Научная статья на тему 'ВЗАИМОСВЯЗЬ ФИЛОСОФИИ, ФИЛОЛОГИИ И ЛИНГВИСТИКИ В СТРУКТУРИРОВАНИИ БЫТИЯ ЧЕЛОВЕКА'

ВЗАИМОСВЯЗЬ ФИЛОСОФИИ, ФИЛОЛОГИИ И ЛИНГВИСТИКИ В СТРУКТУРИРОВАНИИ БЫТИЯ ЧЕЛОВЕКА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
257
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
бытие / онтология / филология / лингвистика / философия / being / ontology / philosophy / linguistics / philosophy

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Старцева Ксенья Ильинична

Раскрывается понятие «бытие», рассматривается история развития онтологии, взаимосвязь философии, филологии и лингвистики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RELATIONSHIP OF PHILOSOPHY, PHILOLOGY AND LINGUISTICS INTHESTRUCTURINGOFHUMANEXISTENCE

The article reveals the concept of being, considers the history of ontology development, the relationship between philosophy, philology and linguistics.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОСВЯЗЬ ФИЛОСОФИИ, ФИЛОЛОГИИ И ЛИНГВИСТИКИ В СТРУКТУРИРОВАНИИ БЫТИЯ ЧЕЛОВЕКА»

УДК 111.1

DOI: 10.24412/2308-7196-2021-1-12-22

Старцева Ксенья Ильинична

аспирант кафедры общего языкознания, русского и коми-пермяцкого языков и методики преподавания языков

ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический

университет», Пермь, Россия 614990, Пермь, Сибирская, 24 Тел: 8-963-878-57-31, e-mail:ski145@rambler.ru

ВЗАИМОСВЯЗЬ ФИЛОСОФИИ, ФИЛОЛОГИИ И ЛИНГВИСТИКИ В СТРУКТУРИРОВАНИИ БЫТИЯ ЧЕЛОВЕКА

StartsevaKsenia I.

Postgraduate student of the Department of General Linguistics, Russian and Permian Komi languages and methods of teaching languages

Federal State Budget Educational Institution of Higher Professional Education «Perm State Humanitarian Pedagogical University» 24, Sibirskaja, 614990, Perm, Russia

THE RELATIONSHIP OF PHILOSOPHY, PHILOLOGY AND

LINGUISTICS INTHESTRUCTURINGOFHUMANEXISTENCE

Аннотация. Раскрывается понятие «бытие», рассматривается история развития онтологии, взаимосвязь философии, филологии и лингвистики.

Ключевые слова: бытие, онтология, филология, лингвистика, философия.

Abstract. The article reveals the concept of being, considers the history of ontology development, the relationship between philosophy, philology and linguistics. Key words: being, ontology, philosophy, linguistics, philosophy.

Человек видит мир как единое образование, которое охватывает вещи, явления, процессы и состояния человеческой личности - то, что можно назвать всеобщим бытием, подразделяющимся на природное и общественное бытие.

Природное бытие - то состояние природы, которое существовало до человека и существует независимо от его деятельности. Отличительными чертами этого

© Старцева К.И., 2021

бытия являются объективность и его первоначальность по отношению к другим формам бытия. Общественное бытие - это бытие, созданное человеком, его упорядоченными действиями. Производным от самостоятельного бытия считается идеальное бытие, мир психического и духовного.

Бытие - это действительность, которая существует независимо от сознания, а также материальные условия жизни общества.

Обычное понимание воспринимает термины «быть», «существовать», «находиться в наличности» как синонимы. А философия рассматривает их как гарантию существования. В связи с этим слово «бытие» приобретает в философии особый смысл [1, с. 254].

Бытие с точки зрения философии представляет собой все существующее, известное или неизвестное человеку. Человек тоже является элементом бытия, обладающим важным свойством - сознанием (душой). Структура бытия обладает соотношением материального и идеального бытия, бытия потенциального и актуального, бытия природы, человека и общества.

