Научная статья на тему 'Взаимосвязь дефиниций «Интерсубъективная позиция» и «Педагогическая позиция»'

Взаимосвязь дефиниций «Интерсубъективная позиция» и «Педагогическая позиция» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
160
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРСУБЪЕКТИВНАЯ ПОЗИЦИЯ / ИНТРАПОЗИЦИЯ / ИНТЕРПОЗИЦИЯ / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ПОЗИЦИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОЗИЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бурова О.Е.

В статье даётся описание сущности и структуры интерсубъективной позиции личности. На основе анализа работ в области отечественной педагогической науки конца XX начала XI века показана взаимозависимость двух дефиниций: «интерсубъективная позиция» и «педагогическая позиция».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь дефиниций «Интерсубъективная позиция» и «Педагогическая позиция»»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10-2/2016 ISSN 2410-6070

обучающихся знаниями и навыками, которые будут использоваться на практике. Данные знания и умения могут быть применимы творчески в новых условиях. Наука развивается большими темпами, задачи, решающиеся на рабочих местах становятся сложными и разноплановыми и к современным специалистам предъявляются требования, включающие знания разных дисциплин. Для того чтобы планировать, выполнять и контролировать свою деятельность нужны умения в нескольких областях науки. Взаимосвязь учебных предметов способствует становлению глубины и прочности знаний, развитию продуктивной творческой деятельности, помогает усвоению программы университета. «Установление профессиональных контактов между специалистами смежных отраслей знаний способствует взаимодействию научных дисциплин, созданию научно-методической платформы, адекватной вызовам времени и конкретным запросам воспитательной практики» [5, с.51].Согласованность программ и учебников, реализация междисциплинарных связей способствует развитию профессиональных качеств будущих специалистов. Знания приобретают системный характер. Прежде чем принять важное решение в сфере профессиональной деятельности специалист обдумывает пути решения, опираясь на знания из разных сфер науки. Реализация данной программы требует использования инновационных технологий, авторских программ и интерактивных методик. Преподаватель должен уметь конкретизировать педагогические задачи, умело отбирать содержание учебного материала, умело управлять педагогическим процессом.

Систематическое применение таких методов развития разговорной речи как дискуссия, деловая игра, проблемная ситуация развивает не только коммуникативные навыки, но и закрепляет знания основных дисциплин, способствует формированию классных специалистов в различных сферах деятельности. Познавательная активность стимулируется, учащийся становится личностью и профессионалом. Список использованной литературы

1. Гальскова Н.Д. Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: учеб. пособие для студ. лингв. ун-тов и фак. ин. Яз. высш. пед. учеб. заведений / Н.Д. Гальскова, Н. И. Гез. - 4-е изд., стер. - М.: Изд. центр «Академия», 2007 - 336с.

2. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учеб. для вузов. / И.А. Зимняя. -2 - е изд., доп. и перераб. - М.: Изд. корпорация «Логос», 2000 - 384с.

3. Плотников А.С. Ситуационный подход в современном образовании // Педагогика. - 2015. - №6. - С. 4652.

4. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. / Е. Н. Соловова. - М. : Аст Астраль, 2009. - 238 с.

5. Филонов Г. Н. Научно-методические основания развития междисциплинарных исследований. // Педагогика. - 2016. -№1. - С. 51-54.

6. Шубин Э.П. Языковая коммуникация и обучение иностранным языкам. / Э.П. Шубин. -М.: -«Просвещение», 1972. - 350с.

© Бочкарёва Т. В., 2016 г.

УДК 37.0

О.Е. Бурова

начальник отдела молодёжной политики и социальной работы ФГБОУ ВО «КамГУ им. Витуса Беринга» г. Петропавловск-Камчатский, Российская Федерация

ВЗАИМОСВЯЗЬ ДЕФИНИЦИЙ «ИНТЕРСУБЪЕКТИВНАЯ ПОЗИЦИЯ» И «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОЗИЦИЯ»

Аннотация

В статье даётся описание сущности и структуры интерсубъективной позиции личности.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10-2/2016 ISSN 2410-6070

На основе анализа работ в области отечественной педагогической науки конца XX - начала XI века показана взаимозависимость двух дефиниций: «интерсубъективная позиция» и «педагогическая позиция».

Ключевые слова

Интерсубъективная позиция, интрапозиция, интерпозиция, социокультурная позиция,

педагогическая позиция.

