УДК 159.9
ВЗАИМОСВЯЗЬ КОГНИТИВНЫХ СОСТАВЛЯЮЩИХ СУБЪЕКТИВНОГО КАЧЕСТВА ЖИЗНИ С ПОКАЗАТЕЛЯМИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ
А. С. Баканов, Т. Н. Савченко, Г. М. Головина
Реферат: в статье исследуется процесс принятия решения по выбору альтернатив. Объект - показатели принятия решения, а предмет - взаимосвязь этих показателей с субъективным качеством жизни (далее - СКЖ).
Юридическая наука напрямую связана с принятием решений, в ней изучаются механизмы правового регулирования принятия решений, правовая природа принятия решений, их обоснованность и справедливость. Профессионалом решаются задачи, где либо альтернатив немного, но они сложны для анализа и сравнения, либо альтернатив настолько много, что их сравнение и упорядочение представляет собой трудоемкую работу. К классу таких задач относится работа со специализированной литературой. В процессе чтения специалист должен не только прочитать текст, но и найти нужную ему информацию, проанализировать ее и принять решение. Предыдущие исследования показали, что когнитивные характеристики личности связаны с мотивацией, а также с удовлетворенностью образованием, профессией, работой и с субъективным качеством жизни.
Одним из направлений совершенствования психологического обеспече-
*Исследование прведено по гранту РФФИ № 15-07-01861.
© Баканов А. С., Савченко Т. Н., Головина Г. М., 2016
ния профессионального труда юристов является психологическое сопровождение адаптации молодых сотрудников и работа с резервом кадров на руководящие должности. В связи с этим актуальна разработка программных средств обучения, а также изучение индивидуальных особенностей профессионального труда.
Гипотеза данного исследования: существуют взаимосвязи составляющих СКЖ с показателями принятия решения.
Для проведения экспериментального исследования использовались «Опросник СКЖ» и компьютерная обучающая методика. В эксперименте принимали участие студенты юридических вузов. В результате обработки и анализа полученных результатов подтверждена гипотеза о наличии статистически достоверных корреляционных взаимозависимостей когнитивных составляющих субъективного качества жизни с показателями принятия решения.
Ключевые слова: процесс выбора альтернатив, принятие решений, показатели принятия решения, система поддержки принятия решения, субъективное качество жизни, когнитивные составляющие СКЖ, специализированная обучающая система, экспериментальное исследование, анализ текста, опорные слова.
Одним из направлений совершенствования психологического обеспечения профессионального труда юристов является психологическое сопровождение адаптации молодых сотрудников и работа с резервом кадров на руководящие должности в УИС [7]. В связи с этим актуальна разработка программных средств обучения, а также изучение индивидуальных особенностей профессионального труда.
Стиль поведения, в частности, стиль принятия решений - наиболее общая характеристика индивидуального поведения в отличие от стереотипа поведения индивидуума. Стереотип поведения индивидуума определяет связи с конкретными обстоятельствами, в то время как именно когнитивные стили в значительной степени определяют индивидуальные способы адаптации к среде, переработки информации, участвуют в процессе выбора альтернатив в процессе принятия решений. Процессы принятия решений с точки зрения психологической науки представляют собой сложную, многоуровневую систему. Эти процессы невозможно изучать и анализировать в отрыве от конкретной деятельности конкретного человека. При этом необходимо учитывать, что каждому конкретному человеку присущ свой индивидуальный стиль деятельности [10, 11]. Индивидуальный стиль деятельности представляет собой психологическую систему, «способствующую актуализации и полноценному использованию субъектом разных условий внутренней и внешней среды как ресурсов, выбора из них тех, использование которых соответствует индивидуальности человека...» [10].
Принятие решений как выбор альтернативы
В любую деятельность может быть включен процесс принятия решений, то есть выбор одной альтернативы из многих. Процесс принятия решений может относиться и ко всей деятельности в целом, и к отдельным её компонентам. Он включает в себя выявление проблемной ситуации, мысленное выдвижение гипотез(вариантов решения - альтернатив), оценку гипотез (по критериям), выбор того варианта решения, который обеспечивает достижение результата.
Проблемы принятия решений изучаются в различных областях научного знания: математика, информатика, экономика, психология и т. д.
В экономике изучаются проблемы рационального использования ограниченных ресурсов потребителем (покупателем) и производителем товаров и услуг. В работе Дж. фон Неймана и Моргенштерна отмечается, что человек оценивает полезность различных альтернатив и осуществляет рациональный выбор.
Принятие решений - одно из направлений прикладной математики: ставятся и решаются задачи обоснования свойств функции полезности в зависимости от тех или иных условий, накладываемых на правила выбора [6].
