Научная статья на тему 'ВЗАИМОСВЯЗЬ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ И ИГРОВОЙ ЗАВИСИМОСТИ С РАЗЛИЧНЫМИ МЕХАНИЗМАМИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ У СТУДЕНТОВ'

ВЗАИМОСВЯЗЬ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ И ИГРОВОЙ ЗАВИСИМОСТИ С РАЗЛИЧНЫМИ МЕХАНИЗМАМИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ У СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
212
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕХАНИЗМЫ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА / ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ИГРОВАЯ ЗАВИСИМОСТЬ / СТУДЕНТЫ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Делибоженко Елена Александровна, Трофимова Евгения Михайловна

В статье описывается характер взаимосвязи интернет и игровой зависимости с защитными психологическими механизмами у студентов. Установлены показатели уровней игровой и интернет-зависимостей, выявлены защитные психологические механизмы студентов. Полученные результаты можно использовать для разработки профилактической, психокоррекционной работы со студентами склонных к игровой и интернет-зависимостям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Делибоженко Елена Александровна, Трофимова Евгения Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RELATIONSHIP OF INTERNET ADDICTION AND GAMING ADDICTION WITH VARIOUS MECHANISMS OF PSYCHOLOGICAL PROTECTION IN STUDENTS

The article describes the nature of the relationship between Internet and gaming addiction with protective psychological mechanisms in students. Indicators of the levels of gaming and Internet addiction were established, protective psychological mechanisms of students were revealed. The results obtained can be used to develop preventive, psychocorrective work with students prone to gaming and Internet addiction.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОСВЯЗЬ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ И ИГРОВОЙ ЗАВИСИМОСТИ С РАЗЛИЧНЫМИ МЕХАНИЗМАМИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ У СТУДЕНТОВ»

Психология

УДК 159.9

кандидат психологических наук, доцент,

доцент кафедры психологии Делибоженко Елена Александровна

АНОВО «Московский международный университет» (г. Москва); кандидат психологических наук, доцент,

доцент кафедры психологии Трофимова Евгения Михайловна

АНОВО «Московский международный университет» (г. Москва), АНОВО «Российский новый университет» (г. Москва)

ВЗАИМОСВЯЗЬ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ И ИГРОВОЙ ЗАВИСИМОСТИ С РАЗЛИЧНЫМИ МЕХАНИЗМАМИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ У СТУДЕНТОВ

Аннотация. В статье описывается характер взаимосвязи интернет и игровой зависимости с защитными психологическими механизмами у студентов. Установлены показатели уровней игровой и интернет-зависимостей, выявлены защитные психологические механизмы студентов. Полученные результаты можно использовать для разработки профилактической, психокоррекционной работы со студентами склонных к игровой и интернет-зависимостям.

Ключевые слова: механизмы, психологическая защита, интернет-зависимое поведение, игровая зависимость, студенты.

Annotation. The article describes the nature of the relationship between Internet and gaming addiction with protective psychological mechanisms in students. Indicators of the levels of gaming and Internet addiction were established, protective psychological mechanisms of students were revealed. The results obtained can be used to develop preventive, psychocorrective work with students prone to gaming and Internet addiction.

Key words: mechanisms, psychological protection, Internet-dependent behavior, gambling addiction, students.

Введение. Цифровизация современного мира стала фактом, с существованием которого вряд ли кто-то будет спорить. По данным Central Intelligence Agency от 2021 года Россия находится на 25 месте из 193 стран по процентному количеству пользователей Интернета. Это не только облегчает жизнь современному человеку, но и порождает ряд проблем. Одной из них является интернет-зависимость у молодых граждан страны.

Целью нашей работы явилось исследование взаимосвязи игровой зависимости и интернет-зависимости у студентов второго года обучения с различными типами психологической защиты.

Период студенчества характеризуется такими стрессовыми факторами как большая бесконтрольность учебы (по сравнению со школой), чередующаяся с сессиями, необходимость поиска информации с постоянным использованием интернет-ресурсов, большой объем учебной информации, большая самостоятельность и ответственность, оторванность от родительского дома и т.д.

Кроме того, различные авторы указывают, что ведущей причиной формирования зависимого поведения (прежде всего, Интернет-зависимого, как наиболее распространённого в современных реалиях) может формирующийся кризис встречи со взрослой самостоятельной жизнью. Нерешённые проблемы идентичности могут спровоцировать уход в виртуальный мир [10]. Вышесказанное позволяет рассматривать студенчество как группу риска для формирования различных видов зависимостей, в том числе, зависимости от Интернета.

