А.Е. Черезов
Взаимосвязь диалектического и синергетического методов познания принципа жизни
В статье анализируется связь генезиса философии с исследованием сущности и нелинейного развития жизни в естествознании. Выделяются диалектика и синергетика как исследовательские парадигмы в современной биологии.
Ключевые слова: метафизика; понятие; информация как «душа» явления; диалектика идеального и материального; принцип жизни и природа живого; кольцевая структура; синергетика.
Как показал И. Кант, теоретической и логической основой философии, также как и естествознания, является метафизика: «Естествоиспытатели поняли... что разум усматривает только то, что сам производит по собственному плану... Метафизика — совершенно изолированная наука разума, вовсе не опирающаяся на поучения опыта и развивающаяся только через понятия... так что в ней разум должен быть своим собственным учеником... метафизика есть не что иное, как систематический инвентарь всего, чем мы обладаем благодаря чистому разуму» [7: с. 16-21].
Методологически подход к познанию жизни состоит в том, чтобы познать принцип жизни не только с позиции философии. Необходимо выявить общий критерий живого в биологии, и тогда станет очевидно, что он совпадает с принципом жизни, выявленным в философии. Можно ожидать, что структура принципа совпадет с анализом его с позиции синергетики — методологии нелинейного развития сложных живых систем. Таким образом, философия, биология и синергетика должны сойтись в одной точке, каковой является логическая «клеточка» принципа жизни.
Основой живых существ, согласно классикам древнегреческой философии, является идеальная душа. В классическом исследовании «О душе» Аристотель показал, что душа развивается и есть атрибут живого. По природе она идеальна (имматериальна) и определяется как внутренняя цель организма. Генезис идеального, как считал Аристотель, берет начало не на уровне индивидуального человеческого сознания, а с появлением живых существ.
Так, в определении сущности жизни возникает необходимость в решении одной из основных методологических проблем в философии — проблемы идеального. Природа идеального, согласно Аристотелю, связана с понятием души живого.
Анализируя природу души живого, Аристотель пишет: «Философы... определяли душу тремя (признаками): движения, ощущения, бестелесности. душа движет тело. душа и ум одно и то же. она есть. бестелесное. непрестанно текучее. душа есть энтелехия. тела. Энтелехия же имеет двоякий смысл или такой, как знание, или. созерцание» [1: с. 403-404]. В истории философии понятие идеального имманентно связано с природой души живых существ, внутренней целью.
Рассмотрим различные точки зрения на природу идеального и попытаемся обосновать собственную концепцию живого. Можно представить идеальное как имманентное свойство социального сознания человека. Другой подход состоит в том, что идеальное трактуется как свойство информации, охватывающей все уровни живых систем.
У Маркса, например, описывается два вида идеального. Первый вид социального идеального связывается с природой денежных знаков. Второй связывается с переносом информации в виде речи, языка и «пересаженным в человеческую голову объективным миром». Что же объединяет эти два вида идеального? Очевидно то, что денежные знаки и семантические знаки языка относятся к природе знаковых семиотических систем. Специфические свойства знаков представлять не себя, а значение выходят за рамки физических свойств, материальных объектов, определяют сущность информации, представленной в закодированной форме. Появление информации, а значит, и идеального понятия (души), связано с возникновением жизни.
Следовательно, объективное содержание внешнего мира может перейти в информационную форму, если оно закодировано. Значение понятия идеального как некоторого сохраняемого содержания в идеальной форме совпадает с природой информации. Информация — это существование содержания, выраженного с помощью знаков. Это такое содержание в данном пространстве и времени, которое реально здесь и сейчас не существует, а находится в другом пространстве и времени. В этом проявляется основное свойство идеального — отрицание пространственно-временных атрибутов, определяющих природу материи. Отрицание пространства и времени и есть основное свойство идеального, оно же характеризует природу информации.
Информация не есть то, что есть материя, а поскольку материя есть, то ее противоположность — «не есть». Это означает, что она есть «ничто» из того, что представляет материя. Это проливает свет на проблему «ничто» в истории философии, а также на понятие «снятие» у Гегеля. Смысл снятия, перехода материального в идеальное, состоит в том, что живые системы отражают внешний мир. По нашему мнению, «вывести идеальное из материального можно в логическом определении «ничто». Если идеальное есть ничто и одновременно оно существует как иная форма того, что оно содержит в себе, то речь идет о таком замещении, которое может обмениваться на себя самого в иной форме. Это дает понятие тождества себя и иного себя, тождества бытия и инобытия [10: с. 10-15]. То есть содержание, выраженное с помощью знаков, обладает свойством замещать объективное содержание.
