УДК 616.12-008.46-0.39+616.1 -009.86
ВЗАИМОСВЯЗЬ ДЕЗАДАПТИВНЫХ РЕАКЦИЙ И РЕМОДЕЛИРОВАНИЯ СЕРДЦА УЛИЦ ВЫСОКОЙ НАПРЯЖЕННОСТИ ТРУДА С НОРМАЛЬНЫМ АРТЕРИАЛЬНЫМ ДАВЛЕНИЕМ
И.С. Алексеева, A.B. Сорокин ЧелГМА, г. Челябинск
Дезадаптация у лиц высокой напряженности труда ассоциируется с формированием гипертрофии миокарда при нормальном уровне артериального давления (АД). Факторами риска являются высокие показатели вариабельности систолического АД, скорости утреннего подъема диастолического АД, повышение уровня гормонов стресса, провоспалительных ци-токинов.
Ключевые слова: ремоделирование, адаптация, дезадаптация, гормоны стресса, цитокины.
Организм человека - это динамическая система, которая меняется при разных условиях окружающей среды. Высокий уровень профессионального стресса вызывает напряжение регуляторных систем, сопровождаемое сдвигами вегетативной и гормональной систем. В рамках адаптивной реакции напряжение регуляторных систем проходит ряд стадий: норма, адаптивная реакция, патологическая реакция, патологическое состояние -от собственно напряжения до срыва адаптации. Возможно, что одним из маркеров соматической реализации стресса является развитие структурнофункциональных сдвигов - ремоделирование сердца. Основанием для этого предположения является невозможность объяснить вариабельность массы миокарда воздействием только гемодина-мических факторов [16], а также высокая распространенность ремоделирования миокарда у машинистов, которая выше, чем в популяции в т. ч. при отсутствии АГ [1, 9, 13]. Наиболее вероятным объяснением этих фактов являются нейропластиче-ские эффекты гормонов стресса [12]. Важнейшее место в ремоделировании отводится симпатической гиперактивности, ведущей не только к повышению АД, но и к развитию и прогрессированию гипертрофии левого желудочка (ГЛЖ) [7]. Любое стрессовое воздействие реализуется через гормоны гипоталамуса, гипофиза, надпочечников. Так же происходит нарушение функции иммунной системы, в частности изменение активности цитокинов провоспалительного характера [6, 8], которые могут вызвать повреждение миокарда, ремоделирование левого желудочка сердца [2, 3].
Цель работы - выявить взаимосвязь дезадаптации, нарушения гемодинамики и уровня нейрогормонов с ремоделированием миокарда левого желудочка.
Материалы и методы исследования: обследовано 260 машинистов и помощников машинистов локомотивного депо станции Челябинск в возрасте 20-54 лет с нормальным уровнем артериального давления (АД) с высокой напряженностью труда (3 класс, 2 степень), признанные здоровыми и годными к работе врачебно-экспертной комиссией. Уровень лептина определялся методом ИФА с помощью реагентов серии «DRG Leptin ELISA» (Германия), кортизола - «СтероидИФА-кортизол-01» (Санкт-Петербург), интерлейкина (ИЛ-6) -«ИЛ-6-ИФА-БЕСТ» (Новосибирск). Проведена двухмерная эхокардиография на ультразвуковом сканере «PHILIPS-800».
На основании данных ЭХОКГ и допплер ЭХОКГ вычислялись следующие показатели: масса миокарда ЛЖ(г) -
ММЛЖ = 1,04х
(ТМЖП + КДР + ТЗСЛЖ)3 - КДР3
-13,6,
индекс ММЛЖ г/м2 - ИММЛЖ = ММЛЖ -S [13]. Где ТМПЖ - толщина межжелудочковой перегородки, КДР - конечный диастолический размер, ТЗСЛЖ - толщина задней стенки левого желудочка, S - площадь тела. Бифункциональное суточное мониторирование электрокардиограммы и АД проводилось регистратором «Кардиотехника-4000-АД» (фирма «ИНКАРТ», Санкт-Петербург, точность которого (класс «В») при синусовом ритме соответствует «Американским национальным стандартам для электронных и автоматических сфигмоманометров» ANSI/A AMI SP 10 1987 и BHS (British Hypertension Society). Оценивались показатели: средние, максимальные и минимальные значения САД и ДАД за различные периоды суток, вариабельность АД, которая считалась повышенной при увеличении стандартного отклоне-
ности интервалов R-R, выраженное в секундах). На показатель SIT разработчиками оформляется патент. Дезадаптивная реакция определялась при значениях показателей, выходящих за пределы SDR 75-300, SIT 19-43 баллов [5, И].