Юридическая наука напрямую связана с принятием решений, в ней изучаются механизмы правового регулирования принятия решений, правовая природа принятия решений, обоснованность и справедливость решений.
Выбор одной альтернативы из многих: выбор объекта для покупки или выбор направления для путешествия -эти примеры хорошо знакомы каждо-
му. Кроме того, существует огромный спектр задач, где либо альтернатив немного, но они достаточно сложны для анализа и сравнения, либо альтернатив настолько много, что сравнение и упорядочение альтернатив представляет собой трудоемкую задачу. К классу таких задач относится работа специалистов со специализированной литературой. В процессе ее чтения специалист должен не только прочитать текст, но и найти нужную ему информацию, проанализировать ее и принять решение.
Описание стилевого подхода
Психологические процессы принятия решений представляют собой иерархическую, многоуровневую систему, которую нельзя рассматривать в отрыве от реальной деятельности конкретного человека. Конкретный человек обладает индивидуальным стилем деятельности, а также конкретными когнитивными стилями, то есть «характерными для данной личности устойчивыми познавательными предпочтениями, проявляющимися в преимущественном использовании определенныхспособов переработки информации» [11]. Было сделано предположение, что стиль поведения (стиль принятия решений) взаимосвязан с совокупностью факторов, наличие которых свидетельствует о готовности к совершению соответствующих действий по выбору альтернативы. Процесс выбора альтернатив в условиях неопределенности можно охарактеризовать наличием субъекта, то есть лица, принимающего решения (далее -ЛПР), осуществляющего выбор альтернатив на основе субъективных моделей ментальных репрезентаций, эвристик или алгоритмов принятия решений, которые возможно (либо невозможно)
формализовать математическими методами.
В процессе выбора альтернатив при работе с текстовой информацией большую роль играет логическое выделение ЛПР информационных блоков в тексте, используя которые, ЛПР выстраивает свои рассуждения. Информационными блоками могут являться фрагменты текста, ключевые слова или специализированные термины. Доминирующим фактором является мотивация. Многочисленные исследования показали, что процесс принятия решений неразрывно связан с мотивацией личности [1; 2; 3; 8]. На процесс принятия решений влияет также состояние индивидуума, в частности удовлетворенность жизнью и субъективное качество жизни [4; 5; 8; 9].
Субъективное качество жизни (далее - СКЖ) определяется как степень соответствия оценок реального и желаемого качества жизни респондента. Важнейшим компонентом в структуре качества жизни человека является интеллект. Интеллект - ядро качеств человека, включающее в себя духовно-нравственную, знаниевую и профессиональ-но-деятельностную составляющие. Диалектика указанного взаимодействия состоит в том, что знания воздействуют не только на системно-социальное качество и как его часть качество профессиональной подготовки, но и на все остальные, включая психолого-моти-вационный блок, блоки интеллектуального и физического развития. Знания инструментализируются, переходя в навыки, умения, профессиональные компетентности, в профессионально-квалификационные готовности к соответствующей профессионально-квалификационной деятельности. Из этого
следует актуальность реализации жизненного потенциала и повышения СКЖ людей - профессионалов. В исследовании деятельности капитанов дальнего плавания обнаружены значимые взаимосвязи некоторых когнитивных показателей с СКЖ. Так, показатель селективности внимания и фактор умственной энергии (фактор G по Равену) положительно связаны с СКЖ [10]. В данной работе для выявления взаимосвязей показателей принятия решения с СКЖ проведено экспериментальное следующее исследование.
Испытуемые. В исследовании приняли участие студенты-юристы,аспиранты и преподаватели. Всего опрошено 30 человек, средний возраст 23 года.
Методики:
1. Опросник СКЖ (Т. Н. Савченко, Г М. Головина), определяющий удовлетворенность испытуемого различными сферами жизнедеятельности.
2. Компьютерная обучающая методика (А. С. Баканов).
Описание методики. Испытуемый, используя специализированное оборудование SMI (http://www.smivision. com), читал предлагаемые тексты и после прочтения принимал решение о выборе альтернативы. Испытуемым предлагались тексты, содержащие прецедент, с выделенными опорными словами, например, «Ученический договор должен содержать: наименование сторон; указание на конкретную квалификацию, приобретаемую учеником; обязанность работодателя обеспечить работнику возможность обучения в соответствии с ученическим договором; обязанность работника пройти обучение и в соответствии с полученной квалификацией проработать по трудовому
договору с работодателем в течение срока, установленного в ученическом договоре; срок ученичества; размер оплаты в период ученичества», и без выделенных опорных слов, например, «Ученический договор должен содержать: наименование сторон; указание на конкретную квалификацию, приобретаемую учеником; обязанность работодателя обеспечить работнику возможность обучения в соответствии с ученическим договором; обязанность работника пройти обучение и в соответствии с полученной квалификацией проработать по трудовому договору с работодателем в течение срока, установленного в ученическом договоре; срок ученичества; размер оплаты в период ученичества».
