Научная статья на тему 'РОЛЬ НАЦИОНАЛЬНО-ОСВОБОДИТЕЛЬНЫХ ДВИЖЕНИЙ НАРОДОВ БАЛКАН В ВОПРОСЕ НЕЗАВИСИМОСТИ ЦЕРКВЕЙ ОТ ВЛИЯНИЯ КОНСТАНТИНОПОЛЯ'

РОЛЬ НАЦИОНАЛЬНО-ОСВОБОДИТЕЛЬНЫХ ДВИЖЕНИЙ НАРОДОВ БАЛКАН В ВОПРОСЕ НЕЗАВИСИМОСТИ ЦЕРКВЕЙ ОТ ВЛИЯНИЯ КОНСТАНТИНОПОЛЯ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
49
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОМЕСТНЫЕ ПРАВОСЛАВНЫЕ ЦЕРКВИ / АВТОКЕФАЛИЯ / БАЛКАНСКИЙ ПОЛУОСТРОВ / КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИЙ ПАТРИАРХАТ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЦЕРКВИ / 1870-1880-Е ГГ / СЕРБСКАЯ И РУМЫНСКАЯ ПРАВОСЛАВНЫЕ ЦЕРКВИ / ГРЕКО-БОЛГАРСКАЯ СХИЗМА / ОСВОБОДИТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Шагимов Михаил Николаевич

Середина XIX столетия в истории Поместных Православных Церквей является важной вехой в изучении вопроса предоставления автокефалии. Ввиду внутриполитических потрясений народов Балканского полуострова, направленных на независимость от турецкого господства, православные христиане данных народов решаются на реализацию вопроса независимости национальных церквей от влияния Константинопольского Патриархата. 1870-1880-е гг. - время дарования автокефалии Сербской и Румынской Православным Церквям. Известно, что события в Болгарии приводят к сложным взаимоотношениям между двумя центрами православия: Константинополем и Софией. Ввиду нежелания разрешать болгарский вопрос, епископат Константинопольского Патриархата создаёт сложный прецедент, приведший к греко-болгарской схизме. Рассматриваемые события 1870-х гг. на Балканах показывают важность и необходимость поддержки Церкви своего народа в освободительном процессе. Именно поэтому наличие независимого государства позволяет вернуть народам независимые церкви, ввиду политических событий, утративших автокефалию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF THE NATIONAL LIBERATION MOVEMENTS OF THE PEOPLES OF THE BALKANS IN THE ISSUE OF THE INDEPENDENCE OF THE CHURCHES FROM THE INFLUENCE OF CONSTANTINOPLE

The middle of the XIX century in the history of the Local Orthodox Churches is an important milestone in the study of the issue of granting autocephaly. In view of the internal political upheavals of the peoples of the Balkan peninsula, aimed at independence from Turkish domination, Orthodox Christians of these peoples decide to implement the issue of independence of national churches from the influence of the Patriarchate of Constantinople. The 1870s were the time when autocephaly was granted to the Serbian and Romanian Orthodox Churches. It is known that the events in Bulgaria lead to a complex relationship between the two centers of Orthodoxy: Constantinople and Sofia. Due to the unwillingness to resolve the Bulgarian issue, the Episcopate of the Patriarchate of Constantinople creates a complex precedent that led to the Greek-Bulgarian schism. The events of the 1870s in the Balkans show the importance and necessity of the Church's support of its people in the liberation process. That is why the existence of an independent state makes it possible to return independent churches to the peoples, due to political events that have lost autocephaly.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ НАЦИОНАЛЬНО-ОСВОБОДИТЕЛЬНЫХ ДВИЖЕНИЙ НАРОДОВ БАЛКАН В ВОПРОСЕ НЕЗАВИСИМОСТИ ЦЕРКВЕЙ ОТ ВЛИЯНИЯ КОНСТАНТИНОПОЛЯ»

Научные конференции

УДК 27-75

Шагимов Михаил Николаевич, магистрант 2 курса Белгородской православной духовной семинарии (с миссионерской направленностью), Россия, г. Белгород

Роль национально-освободительных движений народов Балкан в вопросе независимости Церквей от влияния Константинополя

Аннотация: Середина XIX столетия в истории Поместных Православных Церквей является важной вехой в изучении вопроса предоставления автокефалии. Ввиду внутриполитических потрясений народов Балканского полуострова, направленных на независимость от турецкого господства, православные христиане данных народов решаются на реализацию вопроса независимости национальных церквей от влияния Константинопольского Патриархата. 1870-1880-е гг. - время дарования автокефалии Сербской и Румынской Православным Церквям. Известно, что события в Болгарии приводят к сложным взаимоотношениям между двумя центрами православия: Константинополем и Софией. Ввиду нежелания разрешать болгарский вопрос, епископат Константинопольского Патриархата создаёт сложный прецедент, приведший к греко-болгарской схизме.

