Научная статья на тему 'Взаимосвязь дезадаптивных реакций и ремоделирования сердца у лиц высокой напряженности труда с нормальным артериальным давлением'

Взаимосвязь дезадаптивных реакций и ремоделирования сердца у лиц высокой напряженности труда с нормальным артериальным давлением Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
298
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек. Спорт. Медицина
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
РЕМОДЕЛИРОВАНИЕ / АДАПТАЦИЯ / ДЕЗАДАПТАЦИЯ / ГОРМОНЫ СТРЕССА / ЦИТОКИНЫ / MYOCARDIAL REMODELING / ADAPTATION / DISADAPTATION / STRESS HORMONES / CYTOKINES

Аннотация научной статьи по клинической медицине, автор научной работы — Алексеева И. С., Сорокин A. B.

Дезадаптация у лиц высокой напряженности труда ассоциируется с формированием гипертрофии миокарда при нормальном уровне артериального давления (АД). Факторами риска являются высокие показатели вариабельности систолического АД, скорости утреннего подъема диастолического АД, повышение уровня гормонов стресса, провоспалительных цитокинов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по клинической медицине , автор научной работы — Алексеева И. С., Сорокин A. B.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Relationship of disadaptive reactions and heart remodeling of highintensive work with normal blood pressure

Disadaptation in those high intensity of work associated with the formation of myocardial hypertrophy with normal levels of blood pressure. Risk factors are high levels of variability of systolic blood pressure, rate of the morning rise of diastolic blood pressure, increased stress hormones, inflammatory cytokines.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь дезадаптивных реакций и ремоделирования сердца у лиц высокой напряженности труда с нормальным артериальным давлением»

УДК 616.12-008.46-0.39+616.1 -009.86

ВЗАИМОСВЯЗЬ ДЕЗАДАПТИВНЫХ РЕАКЦИЙ И РЕМОДЕЛИРОВАНИЯ СЕРДЦА УЛИЦ ВЫСОКОЙ НАПРЯЖЕННОСТИ ТРУДА С НОРМАЛЬНЫМ АРТЕРИАЛЬНЫМ ДАВЛЕНИЕМ

И.С. Алексеева, A.B. Сорокин ЧелГМА, г. Челябинск

Дезадаптация у лиц высокой напряженности труда ассоциируется с формированием гипертрофии миокарда при нормальном уровне артериального давления (АД). Факторами риска являются высокие показатели вариабельности систолического АД, скорости утреннего подъема диастолического АД, повышение уровня гормонов стресса, провоспалительных ци-токинов.

Ключевые слова: ремоделирование, адаптация, дезадаптация, гормоны стресса, цитокины.

Организм человека - это динамическая система, которая меняется при разных условиях окружающей среды. Высокий уровень профессионального стресса вызывает напряжение регуляторных систем, сопровождаемое сдвигами вегетативной и гормональной систем. В рамках адаптивной реакции напряжение регуляторных систем проходит ряд стадий: норма, адаптивная реакция, патологическая реакция, патологическое состояние -от собственно напряжения до срыва адаптации. Возможно, что одним из маркеров соматической реализации стресса является развитие структурнофункциональных сдвигов - ремоделирование сердца. Основанием для этого предположения является невозможность объяснить вариабельность массы миокарда воздействием только гемодина-мических факторов [16], а также высокая распространенность ремоделирования миокарда у машинистов, которая выше, чем в популяции в т. ч. при отсутствии АГ [1, 9, 13]. Наиболее вероятным объяснением этих фактов являются нейропластиче-ские эффекты гормонов стресса [12]. Важнейшее место в ремоделировании отводится симпатической гиперактивности, ведущей не только к повышению АД, но и к развитию и прогрессированию гипертрофии левого желудочка (ГЛЖ) [7]. Любое стрессовое воздействие реализуется через гормоны гипоталамуса, гипофиза, надпочечников. Так же происходит нарушение функции иммунной системы, в частности изменение активности цитокинов провоспалительного характера [6, 8], которые могут вызвать повреждение миокарда, ремоделирование левого желудочка сердца [2, 3].

Цель работы - выявить взаимосвязь дезадаптации, нарушения гемодинамики и уровня нейрогормонов с ремоделированием миокарда левого желудочка.

Материалы и методы исследования: обследовано 260 машинистов и помощников машинистов локомотивного депо станции Челябинск в возрасте 20-54 лет с нормальным уровнем артериального давления (АД) с высокой напряженностью труда (3 класс, 2 степень), признанные здоровыми и годными к работе врачебно-экспертной комиссией. Уровень лептина определялся методом ИФА с помощью реагентов серии «DRG Leptin ELISA» (Германия), кортизола - «СтероидИФА-кортизол-01» (Санкт-Петербург), интерлейкина (ИЛ-6) -«ИЛ-6-ИФА-БЕСТ» (Новосибирск). Проведена двухмерная эхокардиография на ультразвуковом сканере «PHILIPS-800».