Изложение основного материала статьи. Понятие «Интернeт-зависимость» было введено психиатром И. Гольдбергом (Goldberg) в конце XX века- в 1996 году.

И. Гольдбергом рассматривал ее как расстройство поведения в результате использования Интернета и компьютера, которое оказывает пагубное воздействие на самые разные сферы деятельности человека: бытовую, учебную, социальную, рабочую, семейную, финансовую или психологическую [15]. В отечественной психологии проблема интернет-зависимости начала изучаться практически в то же время - с начала XXI века. Игровая зависимость рассматривается как разновидность интернет-зависимости, проявляющаяся в навязчивом увлечении видеоиграми и компьютерными играми.

Объем исследований последнего времени о возможностях и негативных эффектах использования интернета таков, что невозможно даже кратко описать их в одной статье.

Так, А.Л. Журавлев и Т.А. Нестик выявляли влияние Интернета на развитие когнитивных характеристик личности. Результаты их исследования показали наличие двух параллельных процессов: развитие способности к обработке большого объема информации и - параллельно с этим - снижение концентрации внимания и памяти [5].

Другим блоком исследований являются работы, посвященные влиянию интернет (игровой) зависимости на личностные характеристики. В работе П.И. Ермоленко и Ю.В. Щербатова от 2017 года утверждается, что «...компьютерные игры способны «подвинуть» значимость важных жизненных потребностей. Происходит угроза разрушения Я-концепции...» [4].

Объем исследований [1; 3; 8 и др.]. направленных на выявление различных аспектов взаимосвязи Интертет-зависимости и различных механизмов психологической защиты в научной литературе невелик.

Анализ источников показал, что данная проблема представлена с двух ракурсов. Первый аксиоматически представляет интертет-зависимость как одну из форм психологической защиты личности, объединяя таким образом эти явления в один конструкт [3].

П.И. Ермоленко и Г.Н. Ларина рассматривали специфику интертет-зависимого поведения как вида психологической защиты у мужчин и женщин. Результаты показали, что в экстремальной ситуации мужчины склонны проводить время за компьютерными онлайн играми, женщины же - избыточно общаться в соцсетях и на форумах. При этом триггерами запуска защитной реакции у мужчин служит ситуация взятия на себя повышенной ответственности, которую он чувствует, что не способен реализовать. У женщин психологическая защита активируется, если они чувствуют недостаточную поддержку со стороны окружающих. В этом случае общение в соцсетях и наблюдение за чужой жизнью являются компенсацией поддержки в общении [3].

В работах второго типа эмпирически доказывается корреляция интертет-зависимости с различными стратегиями совладающего поведения и механизмами психологической защиты.

При этом товладающее поведение позволяет человеку справиться с различными жизненными ситуациями, используя характерные стратегии поведения.

Психологическая защита в различных её проявлениях сходна с совладающим поведением по функции, однако большинство авторов рассматривают их как отдельные феномены, подчеркивая осознанность использования копинга и бессознательность функционирования механизмов психологической защиты [12].

Общепринятой классификации как механизмов психологической защиты, так и копинг-стратегий не существует. Однако авторы в обоих случаях разделяют данные феномены на адаптивные и неадаптивные (малоадаптивные).

Проведённая диагностика студентов с различной степенью зависимости от сети Интернет показала использование ими разных стратегий поведения в сложной ситуации:

• студенты, относительно независимые от Интернета, характеризуются стремлением к анализу сложной ситуации, преуменьшению ее значимости, оптимистичной верой в свои силы и возможности, сотрудничеством со своими близкими и отвлечением от проблемы с помощью любимых занятий;

• студенты с интернет-зависимостью характеризуются «эмоциональными качелями», что приводит к противоречивым и малоадаптивным стратегиям совладающего поведения: от оптимистической оценки сложной ситуации или активного игнорирования проблемной ситуации до самообвинения или пассивного смирения с проблемами.

Кроме того, респонденты этой группы менее склонны обращаться за помощью и более склонны к компульсивному поведению.

Полученные данные позволили авторам утверждать, что «чрезмерное использование интернет-ресурсов выступает в качестве защитного, компенсирующего механизма, позволяющего отвлечься от неразрешенных проблем» [6, С. 31].

Похожие данные были получены И.И. Хасановой и С.С. Котовой на выборке студентов колледжа. В результате исследования авторы добавили к списку характеристик интернет-зависимых студентов следующие личностные проявления, такие как:

• склонность к преодолению общепринятых и устоявшихся в социуме норм, правил поведения,

• склонность к самоповреждающему поведению,

• деликвентное поведение,

• волевой контроль эмоциональных реакций [10].