Бытие можно представить как всеобщую, многофункциональную и единственную способность существовать, которой обладает всякая реальность. Бытие противопоставлено небытию, которое указывает на отсутствие чего бы то ни было. Понятие «бытие» - это главная категория в философском представлении мира, благодаря которой выявляют все остальные понятия -материя, движение, пространство, время, сознание. Основой познания является установление какого-либо бытия, затем осуществляется погружение в бытие, выявление его самобытности.

По признакам материи выделяют пространственное и временное бытие, по формам движения материи - физическое, химическое, биологическое, социальное бытие.

Представители различных философских учений выделяли разные виды и формы бытия и давали им свою интерпретацию. Идеалисты, например, создали модель бытия, в которой роль онтологического первоначала отводилась духовному.

Впервые термин «бытие» ввел в философию древнегреческий философ Парменид. Причиной возникновения нового понятия послужила утрата веры в традиционных богов Олимпа, а мифология все чаще стала рассматриваться как вымысел. В связи с этим начали разрушаться начала и нормы мира, главной реальностью которого были боги и традиции. Мир, Космос уже не казались

13

устойчивыми, доказанными. Человек утратил жизненную основу. В сознании человека возникли сомнение, отчаяние, ему необходимо было что-то устойчивое и надежное. Людям нужна была уверенность в новой силе.

Благодаря Пармениду философия признала сложившуюся ситуацию, обернувшуюся трагедией для всего человечества. Для обозначения эволюционной ситуации и способов ее разрешения Парменид ввел в философию понятие и проблематику бытия. Подобным образом совокупность проблем бытия явилась ответом философии на запросы древней эпохи.

По мнению Парменида, Бытие - это то, что имеется за миром чувственных вещей, другими словами, мысль. Утверждая, что бытие есть мысль, он имел в виду не личностную мысль человека, а Логос - космический Разум. Бытие целостно и постоянно, совершенно, не имеет внутри себя деления на субъект и объект, оно является абсолютным совершенством. Считая бытие подлинным, Парменид писал, что оно сложилось статично и в течение продолжительного времени.

Греческое понимание бытия как бытия содержательного, постоянного, фиксированного указало на многие века направление духовного развития Европы. Ориентация на поиски пограничных основ существования мира и человека была характерным признаком и античной, и средневековой философии. Философ ХХ в. М. Хайдеггер, который посвятил сорок лет своей жизни проблеме бытия, утверждал, что вопрос о бытии и его решение Парменидом предопределили судьбу западного мира [3, ^ 87].

Тема бытия являлась главной в метафизике, начиная с античности. Аристотель выражает своё видение бытия как сущего. Для Фомы Аквинского только Бог олицетворяет бытие как есть, как истинное. Все остальное, созданное им, представляет собой неподлинное бытие.

Философы Нового времени за основу проблемы бытия брали человека, тем самым отказывая бытию в объективности. Так, Декарт утверждал, что акт мышления - я мыслю - это обыкновенное и несомненное начало существования человека и мира. Он назвал мысль бытием, а творцом мысли определил человека. Из этого следует, что бытие стало субъективным. Хайдеггер это выразил следующим образом: «Бытие сущего стало субъективностью». Кант утверждал, что бытие зависит от познания. Сторонники эмпириомонизма видели главную бытийную основу в человеческих ощущениях, а экзистенциалисты провозглашали, что только человек является подлинным и исключительным бытием.

Философы Новейшего времени, рассматривавшие проблему бытия с объективных позиций, разделились на два лагеря - идеалистов и материалистов. Для представителей первого лагеря характерным было распространение понятия бытия на сознание, духовное. Например, Н. Гартман в ХХ в. определял бытие как духовное бытие.

Для французских материалистов реальным бытием была природа, для Маркса в бытие входили природа и общество. Бытие русская философия находила в православной религии. Бытие в Боге - основа русской религиозности, которая определяет философское решение проблемы бытия. Духовное творчество русских мыслителей было направлено на пояснение глубинных онтологических, бытийных истоков человеческой жизни.