Машинисты были разделены на две группы в зависимости от показателей адаптации: нормальная адаптация и нарушение адаптации (дезадаптация).
Полученные результаты. У машинистов с дезадаптацией выявлено увеличение скорости утреннего подъема АД, что свидетельствует об ухудшении суточного гемодинамического профиля.
Так, в группе с дезадаптацией по показателям SDR, SIT скорость утреннего подъема ДАД почти в 2 раза выше (р = 0,006) по сравнению с группой с нормальной адаптацией, что является показателем избыточного повышения тонуса симпатической нервной системы в утренние часы (табл. 1).
При этом машинисты с неудовлетворительной адаптацией отличались повышенной вариабельностью САД в дневные часы. При оценке по показателям SDR, SIT вариабельность на 10 % выше в группе с дезадаптацией (р = 0,01), что рассматривается как неблагоприятный фактор, ассоциирующийся с увеличением риска ремоделирования миокарда левого желудочка (табл. 2).
У машинистов с дезадаптацией выявлена тенденция к более высокой концентрации гормонов стресса и провоспалительного цитокина (HJI-6), так по уровню кортизола группы с дезадаптацией и нормальной адаптацией отличаются на 5 %, ИЛ-6 - на 13 %, лептина - в 2 раза (по показателю SDR). По SIT уровень кортизола в группе с деза-
Таблица 1
Скорость утреннего подъема АД у машинистов в зависимости от показателей адаптации
Показатель адаптации п Скорость утреннего подъема САД М ± а (мм рт. ст./ч) Скорость утреннего подъема ДАД М ± а (мм рт. ст./ч)
SDR Дезадаптация 13 16,9 ± 14,0 22,9 ± 11,2
Нормальная адаптация 102 18,7 ± 17,2 12,6+8,1
Р 0,359 0,006
SIT Дезадаптация 12 12,3 ± 6,2 23,4 ±3,8
Нормальная адаптация 103 19,2 ± 17,3 12,7 ±8,1
Р 0,091 0,006
Таблица 2
Вариабельность АД днем у машинистов в зависимости от показателей адаптации
Показатель адаптации п Вариабельность САД М ± а (мм рт. ст.) Вариабельность ДАД М ± о (мм рт. ст.)
SDR Дезадаптация 44 10,0 ±3,3 7,0 ±2,0
Нормальная адаптация 181 9,0 ± 2,7 7,0 ± 1,3
Р 0,01 0,3
SIT Дезадаптация 43 10,0 ± 1,9 7,0 ± 2,6
Нормальная адаптация 182 9,0 + 2,7 7,0 ± 1,3
Р 0,01 0,2
ния САД выше 15 мм рт. ст., ДАД 12 мм рт. ст. [14], скорость и величина утреннего подъема (СУП) АД, мм рт. ст./ч.
СУПАД = АДмин
1АДмакс - 1АДмин где АДмакс - максимальные значения АД, АДмин -минимальные, t - время. Интервал времени с 4 до 10 часов утра.
Изучение вариабельности сердечного ритма проводилось с помощью автоматизированной системы предрейсового медицинского осмотра на базе аппаратно-программного комплекса КАЛД-01-СТ «Системные технологии», Санкт-Петербург. Прибор и метод измерения сертифицированы Госстандартом России (сертификат RU.C. 39.022 А № 16463 от 12.12.03). Проводилась оценка показателей напряженности адаптационных систем [11]:
SIT - индекс адаптации, отражает состояние центральной нервной системы при реакции на различные стимулы.
SDR - индекс адаптации, отражает характер системных расстройств регуляции АД и ЧСС при изменениях тонуса вегетативной нервной системы вследствие воздействия различных стрессоров.
