Научная статья на тему 'Взаимосвязь феноменов этнической идентичности и национального самосознания'

Взаимосвязь феноменов этнической идентичности и национального самосознания Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
191
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ / НАЦИЯ / ИДЕНТИЧНОСТЬ / ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ЭТНИЧНОСТЬ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Парфенова Ольга Сергеевна

Актуальность статьи заключается в изучении процессов, характерных для функционирования современного глобализирующегося общества. Цель статьи состоит в выявлении и изучении взаимосвязи между феноменами этнической идентичности и национального самосознания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь феноменов этнической идентичности и национального самосознания»

обусловленное потребностями индивида; социодинамическое бытие, обусловленное переходом от конфликта к согласованию; социокультурное бытие, обусловленное введением особенных критериев согласованного бытия; деятельностное бытие, определяемое реализаций норм преобразования чего-либо; культурное бытие, определяемое выработкой предельных, всеобщих критериев согласованного бытия [1, с. 358-359]. Экономика примыкает к деятельностному бытию, и ее циклика включается в цикл предпринимательской деятельности. Экономика образует самостоятельный цикл от выявления спроса до распределения прибыли [2, с. 135]. Нормы деятельности и экономики прагматичны, не носят всеобщего, а тем более универсального характера. А это значит, что, отрыв экономики от деятельности и культуры, ее возвеличивание ведет к росту случайности в динамике страны. Сама страна в методологии представлена пятью основными элементами: культура, государственное управление, деятельность, экономика, общество [2, с. 124]. Если акцент делается только на один компонент страны, что мы сегодня и наблюдаем, то в стране усиливаются процессы деформации и деградации. Гармоническое развитие страны предполагает согласованное и равноправное взаимодействие всех компонентов и всех форм культуры: искусства, религии, философии, науки и методологической культуры как современной ее формы.

Если страну рассмотреть в цивилизационном измерении, то можно выделить три взаимосвязанных элемента: культура, государственное управление и народ с деятельностью и экономикой [2, с. 359]. Культура связана с всеобщими формами как критериями бытия для государственного управления и народа. Народ — это морфология, а государственное управление — это организованность как согласованное взаимодействие формы и содержания. Задача государственного управления состоит в гармонизации всех трех начал для сохранения целостности бытия цивилизации и страны. Список использованной литературы:

1. Анисимов О С. Культура принятия решений в условиях цивилизационных конфликтов (вопросы моделирования). - М., 206. -381 с.

2. Анисимов О.С. 100 схем. ООО «Великий Новгород «Печатный двор» В.Н., 2013. - 156 с.

3. Аристотель. Сочинения в 4-х томах. Т.4 - М.: «Мысль», 1984. - 830 с.

4. Булгаков С.Н. Сочинения в 2-х томах. Т. 1. - М: «Мысль», 1993. - 604 с.

5. Брагина Л.М. Социально-этические взгляды итальянских гуманистов - М: Издательство Московского университета, 1983. - 320 c.

6. Гегель Г.В.Ф. Лекции по философии истории. - С.-П: «Наука», 1993. - 479 с.

7. Дюмон Л. Homo aequalis. Генезис и расцвет экономической идеологии. - М: «Nota bene», 2000. - 240 с.

8. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. - М: «Мысль», 1978. -750 с.

9. Майбурд Е.М. Введение в историю экономической мысли. - М: «Дело», 1996. - 386 с.

10. Мандевиль Б. Басня о пчелах. - М: «Мысль», 1974 - 375 с.

11. Соловьев В.С. Сочинения в 2-х томах. Т.1 - М: «Мысль», 1990. - 892 с.

12. Соловьев Э.Ю. Прошлое толкует нас. - М: «Издательство политической литературы», 1991. - 432 с.

