12. Предборская И.М. Конгруэнтность синергетики и концепции трангрессии в философии образования. Философия в современном мире: диалог мировоззрений: Материалы VI Н 34 Российского философского конгресса (Нижний Новгород, 27-30 июня 2012 г.). В 3 томах. Т. II. - Н. Новгород: Изд-во Нижегородского госуниверситета им. Н.И. Лобачевского, 2012. URL: http://scicenter.online/russkaya-filosofiya-scicenter/kongruentnost-sinergetiki-kontseptsii-161600.html (дата обращения 10.03.2019)
13. Пуфаль-Струзик И.Творческий путь в «Трансгрессивной концепции личности» Я. Козелецкого//Психологическая наука и образование, 2002, № 2. С.76-85.
14. Kozielecki J. Psychotransgresjonizm. Nowy kierunek psychologii. Warszawa,
2001.
15. Вахрушева С.Н., Машарова Т.В. Роль самообразования в формировании профессиональной компетентности студентов// Философия образования, 2018, №2. -С.186 - 196.
16. I.R. Trostinskaya, E.G. Pozdeeva, L.I. Evseeva, A.G. Tanova.The Problem Of Developing Students' Analytical Competence. The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences EpSBS e-ISSN: 2357-1330. Volume LI - 18th PCSF 2018. Prof. Valeria Chernyavskaya and Prof. Holger KuBe (Ed.). Published by the Future Academy. 2018.рр.1439-1446. doi: https://dx.doi.org/10.15405/epsbs.2018.12.02.153.
17. Буханцева А.С., Назарова Н.С., Поздеева Е.Г. Специфика проведения фокус-групп с участием молодежи // Технологии PR и рекламы в современном обществе Печатается по решению Совета по издательской деятельности Ученого совета Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого. СПб.: Изд-во По-литехн. ун-та, 2018. С. 62-69.
УДК 004.94
Савельева Наталья Григорьевна,
доцент, доцент, Веретенникова Елена Григорьевна,
доцент,
Клименко Анастасия Александровна,
студент,
Аглеримова Виктория Сергеевна,
студент
МОДЕЛИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО
ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Россия, г. Ростов-на-Дону, ФГБОУ ВО «Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)»,
[email protected], [email protected], [email protected],
Аннотация. Представлена совокупность моделей процессов формирования учебно-методической документации вуза в условиях использования автоматизироованных информационных систем. В качестве средства моделирования использована методология структурного анализа SADT и графические нотации IDEF0, IDEF3 и DFD. Предложенные модели могут стать основой для реинжениринга
процессов формирования учебно-методической документации и для их автоматизации.
Ключевые слова: учебно-методическая документация, бизнес-процессы, моделирование, IDEF.
Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) в рамках научного проекта 19-013-00690 «Экономика учебно-методической деятельности в высшей школе».
Natalia G. Savelieva,
Associate Professor, Elena G. Veretennikova, Associate Professor, Anastasiya A. Klimenko, Student,
Viktoriya S. Aglerimova,
Student
FUNCTIONAL MODELING OF EDUCATIONAL AND METHODOLOGICAL SUPPORT INFORMATION SYSTEM
Rostov State University of Economics, Rostov-on-Don, Russia,
[email protected], [email protected], [email protected],
Abstract. The article presents a set of functional models of the educational methodical documentation formation processes in the University under the conditions of using automated information systems. The methodology of structural analysis SADT and graphical notations IDEF0, IDEF3 and DFD are used as a modeling tool. The proposed models can become the basis for educational methodical documentation formation processes reengineering and automation.
Keywords: methodical activity, documents, model of information systems, business-process analysis, IDEF.
The study was performed with financial support of Russian foundation for basic research (RFBR) within the framework of a research project 19013-00690 "The economics of instructional activities in high school».
Решение стратегической задачи обеспечения качества образования достигается путем внедрения и реализации новых технологий по формированию учебно-методического обеспечения в вузе.
При разработке учебно-методического обеспечения необходимо учитывать различные факторы, например, сколько часов в год должен
потратить преподаватель на данную разработку, как обеспечить качество разработанного продукта и как эти затраты можно минимизировать.
В процессе решения этих задач необходимо:
- определить требования к разрабатываемому учебно-методическому комплексу;
- исследовать процессы формирования учебно-методического обеспечения в вузе для их детального отражения в процессе построения визуальной модели в ручном и автоматизированном вариантах;
- на основе разработанной визуальной модели выбрать программную среду для формирования учебно-методической документации;
- разработать программный комплекс для формирования учебно-методической документации с пошаговым отслеживанием результатов;
- оценить экономический эффект работы программного комплекса
- сформировать рекомендации по дальнейшему улучшению и использованию разработки.