Анализируя сущность знаков, Гегель пишет: «Знак... это вещь, обладающая значением, которое не является, однако, ее собственной сущностью и к которому эта вещь относится, следовательно, как чуждая. Но, кроме того, она обладает также и собственным значением, которое не связано с природой самого предмета, обозначенного этой вещью. обозначение произвольно» [3: с. 40]. Идеальное определяется как снятое, поскольку оно отрицает форму, но сохраняет содержание материального в виде отражения в знаковой форме.
Таким образом, принцип раздвоения на две противоположные формы образует диалектическое самодвижение. Между противоположными формами осуществляется диалектическое снятие. Они не просто отрицают друг друга, а сохраняют себя, но в иной форме. Поскольку процесс приобретает бесконечность, такая система бесконечно сохраняется, обладает бессмертием. В этом проявляется диалектика отрицания отрицания.
В основе философии Гегеля лежит развитие понятия, которое также можно рассматривать как внутреннюю цель живого организма, то есть его «душу». Применительно к человеку понятие трактуется как инструмент мышления, дух, разум. Анализируя диалектику живого, Гегель пишет: «Цель есть понятие, вступившее посредством отрицания непосредственной объективности в свободное существование. всякая определенность положила себя в ней как снятую» [4: с. 313]. Диалектика развития живого существа поясняется Гегелем на примере реализации внутренней цели, перехода идеального содержания цели в материальную форму. Осуществляя свои цели, удовлетворяя потребности, организм сохраняет себя. Высоко оценивая вклад Канта в осмысление сущности живого, Гегель пишет: «Своим понятием внутренней целесообразности Кант снова возродил идею вообще, и в особенности идею жизни. Определение жизни, которое дает Аристотель, уже содержит в себе внутреннюю целесообразность... Потребность, влечение суть ближайшие примеры цели... Реализованная цель есть, таким образом, положенное единство субъективного и объективного... Идея может быть формулирована различными способами. Ее можно назвать разумом. субъект-объектом, единством идеального и реального, конечного и бесконечного, души и тела. сама идея представляет собою диалектику... Первую форму идеи представляет собою жизнь» [4: с. 320-326].
Такая точка зрения совпадает с современной трактовкой информации с позиции функционального подхода к ней. Согласно этому подходу, информация появляется на уровне живых систем и выступает как фактор управления ими и взаимоотражения. По мнению создателя кибернетики Н. Винера, информация не есть ни материя, ни энергия. Это означает, что знаковые системы обладают двойственностью. Хотя носители знаков имеют материальную природу, у них есть вторая сторона — они обладают значением. Его понимание (декодирование) и происходит на уровне живых (или кибернетических, на языке Винера) систем. Поэтому наличие информации есть признак жизни в ее целокупности, а не химической или физической эволюции материи. Живые системы оказываются выше, выходят за границу физической природы.
Это означает, что у них появляются качества, не редуцируемые к физическим и химическим закономерностям.
Внутренняя цель совпадает с современным понятием «внутренняя информационная программа». Это содержание программы, которое в процессе реализации переходит в материальную форму. Поэтому возникает тождество между идеальным содержанием информации и материальным содержанием результата осуществления цели. Примером такого перехода может служить переход в онтогенезе от генетической информации (генотипа) к фенотипу. Организм в себе несет инструкцию, описание о формировании самого себя.
Идеальное на уровне живых существ представлено в виде информации, закодированной в молекуле ДНК либо в форме кода нервной системы. Генотип — это информация в виде генов, на основе которой формируется организм. В осмыслении идеального на уровне живых систем предполагается функциональный подход к информации. Следовательно, информация — это не атрибут материи, как считается с позиции атрибутивной точки зрения. Содержание объективного мира в качестве информации представлено в особой форме, оно кодируется на уровне рецепторов живых систем либо представлено генетическим кодом в молекуле ДНК.
Согласно концепции Д.И. Дубровского, идеальное в сознании человека представлено в форме нейродинамического кода, в виде образов, представлений, мыслей. Идеальное в виде информации, как считает Дубровский, присуще также психике высших животных.
Отстаивая функциональный подход к природе информации, известный болгарский философ М. Янков пишет: «Мы не обязаны принимать информацию за всеобщее свойство природы... свойство информации возникает и раскрывается впервые в органической природе, в неорганической природе нет и не может быть информации... она не сводится к веществу и энергии» [14: с. 118-159]. Анализируя точку зрения создателя кибернетики Н. Винера на природу информации, М. Янков пишет: «Сильный философский "взрыв" был связан. со знаменитой формулой отца кибернетики «информация не есть ни материя, ни энергия», этой мыслью Н.Винер положил начало одной из самых острых философских дискуссий в современном научном познании» [14: с. 28].