© Ивашкин И.Ф., Ковров Э.Л., 2015

Парфенова Ольга Сергеевна

аспирант МГТУ им. Н.Э. Баумана, г. Москва, РФ E-mail: tikhonkaya@gmail.com

ВЗАИМОСВЯЗЬ ФЕНОМЕНОВ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ И НАЦИОНАЛЬНОГО

САМОСОЗНАНИЯ

Аннотация

Актуальность статьи заключается в изучении процессов, характерных для функционирования

современного глобализирующегося общества. Цель статьи состоит в выявлении и изучении взаимосвязи между феноменами этнической идентичности и национального самосознания.

Ключевые слова

Национальное самосознание, нация, идентичность, этническая идентичность, этничность.

В современной научной мысли одним из основных изучаемых вопросов является процесс глобализации. Он проявляется практически во всех сферах жизни общества, начиная от экономики и политики и заканчивая духовной сферой. Особенно важен для изучения в этом контексте процессы приращения людей к одной национально-этнической общности и развития у такой общности совместного самосознания. Причиной тому является трансформирование этих процессов в текущих условиях. Цель представленной статьи заключается в изучении взаимосвязи понятий этничности и национального самосознания, а также оценке влияния на указанные феномены процессов глобализации.

В философии на базе множественных исследований сложилось следующее представление о национальном самосознании как о осознании, восприятии нацией себя как единого целого, обладающего совокупностью взглядов и отношений, мнении и оценок о своей истории и перспективах своего будущего развития, а также о своем месте среди других наций.

Термин «идентичность» в научной литературе обладает рядом определений. Например, австрийский философ Франц Брентано определил идентичность как "соответствие, мыслимое в совершенстве" [1, с.33]. В книге современного исследователя Самюэля Хантингтона идентичность - это самосознание индивида или группы [2, с.50]. В общем и целом представленные расшифровки рассматриваемого понятия не являются взаимоисключающими. Можно говорить о том, что вместе они составляют единое целое, характеризуя термин в разных сторон. Таким образом мы можем определить идентичность как осознание индивидом своей принадлежности к социальной группе.

Э. Эриксон, который и ввел термин "идентичность" в междисциплинарное пространство исследований, выделил взаимосвязанность процесса становления и трансформации идентичности с вопросами общественного и культурного развития. Таким образом напрашивается вывод о том, что понятия самосознания и идентичности, процессов идентификации, по сути своей, схожи. Ведь что такое национальное самосознание, как ни объединение членов общества единый мыслью, единой идеей об истоках, истории и цели существования представляемого ими социума. С другой стороны, процесс идентификации личности - это, в общем-то, отождествление, уподобление себя другой личности, вследствие чего появляется подражание в поведении. В результате этого группа личностей образует единый социум, сплоченный общим представлением о себе.

Следует выделять два уровня идентичности. Первый уровень - личностно-психологический -выражает собой осознание человеком самости. Он формируется по мере приобщения человека к различным малым социальным группам, как то семья, трудовой коллектив, школа и т.д. Второй уровень - социально-психологический - предполагает формирование представления о себе как о члене группы, демонстрацию положительных черт своей группы по сравнению с другими. Именно на втором уровне формируется понятие этнической идентичности.

Представление о том, что существует прямая корреляционная связь между явлениями национального самосознания и этнической идентичности косвенно доказывается, если рассмотреть типологию идентичности. Такую типологию мы можем наблюдать в современных научных изысканиях на эту тему. Например, исследование проблемы этнической идентичности в историческом плане в работе Садохина А.П. «Этнология» (2000) привело к выделению семи ее основных типов, обладающих индивидуальными чертами и признаками:

1. Нормальная идентичность - образ своего народа воспринимается как положительный, имеет место благоприятное отношение к его культуре, истории.

2. Этноцентрическая идентичность - некритическое предпочтение какой-либо этнической группы и самоидентификация индивида с ней. При такой идентичности присутствуют элементы этноизоляционизма, замкнутости.

3. Этнодоминирующая идентичность - такой тип идентичности, при котором этничность становится наиболее предпочтительной перед всеми другими видами идентичности (гражданской, семейной, профессиональной). Такая идентичность обычно сопровождается признанием того, что права этноса выше прав человека. Особенностью такой идентичности является представление о превосходстве своего народа по отношению к другим. Идентичность сопровождается дискриминацей других национальных групп, признанием возможности «этнических чисток» и так далее.