Рассматриваемые события 1870-х гг. на Балканах показывают важность и необходимость поддержки Церкви своего народа в освободительном процессе. Именно поэтому наличие независимого государства позволяет вернуть народам независимые церкви, ввиду политических событий, утративших автокефалию.

Ключевые слова: Поместные Православные Церкви; автокефалия; Балканский полуостров; Константинопольский Патриархат; национальные церкви; 1870-1880-е гг.; Сербская и Румынская Православные Церкви; греко-болгарская схизма; освободительный процесс.

РОЛЬ НАЦИОНАЛЬНО-ОСВОБОДИТЕЛЬНЫХ ДВИЖЕНИЙ НАРОДОВ БАЛКАН В ВОПРОСЕ НЕЗАВИСИМОСТИ ЦЕРКВЕЙ ОТ ВЛИЯНИЯ КОНСТАНТИНОПОЛЯ

Научные конференции

Shalimov Mikhail Nikolaevich, 2th year master's student Belgorod Orthodox Theological Seminary (with a missionary focus),

Russia, Belgorod

The role of the national liberation movements of the peoples of the Balkans in the issue of the independence of the Churches from the influence of

Constantinople

Abstract: The middle of the XIX century in the history of the Local Orthodox Churches is an important milestone in the study of the issue of granting autocephaly. In view of the internal political upheavals of the peoples of the Balkan peninsula, aimed at independence from Turkish domination, Orthodox Christians of these peoples decide to implement the issue of independence of national churches from the influence of the Patriarchate of Constantinople. The 1870s were the time when autocephaly was granted to the Serbian and Romanian Orthodox Churches. It is known that the events in Bulgaria lead to a complex relationship between the two centers of Orthodoxy: Constantinople and Sofia. Due to the unwillingness to resolve the Bulgarian issue, the Episcopate of the Patriarchate of Constantinople creates a complex precedent that led to the Greek-Bulgarian schism.

The events of the 1870s in the Balkans show the importance and necessity of the Church's support of its people in the liberation process. That is why the existence of an independent state makes it possible to return independent churches to the peoples, due to political events that have lost autocephaly.

Key words: Local Orthodox Churches; autocephaly; Balkan Peninsula; Patriarchate of Constantinople; national Churches; 1870s; Serbian and Romanian Orthodox Churches; Greek-Bulgarian Schism; liberation process.

События, связанные с национально-освободительным движением на Балканском полуострове, являются вехой преодоления турецкого ига и возможностью создания независимого государства. Исходя из исторического контекста, стоит упомянуть, что процессы порабощения Османской империей, территорий славянских государств, непрерывно связан с ликвидацией Византийской империи. Ранее могущественный христианский центр Константинополь был захвачен турками-османами в 1453 году. В «Истории Византийского государства» Г.А. Остро--РОЛЬ НАЦИОНАЛЬНО-ОСВОБОДИТЕЛЬНЫХ ДВИЖЕНИЙ

НАРОДОВ БАЛКАН В ВОПРОСЕ НЕЗАВИСИМОСТИ ЦЕРКВЕЙ ОТ ВЛИЯНИЯ КОНСТАНТИНОПОЛЯ

337

Научные конференции

горского, прослеживается мысль о дальнейшем существовании народов южнославянских государств и Византии в период турецкого ига. Автор отмечает: «В столетия турецкого владычества православная вера стала для греков и южных славян выражением их духовного и этнического своеобразия, она сохранила балканские народы от растворения в турецком потопе и тем самым сделала возможным национально-государственное возрождение» [6, с. 656].