В Новейшее время начался переворот античной идеи общности бытия в индивидуальное, и в ХХ1в. этот процесс продолжился. Теперь даже Бог стал зависеть от предопределенной внутренней установки человека на поиски бесспорного. Отказ от всякого рода существенности стал обыденным для философствования в ХХ в., это отмечалось противостоянием разуму. Отказавшись от существенности бытия, ученые определили возрастающее в обществе понимание нецелесообразности существования. Отказавшись от Бога («Бог умер» - Ницше), не веря в разум, человек XXI в. остался один на один со своим телом, что является признаком язычества, точнее, неоязычества.

Преобразование мировоззрения в ХХ в. привело не только к новой постановке вопроса о бытии, но и к трансформации стиля и принципов познавательной деятельности. Бытие стало рассматриваться как развитие. Философия постмодерна обобщила мысль, находящуюся в развитии. Новое отношение к бытию связано с существенными идеологическими изменениями, возникающими в познании современных людей.

Наука, изучающая бытие, называется онтологией - это раздел философии, изучающий ключевые убеждения устройства бытия, его основы, содержательные формы, свойства и понятийные назначения.

Слово «онтология» как термин впервые употребили Р. Гоклениус и И. Клауберг, заменив им термин «метафизика». Затем понятие «онтология» стало использоваться в работах Хр. фон Вольфа.

В классической философии онтология представляет собой совокупность представлений бытия, характеризующих познание и мышление людей

15

независимо от их деятельности. Онтология, в сущности, отображает картину действительности, которая определяет позицию человека в мире.

В методологии онтология представляет собой основную форму выражения объективности в процессе мыслительной деятельности. Онтологическое представление об объекте - это знание о нем, которое предстает благодаря мыслительной деятельности, но оно используется не как знание, а как сам объект.

Наиболее полное представление об онтологии развил Платон (эйдетическая онтология). Формирующей моделью в теории Платона стали универсалии, а их воплощениями - числа, являющиеся примерами изменчивых тел.

Онтология у Платона тесно связана с учением о познании как интеллектуальном восхождении к истинно сущим видам бытия. Противопоставляя знание и мнение, Платон объясняет познание как восхождение к вечному и постоянному бытию - Благу.

Аристотель систематизировал и продолжил идеи Платона. Выделяя приоритет формы над материей, центральными в своих трудах он сделал категории возможности и действительности: материя оказалась возможностью, а форма - действующим началом.

Аристотель ввел новые, эффективные для онтологии темы: бытие как действительность, божественный ум, бытие как единство противоположностей и конкретный «предел осмысления» материи формой.

Онтология Платона и Аристотеля и ее более поздняя переработка оказали основное влияние на всю европейскую онтологическую традицию.

К XIII в. в онтологии накапливается много противоречий. В этот период Фома Аквинский вводит в средневековую онтологию существенное различение сущности и существования, акцентирует внимание на творческой действенности бытия, сосредоточенной непосредственно в самом бытии, в Боге как чистом акте.

В XV в. отмечается значительная веха в истории онтологии. Учение Николая Кузанского содержит и обобщенные элементы, и новаторские.

В XVI в. в трудах И. Капреола, Ф. Каетана, Ф. Суареса возникает ряд уникальных онтологических построений.

В Новое время теология утрачивает статус высшего типа знания, а идеалом

познания становится наука, однако онтологический аргумент сохраняет свое

значение в качестве методологической основы поиска достоверных основ

научного познания. Если в эпоху Возрождения укрепился пантеизм в

16

представлении вовлеченности Бога в мир, а энергия понималась как внутренняя характеристика бытия, то в философии Нового времени категория «вещь» с ее свойствами и количественными параметрами стала основой онтологии этого периода.

