Научная статья на тему 'ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ И ТОЛЕРАНТНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ'

ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ И ТОЛЕРАНТНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
32
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНИЧЕСКАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ПОДРОСТОК / ЭТНОС / РАЗВИТИЕ / ETHNIC TOLERANCE / ETHNIC IDENTITY / ADOLESCENT / ETHNOS / DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сигачева Н.П.

В докладе рассматривается этническая идентичность как проблема психологического исследования и особенности этнической идентичности в подростковом возрасте. Также по результатам исследования выявляется связь типа этнической идентичности и уровня толерантности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Сигачева Н.П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INTERDEPENDENCE OF ETHNIC IDENTITY AND TOLERANCE IN ADOLESCENT AGE

The report considers ethnic identity as a problem of psychological research and features of ethnic identity in adolescence. Also, based on the results of the study, a link is revealed between the type of ethnic identity and the level of tolerance.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ И ТОЛЕРАНТНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ»

УДК 159.9.07

Сигачева Н.П. студент магистратуры 1 курса факультет психолого-педагогического и социального образования

Волгоградский государственный социально-педагогический университет

Россия, г. Волгоград ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ И ТОЛЕРАНТНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

Аннотация: В докладе рассматривается этническая идентичность как проблема психологического исследования и особенности этнической идентичности в подростковом возрасте. Также по результатам исследования выявляется связь типа этнической идентичности и уровня толерантности.

Ключевые слова: этническая толерантность, этническая идентичность, подросток, этнос, развитие.

Sigacheva N.P. graduate student 1 course, faculty of psychological and pedagogical and social education The Volgograd State social and pedagogical university Russia, Volgograd THE INTERDEPENDENCE OF ETHNIC IDENTITY AND TOLERANCE IN ADOLESCENT AGE.

Abstract: The report considers ethnic identity as a problem of psychological research and features of ethnic identity in adolescence. Also, based on the results of the study, a link is revealed between the type of ethnic identity and the level of tolerance.

Key words: ethnic tolerance, ethnic identity, adolescent, ethnos, development.

Актуальность исследования. В условиях общественного кризиса этническая идентичность приобретает особенную устойчивость и ценность для большинства людей. В современной России растет количество преступлений на национальной почве, случаев проявления «бытового» национализма, нетерпимости и ксенофобии. Многие исследователи в процессе формирования идентичности придают наибольшее значение подростковому возрасту, поэтому важно, именно на этом этапе становления этнической идентичности сопровождать, развивать и корректировать в случае отклонений от норм подростка в современной школе.

Цель исследования - выявление особенностей этнической

идентичности у подростков в школе.

Объектом исследования является этническая идентичность подростков.

Предметом исследования выступают особенности этнической идентичности в подростковом возрасте и возможности её развития

Гипотеза исследования состоит в том, что позитивная этническая идентичность в подростковом возрасте связана с высоким уровнем этнической толерантности.

Задачи исследования:

1. Проведение теоретического анализа литературы по проблеме этнической идентичности.

2. Проведение теоретического анализа литературы по проблеме толерантности.

3. Выделение особенностей этнической идентичности в подростковом возрасте.

4. Подбор методов и методик исследования этнической идентичности и толерантности.

5. Провести эмпирическое исследование типов этнической идентичности и уровня этнической толерантности у подростков.

6. Изучить возможности развития и разработать рекомендации способствующие формированию позитивной идентичности подростков в современной школе.

Для проверки сформулированной гипотезы нами были выбраны опросники «Типы этнической идентичности» (Г.У. Солдатова, С.В. Рыжова) и "Индекс толерантности" (Г.У. Солдатова, О.А. Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А. Шайгерова)

При решении первой исследовательской задачи в ходе теоритического анализа литературы были рассмотрены подходы к изучению этноса и этничности - примордиалистский, инструменталистский,

конструктивистский. Сделаны выводы, что психологу главное схожесть данных подходов - признание индивидом своей этнической идентичности. Отсюда следует, что этнос является для индивидов психологической общностью, а изучать данные группы и людей осознающих себя частью их -прямая задача психолога.

