Научная статья на тему 'ВЗАИМОСВЯЗЬ ГРЕКО-БОЛГАРСКОЙ СХИЗМЫ (1872-1945) И РУССКОЙ АВТОКЕФАЛИИ 1448 ГОДА В ИСТОРИЧЕСКОМ СУЩЕСТВОВАНИИ'

ВЗАИМОСВЯЗЬ ГРЕКО-БОЛГАРСКОЙ СХИЗМЫ (1872-1945) И РУССКОЙ АВТОКЕФАЛИИ 1448 ГОДА В ИСТОРИЧЕСКОМ СУЩЕСТВОВАНИИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
63
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРЕКО-БОЛГАРСКАЯ СХИЗМА (1872-1945) / АВТОКЕФАЛИЯ / КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИЙ ПАТРИАРХАТ / РУССКАЯ ЦЕРКОВЬ / БОЛГАРСКАЯ ЦЕРКОВЬ / ЕВХАРИСТИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ / ПОМЕСТНЫЕ ЦЕРКВИ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Шагимов Михаил Николаевич

События Греко-болгарской схизмы (1872-1945) и становления автокефалии Русской Церкви, в своём сравнении являются параллельными. Взаимосвязь данных исторических явлений, напрямую связана с ролью Константинопольского Патриархата. Что в первом, что во втором случае, долгое время, Болгарская и Русская Церкви находились вне евхаристического общения. Несмотря на то, что предпосылки становления данных Поместных Церквей, имеют в себе разные характерные признаки, - это не уменьшает их аналогию в вопросе изучения предоставления автокефалий. В ходе многих событий, как внутрицерковных, так и внешнеполитических, Болгарской и Русской Церкви удалось наладить диалог с Константинопольским Патриархатом. Возможность диалога заключалась в признании независимости двух выше названных Церквей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RELATIONSHIP OF THE GREEK-BULGARIAN SCHISM (1872-1945) AND THE RUSSIAN AUTOCEPHALY OF 1448 IN HISTORICAL EXISTENCE

The events of the Greek-Bulgarian Schism (1872-1945) and the formation of the autocephaly of the Russian Church are parallel in their comparison. The interrelation of these historical phenomena is directly related to the role of the Patriarchate of Constantinople. In the first case, and in the second, for a long time, the Bulgarian and Russian Churches were outside the Eucharistic communion. Despite the fact that the prerequisites for the formation of these Local Churches have different characteristic features, this does not reduce their analogy in the issue of studying the provision of autocephaly. During many events, both internal and external, the Bulgarian and Russian Churches managed to establish a dialogue with the Patriarchate of Constantinople. The possibility of dialogue was the recognition of the independence of the two above-mentioned Churches.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОСВЯЗЬ ГРЕКО-БОЛГАРСКОЙ СХИЗМЫ (1872-1945) И РУССКОЙ АВТОКЕФАЛИИ 1448 ГОДА В ИСТОРИЧЕСКОМ СУЩЕСТВОВАНИИ»

УДК 27-75

Шагимов Михаил Николаевич, магистрант 2 курса Белгородской православной духовной семинарии (с миссионерской направленностью), Россия, г. Белгород

Взаимосвязь греко-болгарской схизмы (1872-1945) и Русской автокефалии 1448 года в историческом существовании

Аннотация: События Греко-болгарской схизмы (1872-1945) и становления автокефалии Русской Церкви, в своём сравнении являются параллельными. Взаимосвязь данных исторических явлений, напрямую связана с ролью Константинопольского Патриархата. Что в первом, что во втором случае, долгое время, Болгарская и Русская Церкви находились вне евхаристического общения. Несмотря на то, что предпосылки становления данных Поместных Церквей, имеют в себе разные характерные признаки, - это не уменьшает их аналогию в вопросе изучения предоставления автокефалий. В ходе многих событий, как внутри-церковных, так и внешнеполитических, Болгарской и Русской Церкви удалось наладить диалог с Константинопольским Патриархатом. Возможность диалога заключалась в признании независимости двух выше названных Церквей.

Ключевые слова: Греко-болгарская схизма (1872-1945), автокефалия, Константинопольский Патриархат, Русская Церковь, Болгарская Церковь, евхаристическое общение, Поместные Церкви.