SDR (САД + ДАД) Х АМ°
ЧСС
где САД - систолическое АД, ДАД - диастолическое АД, ЧСС - частота сердечных сокращений, AMO (Амплитуда моды) - число значений интервалов, равных Мо в процентах к общему числу зарегистрированных кардиоциклов, (Мо (мода) -наиболее часто встречающееся значение длитель-
Серия «Образование, здравоохранение, физическая культура», выпуск 25
59
Проблемы здравоохранения
даптацией выше на 12 %, уровень лептина так же в 2 раза (табл. 3). Повышенный уровень данных гормонов и изменение активности цитокинов про-воспалительного характера (высокий уровень ИЛ-6) могут вносить вклад в повреждение миокарда и ремоделирование левого желудочка.
ность труда) часто регистрируется ГЛЖ при нормальном АД [1, 10], что подтверждает негемоди-намические причины развития ГЛЖ. Механизм данных изменений до конца не изучен. В нашем исследовании выявлена взаимосвязь дезадаптации с формированием гипертрофии миокарда при нор-
Таблица 3
Уровень гормонов стресса и провоспалительного цитокина у машинистов в зависимости от показателей адаптации
Показатель адаптации п Кортизол М ± о ИЛ-6 М ± о Лептин М ± о
Дезадаптация 5 677,01 ± 364,8 3,05 ± 2,4 4,06 + 2,4
SDR Нормальная адаптация 44 641,91 ±221,6 2,64 ± 1,7 1,94 ± 1,0
Р 0,45 0,41 0,12
Дезадаптация 4 708,60 ± 165,9 1,68 ±0,69 4,10 + 2,06
SIT Нормальная адаптация 45 626,33 ± 225,34 1,83 + 0,78 2,02 ± 1,23
Р 0,34 0,4 0,17
Таблица 4
Масса миокарда левого желудочка (ММЛЖ) и ИММЛЖ в зависимости от показателей адаптации
Показатель адаптации п ММЛЖ М ± а (г) ИММЛЖ М ± а (г/м2)
Дезадаптация 53 214,5 ±63,3 107,8 + 27,7
SDR Нормальная адаптация 207 199,7 ± 64,7 106,99 ±31,7
Р 0,048 0,425
Дезадаптация 46 211,8 ±71,9 106,0 ± 30,5
SIT Нормальная адаптация 214 202,2 + 62,9 107,5 ± 30,7
Р 0,18 0,37
При изучении данных ЭХО-КГ было выявлено, что машинисты с дезадаптивными реакциями по морфофункциональным показателям миокарда отличались от группы с нормальной адаптацией большей степенью ремоделирования.
В группе с дезадаптацией, оцененной по показателю SDR ММЛЖ, статистически значимо превышала таковую у машинистов с нормальной адаптацией: на 7 % (р = 0,048). А при анализе SIT ММЛЖ была выше на 5 %, однако данные различия не достигли степени значимых (р = 0,18) (табл. 4).
Таким образом, дезадаптивная реакция у лиц с высокой напряженностью труда связана с ремоделированием миокарда.
Обсуждение: Профессиональный стресс вызывает напряжение регуляторных систем, что сопровождается универсальными стойкими сдвигами вегетативной и гормональной регуляции - на первых этапах — в рамках физиологической нормы [4]. Нарушения в системе регуляции при стрессорном воздействии приводят к постоянному увеличению концентрации АКТГ и кортикостероидов, увеличению выработки моноаминов и промоторов воспаления - цитокинов (интерлейкин-6 и др.) [12, 15], которые вызывают повреждение миокарда, ремоделирование левого желудочка сердца и сосудистой стенки. У машинистов (высокая напряжен-
мальном АД. Этому способствует повышенный тонус симпатической нервной системы (ухудшение суточного гемодинамического профиля АД), высокий уровень гормонов стресса (кортизол, леп-тин), провоспалительного цитокина (ИЛ-6).
Выводы:
1. Дезадаптация у лиц высокой напряженности труда ассоциируется с формированием гипертрофии миокарда при нормальном уровне АД.
2. Факторами риска, связанными с формированием гипертрофии левого желудочка у лиц с дезадаптацией, являются высокая вариабельность САД и более высокая скорость утреннего подъема ДАД.
3. Выявлена тенденция к более высокому уровню гормонов стресса, провоспалительных цитокинов у машинистов с дезадаптацией.
