Jm 7universum.com
V UNIVERSUM:
Л ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ
ВЗАИМОСВЯЗЬ КАЧЕСТВА ПОСАДКИ И МОДНОЙ ФОРМЫ КОСТЮМА: НА ПРИМЕРЕ СТИЛЯ “A LA GARQONNE”
Москвина Мария Александровна
аспирант, Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна, РФ, г. Санкт-Петербург E-mail: _ [email protected]
INTERRELATION BETWEEN FITTING QUALITY AND FASHIONABLE SUIT FORM: ON AN EXAMPLE OF “A LA GARQONNE” STYLE
Moskvina Maria
Postgraduate student, St. Petersburg State University of Technology and Design,
Russia, St. Petersburg
АННОТАЦИЯ
Статья посвящена исследованию влияния стилевого решения модели на оценку качества посадки изделия. Определена методология оценки качества посадки изделия в совокупности со стилевым решением модели. Проведен анализ влияния модельных особенностей на возникновение дефектов посадки на примере модного женского костюма 1920-х гг. Проведена аналогия между историческими и современными моделями стиля “A la garfonne” и определены основные конструктивные особенности, параметры внешнего вида и виды дефектов, возникающих в моделях.
ABSTRACT
The article deals with the clothes model stile influence on fitting quality assessment. The methodology of planting products quality assessing in conjunction with the model stylistic design has been determined. The model features influence on the occurrence of fitting defects, have been analyzed on an example of fashionable
Москвина М.А. Взаимосвязь качества посадки и модной формы костюма: на примере стиля «A la garfonne» // Universum: Технические науки : электрон. научн. журн. 2014. № 5 (6) . URL: http://7universum.com/ru/tech/archive/item/1312
women's costume of 1920s. The analogy between the historical style “A la garfonne” and contemporary models and the main design features, appearance settings and types of arising in models defects have been identified.
Ключевые слова: стиль «А-ля Гарсон», стилевое решение одежды, дефекты посадки, модная форма костюма, конструирование одежды.
Keywords: style “A La Garfonne”, clothing style, fitting defects, fashionable costume form, clothes design.
Противопоставление эстетики и технологичности, наблюдаемое во многих направлениях промышленного проектирования, в швейной промышленности нецелесообразно. Разработка высокохудожественных авторских образцов моделей одежды требует синтеза компромиссных проектных решений. Совершенствование качества посадки как отражение технического совершенства конструкции — популярное направление современных исследований. Разработки в области стилевого решения женского костюма и методы проектирования его конструкции должны быть объединены в дисциплину «Художественное конструирование». Применение новых подходов к решению традиционных задач, обусловленное этим симбиозом, позволяет вывести оценку качества посадки одежды на новый уровень теории и методологии.
Дефекты посадки готовой одежды, как правило, разделяют на три группы: конструктивные, технологические и дефекты моделирования, причем последние образуются вследствие некорректного использования приемов моделирования базовой основы чертежа [8]. Все три типа дефектов глубоко и разносторонне изучены: созданы классификации конструктивных дефектов, и предложены практические способы их устранения. Ощутимый вклад в эту работу внес отечественный ученый Н.А. Рахманов [10] в книге «Конструктивные дефекты одежды и способы их устранения». Понятие «бездефектная посадка» изделия подразумевает соответствие размеров конструкции параметрам фигуры человека, однако это определение очень
условно, так же как и критерии оценки качества посадки [5; 10], применимые только при оценке моделей одежды полу- или плотноприлегающих силуэтов. При этом любые модельные особенности или элементы стилевого решения изделия, например: защипи, драпировки или расширенный силуэт, создают заломы и складки, которые будет некорректно отнести к дефектам посадки. Все составляющие стилевого решения будут способствовать образованию большего числа «ДП» или, наоборот, уменьшению с точки зрения классического понимания дефектов посадки, например, ориентируясь на работу «Исправление дефектов посадки. Система М. Мюллер и сын» [4].
Таким образом, требуется не только отдельно рассматривать появляющиеся складки и заломы в готовой одежде, но и непосредственно рассматривать их в комплексе всего изделия. В существующей литературе [4; 5; 10 и др.] исследований на эту тему не проведено и не обозначены методы анализа.
Основная концепция нового подхода представлена в виде условной диаграммы постановочного характера (рис. 1), в которой дефекты посадки (ДП) представлены как результат взаимосвязи стиля, формы одежды и конструкции.