Shalimov Mikhail Nikolaevich, 2th year master's student Belgorod Orthodox Theological Seminary (with a missionary focus),

Russia, Belgorod

The relationship of the Greek-Bulgarian Schism (1872-1945) and the Russian autocephaly of 1448 in historical existence

ВЗАИМОСВЯЗЬ ГРЕКО-БОЛГАРСКОЙ СХИЗМЫ (1872-1945) И РУССКОЙ АВТОКЕФАЛИИ 1448 ГОДА В ИСТОРИЧЕСКОМ СУЩЕСТВОВАНИИ

Abstract: The events of the Greek-Bulgarian Schism (1872-1945) and the formation of the autocephaly of the Russian Church are parallel in their comparison. The interrelation of these historical phenomena is directly related to the role of the Patriarchate of Constantinople. In the first case, and in the second, for a long time, the Bulgarian and Russian Churches were outside the Eucharistic communion. Despite the fact that the prerequisites for the formation of these Local Churches have different characteristic features, this does not reduce their analogy in the issue of studying the provision of autocephaly. During many events, both internal and external, the Bulgarian and Russian Churches managed to establish a dialogue with the Patriarchate of Constantinople. The possibility of dialogue was the recognition of the independence of the two above-mentioned Churches.

Key words: Greek-Bulgarian Schism (1872-1945), autocephaly, Patriarchate of Constantinople, Russian Church, Bulgarian Church, Eucharistic Communion, Local Churches.

Анализируя события периода Греко-болгарской схизмы и становления автокефалии Русской Церкви, мы должны обратить внимание на те факторы и условия, которые подтолкнули к данным необратимым процессам.

Всматриваясь в исторические корни проблемы Болгарского Экзархата, мы видим проблему в том, что административный центр София - ранее был патриаршей областью. Ввиду военных поражений и неудач Болгарского Царства - Патриархат ликвидируется распоряжением византийского императора. Впоследствии, находясь под игом Византии, а затем и Османской империи - Болгарская Церковь, находится под омофором Вселенского Патриархата. Интересно то, что в течение нескольких столетий происходят попытки воссоздания первоначальной независимой Болгарской Церкви. Созданные под эгидой национально-патриотического движения, Тырновский Патриархат и Охридская архиепископия, утрачивают свою независимость. Утрата независимости связана с нежеланием турецких султанов, иметь в своих колониях, структуры - призывавшие к свободе и суверенитету. Лишь события XIX столетия в корне меняют обстановку и позволяют правительству Османской империи идти на уступки болгарским архиереям. Несмотря на готовность правительства предоставить независимость Болгарской Церкви, -сопротивление встречает позиция Константинопольского Патриархата. В результате расхождения позиций турецких властей и иерархов Константинопольского Патриархата, приводят к многолетнему разделению между двумя Поместными

- ВЗАИМОСВЯЗЬ ГРЕКО-БОЛГАРСКОЙ СХИЗМЫ (1872-1945) И

РУССКОЙ АВТОКЕФАЛИИ 1448 ГОДА В ИСТОРИЧЕСКОМ СУЩЕСТВОВАНИИ

234

Церквями. По большому счёту, эти разделения имели негативное влияние на ход развития остальных Поместных Церквей.

Рассмотрев причины Греко-болгарской схизмы (1872-1945), стоит рассмотреть и краткую историческую справку событий самой схизмы. И на основании её обзора, рассмотреть данную ситуацию в контексте формирования автокефалии Русской Церкви в 1448 году.

Внутренние противоречия в Османской империи, выражавшиеся в патриотических настроениях, по поводу независимости стран Балканского полуострова от османского ига, - позволяют и формированию идеи об утверждении автокефальной Церкви на данных территориях. Говоря о Болгарии, здесь стоит указать о политических событиях XIX века, спровоцировавших выработку идеи своей независимости. Постоянные акции в поддержку сепаратизма убеждают Османскую империю изменить политику по отношению к захваченным ранее - территориям. Принятый правительством Танзимат порождает надежду на улучшение внутренней обстановки в стране. Слово «Танзимат» используется в научной литературе для обозначения явления исторического масштаба - процесса радикальной модернизации архаичной структуры османского общества. Применительно к истории болгарского народа эпохи национального Возрождения изучение этого и без того исключительно сложного и многогранного явления приобретает особую специфику» [5, с. 121]. В результате реформ и военных кампаний Османской империи против России происходит окончательное освобождение болгарского народа от гнёта мусульманского владычества.