Онтология рационализма Р. Декарта, Б. Спинозы и Г.-В. Лейбница описывает взаимоотношение материи и взаимодействие уровней бытия, и связанные с ними проблемы становятся главной темой онтологии. Мышление для Декарта становится наиболее естественным способом не только выявления, но и удостоверения бытия, а бытие - содержанием и целью мышления.

Хр. Фон Вольф, развивая идеи Р. Декарта, разрабатывает рационалистическую онтологию, основным принципом которой является принцип непротиворечивости, понимаемой как главная «характеристика бытия как такового, ибо ничто не может одновременно быть и не быть».

Действенным методом такой онтологии становится дедукция, благодаря которой выделяются необходимые истины о бытии. Дальнейшее развитие рационалистической философии привело к утверждению фактического равенства бытия и мышления, которые приобретают способность переходить друг в друга.

Новоевропейская научная мысль предложила свои онтологические представления, основанные на «механистических» моделях, методах и способах объяснения, утвердив механику в качестве первенствующей научной дисциплины. В классической механике представлены различные варианты онтологии: онтология картезианской физики, онтология ньютонианской физики, онтология лейбницианской физики.

Поворотным этапом в развитии онтологии явилась «критическая философия» И. Канта, в которой онтология предстала как результат оформления чувственного материала. Позиция Канта относительно онтологии двояка: он критикует прежнюю «первую философию», подчеркивая как ее достижения, так и неудачи, и определяет онтологию как часть метафизики, «составляющую систему всех рассудочных понятий и основоположений, поскольку они относятся к предметам, которые даны чувствам, и, следовательно, могут быть удостоверены опытом» [5, с. 180].

В целом Кант радикально изменяет понимание онтологии: для него это анализ теоретических условий и принципов познания, прежде всего естествознания.

В послекантовской философии (Ф.В.И. фон Шеллинг, Г.В.Ф. Гегель) утвердилось скептическое отношение к онтологии как метафизическому и чистому знанию о природе.

Основой построения онтологической концепции Г.В.Ф. Гегеля является идея равенства мышления и бытия. Гегелевский подход отличается пониманием определений и подходов к раскрытию содержания бытия, которое существовало как в предшествующих Гегелю, так и в послегегелевских онтологических концепциях [2].

Для европейской философии XIX в. характерно резкое падение интереса к онтологии как самостоятельному философскому направлению и критическое отношение к онтологизму предшествующей философии.

К концу XIX - началу XX в. устанавливается тенденция возвращения бытию центрального места в философии. Это связано со стремлением освободиться от диктата субъективности, который был характерен для европейской мысли Нового времени и стал основой индустриально-технической цивилизации.

В общем виде движение онтологии науки можно увидеть как расширение региональных онтологий, как смену различных представлений онтологии, как переход от естественного или искусственного тела или вещи к природным и социальным процессам, от них - к природным и социальным системам, а от их структуры - к развитию во времени и саморазвитию.

Мы рассмотрим бытие в таких дисциплинах, как философия, филология и лингвистика. Философия, филология и лингвистика, являясь отдельными научными дисциплинами со своими историями возникновения, становления и развития, методами исследований, связаны между собой. Некоторые ученые утверждают, что филология и философия используют один и тот же исследовательский материал (текст), но различные методы его исследования. Для филологии определяющим является выражение самого важного при помощи текста, для философии текст не всегда содержит существенное. Лингвистика же часто вообще не затрагивает общекультурологическую сторону вопроса, так как существенным для нее является приближенность к точным наукам, а философия подразделяется на множество направлений [4, с. 168].

Филология как направление возникла в конце III - начале I в. до н.э.

Филология в качестве практической деятельности и упорядоченной ориентации на знание зародилась на Западе и на Востоке исторически

одновременно, в эпоху эллинизма, а в Китае - в эпоху Ханьской империи.

