-©
взаимосвязь информационных дисциплин профессионального цикла при подготовке бакалавров экономического направления
Т.Н. Елина
кандидат экономических наук, доцент Норильского индустриального института E-mail: manpo@yandex.ru
Е.А. Дыптан
старший преподаватель Норильского индустриального института E-mail: manpo@yandex.ru
В статье рассматривается процесс формирования междисциплинарных связей в профессиональном блоке дисциплин, изучаемых студентами на старших курсах. Приводится пример формирования «сквозного» задания, выполнение которого позволит студенту изучить все этапы жизненного цикла информационного продукта. Такой подход позволит формировать целостное представление об изучаемых дисциплинах, а использование в процессе обучения новейших информационных технологий значительно повысит качество обучения.
Ключевые слова: качество образования, междисциплинарные связи, профессиональные компетенции, курсовое проектирование, учебные планы.
Дисциплины профессионального цикла, изучаемые студентами экономических направлений на старших курсах, такие как системный анализ, информационные технологии в экономике, информационные системы в бухгалтерском учете и аудите, математическое моделирование экономических процессов, интеллектуальные информационные системы в экономике, нейронные сети в экономических информационных системах, предполагают изучение отдельных сторон деятельности организации, связанной с различными видами планирования и прогнозирования. Изучение данных дисциплин по отдельности зачастую не ведет к их комплексному восприятию. Использование в процессе изучения указанных дисциплин одного «сквозного» задания для студента поможет создать готовый экономический продукт с использованием современных информационных технологий. Наличие в учебных планах специальностей междисциплинарных курсовых проектов позволяет закончить формирование компетенций общепрофессионального блока, блока проектной, аналитической и научно -исследовательской деятельно сти.
Студенту выдается задание на разработку бизнес-плана проекта по открытию (расширению, реорганизации) фирмы, которое он должен выполнять по всем указанным дисциплинам. Тема работы должна выби-
раться по результатам производственной практики и быть связана с реальным действующим хозяйствующим субъектом.
Первым этапом работы над заданием является проведение системного анализа предметной области. Системный анализ проводится по результатам производственной практики, анализируется рабочее место сотрудника соответствующего подразделения.
Результатом системного анализа являются организационная структура предприятия, перечень нормативных документов, перечень функций, выполняемых предприятием либо его подразделением, распределение функций по подразделениям и сотрудникам, описание функционального и информационного взаимодействия между подразделениями и внутри них в виде диаграмм IDEF0 и DFD [1], описание внешних по отношению к предприятию объектов и информационных взаимодействий с ними.
Накопители данных, определенные в диаграммах DFD (рис. 1), используются в дальнейшем для построения структуры базы данных. На сравнении результатов стоимостного анализа, проведенного при построении диаграмм IDEF0 AS-IS и TO-BE, основана оценка эффекта от внедрения проекта [2].
Следующим после системного анализа этапом бизнес-планирования является построение инвестиционного плана проекта
[lÖi]
Педагогическое образование и наука, 2011, № 12
Рис. 1. Декомпозиция диаграммы DFD
в программной среде MS Project. Цель данной деятельности заключается в получении навыков по формированию последовательности работ по проекту, списка трудовых и материальных ресурсов, оценки трудовых и денежных затрат проекта, что изучается в рамках дисциплины «Информационные системы в экономике».
Основными задачами этапа являются освоение студентами понятий автоматизации планирования проектов, определение понятий структуры проекта, связи между задачами и критического пути, обучение использованию инструментов оценки и оптимизации временных, трудовых и финансовых затрат, приобретение навыков оценки рисков инвестиционных проектов с использованием современного программного обеспечения.
В процессе работы используются результаты системного анализа, полученные на предыдущем этапе посредством представления выполненной декомпозиции таких работ, как разбиение проекта на фазы, а фаз на задачи. При этом необходимо учитывать обратные (циклические) связи в диаграммах IDEF0, где выход нижестоящей работы становится входом вышестоящей работы. Такие циклы невозможно реализовать в MSProject, поэтому необходимо оценить вероятность возникновения такого цикла и внести соответствующее количество задач в инвестиционный план проекта. Статистические данные о количестве повторений таких работ определяются на этапе системного анализа.