Говоря о роли Российской империи в народно-освободительном движении стран Балканского полуострова, мы понимаем, что «главное историческое значение этой войны состояло в том, что она положила конец пятивековому османскому владычеству на Балканах и стала Освободительной в полном величии этого слова. В судьбах народов Балканского полуострова — болгар, сербов, боснийцев, черногорцев, румын — она сыграла исключительную роль» [2, с.55]. Говоря о важности Русско-турецкой войны (1877-1878) в освободительной роли стран Балканского полуострова против Османской империи, стоит отметить то, что основным поводом данного события, стало - угнетение православных христиан, проживающих на данной территории. Поводом к участию Российской империи к освободительной войне, стали события Боснийско-герцеговинского и Апрельского восстания в Болгарии, в 1875 году. Во время подавления восстаний турками-османами использовались методы разного рода средств, включая и яростную

- ВЗАИМОСВЯЗЬ ГРЕКО-БОЛГАРСКОЙ СХИЗМЫ (1872-1945) И

РУССКОЙ АВТОКЕФАЛИИ 1448 ГОДА В ИСТОРИЧЕСКОМ СУЩЕСТВОВАНИИ

235

жестокость по отношению к бунтующим. Именно поэтому Российская империя и заступилась за братские славянские народы. В ходе боевых действий и в результате подписания заявлений во время Берлинского конгресса удалось добиться признания Турцией своего военно-политического поражения. Поражение заключалось в том, что была признана независимость Болгарии; а также признание Турцией увеличения территорий Черногории, Сербии, Молдавии и Валахии.

Политическая составляющая Греко-болгарской схизмы рассмотрена. Говоря о внутри-церковной обстановке, мы видим эту проблему в нежелании Константинопольского Патриархата идти на уступки - архиереям Болгарской Церкви. Нежелание вести диалог с духовенством Болгарии побуждают епископат идти на крайние и рискованные шаги. Предпринимается попытка создания унии с Римско-Католической Церковью. Она оканчивается неудачно и скорым временем вовсе ликвидируется. Желание российских дипломатов повлиять на данную ситуацию каким-либо образом позволяют смягчить обстановку. Предпринимается попытка созыва Вселенского собора по данному вопросу. Но разногласия в целесообразности проведения такого мероприятия не позволяют его провести. Это наводит на мысль болгарских епископов: самочинно выйти из подчинения Константинопольскому патриарху и получить независимость от правительства Османской империи. Изданный в 1870 году фирман «наделил включающих в себя, болгарские епархии, следующие положения: образуется особый церковный округ под официальным названием Болгарского экзархата, экзарх назначается султанским бератом, в экзархат входят 14 епархий, 1 округ и 1 уезд, церковь св. Богородицы в Филиппополе (Пловдиве) также предоставляется экзархату, число епархий может увеличиваться подачей голосов населения» [1, с. 2]. Примечательно то, что Порта не пошла в прямое противостояние с греческими архиереями. Важным условием становится то, что «Экзархату предлагалось поминать Константинопольского Патриарха за богослужением, ставить его в известность о своих решениях и получать для своих нужд святое Миро в Константинополе и проч.» [7, с.6-9].

Такого рода, действия не могли не остаться без реакции Константинопольского Патриархата. Сразу же по предоставлению данного фирмана созывается Синод Константинопольского Патриархата, признавший данные действия незаконными и антиканоническими. Спустя небольшой промежуток времени, Вселенский патриарх Анфим VI инициирует созыв собора с участием предстоятелей и представителей древнейших восточных кафедр: Александрийской, Антиохийской, Иерусалимской и Кипрской. Участие в совещании приняли и представители но- РАЗДЕЛ IV. ЛЕТОПИСЬ СОБЫТИЙ БЕЛГОРОДСКОЙ

ПРАВОСЛАВНОЙ ДУХОВНОЙ СЕМИНАРИИ (С МИССИОНЕРСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТЬЮ (ИЮЛЬ-ДЕКАБРЬ 2022 ГОДА)

236

вообразованной Элладской Православной Церкви. Решением Константинопольского собора стало: «Приемлющих филетисм и дерзающих основывать на нём племенные сборища, мы провозглашаем, согласно священным канонам, чуждыми единой святой, кафолической и апостольской церкви или, что то же, схизматиками» [4, с.735]. Это в свою очередь послужило поводом для существования Греко-болгарского раскола, вплоть до 1945 года.