4. Этнический фанатизм - крайняя форма агрессивной идентичности, когда принимается абсолютное доминирование этнических интересов и целей, часто понимаемых иррационально.

5. Этническая индиферрентность - тип идентичности, возникающий, когда люди практически равнодушны к проблеме собственной этничности, межэтническим отношениям, ценностям своего и других народов.

6. Этнонигилизм в форме космополитизма - отрицание этничности. Традиционно этот тип идентичности проявляется на основе осознания низкого статуса своей этнической группы. Сопровождается он избеганием демонстрации своей этничности или ее полным отрицанием.

7. Амбивалентная этничность - ярко не выраженная этничность. Этот тип характерен для смешанной этнической среды [3].

Рассматриваю приведенную классификацию через призму взаимосвязи этничности и самосознания можно прийти к выводу о том, что отражениями приведенных типов являются формы самосознания, выделенные по признаку эмоциональной окраски. Сама по себе типология этничности может быть рассмотрена как этапированный процесс развития этничности.

В этом ключе мы можем говорить о нормальной идентичности как о равновесном виде самосознания. Он представляет собой первый этап развития этничности. Характерной чертой его является отсутствие какого-либо отношения к другим этносам. Поклонники понятия «толерантность» борются именно за эту форму взаимосвязи личностей в обществе и социальных групп. Однако в практическом плане она не достижима. Так можно судить, если основывать свое видение на исторических примерах и современных действующих социокультурных процессах, происходящих в мировом обществе.

Под вторым, третьим и четвертым буллитами типологии мы можем наблюдать ни что иное, как различные по силе проявления формы этнонационализма. В контексте эволюции этничности речь идет о втором ее этапе - формирование первичных взаимоотношений с соседними этносами. Националистический окрас свидетельствует о слабости и неустойчивости самосознания рассматриваемого общества.

Этническая индиферрентность, как и более развитая ее форма - этнонигилизм являются третьим этапом развития этничности. Они проявляются, на наш взгляд, в следствие двух различных процессов: формирования нации и глобализации.

Формирование нации, само собой, первично в соотношении этих двух явлений. В случае объединения нескольких этносов в полиэтничную нацию каждому этносу приходится поступаться некоторыми своими особенностями либо полностью отказываться от них. Соответственно, такой процесс этнического обезличивания отрицательно сказывается на эмоциональном отношении к феномену существования своего и других этносов. Результатом такого действия может быть формирование амбивалентной этничности как способа сосуществования различных, претерпевших изменения, этносов между собой. Таким образом национальное самосознание, сформировавшееся по совокупности деформированных этничностей, представляет собой амбивалентную этничность. Таким образом проявляется четвертый этап развития этничности, верх ее эволюции. Соответственно, можно сделать вывод о том, что национальное самосознание - это финальная стадия развития этничности.

Говоря о глобализации к контексте отказа от этничности и пренебрежения ей, речь идет о стирании границ между народностями, отказе от них. По нашему мнению здесь следует говорить уже не просто о крайнем проявлении этнонигилизма, но о разрушении какой-либо этничности совсем, в том числе и амбивалентной. Очень большое количество научной литературы в последнее время в подробностях рассматривает именно этот процесс, процесс медленного отмирания национального самосознания в эпоху глобализации и урбанизации. Суть состоит в том, что самосознание общества на уровне нации, этноса уже

достигло своей высшей точки развития. Дальнейшая эволюция социального сознания вполне возможна без него. В результате, национальное самосознание с преобладающей этнической окраской являет собой рудиментарное явление.

Список использованной литературы.

1. Брентано Ф. Избранные работы. / Составл., перев. с нем. В. Анашвили. — М.: Дом интеллектуальной книги, Русское феноменологическое общество, 1996.— 176 с.

2. Хантингтон С. Кто мы? Вызовы американской национальной идентичности. / Перев. с англ. А. Башкирова. - М.: ООО «Издательство ACT»: ООО «Транзиткнига», 2004. - 640 с.

