Научная статья на тему 'Взаимосвязь информационно-коммуникационных и инновационных педагогических технологий в процессе подготовки специалистов экономического профиля'

Взаимосвязь информационно-коммуникационных и инновационных педагогических технологий в процессе подготовки специалистов экономического профиля Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
142
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лебедева Т. Н.

В статье представлена взаимосвязь информационно-коммуникационных и инновационных педагогических технологий, в частности кейс-метода, в процессе подготовки специалистов экономического профиля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь информационно-коммуникационных и инновационных педагогических технологий в процессе подготовки специалистов экономического профиля»

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИИ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫХ ДИСЦИПЛИН

в шаблоне отчета, при необходимости делает нужные вычисления, сравнения и затем, анализируя полученные данные, формулирует вывод.

С помощью конструкторской среды «1С: Математический конструктор» разработаны также учебные модули по алгебре и геометрии, проходящие в настоящее время апробацию в нашем лицее. Работа с динамическими моделями, входящими в состав модуля, концентрирует внимание, развивает сообразительность, тренирует логическое мышление учащегося. Методически ценными являются задания, связанные с формированием умения анализировать условия и прогнозировать решение задачи. С дидактической точки зрения представляют интерес задания, систематизированные по уровням сложности, что удобно для организации дифференцированной групповой работы учащихся на уроке. Кроме того, большое количество заданий, не связанных напрямую с темами уроков по программе средней школы, позволяют использовать данные модули во внеурочной работе — для организации факультативных, кружковых занятий, элективных курсов.

Опыт использования ЭОР в процессе обучения математике в нашем лицее еще раз подтвердил, что интерактивные средства обучения играют большую роль в образовательном процессе: предоставляют уникальную возможность для самостоятельной творческой и исследовательской деятельности учащихся. Ученики действительно получают возможность учиться на основе собственной деятельности: можно самостоятельно провести лабораторную или практическую работу по математике и тут же проверить свои знания, что повышает интерес учащегося к предмету и мотивирует на его активное изучение.

Список использованных источников

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Ьйр://§1агЛг1е4г.ги/са1а^.а8рх?Са1а1о§У=2587

2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Шр://§1а^аг1.еЛи.ги/са1а^.а8рх?Са1а^И=6400

3. 1С: Математический конструктор 4.5 http://obr.1c.ru/product.jsp?id=781

Т. Н. Лебедева

Йошкар-Олинский строительный техникум, г. Йошкар-Ола

Взаимосвязь информационно-коммуникационных

И ИННОВАЦИОННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ

В статье представлена взаимосвязь информационно-коммуникационных и инновационных педагогических технологий, в частности кейс-метода, в процессе подготовки специалистов экономического профиля.

В современных условиях для подготовки бухгалтеров и экономистов не подходит классическая традиционная форма обучения, включающая в себя лекции как форму передачи знаний, семинарские занятия и экзамены как формы контроля знаний. Методы заучивания и воспроизведения информации не требуются в реальной профессиональной деятельности бухгалтера. Необходимо готовить выпускников к тем формам работы, которые встречаются в профессиональной практике, формировать у них экономическое мышление, навыки принятия решений, наблюдения и анализа ситуаций, развивать лидерские и коммуникативные способности.

В ФГОС третьего поколения значительно увеличены нормативы времени, отведенного на практическое обучение и самостоятельную работу студентов. Новые условия предполагают значительную индивидуализацию учебного процесса при активной позиции личности студента в процессе учения. При этом возникает необходимость овладения специалистом новыми информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ) — важнейшим в современных условиях всеобщей информатизации аспектом информационной культуры. Используя ИКТ, можно повысить качество научно-методического обеспечения организации исследовательской деятельности студентов, доступность к образовательным ресурсам. Такими возможностями обладают кейс-технологии, позволяющие осуществлять интерактивное взаимодействие преподавателей и обучающихся. Эта технология представляет собой синтез проблемного обучения, ИКТ, метода проектов.

С методической точки зрения кейс — это специально подготовленный учебный материал, содержащий структурированное описание ситуаций, заимствованных из реальной практики бизнеса.

Организация самостоятельной работы группы студентов с применением кейс-метода делится на несколько этапов:

1. Представление кейса преподавателем.

2. Индивидуальное изучение кейса каждым студентом в группе.