Изучены различные подходы к пониманию этнической идентичности как зарубежных (Де Вос, Романуси-Росс, Эриксон, Тэшфел, Тернер) так и отечественных психологов (Стефаненко, Коростылев, Хотинец, Собкин, Белик, Дробижева).

Этническая толерантность (как один из аспектов толерантности) понимается нами как интегральное свойство целостной индивидуальности человека (в соответствии с концепцией индивидуальности Б.Г. Ананьева) в единстве личностных, субъектных и индивидных свойств, которая проявляется в способности в кризисных и проблемных ситуациях активно взаимодействовать с окружающей средой с целью восстановления

собственного нервно-психического равновесия, позитивной адаптации, недопущения конфронтации и развития позитивных взаимоотношений с самим собой и окружающим миром.

В связи с этим толерантность - не просто пассивная терпимость, она предполагает активную позицию всех заинтересованных сторон, и одновременно отказ от навязывания своей точки зрения одной из сторон.

Кроме того, мы рассмотрели этапы становления этнической идентичности с точки зрения разных исследователей (Пиаже, Финни, Марсиа, Стефаненко) и пришли к выводу что, этническая идентичность не статичное, а динамичное образование. Процесс ее становления не заканчивается в подростковом возрасте, после накопления фактов, рыхлое этническое сознание становится более устойчивым и даже может меняться.

Своеобразный возрастной фон, на котором происходит формирование личности подростка, обуславливает его большую «чувствительность» к этническим проблемам. Подросток фактически впервые сталкивается с ними и должен включить их в систему своих взглядов и формирующихся убеждений. В этом одна из трудностей психологического сопровождения подростков на данном этапе жизни.

Эмпирическое исследование было направлено на сбор данных в рамках двух критериев:

1. Проявление толерантности (в том числе, этнической) в подростковом возрасте;

2. Преобладающий тип этнической идентичности в подростковом возрасте.

Особенности проявления толерантности подростков изучались при помощи анализа данных экспресс-опросника «Индекс толерантности».

81,91%

77,69%

Девушки

Юноши

Среднее

Среднее значение

Рис. 1. Сравнение средних значений индекса общей толерантности в группе подростков

Анализ полученных результатов представленных на рис. 1 позволяет сделать следующие выводы. Среднее значение общего индекса толерантности среди девушек (81,91) выше, чем у юношей (74,12). Среднее значение общего индекса толерантности в группе равно 77,69. Возможно, более высокое значение индекса толерантности среди девушек обусловлено свойствами образа феминности: терпимостью, чувствительностью, проявлением милосердия, снисходительности, толерантности. Все значения

(по тендерным группам и по всей группе подростков в целом находятся в пределах границ среднего уровня толерантности (от 61 до 99 баллов).

Групповая медиана (наиболее часто встречающееся среднее значение) среди девушек (82,50) существенно выше, чем среди юношей (74,50), следовательно, в группе девушек более высокий уровень проявления толерантности встречается чаще.

93,75%

I Низкий Средний I Высокий

Качественный уровень

Рис. 2. Распределение в выборке по качественному уровню проявления толерантности в группе подростков

Рассматривая качественные значения показателя проявления толерантности (уровни: высокий, средний, низкий) были получены результаты, представленные на рис. 2. Из 48 человек в исследуемой группе 2 человека имеют низкий уровень проявления толерантности (4,16%), 45 человек - среднее значение (93,75%), 1 человек - высокий уровень проявления толерантности (2,08%).

Также анализ данных на основе сравнения дисперсий ^критерия Стъюдента позволяет сделать вывод о том, что проявление толерантности не зависит от пола и возраста в данной группе испытуемых.