Диалектика перехода идеальной формы в материальную составляет основу самодвижения, самосохранения живого. В философии Шеллинга диалектика связана с природой живого. Он пишет: «Решение проблемы можно найти, лишь обнаружив и исследовав первоначальную двойственность и борьбу противоположностей в органическом». Логику живого Шеллинг определял как продукт, производящий сам себя. Первоначальная двойственность в органическом означает раздвоение на душу и тело, где душа представляет идеальную форму, а тело материальную форму того же содержания. Идеальная форма выступает как причина, а противоположная как следствие, что определяет понятие живого как «самоцель», «причину самого себя». «Органическая природа дает нам. доказательство в пользу трансцендентального идеализма, — утверждает Шеллинг. — Главная особенность организации живого зак-
лючается в том, что она состоит во взаимодействии с самой собой, являет одновременно производящее и продукт» [12: с. 365-371], — то, что в краткой логической форме понятие живого Аристотель определял как «самоцель».
Поскольку цель выступает как причина, то понятие «причины самого себя» выражает логику замкнутой структуры. Замкнутость на себя представляет собой кольцо обратной связи. В кибернетике кольцевая связь, или принцип обратной связи, определяется как основа механизма самоуправления, саморегуляции. Таким образом, в основе идеи, отражающей диалектику жизни, лежит принцип жизни, состоящий из двух форм — материальной и идеальной, замкнутых друг на друга кольцевой связью. В методологическом плане задача состоит в обнаружении кольцевой структуры, ее осмысления с позиции биологии и синергетики.
Содержание организма записано генетическим языком в геноме. Генетический текст молекулы ДНК представляет собой код, на основе которого зашифрованы структуры белков и последовательность событий онтогенеза. Живой организм раздвоен на две формы — генотип и фенотип, одна из которых представляет знаковую систему, является идеальной формой. Противоположная форма, тождественная по содержанию, является материальной формой, построенной на основе закодированной информации. Между двумя формами возникает кольцевая связь, так что генотип через фенотип в процессе жизнедеятельности себя сохраняет и размножает.
Итак, в основе живого лежит логика кольцевой структуры. Первые живые системы отличаются от химических процессов способностью к самовоспроизведению, размножению себя. Устройство организма представляет собой развитую форму повторения первоначального принципа жизни при внесении в него все новых модификаций. Но такая структура в синергетике соответствует определению фрактальных систем, где каждая часть подобна целому. Самоподобие фрактальных систем является их отличительным свойством.
Принцип кольцевой структуры в истории философии обнаруживается, как мы ранее показали, уже у Платона, Аристотеля, Гегеля. Чтобы раскрыть философский смысл кольцевой структуры на уровне современной молекулярной биологии, необходимо обратиться к теории самоорганизации живых систем лауреата Нобелевской премии М. Эйгена. Давая определение сущности жизни, он выявляет в ее генезисе «кольцевую структуру», возникающую между генетической информацией и ее фенотипическим (онтогенетическим) проявлением: «Первичная информация представляет собой функцию, которая обеспечивает свое собственное воспроизводство... информация приобретает смысл только через функцию, которую она кодирует. Такую систему можно сравнить с замкнутой петлей» [13: с. 10].
В основе принципа живой системы обнаруживается раздвоение на две противоположные формы — информацию о структуре организма и сам организм (фенотип), возникающий на основе закодированной информации в молекуле ДНК. Как показал М. Эйген, две формы живого организма образуют «замкнутую петлю». Такая структура определяет бесконечный процесс повторения самого себя, бессмертие. Так, генетики говорят о бессмертии генов,
поскольку информационное содержание переписывается на новые носители при каждом воспроизводстве живого организма.
Повторение себя в бесконечности составляет природу фракталов. В этом смысле жизнь представляет собой сложный фрактал. Если раньше считалось, что самым сложным фракталом является множество Мандельброда, то сейчас у нас есть основания считать, что самым сложным фракталом является жизнь. Чтобы конкретизировать сущность живого, необходимо выявить кольцевую структуру в основании построения фракталов.