В данном исследовании под выбором альтернативы понимается процесс отнесения описываемого прецедента к тому или иному закону. В приведенном примере опорными словами или смысловыми блоками являются понятия «ученический договор», «квалификация».
В процессе проведения экспериментов фиксироваласьтраекториядви-жения взора испытуемого как в процессе чтения текста, так и в процессе выбора альтернатив.
После прочтения конкретного документа участникам эксперимента предъявлялись вопросы в следующем порядке:
1. Выберите альтернативы (из некоторого списка), к которым относится данный документ (текст).
2. Выберите альтернативы (из выбранных ранее), к которым данный документ (текст) относится в наибольшей степени.
3. Выберите только одну альтернативу (из выбранных ранее).
В процессе ответов на вопросы, приведенные в определенном порядке, выявлялась структура ментальных репрезентаций, сформировавшаяся по прочтении конкретного документа (текста). Выявленный образ имел определенную структуру, которую можно было оценить количественно и качественно. Структура имела вид ориентированного или направленного графа, узлы которого соответствовали альтернативам, а направленные дуги, или ребра, соответствовали связям, которые выявлялись в процессе принятия решений по выбору альтернатив. Таким образом, если в результате все дуги сходились к одному узлу (рис. 1), то есть одной альтернативе, то это означало, что испытуемый решил задачу успешно и принял решение в пользу одной альтернативы.
1
Если на конечном этапе дуги сходились к двум и более узлам (рис. 2), то это означало что испытуемый не смог сделать выбор в пользу какой-либо одной альтернативы.
Количество уровней иерархии в структуре и количество дуг, сходившихся к одному узлу, характеризовали структуру ментальной репрезентации испытуемого, сформировавшуюся после прочтения документа. Например, если все дуги сходились к одному узлу на первом этапе сортировки, то э то означало, что испытуемый принял решение на первом шаге.
В качестве показателей принятия решения использовались:
a) время чтения предъявленного текста в ms; б) время ответа на вопросы в ms; в) коэффициент использования опорных слов; г) коэффициент правильности ответа; д) коэффициент уверен-
1 3
Рис. 1
Рис. 2
ности принятия решения.
Рассмотрим подробнее показатели: коэффициент использования опорных слов, коэффициент правильности ответа и коэффициент уверенности принятия решения. Коэффициент использования опорных слов определяет, использовал ли испытуемый ключевые слова (слова, выделенные цветом) при чтении текста (рассчитывается как количество повторного прочтения опорных слов к общему количеству опорных слов в тексте. Коэффициент правильности ответа показывает, как часто испытуемый давал правильные ответы (или как часто испытуемый ошибался) (рассчитывается как количество правильных ответов к общему количеству вопросов). Коэффициент уверенности принятия решения определяет, насколько уверенно испытуемый отвечал на вопросы, то есть при ответе на вопросы испытуемый мог фиксировать взгляд только на одной альтернативе и ее выбирать либо мог фиксировать взгляд на нескольких альтернативах и только потом осуществлять оконча-
тельный выбор (критерий определяет экспериментатор - данный критерий субъективен).
Методы анализа данных Использовались непараметрические методы: для сравнения данных двух режимов предъявления текста -критерий Вилкоксона, для выявления взаимосвязей - коэффициент корреляции Спирмена.
Результаты исследования Сопоставлялись показатели принятия решения, полученные при работе с текстом в обычном режиме, с показателями, зафиксированными по итогам работы в режиме с выделением цветом ключевых терминов.
В таблице 1 представлены результаты проведенных экспериментов, характеризующих успешность выполнения заданий по выбору альтернатив испытуемыми. С помощью критерия Вилкок-сона выявлены различия во времени чтения и ответа в двух режимах предъявления текста. В режиме с опорными словами время значимо меньше (на уровне значимости р < 0,03).
Таблица 1
Средние значения показателей для двух режимов
Показатели принятия решения Без выделенных ключевых слов С выделенными ключевыми словами
Общее Среднее Общее Среднее
Время чтения предъявленного текста в 112 671 37 557 108 810 36 270
Время ответа на вопросы в т8 53 050 8 841 35 273 5 878
Коэффициент использования опорных слов - 0,7
Коэффициент правильности ответа 0,8 0,9
Коэффициент уверенности принятия решения 0,7 0,8
В таблице 2 приведены результаты корреляционного анализа.
