Научная статья на тему 'Взаимосвязь дестабилизирующих факторов фонового региона и кадрового обеспечения железной дороги'

Взаимосвязь дестабилизирующих факторов фонового региона и кадрового обеспечения железной дороги Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
150
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОНОВЫЙ РЕГИОН / КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ / BACKGROUND REGION / STAFFING PROCESSES / RAILWAY TRANSPORTATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дружинина Юлия Игоревна

Обобщены и сгруппированы внешние факторы, влияющие на привлечение рабочих кадров на железную дорогу, а также внутренние факторы, влияющие на их комплектование

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Interrelation of Destabilizing Factors of a Background Region and Human Resources of Railroad Transportation

The article covers external factors influencing staffing process for railway enterprises, as well as internal factors affecting its completion

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь дестабилизирующих факторов фонового региона и кадрового обеспечения железной дороги»

Экономические науки

УДК 331.108

Дружинина Юлия Игоревна Yuliya Druzhinina

ВЗАИМОСВЯЗЬ ДЕСТАБИЛИЗИРУЮЩИХ ФАКТОРОВ ФОНОВОГО РЕГИОНА И КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ

INTERRELATION OF DESTABILIZING FACTORS OF A BACKGROUND REGION AND HUMAN RESOURCES OF RAILROAD TRANSPORTATION

Обобщены и сгруппированы внешние факторы, влияющие на привлечение рабочих кадров на железную дорогу, а также внутренние факторы, влияющие на их комплектование

Ключевые слова: фоновый регион, кадровое обеспечение, железнодорожные перевозки

The article covers external factors influencing staffing process for railway enterprises, as well as internal factors affecting its completion

Key words: background region, staffing processes, railway transportation

В результате трансформации экономики Российской Федерации в рыночные условия хозяйствования Читинская область (с 1 марта 2008 г. — Забайкальский край) превратилась в дотационный субъект Российской Федерации и по Типологии регионов РФ включена в состав депрессивных (фоновых) регионов.

Характерной чертой социально-экономического развития таких регионов является:

— низкий уровень прожиточного минимума населения;

— устаревшая материально-техническая база;

— недостаточное рыночное позиционирование;

— дефицит кадров.

Сложившиеся условия развития Забайкальского края как фонового региона оказывают существенное влияние на деятельность железнодорожного транспорта и особенно на обеспеченность железной

дороги кадрами в условиях их дефицита. Дефицит кадров является следствием малочисленности населения Забайкальского края (2,6 чел. на 1 км2), в том числе низкой заселенностью вдоль пролегания железной дороги.

Кроме того, на формирование кадрового состава железной дороги оказывают влияние такие факторы, как:

— миграция населения края;

— показатели рождаемости и смертности;

— продолжительность жизни населения;

— уровень занятости населения в конкурирующих с железной дорогой отраслях;

— уровень безработицы;

— низкий уровень образования.

Исследования особенностей развития

Забайкальского края как фонового региона и развития конкурирующих с железной дорогой организаций по привлечению рабочих кадров [1] позволили выявить, обоб-

щить и сгруппировать факторы, влияющие ную дорогу, и представить их в виде схемы на привлечение рабочих кадров на желез- (рис. 1).

Миграция населения края

Показатели рождаемости и смертности населения края

Рост

объемов

перевозок

Кадры

железной

дороги

Естественная убыль

Появление

конкуренции

+

Изменение объемов производства по отраслям экономики в регионе

Привлечение свободной рабочей силы на щриятие

Уровень занятости населения и наличие на региональном рынке свободной рабочей силы

Условия для перетока + рабочей силы из предприятия

Уровень заработной платы по видам экономической деятельности в регионе

Рис. 1. Внешние факторы, влияющие на привлечение кадров на железнуюдорогу

К таким факторам дорога вынуждена приспосабливаться. Они не зависят от организации деятельности предприятия, складываются, исходя из региональных особенностей и ограничить их влияние менее возможно или в отдельных случаях практически невозможно. Железная дорога не в силах их изменить. Поэтому по отношению к ней они являются внешними факторами.

Железнодорожный транспорт России в настоящее время находится в заверша-

ющей стадии осуществления структурной реформы, которая затрагивает все уровни управления и все сферы деятельности компании. Выделяются дочерние компании, изменяется система управления с учетом требования рынка транспортных услуг. Такие масштабные изменения ведущей и крупнейшей железнодорожной компании не имеют аналогов не только в отечественной, но и мировой практике.

