Andrienko Oksana Aleksandrovna, Bezenkova Tatyana Alexandrovna ON THE ISSUE OF ETHNIC IDENTITY OF MODERN ...
psychological science
УДК 159.99
DOI: 10.26140/anip-2020-0904-0069
К ВОПРОСУ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ
© 2020
SPIN: 3820-8444 AuthorlD: 516485 ORCID: 0000-0002-3490-1849 ScopusID: 57205333311
Андриенко Оксана Александровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии и педагогики Оренбургский государственный университет, филиал в г.Орске (462403, Россия, Орск, проспект Мира 15А, e-mail: [email protected])
SPIN: 5657-5624 AuthorID: 547916 ORCID: 0000-0002-0932-9828 ScopusID: 57194243355
Безенкова Татьяна Александровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной работы и психолого-педагогического образования Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова (455000, Россия, Магнитогорск, проспект Ленина 38, e-mail: [email protected]) Аннотация. На сегодняшний день достаточно остро стоит вопрос формирования толерантности у современной молодежи. Проблема исследования этнической идентичности в России имеет особую актуальность, и связано это с полиэтническим составом населения нашей страны. Образовательная среда - это мультикультурное пространство взаимодействия, от организации которого зависит степень межэтнической напряженности общества. Готовность человека к контактам с представителями различных культур формируется, в том числе, и в условиях образовательных учреждений, становится актуальной и востребованной компетенцией для будущих педагогов - студентов вузов, обучающихся по психолого-педагогическим направлениям подготовки. В работе представлены результаты исследования, направленного на выявление уровня и типа этнической идентичности студентов Орского гуманитарно-технологического института (филиала) ОГУ и Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова. В исследовании применялись следующие методики: «Выраженность этнической идентичности» (Дж. Финни), «Этническая идентичность» (О.Л. Романова), «Типы этнической идентичности» (Л.М. Дробижева). У студентов, принадлежащих к различным этническим группам, выявлены все уровни этнической идентичности. В большей степени у юношей и девушек выражен аффективный компонент этнической идентичности. Практически у всех студентов присутствует чувство принадлежности к своей этнической группе, гордость за достижения своего народа, уверенность в том, что люди вправе жить на любой территории независимо от их национальности. У основной массы респондентов выявлена позитивная этническая идентичность, проявляющаяся в положительном отношении, как к собственному народу, так и к другим народам.
Ключевые слова: этнос, идентичность, этническая идентичность, типы идентичности, уровни идентичности, типы этнической идентичности, этническая идентичность студентов, диагностика этнической идентичности.
ON THE ISSUE OF ETHNIC IDENTITY OF MODERN STUDENTS
© 2020
Andrienko Oksana Aleksandrovna, PhD, associate professor of the department psychology and pedagogics Orenburg State University, Branch in Orsk (462403, Russia, Orsk, Mira Avenue, 15A, e-mail: [email protected]) Bezenkova Tatyana Alexandrovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of social work and psychological and pedagogical education Nosov Magnitogorsk State Technical University (455000, Russia, Magnitogorsk, Lenin street, 38, e-mail: [email protected]) Abstract. Today, the issue of forming tolerance among modern youth is quite acute. The problem of ethnic identity research in Russia is of particular relevance and is related to the multi-ethnic composition of the population of our country. The educational environment is a multicultural space of interaction, the organization of which determines the degree of interethnic tension in society. The readiness of a person to contact representatives of different cultures is formed, including in the conditions of educational institutions, and becomes an actual and popular competence for future teachers - University students studying in psychological and pedagogical areas of training. The paper presents the results of a study aimed at identifying the level and type of ethnic identity of students of the Orsk Institute of Humanities and technology (branch) of OSU and Magnitogorsk state technical University named after G. I. Nosov. The following methods were used in the study: "Expression of ethnic identity" (J. Finney)," Ethnic identity "(O. L. Romanova)," Types of ethnic identity " (L. M. Drobizheva). Students belonging to different ethnic groups have all levels of ethnic identity identified. To a greater extent, boys and girls have an affective component of ethnic identity. Almost all students have a sense of belonging to their ethnic group, pride in the achievements of their people, and confidence that people have the right to live in any territory, regardless of their nationality. The majority of respondents have a positive ethnic identity, which is manifested in a positive attitude towards their own people and other peoples.
Keywords: ethnos, identity, ethnic identity, types of identity, levels of identity, types of ethnic identity, ethnic identity of students, diagnostics of ethnic identity.
