УДК 687.01
Москвина Мария Александровна
ФГБОУ ВПО «Санкт - Петербургский государственный университет технологии и дизайна»
Россия, Санкт - Петербург1 Ассистент кафедры Начертательной геометрии и инженерной графики (НГИГ) Аспирант кафедры конструирования и технологии швейных изделий
E-Mail: [email protected]
Москвин Алексей Юрьевич
ФГБОУ ВПО «Санкт - Петербургский государственный университет технологии и дизайна»
Россия, Санкт - Петербург Аспирант кафедры конструирования и технологии швейных изделий
E-Mail: [email protected]
Постановка фигуры в определении качества посадки швейных изделий по фотоматериалам
Аннотация: Статья посвящена разработке методологических предпосылок анализа женской одежды по фотоматериалам. Проведена компиляция и обработка изображений, представленных в электронных ресурсах. Определены и классифицированы элементы исходной информации анализа качества посадки швейных изделий по демонстрационным фотоматериалам. Детерминирован недостаток методологических основ определения качества посадки одежды в рамках художественно-конструктивного анализа. Проведен анализ 4800 моделей одежды из 39 европейских и отечественных источников. В качестве моделей одежды были выбраны как экземпляры авторского костюма, так и товары промышленного производства. Рассмотрены распространенные способы демонстрации одежды, в том числе: постановка фигуры, способы фотографирования (ракурсы) и т.п. Произведена обработка результатов статистических исследований, выведены закономерности представления одежды на фотографических изображениях, влияющие на результаты оценки качества посадки одежды. Выявлены взаимосвязи между постановкой фигуры и проявляющимися на изображении дефектами посадки. Как результат исследования, сформирован набор ограничительных требований к фотоматериалам при формировании выборки для анализа качества посадки.
Ключевые слова: Демонстрация одежды; качество посадки одежды; оценка качества; конструкция швейных изделий; приоритетность качества посадки; модная форма костюма; художественно-конструктивный анализ одежды.
Идентификационный номер статьи в журнале 150ТУЫ214
1 195176, г. Санкт-Петербург, пр-кт Металлистов, д. 82. кв. 33 1
Художественно-конструктивный анализ (ХКА) одежды широко распространен в исследованиях авторского костюма. Цели анализа различны: определение композиционной структуры, описание художественно-эстетических качеств изделия, характеризация формы костюма и его конструкции. В контексте практики проектирования одежды, наиболее актуально применение ХКА в определении качества швейных изделий. Наиболее сложен процесс ХКА в определении эргономических и эстетических показателей качества.
Проблематика данного направления раскрыта такими авторами, как: Г.И. Петушкова [4], В.Е. Кузьмичев [1], Е.М. Матузова [2], Ф.М. Пармон [3], Л.Ю. Фефилова [7] и др. Разработаны теоретические и методологические основы анализа авторского костюма на основе его эскиза, технического рисунка, фотографического изображения, образца, выполненного в материале. Наиболее широкое применение в изучении современного костюма имеет его анализ по фотоматериалам, что объясняется наглядностью представления моделей одежды на фотографическом изображении. Несмотря на обширную практику применения и глубокую степень изученности методов анализа фотографических изображений костюма, методология определения качества посадки швейных изделий посредством ХКА не разработана.
Проблематика качества посадки одежда на фигуре человека - актуальная тема в современном производстве одежды. Несмотря на развитие технологий проектирования и средств производства швейных изделий, дефекты посадки в готовой одежде проявляются достаточно часто. Дефект посадки (ДП), как отражение эргономических показателей качества (является следствием несоответствия формы костюма форме поверхности тела человека), негативно сказывается на формировании эстетических показателях качества.
С развитием информационных технологий современный потребитель чаще обращается к интернет-ресурсам (модным сайтам или электронным каталогам) для выбора одежды, при этом процесс выбора приобретаемого продукта предполагает несколько этапов и составляющих, в том числе и оценку качества посадки изделий. Во многих изделиях, демонстрируемых в электронных и печатных журналах, имеются определенные дефекты посадки, которые считаются незначительными с точки зрения производителя, а потребителем могут вообще не восприниматься в качестве дефектов.