Фактически ОАО «РЖД» переходит

из стадии межотраслевой конкуренции на рынке труда к конкуренции внутриотраслевой и даже внутрикорпоративной. Следовательно, на кадровую политику Забайкальской железной дороги оказывают влияние внутренние факторы [2], такие как:

— реорганизация железных дорог;

— реконструкция и обновление материально-технической базы;

— подбор и закрепление персонала по важным специальностям, профессиям и производственным группам;

— увеличение показателей производственно-финансовой деятельности;

— мотивация труда работников;

— креативность работников.

Реорганизация железных дорог в единую хозяйствующую коммерческую организацию означает изменение структурной, организационно-правовой формы, ведущее за собой поэтапное перераспределение экономических отношений между компанией и клиентами, в зависимости от разработанного долгосрочного бизнес-плана. В связи с этим возникают новые экономические взаимоотношения между определенными структурами, вводятся новые информационные технологии, идет переход на международные стандарты бухгалтерского учета и отчетности и т.д. [3]. Поэтому на железную дорогу требуется привлечение специалистов «нового» качества (формации), которые обладают навыками принятия управленческих решений на основе хозяйственно-финансовой отчетности, на основе различных видов маркетинговой информации, на основе знаний о правовом поле хозяйственной деятельности и многими другими профессиональными качествами.

Реконструкция и обновление материально-технической базы, активно проводимой более 10 лет на Забайкальской железной дороге, вызывают изменение спроса на рынке труда во всех структурных подразделениях. Начиная с 1999 г., на Забайкальской железной дороге были значительно увеличены инвестиции на модернизацию и капитальный ремонт основных технических средств железнодорожного транспорта. Особое внимание уделялось и уделяется

обновлению инфраструктуры Компании, разработке нового и модернизации существующего подвижного состава, внедрению новых прогрессивных технологий и технологических процессов, информационных систем, компьютеров нового поколения и новых видов связи, а также других совре-менныхтехническихсредств [4].

Внедрение новой техники и технологий требует от работников более высокого уровня квалификации, но в то же время позволяет существенно сократить трудозатраты железной дороги за счет ликвидации неэффективных производственных и технологических процессов, а также ручного труда.

Соответственно повышается требовательность к квалификации персонала традиционных железнодорожных профессий, появляется потребность в специалистах и рабочих, относящихся к новым сферам деятельности (информационные технологии, программное обеспечение, обслуживание компьютеров и устройств связи).

Показатели производственно-финансовой деятельности оказывают не менее значимое влияние на формирование кадров. Программой развития Забайкальской железной дороги до 2015 г. по сравнению с уровнем 2007 г. [5 ] предусмотрено изменение данных показателей, а именно:

1) увеличение собственной погрузки в три раза;

2) рост объема грузопереработки в подсобно-вспомогательной деятельности на 17%;

3) увеличение пассажирооборота в два раза;

4) увеличение количества предоставляемых на вокзалах услуг в 4,2 раза;

5) рост объема перевозок и рост объема продаж на 40 % каждого;

6) увеличение грузооборота международных грузов на34 %;

7) рост числа исполнения заявок по материально-техническому снабжению на2 %.

Изменение перечисленных показателей в сторону увеличения потребует дополнительного привлечения кадров на Забайкальскую железную дорогу. Проблема по

подбору и закреплению работников связана с их укомплектованием по основным для функционирования дороги специальностям, профессиям и производственным группам. Наиболее остро эта проблема стоит в хозяйстве пути, где самый высокий уровень текучести руководителей, специалистов и монтеров пути, а кроме того, самый низкий по сети уровень укомплектованности штата машинистами путевых машин.

Также наиболее сложнокомплектуе-мыми профессиями являются слесари по ремонту локомотивов и вагонов, проводники пассажирских вагонов, электромонтеры по обслуживанию и ремонту устройств сигнализации, централизации и блокировки, а также устройств связи, электромонтеры контактной сети, машинисты тепловозов, осмотрщики вагонов всех наименований.

Важно отметить, что к проблемным группам относятся достаточно квалифицированные категории специалистов и рабочих, крайне необходимых дороге в условиях обновления производственной базы и перехода на коммерческие условия работы.