Рисунок 1. Концептуальная схема формирования дефекта посадки
На примере стиля “A la garfonne” был поведен анализ конструктивных особенностей женской одежды.
Гарсон (фр. Garson — мальчик) — стиль в женской моде 1920-х гг. Характеризовался короткой стрижкой, плоской мальчишеской фигурой (женщины сидели на диетах и бинтовали грудь), мужскими элементами одежды и аксессуаров, подражанием мужчинам во всем, например, в манере курить сигареты. Женщины носили брюки-гольф, мужские смокинги и жакеты с галстуками, вечером — узкие платья с декольтированной спиной и чулки телесного цвета из искусственного шелка. Стиль стал особенно популярным после выхода в свет романа Виктора Маргеррита «Гарсон» (1922), героиня которого стала символом раскрепощенной современной женщины [1, с. 92].
Первичный анализ представлен на рисунке 2: на примере женского платья с выделенными заломами (рис. 2а) показан общий объем изделия по сравнению с боковыми контурами тела человека (рис. 2б, 2в).
а б в
Рисунок 2. Конструктивный анализ модели одежды 1924 г.
Проводя аналогии между одеждой в стиле “A la garfonne” 1920 года и современной (модели из коллекций 2012 г.) с интерпретациями этого стиля, прослеживаем общие черты стилевого решения: объем изделий, силуэт и т. д. На рисунке 3 представлены модели женского костюма, характерные для моды 20-х годов, полученные из статьи Г. Г аладжевой «Эпоха LA GARCONNE» [2] и из статьи Е. Ласкиной «Мода 20-х. Десятилетие перемен» [7]. На рисунке 4 представлены модели из современных коллекций, среди которых присутствуют такие дизайнеры, как Gucci, Ralph Lauren, Oscar de la Renta [11]. Изображения, представленные на рисунках 3 и 4, наглядно демонстрируют схожесть общих линий силуэта, объемов изделий, а также проявляющиеся заломы и складки, что обосновывает причисление данных заломов к особенностям стилевого решения.
а б в
Рисунок 3. Модели — прототипы 1920-х гг.
а
б
в
Рисунок 4. Современные модели одежды в стиле “A la gargonne”
На основе анализа модели женской одежды стиля “A la garfonne” и существующих книг, посвященных моде XX в. [3; 6], были определены основные характеристики женского костюма 20-х годов, которые представлены во фрагменте таблицы 1.
Характерные черты конструктивного решения одежды стиля “A la garfonne”:
• силуэт прямой или расширенный, имеющий в своей основе вытянутый прямоугольника;
• изделия умеренного объема;
• уплощенные детали переда и спинки;
• ниспадающая одежда плечевого типа;
• поясные изделия с акцентом на заниженную талию;
Таблица 1.
Характеристика особенностей одежды по стилям
Основные виды костюма Дефекты посадки
Платья- рубашки, блуза- рубашка Вертикальные складки в верхней части, угловые заломы в области груди
Платья-блузы с напуском Угловые заломы в области груди
Вечерние платья с низким вырезом на спине Вертикальные складки в верхней части
Прямое пальто, плащ Вертикальные складки в верхней части
Двубортный пиджак, смокинг Вертикальные складки в верхней части, угловые заломы в области груди
ч
Я
Н
U
Основные параметры формы костюма
Силуэт
Степень
облегания,
объем
Г еометрический аналог
Конструктивный
декор
О)
S3
S3
о
о
<я
ьх
я
о
1-4
о
х
х
<и
ю
н
о
к
н
• rv Q
ЭК W О дч К
s « «
« 5 о
ago м к >
к
к
ч
ей
н
ч
К
X
К
ч
ей
X
ч
о
н
и
н
о
ей
а
о
ч
К
Он
с
4 о с
ей'
5 о X ю о
о
а
о
X
X
о
Он
о
S
аЗ
П
*
о
ч
О
Он
о
ч
о
ю
о
X
ю
о
Он
СП
К
X
и
«
3 к
X
о
Он
К
а
о
ей • Он
К
4 к и к к
Л
4 о а
0
5 ч
Он
с
«
3
н
к
1
Л
PQ
ч
К
о
о
с
ей
Он
н
ей
И
ю
2
Складки, плиссе, воланы, отлетные драпировки и клинья, рюши, оборки,
ассиметричные решения низа изделия
• форма рукавов, выраженная в виде вытянутого прямоугольника расширяющегося к низу, также подчиняется общему художественному решению костюма [7].