Помимо рабского статуса, жители покорённых территорий угнетались по религиозному признаку. Как известно, Османская империя исповедовала ислам. Именно поэтому правительство негативным образом относилась к христианскому населению. Стремительным ходом, развивалась исламизация славянского населения. Ввиду жёстких условий, установленных турецкой властью, большая часть купцов и землевладельцев, для продвижения по карьерной лестнице, вынужденно принимала ислам. Более того, тяжёлое положение православного населения заключалось и в том, что немалая часть церковных зданий и сооружений были изъяты в государственную собственность или преобразованы в мечети. Часть Поместных Православных Церквей были лишены независимости и вошли в каноническое подчинении Константинопольской Патриархии.

Несмотря на такое стечение обстоятельств, с учётом времени, светская власть Османской империи изменила условия существования христианских народов в лучшую сторону. В частности, был восстановлен Печский Патриархат, а Охрид-ская архиепископия оставалась автономной частью в составе Константинопольской Церкви. Также предстоятели данных Церквей получали широкие права, заключавшихся не только в духовной власти, но и распространении своего влияния в политическом плане. Такое положение дел продолжалось в автономных Церквях Сербии, вплоть до середины XVIII столетия. Касательно участи Печского Патриархата, то по описаниям историка протоиерея Василия Заева, «в 1766 г. султан, по настоянию Константинопольского Патриарха Самуила, отдал распоряжение о полном подчинении Печской Патриархии Константинополю с низведением ее в ранг митрополии» [3]. Вслед за Печским Патриархатом, автономии лишается и Охридская архиепископия, ставшая «в XIX столетии вдохновением верных чад Болгарии на борьбу за восстановление независимости своей Церкви» [7, с. 64].

Попытки обретения независимости славянскими народами происходят, начиная с событий начала XIX века. На территории Сербии происходят два освободительных восстания: 1) 1804-1813; 2) 1815-1817. Результатом второго восстания стало образование княжества Сербия, с наличием своего парламента, конститу-

--РОЛЬ НАЦИОНАЛЬНО-ОСВОБОДИТЕЛЬНЫХ ДВИЖЕНИЙ

НАРОДОВ БАЛКАН В ВОПРОСЕ НЕЗАВИСИМОСТИ ЦЕРКВЕЙ ОТ ВЛИЯНИЯ КОНСТАНТИНОПОЛЯ

338

Научные конференции

ции и правящей династии.

В результате подписания Адрианопольского мирного договора в 1829 году, завершившего русско-турецкую войну 1828-1829 гг., стало возможным подтверждение Османской империей права государств Сербии и Греции на наличие автономии. Спустя непродолжительное время Греция становится независимым государством, а также обретает и автокефальную Церковь, которая впоследствии была подтверждена Константинопольским Патриархатом.

Политические события в соседних странах, не могли не отразиться на внутриполитической обстановке в Болгарии. Ключевым событием, изменившим отношение болгар к обретению своей независимости, становится Крымская война (1853-1856). Несмотря на поражение Российской империи, это событие воодушевило болгарское население на проведение народно-освободительных восстаний в период 1860-1870-х гг. И основным поводом, побудившим народно-освободительное движение, стал религиозный вопрос. В статье М.А. Кадиевой «Рост национально-освободительного движения в Болгарии, Апрельское восстание и российская политика в 1876 - 1877 гг.», приводится следующий факт. Она отмечает: «Стремление болгарского народа к национальному освобождению в полной мере проявилось 15 апреля 1860 г., когда было заявлено о желании добиться создания национальной церкви, не подчиняющейся патриарху Константинопольскому, т. е. автокефалии. Тем самым было положено начало болгаро-греческой церковной распре» [4, с. 27]. Именно болгарские иерархи сподвигли патриотические силы объединиться в борьбе с общим врагом. Касательно Болгарской Церкви, то в отличие от других Поместных Православных Церквей, располагавшихся на Балканском полуострове, ситуация с предоставлением автокефалии доходит до необратимых процессов, разделивших православное население на два лагеря: находящихся в каноническом общении с Константинопольской Патриархией и на устремлённых на необходимости автокефалии Болгарского Экзархата.