27,45

26,91

27,55

Девушки I Юноши

Рис. 3. Качественный анализ аспектов толерантности Сравнение показателей данных на слайде позволяет утверждать, что уровень этнической толерантности у девушек (27,45) также выше, чем у юношей (24,85), и оба значения показателя находятся в пределах границ средних значений. Уровень толерантности в отношении различных социальных групп (меньшинств, людей с ограниченными возможностями здоровья; пожилых и пр.) у девушек (26,91), аналогично, выше, нежели у

юношей (24,77). Аналогичный вывод в среднем значении уровней проявления толерантности у юношей и девушек в исследуемой группе подростков можно сделать по личностным установкам и убеждениям личности: у девушек данное значение показателя равно 27,55, у юношей -24,50. Результаты однофакторного дисперсионного анализа, позволяют утверждать, что значимыми являются различия между гендерными группами (р=0,002) в толерантности как устойчивой характеристики и свойстве личности: у девушек данное качество сформировано на более высоком уровне, нежели у юношей, что было доказано статистически. Возможно, данные различия обусловлены гендерными свойствами личности: толерантность в большей степени присуща феминным чертам, нежели маскулинным.

Далее проведен подробный анализ и интерпретация результатов по методике диагностики типов этнической идентичности. Анализируя данные представленные на рис. 4, мы пришли к выводу о том, что для 24 человек из группы (51,06%) характерно проявление адекватного (позитивного) уровня этнической идентичности.

Ведущий тип

4,26%

2,13%

4,26%

38,03%

51,06%

Позитивная этническая идентичность

Этническая индифферентность

Этнонигилизм Этноэгоизм I Этноизоляционизм

Рис. 4. Распределение в выборке по ведущему типу этнической идентичности

Данные подростки сочетают позитивное отношение к своему народу с позитивным отношением к прочим народам. Для 38,03% (18 чел.) характерна этническая индифферентность - для них неактуально отнесение себя к той или иной этнической группе, наблюдается размытость границ этнической идентичности. Для 2 чел. из исследуемой группы подростков (4,26%) наблюдается этнонигилизм - отход от собственной этнической группы и поиск собственной идентичности не по этническому признаку. Также для 2 человек, напротив, свойственна крайняя степень проявления этноэгоизма - в раздражении в общении с представителями других этнических групп. Наконец, для 1 подростка характерен этноизоляционизм - убежденность в превосходстве собственного народа, что требует дополнительного исследования и проведения коррекционно-воспитательной работы с ним.

В качестве рабочей гипотезы исследования было сформулировано

предположение о том, что при позитивной этнической идентичности у подростков преобладает высокий уровень этнической толерантности Наглядно приведенная зависимость отображена на диаграмме рассеяния (рис. 5).

Бгдуций„Гнп

Рис. 5. Диаграмма рассеяния для ведущего типа этнической идентичности и толерантности

Результаты однофакторного дисперсионного анализа зависимости уровня толератности от ведущего типа этнической идентичности позволяет сделать вывод о том, что гипотеза не подтвердилась.

Использованные источники:

1. Абишева Ж.А. Этническая «Я-концепция» [Электронный ресурс]// Вестник практической психологии образования. 2009. № 1. С. 74-76. URL: http : //psyj ournals.ru/vestnik_psyobr/2009/n1/28292. shtml (дата обращения 22.05.18)

2. Современные этносоциальные и этнополитические процессы [Электронный ресурс]: сборник научных работ/ Э.Х. Аетдинов [и др.].— Электрон. текстовые данные.— Набережные Челны: Набережночелнинский государственный педагогический университет, 2013.— 295 с.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/49935.html.— ЭБС «IPRbooks» (дата обращения: 09.06.18)

3. Антонова Л.Н. и др. Профилактика проявлений экстремизма и ксенофобии в образовательной среде: Методические рекомендации. -АСОУ, 2011. - 48 с.