Ю.Е. Мужичковой и Н.С. Афанасьевой была в процессе проведённого исследования выявлена взаимосвязь интернет-зависимости с проявлением следующих защитных механизмов:

• регрессия,

• вытеснение и замещение,

• отрицание,

• гиперкомпенсация [9].

Нами было проведено исследование студентов 2-ого курса факультетов психологии, менеджмента и экономики АНОВО «Московского международного университета».

Всего в исследовании приняли участие 78 студентов (50 девушек, 28 юношей). В качестве гипотезы исследования было выдвинуто предположение о том, что существует взаимосвязь между психологическими защитами и склонностью к интернет-зависимости, а так же игровой зависимости.

Исследование проходило с сентября 2022 года по ноябрь 2022 года с использованием различных диагностических методик. Рассмотрим их подробнее и полученные результаты диагностики.

Для изучения механизмов психологических защит использовалась методика «Индекс стиля жизни» Г. Келлермана и Р. Плутчика [2].

Существует восемь механизмов психологической защиты:

1. Отрицание.

2. Подавление.

3. Регрессия.

4. Компенсация.

5. Проекция.

6. Замещение.

7. Интеллектуализация.

8. Реактивное образование [13].

Для выявления склонности к интернет зависимому поведению использовалась шкала интернет-зависимости китайского исследователя С. Чена [7; 14].

Для диагностики склонности к игровой зависимости использовался «Тест Томаса Такера для выявления игровой зависимости» [11]. Анкета содержит 9 вопросов, на которые необходимо ответить (на основе проявлений, выявленных за последний год) [11].

В таблице 1 представлены результаты исследования уровней игровой зависимости студентов. Рассматривая группы игровой зависимости, можно отметить, что респонденты мужского пола имеют более выраженный интерес к компьютерным играм (39%), чем девушки (12%). Наблюдается статистически значимое преобладание доли студентов мужского пола, имеющих высокий уровень игровой зависимости (ф*=4,54; р<0,01).

Таблица 1

Показатели уровней игровой зависимости студентов (%)

Уровни игровой зависимости Студенты 2 курса (общая выборка) Юноши Девушки

Низкий 51% 28% 60%

Средний 30% 33% 28%

Высокий 19% 39%1 12% 1

Примечание: критерий углового преобразования Фишера 1 - ф*=4,54, р<0,01 Тем самым исследование выявило:

• 13% студентов имеют сформированное и устойчивое интернет-зависимое поведение,

• у 59% молодых людей выявлена склонность к возникновению интернет-зависимого поведения,

• у 28% признаков интернет-зависимости не обнаружено (таблица 2).

Значимой разницы между группами юношей и девушками в уровне интернет-зависимого поведения не выявлено.

Таблица 2

Показатели уровней интернет-зависимости студентов (%)

Уровни интернет-зависимости Студенты 2 курса (общая выборка) Юноши Девушки

Минимальный риск интернет- зависимости 28% 22%* 26%*

Склонность к возникновению интернет-зависимости 59% 67%* 62%*

Сформировано интернет- зависимое поведение 13% 11%* 12%*

Примечание: * - полученное эмпирическое значение ф* находится в зоне незначимости

Для установления взаимосвязи интернет-зависимости и игровой зависимости с различными механизмами психологической защиты у студентов второго года обучения был использован коэффициент ранговой корреляции г-Спирмена. Корреляционный анализ результатов исследования отразил слабые, умеренные и заметные корреляционные связи игровой зависимости и склонности к интернет-зависимому поведению с некоторыми механизмами психологических защит (таблица 3).

Таблица 3

Взаимосвязь игровой и интернет-зависимости и механизмов психологических защит студентов

Механизмы психологических защит Игровая зависимость Интернет-зависимость

Отрицание 0.03 -0.084

Вытеснение 0 444*** -0.03

Регрессия 0.625*** 0.248*

Компенсация 0.282* 0.144

Проекция 0.156 0.164

Замещение 0.339** 0.181

Рационализация 0.2 -0.222

Реактивное образование -0.17 0.025

Примечание: * -p<0,05; ** - p<0,01; *** - p<0,001

Так, обнаружена слабая положительная связь игровой зависимости и «компенсации» (0,282; р<0,05), т.е. студенты с высокими показателями игровой зависимости пытаются найти замену недостающего явления при помощи воображения, фантазии или интроекции свойств другой личности. Нами установлена умеренная положительная связь между игровой зависимостью и механизмом «вытеснения» (r=0,444; р<0,001).

