Научная статья на тему 'ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И АДАПТАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ ВУЗА'

ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И АДАПТАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
319
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / АДАПТИВНАЯ ФУНКЦИЯ / СТУДЕНТЫ / ЭМОЦИИ / ПРОЦЕСС АДАПТАЦИИ / ЛИЧНОСТНЫЙ АДАПТАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / АДАПТАЦИОННЫЕ СПОСОБНОСТИ / СТРУКТУРА / ВЗАИМОСВЯЗЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бердникова Ирина Александровна

В статье отмечается, что в условиях быстро меняющейся окружающей действительности одним из аспектов актуализации эмоционального интеллекта является его адаптивная функция. Она раскрывает возможности задействования способностей эмоционального интеллекта в процессе адаптации студентов к условиям обучения в вузе. Автором представлены результаты исследования, посвященного взаимосвязи эмоционального интеллекта и личностного адаптивного потенциала с использованием в качестве диагностического инструментария опросника «Адаптивность» А.Г. Маклакова, С.В. Чермянина и методики изучения эмоционального интеллекта Н. Холла. Вариативность положительных корреляций между компонентами эмоционального интеллекта и структурными составляющими личностного адаптационного потенциала доказывает, что эмоциональный интеллект имеет значимую выраженность в адаптационных способностях студентов. Основными коррелятами этих способностей являются эмоциональная осведомленность и эмпатия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CORRELATION BETWEEN EMOTIONAL INTELLIGENCE AND ADAPTIVE ABILITIES OF UNIVERSITY STUDENTS

The author points out that one of the aspects of emotional intelligence actualization is its adaptive function. The author reveals the possibilities of using the abilities of emotional intelligence in the process of adapting students to the university learning environment. The author presents the results of an empirical research on descriptive statistics of emotional intelligence and personal adaptive potential, as well as the correlation of these psychological constructs. The questionnaire “Adaptiveness” by A.G. Maklakov, S.V. Chermyanin and N. Hall's methods of studying emotional intelligence were used as diagnostic tools. The variability of positive correlations between the components of emotional intelligence and the structural components of the personal adaptive potential proves that emotional intelligence is significantly expressed in the adaptive abilities of students. The main correlates of these abilities are emotional awareness and empathy.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И АДАПТАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ ВУЗА»

Общество: социология, психология, педагогика. 2022. № 5. С. 118-124. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. 2022. No. 5. P. 118-124.

Научная статья

УДК 159.923-057.875

https://doi.org/10.24158/spp.2022.5.17

Взаимосвязь эмоционального интеллекта и адаптационных способностей студентов вуза

Ирина Александровна Бердникова1,2

''Дипломатическая академия МИД России, Москва, Россия, only4irisha@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-1738-8596

2Российский аграрный сельскохозяйственный университет - МСХА имени К.А. Тимирязева

Аннотация. В статье отмечается, что в условиях быстро меняющейся окружающей действительности одним из аспектов актуализации эмоционального интеллекта является его адаптивная функция. Она раскрывает возможности задействования способностей эмоционального интеллекта в процессе адаптации студентов к условиям обучения в вузе. Автором представлены результаты исследования, посвященного взаимосвязи эмоционального интеллекта и личностного адаптивного потенциала с использованием в качестве диагностического инструментария опросника «Адаптивность» А.Г. Маклакова, С.В. Чермянина и методики изучения эмоционального интеллекта Н. Холла. Вариативность положительных корреляций между компонентами эмоционального интеллекта и структурными составляющими личностного адаптационного потенциала доказывает, что эмоциональный интеллект имеет значимую выраженность в адаптационных способностях студентов. Основными коррелятами этих способностей являются эмоциональная осведомленность и эмпатия.

Ключевые слова: эмоциональный интеллект, адаптивная функция, студенты, эмоции, процесс адаптации, личностный адаптационный потенциал, адаптационные способности, структура, взаимосвязь

Для цитирования: Бердникова И.А. Взаимосвязь эмоционального интеллекта и адаптационных способностей студентов вуза // Общество: социология, психология, педагогика. 2022. № 5. С. 118-124. https://doi.org/10.24158/spp.2022.5.17.