4. Бабинцев В.П., Заливанский Б.В., Самохвалова Е.В. Этнический экстремизм в молодежной среде: диагностика и перспективы преодоления. Мир России. 2011. № 1

5. Белик А.А. Психологическая антропология и образование — проблема становления поликультурной модели обучения/ Культурно-историческая психология. Т. 10. № 3. 2014. С. 71—76

6. Гармаева Т.В. Особенности этнической идентичности младших

школьников и подростков, проживающих в мегаполисе [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2010. N 2(10). URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2010n2-10/310-garmaeval0.html (дата обращения: 24.05.18)

7. Голуб Е.В. Развитие этнической идентичности как фактор как фактор социализации подростков полиэтнического региона: монография/Е.В. Голуб. Оренбург. Издательский центр ОГАУ., 2014. 128 с.

8. Гурина О.Д. Ксенофобские установки и личностные особенности подростков с девиантным поведением. [Электронный ресурс] // Психология и право. 2016(6). № 1. С. 39-57. URL: http://psyjournals.ru/psyandlaw/2016/n1/80669.shtml (дата обращения 08.05.18)

9. Ермаков В.А. Этнопсихология. Хрестоматия [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Ермаков В.А.— Электрон. текстовые данные.— М.: Евразийский открытый институт, 2011.— 392 с.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/11139.html.— ЭБС «IPRbooks» (дата обращения 12.03.17)

10.Калинкина, И.В., Доева, А.Н. Региональная конфликтология: учебно-методическое пособие. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2012, 159 с.

11.Красильникова В.Г. Этническая идентичность подростков.// Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. № 28. 2012. С.71-75

12. Кузьмина К.Е., Буров А.В. Исследование взаимосвязи толерантности в отношении представителей других этносов и этнической идентичности личности // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 1. - С. 412-412

13. Лебедева, Н. М. Этнопсихология : учебник и практикум для академического бакалавриата/Н. М. Лебедева. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 491 с.

14. Майкова Е. С. Психологические особенности подростков, склонных к экстремистскому поведению / Е. С. Майкова, Т. И. Бонкало // Ученые записки Российского государственного социального университета. - 2013. Т. 1, № 2 (113). С. 122-125

15.Собкин В.С., Смыслова М.М. Значимость национальности при выборе близких друзей (сопоставление мнений старшеклассников Москвы и Риги)[Электронный ресурс]// Национальный психологический журнал — 2011. — №2(6) — с.112-116. URL: http://npsyj.ru/articles/detail.php?article=3416&sphrase_id=8425 (дата обращения 05.06.18)

16.ТишковВ.А. От этноса к этничности и после. Этнографическое обозрение. 2016, № 5

17. Толерантность в мультикультурном обществе. Региональный аспект [Электронный ресурс]: монография/ Е.Л. Кудрина [и др.].— Электрон. текстовые данные.— Кемерово: Кемеровский государственный институт

культуры, 2013.— 384 c.— Режим доступа:

http://www.iprbookshop.ru/22114.html.— ЭБС «IPRbooks» (15.05.2018)

18.Тудупова Т.Ц. Этнопсихологический фактор в структуре направленности личности современного подростка [Электронный ресурс]// СПЖ.№26.2007.URL:http://joumals.tsu.щ/psychology/&joumal page=archive&i d=977&article id=20107 (дата обращения 27.05.18)

19.Хотинец В.Ю. Этническое самосознание. СПб.: Алетейя, 2010.

20.Хухлаев О.Е., Тарасов К.О. Факторы выбора этнической категоризации в ситуации информационного воздействия на подростков и юношей [Элктронный ресурс]// Социальная психология и общество. 2015. Т.6.№3. URL : http : //psyj ournal s. ru/social psy/2015/n3/khukhlaev tarasov. shtml (дата обращения 18.05.18)

21.Чебыкина О.А. Системный анализ подходов к понятию «толерантность»// Электронный журнал «Психологическая наука и образование» URL: www.psyedu.ru / ISSN: 2074-5885 /№ 2, 2012 (дата обращения 18.05.2018)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.