Научная статья на тему 'АККУЛЬТУРАЦИЯ КАК МЕХАНИЗМ КУЛЬТУРНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ТРУДОВЫХ МИГРАНТОВ'

АККУЛЬТУРАЦИЯ КАК МЕХАНИЗМ КУЛЬТУРНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ТРУДОВЫХ МИГРАНТОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
64
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ / КУЛЬТУРНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ИНКУЛЬТУРАЦИЯ / АККУЛЬТУРАЦИЯ / КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Динов Евгений Николаевич

В статье рассмотрены сущность и понятие аккультурации как механизма культурной социализации; представлены особенности культурной социализации. Раскрыты основные критерии различий социализации, инкультурации и аккультурации, которые различаются по своим результатам. Также аккультурация рассмотрена в аспекте «неоднократной» культурной социализации, так как применяется в качестве механизм социализации при повторном вхождении в иную культурную среду. Показано, что основным критерием осуществления социализации являются личностные психологические изменения. Поскольку наше эмпирическое исследование показало, что аккультурация вызывает большое количество психологических изменений у индивидов, аккультурацию рассматриваем как механизм культурной социализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Динов Евгений Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACCULTURATION AS A MECHANISM OF CULTURAL SOCIALIZATION OF MIGRANT WORKERS

The article examines the essence and concept of acculturation as a mechanism of cultural socialization; presents the features of cultural socialization. The main criteria of differences in socialization, inculturation and acculturation, which differ in their results, are revealed. Acculturation is also considered in the aspect of "repeated" cultural socialization, since it is used as a mechanism of socialization when re-entering a different cultural environment. It is shown that the main criterion for the implementation of socialization are personal psychological changes. Since our empirical research has shown that acculturation causes a large number of psychological changes in individuals, we consider acculturation as a mechanism of cultural socialization.

Текст научной работы на тему «АККУЛЬТУРАЦИЯ КАК МЕХАНИЗМ КУЛЬТУРНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ТРУДОВЫХ МИГРАНТОВ»

4. Ермоленко, П.И. Ролевые компьютерные игры и формирование зависимости человека от компьютера / П.И. Ермоленко, Ю.В. Щербатых // Психология в современном мире. Сборник статей Международной научно-практической конференции. - Москва, 2017. - С. 303-306

5. Журавлев, А.Л. Социально-психологические последствия внедрения новых технологий: перспективные направления исследований / А.Л. Журавлев, Т.А. Нестик // Психологический журнал. - 2019. - № 5. - С. 35-47

6. Ильина В.В. Особенности копинг-поведения студентов, склонных к интернетзависимости / В.В. Ильина, Л.Н. Молчанова // Коллекция гуманитарных исследований. Электронный научный журнал. The Collection of Humanitarian Researches. Electronic scientific journal. - 2019. - №5 (20). - С. 27-34

7. Интернет-зависимое поведение: критерии и методы диагностики: учеб. пособие / [В.Л. Малыгин] сост. и ред.

B.Л. Малыгин. - М.: МГМСУ, 2011. - 33 с.

8. Коваль, Т.В. Личностная сфера подростков, склонных к развитию компьютерной зависимости: автореферат дис. ... кандидата психологических наук: 19.00.13 / Коваль Татьяна Вячеславовна. - Москва, 2013. - 22 с.

9. Мужичкова, Ю.Е. Эскапизм как основа интернет-зависимости / Ю.Е. Мужичкова, Н.С. Афанасьева // Формирование общекультурных и профессиональных компетенций финансиста. Сборник научных трудов студентов, аспирантов и преподавателей Финансового университета при Правительстве Российской Федерации. - Москва, 2014. -

C. 136-140

10. Хасанова, И.И. Взаимосвязь интернет-зависимости с совладающим и отклоняющимся поведением учащейся молодежи / И.И Хасанова, С.С. Котова // Образование и наука. - 2017. - Т. 19. - № 4. - С. 146-168

11. Юрьева, Л.Н. Компьютерная зависимость: формирование, диагностика, коррекция и профилактика: монография / Л.Н. Юрьева, Т.Ю. Больбот. - Днепропетровск: Пороги, 2006. - 196 с.