События, послужившие утверждению раскола между двумя Церквями, являются не единственными в историческом контексте. Проблема отделения Русской Церкви из состава Константинопольского Патриархата в середине XV столетия - долгое время оставалась неразрешенной. Лишь старания московской знати послужили налаживанию отношений между двумя центрами религиозной жизни: Константинополем и Москвой. Старания заключались в продвижении идеи о создании в Русской Церкви - патриархата. В результате, в 1589 году, Константинопольский патриарх признал в лице предстоятеля Русской Церкви - патриарха Московского и всея Руси.

Но вопрос расхождения между Константинополем и Русью не был одномоментным явлением. Невзирая на то, что признание Константинополем - условий Ферраро-Флорентийской унии - всё же не является ключевым положением, способствовавшим становлению автокефалии Русской Церкви. Главной причиной является нежелание русских князей видеть во главе Русской Церкви митрополита греческого происхождения. На это указывают все события русской истории, включая период Древнерусского государства и периода феодальной раздробленности. Стоит упомянуть события XI века, когда спустя непродолжительное время после христианизации Киевской Руси, был поставлен первый русский митрополит Иларион, известный своей торжественной речью - «Словом о законе и благодати» - общеизвестным памятником Древнерусской литературы.

Сложные события в истории Российского государства, связанные с установлением монголо-татарского ига, - возводят Церковь в ранг института, отстаивающего национальные интересы страны. Для Московской Руси середины XV столетия ключевыми моментами для установления централизованного государства являлись: независимость от Золотой Орды, и придание Русской Церкви - автокефального статуса. Поворотным событием в вопросе необходимости отделения от Константинополя стало не утверждение рязанского епископа Ионы в ранге митрополита Киевского. «После посещения Константинополя, в 1437 году Иона возвратился на Русь, но не митрополитом, как ожидалось, а все тем же рязанским

- ВЗАИМОСВЯЗЬ ГРЕКО-БОЛГАРСКОЙ СХИЗМЫ (1872-1945) И

РУССКОЙ АВТОКЕФАЛИИ 1448 ГОДА В ИСТОРИЧЕСКОМ СУЩЕСТВОВАНИИ

237

епископом в свите нового предстоятеля Русской Церкви митрополита Исидора»

[3].

Авантюра Константинополя, связанная с унией, требовала лояльного отношения со стороны самой крупной митрополии - Русской. Для продвижения такой идеи требовалось назначение на Киевский митрополичий престол - кандидата греческого происхождения. В результате митрополит Киевский Исидор безоговорочно признал итоги унии со стороны Русской Церкви. Такое пренебрежительное отношение к Православной Церкви и предательство основополагающих положений вероучения - вынуждает епископат изгнать митрополита-грека и объявить об избрании нового предстоятеля. В правомерности данного действия говорят святые каноны. Согласно 15 правилу Двукратного Собора 861 г. - «Епископы известной церкви должны быть в единении с ее предстоятелем и поминать его имя за богослужением, но если он будет осужден Собором за ересь, они не только могут, но и должны порвать всякое общение с ним» [8, с. 796]. Результатами собора епископов Русской Церкви стали: избрание нового митрополита Ионы и провозглашение автокефалии.

Вопрос признания данных действий русских иерархов Константинополем в церковной науке остаётся малоизученным. Это связано с отсутствием источников по данной проблеме. Известно, что в «Сказании о Спасо-Каменном монастыре» Паисия (Ярославова), говорится о скором восстановлении отношений между двумя сторонами. Падение Константинополя в 1453 году и избрание первого патриарха православного вероисповедания послужили нормализации отношений между Константинополем и Московским государством. Признание автокефалии, долгое время являлся местом споров. Прежде всего предстоятели Константинопольского Патриархата утверждали, что территория Руси есть каноническая территория Вселенского патриарха. Но это не встречало поддержки ни у духовенства, ни у московских князей.

