Научная статья на тему 'ВЗАИМОСВЯЗЬ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДОШКОЛЬНОЙ ГРУППЫ С ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМИ И ЛИЧНОСТНЫМИ КАЧЕСТВАМИ ПЕДАГОГА'

ВЗАИМОСВЯЗЬ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДОШКОЛЬНОЙ ГРУППЫ С ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМИ И ЛИЧНОСТНЫМИ КАЧЕСТВАМИ ПЕДАГОГА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
81
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ДОШКОЛЬНОЙ ГРУППЫ / ШКАЛЫ ECERS-R / ОПРОСНИК "BIG FIVE INVENTORY" / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГОВ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Леван Татьяна Николаевна, Шиян Игорь Богданович, Белолуцкая Анастасия Кирилловна, Шиян Ольга Александровна, Шмис Тигран Гамлетович

Цель исследования: объективно определить личностные и профессиональные факторы, влияющие на качество дошкольного образования, и скорректировать стратегию повышения квалификации педагогов. Методы: шкалы ECERS-R; анкета для самооценивания (8 ключевых индикаторов ECERS-R); личностный опросник «Big Five Inventory». Респонденты -воспитатели детских садов, участвовавших в исследованиях качества дошкольного образования (2016), отобранные случайным образом (N=52 из 423). Результаты и обсуждение: Среднее значение качества образовательной среды в исследованной выборке -3,35-3,37. Обнаружена взаимосвязь между высоким качеством образовательной среды по некоторым параметрам и личностными качествами педагогов: «Пространство для обособленной игры и наличие правила не мешать» -с экстраверсией (значимый индекс корреляции ρ=0,37), «Учет индивидуальных потребностей детей в распорядке дня» -с открытостью опыту (ρ=0,28). Результаты самооценивания в области взаимодействия значимо чаще превышают результаты экспертной оценки, чем по показателям предметно-пространственной среды. Это говорит о затруднениях в рефлексии по показателям взаимодействия: педагоги склонны преувеличивать свой профессионализм. Недостаточность условий для уюта и комфорта детей (в том числе мягких предметов) демонстрирует конфликт с декларируемым приоритетом здоровья и эмоционального благополучия ребенка. Сотрудники садов принимают за уют имеющееся состояние группы, тогда как эксперт это оценивает иначе. Существенное завышение баллов при самооценивании некоторых параметров по сравнению с экспертными оценками (расхождение на 2 и более баллов из 7) обнаруживает связь с рядом личностных качеств педагогов: по параметру «Пространство для обособленной игры и наличие правила не мешать» -с невротизмом (ρ=0,30), интроверсией (ρ=0,41), недоброжелательностью (ρ=0,30), закрытостью новому опыту (ρ=0,37); «Учет индивидуальных потребностей детей в распорядке дня» -с закрытостью новому опыту (ρ=0,33). Выводы: С учетом личностных и профессиональных особенностей педагогов коллектива детского сада необходимо включать в программу КПК дополнительные мероприятия на снижение уровня личностной тревожности, конформности, развитие доброжелательности, рефлексивности и открытости новому опыту; поступательно работать над изменением представлений о современных требованиях к качеству дошкольного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Леван Татьяна Николаевна, Шиян Игорь Богданович, Белолуцкая Анастасия Кирилловна, Шиян Ольга Александровна, Шмис Тигран Гамлетович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОСВЯЗЬ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДОШКОЛЬНОЙ ГРУППЫ С ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМИ И ЛИЧНОСТНЫМИ КАЧЕСТВАМИ ПЕДАГОГА»

Проблема оценки качества дошкольного образования

Взаимосвязь качества образовательной среды дошкольной группы с профессиональными и личностными качествами педагога

Ле-ван Татьяна Николаевна, ГАОУ ВО "Московский городской педагогический университет",

г. Москва (Россия)

Шиян Игорь Богданович, ГАОУ ВО "Московский городской педагогический университет",

г. Москва (Россия)

Белолуцкая Анастасия Кирилловна, ГАОУ ВО ' 'Московский городской педагогический университет'',

г. Москва (Россия)

Шиян Ольга Александровна, ГАОУ ВО ''Московский городской педагогический университет'',