12. Янушко, Н.А. Соотношение копинг-стратегий и механизмов психологической защиты / Н.А. Янушко // Вестник магистратуры. - 2011. - № 3. - С. 30-34

13. Goldberg, I. Internet addiction disorder / I. Goldberg // CyberPsychol. Behavior. - 1996. - V. 3. - №4. - P. 403-412

14. Plutchik, R. A structural theory of ego defense and emotions / R. Plutchik, H. Kellerman, H. Conte. - Emotions in personality and psychopathology; Ed. by E. Izard., New York, 1979. - P. - 229-257

15. Chen, S.H. Development of Chinese Internet Addiction Scale and Its Psychometric Study / S.H. Chen //Chinese Journal of Psychology. - 2003. - № 45(3). - P. 279-294. DOI: 10.1037/t44491-000

Психология

УДК 159.96

кандидат медицинских наук, заведующий кафедрой прикладной психологии и психотерапии Динов Евгений Николаевич

Институт повышения квалификации и переподготовки кадров Российского университета дружбы народов (г. Москва)

АККУЛЬТУРАЦИЯ КАК МЕХАНИЗМ КУЛЬТУРНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ТРУДОВЫХ МИГРАНТОВ

Аннотация. В статье рассмотрены сущность и понятие аккультурации как механизма культурной социализации; представлены особенности культурной социализации. Раскрыты основные критерии различий социализации, инкультурации и аккультурации, которые различаются по своим результатам. Также аккультурация рассмотрена в аспекте «неоднократной» культурной социализации, так как применяется в качестве механизм социализации при повторном вхождении в иную культурную среду. Показано, что основным критерием осуществления социализации являются личностные психологические изменения. Поскольку наше эмпирическое исследование показало, что аккультурация вызывает большое количество психологических изменений у индивидов, аккультурацию рассматриваем как механизм культурной социализации.

Ключевые слова: социализация, культурная социализация, инкультурация, аккультурация, культура.

Annotation. The article examines the essence and concept of acculturation as a mechanism of cultural socialization; presents the features of cultural socialization. The main criteria of differences in socialization, inculturation and acculturation, which differ in their results, are revealed. Acculturation is also considered in the aspect of "repeated" cultural socialization, since it is used as a mechanism of socialization when re-entering a different cultural environment. It is shown that the main criterion for the implementation of socialization are personal psychological changes. Since our empirical research has shown that acculturation causes a large number of psychological changes in individuals, we consider acculturation as a mechanism of cultural socialization.

Key words: socialization, cultural socialization, inculturation, acculturation, culture.

Введение. Социализация - это сложный процесс вовлечения индивида в общество путем его восприятия, изучения и преобразования социального опыта в свои личные установки и мировоззрения. Социализация обозначает обучение человека жизни в современном обществе. Индивид также включается в разнообразные социальные отношения, выполняя различные роли, преобразуя окружающую среду и самого себя. Независимо от страны пребывания, индивид всегда обязан иметь элементарные представления о социальной структуре и стратификации общества, распределении людей по классам, способах заработать деньги, распределении ролей в семье, основах рыночной экономики и политического устройства государства [8]. Социальные нормы и предписания постоянно меняются даже в относительно стабильных социальных группах. Учитывая это, исследователи полагают, что социализация происходит не только в первые 10-15 лет жизни индивида, но и на протяжении всей его жизни [6].

При этом исследования [3, 7] свидетельствуют о достаточно существенных изменениях в психологических характеристиках индивидов, которые проходят аккультурацию, а потому мы имеем право рассматривать аккультурацию как механизм культурной социализации, так как индивид в любом случае вынужден проходить «повторную» социализацию при перемещении в другую культурную среду, однако стоит разграничивать собственно процессы социализации, инкультурации и аккультурации.

Цель статьи - раскрыть процесс психологической аккультурации как механизм культурной социализации.

Для достижения цели статьи было осуществлено качественное и количественное исследование аккультурации как механизма культурной социализации.

Исследование осуществлялось с использованием общенаучных методов исследования (анализ, синтез, сравнение, обобщение) при изучении источников информации по проблеме исследования, а также эмпирических методов исследования (тестирование).

Информационную базу исследования составили 10 источников, содержащих результаты исследований, посвященных проблемам культурной социализации мигрантов в новой культурной среде.

В эмпирическом исследовании приняли участие 129 респондентов, которые на момент проведения исследования переехали из стран Центральной Азии и проживали в России свыше 6 месяцев. В качестве инструментов исследования были использованы Фрайбургский личностный опросник и 16-факторный личностный опросник Кетела (форма С).

