, reflecting the facts of the increase in indicators on the scales of "modelling", "evaluating results", "persistence", "endurance", as well as non-verbal intelligence (by J. Raven).

Keywords: self-regulation, will, cognitive potentials, intelligence, planning, modelling, programming, evaluation of results, flexibility.

Введение

Проблема исследования заключается в недостаточном уровне разработанности методологических подходов к феномену регуляции деятельности во взаимосвязи с когнитивными и волевыми свойствами личности: известно, что

регулятивные техники способны оказывать значительное влияние на поведение и деятельность субъекта, однако, конкретные механизмы взаимодействия регуляции деятельности с когнитивными и волевыми свойствами все еще остаются недостаточно изученными. Общеизвестно, что регуляторные, когнитивные и волевые способности относятся к свойствам личности, необходимым для осуществления какой-либо деятельности. Не исключением выступает и профессиональная деятельность. Речь идет о ракурсах восприятия и осознания современным человеком действительности, определения в ней своего места и целей своей жизни. А это, в свою очередь, определяет устойчивость и прогресс развития тех общественносоциальных отношений, в которых он сам находится и своими действиями влияет на их продуктивность [7].

Термин «когнитивные способности» в научной литературе трактуется неоднозначно. Согласно разным источникам, в когнитивные способности исследователи включают «общие способности». В целом, характеристика когнитивных способностей зависит от того, какой базис исследователи используют для определения данного термина. Согласно А. М. Матюшкиной, Н. А. Сырниковой, М. В. Плачивидова, когнитивные способности являются интеллектуальными способностями, интеллектом [5]. Данной трактовки мы и будем придерживаться. Интеллект, как пишет М. А. Холодная, - это система психических механизмов, которые обусловливают возможность построения «внутри» индивидуума объективной картины происходящего [11]. Сформированность интеллекта играет важную роль в жизни человека, чтобы достичь чего-либо в жизни, необходимо иметь хотя бы средний уровень интеллекта, а для этого необходимо учитывать факторы, влияющие на становление интеллекта. Исследования показывают, что существенную роль в формировании интеллекта играют способности к эмоционально-волевой саморегуляции [3]. По определению М. Я. Басова воля является психическим образованием, позволяющим личности осуществлять регуляцию своих психических функций, создавать взаимосвязи между ними, и преобразовывать в соответствии с поставленными целями [2]. Воля в психологии, как самостоятельное психическое явление, рассматривается наряду с разумом и эмоциями [6]. Воля как психический процесс определяется в качестве сознательной регуляции человеком своего поведения и деятельности. Волевая регуляция представляет собой осознанную активность человека, она имеет свой самостоятельный мотив, свои способы и средства осуществления [8]. Она обеспечивает преодоление трудностей при достижении целей, что также обеспечивается саморегуляцией. Саморегуляция, в свою очередь, представляет собой субъектный ресурс, который активизирует личностные возможности, способствующие реализации деятельности личности [9]. В контроле поведения реализуется и развивается на протяжении жизни интегративная индивидуальность человека, которая предполагает наличие определенных ресурсов, способностей индивида: его интеллектуального потенциала, эмоциональности способности к произвольной организации действий, волевых усилий [10].

Методы и принципы исследования

Эмпирическое исследование было проведено с использованием следующих методик: «Стиль саморегуляции поведения» В.И. Моросановой, «Прогрессивные матрицы» Дж. Равена, «Исследование волевых качеств» А. В. Зверькова и Е. В. Эйдмана.

Эмпирическое исследование было проведено на базе Томского государственного педагогического университета, выборка представлена 80 испытуемыми студентами.