Желание наладить отношения с Москвой для греческих иерархов заключалось в поддержании их бедственного положения, обусловленного ограниченными возможностями архиереев в мусульманской стране. Прося милостыню от московских князей, греческие иерархи, тем самым, ещё считали Московского митрополита - Киевским, в составе Константинопольского Патриархата. Ведь митрополит Исидор так и оставался для греческих епископов - каноническим главой Русской Церкви. В 1458 году происходит разделение Русской митрополии на два центра влияния: Московскую (независимую) и Киевскую, «вставшую в бо-

- ВЗАИМОСВЯЗЬ ГРЕКО-БОЛГАРСКОЙ СХИЗМЫ (1872-1945) И

РУССКОЙ АВТОКЕФАЛИИ 1448 ГОДА В ИСТОРИЧЕСКОМ СУЩЕСТВОВАНИИ

238

лее тесную зависимость от Константинополя, чем в какой стояла Московская до своего отделения. Этого потребовали особенные условия Киевской митрополии, как еще новой и не утвердившейся, ввиду опасностей со стороны католиков» [9].

Ситуация, связанная с признанием автокефалии Русской Церкви Константинополем, будет оставаться неразрешённой вплоть до 1589 года - времени установления патриаршества на Руси. Благодаря действиям Бориса Годунова, Константинопольский патриарх Иеремия II признает патриаршее достоинство епископа первопрестольного города Москвы и тем самым посчитает Русскую Церковь независимой и автокефальной. В течение нескольких лет данное решение было подтверждено остальными предстоятелями Восточных Православных Церквей. Известно, что «Собор 1590 года, состоявшийся в Константинополе при участии Предстоятелей Константинопольской, Антиохийской и Иерусалимской Церквей, утвердил «хрисовул» - уложенную грамоту Патриарха Иеремии о поставлении в Москву Патриарха. Русскому Первосвятителю указано было пятое по чести место после восточных Патриархов» [6, с. 12].

На фоне исторического обзора проблем, связанных с легитимностью автокефалии, стоит найти сходство, а также определить отличия друг от друга ситуаций в Болгарской и Русской Православных Церквях. Относительно Болгарской Православной Церкви стоит указать тот факт, что ещё в столетиях существовала автокефальная Болгарская Церковь, которая также утратила свою независимость по политическим мотивам. Более того, выше было сказано о существовании и в последующие века - автокефальных Церквей: Тырновского Патриархата и Ох-ридской архиепископии. События XIX века имеют как и религиозный характер, так и политический. Политический характер связан с желанием болгарского народа освободиться от турецкого владычества и, тем самым, существовать в независимом государстве, в котором имеется автокефальная Церковь. Нежелание греческих иерархов пойти на компромисс с болгарскими епископами приводят к филетизму.

В отношении ситуации, послужившей становлению автокефалии Русской Церкви, имеется как государственная, так и религиозная идеология. Желая объединить разрозненные княжеские земли Древнерусского государства, Московское княжество идёт в противовес установкам, которые были навязаны русским городам. Борьба с монголо-татарским игом порождает мысль о существовании могучего единого государства под названием - Русское Царство. Поэтому в едином государстве Церковь должна являться независимой. События Ферраро-Флорен-

- ВЗАИМОСВЯЗЬ ГРЕКО-БОЛГАРСКОЙ СХИЗМЫ (1872-1945) И

РУССКОЙ АВТОКЕФАЛИИ 1448 ГОДА В ИСТОРИЧЕСКОМ СУЩЕСТВОВАНИИ

239

тийской унии поспособствовали провозглашению автокефалии Русской Церкви, не нарушая принципов получения автокефалии.