Original article

The correlation between emotional intelligence and adaptive abilities of university students Irina A. Berdnikova1,2

1Diplomatic Academy of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation, Moscow, Russia, only4irisha@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-1738-8596

2Russian State Agrarian University - Moscow Timiryazev Agricultural Academy, Moscow, Russia

Abstract. The author points out that one of the aspects of emotional intelligence actualization is its adaptive function. The author reveals the possibilities of using the abilities of emotional intelligence in the process of adapting students to the university learning environment. The author presents the results of an empirical research on descriptive statistics of emotional intelligence and personal adaptive potential, as well as the correlation of these psychological constructs. The questionnaire "Adaptiveness" by A.G. Maklakov, S.V. Chermyanin and N. Hall's methods of studying emotional intelligence were used as diagnostic tools. The variability of positive correlations between the components of emotional intelligence and the structural components of the personal adaptive potential proves that emotional intelligence is significantly expressed in the adaptive abilities of students. The main correlates of these abilities are emotional awareness and empathy.

Keywords: emotional intelligence, adaptive function, students, emotions, adaptation process, personal adaptive potential, adaptive abilities, structure, correlation

For citation: Berdnikova, I.A. (2022) The correlation between emotional intelligence and adaptive abilities of university students. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. (5), 118-124. Available from: doi: 10.24158/spp.2022.5.17 (In Russian).

Современная действительность характеризуется частой сменой социально-экономических реалий, что сопровождаются множеством эмоциогенных ситуаций, нарушающих привычный образ жизни. Данные обстоятельства актуализируют проблему выявления факторов, влияющих на адаптационные способности личности в условиях неустойчивой окружающей действительности.

© Бердникова И.А., 2022

При изучении эмоционального интеллекта как одного из психологических ресурсов, способствующих позитивному функционированию личности в контексте эффективного регулирования своей эмоциональной сферы, фокус внимания исследователей все чаще направлен на то, какое влияние оказывает этот конструкт на адаптационные процессы.

Важное практическое значение имеет проблема адаптированности студентов к вузу. От того, насколько будет минимизировано влияние стрессовых факторов, насколько успешно пройдет адаптация студентов, зависят продуктивность учебного процесса, качество личных взаимоотношений студентов, освоение ими новых видов деятельности и др. В совокупности это будет иметь существенное влияние на профессиональное и личностное становление студентов.

Теоретическую основу исследования составили представления об адаптации С.Т. Посохо-вой как «механизме самораскрытия личности, обеспечивающем трансформацию изменений окружающей среды во внутренние условия создания новых способов взаимодействия с реальностью и с собой»1. Б.Г. Рубин и Ю.С. Колесников называют адаптацией студентов процесс «вхождения личности» в совокупность ролей и форм деятельности (Рубин, Колесников, 1968).

Адекватная регуляции функционального состояния организма в разнообразных условиях жизнедеятельности во многом зависит от психологических особенностей личности, которые, в свою очередь, влияют на ее адаптационные способности. На сегодняшний день для констатации, характеристики и оценки адаптационных способностей личности все более активно используется понятие «личностный адаптационный потенциал» (ЛАП), которое было введено в психологическую науку А.Г. Маклаковым. Согласно концепции автора, адаптационный потенциал представляет собой «интегральную характеристику личности», которая включает устойчивую совокупность ее «индивидуально-психологических и личностных свойств» и обусловливает эффективную адаптацию (Маклаков, Сидорова, 2011: 41). Его составляющими являются нервно-психическая устойчивость, коммуникативные особенности, моральная нормативность.