Прослеживая ситуацию с Сербской и Румынской Православными Церквями, то здесь прослеживается историческая закономерность, заключающаяся в необходимости наличия автокефальной Церкви. Исходя из ситуаций, произошедших в истории христианской Церкви ранее, мы видим, что становление единого централизованного государства кардинально влияет и на религиозную жизнь. Отчётливо это прослеживается на событиях середины ХУ-конца XVI вв. в Московском государстве. Обретя независимость от монголо-татарского ига и объединив раздробленные территории единого Древнерусское государства, московские князья

--РОЛЬ НАЦИОНАЛЬНО-ОСВОБОДИТЕЛЬНЫХ ДВИЖЕНИЙ

НАРОДОВ БАЛКАН В ВОПРОСЕ НЕЗАВИСИМОСТИ ЦЕРКВЕЙ ОТ ВЛИЯНИЯ КОНСТАНТИНОПОЛЯ

339

Научные конференции

сосредотачивают своё внимание на необходимости иметь автокефальную Церковь, со статусом Патриархата. Впоследствии мы прослеживаем такую закономерность и с ситуациями с обретением других славянских Церквей в XX столетии: Польской, Чешских земель и Словакии.

Говоря об автокефалии Сербской Православной Церкви, то в отличии от Румынской Церкви, она ранее имела автокефалию, но ввиду политических событий независимость данной Церкви была утрачена. События, связанные с Русско-турецкой войной 1877-1878 гг., меняют прежний уклад жизни. С обретением Сербией независимости автокефалию обретает и Церковь. Но условия автокефалии не были в полном смысле слова полноценными. Согласно государственным законам, Церковь в Сербии преобразовывается в государственный орган. Согласно закону «Об органах церковной власти православной веры», деятельность Церкви была ограниченной. Условия ограниченности заключались: в сужении прав Церкви пользоваться недвижимостью; зависимость решений Архиерейского собора от Министерства просвещения и религиозных дел; «выбранный собором новый архиепископ не мог быть хиротонисан, пока не будет утвержден князем» [5, с. 17]. Спустя непродолжительное время, в 1882 году, при избрании нового митрополита Белградского и архиепископа Сербского Феодосия (Мраовича), участвовали не только архиереи, но и светские чиновники. Избрание утверждалось решением короля. Похожая ситуация, с ограничением деятельности Церкви и превращением Её в государственный аппарат, наблюдалась в Российской империи, при формировании нового органа церковного управления - Святейшего Правительствующего Синода, когда светский чиновник в статусе обер-прокурора наблюдал за деятельностью управления Церковью и неукоснительно докладывал об этом государю. Нахождение Сербской Церкви под влиянием королевской власти продолжалось вплоть до установления коммунистического режима, негативно относившегося ко всем религиозным объединениям.

Касательно ситуации с епархиями, находящимися на территории современной Румынии, то в отличии от других завоёванных православных народов румыны имели право свободно исповедовать православную веру. Такая свобода заключалась в открытии храмов и монастырей; проведении Соборов; свободе проведения богослужений. Но исходя из исторических реалий, румынские епархии, в результате русско-турецких войн XVIII века, перешли под контроль Святейшего Правительствующего Синода. Греческая война за независимость меняет обиходный уклад жизни. В результате румынский господарь получил право избрания

--РОЛЬ НАЦИОНАЛЬНО-ОСВОБОДИТЕЛЬНЫХ ДВИЖЕНИЙ

НАРОДОВ БАЛКАН В ВОПРОСЕ НЕЗАВИСИМОСТИ ЦЕРКВЕЙ ОТ ВЛИЯНИЯ КОНСТАНТИНОПОЛЯ

340

Научные конференции

от местного самоуправления. Освободительный процесс, активно начавшийся в 1850-е гг., приводит к образованию независимого королевства Румыния. Непосредственную роль в данном движении имела деятельность Российской империи, начавшую военную компанию против Османской империи, с целью освобождения братских славянских народов.

Освободительный процесс в молдавских и валашских территориях напрямую влиял и на церковную ситуацию. По описаниям В. Буреги, зафиксированных в научной публикации «История Румынской Церкви: церковный аспект», «в 1865 году под давлением светской власти без предварительных переговоров с Константинополем была провозглашена автокефалия Румынской Церкви. Управление ею было вверено Генеральному Национальному Синоду, в состав которого входили все епископы, а также по три депутата от духовенства и мирян каждой епархии» [2]. Но противостояние с Константинопольским Патриархатом продолжалось недолго. Итоги Берлинского конгресса 1878 года, закрепившего итоги Русско-турецкой войны 1877-1878 гг., оказали существенное влияние на позицию Константинопольского Патриархата в вопросе признания автокефалии Румынской Церкви. Первоначально условия автокефалии заключались в праве Константинополя на миротворение румынским приходам. Но данный пункт не устраивал румынских епископов. В результате «в 1885 г. Румынская православная церковь была признана Константинопольским патриархом Иоакимом IV автокефальной, в 1925 г. она провозглашена Патриархатом» [1, с. 44].