Многие из них востребованы и на рынке труда. Поэтому требуются меры по их закреплению, особенно накануне возникновения внутриотраслевой и внутрикорпоративной конкуренции.

В период реализации структурной реформы на железнодорожном транспорте одной из основных проблем по управлению качеством труда является креативность руководящих кадров, т.к. от них зависит создание среды, направленной на улучшение и внедрение структурной реформы на железной дороге. От того, насколько руководители будут эффективны, насколько правильно будут ставить задачи руководителям более низких звеньев управления, демонстрировать веру в успех, зависит эффективность внедрения структурной реформы. Креативность — это основа всех преобразований и улучшений на Забайкальской железной дороге [6].

Перечисленные внутренние факторы, влияющие на комплектование кадров железной дороги, представлены на разработанной нами схеме (рис. 2).

Реконструкция и обновление материально-технической базы

Увеличение показателей

------ Увеличение спроса на

производственно- высоко _

финансовой деятельности квалифицированные

\

\

\

Реорганизация железных дорог

Мотивация

труда

работников

Закрепление кадров на дороге

Креативность

сотрудников

Подбор и закрепление персонала по важным специальностям, профессиям и производственным группам

Рис. 2. Внутренние факторы, влияющие на комплектование кадровжелезнойдороги

Каждый из них оказывает обособленное влияние на формирование и развитие кадровой политики, и вместе с тем данные факторы образуют взаимосвязанную систему, внутри которой они неразрывны между собой. Внутренние факторы целиком и полностью зависят от профессионализма кадрового менеджмента компании, от владения им искусством управления персоналом (кадрами).

В ходе исследования установлено, что с 1990-2009 гг. миграционная убыль населения составила 25% от общей численности населения края. Перечисленные внешние факторы рассматриваются нами как дестабилизирующие обеспечение железной дороги кадрами, на которые она не может оказать влияния и вынуждена к ним приспособиться. Наличие дестабилизирующих внешних факторов вызывает количествен-

ный недостаток потенциальных работников для их привлечения на железную дорогу.

Также в ходе исследования выявлены дестабилизирующие внутренние факторы, влияющие на комплектование кадров железной дороги. Некоторые из них, такие как реорганизация железных дорог или реконструкция и обновление материально-технической базы, вызывают необходимость привлечения кадров «новой» формации. Потребность в кадрах «новой» формации и их ограниченность в регионе создают проблемы для Забайкальской железной дороги в развитии кадровой политики. Одной из проблем привлечения кадров «новой» формации и их закрепления на рабочем месте является не только их ограниченность в регионе, но и несовершенство системного подхода к их подготовке и адаптации в условиях железнодорожной отрасли.

Литература

1. Читинская область в цифрах. Статистический ежегодник, 2007: стат. сб. — Чита: Чи-тастат, 2007. — 363 с.

2. Целевая программа «Молодежь ОАО «Российскиежелезные дороги» (2006 — 2010 гг.)» — [Электронный ресурс]. - URL: http://cm.rzd.ru/isvp/public/cbnm?STRUCTURE_ID=5045 (дата обращения: 25.04.2011).

3. Стратегические направления научно-технического развития ОАО «РЖД» на период до 2015 г. — [Электронный ресурс]. - URL: http://www.1520mm.ru/rzd/ (дата обращения: 20.04.2011).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Стратегия развития железнодорожного транспорта в РФ до 2030 г. Утверждено Распоряжением Правительства РФ от 17.07.2008 г. № 877р. — [Электронный ресурс]. - URL: www. mintrans.ru/pressa/TransStrateg_VV.htm(flaTa обращения: 19.04.2011).

5. Лапидус Б.М. Стратегия развития ОАО «РЖД» до 2015 года // Публичная лекция для студентов железнодорожных вузов. — М.: МИИТ, 9 октября 2006 г.

6. Штульберг Б.М. О депрессивных территориях в Российской Федерации. Пути выхода из кризиса (материалы к парламентским слушаниям). — М.: СОПС, 2005.

Коротко об авторе_________________________________________________Briefly about the author

Дружинина Ю.И., ЗабИЖТ, филиал ГОУ ВПО Ум. Druzhinina, Transbaikal institute of railroad

ИрГУПС transportation, branch of State Educational Institution

[email protected] of Higher Professional Training «Irkutsk State Univer-

sity of Railway Engineering»

Научные интересы: кадровая политика Scientific interests: personnel selection

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.