Основные результаты

Для того чтобы оценить взаимосвязь саморегуляции, волевых и когнитивных свойств личности, нами была разработана программа развития навыков саморегуляции. В разработанную программу вошли занятия на: развитие межличностной коммуникации, поскольку доказана взаимосвязь между сформированностью навыков саморегуляции и коммуникативных навыков [1]; формирование самостоятельности как аспекта регуляции деятельности - способность принимать и осуществлять решения является необходимым структурным элементом в общей системе регуляции деятельности; развитие планирования и гибкости в построении деятельности, как аспекта, необходимого для успешного достижения целей, как способности составить поэтапный план действий, замечать изменение условий, и строить свою деятельность с учетом изменившихся факторов; овладение навыками эмоциональной регуляции - как ресурсного базиса для достижения поставленных целей; развитие навыков моделирования - как умения формулировать модель предстоящей деятельности, систему необходимых для достижения поставленной цели, элементов; формирование навыков самоорганизации - как аспекта, позволяющего структурно организовать собственную деятельность. Таким образом, авторская программа содержит тематический план с серией занятий на развитие межличностной коммуникации; формирование самостоятельности; развитие планирования, гибкости и навыков моделирования в построении деятельности; овладение навыками эмоциональной регуляции; формирование навыков самоорганизации.

Тематический план занятий по программе формирования навыков саморегуляции представлен в таблице 1.

Таблица 1 - План занятий по программе формирования навыков саморегуляции DOI: https://doi.Org/10.23670/IRJ.2023.127.135.1

№ Тема занятия Цель занятия Содержание занятия Время, мин.

1 Межличностные коммуникации Установление контакта между участниками тренинга Упражнения и игры: «Приветствие», «Зажги звезду», «Квадрат», «Сквозь кольцо» 40

2 Формирование самостоятельнос ти Развитие навыков самостоятельнос ти Упражнения: «Ответы за другого», «Я -сам!», «Я сделаю это, потому что...», «Я способен к.» 40

3 Тайм-менеджмент Ознакомление с феноменом самоорганизации Упражнения и игры: «Работа со временем», «Ценности», «Достижения», «Средства и цели» 40

4 Приемы и техники регуляции деятельности Развитие общих навыков саморегуляции Упражнения и игры: «Пальцы», «Удержи внимание», «В фокусе цветок», «Дрожащее желе» 40

5 Формирование гибкости Развитие навыков гибкости Упражнения и игры: «Мир меняется», «Что ты сделаешь, если.», «Все рухнуло!», «Изменюсь / не изменюсь» 40

6 Навык планирования действий Развитие навыков планирования и планомерности Упражнения и игры: «Составление личной перспективы», «Верстаем календарик-пинарик», «Лестница», «Мое будущее» 40

7 Навык моделирование. Часть 1. Моделирование ситуаций Развитие навыков моделирования Упражнения и игры: «Представьте, что.», «Выбери предмет», «Я -будущий психолог», «Проблемы и пути решения» 40

8 Навык моделирование. Часть 2. Моделирование действий Развитие навыков моделирования Упражнения и игры: «Капитаны», «Что вы сделаете?», «Зачем я это сделал?», «Я 40

поступаю так...»

9 Саморегуляция коммуникаций Развитие навыков эффективных деловых коммуникаций Упражнения и игры: «Интересные вопросы», «Синонимы и антонимы», «Другими словами», «Чтение с эхом» 40

10 Эмоциональная регуляция Развитие эмоциональной регуляции Упражнения и игры: «Зернышко», «Лимон», «Кошечки», «Муха» 40

Результаты исследования на констатирующем (этап 1) (до апробации программы) и контрольном (этап 2) (после апробации программы) этапах, представлены на рисунке 1.

Рисунок 1 - Динамика результатов исследования: ВУ - высокий уровень; СУ - средний уровень; НУ - низкий уровень; 1 / 2 - констатирующий/контрольный этап; Пл -планирование; М - моделирование; Пр - программирование; ОР - оценивание результатов; С - самостоятельность; Г -гибкость; ОУ- общий уровень саморегуляции; ПМР - методика «Прогрессивные матрицы» Дж. Равена; Н -

настойчивость; В - выдержка DOI: https://doi.Org/10.23670/IRJ.2023.127.135.2

Обсуждение

На рисунке 1 представлена динамика результатов исследования на констатирующем и контрольном этапах. Самый высокий прирост показателей диагностирован по шкалам моделирование и оценивание результатов, а также по методике Равена, диагностирующей невербальный интеллект. Мы связываем полученные данные с тем, что в программу занятий были включены разделы на развитие навыков моделирования, то есть образных представлений, что согласуется с направленностью невербального (пространственного) интеллекта. Также в экспериментальной группе повысились показатели настойчивости и выдержки.