Таким образом, исследования фотоматериалов, представленных на сайтах, как исходной информации для оценки качества посадки швейных изделий, способствуют оценке предпочтений современного потребителя, а также вывести зависимости между качеством одежды и требованиями, предъявляемыми к ней покупателями.
Специалисты в области конструирования швейных изделий оценивают качество посадки одежды при следующих необходимых условиях:
• согласно Ю.С. Куршаковой [5], человек должен стоять в определенной позе -
«антропометрической»;
• согласно ГОСТ 4103-822 изделие должно быть надето на типовую фигуру,
изготовляемого размера или на модель с параметрами типовой фигуры;
• изделие должно быть полностью застегнутым;
• обзор осуществляется с трех основных позиций: вид спереди, сзади, сбоку [6].
2
ГОСТ 4103-82. Изделия швейные. Методы контроля качества
При демонстрации одежды в интернет-журналах и других источниках такие условия не всегда соблюдаются. На основе вышеизложенного, возникает необходимость выбора исходной информации для оценки качества посадки.
В данной статье рассмотрена проблематика выбора фотографических изображений швейных изделий, для проведения корректного анализа, и получения достоверных результатов.
На рисунке 1 представлена схема составляющих элементов исходной информации художественно-конструктивного анализа, которая иллюстрирует вариации изображений одежды при демонстрации изделий.
Для систематизации практики представления одежды на фотографических изображениях, был изучен ассортимент женской плечевой одежды плательно-блузочной и пальтово-костюмной групп в объеме 4800 моделей по следующим характеристикам:
1. постановка фигуры;
2. способ демонстрации одежды;
3. количество ракурсов изделия.
В выборку вошли 39 интернет-источников, в т.ч. сайты и электронные версии журналов мод таких стран как: Испания, Германия, Российская Федерация, Франция, Великобритания, Швеция, Италия [8, 9, 10, 11, 12 и др.].
Среди постановок фигуры в исследуемой выборке фотоматериалов выделены типы:
1. постановка модели сидя;
2. постановка модели стоя;
3. постановка модели в движении;
4. «антропометрическая» постановка.
В классификации постановок моделей, демонстрирующих одежду, 2, 3 и 4 типы различают по положению центра тяжести фигуры, положению нижних и верхних конечностей, относительно тела и друг друга, положением головы.
Рис. 1. Элементы исходной информации анализа фотоматериалов
Под «антропометрической» постановкой (четвертый тип), подразумевают такое положение тела человека в пространстве, при котором человек стоит «...прямо, без напряжения, сохраняя обычную осанку; голова должна быть, зафиксирована в определенной плоскости, по так называемой глазнично-ушной горизонтали... , руки опущены вдоль тела, пальцы вытянуты; ноги выпрямлены в коленях, пятки вместе, носки раздвинуты» [5].
При изменении хотя бы одного условия статичной постановки, описанной выше, фигура относится к типу «стоя». При этом изменяются величины размерных признаков тела человека, изменяется его центр тяжести, вследствие чего изменяется общий вид изделия на модели, что способствует возникновению заломов или складок на ткани изделия, которые не могут быть отнесены к дефектам посадки в силу причин их возникновения.
Постановка модели в движении отличается от постановки «стоя» тем, что на фотографии или рисунке зафиксирован момент движения модели при ходьбе, при повороте и т.д. На рисунке 2 приведены фотографии моделей в рассмотренных трех типах постановок.
а б в г
Рис. 2. Постановка модели: 1 .а, 1. б - «антропометрическая»; 2. в - стоя;
2. г - в движении
В таблице 1 приведены численные значения выборки количества постановок зафиксированных в различных источниках.
Таблица 1
Типы постановок фигуры (фрагмент)
№ Источник Постановка фигуры
сидя стоя в движении «антропомет- рическая»
1 http://www.peterhahn.de 50 302 - 48
2 http://www.apart-fashion.de - 400 -
3 http://www.heine.de - 115 - -
4 http://www.wenz.de - 186 - -
5 http://www.elegance-paris.nl - 104 - -
37 http://www.newlook.com - 400 - -
38 http://ekaterinasmolina.ru - 400 168 -
39 http://www.madeleine.de 26 228 - 95
Всего 162 3704 1213 305
Способ демонстрации одежды влияет на восприятие человеком образа в целом и самой одежды в частности. В каталогах, журналах, интернет ресурсах подача одежды для потребителя разнообразна. Среди рассмотренных источников были зафиксированы следующие типы:
• одежда надета на фигуру модели;
• одежда надета на манекен;
• интерактивная трехмерная модель изделия (3ё);
• демонстрационное видео модели в движении;
• отдельные рисунки деталей одежды.