Иного рода ситуация складывалась в болгарских епархиях. Как ранее нами было подчёркнуто, особую роль в национально-освободительном подъёме болгарского населения играли епископат и духовенство. Также их выступления были направлены и на возможность предоставления независимости от Константинопольской Православной Церкви. Во время проведения собора 1858 года, под председательством Вселенского патриарха Кирилла VII, болгарские архиереи выдвинули следующие условия: «избрание архиереев в епархиях, на местах; знание архиереями национального языка, установление им жалованья» [2]. В результате, данные требования были отвергнуты, что подтолкнуло болгарских епископов на разрыв с Константинополем. Разрыв заключался в прекращении поминовения Вселенского патриарха за богослужением. Несмотря на то, что предстоятель Константинопольской Церкви пошёл на небольшие уступки, должного результата в прекращении волнений среди болгарского духовенства это не дало. Видя опасную ситуацию, связанную с деятельностью болгарских епископов, турецкое

--РОЛЬ НАЦИОНАЛЬНО-ОСВОБОДИТЕЛЬНЫХ ДВИЖЕНИЙ

НАРОДОВ БАЛКАН В ВОПРОСЕ НЕЗАВИСИМОСТИ ЦЕРКВЕЙ ОТ ВЛИЯНИЯ КОНСТАНТИНОПОЛЯ

341

Научные конференции

правительство (Порта) в самостоятельном порядке образовывает Болгарский Экзархат с правами широкой автономии. Единственными условиями, ограничивающих полную независимость от Вселенского патриарха, являлись: поминовение предстоятеля за богослужением; получение мира от Константинополя.

Одностороннее предоставление автономии и статуса экзархата турецкой Пор-той болгарским епархиям, без резолюции епископата Вселенского Патриархата, побуждает последних на решительные действия, приведшие к расколу в мировом православии.

Избранный экзархом решением Первого Болгарского церковно-народного Собора, митрополит Видинский Анфим (Чалыков) не был утверждён в данном должности Вселенским патриархом Григорием VI. Напротив, греческий иерарх отверг решение турецкого фирмана и предложил созвать Вселенский собор. Ключевой темой данного заседания являлась реакция мирового православия на ситуацию с действиями болгарских иерархов. Позиция Русской и Сербской Церквей в отношении данного вопроса заключалась в поддержке болгарских архиереев, законно требовавших от Константинополя независимости. Поэтому делегации вышеназванных Церквей на Константинопольском соборе 1872 года отсутствовали. В заседании приняли участие предстоятели и представители Александрийской, Антиохийской, Иерусалимской и Кипрской Церквей - древнейших восточных кафедр. В участии приняли и представители новообразованной Элладской Православной Церкви. Итоговым решением собора стало извержение греческих архиереев из священного сана и объявление Болгарского Экзархата схизматическим, находящимся в ереси филетизма.

Постановление собора фиксировалось в словах: «Приемлющих филетисм и дерзающих основывать на нём племенные сборища, мы провозглашаем, согласно священным канонам, чуждыми единой святой, кафолической и апостольской Церкви или, что то же, схизматиками [8]».

Не желая осознать озабоченности болгарских архиереев, предстоятели Восточных Православных Церквей своими действиями усугубили сложную ситуацию, подвергнув мировое православие к расколу. Данная проблема оставалась неразрешенной на протяжении нескольких десятилетий. Намерение разрешить греко-болгарский вопрос, побуждает русских архиереев найти компромисс между враждующими сторонами. В результате, при прямом содействии Русской Православной Церкви, Константинопольский Патриархат и Болгарский Экзархат пришли к примирению. Примирение заключалось в снятии схизмы и в призна-

--РОЛЬ НАЦИОНАЛЬНО-ОСВОБОДИТЕЛЬНЫХ ДВИЖЕНИЙ

НАРОДОВ БАЛКАН В ВОПРОСЕ НЕЗАВИСИМОСТИ ЦЕРКВЕЙ ОТ ВЛИЯНИЯ КОНСТАНТИНОПОЛЯ

342

Научные конференции

нии автокефалии Болгарского Экзархата.