Результатами построения плана проекта являются готовый план работ по открытию (расширению, реорганизации) фирмы с разбиением по фазам и задачам, финансовый отчет по инвестициям с разбиением затрат по этапам и ресурсам проекта, отчет по использованию трудовых и материальных ресурсов, отчет по проектным рискам с описанием и оценкой вероятности осуществления риска.
Анализ хозяйственной деятельности вновь создаваемого или реорганизуемого предприятия ведется в программе Project Expert, где так же рассчитываются показатели экономической эффективности предлагаемого инвестиционного проекта. Показатели рассчитываются на основе затрат и результатов от внедрения проекта, которые определяются на этапе системного анализа при построении диаграмм IDEF0 текущей и будущей деятельности предприятия и их сравнении.
Задачами анализа являются оценка значений показателей окружающей среды, таких как налоги, инфляция, ставка рефинансирования и т. д.; оценка в стоимостном выражении результатов и затрат текущей деятельности предприятия; определение окончательной инвестиционной стоимости проекта; выбор оптимального способа финансирования проекта; ознакомление с основными показателями финансовой и инвестиционной деятельности предприятия, такими как период окупаемости, норма рентабельности, индекс прибыльности и др. Результатом расчетов является бизнес-план инвестиционного проекта, обосновывающий его эффективность.
При изучении в рамках указанных дисциплин темы, связанной с базами данных, студентам предлагается спроектировать базу данных на основе накопителей построенных DFD-моделей с использованием СУБД MS Access (или другой СУБД). Задачи изучения темы: знакомство с основами построения реляционных баз данных, построение схемы данных (диаграммы сущность-связь), в рамках используемой СУБД построение таблиц, форм, запросов и отчетов.
При изучении дисциплины «Информационные системы в бухгалтерском учете и аудите» с помощью «1С: Предприятие» студенты должны спроектировать и сформировать документы, описанные в диаграммах DFD (рис. 1). Для формирования отчета студенты должны создать и заполнить необходимые справочники, провести документы и сформировать регистры.
Для оптимизации рассматриваемых экономических процессов и создания полноценной информационной системы необходимо владеть инструментарием математического моделирования, изучаемого в курсе «Математическое моделирование экономических процессов».
Задачами моделирования являются построение целевой функции модели, формирование системы ограничений, построение математической модели изучаемого процесса, выбор математического метода для решения поставленной задачи.
В результате освоения данного курса в работе студента к готовой базе данных, способной формировать ряд отчетов, добавится блок оптимизации, созданный на основе построенной математической модели. На основе раннее построенных моделей логического уровня «сущность-связь» предметной области с помощью семантических сетей, фреймов и концептуальных графов, изучаемых в рамках дисциплины «Интеллектуальные информационные системы в экономике» выделяются более глубокие связи между объектами, их атрибутами и классами.
Основными задачами этого этапа являются описание понятий предметной области, выявление скрытых абстрактных связей между понятиями, построение семантических моделей предметной области, построение математических моделей для решения многокритериальных задач.
Результаты освоения курса «Интеллектуальные информационные системы в экономике»: определены и описаны понятия пред-
метной области; выявлены источники неоднозначности и определены способы их устранения; сформирована база знаний; реализована база знаний с помощью продукционных моделей, моделей нечеткой логики и нечеткого вывода; построена математическая модель на основе нескольких целевых функций; выбран и реализован метод решения сформулированной многокритериальной задачи.
Одним из методов решения многокритериальных задач в условиях неопределенности является использование аппарата нейронных сетей. В курсе «Нейронные сети в экономических информационных системах» изучаются основные виды нейронных сетей и алгоритмы их обучения. В течение всего курса у студентов есть возможность протестировать различные виды нейронных сетей на основе раннее построенных баз данных и собранной на производственной практике статистической информации и выбрать наиболее подходящую архитектуру сети для решения сформулированной раннее задачи.