Е.П. Ильин отмечает, что эмоции являются одной из категорий разрешения адаптационных проблем и представляют собой «рефлекторную психовегетативную реакцию, связанную с проявлением субъективного пристрастного отношения (в виде переживания) к ситуации, ее исходу (событию) и способствующую организации целесообразного поведения в этой ситуации» (Ильин, 2001: 50). По мнению С.П. Деревянко (2009), эффективность адаптационного процесса обеспечат не отдельно взятые эмоции, а их гармоничное объединение, идентификация, регулирование, что и отражает сущность понятия «эмоциональный интеллект». Под эмоциональным интеллектом мы вслед за Н. Холлом будем понимать способности осознавать «отношения личности, репрезентируемые в эмоциях, и управлять эмоциональной сферой на основе принятия решений» (Фе-тискин и др., 2002: 42).

Несмотря на то, что изучение адаптивного свойства эмоционального интеллекта диктуется запросами практики, оно не имеет на данный момент достаточно эмпирических подтверждений. Данная проблема рассматривалась в работах Н.А. Выскочил (2009) (анализ связей эмоционального интеллекта с «индексом общей адаптивности» как одного из формально-динамических свойств личности), В.Н. Гордиенко и Т.И. Гордиенко (2019) (влияние эмоционального интеллекта на уровень адаптированности студентов к вузу), Л.А. Слесаренко (2020) (исследование личностных адаптивных способностей и эмоционального интеллекта студентов медицинского вуза), Д.Д. Шандлоренко (2017) (исследование личностных адаптивных способностей и эмоционального интеллекта студентов вуза, готовящего специалистов в управленческой сфере), К. Мёллер и К. Квантес (Moeller, Kwantes, 2015) (взаимосвязь эмоционального интеллекта и антисоциального поведения как показателя неадаптированности).

Целью нашего исследования является изучение взаимосвязи эмоционального интеллекта и адаптационных способностей студентов аграрного вуза. Гипотезой стало предположение о том, что эмоциональный интеллект имеет значимую выраженность в структуре адаптационных способностей студентов. Задачи исследования определены следующим образом:

1) эмпирически определить и проанализировать уровневую представленность эмоционального интеллекта, личностного адаптационного потенциала, а также их структурных компонентов;

2) определить характер взаимосвязи между эмоциональным интеллектом, личностным адаптационным потенциалом студентов, а также их структурными компонентами.

Участниками исследования стали студенты Российского государственного аграрного университета - МСХА имени К.А. Тимирязева. Объем экспериментальной выборки составил 320 человек в возрасте от 19 до 22 лет (средний возраст 20,5 лет).

1 Посохова С. Т. Психология адаптирующейся личности: субъектный подход: автореф. дис. псих. наук. СПб., 2001. С. 5.

канд.

Методическая основа исследования включает:

1) опросник «Диагностика эмоционального интеллекта» Н. Холла (Ильин, 2001);

2) многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО) А.Г. Маклакова и С.В. Чермянина1.

Методика Н. Холла представляет собой опросник в форме самоотчета, который позволяет определить уровень общего (интегрального) эмоционального интеллекта и уровни парциальных эмоциональных интеллектов по пяти шкалам:

1) эмоциональная осведомленность (ЭО);

2) управление своими эмоциями (УСЭ);

3) самомотивация (САМ);

4) эмпатия (ЭМП);

5) распознавание эмоций других людей» (РДЭ).

Опросник «Адаптивность» оценивает адаптационные способности (АС), которые представлены тремя показателями:

1) нервно-психическая устойчивость (НПУ);

2) коммуникативные особенности (КО);

3) моральная нормативность (МН).

Шкалы опросника «Адаптивность» являются обратными, соответственно, меньшему количеству баллов соответствует более высокий уровень развития личностного адаптационного потенциала /адаптационных способностей.

Респонденты оценили уровень своего эмоционального интеллекта в границах от низкого (23,44 %; 75 человек) до высокого (16,87 %; 54 человека); преобладает средний уровень (59,69 %; 191 человек). Такой уровень эмоционального интеллекта позволяет студентам неплохо осознавать, понимать и управлять собственными эмоциями, а также быть нацеленными на понимание эмоций других людей. Они стараются проявлять гибкость в общении, внимательность, эмпатий-ность, так как им небезразлично эмоциональное состояние собеседника. Это помогает прийти к взаимопониманию, хотя полностью избежать конфликтных ситуаций не удается.