Интерсубъективную позицию личности мы представляем как совокупность трех позиций: интрапозиции, интерпозиции и социокультурной позиции (рис.1).

Рисунок 1 - Структурные компоненты интерсубъективной позиции личности.

Иными словами, благодаря интрапозиции, субъект через личностное самосовершенствование, через внутренний диалог с самим собой (автокоммуникацию), приходит к осознанию своего уникального предназначения. Благодаря интерпозиции, через активное взаимоотношение с другими людьми в процессе общения (интеркоммуникацию) субъект выстраивает партнёрские взаимоотношения и дополняет представление о себе и своем месте в жизни. Социокультурная позиция субъекта способствует взаимодействию с культурой, историей, социумом (кросскультурная коммуникация) и выражается в стремлении к творческой самореализации и созиданию окружающего мира. Стрелки в рисунке обозначают переход человека из одной позиции в другую, из одной коммуникации в другую, в зависимости от того, на каком этапе смыслонаправленности, мироощущения расположен человек.

Отсюда, интерсубъективную позицию личности мы определяем как направленность субъекта на самоизменение в ходе интеракции (интерсубъективная коммуникация) с другими субъектами (человек, социум, культура) и как совокупность трех структурных компонентов: интрапозиции, интерпозиции и социокультурной позиции.

Определив на основе философских, социологических и психологических исследований сущность и смыслы интерсубъективной позиции личности, обратимся к раскрытию понятия «педагогическая позиция».

В настоящее время в работах отечественных психологов, педагогов, социологов, посвященных формированию той или иной позиции, все часто встречаются термины «социальная позиция», «профессиональная позиция», «педагогическая позиция», «профессионально-педагогическая направленность» (Е. В. Бондаревская, С. П. Будникова, И. А. Зимняя, Е.И. Исаев, А.Н. Леонтьев, А.К. Маркова, В.И. Слободчиков, Г.А. Цукерман и др.). Часто эти понятия имеют различный смысл. Оперируя термином «позиция» авторы, обозначают определенные характеристики личности или явления.

Педагогическая позиция является особенной в том смысле, что она синтезирует и личностную позицию педагога, проявляемую во встрече взрослого и ребенка, и профессионально-деятельностную позицию, связанную с созданием условий для достижения целей образования и характеризующую видение им собственных педагогических функций, определяемое политическими, правовыми, моральными,

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10-2/2016 ISSN 2410-6070

религиозными, научными, эстетическими и другими убеждениями педагога. Очевидно, что для понимания сущности педагогической позиции очень важно единство трех составляющих: сознания, деятельности и базовых ценностей.

Позиция педагога - это система тех интеллектуальных, волевых и эмоционально-оценочных отношений к миру, педагогической деятельности в частности, которые являются источником его активности. Она определяется, с одной стороны, теми требованиями, ожиданиями и возможностями, которые предъявляет и предоставляет педагогу общество, с другой - действуют внутренние, личные источники активности - интересы, переживания, мотивы и цели, его ценностные ориентации, мировоззрение, идеалы.

Социальная позиция педагога вырастает из той системы взглядов, убеждений и ценностных ориентаций, которые были сформированы ещё в общеобразовательной школе. В процессе будущей профессиональной подготовки на их базе формируется мотивационно-ценностное отношение к педагогической профессии, целям и средствам педагогической деятельности. Мотивационно-ценностное отношение к педагогической деятельности в самом широком её понимании в конечном итоге выражается в направленности, составляющей ядро личности учителя.

Опираясь на работы в области отечественной педагогической науки конца 20 - начала 21 века, попытаемся найти взаимозависимость двух дефиниций: «интерсубъективная позиция» и «педагогическая позиция» (таблица 1).

Таблица 1

Взаимосвязь дефиниций «интерсубъективная позиция» и «педагогическая позиция»

Автор Значение понятия «педагогическая позиция»

Признаки интрапозиции Признаки интерпозиции Признаки социокультурной позиции

Л.Н. Куликова потребность в личностном, социальном и будущем профессиональном самоопределении потребность в освоении важных жизненных ролей, способствующих партнёрским взаимоотношениям потребность в творческом самовыражении, духовно-нравственном преобразовании окружающего мира

Б.Г. Ананьев личностный каркас общественные взаимоотношения приобщение к культуре

А. Г. Асмолов мировоззренческий компонент коммуникативный компонент нравственно-ориентирующий компонент