Таким образом, в процессе изучения всех вышеперечисленных дисциплин, студентом будет глубоко изучена предметная область, построена математическая модель оптимизации и создана интеллектуализированная система поддержки принятия решений. В результате у студентов формируется целостное представление об изучаемых дисциплинах, что подтверждается на практике более глубоким пониманием и высоким уровнем знаний у студентов. В то время как студенты, учебный план которых не дает возможности выполнения «сквозного» задания, не достигают таких результатов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Сизова О.В., Мамбетова Н.А. Моделирование системы автоматизированного учета учебной нагрузки // Информационная среда вуза: Сб. ст. XII Междунар. конф. -Иваново, ИГАСА, 2005. - С. 83-85.
2. Елина Т.Н., Молчанова Н.М. Оценка экономической эффективности автоматизированной информационной системы (АИС) в дипломном проектировании // Информационная среда вуза: Сб. ст. XIII Междунар. конф. - Иваново, ИГАСА, 2006. - С. 65-70.
3. Дыптан Е.А., Попкова А.А. Значимость комплексного подхода к преподаванию цикла специальных дисциплин // Образовательная и социокультурная среда региона: Сб. науч. трудов. - Норильск: Норильский индустр. ин-т, 2010. - С. 171-175.
@-
relationship of information subjects of professional cycle in preparation of bachelors in economics
T.N. Elina
candidate of economic sciences, associate professor of the Norilsk industrial Institute
E.A. Dyptan
senior lecturer of the Norilsk Industrial Institute
In article process of formation of interdisciplinary communications in the professional block of the disciplines studied by students on older years is considered. The example of formation of the «through» task which performance will allow the student to study all stages of life cycle of an information product is resulted. Such approach will allow to form complete representation about studied disciplines, and use in the course of training of the newest information technologies considerably will raise quality of training.
Key words: quality of formation, interdisciplinary communications, professional the competence, course designing, curricula.
экономическая школа выходного дня как элемент взаимодействия «школа-вуз»
Е.В. Лаговская
кандидат технических наук, доцент Норильского индустриального института Тел.: 8-909-928-47-26: e-mail: iagovsckaya.elena@yandex.ru
В статье описываются итоги пятилетней деятельности Экономической школы выходного дня (ЭШВД), осуществляющей свою деятельность в Норильском индустриальном институте на базе кафедры бухгалтерского учета и финансов. Описаны цель создания ЭШВД, уникальность применения в деятельности школы рабочих тетрадей, разработанных коллективом кафедры, компетентностный подход, применяемый при проведении занятий со слушателями ЭШВД, результаты деятельности и проблемы, с которыми столкнулись организаторы при работе школы. В статье отмечается, что Экономическая школа выходного дня является очередным звеном во взаимодействии «школа-вуз» и способствует более качественной подготовке будущих квалифицированных кадров в области экономики.
Ключевые слова: довузовская подготовка, профориентационная работа, Экономическая школа выходного дня, компетентностный подход.
«Об отлаженной системе часто говорят: работает как часы. Чтобы часы не спешили и не отставали, все мельчайшие шестеренки в их механизме должны быть идеально подогнаны друг к другу и отрегулированы. Система образования также складывается из множества отдельных шестеренок: каждая из них может двигаться и самостоятельно, однако система в целом способна функционировать нормально только при условии их согласованной работы...» - так начинают свою статью Д. Шукене и Д. Кубилинскене [1, с. 34]. Эта фра-
за очень хорошо подходит и к проблемам взаимодействия «школа-вуз». Ведь от того, какие качества заложила в ученика средняя школа, во многом зависит не только его жизнь, но и дальнейшая профессиональная деятельность, а также и качество знаний, приобретаемых выпускниками высшей школы. Последнее, несомненно, зависит от уровня подготовки абитуриентов, от их мотивации к учебе и, конечно, от результата образовательной деятельности. Здесь можно согласиться с мнением Л.В. Мозгарева [2, с. 6], что логично результат
Тов|