Содержание подобной документации должно постоянно изменяться и совершенствоваться, тогда как и сами формы документов имеют тенденцию меняться, что требует новых затрат труда и чревато ошибками, соответственно требуется контроль учебно-методического обеспечения (соответствие учебному плану и стандарту по распределению часов, в том числе интерактивных, корректное заполнение разделов документа, отсутствие пересечения конвента между дисциплинами, современная и доступная студентам литература и др.), также необходимо обеспечить четкое соблюдение корректных форм и макетов учебно-методических документов.
Проблема автоматизации производственных процессов и процессов управления как средства повышения производительности труда всегда являлась и остается актуальной.
Существует множество технологий и инструментальных средств, с помощью которых можно реализовать в некотором смысле оптимальный проект информационной системы (ИС), начиная с этапа анализа и заканчивая созданием программного кода системы.
Функциональная модель представляет собой систему функций, отражающую свои взаимоотношения через объекты системы. Модели данных, в свою очередь представляют собой подробное описание объектов системы, связанных системными функциями. Поскольку моделируемая система всегда связана с окружающей средой, при этом зачастую трудно сказать, где начинается среда, а где заканчивается система.
С одной стороны сложности, связанные с описанием многих систем, объясняются тем, что эти системы слишком велики для того, чтобы можно было просто перечислить все их компоненты.
С использованием CASE-средства моделирования бизнес-процессов All Fusion Process Modeler выполнен структурно-функциональный анализ бизнес-процессов деятельности кафедры по созданию учебно-методической документации.
Модели BPwin дают основу для осмысления бизнес-процессов и оценки влияния тех или иных событий, а также описывают взаимодействие процессов и потоков информации в организации.
В результате анализа деятельности кафедры по созданию учебно-методической документации была построена структурно-функциональная модель деятельности, в соответствии со стандартом IDEF0, описывающая существующую организацию работы.
Построение модели ИС начинается с описания функционирования компании в целом в виде контекстной диаграммы, представленной на рис. 1.
IDEF0 - методология функционального моделирования и графическая нотация, предназначенная для формализации и описания бизнес-процессов. Ее отличительной особенностью является акцент на сопод-чинённость объектов. В IDEF0 рассматриваются логические отношения между работами, а не их временная последовательность (поток работ).
Рис. 1. Контекстная диаграмма IDEF0 «Разработка учебно-методической
документации кафедры»
На показанной выше диаграмме на вход поступает информация для авторизации, ФГОСы, учебный план, перечень направлений и спи-
сок закрепленных дисциплин. Эти данные необходимы преподавателю (механизм), для того, чтобы, работая с ними при помощи программно-технических средств (механизм), получить на выходе всю необходимую документацию (рабочая программа дисциплины (РПД), приложение к ней, билеты по дисциплине, лист контрольных мероприятий). При этом автору иногда необходима информация из таких документов как «Регламент и инструкции по разработке учебно-методической документации» и «Инструкция по работе системы (управление)».
После создания контекстной диаграммы необходимо ее декомпозировать на более низкие уровни (работы) [1]. При описании декомпозиции более подробно описаны процессы, необходимые для создания учебно-методической документации (УМД) кафедры.
Рис. 2. Декомпозиция диаграммы верхнего уровня IDEF0 «Разработка учебно-методической документации кафедры»
На декомпозиционной диаграмме (рис. 2) представлены работы:
- авторизация в Менеджер РПД,
- формирование РПД по макету,
- формирование приложения к РПД,
- формирование билетов,
- формирование листа контрольных мероприятий (ЛКМ).
Для более подробного рассмотрения данной темы декомпозируем так же работы Авторизация в Менеджер РПД (рис. 3) и Формирование РПД по макету (рис. 4). На диаграмме А2 наиболее значимой работой является Формирование РПД, поэтому, для более полного понимания процесса, декомпозируем так же и ее (рис. 5).
Рис. 3. Декомпозиция диаграммы «Авторизация в Менеджер РПД»
Рис. 4. Декомпозиция диаграммы верхнего уровня «Формирование РПД по макету»
Рис. 5. Декомпозиция диаграммы IDEF0 «Формирование РПД»
Процесс формирования билетов можно представить в виде диаграммы БРБ (рис. 6). Так же для более полного понимания движения данных на кафедре в процессе формирования УМД декомпозируем контекстную диаграмму на диаграмму потоков данных (рис. 7).
Рис. 6. Диаграмма DFD «Формирование билетов»
Рис. 7. Декомпозиция контекстной диаграммы в ЭБЭ
На рис. 8 представлена декомпозиция контекстной диаграммы в виде диаграммы ГОЕБЗ. Из нее понятно, что после авторизации в Менеджере РПД преподаватель начинает формировать РПД, ФОС и МУ, и только после того, как все эти процессы будут завершены, он может приступить к формированию аннотации. Далее преподаватель формирует ЛКМ, билеты и лист изменений, для которых так же необходимо завершение предыдущих процессов. Лишь после того, как все выделенные процессы завершены, преподаватель может формировать полный пакет документов.