Говоря о роли национально-освободительного движения народов, проживающих на территории Балканского полуострова, стоит акцентировать особое внимание на значимости действий Российской империи в урегулировании данного вопроса. Несмотря на все попытки мирно и дипломатично решить проблему с ухудшающим положением славянских народов, должного эффекта данные действия не дали. Нежелание турецкого султана пойти на уступки, заключающихся в предоставлении автономии славянским народам, побуждают Российскую империю объявить ультиматум правительству Османской империи. В результате озабоченности российского императора Александра II не были должным образом восприняты. Ход боевых действий Русско-турецкой войны 1877-1878 гг., и результаты Берлинского конгресса 1878 г. побудили к изменению государственных границ Османской империи - сильного геополитического игрока на мировой арене. В ходе подписания Сан-Стефанского мирного договора было объявлено о независимости Сербии, Черногории и Румынии от Турции, а также разделение Болгарии на два центра влияния: 1) автономной части Османской империи; 2) временного русского управления княжеством Болгария. Принятие Болгарского княжества под покровительство Российской империи привело к налаживанию мирной жизни и подготовке болгарского народа к возрождению независимости. Долгожданное событие в истории Болгарии произошло в 1908 году. Полная независимость стала возможной лишь при ослаблении Османского государства, потерявшего своё былое могущество и величие.

Подводя итог значимости народно-освободительных движений балканских народов в разрешении церковного вопроса, связанного с автокефалий, стоит отметить особую значимость единства народа и духовенства в освободительном процессе. Желание иерархов вернуть каноническую независимость, приводит к нежеланию греческих епископов услышать и понять требования национальных Церквей. В случае с Сербской и Румынской Церквями ситуация была более разрешаемой, что не скажешь об обстановке с епархиями на территории Болгарии, приведшей к острому кризису в семье Поместных Православных Церквей. Лишь при содействии Русской Православной Церкви данную проблему удалось разрешить и, тем самым, примирить враждебные стороны. Осознание Константинополем проблемы болгарского духовенства приводит к учреждению на территории Болгарии Патриархата в 1953 году. Несомненно, такое событие стало возможным лишь при содействии внешних сил в лице Московского Патриархата.

--РОЛЬ НАЦИОНАЛЬНО-ОСВОБОДИТЕЛЬНЫХ ДВИЖЕНИЙ

НАРОДОВ БАЛКАН В ВОПРОСЕ НЕЗАВИСИМОСТИ ЦЕРКВЕЙ ОТ ВЛИЯНИЯ КОНСТАНТИНОПОЛЯ

343

Научные конференции

Литература

1. Биткова Т.Г. Церковь в Румынии // Религия и церковь в Центрально-Восточной Европе в начале XXI в., 2006, - С. 42-72.

2. Бурега В. История Румынской Церкви: церковный аспект [Электронный ресурс]. - URL: https://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/40152.htm (дата обращения: 09.05.2023).

3. Заев В., прот. Конспект по истории Поместных Православных Церквей [Электронный ресурс]. - URL: https://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserkvi/konspekt-po-istorii-pomestnyh-pravoslavnyh-tserkvej/8 (дата обращения: 04.05.2023).

4. Кадиева М.А. Рост национально-освободительного движения в Болгарии, Апрельское восстание и российская политика в 1876 - 1877 гг. // Вестник Дагестанского государственного университета. 2007, Вып. 3. С. 27-31.

5. Колиненко Ю. В. Государственное законодательство в области церковного регулирования в Сербии середины XIX — начала XX вв. // Ученые записки Комсомольского-на-Амуре государственного технического университета. — 2014. — Т. 2. — № 3 (19). — С. 15-21.

6. Острогорский Г.А. История Византийского государства. - Москва: Сибирская Благозвонница, 2011. - 895 с.

7. Скурат К.Е. История Поместных Православных Церквей: Учебное пособие. В 2 т. -М.: Русские огни, 1994. - Т.2. - 320 с.

8. Этнофилетизм [Электронный ресурс]. - URL: https://azbyka.ru/etnofiletizm (дата обращения: 11.05.2023).

РОЛЬ НАЦИОНАЛЬНО-ОСВОБОДИТЕЛЬНЫХ ДВИЖЕНИЙ НАРОДОВ БАЛКАН В ВОПРОСЕ НЕЗАВИСИМОСТИ ЦЕРКВЕЙ ОТ ВЛИЯНИЯ КОНСТАНТИНОПОЛЯ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.