ВВЕДЕНИЕ
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. В настоящее время культура претерпевает значительные трансформации, совершенно по-другому выстраивая взаимосвязь собственных элементов. В связи с этим все чаще обсуждаются проблемы поликультурного пространства
и полиэтнического общества. Этническая идентичность может стать фактором, во многом определяющим, каким будет существование этнических групп в поликультурном пространстве. Формирование позитивной этнической идентичности позволит обеспечить толерантное общество и бесконфликтное сосуществование культур.
Анализ последних исследований и публикаций, в ко-
психологические науки
Андриенко Оксана Александровна, Безенкова Татьяна Александровна К ВОПРОСУ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ ...
торых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Анализ культурологической, психолого-педагогической и социологической литературы показывает, что вопросам изучения сущности, особенностей формирования и влияния этнической идентичности на личность посвящены исследования О.М. Апанасенко [1], А.С. Берберян [2], Е.В. Валиуллиной [3], Л.А. Габдуллиной [4], С.А. Гасановой [5], М.Х. Дугужевой [6], Б.И. Карипбаева [7], Т.В. Кор-неевой и С.В. Поддубного [8], Г. Мурсалыевой [9], И.К. Петрова и А.Х. Абдувалиевой [10], П.Л. Полежаева [11], С.А. Соколова [12], К.Д. Чермит [13], М.Т. Шергалиевой [14], Н.А. Шергенг и М.А. Пушкарева [15] и др.
В исследовании проблемы этнической идентичности существует несколько теоретических и методологических подходов, данный вопрос и по сей день остается дискуссионным.
Идентичность как психологическая категория представляет собой интегративное образование, основными составляющими которого являются личностная и социальная идентичность. Социальная идентичность - это результат идентификации личности с социальной средой. Ее компонентом, в свою очередь, выступает этническая идентичность, являясь наряду с этим важным компонентом самосознания личности. В постоянном взаимодействии с социальной идентичностью находится личностная, которая представляет собой спектр характеристик, сообщающих человеку свойство уникальности [16]. В структуре этнической идентичности традиционно выделяются когнитивный (знания, представление, осознание) и аффективный (эмоциональное отношение к своему происхождению) компоненты [9].
Выделяется несколько типов этнической идентичности: позитивная и негативная, этноцентрическая, полиэтническая и трансэтническая, моноэтническая, биэтни-ческая и маргинальная идентичность [3].
В последние годы активное внимание стало уделяться изучение этнической идентичности в аспекте предотвращения национальных конфликтов, поскольку в современном обществе наблюдается рост межэтнической напряженности и националистической идеологии [17-21].
Ряд исследований посвящен изучению этнической идентичности молодежи, поскольку это социальная группа наиболее подвержена процессам трансформации. Политика мультикультурализма может привести к утрате этнической идентичности, а значит к потере своего языка, культуры, самобытности, уникальности. И более уязвимой здесь является молодежь. Вследствие этого формирование этнической идентичности становится важной педагогической и психологической задачей [11; 8].
МЕТОДОЛОГИЯ
Формирование целей статьи. Изучить особенности этнической идентичности студентов.
Постановка задания. Выявление уровня и типа этнической идентичности студентов.
Используемые в исследовании методы, методики и технологии. В исследовании использовались следующие методы и методики: анализ психологической литературы, тестирование, опрос.
В исследовании применялись следующие методики:
1. Методика Дж. Финни «Выраженность этнической идентичности».
2. Шкальный опросник О.Л. Романовой «Этническая идентичность».
3. Методика Л.М. Дробижевой «Типы этнической идентичности».
РЕЗУЛЬТАТЫ
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.
В исследовании приняли участие студенты ОГТИ (филиал) ОГУ и МГТУ им. Г.И. Носова, обучающиеся
по психолого-педагогическим направлениям подготовки, в количестве 87 человек в возрасте 18-23 лет.
Следует отметить, что нашу выборку составили представители различных этносов.
В ходе проведения первой методики нами были получены следующие результаты. 23,1% опрошенных проявляют интерес к своему этносу, уделяют время на изучение его истории, традиций и обычаев. 18,7% респондентов активны в различных социальных группах, состоящих из членов своего этноса. 90,8% студентов понимают значимость своего этническое происхождения, причем из них 2,2% респондентов задаются вопросом влияния их национальности на жизнь. Большинство юношей и девушек рады принадлежности к своей этнической группе (90,8%), чувствуют связь с ней (50,6%) и привязанность (57,5%), испытывают чувство гордости за нее (64,4%). Также большинство студентов (89,7%) знают и стараются соблюдать традиции своей этнической группы.
Далее нами были определены уровни выраженности когнитивного и аффективного компонентов этнической идентичности.
Когнитивный компонент этнической идентичности, проявляющийся знаниях и представлениях об особенностях этнической группы, в познании своего этноса. Именно он обеспечивает получение знаний и информации, формирование понятий и оперирование ими. У опрошенных данный компонент идентичности находится на следующих уровнях: высокий - 11,5%; средний -18,4%; низкий - 70,1%.