18

Конец ХХ - начало ХХ1 в. - это период, в который полностью изменились взаимоотношения филологии и текста. Во-первых, науки филологии перестали ограничиваться только изучением письменных текстов: ХХ в. позволил совершать аудио- и видеозаписи устных текстов, новый вид текстов - так называемые виртуальные - привлек внимание к текстам «смешанным» (такими является большинство рекламных текстов, тексты устной речи, создаваемые и воспринимаемые в связи с ситуацией, и мн. др.). Во-вторых, филология стала обращаться к текстам, которые с точки зрения традиции не признаются как тексты, называемые культурными. К классическим текстам обычно относят, например, произведения, относящиеся к классической литературе (но не местных, а тем более не начинающих писателей), речь известных общественных, политических деятелей. Однако любой текст, по словам Ю.С. Степанова, является воплощением человеческого духа. Человеческий дух, в свою очередь, воплощается в различных формах и содержит разнообразные смыслы.

Филологию представляют еще и как искусство понимать сказанное и написанное. В сферу изучения филологии попадают язык и литература. Все, что произносит, «высказывает» человек несловесными средствами, заменяют слова; это и есть филология, ее подход, специальный, свойственный ей подступ к человеческому бытию. При этом филологию нельзя смешивать с философией; ее предназначение - работа над словом, над текстом. Слово и текст должны быть для настоящей филологии более необходимыми, чем система взглядов на что-либо. В настоящее время в филологии и формирующих ее науках и научных дисциплинах человек постепенно становится центром знания. Филология следует за человеком - создателем и потребителем текстовых сообщений. Такое следование проявляется так, как в поле зрения филологии попадают типы, виды, разновидности текстов, созданных и создаваемых человечеством [6, с. 161].

Лингвистика же относится к точным наукам. Объектом исследования лингвистики являются не только существующие языки, но и человеческий язык, что является главным ее отличием от речеведения, в котором изучаются конкретные факты речи, языковые явления, другими словами, речевое взаимодействие между носителями живого языка. Благодаря этому лингвистика может осмыслить целостность своего объекта. Ее методика допускает беспристрастное наблюдение в отношении как объектов, так и методов исследования. В большинстве словарей синонимом лингвистики является языкознание.

С познавательно-оценочной стороны лингвистика включает в себя наблюдение; фиксацию и описание фактов речи; вынесение гипотез для объяснения фактов; формулировку гипотез в качестве теорий и моделей, описывающих язык; их экспериментальную проверку и отрицание; прогнозирование речевого поведения [9, с. 618-619].

Язык рассматривается и в философских направлениях, но в них не ставятся конкретные лингвистические вопросы, но на основе лингвистических данных совершается выход на более универсальный уровень умозаключения, где язык представляется в виде универсального трансцендентально-герменевтического единства.

Взаимосвязь слова и объекта берет свое начало еще в работах античных философов. Начиная с периода природной философии знаки языка изучались как ступень познания. Аристотель определяет знаковую ситуацию в триаде предмета, мыслимого понятия и звучащего слова: «слова, выраженные звуками, символы представлений, а письмена - символы слов» [10, с. 153].

От Платона до Гумбольдта теории языка не разделялись на философию языка и лингвистику. До конца XVIII в. лингвистика не была отделена от логики, ее предметом были единые общечеловеческие способы выражения мысли.

Выделение лингвистики в отдельную сферу знания произошло в XIX в. в связи с возникновением экзистенциального взгляда на язык, позволившего определить предмет лингвистики - различные языки в их историческом развитии.

Огромное количество терминов и идей философии с успехом используются в лингвистике для описания языковых явлений; исключением не стала и категория бытия, которая благодаря логике становится лингвистической познавательной категорией бытийности и определяет значение всевозможных сторон Бытия с помощью синтаксических и лексических символов.