В. И. Слободчиков мировоззренческий компонент взаимодействие личности с другими личностями в процессе коммуникации целостная характеристика поведения

Е. В. Бондаревская самоопределение морально-этический аспект - общественно-значимые мотивы способность к самостоятельности

СИ. Краснов самооценка, самоопределение ситуация общения социальная деятельность в традицио-культурном пространстве

Р.С. Немов самоосознание движение к взрослой ответственности, потребность в обучении младших культурно-ценностное самоопределение

И.П. Аникеева осознание своей индивидуальности осознание себя частью коллектива осознание себя частью общества

Ю. И. Куницкая самоопределение взаимодействие с другими само-деятельность

О. В. Медведева способность к саморазвитию и самооценке отношение к детям и педагогической деятельности способность к самореализации

Ж.О.Андреева, М.Г.Ермолаева самоанализ эмоционально-ценностное отношение к педагогической профессии раскрытие творческого созидательного потенциала педагогической деятельности

О.В. Землянская самосовершенствование содействие самореализация

Таким образом, анализ теоретических и экспериментальных исследований, предметом которых является «педагогическая позиция» показал, что отечественная научная традиция определяет позицию как одну из важнейших характеристик человеческой личности, связующую сознания и деятельности,

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10-2/2016 ISSN 2410-6070

определяющую вектор социальных отношений. Кроме того, научные интерпретации понятия «педагогическая позиция», представленные в таблице, позволяют нам увидеть наличие признаков всех трёх структурных компонентов интерсубъективной позиции, что позволяет нам соединить оба понятия и вывести общее - интерсубъективная педагогическая позиция. В свою очередь, интерсубъективная педагогическая позиция может стать предметом отдельного научного исследования. Список использованной литературы:

1. Ананьев, Б.Г. Психология и проблемы человекознания. Москва-воронеж. 1996. - 382С.

2. Андреева, Ж.О., Ермолаева М.Г. Педагогическое сопровождение профессионально-личностного становления студента педагогического колледжа (Проект «Призвание»). - СПб; «Тускарора». - 2001 - 152с.

3. Асмолов, А.Г., Ягодин Г.А. Образование как расширение возможностей развития личности // Общее среднее образование россии: сб. нормативных документов. - М., 1993. - С. 3-8.

4. Бондаревская, Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания//Педагогика. - 1995. № 4.

5. Будникова, С.П. Психологические условия становления профессиональной позиции у будущих педагогов на этапе производственной (педагогической) практики: Дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07: Калуга, 2003 -180c.

6. Землянская, О.В. Формирование профессионально-педагогической направленности в подготовке будущего учителя: на примере филологического факультета. Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08: Новокузнецк, 2003 - 216с.

7. Краснов, С.И., Каменский Р.Г. Введение в проектную деятельность. Гуманитарный подход.-М., 2005, -163 с.

8. Куликова, Л.Н. Саморазвитие личности: психолого-педагогические основы: учебное пособие. -Хабаровск: Изд-во Хабаровск. гос. пед. унив-та, 2005 г.- 320с.

9. Куницкая, Ю.И. Педагогическая позиция учителя / Ю.И. Куницкая; под ред. Н.А. Масюковой. - Гродно: ГрГУ, 2007. - 383 с.

10. Медведева, О.В. Развитие профессионально-педагогической направленности студентов в процессе получения второй специальности (на примере лингвострановедения): Дис. ... канд. пед. наук: Ирскутск,1995.

11. Немов, Р.С. Психология: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ, студентов пед. ин-тов и работников системы подготовки, повышения квалификации и переподготовки пед. кадров. - М.: Просвещение, 1991.-301с., с. 259-260.

12. Слободчиков, В. И. Реальность субъективного духа. Человек, 1994, № 5. - с.21-38

© Бурова О.Е., 2016

УДК 372.8

М.И. Внукова

учитель ГБПОУ ОК «Юго-Запад» г.Москва, Российская Федерация

ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГР И ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА

В настоящее время, в педагогике заметна тенденция увеличения ответственности за качество обучения и воспитания младших школьников. Преобразование общеобразовательных и специальных школ нацеливает на поиск всех возможных ресурсов для повышения эффективности учебно-воспитательного и коррекционного процессов.

Далеко не все педагогические методы принимаются во внимание в сфере воспитания и развития ребенка в условиях образовательного учреждения. К одним, из наиболее часто используемых ресурсах

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.