г. Москва (Россия)

Шмис Тигран Гамлетович, Всемирный банк, г. Москва (Россия)

Ключевые слова: качество дошкольного образования, образовательная среда дошкольной группы, шкалы ECERS-R, опросник «Big Five Inventory», профессиональное развитие педагогов, повышение квалификации работников дошкольного образования

Цель исследования: объективно определить личностные и профессиональные факторы, влияющие на качество дошкольного образования, и скорректировать стратегию повышения квалификации педагогов. Методы: шкалы ECERS-R; анкета для самооценивания (8 ключевых индикаторов ECERS-R); личностный опросник «Big Five Inventory». Респонденты - воспитатели детских садов, участвовавших в исследованиях качества дошкольного образования (2016), отобранные случайным образом (N=52 из 423). Результаты и обсуждение: Среднее значение качества образовательной среды в исследованной выборке - 3,35-3,37. Обнаружена взаимосвязь между высоким качеством образовательной среды по некоторым параметрам и личностными качествами педагогов: «Пространство для обособленной игры и наличие правила не мешать» - с экстраверсией (значимый индекс корреляции Р=0,37), «Учет индивидуальных потребностей детей в распорядке дня» - с открытостью опыту (Р=0,28). Результаты самооценивания в области взаимодействия значимо чаще превышают результаты экспертной оценки, чем по показателям предметно-пространственной среды. Это говорит о затруднениях в рефлексии по показателям взаимодействия: педагоги склонны преувеличивать свой профессионализм. Недостаточность условий для уюта и комфорта детей (в том числе мягких предметов) демонстрирует конфликт с декларируемым приоритетом здоровья и эмоционального благополучия ребенка. Сотрудники садов принимают за уют имеющееся состояние группы, тогда как эксперт это оценивает иначе.

Существенное завышение баллов при самооценивании некоторых параметров по сравнению с экспертными оценками (расхождение на 2 и более баллов из 7) обнаруживает связь с рядом личностных качеств педагогов: по параметру «Пространство для обособленной игры и наличие правила не мешать» - с невротизмом (Р=0,30), интроверсией (0=0,41), недоброжелательностью (Р=0,30), закрытостью новому опыту (Р=0,37); «Учет индивидуальных потребностей детей в распорядке дня» - с закрытостью новому опыту (Р=0,33). Выводы: С учетом личностных и профессиональных особенностей педагогов коллектива детского сада необходимо включать в программу КПК дополнительные мероприятия на снижение уровня личностной тревожности, конформности, развитие доброжелательности, рефлексивности и открытости новому опыту; поступательно работать над изменением представлений о современных требованиях к качеству дошкольного образования.

Список литературы:

1. Ле-ван Т.Н. Зададаев С.А., Шиян И.Б., Шиян О.А. Оценка рефлексивных способностей педагогов и их развитие с помощью шкал для комплексной оценки качества образования ECERS-R // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Педагогика и психология». - 2016. - №6 (37). - С. 39-51.

2. Реморенко И.М., Шиян О.А., Шиян И.Б., Шмис Т.Г., Ле-ван Т.Н., Козьмина Я.Я., Сивак Е.В. Ключевые проблемы реализации ФГОС дошкольного образования по итогам исследования с использованием «Шкал для комплексной оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях (ECERS-R)»: «Москва-36» // Современное дошкольное образование. - 2017. - №1. - С. 34-49.

3. Хармс Т., Клиффорд Р.М., Крайер Д. Шкалы для комплексной оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях (ECERS-R). - М.: Национальное образование, 2016. - 130 с.

4. John O. P., Srivastava S. The Big-Five trait taxonomy: History, measurement, and theoretical perspectives // Handbook of personality: Theory and research / L. A. Pervin & O. P. John (Eds.). - New York: Guilford Press. 1999. - Vol. 2. - Pp. 102-138.

5. Le-van T. N., Shiyan I. B., Shiyan O. A. Teaching staff background of reforms in Russian preschool education and the professional development of teachers // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2016. Vol. 233. Pp. 201-205. URL: http://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S1877042816314331 (дата обращения 20.02.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.