Литература
1. Выявление и лечение стресс-индуцирован-ной артериальной гипертонии как профилактика внезапной сердечной смерти у машинистов локомотивов / И.В. Осипова, А.Г. Зальцман, Л.В. Борисова и др. //Актуальные вопросы железнодорожной медицины: материалы I междунар. конф. — М., 2004. - С. 94-95.
2. Громова, Е.А. Личностная тревожность и риск возникновения артериальной гипертензии в популяции мужчин 25-64 лет (программа ВОЗ
Алексеева И.С., Сорокин A.B.
«Моника—психосоциальная») / ЕЛ. Громова, В. В. Гафаров // Российский национальный конгресс кардиологов: материалы конгр. - Томск, 2004. — С. 132-133.
3. Дзизинский, A.A. Новые методы оценки и прогнозирования нестабильных состояний в кардиологии / A.A. Дзизинский, С.Г. Куклин // Российский национальный конгресс кардиологов: материалы конгр. — Томск, 2004. - С. 146.
4. Зинченко, Т.П. Когнитивная и прикладная психология / Т.П. Зинченко. -М.: МОДЭК, 2000. — 608 с.
5. Изучение здоровья работников операторских профессий, связанных с движением поездов после рабочей смены / В.И. Боцвин, ВТ. Козубен-ко, В.Э. Костецкий и др. // Тез. докл. 1 съезда врачей железнодорожного транспорта России. — М., 2004. - С. 43^7.
6. Маховская, Т.Г. Метод интервалометрии в ранней диагностике вегетативных нарушений у работников железнодорожного транспорта / Т.Г. Маховская, Н.Б. Сердюк, Е.Г. Черных // Тез. докл. 1 съезда врачей железнодорожного транспорта России. - М., 2004. - С. 172-173.
7. Ремоделирование сердца у лиц с предги-пертонией / Ю.А. Ховаев, М.Д. Берг, Я.Б. Ховаева и др. // Материалы Всерос. кардиологического клинико-диагностического форума. — Тюмень, 2005. - С. 104. — Прил. А кжурн. «Вестник арит-мологии».
8. Сабитов, И.А. Расстройства психической адаптации у работников локомотивных бригад / И.А. Сабитов // Тез. докл. 1 съезда врачей железнодорожного транспорта России. — М., 2004. — С. 238-239.
9. Савицкая, Е.Ю. поражение органов-мише-ней у железнодорожников с артериальной гипертензией / Е.Ю. Савицкая, Н.А. Куделькина // Российский национальный конгресс кардиологов: материалы конгр. - Томск, 2004 - С. 431.
10. Сорокин, А.В. Особенности ремоделирования сердца у машинистов локомотивных бригад с различным уровнем АД /А.В. Сорокин, А.Б. Сивков, О.В. Коровина // Актуальные вопросы внутренних болезней. — Челябинск, 2005. — С. 237.
11. Туминас, КБ. Ретроспективный анализ чрезвычайных ситуаций / КБ. Туминас // Методические основы определения группы повышенного риска и результаты АСПО на базе КАПД-01-СТ для медико-психологического обеспечения безопасности движения поездов: тез. докл. науч.-практ. конф. - СПб., 2005. - С. 23-25.
12. Шхвацабая, И.К. Патогенез и варианты течения гипертонической болезни / И.К. Шхвацабая //Кардиология. —1985. — № 6. - С. 5—12.
13. Devereux, R.B. Echocardiographic determination of left ventricular mass in men / R.B. Devereux, N. Reicheck // Circulation. —1977. —Vol. 55. — P. 613-618.
14. Prognostic value of 24-hour pressure variability / A. Fratolla, G. Parati, C. Cuspidi et al. // J. Hy-pertens. - 1993. - Vol. 11. -P. 1133-1137.
15. Weber, KT. Angiotensin and the remodeling of the myocardium /K.T. Weber, J.S. Janicki//Br. J. Clin. Pharmacol. -1989. - Vol. 28, Suppl. 2. -P. 141-150.
16. Zanchetti, А. Артериальная гипертензия и гипертрофия левого желудочка сердца / A. Zanchetti // Международные направления в исследовании артериальной гипертензии. — 2003. — Вып. 17. — С. 3-5.
Поступила в редакцию 23 мая 2010 г.
Серия ««Образование, здравоохранение, физическая культура», выпуск 25
61