На основании данных ЭХОКГ и допплер ЭХОКГ вычислялись следующие показатели: масса миокарда ЛЖ(г) -

ММЛЖ = 1,04х

(ТМЖП + КДР + ТЗСЛЖ)3 - КДР3

-13,6,

индекс ММЛЖ г/м2 - ИММЛЖ = ММЛЖ -S [13]. Где ТМПЖ - толщина межжелудочковой перегородки, КДР - конечный диастолический размер, ТЗСЛЖ - толщина задней стенки левого желудочка, S - площадь тела. Бифункциональное суточное мониторирование электрокардиограммы и АД проводилось регистратором «Кардиотехника-4000-АД» (фирма «ИНКАРТ», Санкт-Петербург, точность которого (класс «В») при синусовом ритме соответствует «Американским национальным стандартам для электронных и автоматических сфигмоманометров» ANSI/A AMI SP 10 1987 и BHS (British Hypertension Society). Оценивались показатели: средние, максимальные и минимальные значения САД и ДАД за различные периоды суток, вариабельность АД, которая считалась повышенной при увеличении стандартного отклоне-

ности интервалов R-R, выраженное в секундах). На показатель SIT разработчиками оформляется патент. Дезадаптивная реакция определялась при значениях показателей, выходящих за пределы SDR 75-300, SIT 19-43 баллов [5, И].

Машинисты были разделены на две группы в зависимости от показателей адаптации: нормальная адаптация и нарушение адаптации (дезадаптация).

Полученные результаты. У машинистов с дезадаптацией выявлено увеличение скорости утреннего подъема АД, что свидетельствует об ухудшении суточного гемодинамического профиля.

Так, в группе с дезадаптацией по показателям SDR, SIT скорость утреннего подъема ДАД почти в 2 раза выше (р = 0,006) по сравнению с группой с нормальной адаптацией, что является показателем избыточного повышения тонуса симпатической нервной системы в утренние часы (табл. 1).

При этом машинисты с неудовлетворительной адаптацией отличались повышенной вариабельностью САД в дневные часы. При оценке по показателям SDR, SIT вариабельность на 10 % выше в группе с дезадаптацией (р = 0,01), что рассматривается как неблагоприятный фактор, ассоциирующийся с увеличением риска ремоделирования миокарда левого желудочка (табл. 2).

У машинистов с дезадаптацией выявлена тенденция к более высокой концентрации гормонов стресса и провоспалительного цитокина (HJI-6), так по уровню кортизола группы с дезадаптацией и нормальной адаптацией отличаются на 5 %, ИЛ-6 - на 13 %, лептина - в 2 раза (по показателю SDR). По SIT уровень кортизола в группе с деза-

Таблица 1

Скорость утреннего подъема АД у машинистов в зависимости от показателей адаптации

Показатель адаптации п Скорость утреннего подъема САД М ± а (мм рт. ст./ч) Скорость утреннего подъема ДАД М ± а (мм рт. ст./ч)

SDR Дезадаптация 13 16,9 ± 14,0 22,9 ± 11,2

Нормальная адаптация 102 18,7 ± 17,2 12,6+8,1

Р 0,359 0,006

SIT Дезадаптация 12 12,3 ± 6,2 23,4 ±3,8

Нормальная адаптация 103 19,2 ± 17,3 12,7 ±8,1

Р 0,091 0,006

Таблица 2

Вариабельность АД днем у машинистов в зависимости от показателей адаптации

Показатель адаптации п Вариабельность САД М ± а (мм рт. ст.) Вариабельность ДАД М ± о (мм рт. ст.)

SDR Дезадаптация 44 10,0 ±3,3 7,0 ±2,0

Нормальная адаптация 181 9,0 ± 2,7 7,0 ± 1,3

Р 0,01 0,3

SIT Дезадаптация 43 10,0 ± 1,9 7,0 ± 2,6

Нормальная адаптация 182 9,0 + 2,7 7,0 ± 1,3

Р 0,01 0,2

ния САД выше 15 мм рт. ст., ДАД 12 мм рт. ст. [14], скорость и величина утреннего подъема (СУП) АД, мм рт. ст./ч.

СУПАД = АДмин

1АДмакс - 1АДмин где АДмакс - максимальные значения АД, АДмин -минимальные, t - время. Интервал времени с 4 до 10 часов утра.

