Научная статья на тему 'ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭТАПОВ РАЗВИТИЯ МЕТОДИКИ МАТЕМАТИКИ И ТЕСТИРОВАНИЯ'

ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭТАПОВ РАЗВИТИЯ МЕТОДИКИ МАТЕМАТИКИ И ТЕСТИРОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
28
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕСТИРОВАНИЕ / МЕТОДИКА МАТЕМАТИКИ / ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ТЕСТИРОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Новичкова Т. Ю., Хвастунова Е. М., Ячинова С. Н.

В данной статье выделяются основные этапы развития методики математики и тестирования. Рассматривается каждый этап, показывается влияние методики математики на развитие тестирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭТАПОВ РАЗВИТИЯ МЕТОДИКИ МАТЕМАТИКИ И ТЕСТИРОВАНИЯ»

Вестник магистратуры. 2014. № 8(35).

ISSN 2223-4047

УДК 371

Т.Ю. Новичкова, Е.М. Хвастунова, С.Н. Ячинова

ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭТАПОВ РАЗВИТИЯ МЕТОДИКИ МАТЕМАТИКИ И ТЕСТИРОВАНИЯ

В данной статье выделяются основные этапы развития методики математики и тестирования. Рассматривается каждый этап, показывается влияние методики математики на развитие тестирования.

Ключевые слова: тестирование, методика математики, этапы развития тестирования.

В методике преподавания математики выделяются несколько этапов развития тестирования, которые находятся в тесной взаимосвязи с развитием самой методики.

Первый этап - подготовительный. Он начинается с работ И.Г. Пестолоцци «Наглядное учение о числе» и «Наглядное изучение об измерении» (1803 г.) и заканчивается выделением методики обучения математике в самостоятельную научную область.

Во второй половине XIX и начале XX вв. появляются пособия по методике (В.П. Ермаков, М.Г. Попруженко, В.П. Шереметевский, К.Ф. Лебединцева), в которых давались методические рекомендации конкретным вопросам содержания алгебры, тригонометрии и началам анализа. А так как существуют рекомендации, то учителю необходимо проверить, насколько они эффективны. Поэтому элементы тестирования применялись на обобщающих уроках в виде заданий, охватывающих большой круг проверяемых вопросов или входили в контрольную работу.

В 1918 году выходит первый номер журнала «Математика в школе», где в статье И. Чистякова «Цели и метод преподавания математики в новой школе» отмечается, что главная цель - возбуждение в учениках математического мышления. Учитель для выявления этого математического мышления применяет элементы тестирования.

С восстановлением в тридцатые годы классно-урочной системы, в школе вводятся учебники по математике, которые действовали в дореволюционной школе. А любой учебник - это, в первую очередь, обозначение круга вопросов, предназначенных к изучению и требующих, в итоге, контроля их усвоения, который проводился с использованием тестов.

Ко второй половине XX века происходит трансформация методики обучения математике из прикладной дидактики в самостоятельную научную область.

На втором этапе происходит выделение методики в отдельную науку со своим предметом и объектом исследования (50-70 гг. XX в.).

В это время делались попытки ввести в школьный курс математики геометрические преобразования, аксиоматический метод, элементы анализа и аналитической геометрии. Поэтому тестирование выполняло информационную функцию для методистов, выступающих за эти нововведения. Элементы тестов выявляли степень эффективности учебных программ.

Для этого этапа характерно появление публикаций, в которых рассматривалось расширение функций задач. К их числу относится статья Нешкова К.И., Семушина А.Д. «Функции задач в обучении», а также первые докторские диссертации (Колягин Ю.М., Саранцев Г.И.), работы Е.И. Лященко и др. Так как элементы тестов на первом и втором этапах неразрывно были связаны с решением задач, то это повлекло за собой изменение и роли тестирования, которое стало связующим звеном в проверке правильности сопоставления обучению, познанию и развитию соответствующего типа задач. Становится ясно, что формирование знаний не может осуществляться вне деятельности.

© Новичкова Т.Ю., Хвастунова Е.М., Ячинова С.Н., 2014.