Аффективный компонент этнической идентичности проявляется в положительном отношении и чувстве принадлежности к этносу, в привязанности к нему, гордости за него. У опрошенных юношей и девушек он находится на следующих уровнях выраженности: высокий уровень - 59,8%; средний уровень - 32,2%; низкий уровень - 8,0%.
В целом по данной методике можно констатировать следующее: у 35,6% опрошенных высокий уровень этнической идентичности; у 25,3% - средний уровень; 39,1% - низкий уровень.
Проведение опросника О.Л. Романовой «Этническая идентичность» позволило нам выявить следующее.
Чувство принадлежности к своей этнической группе испытывают 87,4% опрошенных. Оно проявляется в интересе к истории и культуре своего народа, гордости за достижения своего народа, в нетерпимости в адрес своего этноса оскорблений. Значимость национальности важна для 41,2% студентов. Взаимоотношения этнического большинства и меньшинства значимы для 74,7% респондентов. Проявляются они в праве людей жить на любой территории независимо от их национальности, в отсутствии преимуществ этнического большинства перед другими народами, живущими на данной территории.
Таким образом, проведенное нами исследование по первым двум методикам показывает, что у опрошенных студентов этническая идентичность находится в целом на среднем уровне.
После проведения методики Л.М. Дробижевой «Типы этнической идентичности», нами были получены следующие результаты.
Позитивная этническая идентичность выявлена у 89,8% студентов, проявляющих положительное отношение, как к собственному народу, так и к другим народам.
Этнонигилизм - отход от собственной этнической группы, наблюдается у 4,6% юношей и девушек.
Этническая индифферентность, выражающаяся в неопределенности этнической принадлежности, диагностирована у 3,4% от всей выборки.
Этноэгоизм диагностирован у 2,2% опрошенных.
По шкалам «Этноизоляционизм» и «Этнофанатизм» студентов не выявлено.
Таким образом, у превалирующего большинства
Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2020. Т. 9. № 4(33)
305
Andrienko Oksana Aleksandrovna, Bezenkova Tatyana Alexandrovna ON THE ISSUE OF ETHNIC IDENTITY OF MODERN ...
psychological science
опрошенных выявлена позитивная этническая идентичность, являющаяся «нормой» в полиэтническом обществе. Следует отметить, что Оренбургская и Челябинская области, в которых и проводилось исследование, являются выраженными полиэтническими регионами нашей страны.
Сравнение полученных результатов с результатами в других исследованиях. Исследование, проведенное М.Д. Мункиным и Х.Ц.Д. Гомбожаповой, было направлено на изучение этнической идентичности студентов. Его результаты свидетельствуют о том, что у 57% студентов позитивная этническая идентичность, этническая индифферентность преобладает у 21% студентов, этнический нигилизм - у 20%, этническая изоляция - у 15%, этноцентризм - у 9%, национальный фанатизма выявлен у 3,4% от всей выборки [22]. Исследование Е.С. Холоповой и Н.О. Садовниковой показало, что у 75% студентов вузов выражена позитивная этническая идентичность, этническая индифферентность у 19% опрошенных, этнофанатизм и этноэгоизм по 3%, а по шкалам «этнонигилизм» и «этноизоляционизм» респондентов не выявлено [23].
В работе С.И. Галяутдиновой и Р.Б. Гумеровой [24] так же, как и в нашем исследовании, у студентов более выражен аффективный компонент этнической идентичности.
ВЫВОДЫ
Выводы исследования. Результаты, полученные в ходе эмпирического исследования, позволяют сделать следующие выводы. У опрошенных студентов, принадлежащих к различным этническим группам, выявлены все уровни этнической идентичности. Высокий и низкий уровни наблюдаются у 35,6% и 39,1% опрошенных, соответственно. В большей степени у юношей и девушек выражен аффективный компонент этнической идентичности, чем когнитивный, связанный с познанием своего этноса. У большинства студентов присутствует чувство принадлежности к своей этнической группе, гордость за достижения своего народа, уверенность в том, что люди вправе жить на любой территории независимо от их национальности. У основной массы опрошенных выявлена позитивная этническая идентичность, проявляющаяся в положительном отношении, как к собственному народу, так и к другим народам, и являющаяся «нормой» в полиэтническом обществе.
Перспективы дальнейших изысканий в данном направлении. Дальнейшие перспективы решения представленной проблемы заключаются в необходимости формирования у современных студентов когнитивного компонента этнической идентичности: потребности в познании истории, культуры, происхождении своего этноса.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Апанасенко О.М. Этническая идентичность как часть поликультурного пространства // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2019. № 34. С. 9-11.