Ряд авторов в вопросе соотношения синергетики и фрактальной методологии считают, что концепция фракталов составляет основное ядро, сущность синергетики, поскольку она объясняет механизм роста, размножения фракталов. В основе фрактального роста лежит кольцевой принцип «итерации», умножения на самого себя. Рост обеспечивается повторением себя. Не исключаются отклонения от первоначального образца. Определяя природу фрактального роста, В.В. Исаева пишет: «Повторение... структуры в разном масштабе создает масштабную инвариантность фракталов. Это. процесс, включающий обратную связь и самореферентность (возникшая форма. служит исходной для последующей)» [6: с. 23].
Обнаружилось, что операция итерации основана на обратной связи. В математике операцию итерации называют «преобразованием пекаря». Процесс напоминает выпечку слоеного теста, когда тонкий лист раскатывают и каждый раз сворачивают обратно, повторяя много раз. Другой аспект диалектического развития живого связан с развитием из самого себя. Именно таким механизмом обладают фракталы. С этой точки зрения синергетика, фрактальная методология дополняют, конкретизируют сущность диалектического развития.
Повторение самого себя резко нарушается в точках бифуркации, раздвоения развития. В этих узлах происходит резкое изменение качества, направления, появляются альтернативные развилки, «мутовки». Процесс эволюции связывают с регулярным повторением точек бифуркации, что создает новые виды, новые формы, новые направления развития. В целом древо эволюции представляет собой сеть, состоящую из точек бифуркации.
Интеллект, накопленный в эволюции живых существ, обеспечивает самосохранение самой жизни. Диалектика живого выступает как процесс борьбы с неорганической природой в форме реализации внутренней сущности, которая представлена информационной программой. Идеальная форма в виде информационной программы переходит в противоположную форму, фенотип, который сохраняет и воспроизводит себя. Процесс приобретает бесконечность («дурную бесконечность», по выражению Гегеля), в результате осуществляется бесконечный «прогресс» живого.
Концепция фракталов (масштабной инвариантности) дает новый подход к пониманию структуры, формообразованию и функционированию биологических систем. Среди разных симметрий специальное значение имеет инвариантность при изменении размеров, называемая самоподобием. Это единственная из всех симметрий, которая порождает антитезу «симметрия -
хаос». Значение понятия хаоса в синергетике имеет особый смысл. Процессы и структуры, называемые хаотическими, сочетают детерминированность и случайность, ограниченную предсказуемость и непредсказуемость. Хаотическая динамика, например, оказалась нормой для организма, для сердечного ритма. И наоборот, упорядоченный режим свидетельствует о патологии. Элементы хаоса выявлены в функционировании нейронов и их сетей.
Итерационный процесс, лежащий в основе жизни, есть эффективный способ кодирования и расшифровки информации. Живые организмы используют генетическое кодирование и механизмы морфогенеза повторно и многократно, что позволяет сжимать генетическую информацию. Биологический смысл ветвящихся, сетевых фракталов состоит в увеличении площади раздела фаз, максимального заполнения пространства, что обеспечивает организмам максимизацию площади обмена с окружающей средой и интенсификацию метаболизма при минимизации объема органа.
В методологическом плане необходимо отметить, что выявленная «клеточка» принципа живого в виде двух форм единого содержания, замкнутых друг на друга в кольцевую структуру, позволила выявить имманентную связь между философией, синергетикой и природой живого в контексте исследований современной биологии. Три различных парадигмы в осмыслении сущности жизни пересеклись в одной точке.
Во-первых, это диалектика Гегеля, утверждающая фундаментальную роль идей-понятий в развитии живого. Отмечая связь кольцевой, рефлексивной связи с природой диалектики, академик В.С. Степин пишет: «Вклад в разработку категориального аппарата, необходимого для осмысления... саморазвивающихся объектов был внесен Гегелем: .нечто... порождает «свое иное», вступает с ним в рефлексивную связь» [9: с. 39-54]. Близкую позицию относительно связи методологии синергетики и диалектики развивает Д.С. Чер-навский: «Гегелю удалось сформулировать основные. общие свойства. развивающихся систем... современная синергетика является математической основой диалектического материализма» [11: с. 229-230].
Во-вторых, это учение о функциональной важности информации как формы обратной связи в целостной системе. Связь кольцевых процессов в диалектике с кольцом обратной связи в кибернетике отмечает известный финский логик Г.Х. Вригт: «Из отрицания отрицания. следует нечто отличное от исходного понятия. переформулируем эти идеи в терминах отрицательной обратной связи. Процесс обратной связи носит характер «двойного отрицания» [2: с. 188].