Чем выше уровень защитного механизма вытеснения, тем больше возрастают показатели игровой зависимости студентов. Молодые люди с игровой зависимостью не выражают свои неприемлемые чувства и эмоции вовне, стремятся справляться с ними внутри себя, выключая из сознания неприемлемый мотив поведения.

Также при анализе игровой зависимости и механизма психологической защиты замещение выявлена умеренная положительная связь (0,339; р<0,01), т.е. студенты с игровой зависимостью производят разрядку подавленных эмоций на объекты, представляющие меньшую опасность.

Заметная корреляционная связь была установлена между показателями игровой зависимости и защитного механизма регрессии (r=0,625; р <0,001), а также слабая положительная связь интернет-зависимого поведения и «регрессии» (r=0,248; р <0,05).

Тем самым была выявлена взаимосвязь - чем выше показатели защитного механизма регрессии, тем выше показатели игровой и интернет-зависимостей студентов.

Выводы. Проведенное эмпирическое исследование взаимосвязи склонности к игровой, интернет-зависимостям и защитным механизмам у студентов позволяет сделать следующие выводы.

Около 50 процентов студентов второго курса показали склонность в Интернет-зависимости, у 19% из них контроль над пристрастием к компьютерным играм потерян, причем доля студентов с игровой зависимостью преобладает в мужской выборке.

У 72% студентов наблюдается склонность и сформированность интернет-зависимого поведения. Гендерных различий интернет-зависимого поведения у студентов не выявлено.

Установлены статистически значимые взаимосвязи: склонности к интернет-зависимости с регрессией, игровой зависимости с такими защитными механизмами как регрессия, вытеснение, компенсация и замещение.

Проведенное исследование вносит вклад в изучение аддиктивного поведения молодого поколения. Результаты исследования выявляют взаимосвязь склонности к игровой и интернет-зависимости с защитными механизмами молодых людей, что даёт возможность для разработки психологической интервенции студентов, имеющих склонность к игровой и интернет-зависимостям.

Литература:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Акопова, М.А. Исследование влияния игровой компьютерной зависимости на личностные особенностей студентов / М.А. Акопова // Russian Journal of Education and Psychology. - 2019. - Том 10. - № 2. - С. 74-85.

2. Вассерман, Л.И. Психологическая диагностика индекса жизненного стиля / Л.И. Вассерман, О.Ф. Ерышев, Е.Б. Клубова - СПб.: СПбНИПНИ им. В.М. Бехтерева, 2005. - 50 с.

3. Ермоленко, П.И. Интернет-зависимость как механизм психологической защиты личности в экстремальных ситуациях / П.И. Ермоленко, Г.Н. Ларина // Материалы региональной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых преподавателей. Выпуск 1. Курск: Закрытое акционерное общество «Университетская книга», 2021. - С. 35-38

4. Ермоленко, П.И. Ролевые компьютерные игры и формирование зависимости человека от компьютера / П.И. Ермоленко, Ю.В. Щербатых // Психология в современном мире. Сборник статей Международной научно-практической конференции. - Москва, 2017. - С. 303-306

5. Журавлев, А.Л. Социально-психологические последствия внедрения новых технологий: перспективные направления исследований / А.Л. Журавлев, Т.А. Нестик // Психологический журнал. - 2019. - № 5. - С. 35-47

6. Ильина В.В. Особенности копинг-поведения студентов, склонных к интернетзависимости / В.В. Ильина, Л.Н. Молчанова // Коллекция гуманитарных исследований. Электронный научный журнал. The Collection of Humanitarian Researches. Electronic scientific journal. - 2019. - №5 (20). - С. 27-34

7. Интернет-зависимое поведение: критерии и методы диагностики: учеб. пособие / [В.Л. Малыгин] сост. и ред.

B.Л. Малыгин. - М.: МГМСУ, 2011. - 33 с.

8. Коваль, Т.В. Личностная сфера подростков, склонных к развитию компьютерной зависимости: автореферат дис. ... кандидата психологических наук: 19.00.13 / Коваль Татьяна Вячеславовна. - Москва, 2013. - 22 с.

9. Мужичкова, Ю.Е. Эскапизм как основа интернет-зависимости / Ю.Е. Мужичкова, Н.С. Афанасьева // Формирование общекультурных и профессиональных компетенций финансиста. Сборник научных трудов студентов, аспирантов и преподавателей Финансового университета при Правительстве Российской Федерации. - Москва, 2014. -

C. 136-140

10. Хасанова, И.И. Взаимосвязь интернет-зависимости с совладающим и отклоняющимся поведением учащейся молодежи / И.И Хасанова, С.С. Котова // Образование и наука. - 2017. - Т. 19. - № 4. - С. 146-168

11. Юрьева, Л.Н. Компьютерная зависимость: формирование, диагностика, коррекция и профилактика: монография / Л.Н. Юрьева, Т.Ю. Больбот. - Днепропетровск: Пороги, 2006. - 196 с.