Массив полученных результатов об уровневых значениях интегрального эмоционального интеллекта наглядно представлен на круговой диаграмме (рисунок 1).

■ низкий ■ средний ■ высокий

Рисунок 1 - Представленность уровня интегрального эмоционального интеллекта, %

Согласно описательным статистикам, уровни парциальных эмоциональных интеллектов дифференцированы как низкий, средний, высокий уровни (рисунок 2). Наиболее позитивные результаты были получены по шкалам «эмоциональная осведомленность»: 64 человека имеют высокий уровень (55,63 %); «эмпатия»: 55 человек имеют высокий уровень (52,50 %). Проблемным параметром оказалась способность распознавать эмоции других людей: 130 человек имеют низкий уровень (40,62 %). Результаты по шкалам «управление своими эмоциями» и «самомотивация» оказались схожими:

- высокий уровень: шкала УСЭ - 52 человека (50,31 %); шкала САМ - 50 человек (49,06 %);

- низкий уровень: шкала УСЭ - 107 человек (34,44 %); шкала САМ - 113 человек (32,31 %).

1 Маклаков А.Г., Чермянин С.В. Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО-АМ) // Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие / Ред. и сост. Д. Я. Райгородский. Самара, 2006. С. 549-558.

Анализ параметров шкал по опроснику «Адаптивность» выявил три уровня развития адаптационных способностей (АС): высокий и нормальный, удовлетворительный, низкий, что составляет 41,56 %, 44,38 % и 14,06 % соответственно (рисунок 2).

низкий

удовлетворительный

высокий и нормальный

Рисунок 2 - Представленность уровня адаптационных способностей, %

Испытуемые с высоким и нормальным уровнем адаптации (133 человека) достаточно легко адаптируются к новым условиям окружающей среды; хорошо ориентируются в изменившейся ситуации и готовы выработать соответствующую стратегию своего поведения; легко воспринимают новые виды деятельности; не испытывают сложностей при вхождении в новый коллектив. Они неконфликтны; их отличает высокая эмоциональная устойчивость.

Удовлетворительный уровень адаптации наблюдается у 142 человек. Смена привычной деятельности не столь легко воспринимается респондентами. Успешность адаптации к новым условиям среды субъективно решается ими в каждой конкретной ситуации в зависимости от характеристики возникших изменений во внешнем окружении. Не исключены проявления конфликтности и даже иногда агрессии по причине не столь высокой их эмоциональной устойчивости. Речь может идти о возможности асоциальных поведенческих паттернов при определенных обстоятельствах.

Для респондентов с низким уровнем адаптационных способностей (45 человек) адаптация ко вновь возникшим условиям жизнедеятельности проходит сложно. Низкая нервно-психическая устойчивость может стать причиной проявлений частых негативных эмоциональных реакций, не всегда правильного поведения и даже асоциальных поступков и агрессии. Коммуникативные особенности не позволяют респондентам комфортно чувствовать себя в конфликтных ситуациях, скорее наоборот.

Каждый из структурных компонентов ЛАП представлен в трех уровнях: ниже среднего, средний, выше среднего (рисунок 3).

69,38

55,31

16,56

I

51,88

37,81

34,06

14,06-10,63 10,31

к н11 и11

нервно-психическая коммуникативные моральная нормативность

устойчивость особенности

ниже среднего "средний выше среднего

Рисунок 3 - Характеристика уровневых значений структурных компонентов адаптационных способностей, %

Анализ уровневых значений показателей ЛАП позволяет обобщить, что наибольшую представленность высокого уровня адаптационных способностей обеспечивают развитые коммуникативные способности (уровень выше среднего у 109 человек; примерно каждый второй имеет средний уровень) и высокая моральная нормативность (уровень выше среднего у 121 человека) участников нашего исследования; в то время как невыраженность способности к адаптации в наибольшей степени обусловлена нервно-психической неустойчивостью (наибольший процент респондентов с уровнем ниже среднего - 53 человека).