3. Садохин А.П. Этнология. - М.: Гардарики, 2001. - 256 с.

4. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис: Пер. с англ./ Общ. ред. и предисл. Толстых А. В. - М.: Издательская группа "Прогресс", 1996.

© Парфенова О.С., 2015

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Безрукова Вера Викторовна

канд. филол. наук, доцент ВГПУ, г.Воронеж, РФ E-mail: verabz.ru@gmail.com

КОНЦЕПТ «ТАЙНА» / «MYSTÈRE» В РУССКОЙ И ФРАНЦУЗСКОЙ ЛИНГВОКУЛЬТУРАХ (НА МАТЕРИАЛЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ В. КРЕСТОВСКОГО «ПЕТЕРБУРГСКИЕ ТРУЩОБЫ» И Э. СЮ

«ПАРИЖСКИЕ ТАЙНЫ»)

Аннотация

Статья раскрывает специфику языковых средств, вербализирующих концепт «тайна» / «mystère» в русской и французской лингвокультурах с позиций когнитивной лингвистики. Основное внимание акцентируется на исследовании концепта, который раскрывает себя максимально полно только внутри значимых для него текстов, представляющих ядро определенной культуры.

Ключевые слова

Концепт, семантическое поле, литературный жанр, тайна, загадка, секрет.

Одним из актуальных направлений современного языкознания является концептология - в лингвокультурологической и лингвокогнитивной парадигме. «Когнитивная лингвистика изучает язык как когнитивный механизм, играющий роль кодирования и трансформирования информации.» [1, с. 53-55], поэтому в лингвистике концепт понимается как «идеальная сущность, которая формируется в сознании человека, как глобальная мыслительная единица, представляющая квант структурированного знания» [2, с.59].

Действительно, концепты формируют некие проекции явлений окружающей действительности и не могут существовать отдельно (или раздроблено) от других аналогичных единиц в сознании индивида. Концепты образуют многообразную систему, отличающуюся когнитивной целостностью и тематическим единством, где ее компоненты взаимодействуют между собой и устанавливают определенные связи. Аналогом концептуальных связей в языковой системе служит общая системность лексики в языковом сознании носителей языка. «Каждое слово десятками и сотнями нитей связано со значениями многих других», - по мысли исследователя Ю.Н Караулова [3, с. 75].

Целью данной статьи является выявление структуры концепта «тайна» в русскоязычной и «mystère» во франкоязычной лингвокультуре посредством анализа смежных концептов на материале произведений Э. Сю «Парижские тайны» и В. Крестовского «Петербургские трущобы», компонентный анализ семантики ключевого слова - имени концепта, анализ синонимов и дериватов ключевого слова, объективирующих данный концепт, анализ сочетаемости ключевого слова, а также рассмотрение совокупности языковых средств выражения данного концепта в тексте заявленных произведений.

В данной работе концепт рассматривается как ментальное образование (которое связано и с миром умственной деятельности, и с ментальными процессами, протекающими в сознании), и как явление, через сферы языка соотносящееся с текстовыми элементами.

Анализ текста, являющийся одним из предметов изучения лингвистики текста, позволяет раскрыть языковую, наглядную сторону концепта. Однако ментальная, смысловая составляющая концепта часто не поддается чисто лингвистическим методам анализа, поэтому целесообразно обратиться и к литературоведению, где методы интерпретации явно не выраженных или скрытых смыслов разработаны более глубоко и детально. Двигаясь в данном направлении, мы можем изучить концепт как лингвоментальное, лингвокультурное образование, представленное во всей своей полноте.

Исследование концептов не должно происходить в отрыве от порождающих их текстов, от художественного пространства и отдельно от языковой личности автора, выступающей в роли творца художественных произведений: от его картины мира (ценностные доминанты которой репрезентируют концепт).

Ключевое слово (имя концепта) «тайна» / «mystère» имеет два основных значения, объединенных компонентом «знание» / «connaissance» или «незнание / ignorance, отсутствие знания / absence de savoir»: 1)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.