3. Разработка вариантов индивидуальных решений.

4. Обсуждение вариантов индивидуальных решений в каждой подгруппе, дискутирование.

5. Оценивание результатов работы студентов над кейсом.

На первом этапе работа студентов состоит в знакомстве с ситуационной задачей. Студенты самостоятельно анализируют содержание кейса, выписывая при этом цифровые данные и другую информацию. На данном этапе весьма удачным является представление материала в виде видео-роликов, в которых мотивацию к решению производственной ситуации задает специалист-бухгалтер, используя профессиональную терминологию.

На втором этапе происходит формирование рабочих подгрупп до 3-5 человек. Преподаватель озвучивает основные организационные моменты: сроки работы в микрогруппе, критерии оценивания, способ представления решений кейса (устное сообщение, презентация), тип дискуссии. Данные организационные моменты можно эффективно представить в виде презентации MS Power Point.

На третьем этапе студенты в группах самостоятельно находят варианты решения обозначенных проблем. Для этого они используют имеющиеся знания по проблеме, изучают дополнительную литературу, а также осуществляют поиск информации в сети Интернет.

На четвертом этапе студенты представляют свои варианты решения задач либо в виде устных сообщений, либо в виде презентации. Далее происходит дискуссия, в ходе которой студенты отвечают на возникающие вопросы, оппонируют друг другу.

На заключительном этапе эксперты из числа студентов дают отзыв о работе микрогрупп с учетом правильности и оригинальности принятого решения проблемы, содержания заданных вопросов, качества выполненной практической работы. Преподаватель подводит итоги, выставляет оценки в соответствии с установленными критериями.

Занятия в форме «кейс-стади» неизменно вызывают интерес у студентов, позволяют иллюстрировать, обогатить теоретический материал по экономическим дисциплинам. Кроме того, в процессе решения кейса повышается компьютерная грамотность студента, так как четко прослеживается взаимосвязь педагогической технологии с ИКТ. Это проявляется при использовании стандартного программного обеспечения, технических устройств (компьютера, оргтехники, цифровой техники), поиске информации в Интернете, сетевом взаимодействии. Показателем информационной компетентности становится создание новых информационных продуктов (проектов, отчетов, презентаций).

Такой тандем инновационных педагогических технологий и ИКТ дает неоспоримый эффект в обучении специалистов и позволяет достичь высоких результатов в обучении.

Таким образом, информационно-коммуникационные и инновационные педагогические технологии помогают решать многие педагогические задачи, предоставляют совершенно новые возможности для творчества, приобретения и закрепления профессиональных навыков, позволяют реализовать инновационные формы и методы обучения.

Р. И. Кашапов, Э. Ш. Шамсувалеева

Поволжская государственная академия физической культуры спорта и туризма,

г. Казань

Дидактические проблемы учебных занятий

С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ

Существует потребность создания единой теории, раскрывающей дидактические возможности применения электронных образовательных ресурсов (ЭОР). Необходима система слежения за выполнением гигиенических норм при использовании электронных образовательных ресурсов (ЭОР), которые должны быть регламентированы по времени, содержанию, соответствуют стандарту, учебной и рабочей программам. Создавать их должны специалисты-программисты вместе с учителем или преподавателем вуза.

Компьютер стал частью естественного окружения и атрибутом учебного процесса. Но использование ЭОР на занятии не является залогом успешности этого занятия.

Использование электронных пособий позволяет существенно повысить наглядность излагаемого материала, привлечь внимание учащихся к изучаемой теме, но то, что ЭОР делают учебный процесс интересным, еще не говорит о том, что они делают его в той же степени и эффективным. Любое средство, используемое в учебном процессе, является лишь одним из компонентов дидактической системы наряду с другими ее звеньями: целями, содержанием, формами, методами, деятельностью педагога и деятельностью обучающегося. Все эти звенья взаимосвязаны.

Использование ЭОР в учебном процессе зачастую становится самоцелью. Нет единой обобщающей теории, раскрывающей дидактические возможности применения ЭОР.

Авторами разработаны комплексы ЭОР, которые апробированы как в преподавании школьного курса биологии, так и в преподавании биологии, биохимии и экологии в Поволжской академии физической культуры, спорта и туризма. Личный опыт работы авторов позволяет предложить для обсуждения гигиенический аспект

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.