В таблице 2 представлены результаты численных значений количества типов в каждом источнике.
При представлении одежды важной характеристикой является количество ракурсов демонстрации, которые будут определять возможность просмотра модели с различных сторон. В выбранных источниках присутствуют различные типы сочетаний видов:
• изображение одежды с одного ракурса, зачастую спереди;
• изображение одежды в двух видах: спереди и сзади;
• изображение одежды в трех видах: спереди и сзади, сбоку;
• просмотр одежды в режиме 3ё.
Численные данные о количестве встречаемости каждого сочетания ракурсов представлено в таблице 3.
Таблица 2
Способы демонстрации одежды (фрагмент)
№ Источник Способ демонстрации одежда
на фигуре на манекене видео детали
1 http://www.peterhahn.de 400 400 28 -
2 http://www.apart-fashion.de 400 400 - -
3 http://www.heine.de 116 21 - 20
4 http://www.wenz.de 186 166 - -
5 http://www.elegance-paris.nl 104 104 - 104
37 http://www.newlook.com 400 400 - 400
38 http://ekaterinasmolina.ru 400 - 400
39 http://www.madeleine.de 336 336 - -
Всего 5000 3901 60 1973
Таблица 3
Количество ракурсов одежды (фрагмент)
№ Источники Количество ракурсов
1 2 3 3d
1 http://www.peterhahn.de - - 398 -
2 http://www.apart-fashion.de - 400 - -
3 http://www.heine.de 4 114 - -
4 http://www.wenz.de 80 106 - -
5 http://www.elegance-paris.nl - 104 -
37 http://www.newlook.com - 400 - -
38 http://ekaterinasmolina.ru - - 400 -
39 http://www.madeleine.de - 336 32
Всего 181 3121 1710 68
После фиксации количественных данных была проведена обработка результатов и выведена частота встречаемости каждого типа трех рассматриваемых характеристик (рис. 3 -5).
Полученные результаты (рис. 3) свидетельствуют о том, что наиболее часто встречаемой постановкой фигуры в источниках, демонстрирующих одежду, является постановка «стоя» (69%), большую долю занимает постановка «в движении» около 22%. Остальные типы («сидя», «антропометрическая») встречаются редко (9% от общего объема).
3%
сидя
стоя
в движении антропометрическая
Рис. 3. Частота встречаемости различных постановок фигуры
Демонстрация одежды (рис. 4) в основном проводится на моделях и манекенах, 45% и 35% соответственно. Видео материалы и демонстрация одежды в формате 3ё- это новые технологии в этой области, занимающие на сегодня около 2%.
■ на фигуре
■ на манекене
■ 3с1
■ видео
■ детали
Рис. 4. Частота встречаемости способов демонстрации одежды
Кроме того 62% готовой одежды доступно для просмотра в двух видах (рис. 5), что позволяет провести первичную оценку качества посадки одежды. Около 34% изделий представлены в трех видах, доля изображений и представлений в одном виде и в формате 3 d составляет лишь 3 и 1%.
Итак, наиболее часто одежда демонстрируется на моделях в статике (отличной от «антропометрической» постановки) и в динамике. Просмотр в основном представлен с двух ракурсов: спереди и сзади. Таких условий недостаточно для однозначного
■ 1 ракурс
■ 2 ракурса
■ 3 ракурса 3С
Рис. 5. Частота встречаемости ракурсов одежды
определения качества одежды на предмет наличия дефектов посадки. Следовательно, качество посадки не является приоритетной характеристикой для оценки готового изделия потребителем. В тоже время, качество посадки одежды является основной задачей анализа фотоматериалов, метод которого представлен в данной статье.
Результаты статистических исследований постановки фигур в демонстрации одежды свидетельствуют о том, что подавляющее количество представляемых производителями или продавцами фотографических изображений швейных изделий не удовлетворяют необходимым для оценки качества посадки, требованиям. Особое внимание при
формировании выборки фотографических изображений должно быть уделено выбору именно тех материалов, которые удовлетворяют требованиям метода: представление на манекене или фигуре, станичная «антропометрическая» постановка, наличие не менее двух ракурсов.