ISSN 2223-4047

Вестник магистратуры. 2014. № 8(35).

Третий этап - использование деятельностного подхода с выделением действий, адекватных исследуемому методическому феномену (с 70-х годов XX в).

В это время разрабатываются и оформляются концепции формирования понятий и работы с теоремой (Ю.М. Колягин, В.А. Оганесян, Г.И. Саранцев, З.И. Слепкань, Н.Ф. Талызина). В концепции Г.И. Саранцева отражен деятельностный подход к анализу знания. В соответствии с ним вся работа с понятиями и теоремами подразделяется на ряд этапов (действий), которые реализуются посредством задач, что повлекло за собой необходимость в управлении этими этапами, контроль за усвоением каждым учеником выделенных действий. Начинают применяться термины «тест» и «тестирование». В первых тестах того времени легко можно увидеть остатки программированного обучения. До сегодняшнего дня основной функцией тестирования остается контролирующая, хотя потребность в диагностических тестах возрастает в связи с введением в методику деятельностного подхода.

Появление в методике понятия «критериальная задача» [3] повлекло за собой разработку тестов, ориентированных на критерий. Они были направлены на сопоставление учебных достижений каждого ученика с планируемым к усвоению объемом знаний (критерием).

Первые критериально-ориентированные тесты по математике появляются в 1985 году. Они были разработаны Е.М. Горбачевой [1] для учащихся пятого класса. Она дала анализ содержания самого тестового задания, но не раскрыла технологии этого тестирования.

В дальнейшем критериально-ориентированные тесты в своих работах отразили многие авторы (Л.И. Афонина, Д.С. Горбатов, Л.А. Сучкова, А.В. Слепухин). Однако авторы не заостряют внимания на проблемах диагностики в обучении понятиям и работе с теоремой, которые возможно проводить с помощью тестов.

Четвёртый этап - этап реализации идей гуманизации и гуманитаризации математического образования.

В связи с тем, что «...условиями гуманизации математического образования являются дифференциация обучения и мотивация учебной деятельности» [4], то в тестах начинают появляться задания нескольких уровней сложности. В основном, это были задания для «сильных» и «слабых» учащихся.

В последнее десятилетие прошлого столетия произошел мощный издательский выброс учебно-методических материалов, которые содержали тесты разных возрастных групп учащихся по всем учебным предметам. Проведенный нами анализ показал, что в них практически отсутствовали тесты по геометрии, все предложенные задания носили контролирующий характер, тесты как средства диагностирования практически не рассматривались, кроме того, в большинстве публикаций не было предложено методической обработки и описания возможностей адекватной интерпретации выполненных заданий.

В настоящее время предлагаемые системы тестов концептуально отличаются от известных публикаций по этой тематике того времени и являются важным звеном технологии обучения.

Библиографический список

1. Горабачева Е.М. Опыт конструирования диагностического критериально-ориентированного теста // Вопросы психологии. - 1985. - № 5. - С. 133-139.

2. Нешков К.И., Семушин А.Д. Функции задач в обучении // Математика в школе. - 1971. - № 3. -

С.4-7.

3. Новичкова Т.Ю., Хвастунова Е.М., Ячинова С.Н. Критериальные задания как фактор совершенствования процесса обучения математике // Вестник магистратуры. - 2014. - № 6-1(33). - С. 125-127.

4. Саранцев Г.И. Методика обучения математике в средней школе: Учеб. пособ. для студентов мат. спец. пед. вузов и университетов. - М.: Просвещение, 2002. - 224 с.

НОВИЧКОВА Татьяна Юрьевна - кандидат педагогических наук, доцент, Пензенский артиллерийский инженерный институт.

Вестник магистратуры. 2014. № 8(35). 2223-4047

ХВАСТУНОВА Екатерина Михайловна - студент, Пензенский государственный университет архитектуры и строительства.

ЯЧИНОВА Светлана Николаевна - кандидат педагогических наук, доцент, Пензенский государственный университет архитектуры и строительства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.