Значимые (на уровне значимости p < 0,05) коэффициенты выделены жирным шрифтом. В результате анализа полученных материалов экспериментального исследования можно сделать вывод о том, что имеются статистически достоверные корреляционные взаимозависимости когнитивных составляющих субъективного качества жизни с показателями принятия решения. Время чтения текста, а также время ответа на вопросы при чтении с опорными словами отрицательно связано с опытом работы и с когнитивными составляющими субъективного качества жизни:удовлетворенностью работой, профессией и образованием. Коэффициенты правильности и уверенности в принятии решения положительно связаны с составляющими СКЖ. Это озна-
чает, что чем больше опыт и чем выше испытуемый оценивает свое образование, профессию и работу, тем быстрее и правильнее он принимает решение.
Предъявление текста с опорными словами снижает взаимосвязь показателей принятия решения с опытом работы и некоторыми составляющими СКЖ.
Таким образом, юридическая наука обладает особой терминологией, которая активно используется в профессиональном языке юристов. Как любой специализированный или профессиональный язык, юридический язык обладает рядом характерных особенностей. Было выявлено, что в процессе работы с юридической литературой (в процессе чтения) специалисты фиксируют взор на определенных терминах или смысловых блоках, поэтому в обучающей системе предусмотрено предъявление
Таблица 2
Коэффициенты корреляции Спирмена между когнитивными составляющими субъективного качества жизни с показателями принятия решения
Показатели принятия решения Опыт Работа (СКЖ) Образование (СКЖ) Профессия (СКЖ)
Этап I. Чтение текста без опорных слов
Время чтения текста -0,61 -0,54 0,11 -0,72
Время ответа на вопросы -0,52 -0,45 -0,03 -0,41
Коэффициент правильности ответа 0,44 0,55 0,42 0,68
Коэффициент уверенности принятия решения 0,57 0,38 0,48 0,39
Этап II. Чтение текста с опорными словами
Время чтения текста -0,56 -0,37 -0,03 -0,52
Время ответа на вопросы типа -0,47 -0,22 -0,07 -0,52
Коэффициент правильности ответа 0,35 0,34 0,41 0,33
Коэффициент уверенности принятия решения 0,48 0,26 0,04 0,46
профессионального текста с выделенными (опорными) словами. Использование компьютерной системы принятия решения позволяет ускорить обучение студентов. Так, при предъявлении текста с опорными словами снижается взаимосвязь опыта и профессиональной компетентности с правильностью и уверенностью в принятии решения.
Список литературы
1. Алдашева А. А. Индивидуальные стратегии экологического поведения // Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке. 2014. № 3 (43). С. 31-36.
2. Баканов А. С. Метод извлечения экспертных знаний в процессе работы с юридической текстовой информацией // Прикладная юридическая психология. 2013. № 4. С. 122-126.
3. Баканов А. С., Зеленова М. Е., Алдашева А. А. Когнитивный стиль как фактор надежности работы в системе электронного документооборота // Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке. 2015. № 3 (47). С. 61-67.
4. Баканова Н. Б. Использование программно-технических комплексов для повышения эффективности контроля в системах документооборота // Электросвязь. 2007. № 6. С. 51-53.
5. Головина Г М., Савченко Т. Н. Субъективное качество жизни осужденных и интеллектуальная
информационная среда // Прикладная юридическая психология. Рязань, 2012. № 4. С. 41-51.
6. Гуцыкова С. В. Удовлетворенность качеством жизни и стратегии преодоления студентов с различной оценкой безопасности социально-психологического пространства учебно-профессиональной деятельности // Психолого-педагогические и юридические науки. 2015. № 4-2. С. 29-35.
7. Гуцыкова С. В. Технология прогнозирования эффективности деятельности сотрудников: на пути примирения альтернатив // Методы психологического обеспечения профессиональной деятельности и технологии развития ментальных ресурсов человека. Сер. Фундаментальная психология - практике / отв. ред. Л. Г. Дикая, А. Л. Журавлев, М. А. Холодная. М., 2014. С. 41-61.
8. Петровский А. Б. Многокритериальное принятие решений по противоречивым данным: подход теории мультимножеств // Информационные технологии и вычислительные системы. 2004. № 2. С. 56-66.
9. Поздняков В. М. Направления совершенствования психологического обеспечения работы с сотрудниками ФСИН России // Прикладная юридическая психология. 2012. № 2. С. 8-17.
10. Савченко Т. Н., Головина Г. М. Факторы успешной деятельности и субъективное качество жизни комсостава судов. М., 2015. С. 156-169.
11. Толочек В. А. Стили деятельности: ресурсный подход. М., 2015. 366 с.