В-третьих, это формулировка сущности живого в биологии. Раздвоение живого организма на идеальную и материальную форму в современной науке осмысляется в новых понятиях и выступает как основа сущности живого. Этот вопрос освещает известный эволюционист Э. Майр: «Каждая биологическая особь имеет своеобразную двойственную природу, слагаясь из генотипа (полного набора имеющихся у данной особи генов) и фенотипа (организма, получающегося в результате трансляции генов, содержащихся в генотипе)» [8: с. 11-33].
Здесь важно совпадение между принципом жизни, открытым и развитым в философии, и научным описанием живого в биологии и синергетике. Такое совпадение является методологическим ключом для развития названных направлений в познании принципа жизни.
Литература
1. Аристотель. Сочинения: В 4-х тт. Т. 1. М.: Мысль,1976. 549 с.
2. Вригт Г.Х. Логико-философские исследования. М.: Мир,1986. 600 с.
3. Гегель Г. Работы разных лет // Гегель Г. Сочинения: В 2-х тт. Т. 2. М.: Мысль, 1972. 247 с.
4. Гегель Г. Энциклопедия философских наук. Ч. 1. М.: Мысль, 1930. 368 с.
5. Гегель Г. Феноменология духа. М.: Соцэкгиз, 1959. 438 с.
6. Исаева В.В. Синергетика для биологов. М.: Наука, 2005.158 с.
7. Кант И. Критика чистого разума. СПб: ТАЙМ-АУТ, 1993. 472 с.
8. Майр Э. Эволюция // Эволюция. М.: Мир,1981. 518 с.
9. Степин В.С. Синергетика и системный анализ // Синергетическая парадигма. М.: Прогресс-Традиция, 2004. С. 58-78.
10. Черезов А.Е. Философия Гегеля и синергетика: онтология понятия «самоцели». М.: Спутник+, 2012. 325 с.
11. Чернавский Д.С. Синергетика и информация. М.: Едиториал УРСС, 2004. 288 с.
12. Шеллинг Ф.В.Й. Сочинения: В 2-х тт. Т. 1. М.: Мысль,1987. 635 с.
13. Эйген М. Самоорганизация материи и эволюция биологических макромолекул. М.: Мир, 1973. 214 с.
14. Янков М. Материя и информация. М.: Прогресс, 1979. 333 с.
Literatura
1. Aristotel'. Sochineniya: V 4-x tt. T. 1. M.: My'sl',1976. 549 s.
2. Vrigt G.X. Logiko-filosofskie issledovaniya. M.: Mir,1986. 600 s.
3. Gegel' G. Raboty' razny'x let // Gegel' G. Sochineniya: V 2-x tt. T. 2. M.: My'sl', 1972. 247 s.
4. Gegel'G. E'nciklopediya filosofskix nauk. Ch. 1. M.: My'sl', 1930. 368 s.
5. Gegel'G. Fenomenologiya duxa. M.: Soce'kgiz, 1959. 438 s.
6. Isaeva V.V. Sinergetika dlya biologov. M.: Nauka, 2005.158 s.
7. Kant I. Kritika chistogo razuma. SPb: TAJM-AUT, 1993. 472 s.
8. MajrE'. E'volyuciya // E'volyuciya. M.: Mir,1981. 518 s.
9. Stepin VS. Sinergetika i sistemny'j analiz // Sinergeticheskaya paradigma. M.: Progress-Tradiciya, 2004. S. 58-78.
10. Cherezov A.E. Filosofiya Gegelya i sinergetika: ontologiya ponyatiya «samoceli». M.: Sputnik+, 2012. 325 s.
11. Chernavskij D.S. Sinergetika i informaciya. M.: Editorial URSS, 2004. 288 s.
12. Shelling F.V.J. Sochineniya: V 2-x tt. T. 1. M.: My'sl',1987. 635 s.
13. E'jgenM. Samoorganizaciya materii i e'volyuciya biologicheskix makromolekul. M.: Mir, 1973. 214 s.
14. YankovM. Materiya i informaciya. M.: Progress, 1979. 333 s.
A.E. Cherezov
The Interrelation Between Dialectical and Synergetical Methods of Cognition the Principle of Life
The philosophy not only cognizes the objective world but also considers it in unity with the subject of cognition who expresses himself in the system of notions about objective world. The cognition of object by the subject in their dialectical unity determines the essence of philosophical approach. The beginning of philosophy, its genesis inherently is connected with the research of essence of life and its nonlinear development. We can see in this the onto-logical nature of dialectics and synergetics as research paradigms in modern biology.
Keywords: metaphysics; the concept; information as "soul" phenomenon; a goal in itself; the reason for himself; the dialectic of the ideal and the material; the principle of life and the nature of the living; ring structure; synergy.