Конструктивные дефекты могут быть определены как в статике, так и в динамике. Н.А. Рахманов [6] рассматривает проявления динамических ДП. Среди прочих, автор упоминает: затруднение поднимания рук, затруднение приседания и поднимания ноги, несоответствие плечевого участка форме плеч и т.п. Однако, динамические ДП не могут быть детерминированы на фотографических изображениях, так как на изображении зафиксировано одномоментное проявление этих дефектов в виде складок и дальнейшее из поведение не может быть спрогнозировано.
На рисунках 6 и 7 изделия на фигурах имеют различные заломы и складки, т.е. в одежде присутствуют дефекты посадки, не обусловленные конструктивным моделированием за исключением модели, изображенной на рисунке 6. а, складки по линии втачивании рукавов не учитываются в данном примере, так как являются модельными особенностями. В то же время фиксируемые заломы - дефекты имеют различную причину возникновения. Если в изделиях на рисунке 7 о заломах можно говорить как о дефектах посадки, то на жакетах рисунка 6 трудно оценить причину возникновения, так как фигуры не удовлетворяют описанным условиям оценки.
Введение экспозиций, показывающих крупным планом отдельные элементы костюма, акцентируют внимание потребителя исключительно на дизайне изделия и не дают понимания о качестве посадки изделия на фигуре.
а б
Рис. 6. Модели в произвольных постановках
а б
Рис. 7. Модели в «антропометрических» постановках
Выводы и результаты:
• определены и классифицированы элементы исходной информации анализа качества посадки швейных изделий по демонстрационным фотоматериалам;
• систематизирована практика рекламной демонстрации одежды массового производства;
• сформирован набор ограничительных параметров постановки фигуры и представления одежды на ней, определяющий процесс формирования выборки фотоматериалов в анализе дефектов посадки;
• детерминированы причины возникновения дефектов посадки на фигурах с
различной демонстрационной постановкой.
Комплексная оценка качества швейных изделий по фотоматериалам - актуальное и перспективное направление научных изысканий, обусловленное необходимостью постоянного развития методов инженерной деятельности, с целью удовлетворения постоянно возрастающих потребительских требований к одежде и современной продукции в целом.
ЛИТЕРАТУРА
1. Кузьмичев, В.Е. Художественно-конструктивный анализ и проектирование
системы «фигура - одежда»: учебное пособие/ В.Е. Кузьмичев, Н.И.
Ахмедулова. Л.П. Юдина. - Иваново: ИГТА, 2010. - 300 с.
2. Матузова, Е.М., Соколова, Р.И., Гончарук, Н.С. разработка конструкции
женских швейных изделий по моделям. - изд.2-е., испр. и доп. - М.: Легкая и пищевая промышленность, 1983. - 224 с., ил
3. Пармон, Ф.М. Композиция костюма: учебник для вузов/ Ф.М. Пармон. - М.: Легпромиздат, 1997. - 318 с.
4. Петушкова, Г.И. Проектирование костюма: учебник для высших учебных
заведений/ Г.И. Петушкова. - М.: Академия, 2004. - 416 с.: ил.
5. Размерная типология населения стран - членов СЭВ/ Ю.С. Куршакова, П.И. Зенкевич, Т.Н. Дунаевская и др.; под ред. Е.Б. Кобляковой. - М.: Легкая индустрия, 1974. - 440 с.
6. Рахманов, Н. А., Стаханова, С.И. Конструктивные дефекты одежды и способы их устранения/ Н.А. Рахманов, С.И. Стаханова. — М. : Легкая индустрия, 1979 г. - 128 с.
7. Фефилова, Л.Ю. методика исторического анализа европейского костюма конца XIX - начала XX вв. по фотоматериалам Урала и Сибири: дисс. ... канд. истор. наук. - Екатеринбург, 2007. - 281 с.