Изучение вариабельности сердечного ритма проводилось с помощью автоматизированной системы предрейсового медицинского осмотра на базе аппаратно-программного комплекса КАЛД-01-СТ «Системные технологии», Санкт-Петербург. Прибор и метод измерения сертифицированы Госстандартом России (сертификат RU.C. 39.022 А № 16463 от 12.12.03). Проводилась оценка показателей напряженности адаптационных систем [11]:

SIT - индекс адаптации, отражает состояние центральной нервной системы при реакции на различные стимулы.

SDR - индекс адаптации, отражает характер системных расстройств регуляции АД и ЧСС при изменениях тонуса вегетативной нервной системы вследствие воздействия различных стрессоров.

SDR (САД + ДАД) Х АМ°

ЧСС

где САД - систолическое АД, ДАД - диастолическое АД, ЧСС - частота сердечных сокращений, AMO (Амплитуда моды) - число значений интервалов, равных Мо в процентах к общему числу зарегистрированных кардиоциклов, (Мо (мода) -наиболее часто встречающееся значение длитель-

Серия «Образование, здравоохранение, физическая культура», выпуск 25

59

Проблемы здравоохранения

даптацией выше на 12 %, уровень лептина так же в 2 раза (табл. 3). Повышенный уровень данных гормонов и изменение активности цитокинов про-воспалительного характера (высокий уровень ИЛ-6) могут вносить вклад в повреждение миокарда и ремоделирование левого желудочка.

ность труда) часто регистрируется ГЛЖ при нормальном АД [1, 10], что подтверждает негемоди-намические причины развития ГЛЖ. Механизм данных изменений до конца не изучен. В нашем исследовании выявлена взаимосвязь дезадаптации с формированием гипертрофии миокарда при нор-

Таблица 3

Уровень гормонов стресса и провоспалительного цитокина у машинистов в зависимости от показателей адаптации

Показатель адаптации п Кортизол М ± о ИЛ-6 М ± о Лептин М ± о

Дезадаптация 5 677,01 ± 364,8 3,05 ± 2,4 4,06 + 2,4

SDR Нормальная адаптация 44 641,91 ±221,6 2,64 ± 1,7 1,94 ± 1,0

Р 0,45 0,41 0,12

Дезадаптация 4 708,60 ± 165,9 1,68 ±0,69 4,10 + 2,06

SIT Нормальная адаптация 45 626,33 ± 225,34 1,83 + 0,78 2,02 ± 1,23

Р 0,34 0,4 0,17

Таблица 4

Масса миокарда левого желудочка (ММЛЖ) и ИММЛЖ в зависимости от показателей адаптации

Показатель адаптации п ММЛЖ М ± а (г) ИММЛЖ М ± а (г/м2)

Дезадаптация 53 214,5 ±63,3 107,8 + 27,7

SDR Нормальная адаптация 207 199,7 ± 64,7 106,99 ±31,7

Р 0,048 0,425

Дезадаптация 46 211,8 ±71,9 106,0 ± 30,5

SIT Нормальная адаптация 214 202,2 + 62,9 107,5 ± 30,7

Р 0,18 0,37

При изучении данных ЭХО-КГ было выявлено, что машинисты с дезадаптивными реакциями по морфофункциональным показателям миокарда отличались от группы с нормальной адаптацией большей степенью ремоделирования.

В группе с дезадаптацией, оцененной по показателю SDR ММЛЖ, статистически значимо превышала таковую у машинистов с нормальной адаптацией: на 7 % (р = 0,048). А при анализе SIT ММЛЖ была выше на 5 %, однако данные различия не достигли степени значимых (р = 0,18) (табл. 4).

Таким образом, дезадаптивная реакция у лиц с высокой напряженностью труда связана с ремоделированием миокарда.

Обсуждение: Профессиональный стресс вызывает напряжение регуляторных систем, что сопровождается универсальными стойкими сдвигами вегетативной и гормональной регуляции - на первых этапах — в рамках физиологической нормы [4]. Нарушения в системе регуляции при стрессорном воздействии приводят к постоянному увеличению концентрации АКТГ и кортикостероидов, увеличению выработки моноаминов и промоторов воспаления - цитокинов (интерлейкин-6 и др.) [12, 15], которые вызывают повреждение миокарда, ремоделирование левого желудочка сердца и сосудистой стенки. У машинистов (высокая напряжен-

мальном АД. Этому способствует повышенный тонус симпатической нервной системы (ухудшение суточного гемодинамического профиля АД), высокий уровень гормонов стресса (кортизол, леп-тин), провоспалительного цитокина (ИЛ-6).

Выводы:

1. Дезадаптация у лиц высокой напряженности труда ассоциируется с формированием гипертрофии миокарда при нормальном уровне АД.