Корреляционные связи между уровневыми значениями эмоционального интеллекта, личностного адаптационного потенциала, а также их структурных компонентов представлены в Таблице 1. Следует обратить внимание на то, что, несмотря на отрицательный знак полученных коэффициентов корреляции, существует связь, при которой более высокому уровню эмоционального интеллекта соответствует более высокий уровень адаптационных способностей. Это объясняется тем, что согласно интерпретации баллов по методике «Адаптивность» А.Г. Маклакова и С.В. Чермянина, меньшему количеству баллов соответствует более высокий уровень ЛАП.

Таблица 1 - Корреляционные связи между уровневыми значениями эмоционального интеллекта, личностного адаптационного потенциала,

а также их структурных компонентов, р = 0,01_

Шкалы Нервно-психическая устойчивость Коммуникативные особенности Моральная нормативность Адаптационные способности

Эмоциональная осведомленность -0,594 -0,729 -0,643 -0,730

Управление своими эмоциями -0,647 -0,630 -0,605 -0,629

Самомотивация -0,508 -0,457 -0,513 -0,581

Эмпатия -0,631 -0,719 -0,667 -0,707

Распознавание эмоций других людей -0,466 -0,515 -0,487 -0,523

Эмоциональный интеллект -0,749 -0,787 -0,686 -0,870

Эмпирически подтверждена взаимосвязь между эмоциональным интеллектом и личностным адаптационным потенциалом (r = 0,870). Все структурные компоненты ЭИ значимо коррелируют с показателем ЛАП. Высокая сила связи: эмоциональная осведомленность (r = 0,730), эмпатия (r = 0,707), средняя сила связи: управление своими эмоциями» (r = 0,629); самомотивация (r = 0,581), распознавание эмоций других людей (r = 0,523). ЭИ также положительно коррелирует с компонентами ЛАП. Чем лучше развит ЭИ, тем выше уровень коммуникативных способностей (r = 0,787). Соответствующим образом оформленное проявление эмоций оказывает позитивное влияние на качество общения человека, способствуя выстраиванию коммуникации наиболее эффективным образом. Коррелятом повышения этой связи является эмпатия (r = 0,719).

Чем лучше развиты у студентов навыки осмысления и понимания собственных эмоций (эмоциональная осведомленность), чем лучше они осведомлены о собственном внутреннем состоянии, тем лучше они осуществляют взаимодействие в коммуникации (r = 0,729). Умение оценивать, распознавать и учитывать эмоциональное состояние другого человека, пытаться вызывать у партнера «правильную» эмоцию также улучшает коммуникацию (r = 0,515).

Чем лучше студенты справляются с формированием у себя эмоций, как правило положительных, мотивирующих их на деятельность (самомотивация), тем эффективнее коммуникация. Такой внутренний посыл заряжает партнера по общению энергией, взаимодействие становится более комфортным (r = 0,457). Умение управлять своими эмоциями, рационально выражать как отрицательные, так и положительные эмоции, находить позитив даже в отрицательных эпизодах говорит о развитости коммуникационных навыков (r = 0,630).

Эмпирически обоснованная связь ЭИ и моральной нормативности (r = 0,686) означает, что поведение студентов с высоким уровнем ЭИ в большинстве случаев не противоречит общественным нормам морали. Оно характеризуется адекватностью и принятием норм и ценностей окружающей социальной среды. Студенты не склонны осуществлять негативные действия как в сторону своего организма (чрезмерное употребление алкоголя, курения), так и в сторону окружающих. Их отличает терпимость, они не жестоки, уважительны в своем отношении к людям.

Своим исследованием мы заключаем, что чем выше уровень эмпатии у студентов, тем более сознательно их отношение к общепринятым моральным нормам (r = 0,667).

Самомотивация имеет ориентиры на гуманистические общепринятые нормы просоциаль-ного поведения (r = 0,513). Нами обнаружена значимая связь и других компонентов ЭИ с показа-

телями моральной нормативности: для эмоциональной осведомленности (r = 0,643), для управления своими эмоциями (r = 0,605), для способности распознавать эмоции других людей с целью управления ими (r = 0, 487).