8. Bergdorfgoodman [официальный сайт]. URL: http://www.bergdorfgoodman.com (дата обращения 10.03.2014)
9. Ekaterinasmolina [официальный сайт]. URL: http://ekaterinasmolina.ru (дата обращения 12.03.2014)
10. Elegance-paris [официальный сайт]. URL: http://www.elegance-paris.nl (дата обращения 10.03.2014)
11. Heine [официальный сайт]. URL: http://www.heine.de (дата обращения
10.03.2014)
12. Newlook [официальный сайт]. URL: http://www.newlook.com (дата обращения
12.03.2014)
Рецензент: Сурженко Евгений Яковлевич, зав. каф. конструирования и технологии швейных изделий, директор института Текстиля и Моды Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна, доктор технических наук, профессор.
Mariy Moskv^
Saint - Petersburg State University of Technology and Design
Russia, Saint - Petersburg E-Mail: [email protected]
Alekcey Moskvin
Saint - Petersburg State University of Technology and Design
Russia, Saint - Petersburg E-Mail: [email protected]
Figure posture in sewing garments fitting quality determination based on photographic materials
Abstract: Article is devoted to methodological prerequisites development for women's clothes analysis based on photographic materials. Compilation and processing of electronic resources images has been executed. Initial information elements of the garments fitting quality analysis based on demonstration photographs have been defined and classified. Methodological basis of the clothing fit quality determination within the artistic-constructive analysis has been developed. The analysis of 4800 sewing garments models from 39 European and native sources has been made. Instances of particular suit and manufactured goods have been chosen as clothes models. Common ways of clothes demonstration have been considered, including: figures poses, methods of photographing (angles), etc. The results of statistical research have been processed and peculiar properties of clothes presentation on photographic images, affecting the results of clothes fit quality assessment have been identified. The relationships between the figures posture and manifested in the image fitting defects have been determined. As a result of the research, a set of restrictive requirements for photographic materials in the formation of the sample for clothes quality analysis have been formed.
Keywords: Clothes demonstration; quality of clothing fit; quality assessment; sewing garments design; prioritize quality assessment; fashionable costume shape; artistic-constructive analysis of clothes.
Identification number of article 150TVN214
REFERENCES
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
Kuz'michev, V.E. Hudozhestvenno-konstruktivnyj analiz i proektirovanie sistemy «figura - odezhda»: uchebnoe posobie/ V.E. Kuz'michev, N.I. Ahmedulova. L.P. Judina. - Ivanovo: IGTA, 2010. - 300 s.
Matuzova, E.M., Sokolova, R.I., Goncharuk, N.S. razrabotka konstrukcii zhenskih shvejnyh izdelij po modeljam. - izd.2-e., ispr. i dop. - M.: Legkaja i pishhevaja promyshlennost', 1983. - 224 s., il
Parmon, F.M. Kompozicija kostjuma: uchebnik dlja vuzov/ F.M. Parmon. - M.: Legpromizdat, 1997. - 318 s.
Petushkova, G.I. Proektirovanie kostjuma: uchebnik dlja vysshih uchebnyh zavedenij/ G.I. Petushkova. - M.: Akademija, 2004. - 416 s.: il.
Razmernaja tipologija naselenija stran - chlenov SJeV/ Ju.S. Kurshakova, P.I. Zenkevich, T.N. Dunaevskaja i dr.; pod red. E.B. Kobljakovoj. - M.: Legkaja industrija, 1974. - 440 s.
Rahmanov, N. A., Stahanova, S.I. Konstruktivnye defekty odezhdy i sposoby ih ustranenija/ N.A. Rahmanov, S.I. Stahanova. — M. : Legkaja industrija, 1979 g. - 128 s.
Fefilova, L.Ju. metodika istoricheskogo analiza evropejskogo kostjuma konca XIX -nachala XX vv. po fotomaterialam Urala i Sibiri: diss. ... kand. istor. nauk. -Ekaterinburg, 2007. - 281 s.
Bergdorfgoodman [oficial'nyj sajt]. URL: http://www.bergdorfgoodman.com (data obrashhenija 10.03.2014)
Ekaterinasmolina [oficial'nyj sajt]. URL: http://ekaterinasmolina.ru (data obrashhenija
12.03.2014)
Elegance-paris [oficial'nyj sajt]. URL: http://www.elegance-paris.nl (data
obrashhenija 10.03.2014)
Heine [oficial'nyj sajt]. URL: http://www.heine.de (data obrashhenija 10.03.2014)
Newlook [oficial'nyj sajt]. URL: http://www.newlook.com (data obrashhenija
12.03.2014)