Изложение основного материала статьи. В работе [9] под инкультурацией понимается обучение личности традициям и нормам поведения, которые присущи данной конкретной культуре, которые в различных странах могут быть более специфическими, чем структура общества. Адаптация и полноценное привыкание к культурным отличиям являются более сложными. Поэтому, например, взрослый мигрант, прибывший в Россию, в достаточной степени легко и быстро приходит к усвоению социальных и правовых норм, а также обязанностей, которые возложены на него на новом месте работы. Значительно сложнее для него становится освоение новых культурных норм, воспринять чуждую для него культуру как свою собственную порой не получается и по прошествии лет [10].

Таким образом, адаптация трудового мигранта к социальным правилам чужой страны совершается за значительно меньший промежуток времени, чем инкультурация. Здесь и начинается главное содержательное различие между социализацией, инкультурацией и аккультурацией.

Адаптация происходит в ходе всех перечисленных процессов, однако при социализации происходит адаптация к социальным аспектам чужой страны, при инкультурации - к ее культурным особенностям, при аккультурации осуществляется культурно-психологическая адаптация. Адаптация индивида в процессе социализации может быть достаточно легкой и занимать мало времени, в процессе инкультурации - трудной и долгой, а аккультурации может не произойти вообще [5].

На уровне индивида аккультурация проявляется в ежедневном общении с значимыми близкими, которые осознанно либо неосознанно учат поведению и реагированию в различных ситуациях, оценке событий, общению с представителями другой культуры, реагированию на различные сигналы. Аккультурация может осуществляться непосредственно, например, когда значимые взрослые учат уступать место в общественном транспорте, либо опосредованно, когда индивид видит поведение окружающих в аналогичных ситуациях. Таким образом, наиболее значимыми способами аккультурации становятся прямое высказывание и косвенное наблюдение [4].

Итак, самым целесообразным при разграничении указанных процессов является ориентация на результат. В ходе социализации происходит формирование личности, которая становится результатом социализации, при инкультурации формируется представитель определенной этнокультурной общности; при аккультурации формируется или не формируется представитель чужого этнокультурного сообщества.

Так как у индивида в процессе аккультурации и социализации происходит ряд психологических изменений, то соответственно мы можем предполагать, что формирование психологических изменений в процессе взаимодействия с социальной группой является признаком социализации.

Поскольку данная социальная группа является представителем отличной от родной для индивида культуры, то такую социализацию мы имеем право назвать «культурной», ведь индивид должен пройти этот процесс по отношению к другой культуры, а поэтому мы используем термин «аккультурация» и рассматриваем ее как механизм социализации. Так мы усматриваем определенную иерархическую структуру: социализация-инкультурация-аккультурация. При этом, аккультурация является конструктом динамичным, ведь за всю жизнь человек может адаптироваться к нескольким отличительным этнокультурным сообществам [2].

Наше видение аккультурации как механизма поликультурной социализации представлено на рисунке 1.

Рисунок 1. Аккультурация как механизм поликультурной социализации

На схеме изображена аккультурация как механизм социализации по отношению к культурам Б, В и Г, которые не являются родными для индивида. В результате имеем своего рода «взаимозамкнутую» связь, где социализация сначала выступает ключевым процессом для культуры А, однако является второстепенной по отношению к культурам Б, В и Г, так как проходит через один из механизмов под названием «аккультурация».

Дж. Берри [1] выделяет собственно процесс аккультурации как особую составляющую при объяснении различий между людьми, базируясь на культурном, биологическом и экологическом контекстах. В этом случае инкультурация может выступать компонентом аккультурации, так как процесс вхождения личности в другую культурную среду происходит именно благодаря специфическому механизму - инкультурации. Указанное утверждение не противоречит общепринятому

определению инкультурации, а потому именно такой подход является целесообразным при освещении теоретических основ процесса аккультурации, где инкультурация является промежуточным процессом между социализацией и аккультурацией в обоих направлениях.

Для того, чтобы определить, можно ли рассматривать аккультурацию как механизм культурной социализации, стоит начать обзор психологических изменений, которые возникают в процессе аккультурации.

В нашем исследовании приняли участие 389 респондентов, которые на момент проведения исследования переехали из стран Центральной Азии и проживали в России свыше 6 месяцев. Главными инструментами исследования для выявления психологических особенностей были Фрайбургский личностный опросник и 16-факторный личностный опросник Кетела (форма С).