В результате статистического анализа были выявлены достоверные корреляционные связи между всеми компонентами ЭИ и НПУ. Разумное управление своими эмоциями, правильная эмоциональная реакция помогают студентам приспособиться к ситуации, не снижая при этом эмоциональную насыщенность реакции. Сознательное регулирование своих эмоций, с одной стороны, снимает эмоциональное напряжение, а, с другой - делает таких студентов более пластичными в своих эмоциональных проявлениях и повышает их НПУ (r = 0,647). Самомотивация своего поведения через эмоции с ориентиром на положительный опыт, на удачное решение проблем обеспечивает студентам психическую устойчивость (r = 0,508). Понимание своих эмоций делает их проявление более осознанными. Проживание эмоциональной ситуации без растрачивания понапрасну эмоциональных ресурсов повышает НПУ студентов (r = 0,549).

Более умелое распознавание эмоций людей с целью управления ими помогает студентам адекватно и в полном объеме воспринимать окружающую действительность, не создает состояния паники и непонимания, что обеспечивает в конечном итоге НПУ (r = 0,466).

Корреляционная связь эмпатии с НПУ (r = 0,631), на наш взгляд, сопряжена с убежденностью эмпатийных студентов в доброжелательности окружающего мира, с уровнем оптимизма этих студентов, умением отвлечься от своих проблем и переключиться на помощь нуждающимся в ней. Такие студенты открыты для искреннего общения и более психологически устойчивы.

Таким образом, эмпирически была подтверждена взаимосвязь эмоционального интеллекта и адаптационных способностей студентов. Основными коррелятами этих способностей являются эмоциональная осведомленность и эмпатия. В основе тесной связи эмоционального интеллекта с коммуникативными способностями как компонентом ЛАП лежит эмпатийный способ общения респондентов, а также хорошее осмысление и понимание собственных эмоций. Студенты с развитым ЭИ демонстрируют более сознательное отношение к общепризнанным моральным нормам. Их самомотивация имеет ориентиры на гуманистические нормы просоциального поведения. Основным ресурсом НПУ является эмпатия и способность управлять своими эмоциями.

Гипотеза нашего исследования о том, что эмоциональный интеллект имеет значимую выраженность в адаптационных способностях студентов подтверждена вариативностью корреляций между компонентами эмоционального интеллекта и структурными составляющими личностного адаптационного потенциала.

Практическая значимость нашего исследования заключается в возможности использования его результатов психологическими службами при создании программы, ориентированной на обеспечение эффективного процесса адаптации студентов к вузу. Одной из форм реализации этой программы может быть разработка тренинга эмоционального интеллекта.

Список источников:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Выскочил Н.А. Взаимосвязь характеристик темперамента с эмоциональным интеллектом // Мир образования - образование в мире. 2009. № 4 (36). С. 181-187.

Гордиенко В.Н., Гордиенко Т.И. Уровень эмоционального интеллекта как психологический фактор адаптированности студентов к вузу // Мир науки. Педагогика и психология. 2019. Т. 7. № 2. C. 45.

Деревянко С.П. Ситуативные аспекты актуализации эмоционального интеллекта // Социальный и эмоциональный интеллект: от процессов к измерениям / Под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009. С. 90-114.

Ильин Е.И. Эмоции и чувства. СПб.: Питер, 2001. 752 с.

Маклаков А.Г., Сидорова А.А. Формирование адаптационного потенциала личности и его развитие в процессе обучения в вузе // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2011. Т. 5. № 4. С. 41-51.

Рубин Б.Г., Колесников Ю.С. Студент глазами социолога. Ростов. н/Д., 1968. 277 с.

Слесаренко Л.А. Исследование личностных адаптивных способностей и эмоционального интеллекта ординаторов медицинского университета // Вестник ТвГУ. Серия «Педагогика и психология». 2020. №. 1 (50). С. 74-79. https://doi.org/10.26456/vtpsyped/2020.1.074.