2. Берберян А.С., РомановаЕ.С., Корнилова О.А. Самопонимание этнической идентичности как сущностная характеристика самосознания студенческой молодежи // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2019. № 2 (37). С. 66-72.
3. Валиуллина Е.В. Типология этнической идентичности // Дискурс. 2019. № 2 (28). С. 121-127.
4. Габдуллина Л.А. Специфика социально-психологической адаптации у студенческой молодежи с позитивной и неопределенной этнической идентичностью //Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59-3. С. 434-438.
5. Гасанова С.А. Соотношение этнической идентичности с ценностными ориентациями личности (на примере дагестанской студенческой молодежи) // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2019. Т. 13. № 2. С. 11-16.
6. Дугужева М.Х. Некоторые правовые аспекты изучения этнической идентичности // Самоуправление. 2019. Т. 2. № 1 (114). С. 211214.
7. Карипбаев Б.И. Проблемные аспекты педагогического формирования этнокультурной идентичности и этнической консолидации в образовательных форматах современного мира // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 2 (23). С. 255-258.
8. Корнеева Т.В., Поддубный С.Е. Социально-психологические детерминанты этнической идентичности молодежи //Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология. 2019. Т. 4. № 3 (15). С. 193-221.
9. Мурсалыева Г. Взаимосвязь компонентов структуры этнической идентичности подростков// Вестник РГГУ. Серия: Психология. Педагогика. Образование. 2018. № 2 (12). С. 122-136.
10. Петров И.К., Абдувалиева А.Х. Этническая идентичность и этнические группы в социальных сетях// Современные научные исследования и разработки. 2018. Т. 2. № 5 (22). С. 460-463.
11. Полежаев П.Л. Этническая идентичность молодежи в современном мире // Вестник Восточно-Сибирской Открытой Академии. 2019. № 31. С. 16.
12. Соколов С.А. Этническая идентичность как фактор и условие воспитания культуры толерантности //Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2019. № 4 (49). С. 157-161.
13. Чермит К.Д., Аутлева А.Н., Вержбицкая Е.Г. Становление социальной компетентности и этнической идентичности студентов вуза в условиях поликультурного образовательного пространства // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2018. № 1 (213). С. 78-83.
14. Шергалиева М.Т. Этническая идентичность как вид социальной идентичности // Вестник Саратовского государственного технического университета. 2014. Т. 3. № 1 (76). С. 207-211.
15. Шергенг Н.А., Пушкарева М.А. Проблема становления этнической идентичности (социально-философский аспект) // Вестник Дагестанского государственного университета. Серия 3: Общественные науки. 2018. Т. 33. № 2. С. 55-59.
16. Бохан Т.Г., Шабаловская М.В., Бородич Ю.В., Терехина О.В., Ульянич А.Л. Особенности личностной и этнической идентичности студентов в аспекте кросскультурного сравнения // Вестник Кемеровского государственного университета. 2019. Т. 21. № 4 (80). С. 962-973.
17. Солянкина Л.Е., Тимофеева Т.С., Голубь О.В. Психологическая помощь людям с различной этнической идентичностью как детерминант предотвращения национальных конфликтов // Мировые цивилизации. 2018. Т. 3. № 3. С. 8.
18. Ефремкина И.Н. Исследование взаимосвязи политических событий и изменений в структуре гражданской и этнической идентичности //XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 1. № 1 (23). С. 54-58.
19. Желнина Е.В. Политико-правовые факторы формирования региональной идентичности // Карельский научный журнал. 2018. Т. 7. № 4 (25). С. 85-88.
20. Гонсалес С.Х.И. Поиск идентичности дисфункционального общества и его влияние на возникновение экстремизма // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2018. Т. 7. № 3 (24). С. 353-355.
21. Гасымова К.В. Поликультурное образование как основа формирования толерантности в мультикультурном пространстве // Гуманитарные балканские исследования. 2019. Т. 3. № 4 (6). С. 14-18.
22. Мункин М.Д., Гомбожапова Х.Ц.Д. Полоролевая и этническая идентичность студентов гуманитарной и технологической специальностей // Вестник Бурятского государственного университета. 2014. № 5. С. 27-31.
23. Холопова Е.С., Садовникова Н.О. Исследование типов этнической идентичности у студентов вузов и колледжей // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2016. № T11. С. 19411945.
24. Галяутдинова С.И., Гумерова Р.Б. Проявление этнической идентичности у студентов разной национальности // Велес. 2016. № 10-1 (40). С. 99-102.
Статья поступила в редакцию 09.04.2020 Статья принята к публикации 27.11.2020