В ходе теоретического анализа и при формировании эмпирической модели исследования было выбрано достаточно большое количество потенциальных переменных, в которые вошли несколько групп объединенных психологических особенностей. В эти группы входят:

- контактность (определяется как способность идти на контакт, не находя объективных или субъективных препятствий);

- коммуникативность (понимается как личностное стремление идти на контакт, несмотря на наличие каких-либо препятствий);

- когнитивный контроль (объясняет и описывает некоторые когнитивные особенности личности, которые могут быть проявлены в общении);

- оценка проблем (в большей степени связана со стрессо-эмоциональным реагированием на ситуации, которые имеют внешне-детерминированный характер возникновения);

- тревога и депрессия (включает в себя еще параметры невротизации и психопатизации);

- стресс (в большей степени касается наличия и проявления аккультурационного стресса);

- адаптация (понимается как способность к адаптации или адаптивные возможности, которые могут влиять на выбор стратегии аккультурации);

- жизненная ситуация понимается скорее как экзистенциальный параметр, который включает в себя проблемы жизни и бытия личности, в частности в контексте жизни как онтогенетического параметру).

По результатам исследования было выявлено, что при прохождении процесса аккультурации, существенные изменения претерпевают следующие группы переменных: адаптация, тип реагирования на проблемы и коммуникативность.

Подробные результаты приведены в таблице 1.

Таблица 1

Различия в факторах выбора стратегии аккультурации для разных возрастных групп

Стратегия аккультурации Группа переменных Психологические переменные Юношеский возраст Ранняя взрослость

Ассимиляция Адаптация Нонконформизм 0,96 -

Благоразумие -0,136 0,85

Феминность -0,217 0,216

Скромность - -0,91

Чувственность - -0,124

Реагирование на проблемы Смелость -0,78 -0,154

Эмоциональная стабильность -0,124 -0,71

Агрессивное реагирование Реактивная агрессивность -0,53 -0,156

Устойчивость Ориентация на результат -0,282 0,385

Локус контроля «Я» -0,342 0,473

Интеграция Адаптация Скромность -0,307 0,108

Чувственность -0,341 -0,09

Реагирование на проблемы Смелость -0,78 -0,154

Эмоциональная стабильность -0,122 -0,73

Агрессивное реагирование Реактивная агрессивность -0,1 -0,287

Устойчивость Локус контроля «Я» -0,145 0,573

Маргинализация Адаптация Нонконформизм 0,364 -0,253

Устойчивость Локус контроля «Я» 0,109 -0,65

Сепарация Адаптация Феминность 0,292 -0,78

Реагирование на проблемы Смелость - 0,21

Эмоциональная лабильность -0,44 -0,45

Эмоциональная стабильность -0,83 -

Агрессивное реагирование Реактивная агрессивность -0,52 -0,86

Устойчивость Локус контроля «Я» 0,75 0,53

Из приведенных результатов видно, что существенное значение для изменения результатов играет возраст респондентов, поэтому общая выборка была разделена на две основные подгруппы: юношеский возраст и ранняя взрослость. По результатам исследования, наиболее существенные изменения претерпевают те респонденты, которые выбирают ассимиляцию или маргинализацию.

Следовательно, мы имеем право утверждать, что психологические характеристики личности влияют на выбор стратегии аккультурации, а потому и саму аккультурацию можно рассматривать как механизм культурной социализации, ведь задействован почти весь психологический потенциал конкретной личности, который направляется на выбор желаемой стратегии в процессе культурной социализации.

Стоит также добавить, что есть тенденция к формированию так называемого «переноса» стратегии, то есть при прохождении повторной аккультурации (например, после прохождения аккультурации в культуре Б индивид переезжает в

культуру В, см. рис. 1) индивид скорее всего будет выбирать ту же стратегию аккультурации, которая была выбрана при первом опыте культурной социализации. Такая тенденция также позволяет нам рассматривать аккультурацию как механизм культурной социализации.

Выводы. Понятия социализации и инкультурации очень близки по своему содержанию. Результатом социализации является адаптация индивида к социальным условиям жизни, результатом инкультурации является адаптация индивида к культурным условиям жизни, а результатом аккультурации является адаптация индивида к культурно-психологические условия. Так как у индивида в процессе аккультурации и социализации происходит ряд психологических изменений, то соответственно мы можем предполагать, что формирование психологических изменений в процессе взаимодействия с социальной группой является признаком социализации. Поскольку данная социальная группа является представителем отличной от родной для индивида культуры, то такую социализацию мы имеем право назвать «культурной», ведь индивид должен пройти процесс инкультурации по отношению к другой культуре, а поэтому мы используем термин аккультурация и рассматриваем его как механизм социализации.

Проведенным нами эмпирическим исследованием установлено, что в процессе аккультурации у индивида происходит достаточно большое количество изменений в показателях психологических параметров, поэтому аккультурацию можно рассматривать как механизм культурной социализации.