Основные дефекты посадки, проявляющиеся в готовом изделии как следствие применения определенных приемов моделирования:
• вертикальные складки в верхней части изделия;
• наклонные складки от боковых швов к выступам груди и лопаток.
Эти дефекты посадки являются неотъемлемыми для большинства изделий данного стиля. Таким образом, зафиксированные заломы относятся к стилевым особенностями художественного решения. Важными моментами при конструировании одежды стиля а-ля гарсон является четкое определение
баланса изделия и наклона плеч, причем второе может быть не обязательным для изделий типа платье-рубашка.
Помимо градации одежды по стилям в существующих работах, среди которых подробно исследовала эту тему М.А. Нестерова [9], одежду делят на телоподобную и формообразующую. При этом классификационным признаком является преобразование естественных форм тела человека, так, например, телоподобный костюм подчеркивает своим кроем контуры поверхности человека. Моду “A la garfonne” можно отнести к формообразующему костюму XX в.
Таким образом, подход к оценке качества одежды в аспекте стиля должен проходить опосредованно через форму костюма (рис. 5), путем учета взаимной взаимосвязи формы костюма как результирующей композиции и конструкции и дефектов посадки готового изделия. Такой комплексный подход оценки дефектов посадки позволит избежать некорректного внесения изменений в конструкцию проектируемой модели и искажения замысла художника.
Рисунок 5. Концептуальная схема опосредованной взаимосвязи стиля
модели и дефектов посадки
Выводы и результаты:
• определены и классифицированы дефекты посадки, являющиеся особенностями стилевого решения модели стиля “A la garfonne”;
• выявлены основные конструктивные особенности моделей, выполненных в рассматриваемом стиле;
• детерминированы причины возникновения дефектов посадки в изделиях стиля “A la garfonne”;
• сформированы основные положения нового подхода к оценке качества посадки изделий в аспекте стиля.
Комплексная оценка качества швейных изделий в концепции со стилевым решением модели или полным образом заказчика — перспективное направление научных исследований, позволяющее определять правильные подходы на начальных этапах проектирования модели, а также при примерке, корректировке дефектов посадки, на этапе оценки проектных решений.
Список литературы:
1. Балдано И.Ц. Мода XX века: Энциклопедия. — М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. — 400 с., ил.
2. Г аладжева Г. Эвол.юция кроя. Эпоха La Garconne/ Г. Г аладжева // Ателье. — 2007. — № 12. — С. 52—55.
3. Дудникова Г.П. История костюма: учебник для учащихся
профессиональных лицеев, училищ, колледжей. — Ростов н/Д.: Феникс, 20001. — 416 с.
4. Исправление дефектов посадки. Система М. Мюллер и сын; гл ред. С. Костенко. — М.: ЗАО ЭДИПРЕСС — КОНЛИГА, 2011.
5. Коблякова Е.Б. Основы конструирования одежды: Учебник/
Е.Б. Коблякова, А.В. Савостицкий, Г.С. Ивлева и др.— 3-е изд., перераб. И доп.; под общ. ред. Е.Б. Кобляковой. — М.: Легкая индустрия, 1980. — 448 с, ил.
6. Косарева Е.А. XX век. Развитие модных форм костюма. — СПб.: Петербургский институт печати, 2006. — 468 с.. ил.
7. Ласкина Е. Мода 20-х. Десятилетие перемен// Casual/ [Электронный
источник]. — Ресурс доступа: URL: http://www.casual-
info.ru/moda/wardrobe/168/2152 (дата обращения: 18.04.2014).
8. Мартынова А.И. Конструктивное моделирование одежды: учебное пособие
для вузов/ А.И. Мартынова, Е.Г. Андреева. — М.: Московская
государственная академия легкой промышленности, 2002. — 216 с., с ил.
9. Нестерова М.А. Телоподобный и формообразующий костюмы как две
тенденции в истории европейской моды: автореф. дис. ... канд.
искусствоведения: 17.00.09; [Место защиты: Санкт-Петербург]. — СПб., 2008. — 18 с.
10. Рахманов Н.А. Конструктивные дефекты одежды и способы их устранения/ Н.А. Рахманов, С.И. Стаханова. — М.: Легкая индустрия, 1979. — 128 с.
11. VOGUE / [Электронный источник]. — Ресурс доступа: URL:
http://www.vogue.ru/collection (дата обращения: 14.04.2014).