Рис. 8. Декомпозиция контекстной диаграммы в ГОЕБЗ
Диаграмма дерева узлов (рис. 9) показывает иерархию работ в модели и позволяет рассмотреть всю модель целиком, но не показывает взаимосвязи между работами. Процесс создания модели работ является итерационным, следовательно, работы могут менять свое расположение в дереве узлов многократно.
Рис. 9. Диаграмма дерева узлов
Выводы:
1. На примере анализа деятельности кафедры по созданию учебно-методической документации представлена пошаговая методика построения визуальных моделей процессов формирования учебно-методической документации. Визуальные модели позволяют лучше понять особенности процессов функционирования предприятия, обнаружить резервы снижения трудоёмкости затрат по созданию учебно-методической документации.
2. Созданная модель позволит снизить затраты на разработку, модификацию, модернизацию и настройку программной системы для автоматизации процессов по созданию учебно-методической документации.
3. Содержательный анализ визуальных моделей позволяет на качественном уровне оценивать имеющуюся совокупность бизнес-процессов и вырабатывать проектные решения по совершенствованию процессов формирования учебно-методического обеспечения в вузе.
Список литературы
1. Брезгин В.И. Моделирование бизнес-процессов с А1ШшюпРгосе88Моёе1ег. - Екатеринбург: Урал, 2015. - 80 с.
2. Вендров А.М. Методы и средства моделирования бизнес-процессов // Информационный бюллетень «1е11пЮ». - 2004. - №10. - 137 с.
3. Данилова Т.В., Никитина А.А., Щербакова К.Н., Щербаков С.М. Разработка и внедрение программного комплекса формирования учебной документации // Интеллектуальные ресурсы - региональному развитию. - 2016. - Т. 2. № 1. - С. 37-41.
4. Карпычев В.Ю. Методология ГОЕЕ1Х и программный продукт ERWin: Учебно-методическое пособие. - Нижний Новгород: ННГУ им. Н.И. Лобачевского,
2007. - 23 с.
5. Королева И.Ю., Влазнева Д.Г. Автоматизация процесса разработки УМКД кафедры вуза // Молодой учёный. - 2012. - № 3, т. I. - с. 92-95.
6. Корчуганова М.А., Сырбаков А.П. Основные задачи автоматизации разработки учебно-методический комплекса дисциплины // Система федеральных образовательных порталов. Информационно-коммуникационные технологии в образовании,
2008. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.ict.edu.ru/vconf/files/11252.pdf.
7. Космачëва И.М., Квятковская И.Ю., Сибикина И.В. Автоматизированная система формирования рабочих программ учебных дисциплин // Вестн. Астрахан. гос. техн. ун-та. Сер. управление, вычисл. техн. Информ. - 2016. - № 1. - С. 90-97.
8. Мирошниченко И.И. Структура и содержание образовательных процессов в вузе как основа обеспечения качества подготовки выпускников // Инновации в науке, образовании и бизнесе - 2012: Труды 10-й Международной научной конференции (Калининград, КГТУ, октябрь 2012 г.). Часть 2. - Калининград: КГТУ, 2012. - С. 167170.
9. Щербаков С.М. Программная система автоматизированного формирования учебно-методической документации УМКА // Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ. № 2017617386. - М.: Роспатент, 2017.
10. Щербаков С.М., Клименко А.А., Самарская М.В. Имитационное моделирование учебно-методической деятельности в вузе // Труды Восьмой всероссийской научно-практической конференции «Имитационное моделирование. Теория и практика» (ИММОД-2017) (г. Санкт-Петербург, 18-20 октября 2017 г.). - СПб.: Изд-во ВВМ, 2017. - С. 565-570.
УДК 004.514
Компаниец Виталий Сергеевич,
доцент, кандидат технических наук, доцент, Лызь Александр Евгеньевич,
доцент, кандидат технических наук, доцент
СИСТЕМА ЭЛЕМЕНТОВ ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКОГО ОПЫТА И ЕЕ ПРИМЕНЕНИЕ В ПОДГОТОВКЕ IT-СПЕЦИАЛИСТОВ
Россия, г. Таганрог, Институт компьютерных технологий и информационной безопасности Южного федерального университета, e-mail: [email protected]
Аннотация: Кратко описан опыт выстраивания в целостную систему слабо-формализованных процедур исследования пользовательского опыта в задаче проектирования интерфейса программных продуктов. В основе системы концептуальная модель элементов пользовательского опыта Дж. Гарретта, дополненная конкретными формализованными процедурами и инструментальными методами окулографии и электроэнцефалографии.