Полученные подобных показателей значимо с точки зрения эффективности разработанной и апробированной программы - полученные данные свидетельствуют о том, что совместное использование в программе занятий на развитие регулятивных, коммуникативных, организационных навыков, результативно для формирования общей саморегуляции деятельности индивида в рамках подготовки студента к последующему осуществлению профессионально направленной деятельности. Рассматривая взаимосвязь регуляционных, когнитивных и волевых потенциалов, мы можем сделать вывод о том, что все упомянутые аспекты находятся в тесной взаимосвязи и оказывают друг на друга непосредственное влияние.

Заключение

Обобщая вышеизложенное, мы можем также сделать вывод о том, что формирование навыков саморегуляции оказывает значительное влияние на развитие когнитивных и волевых потенциалов, что, согласно теоретическим положениям, приведенным выше, является необходимым элементом для осуществления любого вида деятельности, профессионального - в том числе, и для развития указанных навыков, целесообразно использовать тренинговый комплекс занятий, направленных на развитие межличностной коммуникации и организационных навыков.

Конфликт интересов

Не указан.

Рецензия

Все статьи проходят рецензирование. Но рецензент или автор статьи предпочли не публиковать рецензию к этой статье в открытом доступе. Рецензия может быть предоставлена компетентным органам по запросу.

Conflict of Interest

None declared.

Review

All articles are peer-reviewed. But the reviewer or the author of the article chose not to publish a review of this article in the public domain. The review can be provided to the competent authorities upon request.

Список литературы / References

1. Алимова Е.Р. Особенности саморегуляции и коммуникативной компетентности подростков в условиях нормы и с особенностями развития. / Е.Р. Алимова, Е.В. Петров // Ученые записки Российского государственного социального университета. — 2018. — 3(148). — с. 31-41.

2. Батыршина А.Р. Воля как системная форма психической регуляции: подход М. Я. Басова. / А.Р. Батыршина // Гуманизация образования. — 2016. — 5. — с. 45-49.

3. Гончарова Н.А. Проблемы развития эмоционального интеллекта и эмоционально-волевой саморегуляции сотрудников полиции на начальном этапе профессионального обучения. / Н.А. Гончарова // Перспективы науки и образования. — 2021. — 3(51). — с. 390-403.

4. Киреева Д.Н. К проблеме развития эмоционально-волевой регуляции личности. / Д.Н. Киреева // Вестник науки; — Уфа: Вестник науки, 2019. — с. 58-63.

5. Козлова Е.Г. К вопросу о развитии когнитивных способностей младших школьников. / Е.Г. Козлова // Психология обучения. — 2008. — 1. — с. 59-70.

6. Москвин В.А. Проблема волевой регуляции в отечественной дифференциальной психологии и психофизиологии / В.А. Москвин, Н.В. Москвина, Б.М. Теплов. — М.: Перо, 2016. — с. 64-72.

7. Никитин В.Н. Саморегуляция как инструмент преодоления стрессогенных ситуаций и психологический метод здоровьесбережения. / В.Н. Никитин, Ю.О. Дягилева, Е.В. Черный // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. — 2021. — 7 (73). — с. 140-149.

8. Петрова Е.В. Самоорганизация и волевая регуляция как показатели конкурентоспособности личности. / Е.В. Петрова // Студенческая наука и XXI век. — 2018. — 2. — с. 341-343.

9. Зинченко Ю.П. Психология саморегуляции: эволюция подходов и вызовы времени / Ю.П. Зинченко, В.И. Моросанова — СПб: Нестор-История, 2020. — 472 с.

10. Сергиенко Е.А. Контроль поведения как основа саморегуляции. / Е.А. Сергиенко // Южно-российский журнал социальных наук. — 2018. — 4. — с. 130-146.

11. Холодная М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования / М.А. Холодная — М.: Юрайт, 2022. — 334

с.