Перспективы дальнейших исследований заключаются в более расширенном изучении влияния потенциальных психологических факторов на выбор личностью стратегии аккультурации. В частности, это касается использования характерологического подхода к изучению личности, определения комплекса факторов, влияющих на процесс аккультурации, что позволит повысить прогностическую валидность исследования.

Литература:

1. Берри, Д.В. Кросс-культурная психология. Исследования и применение / Д.В. Берри, П.Р. Дасен, М.Х. Сигалл, А.Х. Пуртинга. - Харьков: Гуманитарный центр. - 2007. - 560 с.

2. Боттаева, З.Х. Аккультурационные стратегии адаптации мигрантов и их психологическое благополучие / З.Х. Боттаева // Альманах современной науки и образования. - Тамбов: Грамота. - 2008. - № 4. - Ч. 2. - С. 37-43

3. Гребенникова, И.А. Инкультурация и аккультурация иностранных студентов в межкультурном взаимодействии / И.А. Гребенникова // Современный ученый. - 2018. - №4. - С. 10-13

4. Зайнуллин, Л.И. Образование как механизм аккультурации мигрантов в Республике Татарстан / Л.И. Зайнуллин // Культура и цивилизация. - 2021. - Том 11. - № 3А. - С. 34-40

5. Леглер, А.А. Вторичная аккультурация личности как процесс познания о освоения другой культуры / А.А. Леглер // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 1. - URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=8195

6. Лескова, И.В. Социализация и инкультурация как механизмы формирования идентичности личности / И.В. Лескова // Научные ведомости БелГУ. Сер. Философия. Социология. Право. - 2008. - № 12(52). - Вып. 5. - С. 19-24

7. Марцинковская, Т. Социализация и аккультурация в транзитивном пространстве / Т. Марцинковская, Е. Киселева // Психологические исследования. - 2018. - №11(62). - С. 44-48

8. Южанин М.А. О социокультурной адаптации в иноэтнической среде: концептуальные подходы к анализу / М.А. Южанин // Социологические исследования. - 2007. - № 5. - C. 70-77

9. Янутш, О.А. «Инкультурация»: проблемы определения объема и содержания понятия / О.А. Янутш // Теория и практика общественного развития. - 2014. - № 19. - С. 173-175

10. Verkuyten, M. Cultural diversity and its implications for intergroup relations / M. Verkuyten, K. Yogeeswaran // Current Opinion in Psychology. - 2020. - Vol. 32. - pp. 1-5

Психология

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

УДК 159.9

кандидат психологических наук, доцент Калинкина Евгения Михайловна

Федеральное казенное образовательное учреждение высшего образования «Вологодский институт права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний» (г. Вологда); кандидат психологических наук, доцент Носова Наталья Валентиновна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Вологодский государственный университет» (г. Вологда); кандидат психологических наук Яблокова Аида Вячеславовна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Вологодский государственный университет» (г. Вологда)

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КРИТИЧЕСКОГО

МЫШЛЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ

Аннотация. В статье описаны результаты формирующего эксперимента, которые доказывают эффективность психолого-педагогического тренинга как средства формирования критического мышления у подростков. Отмечается, что современному подростку для успешного обучения и осуществления различного вида деятельности в повседневной жизни необходим высокий уровень развития критического мышления. Однако современные дети, часто прибегая к помощи интернет-сетей для сбора и анализа информации, не научаются самостоятельно оперировать полученными знаниями, так как решение задач данным способом перетекает в механическое списывание, не требующее обдумывания достоверности полученной информации. Подростковый возраст является благоприятным для развития критического мышления, так как на данном этапе у школьников происходит перестройка в мышлении, они учатся самостоятельно собирать, исследовать и анализировать информацию об окружающем мире. Первоначальная диагностика уровня развития критического мышления показала, что среди подростков наблюдается в основном низкий и средний уровень развития данной характеристики. После реализации в экспериментальной группе программы по формированию критического мышления средствами психолого-педагогического тренинга, показатели критического мышления у испытуемых увеличились.

Ключевые слова: критическое мышление, психолого-педагогический тренинг, подростки.

Annotation. The article describes the results of the formative experiment, which prove the effectiveness of psychological and pedagogical training as a means of forming critical thinking in adolescents. It is noted that a modern teenager needs a high level of critical thinking development in order to successfully study and carry out various types of activities in everyday life. However, modern children, often resorting to the help of Internet networks to collect and analyze information, do not learn to independently

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.