Философ Р. Ингарден считает, что лингвистику должны интересовать

отличительная языковая сторона вопроса (отношение «Я» к «не-Я») и языковые

средства выражения бытийности, без учета онтологии [3, 241]. В связи с этим

современное языковедение определяет категорию бытийностии в простейших

синтаксических структурах, так как язык не только гарантирует процесс обмена

знаниями, но и является основным критерием их организации, преобразуя

неязыковые средства в языковые, благодаря которым формируется языковая

картина мира. Кроме того, стремление осознать глубину значимых языковых

объектов (дискурсов) и фиксирующих их текстов (высказываний, предложений,

20

слов, морфем) привело к формированию целой системы взглядов на «понятийные категории»; у разных лингвистов мы встречаем их как «функционально-семантические», «скрытые», «семантические»,

«внеязыковые», «концептуальные», «когнитивные», «речемыслительные», «философские», «логические», но все интерпретации сводятся к тому, что это идеальные смысловые звенья общего характера, которые являются промежуточным элементом между языком и действительностью и характерны для большого класса слов и предложений, приобретают выражение всевозможными языковыми средствами. Данные категории являются основанием для описаний различных и разносистемных языков. А категория бытийности в этом случае является всеобщей, что еще раз акцентирует единство онтологического и лингвистического феноменов существования.

Философские проблемы в лингвистике существуют до сих пор, но в них не рассматриваются проблемы самой лингвистики как науки. Очень часто происходит замена тезисов: когда говорят о философских проблемах лингвистики или о философии языкознания, подразумевают философские трактовки языка, мышления, языкового сознания, языковой картины мира, текста и т.д. Язык-объект применяется в поле языка-метода, языка-классификатора, языка-регистратора. Исходя из того, что язык как целостная смысловая система выступает проводником между человеком и окружающим миром, его основной характеристикой выступает свойственность человеческому бытию. Благодаря творческой способности человека применять символы через языковую систему становится актуальным отношение между именем и вещью, знаком и значением, говорящим и понимающим. По словам М. Хайдеггера, язык помогает «сбыться человеку в собственном существе». Лингвистике как строгой науке недоступны метафизические смыслы собственного объекта, но в ее проблемном поле лежит не менее значимая знаковая система символов, или, как ее иногда называют, номенклатурная структура материального выражения языка: фонетика, грамматика, морфология, лексика, семантика, синтаксис, коммуникация и т.д. Философские проблемы лингвистики не затрагивают лингвистку, а обретаются в поле междисциплинарного взаимодействия [8].

В современном мире речь (слово) вновь обретает власть. На основе взаимодействия лингвистики и литературоведения возрождаются и возникают новые интегральные области исследования и обучения.

Список литературы

1. Антонов Е.А. Философия: учебник / Бел. юрид. ин-т МВД России. -Белгород, 2013. - 254 с.

2. Гегель Г. Лекции по истории философии. — СПб., 1993.

3. Гумбольт В. фон. Избранные труды по языкознанию / пер с нем. - М. : Прогресс, 2000. - 400 с.

4. Исаев Р.О. Взаимосвязь философии, филологии и лингвистики и их функция в реконструкции бытия человека // Основы экономики, управления и права. - 2014. - № 1(13). - С. 89-92.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Кант И. Соч. Т. 6. - М., 1966. - С.180.

6. Шестаков А.А. Взаимосвязь философского и конкретно-научного знания как диалектическое единство // Вестник Самарского муниципального института управления. - 2012. - № 2. - С. 159-163.

7. Хайдеггер М. Бытие и время / пер с нем. В.В. Бибихина. - Харьков: Фолио, 2003. - 509 с.

8. Хайдеггер М. Язык. - СПб.: Ленингр. союз ученых: ЛО Всесоюзного благотв. фонда «Интеллект»: Филос.-культурологическая исслед. лаборатория «ЭЙДОС», 1991. - 22 с.

9. Хрестоматия по истории философии: учебное пособие для вузов. - В 2 ч. -Ч. 2. - М.: Прометей, 1994.

10. Чувакин А.А. Основы филологии : учебное пособие. - М. : ФлИнтА-Наука, 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.