Фетискин Н.П., Козлова В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. 362 с.

Шандлоренко Д.Д. Эмоциональный интеллект как комплементарный компонент в структуре адаптивных способностей студентов вуза // Общество: социология, психология, педагогика. 2017. № 3. С. 36-39. https://doi.org/ 10.24158/spp.2017.3.9.

Moeller C., Kwantes C.T. Too Much of a Good Thing? Emotional Intelligence and Interpersonal Conflict Behaviors // The Journal of Social Psychology. 2015. Vol. 155. No 4. P. 314-324. https://doi.org/10.1080/00224545.2015.1007029.

References:

Derevyanko, S.P. (2009) Situativnyye aspekty aktualizatsii emotsional'nogo intellekta [Situational aspects of the actualization of emotional intelligence]. In: Lyusin, D.V., Ushakov, D.V. (eds.) Sotsial'nyy i emotsional'nyy intellekt: ot protsessov k izmereniyam [Social and emotional intelligence: from processes to measurements]. Moscow: Izd-vo «Institut psikhologii RAN». P. 90-114. (In Russian)

Fetiskin, N.P., Kozlova, V.V., Manuilov, G.M. (2002) Sotsial'no-psikhologicheskaya diagnostika razvitiya lichnosti i malykh grupp [Socio-psychological diagnostics of the development of personality and small groups]. Moscow: Izd-vo Instituta Psikhoter-apii. (In Russian)

Gordienko, V.N., Gordienko, T.I. (2019) A level of emotional intelligence as a psychological factor of students' adaptability to educational environment. World of Science. Pedagogy and psychology. (7: 2). 45. (In Russian) Ilyin, E.I. (2001) Emotsii i chuvstva [Emotions and feelings]. St. Petersburg: Piter. (In Russian)

Maklakov, A.G., Sidorova, A.A. (2011) Formation of adaptability potential of an individual and its development in the course of high school education. Pushkin Leningrad State University journal. (5: 4). 41-51. (In Russian)

Moeller C., Kwantes C.T. (2015) Too Much of a Good Thing? Emotional Intelligence and Interpersonal Conflict Behaviors. The Journal of Social Psychology. (155: 4). 314-324. Available from: doi:10.1080/00224545.2015.1007029.

Rubin, B.G., Kolesnikov, Yu.S. (1968) Student glazami sotsiologa [A student through the eyes of a sociologist]. Rostov on Don: Izd-vo Rost. un-ta. (In Russian)

Shandlorenko, D.D. (2017) Emotional intelligence as a complementary component in the structure of adaptive abilities of university students. Society: sociology, psychology, pedagogics. (3). 36-39. Available from: doi:10.24158/spp.2017.3.9. (In Russian)

Slesarenko, L.A. (2020) Research of personal adaptive abilities and emotional intelligence of ordinators of medical university. Vestnik Tverskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: pedagogika i psikhologiya [Bulletin of Tver State University. Series "Pedagogy and psychology"]. (1). 74-79. Available from: doi:10.26456/vtpsyped/2020.1.074. (In Russian)

Vyskochil, N.A. (2009) Temperament's features interrelation with the emotional intelligence. The world of education - education in the world. (4). 181-187. (In Russian)

Информация об авторе И.А. Бердникова - старший преподаватель кафедры английского языка факультета мировой экономики Дипломатической академии МИД России, Москва; аспирант кафедры педагогики и психологии профессионального образования Института экономики и управления АПК Российского аграрного сельскохозяйственного университета - МСХА имени К.А. Тимирязева. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=794825.

Information about the author I.A. Berdnikova - Senior Lecturer, English Language Department, Faculty of World Economy, Diplomatic Academy of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation, Moscow, Russia; PhD student, Pedagogics and Psychology of Professional Education Department, Institute of Economics and Management in the Agroindustrial Complex, Russian State Agrarian University - Moscow Timiryazev Agricultural Academy, Moscow, Russia.

https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=794825.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 20.04.2022; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 12.05.2022; Принята к публикации / Accepted for publication 24.05.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.