Рассматривая способы разрешения данных проблем, видно, что главной проблемой во взаимоотношениях Православных Церквей является позиция Константинопольской Церкви, не желавшей идти на диалог с конфликтующей стороной. Как и для Русской Церкви середины XV века, так и для Болгарской Православной Церкви середины XIX-XX вв., ключевым моментом в разделении является позиция Вселенского Патриархата. Касательно различий получения своей независимости в Русской Церкви необходимо отметить, что это не связано с жёсткими санкциями со стороны греческих иерархов. В отношении Болгарской Церкви ситуация прослеживается крайне печальным образом. Благодаря лишь усиленным действиям со стороны прочих Поместных Православных Церквей (в частности: Русской) удалось разрешить долголетний кризис в отношениях братских Церквей. Признание автокефалии Болгарского Экзархата разрешило проблему схизмы. Спустя непродолжительное время митрополит Софийский, предстоятель Болгарской Церкви, возводится в сан патриарха.

Обобщая всё выше сказанное, видно, что в ходе исторического развития, проблемы признания церковных автокефалий - разрешались. Отчётливо это видно, на признании Константинополем автокефалий Болгарской и Русской Церквей. Для разрешения проблем требуется усиленное действие двух сторон разрешить конфликт. Как в первом, так и во втором случае, ситуация разрешается с помощью осознания Вселенского Патриархата. Наличие тёплых и взаимно-доверительных отношений в семье Поместных Православных Церквей есть фактор того, что Церковь «единая, Святая Соборная и Апостольская». Именно, поэтому конфликты внутри отношений между Церквями, наносят раны всему православному миру. Что отчётливо видно на сегодняшних взаимоотношениях Русской Православной Церковью с рядом других Поместных Православных Церквей, осознанно отвергших церковные каноны, и трактующих в выгоду политической конъюнктуре.

Литература

1. Венедиктов В.Ю. К проблеме этнофилетизма: исторический очерк. Часть II. [Электронный ресурс]. - URL: file:///C:/Users/admin/Downloads/k-probleme-etnofiletizma-istoricheskiy-ocherk-chast-ii.pdf (дата обращения: 22.04.2023).

2. Горина Л.В. Русско-турецкая война 1877-1878 гг.: российско-болгарские научные встречи // Вестн. Моск. Ун-та. - М., 2012. - Сер. 8. История, № 5. - С. 51-70.

- ВЗАИМОСВЯЗЬ ГРЕКО-БОЛГАРСКОЙ СХИЗМЫ (1872-1945) И

РУССКОЙ АВТОКЕФАЛИИ 1448 ГОДА В ИСТОРИЧЕСКОМ СУЩЕСТВОВАНИИ

240

3. Лисовой Н.Н. Христианство: Век за веком. Очерки по истории христианской Церкви. [Электронный ресурс]. - URL: https://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_ Lisovoj/hristianstvo-vek-za-vekom-ocherki-po-istorii-hristianskoj-tserkvi/15_4 (дата обращения: 24.04.2023).

4. Макарий (Булгаков), архиеп. Греко-болгарский церковный вопрос и его решение // «Православное Обозрение». 1891. № 11—12. - С 735.

5. Макарова И.Ф. Танзимат и болгары: проблемы историографии // Славяне и Россия: исторический контекст и проблемы историографии. - Москва, 2015. - С. 121-141.

6. Марк (Головков), еп. Церковный протокол. - М.: Изд. совет РПЦ, 2007. -183 с.

7. Пальмов И.С., проф. Болгарская экзархийская церковь: первоначальное и современное ее устройство. [Электронный ресурс]. - URL: https://azbyka. ru/otechnik/Ivan_Palmov/bolgarskaja-ekzarhijskaja-tserkov-pervonachalnoe-i-sovremennoe-ee-ustrojstvo/ (дата обращения: 23.04.2023).

8. Правила Святого Собора Костантинопольского, во храме Св. Апостолов бывший, глаголемого двукратного. //Правила святых Поместных Соборов с толкованиями. - Репр. изд. - Москва : Паломник, Сибирская благозвонница, 2011. -С. 788-865.

9. Смирнов П., прот. История христианской Православной Церкви. [Электронный ресурс]. - URL: https://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/istorija-hristianskoj-pravoslavnoj-tserkvi/42 (дата обращения: 24.04.2023).

ВЗАИМОСВЯЗЬ ГРЕКО-БОЛГАРСКОЙ СХИЗМЫ (1872-1945) И РУССКОЙ АВТОКЕФАЛИИ 1448 ГОДА В ИСТОРИЧЕСКОМ СУЩЕСТВОВАНИИ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.