Список литературы на английском языке / References in English

1. Alimova E.R. Osobennosti samoregulyacii i kommunikativnoj kompetentnosti podrostkov v usloviyax normy' i s osobennostyami razvitiya [Features of self-regulation and communicative competence of adolescents in normal conditions and with developmental peculiarities]. / E.R. Alimova, E.V. Petrov // Ucheny'e zapiski Rossijskogo gosudarstvennogo social'nogo universiteta [Scientific notes of the Russian State Social University]. — 2018. — 3(148). — p. 31-41. [in Russian]

2. Baty'rshina A.R. Volya kak sistemnaya forma psixicheskoj regulyacii: podxod M. Ya. Basova [Will as a systemic form of mental regulation: the approach of M. Ya. Basov]. / A.R. Baty'rshina // Gumanizaciya obrazovaniya [Humanization of education]. — 2016. — 5. — p. 45-49. [in Russian]

3. Goncharova N.A. Problemy' razvitiya e'mocional'nogo intellekta i e'mocional'no-volevoj samoregulyacii sotrudnikov policii na nachal'nom e'tape professional'nogo obucheniya [Problems of development of emotional intelligence and emotional-volitional self-regulation of police officers at the initial stage of professional training]. / N.A. Goncharova // Perspektivy' nauki i obrazovaniya [Prospects of science and education]. — 2021. — 3(51). — p. 390-403. [in Russian]

4. Kireeva D.N. K probleme razvitiya e'mocional'no-volevoj regulyacii lichnosti [On the problem of the development of emotional-volitional regulation of personality]. / D.N. Kireeva // Bulletin of Science; — Ufa: Vestnik nauki, 2019. — p. 58-63. [in Russian]

5. Kozlova E.G. K voprosu o razvitii kognitivny'x sposobnostej mladshix shkol'nikov [On the question of the development of cognitive abilities of younger schoolchildren]. / E.G. Kozlova // Psixologiya obucheniya [Psychology of learning]. — 2008. — 1. — p. 59-70. [in Russian]

6. Moskvin V.A. Problema volevoi regulyatsii v otechestvennoi differentsialnoi psikhologii i psikhofiziologii [The problem of volitional regulation in Russian differential psychology and psychophysiology] / V.A. Moskvin, N.V. Moskvina, B.M. Teplov. — M.: Pero, 2016. — p. 64-72. [in Russian]

7. Nikitin V.N. Samoregulyaciya kak instrument preodoleniya stressogenny'x situacij i psixologicheskij metod zdorov'esberezheniya [Self-regulation as a tool for overcoming stressful situations and a psychological method of health saving]. / V.N. Nikitin, Yu.O. Dyagileva, E.V. Cherny'j // Ucheny'e zapiski Kry'mskogo federal'nogo universiteta imeni V. I. Vernadskogo [Scientific notes of the V. I. Vernadsky Crimean Federal University]. — 2021. — 7 (73). — p. 140-149. [in Russian]

8. Petrova E.V. Samoorganizaciya i volevaya regulyaciya kak pokazateli konkurentosposobnosti lichnosti [Self-organization and volitional regulation as indicators of personal competitiveness]. / E.V. Petrova // Studencheskaya nauka i XXI vek [Student science and the XXI century]. — 2018. — 2. — p. 341-343. [in Russian]

Mewdynapodnhiu MayuMO-uccAedoBameAbCKUu wypnm ■ № 1 (127) • MuBapb

9. Zinchenko Yu.P. Psixologiya samoregulyacii: e'volyuciya podxodov i vy'zovy' vremeni [Psychology of self-regulation: evolution of approaches and challenges of the time] / Yu.P. Zinchenko, V.I. Morosanova — SPb: Nestor-Istoriya, 2020. — 472 p. [in Russian]

10. Sergienko E.A. Kontrol' povedeniya kak osnova samoregulyacii [Behavior control as the basis of self-regulation]. / E.A. Sergienko // Yuzhno-rossijskij zhurnal social'ny'x nauk [South-Russian Journal of Social Sciences]. — 2018. — 4. — p. 130-146. [in Russian]

11. Xolodnaya M.A. Psixologiya intellekta. Paradoksy' issledovaniya [Psychology of intelligence. Paradoxes of research] / M.A. Xolodnaya — M.: Yurajt, 2022. — 334 p. [in Russian]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.