2. Факторами риска, связанными с формированием гипертрофии левого желудочка у лиц с дезадаптацией, являются высокая вариабельность САД и более высокая скорость утреннего подъема ДАД.

3. Выявлена тенденция к более высокому уровню гормонов стресса, провоспалительных цитокинов у машинистов с дезадаптацией.

Литература

1. Выявление и лечение стресс-индуцирован-ной артериальной гипертонии как профилактика внезапной сердечной смерти у машинистов локомотивов / И.В. Осипова, А.Г. Зальцман, Л.В. Борисова и др. //Актуальные вопросы железнодорожной медицины: материалы I междунар. конф. — М., 2004. - С. 94-95.

2. Громова, Е.А. Личностная тревожность и риск возникновения артериальной гипертензии в популяции мужчин 25-64 лет (программа ВОЗ

Алексеева И.С., Сорокин A.B.

«Моника—психосоциальная») / ЕЛ. Громова, В. В. Гафаров // Российский национальный конгресс кардиологов: материалы конгр. - Томск, 2004. — С. 132-133.

3. Дзизинский, A.A. Новые методы оценки и прогнозирования нестабильных состояний в кардиологии / A.A. Дзизинский, С.Г. Куклин // Российский национальный конгресс кардиологов: материалы конгр. — Томск, 2004. - С. 146.

4. Зинченко, Т.П. Когнитивная и прикладная психология / Т.П. Зинченко. -М.: МОДЭК, 2000. — 608 с.

5. Изучение здоровья работников операторских профессий, связанных с движением поездов после рабочей смены / В.И. Боцвин, ВТ. Козубен-ко, В.Э. Костецкий и др. // Тез. докл. 1 съезда врачей железнодорожного транспорта России. — М., 2004. - С. 43^7.

6. Маховская, Т.Г. Метод интервалометрии в ранней диагностике вегетативных нарушений у работников железнодорожного транспорта / Т.Г. Маховская, Н.Б. Сердюк, Е.Г. Черных // Тез. докл. 1 съезда врачей железнодорожного транспорта России. - М., 2004. - С. 172-173.

7. Ремоделирование сердца у лиц с предги-пертонией / Ю.А. Ховаев, М.Д. Берг, Я.Б. Ховаева и др. // Материалы Всерос. кардиологического клинико-диагностического форума. — Тюмень, 2005. - С. 104. — Прил. А кжурн. «Вестник арит-мологии».

8. Сабитов, И.А. Расстройства психической адаптации у работников локомотивных бригад / И.А. Сабитов // Тез. докл. 1 съезда врачей железнодорожного транспорта России. — М., 2004. — С. 238-239.

9. Савицкая, Е.Ю. поражение органов-мише-ней у железнодорожников с артериальной гипертензией / Е.Ю. Савицкая, Н.А. Куделькина // Российский национальный конгресс кардиологов: материалы конгр. - Томск, 2004 - С. 431.

10. Сорокин, А.В. Особенности ремоделирования сердца у машинистов локомотивных бригад с различным уровнем АД /А.В. Сорокин, А.Б. Сивков, О.В. Коровина // Актуальные вопросы внутренних болезней. — Челябинск, 2005. — С. 237.

11. Туминас, КБ. Ретроспективный анализ чрезвычайных ситуаций / КБ. Туминас // Методические основы определения группы повышенного риска и результаты АСПО на базе КАПД-01-СТ для медико-психологического обеспечения безопасности движения поездов: тез. докл. науч.-практ. конф. - СПб., 2005. - С. 23-25.

12. Шхвацабая, И.К. Патогенез и варианты течения гипертонической болезни / И.К. Шхвацабая //Кардиология. —1985. — № 6. - С. 5—12.

13. Devereux, R.B. Echocardiographic determination of left ventricular mass in men / R.B. Devereux, N. Reicheck // Circulation. —1977. —Vol. 55. — P. 613-618.

14. Prognostic value of 24-hour pressure variability / A. Fratolla, G. Parati, C. Cuspidi et al. // J. Hy-pertens. - 1993. - Vol. 11. -P. 1133-1137.

15. Weber, KT. Angiotensin and the remodeling of the myocardium /K.T. Weber, J.S. Janicki//Br. J. Clin. Pharmacol. -1989. - Vol. 28, Suppl. 2. -P. 141-150.

16. Zanchetti, А. Артериальная гипертензия и гипертрофия левого желудочка сердца / A. Zanchetti // Международные направления в исследовании артериальной гипертензии. — 2003. — Вып. 17. — С. 3-5.

Поступила в редакцию 23 мая 2010 г.

Серия ««Образование, здравоохранение, физическая культура», выпуск 25

61

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.