12. Янушко, Н.А. Соотношение копинг-стратегий и механизмов психологической защиты / Н.А. Янушко // Вестник магистратуры. - 2011. - № 3. - С. 30-34

13. Goldberg, I. Internet addiction disorder / I. Goldberg // CyberPsychol. Behavior. - 1996. - V. 3. - №4. - P. 403-412

14. Plutchik, R. A structural theory of ego defense and emotions / R. Plutchik, H. Kellerman, H. Conte. - Emotions in personality and psychopathology; Ed. by E. Izard., New York, 1979. - P. - 229-257

15. Chen, S.H. Development of Chinese Internet Addiction Scale and Its Psychometric Study / S.H. Chen //Chinese Journal of Psychology. - 2003. - № 45(3). - P. 279-294. DOI: 10.1037/t44491-000

Психология

УДК 159.96

кандидат медицинских наук, заведующий кафедрой прикладной психологии и психотерапии Динов Евгений Николаевич

Институт повышения квалификации и переподготовки кадров Российского университета дружбы народов (г. Москва)

АККУЛЬТУРАЦИЯ КАК МЕХАНИЗМ КУЛЬТУРНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ТРУДОВЫХ МИГРАНТОВ

Аннотация. В статье рассмотрены сущность и понятие аккультурации как механизма культурной социализации; представлены особенности культурной социализации. Раскрыты основные критерии различий социализации, инкультурации и аккультурации, которые различаются по своим результатам. Также аккультурация рассмотрена в аспекте «неоднократной» культурной социализации, так как применяется в качестве механизм социализации при повторном вхождении в иную культурную среду. Показано, что основным критерием осуществления социализации являются личностные психологические изменения. Поскольку наше эмпирическое исследование показало, что аккультурация вызывает большое количество психологических изменений у индивидов, аккультурацию рассматриваем как механизм культурной социализации.

Ключевые слова: социализация, культурная социализация, инкультурация, аккультурация, культура.

Annotation. The article examines the essence and concept of acculturation as a mechanism of cultural socialization; presents the features of cultural socialization. The main criteria of differences in socialization, inculturation and acculturation, which differ in their results, are revealed. Acculturation is also considered in the aspect of "repeated" cultural socialization, since it is used as a mechanism of socialization when re-entering a different cultural environment. It is shown that the main criterion for the implementation of socialization are personal psychological changes. Since our empirical research has shown that acculturation causes a large number of psychological changes in individuals, we consider acculturation as a mechanism of cultural socialization.

Key words: socialization, cultural socialization, inculturation, acculturation, culture.

Введение. Социализация - это сложный процесс вовлечения индивида в общество путем его восприятия, изучения и преобразования социального опыта в свои личные установки и мировоззрения. Социализация обозначает обучение человека жизни в современном обществе. Индивид также включается в разнообразные социальные отношения, выполняя различные роли, преобразуя окружающую среду и самого себя. Независимо от страны пребывания, индивид всегда обязан иметь элементарные представления о социальной структуре и стратификации общества, распределении людей по классам, способах заработать деньги, распределении ролей в семье, основах рыночной экономики и политического устройства государства [8]. Социальные нормы и предписания постоянно меняются даже в относительно стабильных социальных группах. Учитывая это, исследователи полагают, что социализация происходит не только в первые 10-15 лет жизни индивида, но и на протяжении всей его жизни [6].

При этом исследования [3, 7] свидетельствуют о достаточно существенных изменениях в психологических характеристиках индивидов, которые проходят аккультурацию, а потому мы имеем право рассматривать аккультурацию как механизм культурной социализации, так как индивид в любом случае вынужден проходить «повторную» социализацию при перемещении в другую культурную среду, однако стоит разграничивать собственно процессы социализации, инкультурации и аккультурации.

Цель статьи - раскрыть процесс психологической аккультурации как механизм культурной социализации.

Для достижения цели статьи было осуществлено качественное и количественное исследование аккультурации как механизма культурной социализации.

Исследование осуществлялось с использованием общенаучных методов исследования (анализ, синтез, сравнение, обобщение) при изучении источников информации по проблеме исследования, а также эмпирических методов исследования (тестирование).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.